Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«ДРЕВО ИЕССЕЕВО»
Т. 16, С. 269-271 опубликовано: 4 октября 2012г. 


«ДРЕВО ИЕССЕЕВО»

[«Корень Иессеев», «Лоза Иессеева»], композиция с изображением родословного древа Иисуса Христа; сложилась в IX в. и получила широкое распространение в христ. искусстве.

Древо Иессеево. Роспись ц. Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция. 1259 - 1265 гг.
Древо Иессеево. Роспись ц. Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция. 1259 - 1265 гг.

Древо Иессеево. Роспись ц. Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция. 1259 - 1265 гг.

Лит. основой изображения являются тексты ВЗ и НЗ и гимнография. В Евангелиях о прав. Иосифе сказано: «...из дома Давидова» (Лк 1. 27), ангел обращается к нему: «Иосиф, сын Давидов» (Мф 1. 20). В Апокалипсисе Иисус назван «корень и потомок Давида» (Откр 22. 16), пророчество Исаии приводит ап. Павел: «...будет корень Иессеев» (Рим 15. 12). В НЗ исполняются пророчества Исаии (Ис 7. 14; 11. 1; 53) и Валаама (Числ 24. 17). Евангелист Матфей (Мф 1. 1) приводит родословие Иисуса Христа, «Сына Давидова». Раннехрист. писатели, начиная с Оригена и Тертуллиана, называют род Давидов «Корень Иессеев», Деву Марию - «Лоза из Корня», а Ее Сына - «Цветок Лозы». Согласно свт. Кириллу Александрийскому, Лоза Иессеева является знаком Царства Христа. Эта тема нашла развитие в лат. гимнах: Venantius Fortunatus (Рождество Христово), в песнопениях Павла Диакона (Варнефрида) на Вознесение Богородицы, еп. Фульберта Шартрского на Рождество Богородицы, Адама Сен-Викторского и др.

По мнению ряда исследователей, иконография «Д. И.» сложилась в западноевроп. искусстве (Mâle E. L'art du XII siècle en France. P., 1924). В. Н. Лазарев и др. считают, что тема получила развитие параллельно в искусстве Запада и Востока. Первые примеры изображения родословия Христа известны по памятникам западноевроп. искусства, напр. по изображениям в лицевых Евангелиях как иллюстрация текста Мф 1. 1-16 (Codex Aureus из Лорша, 810 г.) и в иллюстрированных комментариях на Апокалипсис Беата Лиебанского (X в.). В соответствии с различными текстами существуют многочисленные варианты композиции. Развитие шло по пути постепенного увеличения числа персонажей, включения в композицию сцен, связанных с пророчествами о воплощении Христа и Его искупительной жертве. В соотнесении персонажей и сюжетов раскрывается тема искупления греха первозданного Адама Вторым Адамом - Христом, в соответствии с ветхозаветными пророчествами Исаии и песнопениями служб, гл. обр. Рождества Христова. Древо, лоза соотносятся с райским древом и крестным древом, о чем говорил еще свт. Кирилл Александрийский. На бронзовых вратах собора Сан-Дзено Маджоре в Вероне (1000) изображен спящий на ложе Иессей, над к-рым поднимается лоза, симметрично разделяющаяся на 2 ветви. В 4 завитках лозы представлены по пояс 4 праотца, в центре над ветвями восседает благословляющий Христос. Поза лежащего Иессея повторяет позу спящего Адама. В Лекционарии из Зигбурга (Lond. Brit. Lib. Harl. 2889, 1164 г.) Иессей изображен мертвым, лежащим во гробе, сквозь к-рый из земли произрастает дерево, несущее на 7 ветвях, выходящих из цветка, голубей (7 даров Св. Духа), что указывает на соотнесение древа Иессеева с райским древом и древом Животворящего Креста Господня. Эту тему в зап. богословии развивал Бернард Клервоский. В соответствии с пророчеством Исаии о Деве Марии, о Которой он говорит как об «отрасли от корня Иессеева» (Ис 11. 1), в композицию «Д. И.» было включено изображение Богоматери. На миниатюре из соч. Герарды Ландсбергской «Hortus deliciarum» (Сад наслаждений) (1175-1185) Иессей изображен сидящим на горе у корня дерева, разделяющегося на 2 ветви с 3 медальонами в виде завитков на каждой. В медальонах по пояс группами изображены предки Христа по плоти, в центре между ветвями представлены оглавно рядами цари. Над головой последнего возвышается раздваивающийся стебель с неск. завитками и цветами, внутри к-рого фигура сидящей Богоматери, из Ее нимба произрастает цветок с полуфигурой Христа. На миниатюре в Евангелии из аббатства Грос-Санкт-Мартин в Кёльне (Evangelistar, Köln, 1-я четв. XIII в.) представлен спящий на ложе Иессей, над ним - Богоматерь «Полевой Цвет», выше - Христос, Которому поклоняются ангелы. Из нимба Христа выходят 7 коротких стеблей с медальонами с изображениями Св. Духа в виде голубей, образующих цветок или корону. В композицию включены также 2 св. жены, изображенные оглавно, но предков Христа по плоти нет - ветви и завивающиеся стебли покрыты только цветами и листьями. Впервые полная генеалогия Христа дана в иллюстрации Евангелия царя Вратислава (Прага, 1085) с 54 полуфигурами, начиная от Авраама.

Древо Иессеево. Роспись нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия. 1348 - 1350 гг.
Древо Иессеево. Роспись нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия. 1348 - 1350 гг.

Древо Иессеево. Роспись нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия. 1348 - 1350 гг.

В восточнохрист. искусстве изображения «Д. И.» известны с XII в. В визант. искусстве существует 2 варианта иконографии. В основе одного лежит родословие Христа по Евангелию от Матфея (напр., фрески в нартексе ц. апостолов Петра и Павла в Тырнове, кон. XV в., фрески испосницы Петра Коришского (до 1343)). В др. варианте иконографии помимо изображений предков Христа представлены изображения пророков с развернутыми свитками пророчеств и отдельные сцены из ВЗ и НЗ, соответствующие темам воплощения, рождения и искупительной жертвы Христа. В композицию могут быть также включены античные философы, поэты и сивиллы со свитками, содержащими пророчества о событиях НЗ.

Согласно описанию несохранившихся мозаик 1169 г. в базилике Рождества Христова в Вифлееме, композиция «Д. И.» состояла из изображений пророков, среди к-рых была помещена и сивилла, и предков Христа в медальонах. Руй Гонсалес де Клавихо (XV в.) в описании путешествия ко двору Тимура упоминает об изображении «Д. И.» в портике мон-ря Богородицы Перивлепты в К-поле (XI в.).

В XIII-XIV вв. «Д. И.» становится широко распространенной темой в росписях визант. храмов: Св. Троицы мон-ря Сопочани, Сербия (ок. 1265); св. Ахиллия в Арилье, Сербия (1296); Спасителя в мон-ре Жича, Сербия (роспись ок. 1220, обновлена в 1309-1316); Богородицы Левишки в Призрене, Сербия (1310-1313); Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350); Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция (1259-1265); Св. Софии в Трапезунде (1260-1270); св. Апостолов в Фессалонике (после 1315); груз. церквей в Кинцвиси (1207) и Сафаре (1-я пол. XIV в.).

Композиция обычно помещается на наружных стенах (башня мон-ря в Студенице, Сербия, XIII в.) или в нартексе, где, как правило, располагаются циклы прообразовательного характера, «Страшный Суд», «Вселенские Соборы», а также портреты царей, ктиторов и местных святителей. В этом контексте «Д. И.» отражает связь ВЗ и НЗ, раскрывает в образах темы воплощения и спасительной жертвы Христа. В нач. XIV в. в искусстве Сербии по образцу «Д. И.» была создана композиция «Лоза Неманичей», представляющая родословие серб. государей (ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия, ок. 1320).

Древо Иессеево. Фрагмент росписи свода галереи Благовещенского собора Московского Кремля. Сер. XVI в.
Древо Иессеево. Фрагмент росписи свода галереи Благовещенского собора Московского Кремля. Сер. XVI в.

Древо Иессеево. Фрагмент росписи свода галереи Благовещенского собора Московского Кремля. Сер. XVI в.

Наиболее пространная и сложная по составу композиция «Д. И.» представлена в росписи нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Над лежащим Иессеем в «стволе», образованном стеблями, выходящими из цветков, представлены 11 фигур в рост. По сторонам от «ствола» в завитках боковых побегов помещены сцены из ВЗ и НЗ и отдельные фигуры, а в цветках на концах побегов - полуфигуры святых. Над Иессеем изображен праотец Иаков на престоле, держащий в руке миндалевидный медальон с фигуркой Младенца Христа. Надпись: «И истече звезда от Иакова», выше - 8 фигур царей, Богоматерь на престоле из сцены «Благовещение» и Спас на престоле, по сторонам Которого в медальонах - завитках лозы, вероятно, апостолы Петр и Павел (надписей нет). По сторонам расположены ветхозаветные (Явление ангела Валааму, Помазание Давида, Прор. Иона в Ниневии, Вознесение прор. Илии, Гибель Содома и Гоморры, Руно Гедеоново, Явление Ангела Исаии и др.) и евангельские (Рождество Христово, Крещение, Сретение, Вход в Иерусалим, Распятие и Сошествие во ад) сцены. Композиционное построение, взаимосвязь вертикальных и горизонтальных рядов фигур и сюжетных сцен демонстрируют многоплановое сопоставление тем ВЗ и НЗ, близкое к поэтике литургических песнопений, в к-рых раскрывается домостроительство Спасения. Богородица и Христос, венчающие центральный ряд фигур, прославляются как Царица Небесная и Небесный Царь.

Иконография нек-рых сцен из «Д. И.» в Дечанах имеет сюжетное сходство с росписями в ц. св. Апостолов в Фессалонике («Помазание царя Давида», «Руно Гедеоново», «Звезда Иакова»), в церкви мон-ря в Мораче (живопись XIII в., поновлена в XVI в. с изменениями в иконографии, напр. первоначальная сцена «Звезда Иакова» получила название «Преображение») сцены напоминают роспись храма в Сопочани. Роспись в Дечанах повторяет композиции «Звезда Иакова», «Руно Гедеоново», «Сретение» и «Гибель Содома и Гоморры» из ц. Богородицы Левишки. В росписях на тему «Д. И.» встречаются и отличия. Так, в ц. св. Апостолов в Фессалонике и в Мораче имеется сцена «Видение Иезекииля», к-рой нет ни в Дечанах, ни в ц. Богородицы Левишки.

К XIII в. в монументальном искусстве сложилась композиция «Д. И.», являющаяся протографом последующих и известная на примере резьбы фасада собора в Орвието (1310-1320). Архетип композиции включал 9 фигур по центру - 7 царей, Богоматери и Христа, 32 изображения предков Христа, 24 пророка, 12 античных философов, а также 12 сцен из пророчеств. Однако в визант. искусстве подобный развернутый извод появился только в XVI в. (фрески Афона, Румынии). Пример росписи Дечан показывает, что в XIV в. эта тема развивалась в визант. искусстве в разнообразных формах.

Наиболее обширные и стабильные по составу композиции известны в росписях XVI в. на Афоне (трапезная Лавры св. Афанасия, 1536; Дохиар, 1568) и в наружных росписях церквей на территории Румынии (ц. св. Марии мон-ря в Хуморе, 1535; вмч. Георгия в Сучаве, ок. 1532-1534; Благовещения в Молдовице, 1537; вмч. Георгия в с. Воронец, 1547; ц. Вознесения мон-ря Сучевица, ок. 1600). Композиции делятся на 7 ярусов. Над лежащим Иессеем изображаются ветхозаветные цари, начиная с Давида, по сторонам - пророки и праотцы, в т. ч. 12 сыновей Иакова, ветхозаветные прообразовательные сцены: «Три отрока в пещи огненной», «Руно Гедеоново», «Помазание царя Давида», «Лествица Иакова» и др.- и новозаветные: «Рождество Христово», «Сретение», «Распятие», «Вознесение», представленные в сокращенных изводах. Помимо библейских и евангельских сцен в композицию включены иллюстрация к 84-му псалму «Правда с небес прииде», «Проклятие Иерусалима», «Благословение Вифлеема», пророчество сивиллы Южской, а также изображения античных философов.

В рус. искусстве «Д. И.» впервые появилось в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, созданной Феофаном Греком в 1405 г. (не сохр.). Ныне существующая роспись на эту тему сер. XVI в. представляет обширный цикл, расположенный на сводах сев. и зап. галерей, в к-ром помимо 14 ветхозаветных царей, пророков, античных мудрецов представлены 12 апостолов и апостолы из числа 70. Т. о., «Д. И.» дополнено композицией «Христос-лоза», называемой также «Собор апостолов» или «Союзом любви связуемые апостолы». Композиция в Благовещенском соборе близка к композиции росписей храмов Афона и Румынии. Изображения на стенах галерей князей из московского дома подчеркивают тему богоизбранности московских государей. В XVII в. эта тема получила развитие в росписи галерей Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря, где в побегах лозы изображены рус. князья.

В XVII-XVIII вв. композиция получила распространение в рум. миниатюре, в лицевых свитках, именуемых «Родословие Богородицы». По сведениям А. А. Турилова, один такой свиток 2-й четв. (30-х гг.?) XVIII в. хранится в б-ке Пантелеимонова мон-ря на Афоне (текст на рум. языке кириллицей).

В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (XIII в.) «Д. И.» рекомендуется изображать так: «Праведный Иессей спит. Из-под плеча его выходят три ствола с ветвями, из них два малые обвились около него, а третий, великий, растет вверх, и на нем в ветвистых кругах видны еврейские цари от Давида до Христа: первый Давид с арфой, выше его Соломон с книгой закрытой, выше Соломона прочие цари по порядку, с скипетрами в руках, а на вершине ветвистого ствола - Рождество Христово, и по обе стороны его, в ветвях, пророки с пророчествами взирают и указывают на Христа» (Ерминия ДФ. 1868. С. 570).

Лит.: Mâle É. L'art religieux du XIIe siècle en France. P., 1922, 19988; Henry P. L'arbre de Jessé dans les églises de Bukovine // Mélanges de la Bibliothèque de l'Instit. Français des Hautes Études en Roumanie. Bucarest, 1929. Vol. 2. P. 1-31; Ligtenberg R. De genealogie... Utrecht, 1929. (Oudheidkudig Jaarboek. Ser. 3; Bd. 9/1); Watson A. The Early Iconographie of the Tree of Jesse. L., 1934; Réau. Iconographie. Vol. 2/2. P. 129-140; Schiller G. Ikonographie der christlichen Kunst. Gütersloh, 1966. Bd. 1. S. 23-33; Thomas A. Wurzel Jesse // LCI. 1972; 1994. Bd. 4. Sp. 549-558; Taylor M. D. The Prophetic Scenes in the Tree of Jesse at Orvieto // The Art Bull. N. Y., 1972. Vol. 54. P. 403-417; idem. A Historiated Tree of Jesse // DOP. 1980/1981. Vol. 34/35. P. 125-176); Milanovic V. The Tree of Jesse in the Byzantine Mural Painting of the 13th and 14th Centuries: A Contribution to the Research of the Theme // Зограф. 1989. Кн. 20. С. 48-59; Милановић В. Старозаветне теме и лоза Jесеjева // Зидно сликарство манастира Дечана. Београд, 1995. С. 219-241; Качалова И. Я. Стенопись галерей Благовещенского собора Моск. Кремля // ДРИ. СПб., 1995. [Вып.]: Балканы. Русь. С. 411-437.
Н. В. Квливидзе
Ключевые слова:
Иконография Ветхого Завета Иконография Нового Завета Иисус Христос, иконография «Древо Иессеево» [«Корень Иессеев», «Лоза Иессеева»], композиция с изображением родословного древа Иисуса Христа Искусство христианское
См.также:
«БЕСЕДА ХРИСТА С САМАРЯНКОЙ» название иконографич. сюжета
БИБЛИЯ. III. ИЛЛЮСТРАЦИИ
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа
ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих
ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
ААРОНОВ ЖЕЗЛ образ, встречающийся в православной гимнографии и иконографии
АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)
АВГАРЯ ПЛАТ - см. Спас Нерукотворный
АВДИЙ 4-й в ряду 12 малых пророков (пам. 19 нояб., в Неделю праотец, в 1-ю неделю Великого поста)
АВЕЛЬ (пам. в Недели св. праотец и отец), второй сын Адама и Евы