Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АССИРИЯ
Т. 3, С. 625-627 опубликовано: 25 ноября 2008г.


АССИРИЯ

(Ассир. Мат-Ашшур - Страна Ашшура), одно из крупнейших гос-в Др. Ближ. Востока. Предки ассирийцев, восточносемит. племена, расселились в области среднего течения Тигра ок. 3 тыс. до Р. Х., где впосл. возникло неск. больших поселений, в т. ч. Ашшур. В XX-XIV вв. до Р. Х. Ашшур - торговый и политический центр, нередко попадавший в зависимость от иноземных царств, но почти всегда сохранявший собственных правителей. В XIV-XIII вв. до Р. Х. усилиями правителей Ашшурубаллита I (1353-1318) и Ададнерари I (1307-1275) Ашшур добился независимости, захватил окрестные области и превратился из города-гос-ва в царство, претендовавшее с кон. XIII в. до Р. Х. на первенство среди великих держав Ближ. Востока. В античной исторической традиции эта эпоха рассматривалась как время основания Ассирийской империи, просуществовавшей ок. 700 лет и характеризовавшейся следующими чертами: двойственным положением ассир. царей (ограниченная власть над самоуправляемыми старыми ассир. городами при полновластии над завоеванными территориями побуждала их переносить в последние центр империи и этим в конечном счете ослаблять само гос-во); непрерывной военной экспансией и борьбой с восстаниями покоренных народов (ограниченность ресурсов, особенно демографических, коренной А. не позволяла прочно освоить завоеванные области); особой жестокостью завоевателей, в частности, применялись массовые казни, полное разрушение городов и селений, а также депортация покоренного населения в отдаленные районы; наличием концепции, согласно к-рой войны ассир. царей предпринимались по приказу и во славу Ашшура, бога-покровителя города и царства, что отражало исключительную роль храма бога Ашшура в Ассирийском гос-ве (см. также ст. «Месопотамии религия»).

Салманасар III принимает дань от израильского царя Ииуя. Рельеф "Чёрного обелиска" из Нимруда. Ок. 841 г. до Р. Х. Фрагмент
Салманасар III принимает дань от израильского царя Ииуя. Рельеф "Чёрного обелиска" из Нимруда. Ок. 841 г. до Р. Х. Фрагмент

Салманасар III принимает дань от израильского царя Ииуя. Рельеф "Чёрного обелиска" из Нимруда. Ок. 841 г. до Р. Х. Фрагмент

История А. представляет собой циклы военного подъема и упадка (см. карту). Регулярно, примерно раз в 200 лет (нач. XII в., 1-я пол. X в., 1-я пол. VIII в. до Р. Х.). А. теряла бо́льшую часть захваченных территорий и вновь возвращала их, каждый раз наращивая масштабы экспансии. В период своего наивысшего расцвета, при династии Саргонидов (722-609 до Р. Х.), Ассирийская держава включала в свой состав территории Междуречья, Сирию, Палестину, а также часть горных районов, примыкавших с севера и востока, иногда охватывая и Египет; согласно ассир. источникам, верховную власть А. признавали мн. гос-ва юга и запада М. Азии, Армянского нагорья, Юж. Ирана, Заиорданья (ок. 640 до Р. Х.). Однако при этом усиливались сопротивление и стремление к единству покоренных народов, а Ассирийское гос-во постепенно истощало материальные и людские ресурсы своих исконных земель. После правления Ашшурбанипала (ок. 668-630 до Р. Х.) А. не смогла противостоять нашествию скифов (кон. 30-х гг. VII в. до Р. Х.), к-рое сопровождалось гражданской междоусобицей в самом гос-ве. Восстановившие независимость мидяне и вавилоняне совместно уничтожили Ассирийское гос-во и разделили его территорию (612-609 до Р. Х.).

Ассир. культура не отличалась самостоятельностью и находилась под влиянием шумеров, аккадцев и вавилонян. Дворцовая архитектура и традиция составления анналов были заимствованы у хеттов и митаннийцев. Для ассир. видения мира характерны пространные описания военных побед и расправ с побежденными, отражавшие идеологию «священной войны» по приказу бога Ашшура. Своеобразными иллюстрациями к этим анналам были огромные рельефы с военными сценами в залах ассир. дворцов, к-рые должны были служить наглядным уроком иноземным послам и правителям. Адм. устройство гос-ва и организация военного дела являлись приоритетными направлениями внутренней политики А., ассир. армия была организована и оснащена лучше любой др. на Др. Востоке, ассирийцы были прекрасными строителями городов и крепостей, военными инженерами и искусными оружейниками. В столице Ашшурбанипала Ниневии находилась огромная клинописная б-ка, исследованная в XIX в. археологами и ставшая для совр. науки одним из главных источников сведений по истории Ближ. Востока.

Ассирийская держава в сер. II тыс. - VII в. до Р. Х.
Ассирийская держава в сер. II тыс. - VII в. до Р. Х.

Ассирийская держава в сер. II тыс. - VII в. до Р. Х.

Отношения А. с древнеевр. государственностью насчитывают неск. сот лет. Израиль и Иудея стали объектами ассир. экспансии в странах Вост. Средиземноморья, где основным противником А. был Арам-Дамаск. Ок. 1100 г. до Р. Х., в правление Тиглатпаласара I, А. впервые появляется на границах Св. земли и подчиняет себе Сев. Финикию вплоть до Сидона. Возможно, воспоминания о великом завоевателе Тукульти-Нинурте I (1244-1208 до Р. Х.) отразились в образе Нимрода (Быт 10. 8-9). Однако более определенные сведения об А. Свящ. Писание приводит только с IX в. до Р. Х. В 853 г. до Р. Х. Салманасар III, пытаясь захватить Сирию, потерпел поражение в битве при Каркаре от коалиции местных царей, включая израильского царя Ахава, царя Дамаска, царя Аммона и др. В 841 г. до Р. Х. Салманасару удалось одержать победу над Дамаском, и израильский царь Ииуй стал почти на 10 лет данником А. вместе с правителями Тира и Сидона. После длительного перерыва ассирийцы появились на рубежах Израиля ок. 796 г. до Р. Х., при Ададнерари III, и ненадолго покорили израильского царя Иоаса, царя Дамаска, Эдом (библ. Едом) и филистимлян, а Иоас, воспользовавшись ослаблением Дамаска под ударами ассирийцев, «возвратил города Израилевы» (4 Цар 13. 25). Потерпев поражение от Урарту, ассирийцы вновь оказались в этом регионе только при Тиглатпаласаре III, к-рый, захватив Сев. и Центр. Сирию, ок. 740 г. до Р. Х. добился выплаты дани со стороны израильского царя Менаима (4 Цар 15. 19). При царе Факее Израиль пытался восстановить свою независимость (ок. 737 до Р. Х.), но Тиглатпаласар, вмешавшись по просьбе иудейского царя Ахаза в его конфликт с царями Израиля и Дамаска, разгромил Израиль (733 до Р. Х.), захватил Дамаск и добился замены Факея на Осию (732 до Р. Х.). Большая часть территории Израиля была занята ассирийцами, на оставшуюся часть с центром в Самарии наложена тяжелая дань. В результате Иудея впервые за свою историю попала в зависимость от А. (4 Цар 16. 10). Попытка Осии по смерти Тиглатпаласара освободиться от А. вызвала карательный поход, осаду Салманасаром V Самарии (725-722 до Р. Х.) и после ее падения захват Израильского царства Саргоном II, подавившим в 720 г. до Р. Х. восстание в Самарии. Значительную часть израильтян в неск. этапов переселили на восток, а на их место поселили арамеев и арабов (4 Цар 17. 4-6). После смерти Саргона II Иудейское царство отказалось признавать власть А. (ок. 704 до Р. Х.). Карательный поход нового ассир. царя Синаххериба против Иудеи в 701 г. до Р. Х. завершился признанием царем Езекией владычества А. и выплатой огромной дани (4 Цар 19. 37). С тех пор Иудея не выходила из-под ассир. власти вплоть до нашествия скифов (ок. 630 до Р. Х.), положившего конец могуществу А. Это помогло иудейскому царю Иосии восстановить независимость, а также присоединить к Иудее все земли, к-рые принадлежали ей во времена царствования Давида и Соломона.

ВЗ относится отрицательно к ассир. военной государственности, но положительно к торговым городам коренной А. (см. Быт 10. 11, 22, где новые столицы А. Ниневия и Кальху отнесены к потомству Хама, а автономный торговый Ашшур - к потомству Сима). Устрашающие образы А. и ее могущественных царей неоднократно употребляются в пророческой лит-ре при описаниях божественного гнева, вызванного преступлениями евр. народа (Ис 10. 5; 37. 18; Иер 32. 22; Соф 2. 13; Ос 10. 6 и др.). Красочная поэтическая картина падения Ниневии и краха А. изображена в Книге пророка Наума. В Книге пророка Ионы заметно особое отношение к Ниневии и ее жителям, к к-рым обращен призыв к покаянию.

Лит.: Oppenheim L. Ancient Mesopotamia. Chicago, 1927; Forrer E. Assyrien // Reallexikon der Assyriologie. B., 1928. Bd. 1; Cambridge Ancient History. Camb., 1972-19803. 3 vol.; Grayson A. K. Assyrian Royal Records. Toronto, 1972-1975. 2 vol.; Садаев Д. Ч. История древней Ассирии. М., 1979; История Востока: В 6 т. М., 1997. Т. 1. С. 113-127, 246-260 [Библиогр.].
А. А. Немировский
Ключевые слова:
География библейская, область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с которым связаны события библейской истории Ветхозаветные реалии, термины и понятия Древний Восток. Месопотамия Ассирия, одно из крупнейших государств Древнего Ближнего Востока
См.также:
АККАД в Библии - обширная семитоязычная древневост. империя XXIV - XXII вв. до Р.Х.
ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х.
АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана
АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)
АДМА один из 5 городов, цари к-рых во времена Авраама заключили союз и восстали против царя Элама
АЗЕК город в Северной Иудее
АМОРРЕИ степной западносемитский народ Передней Азии, сформировавшийся в нач. III тыс. до Р. Х.
АНАНИЯ древнеевр. селение в колене Вениамина