Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АРТА
Т. 3, С. 449-451 опубликовано: 21 февраля 2009г.


АРТА

Крепость в Арте
Крепость в Арте

Крепость в Арте

[греч. ̀ρδβλθυοτεΑρτα], г. в обл. Эпир (Греция) и митрополия Элладской Православной Церкви. Первоначально на этом месте располагалась коринфская колония Амвракия. В 295 г. до Р. Х. царь Эпира Пирр сделал этот город столицей своего гос-ва. В 189 г. до Р. Х. он был разрушен римлянами. Рим. имп. Август Октавиан в память о победе при Акции над Антонием и Клеопатрой VII (31 до Р. Х.) основал новый г. Никополь на расстоянии неск. километров от Амвракии. Упоминание города А. появляется в источниках в связи с войной имп. Алексея I Комнина против норманнов в 80-х гг. XI в. После того как в 1034 г. Никополь был разрушен болгарами, А. становится главным городом Эпира.

В 1204 г. крестоносцы захватили К-поль, и Византийская империя распалась на неск. частей. На северо-западе Греции образовалось гос-во Эпирский деспотат со столицей в А. Первым эпирским деспотом стал Михаил II Дука Комнин, к-рый установил свое правление над сев.-зап. частью Греции и значительной частью Фессалии. В 1224 г. его брат и преемник Феодор смог отвоевать Фессалонику у латинян и был коронован там как император. К 1260 г. А. и большая часть Эпира подпали под власть Никейской империи. С 1264 до 1318 г. Эпиром вновь правили независимые деспоты.

С 1318 по 1336 г. Эпир управлялся итал. семейством Орсини. Восстановленная в 1261 г. Византийская империя продолжила попытки завоевать А.: имп. Андроник II Палеолог (1259/60-1332) неудачно атаковал город, в 1338 г. А. была взята византийцами во главе с Андроником III Палеологом. В 1348 г. А. была захвачена сербами, затем непродолжительное время (1359-1374) здесь правили албан. князья, впосл. городом снова овладели сербы. С 1416 г. Эпирский деспотат перешел под контроль итал. семьи Toккo, в это время А. была окончательно отвоевана у албанцев. В 1449 г. А. захватили турки-османы, и к этому времени весь Эпир стал частью Османской империи.

В 1688 г. А. перешла под власть Венеции, затем, после краткого периода франц. владычества (1797-1798), снова оказалась под властью Османской империи. Жители А. сражались против тур. ига во время Греческого восстания 1821 г., но после поражения греч. повстанцев под Петой в 1822 г. А. еще долго оставалась в тур. зависимости. Лишь в 1881 г. А. была окончательно освобождена от власти турок и перешла к Греции.

Церковь Панагии Паригоритиссы. Ок. 1283–1289 гг.
Церковь Панагии Паригоритиссы. Ок. 1283–1289 гг.

Церковь Панагии Паригоритиссы. Ок. 1283–1289 гг.

Изначально А. находилась на территории митрополии Никополя. В списках епископий К-польского Патриархата А. упоминается только начиная с XII в. Первым епископом А., имя к-рого сохранилось в источниках, был Павел (сер. XI в.). Ок. 896-900 гг. в ходе адм. реформ была образована фема Древний Эпир-Никополь с центром в г. Навпакт, туда же была перенесена столица митрополии. В 1367 г., когда на Навпактскую митрополию был поставлен Матфей, до этого архиеп. Левкадский, резиденция митрополита была перенесена в А. Поскольку в городе теперь находился сам митрополит, епископы А. с этого времени перестали поставляться. С нач. XVI в. появляется титул «митрополит Навпакта и Арты». После освобождения от тур. ига митрополия А. вошла в юрисдикцию Элладской Православной Церкви. С 1899 г. границы Артской митрополии совпали с границами соответствующего нома. В 1894-1900 гг. Артский Предстоятель носил титул архиепископа, в 1900-1922 гг.- епископа, с 1922 г. до наст. времени- митрополита.

В наст. время в митрополии А. ок. 140 храмов и более 100 священнослужителей, действуют катехизаторские школы, курсы визант. музыки, муж. мон-рь Мелатон и 3 жен.: Като-Панагия, Ровелисти, Феотокиу (основан в XIV в.). Особо почитаются в Артской митрополии прп. Максим Грек, прп. Феодора императрица, жена Михаила II Дуки Комнина (XIII в.), свт. Парфен, преподобные Апостол и Феохар, нмч. Захарий.

Лит.: Remy F. Arta // DHGE. Т. 4. Col. 766; ̀ρδβλθυοτεΑρτης μητρόπολις // ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 271-279; LexMA. Bd. 1. S. 977; TIB. 1981. T. 3. Р. 113-115; Ducellier A. Aux frontières de la Romanie: Arta et Sainte-Maure à la fin du moyen âge // TM. 1981. T. 8. P. 113-124; Darrouzès. Notitiae. Passim; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 488-489; ODB. T. 1. P. 191; Δίπτυχα. 1999. Σ. 362-367.
М. А. Курышева
Христос Пантократор. Мозаика в скуфье купола ц. Панагии Паригоритиссы. Ок. 1290 г.
Христос Пантократор. Мозаика в скуфье купола ц. Панагии Паригоритиссы. Ок. 1290 г.

Христос Пантократор. Мозаика в скуфье купола ц. Панагии Паригоритиссы. Ок. 1290 г.

В А. и гл. обр. ее окрестностях сохранился ряд памятников визант. искусства IX-X вв. Как правило, это базилики (в т. ч. купольные) с деревянным покрытием и крестово-купольные постройки. Активизация строительной деятельности приходится на время существования Эпирского деспотата в XIII в. Типология храмовых построек становится разнообразной; создается своеобразный пластический язык оформления фасадов и интерьеров, к-рые отличаются богатым скульптурным убранством визант. и зап. происхождения. Живопись 1-й пол. XIII в. повторяет образцы комниновского искусства и достигает высокого уровня во 2-й пол. XIII в.

Укрепления акрополя были построены во время правления Михаила II Дуки Комнина на месте древней Амвракии, в кладке внешних стен использованы блоки античного времени; значительная перестройка сделана в поствизант. период. В 1976 г. раскопаны постройки эллинистического времени, в т. ч. булевтерий, театр (IV-III вв. до Р. Х.) и храм (нач. V в. до Р. Х.).

Наиболее известным памятником А. является ц. Панагии Паригоритиссы, построенная деспотом Никифором I ок. 1283-1289 гг. как главный храм одноименного мон-ря. Снаружи это огромное кубическое сооружение с 5 куполами и двойными арочными окнами на фасадах, напоминающее дворцовое сооружение. Основное здание - купольный храм на 8 опорах - с 3 сторон окружено двухэтажными приделами и нартексом (с востока - 5 трехгранных апсид). Интерьер украшен трехлопастными готическими арочками, колоннами и капителями из древнего Никополя, скульптурными изображениями «Рождества Христова», «Агнца Божия», фантастических зверей и др., выполненными в романско-готическом стиле. Сохранились мозаики (ок. 1290) в куполе и барабане, незначительные фрагменты в парусах, принадлежащие мастерам из К-поля или Фессалоники. Изображение Христа Пантократора в скуфье купола сходно с образом из ц. Успения Богородицы в Дафни, ок. 1100 г., но выполнено более жестко и архаично. Пророки, херувимы и серафимы в барабане отличаются смелостью трактовки живописных форм, богатым колоритом и виртуозным использованием цветовых контрастов. Росписи в алтаре - 1558 г., в наосе - кон. XVII - нач. XVIII в. Среди сохранившихся построек (отреставрированы А. Орландосом) - 16 келий и трапезная, в к-рой размещается небольшой археологический музей; у юго-зап. угла собора - остатки сооружения (XII в.?), вероятно служившего погребальной часовней.

Саркофаг св. Феодоры. XIII в. (ц. св. Феодоры. Арта)
Саркофаг св. Феодоры. XIII в. (ц. св. Феодоры. Арта)

Саркофаг св. Феодоры. XIII в. (ц. св. Феодоры. Арта)

Храм св. Феодоры в А. (первоначально освящен в честь вмч. Георгия) - кафоликон мон-ря, основанного св. Феодорой, женой Михаила II Дуки Комнина, к-рая здесь приняла монашеский постриг. Это трехнефная базилика нач. XIII в. с деревянным покрытием и трехгранными апсидами. Нартекс пристроен ок. 70-х гг. XIII в. В нем находится саркофаг св. Феодоры (обнаружен в 1873), от оригинала сохранилась рельефная плита с изображениями святой и ее сына, деспота Никифора I Комнина Дуки, установившего саркофаг.

Ц. св. Василия (кон. XIII - нач. XIV в.) - небольшая однонефная базилика с деревянным покрытием. Позже с севера и юга к ней было пристроено по нефу; апсиды трехгранные. Весь храм, в особенности вост. часть, украшен разноцветными изразцами. По бокам от окна над центральной апсидой расположены 2 изразцовых рельефа («Распятие с предстоящими» и «Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст»), изготовленные в итал. мастерской по правосл. образцам. Роспись относится к кон. XVII - нач. XVIII в.

Большое число визант. памятников сохранилось в окрестностях А. Древнейшие из построек - ц. св. Димитрия Кацури (IX в., перестроена в кон. XIII в.), в наст. время приходская церковь сел. Плиси (первоначально храм мон-ря, упом. с 1229). Это крестово-купольный храм с 4 массивными подкупольными столпами, связанными с вост. и зап. стенами двойным сводом. Нартекс пристроен позже, в стены вмонтированы фрагменты резного темплона XII-XIII вв. Роспись неоднородна по художественному уровню и датируется XII в. (изображения святителей в алтаре) и кон. XIII в. (купол и своды).

Ц. Панагия Ковонисия - еще одна ранняя постройка, датированная предположительно X в.

Крестово-купольная двухстолпная ц. св. Николая Родиаса, XIII в.,- соборный храм бывш. мон-ря Родиас. Его роспись относится к т. н. «изящному направлению» позднекомниновского стиля и датирована нач. XIII в.

Церковь Божией Матери Влахернского мон-ря. 1-я пол. XIII в.
Церковь Божией Матери Влахернского мон-ря. 1-я пол. XIII в.

Церковь Божией Матери Влахернского мон-ря. 1-я пол. XIII в.

Церковь бывш. жен. Влахернского мон-ря, 1-я пол. XIII в.,- трехнефная сводчатая базилика с нартексом и 3 куполами над каждым из нефов, поставленными на восьмигранные барабаны. Сохранился фрагмент фрески с изображением процессии с иконой Богородицы Одигитрии по улицам К-поля. Рельефы мраморных темплона и саркофагов, принадлежавших ктитору мон-ря деспоту Михаилу II и его 2 сыновьям, встроены в дверной проем нартекса, частью находятся в ц. св. Меркурия в А. и в городском музее.

От первоначальных сооружений жен. мон-ря Като-Панагия (основан в 60-х гг. XIII в.), построенного Михаилом II Дукой, сохранилась трехнефная базилика с трансептом и трехгранными апсидами; ее особенность - повышенный над средокрестием трансепт, вследствие чего здание производит впечатление купольного. В кладке использовано сочетание известняка, туфа и плинфы, стены украшены изразцами. В декоре храма сохранились порфировые колонны и др. детали построек древней Амвракии, фрагменты росписи кон. XIII в. в диаконнике (святители, Ветхий деньми, святые праведные Иоаким и Анна и др.), принадлежащие местному мастеру и тяготеющие к позднекомниновскому стилю, росписи наоса выполнены в 1715 г.

Ц. Панагии во Вриони близ Неохоракиона построена в местных архитектурных традициях (освящена в 1238) - трехчастный алтарь отделен от трехнефного наоса центральнокупольным пространством. Нартекс пристроен в 1870 г.

Ц. Панагии в Велле (XIII в.) близ Вургарели - трехнефная базилика с трансептом. Ее декор снаружи составляет узор из красного кирпича. Росписи 1281 г. стилистически близки нек-рым из фресок ц. св. Димитрия Кацури (сохранились фрагментарно, «Поцелуй Иуды» - в музее в Янине, семейный портрет ктитора, двунадесятые праздники).

Лит.: ̓Ορλάνδος Α. Κ. Τρεῖς ἀνέκδοται βυζαντινοὶ ναοὶ τῶν περιχώρων τῆς ̀ρδβλθυοτεΑρτης. ̓Αθῆναι, 1922; idem. Μνημεῖα τοῦ δεσποτάτου τῆς ̓Ηπείρου: ῾Η κοκκίνη ̓Εκκλησία (Παναγία Βέλλας) // ̓Ηπειροτικὰ χρονικά. 1927. Τ. 2. S . 153-169; idem. Βυζαντινὰ γλυπτὰ ̀ρδβλθυοτεΑρτης // Ibid. 1935. Τ. 10. S . 265-269; idem. ̀ρδβλθυοτεΑρτα. ̓Αθῆναι, 1937; idem. ῾Η Παρηγορητίσσα τῆς ̀ρδβλθυοτεΑρτης. ̓Αθῆναι, 1963; Ξενόπουλος Σ. ῾Η ἐξωτερικὴ διακόσμησιις τοῦ ἐν ̀ρδβλθυοτεΑρτῃ βυζαντινοῦ ναοῦ τοῦ ῾Αγίου Βασιλείου // ΕΕΒΣ. 1929. Τ. 6. S . 387-397; Pallas D. I. Epiros // RBK. Bd. 2. Lfg. 10-11. S. 207-334; Mouriki D. Stylistic trends in monumental painting of Greece at the beginning of the fourteenth century // L'art byzantin au début du XIIIe siècle: Symp. at Gračanica, 1973. Beograd, 1978. Р. 57; Γιαννέλος Κ. Τ. Τα βυζαντινά μνημεία της ´Αρτας. ´Αρτα, 1990; Chatzidakis N. Byzantine mosaics. Athens, 1994. Р. 156-161, 251-252.
Л. К. Марсиель Санчес
Ключевые слова:
Города греческие Епархии Элладской Православной Церкви География историческая Христианство на территории разных стран. Греция Греция. История Страноведение. Греция Арта, г. в обл. Эпир и митрополия Элладской Православной Церкви Памятники церковной архитектуры. Греция
См.также:
ВЕРРИЯ город в обл. Македония (Греция) и митрополия Элладской Православной Церкви
АФИНЫ столица Греческой Республики
ГЕРАКИ г. на Пелопоннесе (на месте античного г. Геронтры)
ДРАМА г. в Вост. Македонии, центр Драмской митрополии Элладской Православной Церкви
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ территория на юге Балканского п-ова
ГРЕЦИЯ ЧАСТЬ I
ДИМИЦАНА г. на п-ове Пелопоннес в номе Аркадия (Греция), центр Гортинской и Мегалопольской митрополии Элладской Православной Церкви
АБИССИНИЯ старое название Эфиопии как страны - общей родины христиан, мусульман и язычников
АВАН древнее селение в Армении, к северо-востоку от Еревана (в наст. время входит в черту города)
АВИ-ЙОНА Михаэль (1904–1974), археолог, историк искусства
АВИЛИНЕЯ территория в южной части Антиливана
АВИНЬОН город во Франции на слиянии рек Роны и Дюранса
АВКСЕНТИЯ СВЯТОГО ГОРА в 12 км к юго-востоку от Халкидона, первоначально называвшаяся Скопа
«АГАФАНГЕЛА ВИДЕНИЕ» (полное название – «Видение блаженного Иеронима Агафангела»), одно из многочисленных пророчеств о грядущем освобождении греков от тур. ига
АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции
АДДИС-АБЕБА столица Эфиопии, центр Эфиопской Церкви