Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АРСЕНИЙ
Т. 3, С. 416-418 опубликовано: 13 февраля 2009г.


АРСЕНИЙ

(Суханов Антон Путилин; † 14.08.1668, Троице-Сергиев мон-рь), келарь Троице-Сергиева мон-ря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором. Отец А. Путило Елизарьев Суханов владел деревней, к 1622 г. разорился и «волочился меж двор на Туле». После 1622 г. Антон Суханов служил дьячком в коломенском Старо-Голутвине мон-ре, где принял постриг с именем А., рукоположен во диакона Коломенским и Каширским еп. Рафаилом. С авг. 1633 г. А. был архидиаконом при Патриархе Филарете, его личным секретарем и хранителем Патриаршей казны. В 1634 г., после смерти Патриарха, поселился в Чудовом мон-ре, принимал участие в Соборах, приемах иностранных посольств, списывал и приобретал для себя рукописи, учил греч. язык. В 1637-1640 гг. в составе посольства кн. Ф. Ф. Волконского-Шерихи ездил в Грузию для сбора сведений о церковной жизни страны. Между 1642 и 1645 гг. рукоположен во иеромонаха и назначен строителем Троицкого Богоявленского мон-ря в Кремле.

Поездка в Молдавию и Валахию (1649-1650), прения с греками о вере

27 янв. 1649 г. в Москву прибыл Иерусалимский Патриарх Паисий за милостыней для храма Гроба Господня. Он участвовал в богослужении в Успенском соборе Кремля и обратил внимание царя Алексея Михайловича и Московского Патриарха Иосифа на несогласие в чинопоследованиях и обрядах Русской Церкви с греч. Церквами. Решено было послать с Патриархом Паисием «в Иерусалим, и в Александрию, и в Святые горы, и в Царьград» А., к-рому предписывалось «узрети, како греки... церковный чин и пение содержат». Вместе с Патриархом Паисием поехал также иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря Иона Маленький, составивший описание путешествия - «Повесть и сказание о похождении в Иерусалим и в Царьград».

Посольство Патриарха Паисия выехало из Москвы 10 июня 1649 г., 24 авг. прибыло в Яссы, где остановилось в принадлежавшем Патриарху мон-ре. В окт. 1649 г. в Яссах А. узнал о пребывании в Молдавии Т. Анкундинова, выдававшего себя за царевича Ивана Васильевича Шуйского. С сообщением об этом А. 10 нояб. отправился в Москву, откуда 26 янв. 1650 г. был отправлен в обратный путь с поручением собрать сведения о самозванце, перебравшемся на Украину. 9 апр. А. приехал в Тырговиште, где в то время находился Патриарх Паисий. По дороге 30 марта А. остановился в Васлуе на подворье болг. Зографского афонского мон-ря, где рус. дипломату рассказали о расправе, учиненной на Афоне греч. монахами над серб. старцем Дамаскином, крестившемся двуперстно (см. Двоеперстие), а не 3 перстами, как греки. Греч. монахи объявили Дамаскина еретиком и выдали тур. властям, серб. старец был заключен в тюрьму. Книги, на к-рые Дамаскин ссылался в доказательство своей правоты: московские издания («Книга Кирилла Иерусалимского», Следованная Псалтирь, «Многосложный свиток») и некая серб. книга,- были сожжены греч. монахами.

Для А. этот случай стал одним из поводов к началу прений о вере с греками. Прения проходили в Тырговиште во время пребывания здесь Патриарха Паисия, надолго задержавшегося в Валахии. С греч. стороны в спорах участвовали Патриарх Паисий, митрополиты Мелетий Браильский и Стефан Тырговиштский, Охридский архиеп. Даниил, свящ. Иоасаф, дидаскал Малахия, греч. архимандриты, монастырская братия. На 1-м прении, 24 апр. 1650 г., А. защищал двоеперстие, доказывая его древность. На 2-м прении, 9 мая, А. предложил обсудить расхождение между греч. и рус. летосчислением - сколько лет считать от сотворения мира до Рождества Христова: 5500 или 5508. Однако от этого вопроса перешли к более общей проблеме авторитетности греч. церковной традиции для Руси. 3 июня Патриарх в присутствии А. и греч. духовенства осудил сожжение афонскими монахами книг московской печати. А. же говорил, что в греч. книгах, издающихся в Венеции и Англии, содержатся многочисленные католич. ереси, в то время как в рус. книгах никаких отступлений от Православия нет. На 4-м прении, 6 июня 1650 г., греки осудили обычай русских перекрещивать католиков. А. ответил, что, поскольку обливательное Крещение не является действительным, необходимо перекрещивать не только католиков, но и крещенных через обливание православных (греков, болгар, сербов, румын и др.). Говорилось также о богослужебных различиях в практике Русской и греч. Церквей. В ходе всех прений А. отрицал безусловную авторитетность греч. церковной традиции для Русской Церкви, поскольку русские «Крещение приняли от апостола Андрея... а не от вас, греков», кроме того, по мнению А., под властью турок греки во многом отступили от церковных канонов. А. подчеркивал, что, если 4 греч. Патриарха «неправославны будут и соблазн нам чинить своею слабостию учнут, лучше не покарятися [им], а мы на Москве живем и об одном своем Патриархе, и с митрополиты, и архиепископы и епископы». Залогом сохранения Православия на Руси, по мнению А., выступает рус. царь - единственный в то время самодержавный правосл. правитель. Общий вывод, к-рый сделал А. по окончании прений,- «у греков христианства почти нет» (ОР НБ МГУ. № 1519. Л. 8).

Узнав, что Анкундинов живет при дворе Хмельницкого, А. 30 сент. 1650 г. отправился в Чигирин, где встречался с писарем И. Выговским и гетманом Б. Хмельницким, от к-рых добивался выдачи самозванца. Писарь и гетман говорили о желании казаков перейти под власть царя и жаловались на то, что царь не идет навстречу их желаниям. А. не удалось добиться выдачи Анкундинова. 8 дек. А. уже был в Москве и подал в Посольский приказ в качестве отчета «Статейный список» и «Прения с греками о вере».

Путешествие на Восток (1651-1653)

24 февр. 1651 г. А. выехал из Москвы к Патриарху Паисию с тем, чтобы, если Патриарх Паисий по-прежнему останется в Молдавии или Валахии, ехать одному «как мочно» в К-поль и затем в Иерусалим для подробного ознакомления с богослужением греч. Церквей; особый интерес для рус. властей представляли службы в Великую субботу и чудо схождения св. огня во время пасхального богослужения. От Патриарха Иосифа А. получил список вопросов к К-польскому Патриарху. В подробной редакции «Проскинитария», в к-ром А. описал свою поездку (РНБ. СПбДА. № 317), сообщается, что царь также велел А. «своими усты в Покровском, в комнате, проведать накрепко про мощи святыя великомученицы Екатерины».

Прибыв в Яссы, А. узнал, что Патриарх Паисий по-прежнему живет в Тырговиште, не желая возвращаться в Иерусалим, пока К-польским Патриархом остается Парфений II, с к-рым у Паисия была вражда. В мае 1651 г. А. выехал в Иерусалим, с ним был Иона Маленький. На Чёрном м. корабль попал в бурю, «тут немного не потонули, отчаяли было живота своего вси» (ОР МГУ. № 728-4-81). Прибыв в К-поль, рус. посольство узнало, что Патриарх Парфений убит и что к организации убийства причастен Иерусалимский Патриарх. В К-поле А. покупал греч. книги и «чертежи розных земель и тетради всякие». Затем рус. путешественники побывали на о-вах Хиос (А. описал местное богослужение), Самос, Патмос, Родос. Далее отправились в Египет, в Александрии посетили мон-рь прп. Саввы. А. беседовал с Патриархом Иоанникием, предложив ему 25 вопросов, к-рые предназначались К-польскому Патриарху: можно ли служить епископу без священника и диакона, можно ли в одну литургию рукополагать неск. священников и диаконов, можно ли служить вдовым священникам, сколько раз нужно возглашать «Аллилуия» - дважды или трижды, и др. В ходе беседы А. выслушивал ответы Патриарха и не вступал в спор. После недолгого пребывания в Каире А. отправился в Иерусалим, где прожил полгода, составляя описание святынь и достопримечательностей города. Бывая на богослужениях в разных храмах и мон-рях Иерусалима, А. сравнивал чинопоследования, сверял их с греч. Служебником и отмечал отличия от рус. практики, детально описал богослужение в храме Гроба Господня в Великую субботу и чудо схождения св. огня.

В Россию А. вернулся через Дамаск, где виделся с Антиохийским Патриархом Макарием III, Алеппо, далее через Кавказ, в кафедральном соборе Мцхеты Светицховели осмотрел хранившуюся там Ризу Господню. Прибыв в Москву в июне 1653 г., А. поднес царю Алексею Михайловичу «Проскинитарий». В Посольский приказ была подана полная рукопись, а для Никона, сменившего на Патриаршем престоле Иосифа, А. приготовил краткую редакцию, опустив отзывы о греках. По свидетельству «Известия о рождении, и воспитании, и о житии Святейшего Никона», написанного Иоанном Шушериным, А. привез в Москву модели иерусалимского храма Воскресения Христова и Вифлеемского храма. Модель храма Воскресения, выполненная из черного ореха, инкрустированного перламутром, послужила образцом при постройке Патриархом Никоном Воскресенского храма в Новоиерусалимском мон-ре под Москвой.

Поездка на Афон за греч. рукописями (1653-1655)

Через 4 месяца после возвращения А. был послан на Афон для приобретения древних греч. и слав. рукописей и книг, необходимых для начавшейся в России книжной справы никоновской, а также для греко-лат. школы, открытой в Москве в 1653 г. Арсением Греком. О поездке А. на Афон сообщает Епифаний (Славинецкий) в предисловии к Служебнику (М., 1655. Л. 30, перепечатывалось в изданиях Служебника 1656 и 1658 гг.).

А. вез грамоту Патриарха Никона к К-польскому Патриарху, письма настоятелям святогорских мон-рей, богатую милостыню - «денежную казну» и на 3 тыс. р. соболей. А. прибыл на Афон в апр. 1654 г. Прожив на Св. горе более 2 месяцев, он посетил более 17 мон-рей: лавру св. Афанасия, Иверский, Ватопедский, Филофея, Дионисия, Пантократора, Дохиар, св. Павла, Хиландарский, Руссик, св. Григория, Симонопетра и др.- и осмотрел их б-ки, в к-рых отбирал преимущественно древние, пергаменные рукописи - богослужебные книги или списки творений отцов Церкви, а также печатные издания XV-XVI вв. Внизу одного из начальных листов выбранной книги А. ставил пометы: «Арсенi й», «Арсеней» или «Арсениос», монастырские библиотекари писали на книге название мон-ря по-гречески.

Предисловие к Служебнику с упоминанием поездки Арсения (Суханова) на Афон. М., 1655. С. 30–31
Предисловие к Служебнику с упоминанием поездки Арсения (Суханова) на Афон. М., 1655. С. 30–31

Предисловие к Служебнику с упоминанием поездки Арсения (Суханова) на Афон. М., 1655. С. 30–31

Всего А. отобрал 498 книг. Наибольшее число - 158 рукописей и 5 печатных книг - в Иверском мон-ре, в Ватопедском мон-ре он выбрал 64 рукописи, в лавре св. Афанасия - 61. Древнейшими из привезенных А. греч. рукописей являются: пергаменный лист с отрывком из Посланий ап. Павла (VI в.), 30 Слов Григория Богослова (975), списки Евангелий (IX-XII вв.), Апостола (XI-XIV вв.), Номоканон Патриарха Фотия (XI в.), Минеи служебные и Минеи Четьи (XII-XVI вв.), творения святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и прп. Ефрема Сирина (XIV-XV вв.), церковная история Евсевия Кесарийского (XII-XIII вв.), сборники догматико-полемических сочинений (XIV в.). А. привез также значительное число греч. рукописей светского содержания, по-видимому предназначавшихся для греко-лат. школы: «Труды и дни» Гесиода (XV и XVI вв.), «Илиаду» и «Одиссею» Гомера (XIII, XV и XVI вв.), сочинения Аристотеля (XV-XVII вв.), Демосфена (XV и XVI вв.), Феокрита (XV в.), Аристофана (XVII в.), трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида (XV и XVI вв.), «Описание Греции» Павсания (XVI в.), «Географию» Страбона (XV в.), медицинские трактаты Галена (XV и XVI вв.), Диоскорида (XVII в.), Орибасия (XVI в.).

Помимо греч. рукописей и изданий в серб. афонских мон-рях Хиландарском и св. Павла А. приобрел небольшое (ок. 30 томов), но исключительно ценное собрание слав. (преимущественно болг. и серб.) рукописей XIII-XVI вв., в т. ч. 3 пергаменные. Среди них - древнейшие списки Шестоднева Иоанна Экзарха (ГИМ. Син. № 345 - серб. список 1263 г. с болг. оригинала), «Сказания о письменах» Храбра Черноризца и «Исповедания православной веры» Кирилла (Константина) Философа (РНБ. F. I. 376 - болг. сборник, переписанный иером. Лаврентием в 1348 для царя Иоанна Александра), Хроники Константина Манассии (ГИМ. Син. № 38 - болг. рукопись, переписанная попом Филиппом в 1345 также для царя Иоанна Александра).

Бо́льшая часть выбранных А. книг была оплачена на месте и прибыла с А. в Москву, др. часть была привезена позднее из мон-рей св. Павла и Хиландарского, за них было уплачено в Москве. Нек-рое количество рукописей и книг, выбранных А. и имеющих его пометы, по неизвестным причинам не было отправлено в Москву и осталось на Афоне. Из привезенных А. книг и рукописей 395 были отправлены в Новоиерусалимский мон-рь, 48 - на Печатный двор. Позднее привезенные А. греч. рукописи составили основу Синодального греч. собрания, славянские разделились между Патриаршей (Синодальной) б-кой и б-кой Новоиерусалимского мон-ря (все хранятся в ГИМ). Печатные издания поступили на Печатный двор, книжное собрание к-рого легло в основу Б-ки московской Синодальной типографии (РГАДА).

Со Св. горы А. отправился в К-поль, чтобы выполнить заказ Патриарха Никона на приобретение кипарисных досок для икон и греч. печатных книг. По возвращении в Москву в 1656 г. А. стал келарем Троице-Сергиева мон-ря, в 1661-1664 гг. жил в московском Богоявленском мон-ре и заведовал Печатным двором. Похоронен около Серапионовской часовни в Троице-Сергиевом мон-ре.

Сочинения и б-ка

А. является автором «Прений с греками о вере», «Проскинитария» («Путник», «Дорожник», «Поклонник святых мест»), записки «О чинах греческих вкратце», стихотворения, посвященного Патриарху Никону (РГБ. Троиц. № 189. Л. 359), а также многочисленных челобитных, отписок, грамот и др. «Прения о вере» сохранились, по мнению А. П. Богданова, в 3 авторских редакциях: 1-я является отчетом, предназначенным для Посольского приказа, 2-я и 3-я были созданы путем переработки 1-й редакции в публицистическое сочинение. «Проскинитарий» состоит из 3 разделов: 1) «Статейного списка» (продолжает «Статейный список» 1649-1650 гг.), 2) «О граде Ерусалиме и о еже внутрь и окрест его святых местах», 3) «Тактикон, или Чиновник, како греки церковный чин и пение содержат». В «Проскинитарии» А. приводит подробные сведения о греч. богослужении, святынях и достопримечательностях, о природных условиях, местных нравах и обычаях, городских укреплениях, описывает увиденные им книги и старинные рукописи. «Проскинитарий» существует в 2 авторских редакциях: полной, предназначавшейся для Патриарха Иосифа, и краткой, созданной для Никона (лето 1653); полная редакция известна в одном неисправном списке - РНБ. СПбДА. № 317 (XVII в.). После 1653 г., используя текст «Проскинитария», А. составил соч. «О чинах греческих вкратце», известное в 2 редакциях: как приложение к «Прениям» и как самостоятельное произведение, включающее в себя дополнения из «Прений».

А. перевел с греч. языка «Проречение над гробом Константина Великого», представленное в Посольский приказ в 1650 г. В Троице-Сергиевом мон-ре А. переписал «Старчество» (РГБ. ОИДР. № 250). В собрании МДА (РГБ. № 40, XVII в.) сохранился рукописный экземпляр «Творений Мефодия Патарского с дополнительными статьями» с владельческой записью-автографом А.: «Cniga 'archidiakona 'arsenia stalo 3 rubli».

Выводы А. относительно греч. церковной жизни были близки воззрениям старообрядцев и использовались последними, в частности, в защиту двоеперстия: на А. ссылаются в «Поморских ответах» руководители Выговского общежительства братья Денисовы. С. А. Белокуров выделил старообрядческую группу списков «Проскинитария», для к-рой характерны вставки, неточная передача текста, вплоть до создания самостоятельных версий произведения (ГИМ. Син. № 578; РГБ. Унд. № 713; РНБ. Погод. № 1541 и др.). В «Пращице духовной» (М., 1726; вопрос 204-й) в целях полемики со старообрядцами Нижегородский еп. Питирим разбирает «Книгу, нарицаемую Проскинитарий или Поклонник святых мест, Троицкаго Сергиева Богоявленскаго монастыря строителя монаха Арсения Суханова», пытаясь установить, «кая неправда въ ней писана».

Изд.: Ивановский Н. И. Проскинитарий Арсения Суханова // ПС. 1870. № 5, 9; 1871. № 2, 3; он же. «Проскинитарий» Арсения Суханова 1649-1653 гг. с рисунками и планом // ППС. 1889. Т. 7. Вып. 3 (21). Прил. 1, 2; «Статейный список 1649-1650 гг.», «Прения с греками о вере», «О чинех греческих вкратце», челобитные, отписки и др. / Сообщ. С. А. Белокуров // ХЧ. 1883. Ч. 2. С. 670-738.
Лит.: Предисловие // Служебник. М., 1655. Л. 30-31; Белокуров С. А. Поездка старца Арсения Суханова в Грузию (1637-1640) // ХЧ. 1884. Март / апр. С. 438-488; он же. Арсений Суханов. М., 1891-1894. 2 ч.; он же. Сочинения Арсения Суханова // ЧОИДР. 1894. Кн. 2; Щепкина М. В., Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати: Обзор рукописей рус., слав., греч., а также книг старой печати ГИМ. М., 1958. (Тр. ГИМ: Памятники культуры; Вып. 30). М., 19952. С. 17, 25, 27-31; Данциг Б. М. Русские путешественники на Ближнем Востоке. М., 1965; Ангелов Б. Ст. Нова вест за Дамаскин Студит // Ангелов Б. Ст. Из историята на старобългарската и възрожденска литература. София, 1977. С. 88-91; Фонкич Б. Л. Греческо-русские культурные связи в XV-XVII вв.: (Греч. рукописи в России). М., 1977. С. 68-103; Богданов А. П. Автограф «Прений с греками о вере» Арсения Суханова // Источниковедение отечественной истории: Сб. ст. М., 1989. С. 175-205; Флоря Б. Н. Рассказы о Кирилле и Мефодии в «Прениях о вере с греками» Арсения Суханова // Studia slavica: К 80-летию С. Б. Бернштейна. М., 1991; Каган М. Д. Арсений // СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 98-103; Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во 2-й пол. XVII в.: Источники, типы и эволюция. СПб., 1995. С. 59, 86, 333; Русские путешественники по греческому миру (XII - 1-я пол. XIX в.): Кат. выст. / Посольство Греции в Москве, РГБ. М., 1995; Сморгунова Е. М. «Прения о вере» Арсения Суханова в изложении пермского старообрядческого книжника // Традиционная народная культура населения Урала: Мат-лы междунар. науч.-практ. конференции. Пермь, 1997.
Е. М. Сморгунова
Ключевые слова:
Миссионеры Русской Православной Церкви Монашество Троице-Сергиевой лавры Духовные писатели русские История книги Русская Православная Церковь. Духовное просвещение Рукописи греческие Рукописи. Собрания Внешние связи Русской Православной Церкви Арсений (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором Россия. История. XVII - XVIII вв.
См.также:
АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор "Китайского благовестника"
АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский
АЛФЕЕВ Павел Иванович (1846-1918), прот., духовный писатель
АНИКИТА (Ширинский-Шихматов Сергей Александрович, кн.; 1783-1837), иером., духовный и светский писатель
АНТОНИН (Капустин; 1817-1894), архим., ученый-византинист, деятель Русской духовной миссии на Св. земле
АРКАДИЙ (Фёдоров Григорий Федорович; 1784 или 1786 - 1870), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель, миссионер
БЛИНОВ Николай Николаевич (1839-1917), свящ., миссионер, писатель
БОБРОВНИКОВ Алексей Александрович (1821/22 -1865), преп. КазДА, выдающийся монголовед
БОБРОВНИКОВ Николай Алексеевич (1854–1921), педагог, директор Каз. учит. семинарии
БОГОЛЮБОВ Дмитрий Иванович (1869 – 1953), прот., миссионер
ВАРЛААМ (Высоцкий Василий Антипович; 1665 - 1737), архим. Троице-Сергиева мон-ря, духовник имп. Анны Иоанновны
ВАСИЛИЯ II МИНОЛОГИЙ древнейший из сохранившихся иллюстрированных греч. агиографических сборников
ВЕЛИКАЯ ЛАВРА муж. общежительный, древнейший из существующих мон-рей на горе Афон
ВИЛЬНЮССКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Виленской и Литовской епархии
ВИНОГРАДОВ Николай Иванович (1856 - 1916), преподаватель Вифанской ДС, магистр богословия, духовный писатель
ВИШНЕВСКИЙ Виктор Петрович (1804 - 1885), прот., деятель духовного просвещения, языковед, этнолог
ВЛАДИМИР (Алявдин Василий Федорович; 1791 - 1845), еп. Тобольский и Сибирский
ВЛАДИМИР (Синьковский [Сеньковский] Филарет Алексеевич; 1845 - 1917), архиеп. Донской и Новочеркасский
ВЛАДИМИР (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852 - 1931), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский
ВОРОНЕЦ Евстафий Николаевич (1846 - после 1913), публицист, миссионер