Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВАРЛААМ
Т. 6, С. 588-589 опубликовано: 25 ноября 2009г.


ВАРЛААМ

(Высоцкий Василий Антипович; 1665, с. Домодедово Московского у.- 25.07.1737, санкт-петербургская Троице-Сергиева муж. пустынь), архим. Троице-Сергиева мон-ря (под Москвой), духовник имп. Анны Иоанновны. В молодости состоял послушником в Борисоглебском на Песках мон-ре в г. Переславле-Залесском, ок. 1693 г. был рукоположен во иерея и зачислен в клир дворцового кремлевского храма Рождества Богородицы на Сенях. Был духовником царевны Наталии Алексеевны и, по-видимому, ее сестер Екатерины, Марфы, Феодосии и Марии, а также царицы Прасковьи Феодоровны и 3 ее дочерей. По предположению архим. Леонида (Кавелина), в 1705 г. В. способствовал присоединению к Православию Марты Скавронской с именем Екатерина Алексеевна (впосл. императрица).

В 1699 или 1700 г. принял монашеский постриг с именем В. в Борисоглебском на Песках мон-ре, с 1704 г. игумен мон-ря, восстановил в нем каменные строения. В 1710 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем переславль-залесского Троицко-Данилова мон-ря. В ведении В. состояли все городские и загородные мон-ри Переславля-Залесского, в т. ч. жен. При его активном участии была возобновлена сольбинская во имя свт. Николая Чудотворца жен. пуст., в к-рой в 1711 г. сооружена теплая ц. во имя свт. Николая Чудотворца, а также Вепрева Успенская пуст. Ростовского у. Ярославской губ. В 1721 г. обер-инквизитор архим. Златоустова мон-ря Антоний жаловался в Синод, что В. с величайшей неохотой принял в переславль-залесский Феодоровский монастырь стариц, обращенных из раскола. Определением Синода архимандриту было предписано «впредь таковых присылаемых стариц принимать и ничем не отговариваться, под опасением жестокого штрафа и наказания».

В. сыграл важную роль в распространении почитания переславских святых. Он вел запись чудес в Борисоглебском мон-ре при гробе схимника прп. Корнилия Переяславского († 1693), начало канонизации к-рого было положено свт. Димитрием (Туптало), митр. Ростовским. При содействии В. было установлено почитание схим. Сергия († 1685), его гробница находилась в переславском Феодоровском мон-ре, а также убитого разбойниками схим. Адриана. Деятельность В. по прославлению новых чудотворцев находилась в противоречии с религ. политикой Петра I. 10 февр. 1722 г. по доносу протоинквизитора иеродиак. Пафнутия в Переславле начала свою деятельность комиссия, в к-рую помимо протоинквизитора входили синодальный секретарь Варлаам (Овсянников) и игум. костромского Ипатьевского мон-ря Гавриил (Бужинский). В результате освидетельствования мощи прп. Корнилия признали не нетленными и погребли, раку над ними сломали. Комиссия запретила почитание прп. Даниила Переяславского и св. блгв. кн. смоленского Андрея Переяславского, опечатав их мощи и разрушив сени над гробницами. По результатам деятельности комиссии 15 марта последовал указ Синода, в котором резко осуждались выявленные в переславских мон-рях факты почитания несвидетельствованных мощей. В. был вынужден принести покаяние, но благодаря высокому покровительству при дворе избежал более сурового наказания. После восшествия на престол Анны Иоанновны в качестве ее духовника В. сумел добиться пересмотра нек-рых результатов деятельности комиссии.

Все время пребывания в Переславле В. состоял в переписке с супругой императора Екатериной Алексеевной, 7 мая 1724 г. присутствовал на ее коронации, в 1725 г. участвовал в погребении Петра I. В 1726 г. был вызван на чреду богослужений в С.-Петербург. В том же году 15 июля по указу имп. Екатерины I был назначен настоятелем подмосковного Троице-Сергиева монастыря. 13 сент. 1726 г. прибыл в С.-Петербург. 25 февр. 1728 г. присутствовал на коронации имп. Петра II.

В 1727-1728 гг. тянулась тяжба В. с Рязанским еп. Гавриилом (Бужинским), с марта 1722 по окт. 1726 г. являвшимся настоятелем Троице-Сергиева мон-ря; В. обвинял еп. Гавриила в хищении книг и золотых панагий из монастырской ризницы. В февр. 1729 г. В. доносил Синоду о том, что по причине скудости казны у Троицкого мон-ря нет возможности платить подати и содержать отставных солдат и офицеров. При покровительстве императриц Екатерины I и Анны Иоанновны много сделал для материального обеспечения Троицкого мон-ря: ризница обогатилась драгоценными вкладами облачений, утвари и т. д., настоятель добился возвращения обители сел и деревень, отобранных при Петре I в пользу новооснованного Александро-Невского мон-ря в С.-Петербурге. В. получил разрешение построить церкви над гробом ученика прп. Сергия Радонежского прп. Михея и в честь Смоленской иконы Божией Матери у монастырской больницы.

25 мая 1730 г. В. был назначен в состав конференции Синода с Сенатом, но ни разу не был на заседаниях. 8 янв. 1731 г. его кандидатура предлагалась для замещения Ростовской митрополичьей кафедры. 14 апр. 1731 г. последовал указ императрицы, повелевавший В. «в священнослужении все употреблять и поступать, как определено киево-печерским архимандритам». В 1732 г. В. переехал в С.-Петербург и поселился на Троицком подворье, совершал богослужения в Зимнем дворце и во вновь отстроенном летнем. 13 июня 1732 г. ему предписывалось «при отправлении божественной службы, для подания осеняльных свечь и послужения, иметь при себе из мирских персон в стихарях, колико пристойно, к-рых и посвятить ему в чтецы и певцы самому, др. архимандритам не в пример». После кончины в 1733 г. царевны Екатерины Иоанновны императрица подарила В. принадлежавшую последней мызу на Петергофской дороге. В 1735 г. В. устроил там церковь и Троице-Сергиеву пуст., к-рая стала его любимым местом пребывания. На родине в с. Домодедове В. построил церковь из белого камня.

По отзывам современников, В. отличался благочестием и аскетическим образом жизни, в проекте «восстановления благочестия» М. П. Аврамова ему предназначался сан Патриарха. Он послужил и предметом едкой сатиры кн. А. Кантемира, который обвинял архимандрита в лицемерии и ханжестве. Не одобряя деятельности архиеп. Феофана (Прокоповича), В. не решался открыто выступить против него. В 1730 г., накануне коронации Анны Иоанновны, находившийся под караулом архим. Маркелл (Радышевский) по совету В. написал прошение на Высочайшее имя, в к-ром обличал неправославие Феофана (Прокоповича). Также под влиянием В. архим. Маркелл написал «Возражения на «Объявление о монашестве», на «Регламент Духовный» и на Книгу о блаженствах» с жесткой критикой этих сочинений. В дальнейшем кельи В. стали местом совещаний противников Феофана, среди к-рых наиболее активными были архим. Маркелл, келейник В. иеродиак. Иона и Аврамов. Когда факт распространения Ионой анти-феофановского пасквиля, написанного архим. Маркеллом, стал предметом расследования, В. представил данное сочинение лично императрице и остался в стороне от этого дела. Покровительство императрицы обеспечило неприкосновенность В., но он был бессилен защитить своих единомышленников. В 1731 г. он жаловался императрице, что из Троице-Сергиева мон-ря в Тайную канцелярию забраны люди на 50 подводах. Архиеп. Феофилакт (Лопатинский), искавший помощи духовника императрицы для издания «Апокризиса, или Возражения на письмо Буддея», был по сути выдан последним Тайной канцелярии. Впосл. имя В. фигурировало во всех делах, связанных с обвинениями в адрес архиеп. Феофана (дело монахов Берлюковской и Саровской пустыней, дело Г. Зворыкина); 12 сент. 1736 г. участвовал в погребении архиеп. Феофана (Прокоповича). В. является автором рукописного «Слова» на «преложение» мощей прп. Даниила Переяславского, произнесенного 16 окт. 1716 г., тропаря и кондака прп. Корнилию Переяславскому. Похоронен в с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст. в особой часовне.

Арх.: РГИА. Ф. 796. Инв. оп. № 18. № 26, 96, 159, 371; Оп. 205. № 7; Ф. 834 [Рукописи Синода]. Оп. 4. № 787.
Ист.: ОДДС. Т. 1. 1868. № 223; Т. 2. Ч. 1. 1879. № 7, 202; Ч. 2. 1878. № 1086; Т. 3. 1878. № 246, 571; Т. 4. 1883. № 29, 204; Т. 7. 1885. № 264, 318; Т. 8. 1891. № 51, 91, 125, 211, 402, 742; Т. 9. 1913. № 10, 51, 300, 326, 433, 549, 564; Т. 10. 1901. № 88, 98, 102, 117, 158, 200, 301, 341, 415, 421, 470, 498; Т. 11. 1903. № 6, 22, 30, 125, 141, 159, 214, 270, 291, 343, 369, 433, 482; Т. 12. 1902. № 105, 149, 176; Т. 14. 1910. № 1, 3, 38, 39, 44, 78, 99, 101, 105, 157, 166, 182, 253, 268, 273, 322, 350, 424; Т. 15. 1907. № 17, 258, 433; Т. 18. 1915. № 587; Т. 19. 1913. № 59; Письма (5) В. имп. Екатерине Алексеевне за 1710-1723 гг. и письмо последней ему от 14.07.1726 г. // РА. 1874. Кн. 1. Стб. 580-588; Переписка В. с моск. главнокомандующим гр. С. А. Салтыковым // Там же. 1900. № 7. С. 417-441.
Лит.: Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868. С. 269-278; Леонид (Кавелин), архим. Архим. Варлаам // РА. 1874. Кн. 1. Стб. 568-580; Титов А. А. Архим. Варлаам Высоцкий (из арх. дел XVIII в.) // Там же. 1901. № 3. С. 359-363; Смирнов М. И. Переславль-Залесский: Его прошлое и настоящее. М., 1911. С. 147-150; Лавров А. С. Почитание св. мощей и петровская церк. реформа // Рус. религиозность: проблемы изучения. СПб., 2000. С. 159-162, 170-171.
А. И. Алексеев
Ключевые слова:
Архимандриты Русской Православной Церкви Монашество Троице-Сергиевой лавры Варлаам (Высоцкий Василий Антипович; 1665 - 1737), архимандрит Троице-Сергиева монастыря, духовник императорицы Анны Иоанновны Россия. История. XVII - XVIII вв.
См.также:
ААРОН (Казанский Александр; 1818? -1890), архим., регент в ТСЛ
АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых)
АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором
ГРИГОРИЙ (Борисоглебский Николай Иванович; 1867 - 1893), архим., инспектор МДА
ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский
ИЕРОНИМ (Зиновьев Семен Иванович; 1934 - 1982), архим., наместник ТСЛ
АВВАКУМ (Честной Дмитрий Семенович; 1801-1866), архим., синолог
АВГУСТИН (Никитин Дмитрий Евгеньевич; род. в 1946), архим., доц. СПбДА