Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АВИВ
1, С. 135-136 опубликовано: 22 октября 2007г.


АВИВ

[груз. აბიბოს] (приблизительно 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преподобных сир. отцов (пам. 7 мая), основателей груз. монашества, прибывших в Грузию вместе со своим наставником св. Иоанном Зедазнийским с целью распространения и укрепления христианства. А. служил диаконом в основанном учителем Зедазенском монастыре. По просьбе Католикоса Евлале рукоположен во епископа на Некресскую кафедру. А. занимался миссионерской деятельностью среди горцев, проживавших в Арагвийском ущелье и по левому берегу р. Алазани, а также среди персов, пытавшихся обратить в зороастризм население Вост. Грузии. Недалеко от Некресской ц. А. потушил водой священный огонь, к-рому поклонялись зороастрийцы. Персид. марзпан (наместник), чья резиденция находилась в мест. Рехи (близ г. Гори), встревоженный успешной проповедью святителя и его решительными действиями, приказал доставить проповедника к нему. Предвидя свою кончину, А. простился со своими сподвижниками - преподобными Зеноном Икалтойским и Шио Мгвимским. В Рехи А. был посажен в тюрьму по обвинению в том, что, погасив огонь, он «убил бога». В полемике с марзпаном А. изобличал несостоятельность зороастризма, приводя в качестве доказательства пример бессилия огня перед др. стихиями природы. После тщетных попыток сломить А. марзпан приказал его казнить. А. подвергся бичеванию и пыткам, после чего мученически скончался, забитый камнями, и тело его было оставлено на съедение диким животным. Ночью братия обители Самтависи тайно погребла тело мученика в своем храме. Мощи святого, прославленные исцелениями, при правителе Картли Степанозе (639-663) по желанию Католикоса Фавора были перенесены в мцхетский Самтаврский храм (см. Мцхета) и положены под престолом, где и почивают под спудом. Католикос Арсен Сапарский (IX в.), используя древнюю версию «Мученичества Авива», написанную в VI-VII вв., создал новую редакцию, к-рая в XI в. подверглась переработке Католикосом Мцхетским Арсеном II, но сохранила древние пласты текста.

Ист.: ასურელ მოღვაწეთა ცხოვრების წიგნთა მველი რედაჟციები / აბულამის ილ. გამოცემა. თბილისი, 1955. С. 188-196; Памятники древнегрузинской агиографической литературы / Под ред. акад. К. С. Кекелидзе. Тбилиси, 1956; მველი ჟართული აგიოგრაფიული ლიტერატურის მეგლები / ე. გაბიმაშვილის გამოცემა. თბილისი, ჴ968. Т. 4. С. 392-393.
Лит.: კეკელიმე . ცხოვრება ასურელ მამათა // ჟართული ლიტერატურის ისტორია. თბილისი, 1980. Т. 1. С. 157-163; он же. საკითხი სირიელ მოღვაწეთა ჟართლში მოსვლის შესახებ // ეტიუდები. თბილისი, 1956. Т. 1. С. 18-50; ნუცუბუმე . იდეოლოგიური წინააღმდეგობანი ფეოდალიზმის საწყისი ხანის ჟართულ ფილოსოფიაში // ჟართული ფილოსოფიის ისტორია. თბილისი, 1956. Т. 1. С. 265-279; გაბიმაშვილი . XVII-XVIII საუკუნეების სვინაჟსარული ცხოვრებანი, წამება(?)ბულლეტ აბიბოს ნეკრესელისა(?)ბულლეტ // მველი ჟართული აგიოგრაფიული ლიტერატურის მეგლები. თბილისი, 1979. Т. 4. С. 188-196; მერკვილამე . ასურელ მამათა ჟართლში მოსვლის დრო. თბილისი, 1996.
М. К. Сургуладзе
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Священномученики Русской Православной Церкви Святые Грузинской Православной Церкви Мощи, в современном руссском языке - останки человека, причисленного к лику святых, являющиеся объектом почитания Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Священномученики Грузинской Православной Церкви Авив (ок. 30-60-е гг. VI в.), епископ Некресский, священномученик (пам. 29 нояб.), один из 13 преподобных сирийских отцов (пам. 7 мая) Монашество Грузинской Православной Церкви
См.также:
ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня)
КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.)
АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
АВРААМ [Авраамий] († между 344 и 352), еп. Арбельский [Арвильский], сщмч. (пам. 4, 5, 7 или 8 февр.)
АВТОНОМ († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.)
АЛЕКСАНДР († 250/251), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 12 дек., 16 мая)
АЛЕКСАНДР († III в.), еп. Команский, сщмч. (пам. 12 или 11 авг.)
АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)
АНТИПА (I в.), еп. Пергамский, сщмч. (пам.11 апр.)
АНТОНИЙ МАРТКОПСКИЙ (сер. VI в), столпник, основатель Марткопского мон-ря (Грузия), прп. (пам. 19 янв., 7 мая)
АНФИМ еп. Никомидийский, сщмч. (пам. 3 cент., зап. 27 апр., сир. 24 апр.)
АПОЛЛИНАРИЙ († 75), еп. Равенны, сщмч. (пам. 23 июля)
АРИСТИОН еп. Александрийский, сщмч. (пам. 3 сент.)
АСТИЙ (нач. II в.), еп. г. Диррахий (Иллирик), сщмч. (пам. 4 июня; греч. 5, 6 июля)
ВАВИЛА (238 - ок. 250), еп. Антиохийский, сщмч. (пам. 4 сент.)
ВАЛЕНТИН († ок. 273), еп. Интерамнский, сщмч. (пам. 30 июля, пам. зап. 14 февр.)