Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОСИФ
Т. 25, С. 677-680 опубликовано: 30 декабря 2015г.


ИОСИФ

(Чепиговский Иван Иванович; 14.11.1821, Таврическая губ.- 25.07.1890, Москва), еп. Владикавказский. Род. в семье священника; по неподтвержденным данным, был потомком атамана Черноморского казачьего войска З. А. Чепеги. Крещен в с. Ивановка Днепровского у. Таврической губ.

В 1838 г. поступил в Херсонскую ДС в Одессе. Как способный воспитанник в 1843 г. был направлен в КДА. По окончании академии 24 нояб. 1847 г. назначен инспектором и преподавателем Телавского ДУ. Но по ошибке на это же место был назначен др. кандидат, и Чепиговский остался без должности. Некоторое время он жил, пользуясь материальной поддержкой преподавателя Тифлисской ДС А. П. Головина. В 1848 г. женился на грузинке, благодаря супруге изучал груз. язык. 22 февр. 1848 г. экзарх Грузии архиеп. Исидор (Никольский) рукоположил Чепиговского во диакона, а 27 февр.- во иерея. В том же году он был принят на должность законоучителя в Закавказский девичий ин-т в Тифлисе. 26 мая 1849 г. свящ. И. Чепиговский был утвержден в степени кандидата богословских и словесных наук. 1 янв. 1850 г. назначен законоучителем Тифлисской коммерческой гимназии, 29 окт. 1854 г.- преподавателем логики и психологии, а также библиотекарем Тифлисской ДС.

Иосиф (Чепиговский), еп. Владикавказский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА)
Иосиф (Чепиговский), еп. Владикавказский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА)

Иосиф (Чепиговский), еп. Владикавказский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА)

После кончины супруги свящ. И. Чепиговский в нояб. 1854 г. был пострижен в монашество в семинарской церкви ректором Тифлисской ДС архим. Израилем (Лукиным; впосл. епископ Винницкий) и получил имя Иосиф в честь ветхозаветного патриарха. 9 февр. 1855 г. по указу Святейшего Синода И. был командирован в Персию для совершения богослужений в российской миссии в Тегеране и в Тавризе (Тебризе). И. должен был освятить в Тегеране присланную из С.-Петербурга походную церковь, совершать богослужения в течение Страстной и Светлой седмиц. Он получил следующие инструкции: «Ежели из персиян будет кто просить крещения - отвечать, что, не зная языка, невозможно преподать учения веры, а желающие могут просить в Тифлисе; христиан-иноверцев присоединять можно. В Джульфе, на обратном пути, ежели православные пожелают, совершить в комнате пасхальную вечерню, утреню, а вместо литургии - пасхальный молебен с акафистом Иисусу... Всемерно воздерживаться от порицания магометанства. В случае представления шаху, вести себя в отношении к нему почтительно, говорить с осторожностью, без робости и застенчивости, с приличным сану достоинством». Путь протяженностью ок. 1,8 тыс. верст И. преодолел верхом в сопровождении священника и диакона. В Тегеране он был представлен правителю Персии Насреддин-шаху Каджару, в том же году вернулся в Грузию.

С 13 июня по 3 июля 1855 г. и с 6 марта по 16 мая 1856 г. И. исполнял обязанности инспектора Тифлисской ДС. В июне 1856 г. инспектировал Владикавказское ДУ. В 1857 г. вышла его 1-я публикация - «Чтения из истории христианской Церкви, представляющие последовательно главнейшие события в Церкви от библейских до настоящих времен», в к-рой излагались важнейшие события из истории Вселенской Церкви и отдельных Поместных Церквей. И. составил их на основе труда свт. Иннокентия (Смирнова) «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII века, в пользу духовного юношества» (СПб., 1817-1818) с использованием материала по истории Грузинской Церкви.

Управление приходами Сев. Осетии из Тифлиса, число к-рых увеличивалось, было затруднено, особенно в зимние месяцы, когда перевалы оказывались засыпаны снегом. Поэтому Синод учредил должность управляющего осет. приходами, причтом и духовно-учебными заведениями в Военно-Осетинском окр. 19 сент. 1857 г. И. первым был назначен на эту должность; 22 окт. того же года возведен в сан архимандрита. Его местопребыванием стала слобода Алагир, а с 1861 г.- Владикавказ.

Приоритетным направлением деятельности И. стало знакомство с культурой и традициями осетин. С этой целью он изучал осет. язык, к 1860 г. общался с паствой без переводчика. Регулярные поездки И. по приходам, в т. ч. в горных селениях, были тяжелыми и нередко опасными; впосл. И. вспоминал, что «в первый приезд… нашел Православие в довольно удовлетворительном состоянии только в двух осетинских аулах: Владикавказском и Ардонском». В проповедях ему приходилось сообщать пастве самые начальные сведения из Закона Божия. Экзарх Грузии архиеп. Исидор советовал ему не слишком строго относиться к нарушениям осетинами нек-рых церковных правил и обрядов, по возможности проявлять снисхождение. Тем не менее И. участвовал в «деле о деканозах»: в Георгиевской ц. в сел. Коби во время храмового праздника (23 апр.) и праздника Успения Пресв. Богородицы деканозы (почитаемые в народе хранители древних церковных святынь) при входе в храм отбирали у богомольцев пожертвования и совершали полуязыческие обряды. По указанию экзарха Грузии и тифлисского губернатора было проведено следствие. Депутатом со стороны духовных властей выступил И.

Посетив Коби 11 нояб. 1858 и 11 февр. 1859 г., он сделал вывод: «Самое существование деканозов и присутствие их, окровавленных и грязных, в церкви, с языческою обстановкою, с погремушками в руках и громким произнесением каких-то нелепых молитв и благословений, склад в церкви мяса, водки и прочих нечистот - что все это, как не величайшее бесчинство, кощунство грязных мужиков над святостью храма Божия». В своем рапорте экзарху Грузии архиеп. Евсевию (Ильинскому) он указывал, что относящейся к приходу сел. Казбек Преображенской ц. «также владеют деканозы и также в ней бесчинствуют и, что всего непонятнее, владеют богатою землею, принадлежащею к сей церкви, а священник приходский находится в совершенной нищете». Дело окончилось предупреждением виновных.

Борьба с переходом местного населения в ислам также входила в обязанности управляющего осет. приходами. И. объяснял эту тенденцию тем, что мусульм. аулы занимали лучшие земли в регионе, а православные бедствовали. Считал ошибочными действия администрации, к-рая во время Кавказской войны заботилась об улучшении отношений со знатными осет. фамилиями (преимущественно мусульманскими), даровала им привилегии фактически в ущерб правосл. осетинам. Миссионерское служение И. вызывало противодействие нек-рых местных жителей. 14 нояб. 1861 г., во время пастырской поездки, на И. было совершено покушение. Охране удалось схватить одного из нападавших, но архимандрит отпустил его. И. неоднократно сталкивался с враждебным отношением начальника Военно-Осетинского окр. ген.-майора М. Кундухова. Последний предложил выселить из Владикавказа осетин, якобы создающих в городе и его окрестностях криминальную обстановку, и поселить там колонистов. И. называл идеи Кундухова необдуманными и оскорбительными для чести народа, указывал на то, что выселение осетин повредит распространению Православия в регионе. В дальнейшем благодаря заступничеству И. 27 из 95 семейств осетин были оставлены во Владикавказе, переселенцы основали сел. Ольгинское. В 1867 г. при поддержке И. правосл. население сел. Квиани (Юж. Осетия), жившее в крайне тяжелых условиях, переместилось в сел. Суадаг (Сев. Осетия). И. поддержал ходатайство жителей сел. Гизель о переселении их соседей-мусульман в селения Тулатово (Беслан) и Шанаево (Брут). Считал, что начальник округа и его помощники должны избираться из числа правосл. членов Общества восстановления православного христианства на Кавказе.

Для успешного развития миссии в регионе было недостаточно храмов, которые к тому же представляли собой небольшие ветхие хижины. Благодаря Об-ву восстановления правосл. христианства на Кавказе, образованному в 1860 г., а также имп. Марии Александровне удалось привлечь средства на строительство храмов и доставку церковной утвари, облачений, колоколов. В 1863 г. Преображенский храм во Владикавказе получил статус собора. В 1872 г. И. совершил закладку кафедрального Михаило-Архангельского собора во Владикавказе, достроенного уже после его смерти.

Когда И. приехал в Осетию, среди местных священников преобладали грузины, богослужения совершались на груз. языке, что осложняло задачи миссии среди не знавших языка сев. осетин. В 1861 г. Об-во восстановления правосл. христианства на Кавказе попыталось решить вопрос кадрового дефицита через привлечение духовенства из др. губерний. Однако сложные условия жизни в горах и сравнительно невысокий уровень дохода приводили к тому, что священники, особенно имевшие хорошее образование, не задерживались в епархии. И. видел выход из ситуации в пополнении штата клириков местными жителями, при нем священнические вакансии стали занимать осетины - выпускники Тифлисской ДС. Особое значение он придавал проповедям священнослужителей за богослужением, а также народному просвещению. В 1857 г. в Сев. Осетии существовала всего одна церковноприходская школа в Алагире. В 1862 г. во Владикавказе свящ. Алексием Колиевым была организована частная школа для девочек. Вскоре попечением И. она была преобразована в 3-классное жен. уч-ще, принята под покровительство вел. кнг. Ольги Феодоровны и получила отдельное здание. С 3 окт. 1884 г. И., уже в сане епископа, являлся ее попечителем. Архимандрит составил план открытия новых школ, оформив необходимую для этого документацию и подобрав кандидатов в учителя. В этом направлении действовало и Об-во восстановления правосл. христианства на Кавказе. В результате в 1863 г. в регионе было уже 13 школ с 250 учащимися, в 1865 г.- 20 школ с 294 учениками, в 1867 г.- 30 школ с 542 учениками. В 1866 г. из-за увеличения количества школ все они были переданы в ведение специальной инспекции. Лучшие выпускники за счет Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе поступали в средние и высшие учебные заведения, преимущественно духовные. По окончании обучения они должны были вернуться служить в Осетию; из них формировалась правосл. осет. интеллигенция. И. предлагал открыть «учебный монастырь» для образования причетников, но эта идея не была реализована. Закрытие в 1864 г. Владикавказского ДУ И. считал «горестной ошибкой» властей.

В 1868 г. И. подал прошение об увольнении. Причинами послужили негативное отношение к нему части осет. общества, материальная нужда, а также то, что он не мог уделять достаточно внимания воспитанию детей, к-рые остались на его попечении после смерти жены. 10 марта 1869 г. он был назначен настоятелем тифлисского в честь Преображения Господня монастыря и членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы. В том же году И. был принят в Об-во восстановления правосл. христианства на Кавказе (с 18 нояб. 1880 пожизненный член по 2-му разряду) и в Об-во попечения о бедных духовного звания. В 1870 г. назначен благочинным монастырей Карталинско-Кахетинской епархии, в 1874 г.- исполняющим обязанности смотрителя Тифлисского ДУ. Но и на новом месте служения И. поддерживал связь с Осетией. Так, в янв. 1871 г. ему было поручено наблюдать за проповеднической деятельностью священников в регионе.

В 1875 г. было учреждено Владикавказское вик-ство в составе Грузинского Экзархата. На место архиерея в окт. того же года был назначен И. 28 нояб. в тифлисском Сионском соборе состоялось его наречение, а 30 нояб.- хиротония во епископа, которую совершили экзарх Грузии архиеп. Евсевий, еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе) и еп. Горийский свт. Александр (Окропиридзе). По прибытии в Осетию И. сначала сам исполнял обязанности секретаря-письмоводителя. Продолжительное время архиерей проживал на съемных квартирах, канцелярия также помещалась в арендуемом помещении. Средства на строительство собственных зданий были отпущены только в 1884-1885 гг. 13 июня 1877 г. И. стал вице-президентом Владикавказского попечительского о тюрьмах комитета. С 27 апр. по 27 июня 1883 г., во время отъезда экзарха Грузии, И. был назначен временным управляющим Карталинско-Кахетинской епархией и председателем Грузино-Имеретинской синодальной конторы. В 1885 г. Об-во восстановления правосл. христианства на Кавказе было подчинено Синоду, что сказалось на эффективности взаимодействия об-ва с Церковью и сыграло положительную роль в трудах И.

В 1885 г. Владикавказское викариатство было преобразовано в епархию в составе Грузинского Экзархата. К ней помимо приходов Сев. Осетии были присоединены русские приходы Терской обл., ранее относившиеся к Кавказской епархии. Новая епархия подчинялась Грузино-Имеретинской синодальной конторе на одинаковых основаниях с проч. епархиями Грузинского Экзархата. 29 июня 1885 г. И. был назначен правящим архиереем с титулом «епископ Владикавказский». При нем число храмов в епархии возросло со 122 до 136, во Владикавказе были выстроены Константино-Еленинская и Свято-Троицкая церкви. И. вместе с экзархом Грузии архиеп. Палладием (Раевым) освятил Троицкую ц. 15 нояб. 1887 г. После создания епархии И. продолжил частые поездки по приходам, причем большее внимание уделял осетинским. Во время визитов, как вспоминали очевидцы, в общении с паствой архиерей был прост и доступен, интересовался местными традициями. Особое внимание он по-прежнему уделял просвещению. 11 окт. 1887 г. была возобновлена деятельность осет. ДУ, открытого теперь в сел. Ардон - географическом центре Осетии. В день открытия И. возглавил крестный ход, отслужил молебен, а затем совершил освящение здания училища в сослужении осетинского духовенства. Церемония проходила при большом стечении народа и в присутствии начальника Терской обл. ген.-лейтенанта А. М. Смекалова, городского головы Владикавказа и др. В сент. 1888 г. имп. Александр III с семьей посетил Владикавказ, И. принял участие в торжествах встречи государя.

С именем И. связаны крупные переводческие проекты. В апр. 1860 г. он возглавил комитет, созданный для цензурирования осет. переводов церковных и учебных книг. И. указывал на настоятельную необходимость перевода богослужебных книг на осет. язык. Для переводов использовались азбука и сокращенный параллельный осетинско-рус. катехизис Астраханского архиеп. Гаия (Такаова), утренние и вечерние молитвы и краткая Свящ. история на осет. языке, составленные экзархами Грузии митр. Феофилактом (Русановым) и архиеп. Моисеем (Богдановым-Платоновым-Антиповым), а также осет. азбука, составленная акад. А. М. Шёгреном. Для удобства И. сократил азбуку Шёгрена, убрав из нее буквы, начертанные на основе груз. графики. В 1878 г. он писал: «Теперь я сделал опыт, отпечатав русским алфавитом две первые мои вступительные беседы. Осетинский перевод их просмотрен и исправлен священниками-осетинами Токаевым и Сухиевым. По обсуждении священниками предложения моего о замене осетинского шёгреновского алфавита вполне русским и сделанного мною опыта, оказывается, что это очень удобно и во всякой типографии можно будет печатать. Русский перевод хорошо передает все звуки осетинского языка. И в школах одновременно и легко будут изучаться как русская, так и осетинская грамматика» (Попов И., свящ. 1902. С. 69). В 1879 г. возобновилось преподавание в школах осет. грамоты. Под рук. И. вышло неск. изданий осет. букваря, в к-ром приводились Десять заповедей, молитвы, «Правила жизни христианской», «Нравоучительные мысли» и т. д. Также были изданы краткая параллельная грамматика рус. и осет. языков, на осет. языке в 1881 г. вышли из печати Свящ. история ВЗ и НЗ и Житие Божией Матери, в 1885 г.- Служебник и воскресная служба, в 1887 г.- нотный Обиход. В стихотворной форме были переведены на осет. язык акафисты Пресв. Богородице и Иисусу Сладчайшему, ставшие популярными в народе.

Наиболее значимым научным трудом И. стал русско-осет. словарь, работа над к-рым началась в 1858 г. Сначала И. под руководством осетинских священников читал осет. переводы Свящ. Писания и богослужебных книг и выписывал осет. слова с переводом. Получившийся сборник он использовал при работе. Когда появилась перспектива издания словаря, сборник при содействии священников Михаила Сухиева, Космы Токаева, Александра Цаликова и Алексия Аладжикова был дополнен мн. словами из разговорной лексики. Чтобы словарь также служил пособием для изучения рус. языка в осет. школах, И. снабдил его издание краткой русско-осет. грамматикой. Труд увидел свет в 1884 г., высокую оценку ему дали министр народного просвещения И. Д. Делянов и проф. В. Ф. Миллер. И. неоднократно дарил школам изданные им книги или продавал их по заниженной цене. Еще при жизни его называли «апостолом Осетии».

В 1884 г. И. заболел тифом, осложненным пневмонией, лечился в Москве. Следствием перенесенного заболевания стало поражение нервной системы, проявившееся в расстройстве речи, слабости мышц рук и ног. И. писал, что у него ослабло зрение, он едва мог держать перо в руке. В 1889 г. он подал в Синод прошение об увольнении на покой по состоянию здоровья. 22 июля того же года прошение было удовлетворено. И. был почислен на покой с предоставлением пенсии в 1,2 тыс. р. в год. 17 авг. состоялось торжественное прощание с паствой. На следующий день, отслужив литургию, И. через Тифлис отбыл в Москву. С 26 сент. проживал в Новоспасском московском в честь Преображения Господня мон-ре.

Награжден орденами св. Владимира 3-й (1869) и 2-й (1885) степени, св. Анны 1-й степени (1881). После кончины И. вечернюю панихиду возглавил настоятель Новоспасского монастыря еп. Нестор (Метаниев). 26 июля под колокольный звон иеромонахи перенесли тело покойного в храм, где была отслужена заупокойная всенощная. 27 июля Московский митр. Иоанникий (Руднев) совершил отпевание в сослужении еп. Нестора, Можайского еп. Александра (Светлакова), 4 архимандритов и сонма духовенства. И. был погребен под алтарем Преображенского собора мон-ря.

Арх.: СОИГСИ, Науч. арх. Ф. 19. Оп. 1. Д. 1, 219; ЦГА Респ. Сев. Осетия-Алания. Ф. 143.
Соч.: Чтения из истории христ. Церкви, представляющие последовательно главнейшие события в Церкви от библейских до настоящих времен. Тифлис, 1857; Осетинский букварь с рус. переводом. Тифлис, 1862, 18642; Краткий христ. катехизис по начаткам христ. учения. Тифлис, 1865 (на осет. яз.); Молебные пения. Тифлис, 1869 (на осет. яз.); Требник. Тифлис, 1870 (на осет. яз.); Службы в первую седмицу Святого и Великого поста. Тифлис, 1870 (на осет. яз.); Рассказы из катехизиса. Владикавказ, 1878 (на осет. яз.); Осетино-рус. букварь с краткою осетинскою грамматикою. Владикавказ, 18803; Священная история Церкви Божией Ветхого и Нового Завета. Владикавказ, 1881 (на осет. яз.); Русско-осетинский словарь с краткою грамматикою. Владикавказ, 1884; Воскресная служба из Октоиха 1-го гласа с прил., на своих местах, ектений и молитв из Служебника. Владикавказ, 1886 (на осет. яз.).
Лит.: Аскоченский В. И. История КДА, по преобразовании ее, в 1819 г. СПб., 1863; Проводы еп. Иосифа // Терские вед. 1889. № 67; Хелидзе Г., прот. Восп. об И. И. Чепиговском (впосл. еп. Владикавказском) // ДВГЭ. Приб. 1891. № 13; От редакции // Владикавказские ЕВ. 1899. № 23; Попов И., свящ. Преосв. Иосиф, еп. Владикавказский (1821-1890 гг.):
Ист.-биогр. очерк жизни и деятельности «апостола Осетии» и первого архипастыря Владикавказской епархии. К., 1902; То же // Беляев И., прот. Рус. миссии на окраинах: (Ист. очерк распространения и восстановления христианства среди осетин). Владикавказ, 2008; Гедеон (Докукин), митр. История христианства на Сев. Кавказе до и после присоединения его к России. М.; Пятигорск, 1992; Такаова З. С. Апостол Осетии - Иосиф Владикавказский // Осетинская филология: История и современность. Владикавказ, 1999. Вып. 3. С. 260-266; Андрей (Мороз), игум. История Владикавказской епархии. Элиста, 2006; Бекоева Е. Д. Просветительская деятельность еп. Иосифа Чепиговского // Бюл. Владикавказского ин-та управления. 2009. № 31. С. 117-125.
А. А. Горобец
Ключевые слова:
Епископы Русской Православной Церкви Иосиф (Чепиговский Иван Иванович; 1821-1890), епископ Владикавказский
См.также:
ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий