Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОСИФ
Т. 25, С. 680-682 опубликовано: 30 декабря 2015г.


ИОСИФ

(Чернов Иван Михайлович; 2.06.1893, Могилёв - 4.09.1975, Алма-Ата), митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Сын унтер-офицера, ребенком много времени проводил с отцом в казарме. С детства был подсобным рабочим в магазине. В 1910 г. поступил в белыничский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь под Могилёвом, стал младшим келейником настоятеля архим. Арсения (Смоленца). После того как архим. Арсений в окт. 1910 г. был хиротонисан во епископа Пятигорского, уехал с ним на Кавказ, а после перевода архиерея в апр. 1912 г. на Старицкую викарную кафедру - в Тверь. Находясь при еп. Арсении, учился у него и у приглашаемых преподавателей по курсу семинарии и академии, много занимался самостоятельно. Был послушником в тверском Отрочем в честь Успения Божией Матери монастыре, составил акафист скончавшемуся там в 1569 г. св. Филиппу, митр. Московскому. 14 сент. 1912 г. еп. Арсений посвятил Ивана Чернова в иподиаконы. Во время первой мировой войны был призван в армию и окончил унтер-офицерскую школу в Казани, однако получил отсрочку от военной службы. В 1916 г. вернулся в Тверь, стал помощником эконома еп. Арсения. В связи с новым назначением еп. Арсения в сент. 1917 г. переехал с ним в Таганрог, стал экономом архиерейского дома.

Иосиф (Чернов), митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Фотография. Ок. 1968 г. (ЦАК МДА)
Иосиф (Чернов), митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Фотография. Ок. 1968 г. (ЦАК МДА)

Иосиф (Чернов), митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Фотография. Ок. 1968 г. (ЦАК МДА)

19 февр. 1918 г. пострижен еп. Арсением в монашество с именем Иосиф в честь св. праотца Иосифа Прекрасного. 24 февр. рукоположен во диакона, 29 авг. того же года - во иерея. После ареста в 1922 г. еп. Арсения (Смоленца) за сопротивление обновленчеству И. продолжал бороться с обновленцами. Служил и проповедовал в единственном оставшемся у Патриаршей Церкви в Таганроге Никольском соборе. Храм посещало множество верующих, тогда как обновленческие церкви опустели. 26 дек. 1924 г. возведен в сан игумена. В 1925 г. арестован и осужден за «хранение контрреволюционной литературы» (епархиального архива), а также за «измышление и распространение контрреволюционных слухов» на 2 года ссылки в Коми (Зырян) автономную обл. Жил в дер. Кольёль, служил в местном храме. После окончания срока ссылки приехал в Тверь, где пребывал после освобождения из Соловецкого лагеря еп. Арсений (Смоленец), и 7 апр. был им возведен в сан архимандрита и направлен в Таганрог благочинным и экономом архиерейского дома.

27 нояб. 1932 г. хиротонисан во епископа Таганрогского, стал викарием Ростовской епархии. Хиротонию в Ростове-на-Дону совершили архиепископы Дмитровский Питирим (Крылов), Ростовский Николай (Амасийский), Барнаульский еп.Александр (Бялозор). 3 февр. 1933 г. назначен временно управляющим Донской и Новочеркасской епархией. Служил в Таганроге в крестовой церкви архиерейского подворья и в Никольском соборе. Жил в небольшом флигеле с земляным полом, просевшим у св. угла от совершаемых там долгих молитв. С 1935 г. в доме И. проживал на покое освободившийся из концлагеря архиеп. Арсений (Смоленец). Помощь архиеп. Арсению стала поводом для возбуждения против И. уголовного дела. 27 дек. 1935 г. он был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и 15 авг. 1936 г. приговорен особым совещанием при НКВД к 5 годам ИТЛ. Отбывал срок заключения в Ухтинско-Печорском ИТЛ. Работал на лесозаготовках, где отморозил пальцы, на кухне, в прачечной, дневальным у геодезистов, медбратом в лазарете и туберкулезной больнице; когда ему было поручено хоронить заключенных, отпевал умерших. Сохранял в заключении бодрость духа, помогал другим бороться с унынием и переносить тяготы лагерной жизни.

В дек. 1940 г. был освобожден из лагеря и вернулся в Таганрог, однако не смог продолжать архиерейское служение, т. к. в епархии не осталось действующих храмов. Вскоре по требованию властей был вынужден покинуть Таганрог. Поселился в Азове, где устроился на работу сторожем и истопником в детские ясли. С лета 1941 г. окормлял местную нелегальную общину иоаннитов, которую вернул в Патриаршую Церковь, служил в тайном храме, совершал монашеские постриги, рукополагал во диакона и иерея. В дек. 1941 г. принял в общение с правосл. Церковью отпавшего в 1922 г. в обновленчество еп. Владимира (Кириллова). В этот период составил акафисты прп. Пелагии, свт. Павлу Исповеднику, прав. Иосифу Прекрасному, вмч. Иакову Персиянину.

В авг. 1942 г., во время нем. оккупации, вернулся в Таганрог, стал служить в открывшейся крестовой церкви, руководил восстановлением Никольского собора. Возносил за богослужением имя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; с сент. 1943 Патриарх Московский и всея Руси), что вызывало недовольство нем. оккупационных властей. В февр. 1943 г. по требованию нем. комендатуры И. выехал из Таганрога в Мелитополь, а затем в Каховку, где служил в одном из храмов. В апр. совершил монашеский постриг своего иподиакона Сергия (Петрова; впосл. митрополит) и рукоположил его во диакона, спас его от отправки на работы в Германию. В июне вернулся в Таганрог, где совершил монашеский постриг и возвел в сан архимандрита настоятеля Никольского храма Николая (Феодосьева; впосл. архиепископ). В кон. авг. того же года эвакуирован немцами при отступлении; с окт. находился в Умани, служил в храме на Мещанском кладбище, жил в кладбищенской сторожке. Неоднократно отвергал предложения нем. властей о сотрудничестве. С 6 нояб. 1943 по 12 янв. 1944 г. был в заключении в нем. тюрьме; находился зимой в неотапливаемой камере с выбитыми рамами. Чудом избежал расстрела и был выпущен на свободу одним из охранников. Последние месяцы оккупации скрывался в пещере, выкопанной на месте добычи глины.

После освобождения Умани советскими войсками обратился к населению с воззванием, в к-ром говорилось о поддержке Русской Церковью борьбы с фашизмом. Стал членом комиссии по расследованию зверств нем. оккупантов. Участвовал во встрече с англ. и советскими корреспондентами, прибывшими в освобожденную Умань. Писатель Борис Полевой писал об И., что «сей пастырь вел себя при немцах вполне прилично, помогал, чем мог, партизанам, а местному гебиткомиссару... так и не удалось ни кнутом, ни пряником уломать его служить молебен за победу германского воинства и признать какого-то там Берлинского Серафима, что, несомненно, было с его стороны проявлением гражданского мужества» (Полевой Б. В большом наступлении: (Дневники военного корреспондента). М., 1970. С. 296). 5 мая 1944 г. при встрече с председателем Совета по делам РПЦ Г. Г. Карповым Патриарх Сергий поднял вопрос о назначении И. на к.-л. епархиальную кафедру. Карпов ответил, что такое назначение считает преждевременным, но согласился на приезд И. в Патриархию. Получив вызов, И., попрощавшись 28 мая с уманской паствой, выехал в Москву, но по дороге 4 июня был арестован в Киеве. Содержался во внутренней тюрьме МГБ в Москве, где находился в одной камере с еп. Мануилом (Лемешевским; впосл. митрополит), затем переведен в тюрьму Ростова-на-Дону. Проходил по делу тайной иоаннитской общины в Азове, обвинялся в организации нелегального мон-ря и в высказываниях «в духе неизбежности изменения в СССР политического строя». Решением Военного трибунала Северо-Кавказского военного округа от 11-19 февр. 1946 г. приговорен к 10 годам ИТЛ. Как «особо опасный государственный преступник» был направлен в особый лагерь МВД близ Челябинска. В апр. 1948 г. переведен в Карагандинский ИТЛ.

4 июня 1954 г., после окончания срока заключения, освобожден из лагеря и выслан этапом в пос. Аккудук Кокчетавской обл. Казахстана под гласный надзор на вечное поселение. Ему было запрещено священнодействовать. В июле того же года обратился с просьбой о переводе в г. Кокчетав, где у него была бы возможность посещать храм. Просьба была удовлетворена. И. приютила в Кокчетаве многодетная казахская семья, жившая в маленьком саманном домике. Посещал по воскресным и праздничным дням кокчетавский храм во имя арх. Михаила, где ему было запрещено служить и даже стоять на клиросе. Временно управлявший Алма-Атинской епархией Ташкентский еп. Ермоген (Голубев; впосл. архиепископ), узнав о тяжелом положении И., стал высылать ему посылки с продуктами, с одеждой и со служебными книгами. 9 дек. 1955 г. И. получил от Патриарха Алексия I разрешение на проведение богослужений в храме Кокчетава. Об этом еп. Ермоген сообщил уполномоченному Совета по делам РПЦ, но тот не выдал И. разрешающую регистрационную справку.

6 апр. 1956 г. на основании приказа Генерального прокурора СССР И. был освобожден от дальнейшего поднадзорного пребывания в ссылке без снятия судимости (полностью был реабилитирован уже посмертно, в 1992). 1 июня 1956 г. назначен настоятелем Михаило-Архангельского храма Кокчетава. В июле того же года переведен в Петропавловск и назначен почетным настоятелем собора во имя св. апостолов Петра и Павла. 22 нояб. того же года назначен епископом Петропавловским, викарием Алма-Атинской епархии. С 18 марта 1957 г. правящий епископ выделенной из Алма-Атинской Петропавловской и Кустанайской епархии. 25 февр. 1958 г. возведен в сан архиепископа. 15 сент. 1960 г. стал правящим архиереем Алма-Атинской и Казахстанской епархии, с которой была объединена Петропавловская и Кустанайская епархия.

Назначение И. в Алма-Ату произошло в условиях конфликта внутри общины кафедрального собора во имя свт. Николая, что угрожало закрытием храма. И. смог быстро успокоить волнения, завоевав искреннюю любовь своей паствы как исповедник и архипастырь св. жизни. Богослужения, совершаемые И., отличались благолепием и молитвенностью. Наставляя священников, он требовал от них в служении красоты и естественности. Был выдающимся проповедником: его проповеди отличались яркостью и глубокой проникновенностью, живым, поэтичным языком, всегда находили отклик у слушателей. Мн. проповеди и поучения И. после его смерти были опубликованы и переиздаются в наст. время.

Помимо архиерейских служб по праздничным и воскресным дням И. часто заменял ушедших в отпуск священников, служил иерейским чином, исполнял требы. Был большим молитвенником, молился днем и ночью в домашней церкви или в келье. Был мягким и отзывчивым по характеру, прост в общении с людьми, скромен в быту, сам стирал и готовил на кухне. Лично вел епархиальные дела, отвечал на многочисленные обращения; оказывал помощь священнослужителям, монашествующим, семинаристам, другим нуждающимся, перечислял денежные суммы детским домам. Регулярно, даже несмотря на преклонный возраст, объезжал с архипастырскими визитами приходы своей обширной епархии. Часто бывал в Караганде, где служил настоятелем Рождественского храма воспитанник оптинских старцев схиархим. прп. Севастиан (Фомин). После кончины в 1966 г. прп. Севастиана совершил по нему заупокойную литургию, впоследствии всегда по приезде в Караганду приходил на могилу старца. И. тайно посещал место мученической кончины Верненского еп. сщмч. Пимена (Белоликова; Ɨ 1918), могилы преподобномучеников Серафима (Богословского) и Феогноста (Пивоварова), убитых в Аксайском скиту в 1921 г.

Архиерейское служение И. на Алма-Атинской кафедре пришлось на время притеснений Церкви со стороны Советского гос-ва. В 1961 г. в епархии было 85 приходов, из которых к 1970 г. осталось только 46. На священников и на архиерея накладывались повышенные, непосильные для них налоги. И. избегал прямого конфликта с властями, демонстрировал мягкость в общении с уполномоченным Совета по делам религии, но при необходимости стойко защищал свой клир, добивался отмены решений о снятии священников с регистрации; брал на себя ответственность за неуплату приходами части налогов. По отзывам уполномоченного Совета по делам религии, И. «упустил из-под своего контроля епархиальные финансовые органы, углубляясь в дела «духовные», создав сильные церковные хоры, стремясь омолодить кадры членов «двадцатки» и снять ограничения с колокольного звона... Проявляет усердие в архиерейских службах, проводит их, несмотря на возраст, регулярно... Проповеди произносит выразительно, с подъемом. Весьма умело уводит паству от решения острых политических и социальных задач, убеждая слушателей, что в мире нет ничего лучше Христа».

4 апр. 1967 г. был вызван к участию в летней сессии Свящ. Синода РПЦ. 25 февр. 1968 г. возведен в сан митрополита. Был участником Поместного Собора РПЦ 1971 г. И. обсуждался в числе возможных кандидатов на выборах нового Патриарха, однако отказался выставлять свою кандидатуру, сославшись на преклонный возраст и отсутствие богословского образования. Поддержал на Соборе в частном общении с Брюссельским архиеп. Василием (Кривошеиным) его предложение об отмене принятого под нажимом властей решения Архиерейского Собора 18 июля 1961 г. о передаче управления хозяйственной жизнью приходов в ведение мирских лиц. Как один из старейших архиереев, участвовал в интронизации Патриарха Пимена.

Награждался орденом св. кн. Владимира 2-й (1963) и 1-й (1968) степени; был удостоен права ношения 2 панагий (1972).

Отпевание И. 7 сент. 1975 г. возглавил Ташкентский архиеп. Варфоломей (Гондаровский). Был похоронен на городском кладбище Алма-Аты рядом со своим предшественником митр. исп. Николаем (Могилёвским).

Соч.: С заботой о мире // ЖМП. 1971. № 2. С. 46-47; Слово в день Рождества Христова // Там же. 1975. № 12. С. 39-41; Слова и проповеди // АиО. 2005. № 2(43). С. 5-13; № 3(44). С. 5-17; 2006. № 1(45). С. 5-15.
Арх.: Архив УФСБ по Ростовской обл. Д. 1472; Архив ДКНБ Респ. Казахстан по Акмолинской обл. Д. 3378; ЦА Респ. Казахстан. Ф. 1709. Оп. 1. Д. 83, 84, 87.
Лит.: Определения Свящ. Синода // ЖМП. 1956. № 12. С. 7; 1957. № 4. С. 7; 1958. № 3. С. 5; 1960. № 10. С. 4; Архипастырские труды // Там же. 1957. № 8. С. 14; 1959. № 3. С. 17; Из жизни епархий // Там же. 1964. № 7. С. 26, 27; № 12. С. 31, 32; 1966. № 7. С. 27; 1973. № 10. С. 25; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 36-38; Теодорович С., прот., Иванов Б., свящ. Митр. Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф: [Некр.] // ЖМП. 1975. № 12. С. 10-15; Василий (Кривошеин), архиеп. Памяти епископа исповедника: Митр. Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) (1893-1975) // Вестн. РХД. 1975. № 116. С. 226-227; он же. Воспоминания. Письма. Н. Новг., 1992. С. 400; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 524-525; Цыпин. История РЦ. С. 108, 282, 403, 426, 428, 433, 434, 441-443; Макарий (Веретенников), архим. Иосиф, митр. Алма-Атинский и Казахстанский // АиО. 1998. № 18. С. 134-146; он же. Митр. Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов). М., 2005; он же. Святая Русь: Агиография, история, иерархия. М., 2005. С. 329-342; Шкаровский М. В. РПЦ при Сталине и Хрущеве: (Гос.-церк. отношения в СССР в 1939-1964 гг.). М., 1999. С. 134, 166-167; Свет радости в мире печали: Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) / Сост.: В. В. Королева. М., 2003; Знамения и чудеса: Из восп. о митр. Иосифе (Чернове): Посмертные чудеса // АиО. 2004. № 1(39). С. 263-273.
Архим. Макарий (Веретенников)
Ключевые слова:
Митрополиты Русской Православной Церкви Иосиф (Чернов Иван Михайлович; 1893-1975), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский
См.также:
АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский
АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский