Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОВ
Т. 25, С. 295-298 опубликовано: 31 октября 2015г.


Содержание

ИОВ

(сер. XVII в., слобода Катунки, ныне Нижегородской обл.-3.02.1716, Новгород), митр. Новгородский и Великолуцкий. Из духовного сословия. По преданию, сохранявшемуся в слободе Катунки, «он с малых лет ходил по монастырям и, достигши Сергиевой лавры, там остановился и занялся науками». Принял постриг и был рукоположен во диакона в Троице-Сергиевом мон-ре (впосл. лавра). То, что И. увидел в Троицкой обители во время обширных строительных работ 80-х гг. XVII в., впосл. отразилось в его храмостроительной деятельности.

В 1689(1690) г. патриархом Московским и всея Руси Иоакимом И. был назначен настоятелем Высокопетровского во имя святителя Петра, митрополита Московского, монастыря, возведен в сан архимандрита. В период его настоятельства Высокопетровский монастырь - родовая усыпальница Нарышкиных, родственников царя Петра I,- был заново отстроен. 8 мая 1690 г. в присутствии царей Петра I и Иоанна V в обители был освящен обновленный собор во имя свт. Петра, митр. Московского. После богослужения Петр I в покоях И. «жаловал бояр и околничих и думных и ближних людей водкою». В том же году по указу царя в монастыре началось строительство трапезного храма во имя прп. Сергия Радонежского, задуманного по аналогии с одноименным храмом Троице-Сергиева монастыря; одновременно строились корпус братских келий, «новоманерная» надвратная колокольня. В 1691 г. в мон-ре состоялись похороны родственников Петра I - его деда, боярина К. П. Нарышкина, и дяди, кравчего Ф. К. Нарышкина (на обоих погребениях присутствовал патриарх Московский и всея Руси Адриан). Заботами И. в 1690-1691 гг. к обители были приписаны саратовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь с рыбными ловлями и саранский Богородицкий жен. мон-рь. Высокопетровский архимандрит занимал 10-е место по старшинству («степени») среди настоятелей мон-рей России (5-е среди московских), участвовал в погребении патриарха Иоакима, часто сослужил патриарху Адриану, который посылал его совершать богослужения в приходские храмы Москвы. 22 окт. 1690 г. И. возглавлял крестный ход вокруг Белого города.

В кон. апр. 1694 г. И. был назначен настоятелем Троице-Сергиева мон-ря. В том же году совершил перестановки в монастырском управлении: келарем стал Мисаил (Григоров), казначеем - Пахомий (Бурнашев). Впосл. И. поддерживал с ними переписку. Годы настоятельства И. в Троице-Сергиевой обители - наиболее вероятное время возведения здесь царских «Чертогов» (документация не сохр.). Во время Азовских походов в 1695 и 1696 гг. мон-рь предоставил 50 тыс. р. и 40 тыс. р. «на ратных людей». 8 окт. 1696 г. братия обители во главе с И. встречала царя Петра I, прибывшего для благодарственной молитвы по случаю взятия Азова.

После кончины 6 дек. 1696 г. Новгородского митр. Евфимия (Рылкова) И. был избран его преемником. Хиротонию 6 июня 1697 г. возглавил патриарх Адриан. До сент. И. оставался в Москве, проживал на подворье Новгородских архиереев в Китай-городе. 27 сент. прибыл в Новгород, по дороге остановился в Валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери монастыре и велел снять для себя копии с рукописей недавно переведенных там книг. Нуждаясь в образованных сподвижниках, И. взял с собой в Новгород мон. Феодосия (Яновского; впосл. архиепископ), который отбывал наказание в Троице-Сергиевом мон-ре.

Первоочередной задачей И. стало обеспечение иконами, церковными книгами и утварью храмов, выгоревших в мае 1696 г. во время пожара на Торговой стороне Новгорода. Под личным наблюдением И. восстанавливался Знаменский собор. В качестве образца для изготовления иконостаса И. выбрал иконостас Успенского собора Троице-Сергиева монастыря, собственноручно скрепил книгу для сбора пожертвований и первым внес вклад на украшение (100 р.). При И. в епархии было построено много храмов, первым стала заложенная митрополитом каменная больничная ц. блгв. кн. Александра Невского в Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре (1698; не сохр.). Памятная доска сообщала, что церковь «устроена по благословению Великого Господина Преосвященного Иова, митрополита Великого Нова-Града и Великих Лук, тщанием и рачением и усердным подаянием того же Великого Нова-Града воеводы ближнего окольничего Петра Матвеевича Апраксина и прочих христолюбивых того Великого Нова-Града жителей, священного и воинских и купеческих и всякого чина людей» (ИРИ. Т. 3. С. 109-110). Знаменательно посвящение храма: в Новгороде и его окрестностях не было престолов во имя вел. кн. Александра Невского, накануне начала Северной войны И. обратился к предстательству святого, прославившегося в борьбе со шведами. 24 сент. 1698 г. в Деревяницком в честь Воскресения Христова монастыре был освящен Воскресенский собор. В этой обители в нач. XVII в., после захвата о-ва Коневец шведами, нашла приют братия Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря. Святогорская (Коневская) икона Божией Матери была помещена в новом Воскресенском храме. В апр. 1702 г. И. прислал в валдайский Иверский мон-рь благословенную грамоту на постройку больницы. В военных условиях монастырские больницы могли быть использованы и для лечения раненых.

Под омофором Новгородского митрополита оставались приходы части Водской пятины, которая по Столбовскому миру 1617 г. отошла Швеции; в янв. 1698 г. И. рукоположил И. Никитина во иерея к Никольской ц. Горского погоста Копорского у. 12 окт. того же года И. перенес из заалтарной «палатки» в Софийский собор Новгорода мощи 1-го Новгородского еп. свт. Иоакима Корсунянина. В том же году И. приезжал в Зеленецкий во имя Святой Троицы монастырь на погребение Новгородского митр. Корнилия, в Псков на погребение Псковского митр. Илариона (Смирного) и в Александров Свирский в честь Святой Троицы монастырь, где освятил большой Троицкий собор. Свирским настоятелем И. назначил архим. Лаврентия (Иванова), который до принятия монашества служил настоятелем Троицкого собора в Олонце и прекрасно знал все Ладожско-Онежское межозерье. На рубеже 1700 и 1701 гг. И. провел адм. реформу в митрополии. Настоятели мон-рей, расположенных в основных ее центрах (Ст. Руса, Вел. Луки, Бежецк, Каргополь), были возведены в сан архимандрита, стали наместниками митрополита. В окрестностях Новгорода архимандрия дополнительно учреждалась в Деревяницком и Клопском Михайловском во имя Святой Троицы мон-рях. В дек. 1700 г. в архимандрита Деревяницкого мон-ря И. поставил казначея архиерейского дома иером. Сильвестра (Холмского впосл. митрополит Казанский), летом 1701 г. перевел его настоятелем в Юрьев новгородский мон-рь.

19 авг. 1700 г. Петр I объявил войну Швеции и двинул войска к Нарве. В Новгороде царь находился с 30 авг. по 8 сент. (И. послал за ним в Бронницкий ям судно), а затем с 23 нояб. по 6 дек. того же года. В одном из писем военного времени И. убеждал царя: «Сице бо Всесилному Богу обычай не в начале посылати просимое. Но егда умножатся знамения отчаяния, егда возрастут, егда уже не останется малейшая часть упования, тогда внезапо все Всесилный Бог прелагает к желанию просящего, яко же и при граде Иерихоне бысть» (РНБ. Соф. № 1427. Л. 31 об.). Духовное попечение митрополита простиралось и на взятых в плен под Нарвой рус. генералов и офицеров, к-рых долго удерживали в Швеции. Он многократно писал царевичу Александру Арчиловичу, кн. И. Ю. Трубецкому, морально укрепляя их и «всех, сущих в страданиих прочих сынов наших». После обмена пленными царевич скончался 2 февр. 1711 г. по пути в Россию, а его отец, имеретинский царь Арчил, обратился к И. за помощью в получении разрешения на погребение сына в Москве. Хлопоты митрополита длились ок. года. Когда гроб наконец прибыл в Новгород, И. 16 марта 1712 г. совершил отпевание в Софийском соборе и повелел поминать царевича «во многих монастырех, по соборам и по приходским церквам».

И. принадлежит исключительная роль в организации обороны Новгорода зимой 1700/01 г. Его «Наставление воеводе на случай осады Новгорода от шведов» 17 дек. 1700 г. содержит обширную программу мероприятий как церковного, так и военно-стратегического характера. В 1701 г. духовенство участвовало в спешном строительстве земляных бастионов Новгорода и Пскова, пример патриотизма подал И., трудившийся вместе с народом. В 1702 г. ген.-фельдмаршал Б. П. Шереметев, одержав победу в Лифляндии, поспешил уведомить о ней митрополита. По благословению И. в храмах и мон-рях епархии совершались благодарственные молебны. В мае-сент. 1702 г. по его благословению производилась роспись стен Знаменского собора в Новгороде. Окончание работ совпало с осадой шведской крепости Нотебург (Орешек). 1 сент. И. направил царю, находившемуся под ее стенами, «молитвоизъявление о победе». 12 окт. крепость была взята и переименована в Шлиссельбург. 8 марта 1703 г. И. по приказу А. Д. Меншикова направил в крепость соборного диак. Иоанна Максимова, дьячка, пономаря, а вместе с ними антиминсы и часть церковной утвари. 18 апр. того же года в Шлиссельбурге была освящена Иоанно-Предтеченская ц. 9 мая И. получил от Шереметева извещение о взятии Ниеншанца и сразу же дал знать о победе новгородцам, собравшимся в Софийском соборе. Первый храм С.-Петербурга - окрашенный под мрамор деревянный Петропавловский собор - И. с архимандритами Новгородской епархии освятил в Вербное воскресенье 1 апр. 1704 г. Пасху он встретил в С.-Петербурге вместе с Петром I. Сопровождая царя, 7 мая отправился на о-в Котлин на 3-дневные торжества по случаю открытия крепости Кроншлот. В том же году по благословению И. была устроена церковь на Олонецкой верфи (ныне г. Лодейное Поле), Климентовская соборная церковь г. Ладоги перенесена в устье р. Волхов, где Петр I приказал строить г. Нов. Ладогу (при этом находившийся там Николо-Медведицкий мон-рь был упразднен). После повторной осады и взятия Нарвы Петр I распорядился устроить там царский дворец, в котором встречал Пасху 1706 г. Митрополит отправил царю на «нововселение» икону Св. Софии Премудрости Божией и др. подарки. И. посылал антиминсы, церковную утварь или направлял клириков в освобожденные города-крепости Ям (Ямбург), Ивангород, в 1710 г.- в завоеванный Выборг. Когда в 1710 г. рус. войска заняли всю Лифляндию, царь доверил И. направить 15 иереев в Ригу.

Несмотря на военную обстановку, в Новгородской епархии шло активное строительство и украшение храмов. В 1705 г. И. освятил каменную ц. во имя ап. Луки на Лубянице в Новгороде. В великолуцком Троице-Сергиевом мон-ре по грамоте митрополита от 1705 г. был выстроен 2-престольный каменный храм. В 1708 г. И. подписал воззвание о пожертвованиях на украшение стенописью Троицкого собора Свирского мон-ря. В 1710 г. И. освятил Успенский собор валдайского Иверского мон-ря, восстановленный после пожара 1704 г. С особым размахом при И. отстраивались обители Каргополья: в мужских Александровом Ошевенском, Преображенском и девичьем Успенском мон-рях одновременно возводились 2-этажные каменные соборы. В 1714 г. в Каргополе, в частном доме, произошло «слез течение» от Казанской иконы Божией Матери. По указу И. икона была взята в Новгород для поклонения, украшена ризой, а при ее возвращении митрополит велел поставить святыню в соборной церкви «во утверждение граду». Во время новгородского пожара 20 мая 1709 г. И. проявил решительность: вышел на молебен с крестным ходом, но, видя, что огонь не утихает, остановил молитву, разоблачился и стал помогать «со игумены и иереи избы ломати». В 1710 г. в Пскове случилось «моровое поветрие», эпидемия затронула Порхов и Торжок. И. наложил на всех новгородцев строжайший пост по средам и пятницам и в эти дни устраивал крестные ходы по церквам и обителям. Новгород не пострадал от мора, но в Псковской епархии его последствия были столь губительны, что И. пришлось посылать туда священников, диаконов и монашествующих из Новгородской епархии.

И. принадлежит инициатива учреждения в Новгороде Славяно-греко-латинской школы, перед к-рой ставилась задача перевода на рус. язык богословской и др. лит-ры, а также подготовки для храмов С.-Петербурга и его окрестностей, для армии и флота священников, способных отстаивать Православие среди инославных и старообрядцев. В янв. 1706 г. И. получил царский указ о переводе «в Новгородские монастыри» иеромонахов братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, сосланных из Москвы в Кострому. К лету на архиерейском дворе был подготовлен 2-этажный учебный корпус, и вскоре после прибытия учителей 24 июня начались занятия. В школу поступило 119 чел. (из них выучились хотя бы читать и писать по-русски 80 чел.). Смиренный митрополит сам сел за парту. Новые наборы (по 15-16 чел.) состоялись в 1711, 1713, 1714 гг. Одновременно Лихуды занимались научно-богословской и переводческой работой. Софрония Лихуда, в 1707 г. приехавшего по делам Новгородской епархии в Москву, не отпустили обратно. Когда в Москву хотели вызвать и Иоанникия, И. 27 дек. 1709 г. написал Петру I, чтобы учителя оставили в Новгороде, иначе пришлось бы закрывать школу. В 1712 г. И. удалось вызволить из ссылки в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь еще одного опытного педагога - ученика Лихудов иеродиак. Иова. В том же году И. пригласил в Новгород для перевода книг с греч. и лат. языков и для преподавания в Славяно-греко-латинской школе иером. Кариона (Истомина). Школа стала центром образования в Новгородской епархии. В 10-х гг. XVIII в. по благословению И. в 14 городах и поселках открылись начальные уч-ща. Желание митрополита получить из Московского Кремля находившуюся там «верхнюю типографию» и приступить в Новгороде к книгопечатанию не было реализовано.

Иов, митр. Новгородский. Лист из "Ответа краткого на подметное письмо о рождении сими временами антихриста". 1707 г. (РГБ)
Иов, митр. Новгородский. Лист из "Ответа краткого на подметное письмо о рождении сими временами антихриста". 1707 г. (РГБ)

Иов, митр. Новгородский. Лист из "Ответа краткого на подметное письмо о рождении сими временами антихриста". 1707 г. (РГБ)
И. подготовил приписной к архиерейскому дому Колмов мон-рь к благотворительному служению. В 1706 г. в нем открылись больница для инвалидов и приют для подкидышей. Еще при жизни И. это начинание получило гос. поддержку в масштабе всей страны. Указом от 4 нояб. 1715 г. Петр I повелел открывать при храмах в Москве и в др. городах госпитали «для сохранения зазорных младенцев… как о таких делах Боготщательное и душеспасительное осмотрение Преосвященный Иов, митрополит Новогородский, учинил в Великом Новегороде» (ПСЗ. Т. 5. С. 181). Преемницей колмовских учреждений считается Новгородская обл. клиническая больница. Более 10 лет казначеем архиерейского дома при И. был иером. Феодосий (впосл. архимандрит; † 1744). Их совместные усилия позволили поднять благотворительность в Новгороде на небывалую высоту. 3 июня 1714 г. вышел указ «О сборе с венечных памятей на пропитание и лечение больных и раненых солдат»; по прошению И. 24 сент. того же года Петр I подтвердил освобождение Новгородской епархии от сдачи этого сбора в казну, поскольку собранные средства митрополит использовал для тех же целей на месте. За полгода до кончины И. все еще заботился о расширении и благоустройстве странноприимниц: запрет каменного строительства вне новой столицы заставил его обратиться к царю. О царском соизволении на строительство 31 авг. 1715 г. сообщила И. царица Екатерина Алексеевна. В устроенных И. приютах к 1716 г. призревалось 468 чел.

И. принимал участие в борьбе со старообрядчеством. Он написал «Ответ краткий на подметное письмо о рождении сими временами антихриста» (М., 1707). В митрополичьей тюрьме в 1711 г. умер Феодосий Васильев, основатель беспоповского федосеевского согласия. Митрополит безуспешно увещевал его отказаться от раскольнической деятельности. И. просил об изоляции Д. Викулина. С. Денисов (см. ст. Денисовы), прибывший в Новгород в нач. 1712 г., был арестован, но после смерти И. ему удалось бежать. Гораздо терпимее И. относился к инославным, в дек. 1709 г. принял в Новгороде дат. посланника Ю. Юля, разрешил ему осмотр Антония Римлянина монастыря и храмов города, выделил монаха-сопровождающего.

В 1708 г. началось церковно-адм. обособление С.-Петербурга, куда для заведования церковными делами города и присоединенных во время войны территорий был вызван архим. Феодосий (Яновский). И. выдал ему подробную инструкцию, но архим. Феодосий не довольствовался положением временного поверенного. Он добился создания в столице Александро-Невского мон-ря (впосл. лавра) и своего назначения на должность настоятеля. При подготовке царского указа об открытии мон-ря архим. Феодосий не счел нужным согласовать с И. вопрос о передаче мон-рю в качестве приписной валдайской Иверской обители. Митрополит увещевал архимандрита: «Скачеши высоко, бойся, да не поползнешися глубоко». В марте 1713 г. И. выслал ему благословенную грамоту и антиминс к освящению монастырской церкви.

18 янв. 1708 г. по прошению митрополита, который часто и подолгу болел, в Москве состоялась хиротония во епископа Ладожского, викария Новгородской епархии архим. Иоиля. После кончины еп. Иоиля в 1712 г. И. полтора года оставался без викария. Он просился на покой в Троице-Сергиев или в Колмов монастыри, но Петр I не отпускал его. 24 янв. 1714 г. во епископа был хиротонисан архим. Аарон (Еропкин), к-рый стал новым викарием Новгородской епархии с титулом Корельский и Ладожский. Весной 1714 г. И. в последний раз посетил С.-Петербург, где провел ок. 2 месяцев. В новой столице к этому времени уже был устроен дом для приезда архиерея - 1-е Новгородское подворье. Участие И. в созидании города на Неве было разносторонним: по многочисленным заявкам он направлял туда певчих, иконописцев, каменщиков, столяров, плотников и принимал меры к подготовке необходимых специалистов в Новгороде. В 1715 г. к Софийскому дому были присланы 60 дворянских детей для обучения чтению и письму.

В просветительской деятельности И. опирался и на древнюю культурную традицию, и на «новины». Так, он развивал традиции новгородского летописания, по его благословению продолжалась работа над Новгородской III летописью, начатая при Новгородских митрополитах Иоакиме (впосл. патриарх) и Корнилии. В то же время И. предпринял попытку издать в Новгороде Лексикон греко-славено-латинский иером. Епифания (Славинецкого). Поддерживал контакты со мн. представителями интеллектуальной элиты России рубежа XVII и XVIII вв., в т. ч. принадлежащими к противоположным идейным группам («грекофилам» и «латинствующим»). Вел обширную переписку с митрополитами Ростовским свт. Димитрием (Савичем (Туптало)), Казанским Тихоном (Воиновым), Нижегородским Сильвестром (Холмским), архиеп. Холмогорским Афанасием (Любимовым), Ф. П. Поликарповым-Орловым и др. Митрополит тесно общался с архим. Гавриилом (Домецким), к-рый оказал на него значительное влияние. В период дискуссии о новом переводе Библии архим. Гавриил по просьбе И. написал отзыв на «Обличение на гаждатели Священнаго писания Библии» мон. Евфимия Чудовского. В письмах к «власть имеющим» И. часто просил оказать «благоприятство человеколюбивое… в несносных крестьянских тягостех и денежных платежах». В одном из наставлений царевичу Алексею Петровичу И. указывал, на чем должно держаться христ. царство: «Царь мужественен и благочестив, Архиерейское начальство и училище православное». И. посвящена «Лествица к небеси», силлабическая поэма неизвестного автора, предположительно датируемая кон. 1-го или 1-й пол. 2-го десятилетия XVIII в. Петр I пожаловал И. свой нагрудный портрет (эмаль на золоте) и «кавалерию» с костяным образом ап. Андрея Первозванного.

Отпевание и погребение И. в Мартирьевской паперти новгородского Софийского собора возглавили Рязанский митр. Стефан (Яворский) и Астраханский еп. Иоаким. Память И. чтится на его родине в пос. Катунки, в 2009 г. там был заложен памятник митрополиту.

А. К. Галкин

Библиотека И., находившаяся после его смерти в загородной резиденции Новгородских архиереев Колмовом Успенском мон-ре, а частично переданная в Новгородскую ДС, представляла, согласно посмертной описи 1716 г., значительное книжное собрание: 345 рукописных и печатных книг и 11 связок непереплетенных рукописей (ок. 90 названий). В целом б-ка отражает, с нек-рыми особенностями, вкусы и интересы великорусского иерарха рубежа XVII и XVIII вв., свыше 40% ее составляют рукописные книги. Преобладает церковная тематика, в т. ч. творения современников И.- Симеона Полоцкого, св. Димитрия, митр. Ростовского, митр. Стефана (Яворского), актуальные для того времени и Новгородской епархии антистарообрядческие полемические сочинения. В числе трудов по церковной и гражданской истории, российской и всемирной, представлены летописцы, «Деяния церковные и гражданские» Цезаря Барония, «История о создании и разорении града Трои», «История Александра Македонского», «Записки о галльской войне» Юлия Цезаря и др. В книжном собрании И. имелось 74 книги на греч., лат. и польск. языках. Книги и рукописи филологического содержания (лексиконы, грамматики, учебник лат. языка Альвара) связаны, очевидно, в немалой степени с организацией работы семинарии. Наличие в б-ке ок. полутора десятков книг по военной, морской и инженерной тематике отражает, по всей видимости, не интересы владельца, а является результатом офиц. рассылки изданий, характерной для Петровского времени.

А. А. Турилов

Арх.: ГИМ. Увар. № 349(605); РНБ. Соф. № 1425-1427.
Соч.: Наставление воеводе на случай осады Новгорода от шведов, данное в 1700 г., дек. 17 // Лит. газ. 1842. № 7. С. 149-150; Куприянов И. Мат-лы для истории училищ в России // Журнал для воспитания. М., 1857. Т. 2. № 7. С. 61-74; Письмо к архим. Феодосию // Летописи Тихонравова. 1859. Т. 1. Кн. 2. Отд. 3: Смесь и библиогр. С. 153-159; Грамота об оставлении пустоши Гостивлиц за Великолуцким Троицким мон-рем // Псковские ГВ. 1872. № 19. Ч. неофиц. С. 141; Мат-лы для истории Олонецкой епархии: Акты, хранящиеся в каргопольском Христорождественском соборе (1714 г.) // Олонецкие ГВ. 1872. № 93. С. 1074-1075; Грамота строителю Елгомской пуст. мон. Феодосию о построении новой церкви вместо старой обветшавшей (11 янв. 1711 г.) // Олонецкий сб. Петрозаводск, 1894. С. 128-129; Воззвание на украшение монастырских храмов, приложенное к сборной книге // Свято-Троицкий Александро-Свирский мон-рь: Кр. история мон-ря, с прил. важнейших док-тов. СПб., 1901. С. 186-194.
Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Письма рус. государей, великих князей и др. особ к новгородским архиереям, хранящиеся в новгородском Софийском соборе // ЧОИДР. 1860. Кн. 3. Отд. 5: Смесь. С. 123-148; Чистович И. А. Новгородский митр. Иов: Жизнь его и переписка с разными лицами // Странник. 1861. Февр. С. 61-145; Доброзраков И., свящ. Нечто к дополнению биографии Новгородского митр. Иова // Там же. Окт. С. 155-157; Любимов С. Борьба между представителями великорус. и малорус. направления в Великороссии в кон. XVII и нач. XVIII вв. // ЖМНП. 1875. Ч. 181. № 9. С. 89-104; Баюков А. Старинные рус. благотворители: Иов, митр. Новгородский // Детская помощь. 1886. № 24. С. 864-866; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до наст. вр.: Кр. биогр. очерки. Новгород, 1897. С. 46-48; Я. Е[лпидинский]. Новгородские владыки: Иов // Олонецкие ЕВ. 1902. № 13/14. С. 463-472; Сменцовский М. Н. Иов, митр. Новгородский // ПБЭ. Т. 7. Стб. 226-234; Алфавитный указатель к камер-фурьерским, походным, банкетным и церемониальным журналам. СПб., 1910. Ч. 1: 1695-1774. С. 24; Страхова О. Б. Новгородская школа братьев Лихудов // Cyrillomethodianum. 1988. Vol. 12. P. 109-123; Евсеев И. Е. Очерки по истории слав. перевода Библии: Ч. 2. Вып. 2 // Комиссия по науч. изданию слав. Библии: (Рус. библ. комиссия): 1915-1929: Сб. арх. мат-лов. Л., 1990. С. 30-34; Белоброва О. А. Иов // СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 85-86; Яламас Д. А. Два неопубл. панегирика братьев Лихудов // ВВ. 1994. Т. 55(80). С. 210-214; Федотова М. А. Письма Димитрия Ростовского Иову, митр. Новгородскому // Новгород в культуре Древней Руси: (Мат-лы Чтений по древнерус. лит-ре: Новгород, 16-19 мая 1995 г.). Новгород, 1995. С. 102-111; Галкин А. К. Последний путь имеретинского царевича // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Мат-лы науч. конф. 11-13 нояб. 1997 г. Новгород, 1997. С. 104-107; он же. «Не на едином обретаемся месте» // София. Новгород, 1999. № 4. С. 35-37; Исакова Е. В. Новгородский митр. Иов - поборник правосл. духовного просвещения // Димитриевские чт., 3-и: Мат-лы конф. 1997 г. / Ред.: В. С. Белоненко. СПб., 1999. С. 74-83; Вознесенская И. А. История Новгородской школы в письмах митр. Иова // Лихудовские чт.: Мат-лы науч. конф. «Первые Лихудовские чтения»: Великий Новгород, 11-14 мая 1998 г. Вел. Новгород, 2001. С. 72-76; Григорьева И. Л., Салоников Н. В. Новгородская школа братьев Лихудов как восточнослав. академия // Там же. С. 77-94; Азизбаева Р. Е. Новгородский митр. Иов и начало гос. детского призрения в России // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Мат-лы науч. конф. 2001-2002 гг. Вел. Новгород, 2002. Ч. 2. С. 13-17; Рябов А. Н. Иов, митр. Новгородский, уроженец с. Катунки Нижегородской обл. Н. Новг., 2008.
А. К. Галкин

Иконография

Гравюра с изображением И. была опубликована в 1861 г. в ж. «Странник». И. показан старцем в белом куколе и мантии с истоками, на груди - панагия, правой рукой благословляет, в левой держит четки и посох. У него раздвоенная борода до груди. Внизу листа подпись: «Смиренный митрополитъ Iв». Там же приводятся сведения о том, что гравюра сделана с портрета, полученного от ректора Новгородской ДС архим. Макария (Миролюбова; впосл. архиепископ Донской и Новочеркасский). На его оборотной стороне была надпись: «Подлинный портрет писал постриженик Софийский монах Геннадий Смоленский. Писана персона рачением Хутыня монастыря архимандрита Вениамина, апреля в 1 день 1720 года. Оный преосвященный митрополит Иов росту был двух аршин шести вершков с половиною».

Д. А. Ровинский приводил сведения о картине, где представлено бракосочетание царя Петра I и Екатерины I в 1712 г., на к-рой И. изображен в рост, благословляющим супругов (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 562-563). В Румянцевском музее среди 302 портретов русских деятелей находился карандашный портрет И. (Там же. Т. 4. Стб. 228).

В 2008 г. на основе гравюры, опубликованной в ж. «Странник», Т. А. Черепановой был выполнен ряд портретов И. в различных живописных техниках (акварель, масло; частное собрание).

Лит.: Чистович И. А. Новгородский митр. Иов: Жизнь его и переписка с разными лицами // Странник. 1861. Февр. С. 61-145; Рябов А. Н. Иов, митр. Новгородский, уроженец с. Катунки Нижегородской обл. Н. Новг., 2008. С. 2, 8-9, 117.
А. Н. Рябов
Ключевые слова:
Митрополиты Русской Православной Церкви Библиотеки монастырские Иконография (иконы, портретные изображения и фотографии) епископата Русской Православной Церкви Иов (сер. XVII в. - 1716), митрополит Новгородский и Великолуцкий
См.также:
ГАВРИИЛ (Кременецкий Григорий Федорович; 1711-1783), митр. Киевский и Галицкий
ГАВРИИЛ (Петров Петр Петрович; 1730 - 1801), митр. Новгородский и С.-Петербургский
ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
ДИМИТРИЙ (Сеченов Даниил Андреевич; 1709 - 1767), митр. Новгородский и Великолуцкий
ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф
ЕФРЕМ († 1613), митр. Казанский и Свияжский
ИОНА (Сысоевич; ок. 1607-1690), митр. Ростовский и Ярославский, местоблюститель патриаршего престола в 1664 г.
АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)