Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕФРЕМ
19, С. 57-60 опубликовано: 13 сентября 2013г.


Содержание

ЕФРЕМ

Свт. Ефрем Казанский. Шитый образ для хоругви. Нач. XX в. (ГИМ)
Свт. Ефрем Казанский. Шитый образ для хоругви. Нач. XX в. (ГИМ)

Свт. Ефрем Казанский. Шитый образ для хоругви. Нач. XX в. (ГИМ)
(† 26.12.1613, Казань), митр. Казанский и Свияжский. В июле 1606 г. патриарх Московский и всея Руси сщмч. Ермоген возглавил хиротонию Е. во митрополита Казанского, осенью того же года Е. прибыл в Казань. (Высказываемые в лит-ре предположения о том, что до поставления на Казанскую кафедру Е. был архимандритом казанского в честь Преображения Господня мужского монастыря, неверны. При этом несомненным является факт, что Е. до хиротонии был связан с Казанью, поскольку его поставление совершилось по воле сщмч. Ермогена, бывш. Казанского митрополита, в 1606 возведенного на Патриарший престол.) В 1607-1610 гг. (см. Смутное время) вместе с казанскими воеводами В. П. Морозовым и Б. Я. Бельским Е. управлял Казанью и Казанским краем, поддерживал царя Василия Иоанновича Шуйского. Позиция архиерея способствовала успехам властей в подавлении сторонников И. И. Болотникова и Лжедмитрия II. Летом или в начале осени 1606 г. Казанский митрополит отлучил от Церкви отказавшихся от присяги царю Василию Иоанновичу жителей Свияжского у., после чего Свияжск вернулся под власть царя (отлучение с жителей уезда было снято по указу патриарха Ермогена 22 дек. 1606). В 1606-1607 гг. все главные монастыри Казанской епархии (Спасо-Преображенский, Свияжский в честь Успения Пресвятой Богородицы, казанский Троицкий, казанский Зилантов в честь Успения Пресвятой Богородицы) получили от царя Василия Иоанновича подтверждение на свои владения.

17 июля 1610 г. царь Василий Шуйский был свергнут. В авг. в Казань из Москвы была доставлена грамота о призвании боярским правительством на рус. престол польск. королевича Владислава, в сент. Е. принял у казанцев присягу королевичу. 8 янв. (по др. данным, 7 марта) 1611 г., когда в Казани узнали о занятии Москвы поляками (это произошло в ночь с 20 на 21 сент. 1610), возможно, тогда же в Казань пришло известие об освобождении патриархом Ермогеном россиян от присяги Владиславу, было решено присягнуть Лжедмитрию II. В результате начавшихся в городе волнений был убит 2-й казанский воевода Б. Я. Бельский, протестовавший против присяги «тушинскому вору», торжественное погребение Бельского совершил Е. По-видимому, под давлением большей части дворянской и городской общин Е. принял у казанцев присягу Лжедмитрию II (к-рого в это время уже не было в живых). 12 июня 1611 г. Е. отправил с казанским отрядом воеводы В. П. Морозова в Первое ополчение список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. После гибели Бельского и ухода Морозова Е. остался во главе гражданской власти в Казани и крае. В нач. сентября казанцы во главе с Е. осудили убийство казаками одного из предводителей Первого ополчения, П. П. Ляпунова, и отказались присягать сыну Лжедмитрия II. Грамоты Е., направлявшиеся в разные города, способствовали формированию Второго ополчения во главе с К. М. Мининым и кн. Д. М. Пожарским.

Венчание на царство Михаила Феодоровича. Миниатюра из «Книги об избрании...». 2-я пол. XVII в. (ГММК)
Венчание на царство Михаила Феодоровича. Миниатюра из «Книги об избрании...». 2-я пол. XVII в. (ГММК)

Венчание на царство Михаила Феодоровича. Миниатюра из «Книги об избрании...». 2-я пол. XVII в. (ГММК)
После гибели патриарха Ермогена в польск. плену 17 февр. 1612 г. Е. стал 1-м по чести архиереем Русской Церкви. Земское правительство Минина и Пожарского, сформированное в Ярославле, рассматривало Казанского митрополита как временного главу Церкви. В марте-апр. 1612 г. «по боярскому указу» Е. возглавил хиротонию Герасима, игум. Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня монастыря, во епископа Суздальского и Тарусского. 29 марта 1612 г. земское правительство направило в Казань игумена Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Исаию и просило Е. о хиротонии его во епископа Крутицкого. По мнению митр. Макария (Булгакова), Е. не исполнил этой просьбы. Др. историки полагали, что Исаия был хиротонисан, но из-за смерти или болезни не занял кафедру. По мнению С. Ф. Платонова, Е. не был приглашен в Ярославль для участия в земском правительстве потому, что своим присутствием он сдерживал в Казани сепаратистские силы. В кон. 1612 г. имя Е. перестает упоминаться в грамотах, по-видимому, он был отстранен от участия в управлении Казанским краем дьяком Н. Шульгиным, выступавшим против избрания царем Михаила Феодоровича и не допустившим поездки Казанского митрополита в Москву на Земский собор. В Казани произошел переворот после получения известия об избрании царя: Шульгин был арестован и 26 апр. 1613 г. Е. в Троице-Сергиевом монастыре встречал Михаила Феодоровича и его мать царицу-инокиню Марфу. Подпись Е. стоит 1-й на соборной грамоте об избрании царя, датированной 21 февр. 1613 г. (грамота была составлена и подписывалась в мае 1613). 24 мая церковные иерархи во главе с Е. подписали грамоту Строгановым с призывом уплатить налоги и дать взаймы денег, хлеба и товаров на содержание войска (ААЭ. Т. 3. № 4). В кон. мая в Москве на Крутицкую кафедру был хиротонисан Иона (Архангельский) с возведением в сан митрополита. В последствии он стал местоблюстителем Патриаршего престола.

Рака с мощами митр. Ефрема в Сретенской ц. Петропавловского собора, Казань. Фотография. Кон. XX в.
Рака с мощами митр. Ефрема в Сретенской ц. Петропавловского собора, Казань. Фотография. Кон. XX в.

Рака с мощами митр. Ефрема в Сретенской ц. Петропавловского собора, Казань. Фотография. Кон. XX в.
11 июля 1613 г. Е. возглавил венчание Михаила Феодоровича на царство. Перед венчанием Е. произнес обращенную к царю речь, в которой содержалась офиц. версия событий Смутного времени (СГГД. Ч. 3. С. 74-77). После венчания Казанский митрополит сказал поучение, в котором кратко охарактеризовал различные аспекты монаршего служения (Там же. С. 81-83). Точное время отъезда Е. в Казань неизвестно; встречающееся в лит-ре утверждение, что он вернулся на кафедру в дек. 1613 г. и умер через неск. дней, документально не подтверждено. Е. был похоронен у алтаря собора казанского Спасо-Преображенского мон-ря в Казанском кремле, близ могил преподобных Ионы и Нектария, на месте, где ранее были похоронены Казанские святители Гурий и Варсонофий. Позднее над захоронением была построена часовня («пещёрка»). После закрытия мон-ря и сноса всех его храмов в ХХ в. могила Е. оказалась под асфальтом, площадка использовалась как военный плац. Мощи Е. были обретены в ходе археологических раскопок, проведенных музеем-заповедником «Казанский кремль» 26 сент. 1995 г., ныне почивают в нижнем Сретенском храме казанского Петропавловского собора.

Сразу после кончины архиерея началось его почитание в Казани. В казанской ц. во имя Четырех евангелистов находилась икона, написанная в XVII или в 1-й пол. XVIII в., на к-рой справа от Св. Троицы был изображен свт. Герман, слева - Е., при образе Е. была подпись: «Святый Ефрем, митрополит Казанский и чудотворец» (Воскресенский. 1902. С. 16). В Спасо-Преображенском монастыре в XIX - нач. XX в. по субботам происходили молебны в «пещёрке» на могиле Е. С 1995 г. в Петропавловском соборе ежегодно в день кончины Е. совершаются поминальные службы.

Сохранилось т. н. Ефремово Евангелие (ныне в Национальном музее Республики Татарстан). Напечатанное в Москве в 1606 г., оно украшено казанским мастером Парфением. Из выходной надписи следует, что Е. подарил книгу кафедральному Благовещенскому собору в кон. 1613 г., незадолго до смерти.

Ист.: СГГД. Ч. 1. С. 636; Ч. 3. С. 70-87, 81-83 [Чин венчания на царство Михаила Феодоровича]; ААЭ. Т. 2. № 61. С. 138-139 [грамота патр. Ермогена о помиловании жителей Свияжска от 22 дек. 1606]; Дворцовые разряды. СПб., 1850. Т. 1: 1612-1628 гг. Стб. 1662 [о пребывании Е. в Троице-Сергиевом мон-ре 26 апр. 1613]; Сб. кн. Хилкова: [Док-ты по истории России XVI-XVII вв.]. СПб., 1879. № 22. С. 93-94 [грамота царя Василия Иоанновича Е. от 12 апр. 1609]; А. А. Забытое имя митр. Ефрема // Деятель. Каз., 1901. № 6/7. С. 249-252; Поминовение Ефрема, митр. Казанского, в Спасо-Преображенском мон-ре г. Казани. Каз., 1907; Ермолаев И. П. Казанский край во 2-й пол. XVI-XVII в.: (Хронол. перечень док-тов). Каз., 1980. С. 52-69; Лукичёв М. П. Боярские книги XVII в.: Тр. по истории и источниковедению. М., 2004 (по указ.).
Лит.: Лебедев Е. М. Спасский мон-рь в Казани: (Ист. описание). Каз., 1895. С. 78-81; Воскресенский А. А. Пещерка казанского Спасо-Преображенского мон-ря и ист. сведения о погребенных в ней. Каз., 19022; [Покровский И. М.]. Казанский митр. Ефрем, помазавший на царство Михаила Феодоровича Романова. Каз., 1908; он же. Свт. Ефрем, митр. Казанский и Свияжский, и его церк.-полит. деятельность в Смутное время нач. XVII в. СПб., 1913; Ермолаев И. П. Ср. Поволжье во 2-й пол. XVI-XVII вв.: (Управление Казанским краем). Каз., 1982. С. 79-94; Митр. Казанский и Свияжский Ефрем. Каз., 1996; Измайлова С. Ефремово Евангелие // Родина. М., 2005. № 11. С. 101-102; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские. Каз., 2007. С. 58-65.
Е. В. Липаков

Иконография

Митр. Ефрем Казанский. Фрагмент иконы «Св. Троица». 1722 г. (ГПИБ)
Митр. Ефрем Казанский. Фрагмент иконы «Св. Троица». 1722 г. (ГПИБ)

Митр. Ефрем Казанский. Фрагмент иконы «Св. Троица». 1722 г. (ГПИБ)
На миниатюрах, созданных для «Книги об избрании на превысочайший престол великого российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича, всея России самодержца» (1672-1673, ГММК) без подписи, присутствуют изображения, которые по логике исторических событий искусствоведы отождествляют с Е. В композиции, представляющей собор духовных и светских лиц гос-ва, перед к-рыми Авраамий (Палицын), келарь Троице-Сергиева мон-ря, зачитывает «совет всенародный о царском избрании» (опубл.: Три века. 1912. С. 160-161), Е. изображен сидящим на скамье рядом с пустующим «местом патриаршим» как законный местоблюститель; на нем белый клобук, лиловая мантия с красными источниками, зеленая риза. В композиции, иллюстрирующей церемонию венчания («святое коронование») в Успенском соборе Московского Кремля 11 июля 1613 г. (опубл.: Венчание рус. государей на царство начиная с царя Михаила Феодоровича до имп. Александра III. СПб., 1883. С. 12-13; Три века. 1912. С. 185), Е. облачен в митру с округлой невысокой тульей, узорчатый саккос, омофор. Он возлагает на юного Михаила шапку Мономаха (2-ярусный венец с камнями, меховой опушкой и крестом в навершии). На миниатюре «Встреча царя Михаила с матерью инокиней Марфой» Е. в митре, узорчатом саккосе, с палицей у правого бока, представлен стоящим на орлеце в момент каждения приблизившегося государя (см.: Три века. 1912. С. 225).

Чтение «совета всенародного о царском избрании». Миниатюра из «Книги об избрании...». 1672-1673 гг. (ГММК)
Чтение «совета всенародного о царском избрании». Миниатюра из «Книги об избрании...». 1672-1673 гг. (ГММК)

Чтение «совета всенародного о царском избрании». Миниатюра из «Книги об избрании...». 1672-1673 гг. (ГММК)
До 1917 г. в единоверческой ц. во имя Четырех евангелистов в Казани находилась икона Пресв. Троицы (1722), на к-рой, по мнению краеведов, сохранилось древнейшее изображение Е. На правом поле покрытой окладом иконы в верхней части была написана фигура святителя в узорчатом саккосе и омофоре, с палицей на боку, с закрытым Евангелием на левой руке и с благословляющим жестом десницы, поднесенной к груди. Митра составляла часть металлического венца с лучами по краю. Над венцом на окладе была вырезана надпись: «Стый Ефрем митрополит Казанский и чудотворец». На левом поле находилось изображение свт. Германа, архиеп. Казанского (Воскресенский. 1902. С. 16; А. А. 1901. С. 251; Митр. Казанский и Свияжский Ефрем... 1996. С. 3; Алексеев. 2003. С. 98; воспроизведено - Казанский митр. Ефрем, помазавший на царство Михаила Федоровича Романова. Каз., 1908. Вкл.).

Призвание на царство Михаила Феодоровича Романова. Худож. Г. И. Угрюмов. Ок. 1800 г. (ГРМ)
Призвание на царство Михаила Феодоровича Романова. Худож. Г. И. Угрюмов. Ок. 1800 г. (ГРМ)

Призвание на царство Михаила Феодоровича Романова. Худож. Г. И. Угрюмов. Ок. 1800 г. (ГРМ)
В «пещёрке», особом сооружении у алтаря монастырского Спасо-Преображенского собора (кон. XVI в.) в Казанском кремле (вблизи проездной башни с надвратной ц. Спаса Нерукотворного), где был погребен Е. рядом с преподобными Ионой и Нектарием Казанскими, до 70-х гг. XIX в. на зап. стороне находилось иконописное изображение Казанских чудотворцев, в т. ч. и Е. (А. А. 1901. С. 251; Алексеев. 2003. С. 98-99).

Ок. 1800 г. худож. Г. И. Угрюмовым для резиденции имп. Павла I, Михайловского (позднее Инженерного) замка, была написана картина «Призвание на царство Михаила Феодоровича Романова» (ГРМ), на к-рой представлен Е. с длинными волосами и клинообразной бородой средней величины в архиерейском облачении и митре.

Вопрос о почитании Е. был поднят в периодике С.-Петербурга и Казани в нач. XX в. Подтверждение его «большой известности, по крайней мере, в XVII в.» находили в существовании изображений в единоверческом храме (А. А. 1901).

К нач. XX в. относится неск. произведений, отражающих становление иконографии Е. При сооружении в 1908-1913 гг. часовни над могилой Е. на средства казанского Русского собрания на его надгробии была поставлена икона (Ефрем, митр. Казанский... 1913. С. 3-16). Сохранилась вышивка по парчовому фону с использованием золотых и серебряных нитей, перламутра и бисера, предназначавшаяся для хоругви (из Донского мон-ря, ныне в ГИМ). Е. с нимбом, погрудное его изображение вписано и окружено надписями: «Святитель Ефрем Казанский чудотворец», по сторонам медальона - «На враги Креста Христова крепкий и необоримый оружник». Е. облачен в цветные ризы, омофор, на нем митра с 5 киотчатыми пластинками, представляющими Деисус, правой рукой он благословляет, в левой - закрытое Евангелие. Возможно, вышивка была сделана ок. 1913 г., поскольку в надписях на ней упоминаются дни, связанные с возведением на царство Михаила Феодоровича в 1613 г., а в качестве декоративных элементов использованы медальоны с изображением стоящего грифона с поднятым мячом (герб рода Романовых).

В нач. XX в. была отпечатана хромолитография (без выходных данных, РГБ) с изображением Е. с нимбом и текстами: вверху - «Стыи Ефремъ митрополит Казан(ский) Чу(дотворец)», внизу - «Помазавший на царство Михаила Феодоровича Романова». Е. с нимбом представлен в правой части, обращенным с молением к Спасителю в облаках (в левом верхнем углу), как старец с седой бородой средней длины и прядями волос, спускающимися на плечи. Облачение составляют желтая митра, увенчанная крестом и с «городками» над тульей (так же, как на вышивке для хоругви), красный саккос и желтый омофор. Десница поднесена к груди, в левой руке - Евангелие в окладе зеленого цвета. Слева от Е. изображен Спасо-Преображенский мон-рь в Казанском кремле: за белокаменной оградой с круглыми башнями - 5-главый 2-этажный белый храм с 3 апсидами и 3-ярусной колокольней с часами.

В наст. время на гробнице архиерея в нижнем храме Петропавловского собора Казани находится совр. изображение Е. в рост (Правосл. храмы Татарстана. 2000. С. 59). Рака создана прихожанином храма, крышка расписана по архиерейскому заказу. В кафедральном Никольском соборе Казани на сев. стене в киоте помещена икона «Собор Казанских святых» (после 1995), на к-рой Е. представлен в белой расшитой митре, увенчанной золотым крестом (икона написана по архиерейскому заказу).

Лит.: А. А. Забытое имя митр. Казанского Ефрема // Деятель. Каз., 1901. № 6/7. С. 249-251; Воскресенский А. А. Пещёрка Казанского Спасо-Преображенского миссионерского мон-ря и ист. сведения о погребенных в ней. Каз., 19022; Три века: Россия от смуты до наст. времени / Ист. сб. под ред. В. В. Каллаша. М., 1912; Ефрем, митр. Казанский, помазавший на царство Михаила Феодоровича Романова. М., 1913; Митр. Казанский и Свияжский Ефрем, венчавший на царство Михаила Феодоровича Романова / Сост.: свящ. В. Мухин. Каз., 1996; Рус. стиль: Собр. ГИМ: Кат. выст. М., 1999. Кат. 113. С. 59; Правосл. храмы Татарстана / Авт.-сост.: А. В. Журавский, Е. В. Минаков. Каз., 2000; Алексеев И. Е. Во имя Христа и во славу государеву: (История «Казанского общества трезвости» и Казанского отдела «Русского собрания» в кр. очерках, док-тах и коммент. к ним). Каз., 2003. Ч. 1.
М. А. Маханько
Ключевые слова:
Московская Русь (XV-XVII) Митрополиты Русской Православной Церкви Казанская и Свияжская епархия (с 3 февраля 1555; с 1602; с 10 февраля 1832) (см. также Казанская митрополия Русской Православной Церкви) Иконография (иконы, портретные изображения и фотографии) епископата Русской Православной Церкви Ефрем († 1613), митрополит Казанский и Свияжский
См.также:
ВАРЛААМ († 24.03.1533), митр. Московский (3 авг. 1511 - 17 дек. 1521)
ВАРЛААМ († 15 апр. 1601), митр. Новгородский и Великолукский
ВАРЛААМ (Рогов Василий; 2-я пол. XVI в. - 1603), митр. Ростовский, распевщик
ВАРЛААМ II († 9.07.1652), митр. Ростовский и Ярославский
ВЕНИАМИН (Пуцек-Григорович Василий Григорьевич; ок. 1700-1785), митр. Казанский и Свияжский
ГАВРИИЛ (Кременецкий Григорий Федорович; 1711-1783), митр. Киевский и Галицкий
ГАВРИИЛ (Петров Петр Петрович; 1730 - 1801), митр. Новгородский и С.-Петербургский
ГЕЛАСИЙ († 1601), митр. Сарский и Подонский (Крутицкий)
ГЕРАСИМ († 1435), митр. Киевский и всея Руси
ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)