Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАННИКИЙ
Т. 25, С. 114-115 опубликовано: 5 октября 2015г.


ИОАННИКИЙ

(Соколовский Феодосий Семенович; 1889, с. Мигалки Радомысльского у. Киевской губ.- 15.01.1938, Куйбышев (ныне Самара)), архиеп. бывш. Омский, деятель лубенского и григорианского расколов. Из семьи диакона. Окончил Киевскую ДС и КДА. Принял монашество с именем Иоанникий, был рукоположен во иерея. По некоторым сведениям, служил священником при екатеринославском Свято-Тихвинском жен. мон-ре. В 1916-1917 гг. военный священник. 3 нояб. 1921 г. хиротонисан во епископа Бахмутского (иногда также именовался епископом Донецким или Задонским). Стал викарием Екатеринославской епархии, нек-рое время по поручению Патриарха свт. Тихона исполнял обязанности временно управляющего епархией. Имеются сведения об арестах И., о пребывании его в екатеринославской тюрьме.

Не ранее осени 1922 г. назначен свт. Тихоном временно управляющим Харьковской епархией вместо высланного Харьковского еп. Нафанаила (Троицкого; впосл. митрополит). Впосл. И. заявлял, что активно боролся с обновленчеством, вернул в Патриаршую Церковь 700 приходов в Харьковской губ., 140 приходов в бывш. обл. Войска Донского и 70 приходов в Таганрогском окр. При этом в Харькове у православных к 1924 г. оставалось всего 3 действующих храма. Был возведен в сан архиепископа. Получил известность как яркий проповедник. По воспоминаниям современников, «в повседневной жизни был далеко не строг в нравственном отношении» (Феодосий (Процюк), митр. 2004. С. 281). Харьковский клир и прихожане обращались к Патриарху с жалобами на недостойное поведение И.

8 сент. 1924 г. свт. Тихон назначил управляющим Харьковской епархией хиротонисанного епископом Сумским сщмч. Константина (Дьякова; впосл. митрополит), а И. в дек. того же года получил назначение на Омскую кафедру. Архиепископ не выполнил патриаршего предписания и остался в Харькове. С толпой сторонников он захватил храм во имя Жен-мироносиц, являвшийся тогда кафедральным. В Екатеринославе сторонники И., воспользовавшись арестом и высылкой в Москву Екатеринославского архиеп. Владимира (Соколовского-Автономова), также захватили неск. храмов. И. организовал свои «выборы» архиепископом «Екатеринославским и Донецким». 19 (по др. данным, 16) февр. 1925 г. Патриарх Тихон запретил И. служение в Екатеринославской и Харьковской епархиях. 25 марта это запрещение было подтверждено. Управляющим Омской епархией был назначен архиеп. Виктор (Богоявленский).

После кончины Патриарха И. пытался, ссылаясь на «волю народа», добиться от Патриаршего Местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского) отмены распоряжений свт. Тихона, однако митр. Петр оставил наложенное запрещение в силе. 15 апр. в Москве на собрании архиереев у митр. Петра И. подал «докладную записку» о том, что он не подчиняется наложенному на него запрещению и вступает в управление Екатеринославской епархией «с разрешения гражданской власти». 23 апр. в Екатеринославе И. объявил благочинным о своем вступлении в управление епархией и потребовал от них под угрозой привлечения к ответственности «игнорировать совершенно» все указания Екатеринославского архиеп. Владимира (Соколовского-Автономова) и управлявшего епархией в его отсутствие викарного Александровского еп. Стефана (Андриашенко). 19 мая 1925 г. Патриарший Местоблюститель митр. Петр (Полянский) запретил И. в священнослужении «в пределах всея православныя Российския Церкви» вплоть до канонического суда над ним. Вскоре И. присоединился к автокефалистскому лубенскому расколу. 4-5 июня 1925 г. он принял участие в организованном Лубенским еп. Феофилом Булдовским «Всеукраинском Церковном Соборе» в Лубнах, где стал одним из сопредседателей. Был утвержден «правящим архиепископом Екатеринославским и Донецким и временно управляющим Харьковской епархией». Фактически И. подчинялось от 30 до 40 приходов.

В лит-ре (см., напр.: Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 22) И. часто отождествляется с «епископом Иоанникием» - участником совещания 10 архиереев во главе с архиеп. Григорием (Яцковским) в московском Донском мон-ре 22 дек. 1925 г., положившего начало григорианскому расколу. Однако в тот момент И. уже носил титул архиепископа, что было бы отражено в учредительных документах епископов-григорьевцев, претендовавших на высшую церковную власть. Видимо, переход И. из лубенского раскола в григорианский произошел позднее.

В кон. 1925 г. 13 укр. архиереев подписали определение о лишении инициаторов лубенского раскола, в т. ч. И., священного сана и об отлучении их от Церкви. 5 янв. 1926 г. это решение было подтверждено Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). В марте 1926 г. И. вместе с Булдовским обжаловал это решение в григорианском Временном высшем церковном совете (ВВЦС). 8 марта архиеп. Григорий (Яцковский) отменил наложенные на И. и Булдовского запрещения. Однако до сер. 1926 г. григорианскую Екатеринославскую епархию возглавлял признававший в это время ВВЦС архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов).

Деятели лубенского раскола быстро дискредитировали себя в глазах верующих Екатеринослава (с июня 1926 Днепропетровск). Поддерживавшая И. часть клира требовала от него разрыва с Булдовским и получения канонических оснований для своей архиерейской власти. Осенью 1926 г. И. заявил о подчинении названному им Заместителем Патриаршего Местоблюстителя Ярославскому митр. священноисп. Агафангелу (Преображенскому), который якобы предоставил И. особые полномочия на управление епархией. В дальнейшем И. открыто присоединился к григорианскому расколу. 11-13 мая 1927 г. он, как «архиепископ Днепропетровский», принимал участие в совещании епископов - сторонников ВВЦС в Москве, где подписал послание с обвинениями по адресу митр. Сергия. В кон. 1927 или в нач. 1928 г. был возведен в сан «митрополита» и переведен на григорианскую Ульяновскую кафедру, освободившуюся после перехода «митрополита» Виссариона (Зорнина) на должность председателя ВВЦС.

После назначения И. не давал о себе знать в течение 4 месяцев. Однако когда представители григорианских приходов обратились в Ульяновский окружной адм. отдел с просьбой разрешить проведение общего собрания для избрания нового архиерея, то получили отказ с формулировкой: «По сведениям, имеющимся в окружном АО, архиепископ Иоанникий в недалеком времени прибывает в Ульяновск». В Ульяновске И. не проявлял интереса к делам своей епархии, часто надолго уезжал за ее пределы. В 1933 г. ушел на покой, к тому времени у григориан в Ульяновске оставался единственный храм - в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Через нек-рое время вновь вернулся к управлению епархией совместно с переехавшим в Ульяновск Куйбышевским григорианским еп. Феодосием (Григоровичем-Борисовым). В нояб. 1937 г. И. был арестован и помещен в тюрьму г. Куйбышева. Его обвиняли в принадлежности к «фашистско-повстанческой церковно-монархической контрреволюционной организации». Проходил по следственному делу вместе с большой группой священнослужителей разных религ. направлений. Казнен по приговору Особой тройки при УНКВД по Куйбышевской обл. от 21 дек. 1937 г.

Арх.: Архив ЦНЦ. Ф. 3. Оп. 2. Д. 1.
Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 368; Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 22, 56, 57, 61, 70, 73, 76; Акты свт. Тихона. С. 424, 498, 678; Дмитриев В., прот. Симбирская Голгофа: 1917-1938. Ульяновск, 1996. С. 49-59; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 278-285, 339-341, 343, 345-347, 372, 381, 395-399, 539; Скала А., прот. Церковь в узах: История Симбирско-Ульяновской епархии в сов. период: 1917-1991. Ульяновск, 2007. С. 175; Лубенский раскол и «иоанникиевщина» в документах Патриаршей канцелярии // ВЦИ. 2008. № 1(9). С. 56-84.
Д. Н. Никитин
Ключевые слова:
Обновленческое движение и другие расколы Обновленцы Григорианский раскол в Русской Православной Церкви (кон. 1925 - сер. 40-х гг. ХX в.) Лубенский раскол Иоанникий (Соколовский Феодосий Семенович; 1889-1938), архиепископ бывший Омский, деятель лубенского и григорианского расколов
См.также:
БОРИС (Рукин Борис Андреевич; 1879 - 1931), один из инициаторов григорианского раскола в РПЦ
АЛЕКСИЙ (Баженов Дмитрий Владимирович; 1872-?), бывш. еп. Тираспольский, с 1922 г. в обновленческом расколе
АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий "митр. Костромской"
АНТОНИН (Грановский; 1865-1927), бывш. еп. Владикавказский и Моздокский, деятель обновленческого раскола
БЕЛКОВ Евгений Христофорович (1882-1930), свящ., деятель обновленчества
БЛИНОВ Петр Федорович (1893-1938), один из лидеров обновленчества, организатор «Сибирской Живой церкви» и «Сибирского церковного управления»
БОГОЛЮБСКИЙ Николай Иванович (1856–1926), богослов, проповедник, один из руководителей обновленчества
БОРИС (Лентовский Владимир Иванович, 1857 - 1923), еп. Пензенский и Саранский
БОЯРСКИЙ Александр Иванович (1885-1937), один из организаторов и идеологов обновленчества
БУЕВЦЫ последователи еп. Алексия (Буя) - наиболее радикально настроенные иосифляне