Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАННА ЗЛАТОУСТА МОНАСТЫРЬ БЛИЗ КУЦОВЕНДИСА
Т. 25, С. 11-15 опубликовано: 4 сентября 2015г.


ИОАННА ЗЛАТОУСТА МОНАСТЫРЬ БЛИЗ КУЦОВЕНДИСА

[греч. ῾Ιερὰ Μονὴ ῾Αγίου ᾿Ιωάννη τοῦ Χρυσοστόμου τοῦ Κουτσοβέντη], находится на склоне горной гряды Пендадактилос (на оккупированной Турцией территории Сев. Кипра), принадлежит Святогробскому братству Иерусалимской Православной Церкви. В наст. время комплекс включает соборный храм (кафоликон) свт. Иоанна Златоуста (1891) с парекклисионом Св. Троицы (кон. XI - нач. XII в.) и колокольней (1957), жилые и хозяйственные корпуса (вероятно, кон. XVII в.), а также примыкающие друг к другу парекклисионы Спасителя (кон. XI - нач. XII в.) и Пресв. Богородицы «Афендрики» (кон. XII в.) на кладбище недалеко от мон-ря.

История монастыря

Мон-рь свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса
Мон-рь свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса

Мон-рь свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса
И. З. м. был основан в кон. XI в. мон. Георгием. 9 дек. 1090 г. был освящен кафоликон, причем во время освящения в храм были положены частицы мощей великомучеников Прокопия, Иакова Персянина и Марины; в кафоликоне хранилась также частица Честного Животворящего Креста Господня. Эти сведения известны из рукописного Типикона И. З. м. нач. XIII в. (Paris. gr. 402). Типикон И. З. м. дошел до наших дней с нек-рыми утратами; по мнению исследователей, он может представлять собой дополненную копию первоначального Типикона, созданного при жизни или вскоре после кончины основателя. Игум. Георгий упоминается в письмах Никона Черногорца. Основатель монастыря скорее всего происходил из Сев. Сирии и, прежде чем поселиться на Кипре, прожил некоторое время в Палестине. Игум. Георгий скончался, вероятно, в 1099 г., на Кипре возникло его местное почитание (его память содержится в Типиконе И. З. м. под 26 апр.).

В Типиконе И. З. м. упоминаются 4 храма: кафоликон, парекклиссионы Св. Троицы и Пресв. Богородицы на кладбище (видимо, речь идет о ц. Пресв. Богородицы «Афендрики») и ц. прав. Лазаря, к-рую, возможно, следует идентифицировать с полуразрушенным кладбищенским парекклисионом Спасителя. Кроме того, упоминаются др. разнообразные постройки: трапезная, монашеские кельи, покои игумена, склады, амбар, винный погреб, колодец.

Инициатором строительства парекклисиона Св. Троицы был известный военачальник имп. Алексея I Комнина Евмафий Филокал. Он был хром на обе ноги, с чем связана этимология названия Куцовендис (от κουτσός - хромой и αὐθέντης - господин).

В 1098-1099 гг. в И. З. м. останавливался по пути из Св. земли Феоктист, буд. игум. Иоанна Богослова мон-ря на Патмосе, а в нач. XII в.- основатели Махерасского мон-ря преподобные Неофит и Игнатий. Между 1152 и 1159 гг. в И. З. м. подвизался прп. Неофит Затворник, затем его младший брат Иоанн, ставший в 1176 г. экономом, а ок. 1214 г.- игуменом монастыря. К этому времени И. З. м. и Неофита Затворника преподобного монастырь входили в число наиболее влиятельных обителей на Кипре. Имеется неск. свидетельств существования в XII-XIII вв. маронитского монастыря св. Иоанна в окрестностях Куцовендиса, однако недавние исследования показали, что его невозможно отождествлять с одноименным греч. мон-рем.

Об истории И. З. м. после установления на Кипре лат. владычества (1192) известно мало. Неск. упоминаний XIII-XV вв. свидетельствуют о том, что он продолжал действовать как православный. В 1301 г., во время путешествия по Кипру, в И. З. м. провел неск. месяцев францисканский монах и философ Раймунд Луллий, написавший трактат «Новая риторика». Возможно, в XV в. (точная дата неизв.) в И. З. м. была перенесена из заброшенной церкви в г. Хитры (близ совр. Китреи) глава прп. Епифания, одного из т. н. Аламанских святых. В период венецианского владычества (1489-1570/71) И. З. м. продолжал существовать, хотя уже не был независимым и подчинялся находящемуся неподалеку мон-рю Пресв. Богородицы «Апсинфиотиссы». В это время в И. З. м. были проведены нек-рые ремонтно-строительные работы, однако нет никаких сведений о работе художников или скриптория.

Вскоре после захвата турками Никосии 9 сент. 1570 г. И. З. м. был разграблен, а его здания и земли конфискованы. Но уже в 1589 г. мон-рь снова действовал: некий Луциос заказал для него икону свт. Иоанна Златоуста. В. Г. Григорович-Барский, посетивший И. З. м. в 1735 г., записал монастырское предание, согласно к-рому ранее подчинявшийся архиепископу мон-рь после захвата турками был продан в частное владение некоему знатному киприоту. Тот через нек-рое время отправился в паломничество на Св. землю и пожертвовал свое имущество Иерусалимскому Патриархату (Григорович-Барский. 1886. Ч. 2. С. 247), к-рому мон-рь принадлежит по сей день. В 1735 г. в И. З. м. было 5 или 6 монахов, и теперь уже мон-рь Пресв. Богородицы «Апсинфиотиссы» находился в его подчинении. Григорович-Барский также передает легенду об основании мон-ря некой принцессой, исцелившейся от болезни в близлежащем источнике, однако эти сведения ничем не подтверждаются (Там же. С. 245-246). Др. путешественники XVII-XVIII вв. оставили интересные сведения о мон-ре. Голландец Корнелис де Брёйн, посетивший И. З. м. в 1683 г., сообщил, что в обители кроме игумена было 11 монахов и 3 священника и что кельи были недавно перестроены после пожара. Он выполнил замечательное описание кафоликона с позолоченным иконостасом, установленным 5 годами раньше, и рисунок общего вида монастыря. Количество насельников на протяжении XVIII-XIX вв. оставалось небольшим, а монастырские здания, включая оба храма, стояли в полуразрушенном состоянии. В кон. XIX в. было решено снести кафоликон. На его месте в нояб. 1891 г., при Иерусалимском патриархе Герасиме I и архим. Кирилле (Карагеоргакисе), был построен новый храм. К этому времени община насчитывала 13 чел. (в число к-рых, возможно, входило неск. мирян).

В 1937 г. монастырский комплекс был включен в число кипрских памятников древности. С этого времени и до 60-х гг. ХХ в. Кипрский департамент древностей вел в И. З. м. реставрационные работы. В 1974 г., после оккупации Турцией Сев. Кипра, все мон-ри, включая И. З. м., были закрыты. Вплоть до наст. времени на его территории находится тур. военная база и доступ в него невозможен. Имеются сведения о том, что часть фресок в парекклисионе заштукатурена.

Монастырский комплекс

В наст. время кафоликон 1891 г. и соединенный с ним средневек. парекклисион Св. Троицы стоят посреди монастырского двора, с 3 сторон окруженного новыми жилыми и хозяйственными корпусами. Как именно эти корпуса соотносятся со старыми постройками, упомянутыми в Типиконе, неизвестно. Планировка монастырского комплекса в целом, видимо, следует за средневековой. Из рисунков и свидетельств путешественников можно заключить, что в период османского владычества монастырь окружали крепостные стены, которые, возможно, были построены еще до турецкого завоевания.

Из всех упомянутых храмов только первоначальный кафоликон имеет относительно точную датировку (ок. 1090). Как показали исследования, парекклисионы Св. Троицы и Спасителя были возведены вскоре после кафоликона.

Кафоликон

посвященный свт. Иоанну Златоусту, был снесен и отстроен заново в 1891 г. Сохранился план, выполненный незадолго до этого У. Уильямсом. На основании плана можно заключить, что храм принадлежал к распространенному в визант. архитектуре XI в. типу октагона на тромпах. Он имел большой купол (ок. 6,5 м), к-рый опирался на 8 полукруглых опор, с севера, запада и юга приставленных к стенам, а с востока - к 2 квадратным столбам в виме. С востока был 3-частный алтарь, с запада к подкупольному пространству примыкал нартекс, в к-рый вели 3 прохода. Он имел сводчатое перекрытие и завершался апсидами с севера и юга. К юж. стороне диаконника примыкала небольшая капелла с апсидой, а к юж. апсиде нартекса - еще одно небольшое помещение (возможно, упомянутый в Типиконе скевофилакион (ризница), где хранилась частица Животворящего Креста). Оба помещения, вероятно, появились немного позднее, чем кафоликон и нартекс. Кроме того, с зап. стороны в неизвестное время была сделана пристройка с лестницей.

Главная особенность кафоликона И. З. м.- купол на 8 пристенных опорах. Вероятно, в углах подкупольного квадрата переход к кругу барабана обеспечивали конические тромпы, а по сторонам света были плоские ниши с чуть более узкими полуциркульными арками. На Кипре известны др. октагоны на тромпах, очевидно следующие образцу кафоликона И. З. м.: несохранившаяся церковь мон-ря Марки, полуразрушенная - в замке св. Илариона, ц. Христа Антифонита близ Калогреи и ц. Пресв. Богородицы «Апсинфиотиссы» (купол на 6 опорах). Все они находятся недалеко от Куцовендиса и были построены примерно в одно время (кон. XI - XII в.). Но план кафоликона И. З. м. отличается большей четкостью и регулярностью, что является дополнительным свидетельством высокого уровня мастерства работавшей здесь артели.

Остается неизвестным, откуда именно прибыли строители кафоликона И. З. м. Нек-рые сохранившиеся фрагменты кладки и убранства храма позволяют предполагать связи с Сиро-Палестинским регионом. От древнего кафоликона уцелели нижние части апсид и почти вся сев. стена, к к-рой примыкает парекклисион. От первоначального убранства частично сохранился инкрустированный мраморный пол в алтаре с геометрическим орнаментом в технике opus sectile, не имевший аналогов в др. средневек. кипрских церквах; мраморные дверные косяки, вновь использованные в новом здании кафоликона (зап. и юго-зап. двери) и в парекклисионе Св. Троицы (зап. дверь); инкрустированные деревянные створки, в наст. время украшающие зап. двери нового кафоликона; фрагменты мраморных колонок и капителей (использованы для новой алтарной преграды в парекклисионе). Кафоликон, вероятно, украшала фресковая роспись (остатков мозаики найдено не было). Де Брёйн, посетивший монастырь в 1683 г., писал, что в куполе было изображение Пантократора, окруженного некими фигурами. Др. путешественник Отто фон Рихтер упоминал о мраморных инкрустациях над дверями, ведущими из наоса в нартекс. В храме находилось неск. древних икон, в т. ч. арх. Михаила (кон. XII - нач. XIII в.) и Богоматери с Младенцем на троне со свт. Иоанном Милостивым и с коленопреклоненными ктиторами Марией ди Молино с сыном Антонино (XVI в.). В наст. время эти иконы вывезены с Кипра.

Новое здание кафоликона было построено на фундаменте старого (за исключением выступавших апсид нартекса, к-рые оказались за его пределами). Оно имеет прямоугольную форму и разделено на 3 компартимента, перекрытые стрельчатыми крестовыми сводами.

Парекклисион Святой Троицы

Свт. Василий Великий. Роспись парекклисиона Св. Троицы мон-ря свт. Иоанна Златоуста. 1099–1102/03 или 1111/12–1118 гг.
Свт. Василий Великий. Роспись парекклисиона Св. Троицы мон-ря свт. Иоанна Златоуста. 1099–1102/03 или 1111/12–1118 гг.

Свт. Василий Великий. Роспись парекклисиона Св. Троицы мон-ря свт. Иоанна Златоуста. 1099–1102/03 или 1111/12–1118 гг.
пристроенный к сев. части кафоликона и равный ему по длине, представляет собой прямоугольный однонефный храм с куполом над центральной частью. Купол опирается на выступы боковых стен, трактованные как столбы. Постройки такого типа были широко распространены на Кипре в визант. время. Однако строительная техника (преобладание кирпича в кладке, широкое использование деревянных связей) и нек-рые декоративные приемы (обрамление арочных окон барабана вторым, отступающим рядом кирпича) нетипичны для Кипра и свидетельствуют о влиянии столичной традиции. Парекклисион был построен после возведения нартекса кафоликона: проход в зап. стене парекклисиона смещен с оси из-за выступающей сев. апсиды нартекса кафоликона. Вскоре после завершения строительства к парекклисиону также был добавлен нартекс, сообщавшийся с нартексом кафоликона и выведенный вровень с его зап. стеной.

Вероятно, в период венецианского владычества парекклисион ремонтировался: были заложены ниши в зап. компартименте и почти все проемы, подкупольные столбы усилены дополнительными рядами кладки, подпружные арки дублированы; снаружи с северо-востока был добавлен контрфорс. В более позднее время также была отремонтирована кровля.

По свидетельствам де Брёйна, Григоровича-Барского и др. путешественников, в кон. XVII-XVIII в. парекклисион был уже в руинированном состоянии. К этому времени были почти полностью утрачены апсида и нартекс, а также все внутреннее убранство и большая часть росписей.

Работы по восстановлению парекклисиона были начаты в 1942 г. и закончены в 60-х гг. ХХ в. усилиями игум. Онуфрия и Кипрского департамента древностей. Между 1956 и 1958 гг. были устранены позднейшие переделки. В 60-х гг. ХХ в. была укреплена сохранившаяся сев. стена нартекса, настлан новый пол и сделана мраморная алтарная преграда, в к-рую включены древние фрагменты колонок и капителей. В 1963 и 1968-1969 гг. Центром визант. исследований Дамбартон-Окс были проведены расчистка и укрепление сохранившихся фресок. Во время реставрационных работ в нижней части восточных столбов были раскрыты надписи, в которых упоминается ктитор Евмафий Филокал, дважды бывший наместником Кипра (1099-1102/03 и 1111/12-1118), который построил храм «от самых оснований». По мнению С. Манго и Э. Хокинса, парекклисион воздвигнут ок. 1000 г. (Mango, Hawkins. 1964. P. 338), по мнению Т. Папакостаса - в 1099 г. или немного ранее (этот исследователь считает, что освящение парекклисиона во имя Св. Троицы указывает на связь игум. Георгия с мон-рем прп. Симеона Столпника Младшего на Дивной горе, главный храм к-рого также посвящен Св. Троице (Papacostas. 2007. P. 75, 103)). Вероятно, парекклисион предназначался для погребения ктитора, однако ни в зап. компартименте, ни в пристроенном позже нартексе следов захоронений обнаружено не было.

Росписи парекклисиона

созданные при Евмафии Филокале, возможно с участием столичных мастеров, отличаются очень высоким качеством. Полностью не сохранилось ни одной композиции, но, насколько можно судить по их фрагментам, а также по изображениям святых, традиц. визант. программа была здесь неск. модифицирована в соответствии с пожеланиями монахов и ктитора и дополняла ныне утраченные росписи соборного храма свт. Иоанна Златоуста.

Из 2 возможных датировок росписей (1099-1102/03 и 1111/12-1118) С. Бойд, Д. Мурики, М. Панайотиди и Папакостас отдали предпочтение 1-му периоду наместничества Евмафия Филокала, а А. и Дж. Стилиану - 2-му. Манго и Хокинс оставили вопрос открытым (Mango, Hawkins. 1964. P. 338-339).

В куполе была помещена композиция «Сошествие Св. Духа на апостолов», к-рая реконструируется по фрагментам сидящих фигур между окнами барабана (сохр. как фрагменты фресок на штукатурке, так и элементы первоначальной разметки композиции красной охрой по каменной кладке). На откосах окон барабана - значительные по площади фрагменты разнообразных растительных и геометрических орнаментов.

В конхе апсиды, очевидно, было изображение Богоматери, фланкированное фигурами стоящих архангелов (сохр. фрагменты). Ниже располагались фигуры служащих святителей. До наст. времени сохранились 2 крайние фигуры безымянных святителей (святитель, изображенный с сев. стороны апсиды, идентифицируется нек-рыми искусствоведами как свт. Василий Великий; святитель с юж. стороны - как свт. Григорий Богослов). Они изображены склоненными в сторону алтаря, облачены в простые фелони с омофорами и держат в руках свитки с текстами литургии свт. Василия Великого (святитель с сев. стороны) и свт. Иоанна Златоуста (святитель с юж. стороны). Изначально святителей было не менее восьми. Это одно из первых изображений «Службы св. отцов» в визант. искусстве - композиции, получившей широкое распространение в XII в. В виме над фигурами святителей размещались также погрудные изображения святых в рамах, сохранившиеся фрагментарно. В своде вимы было помещено «Вознесение Господне». Нижний ярус алтарной части украшали росписи, имитирующие мраморную облицовку.

На зап. гранях вост. подкупольных столбов росписи располагались в 3 регистра. В верхнем было традиц. изображение «Благовещения» (частично сохр. фигура арх. Гавриила на сев.-вост. столбе), в среднем - изображения с прямоугольными обрамлениями, к-рые впосл. были сбиты, заштукатурены и закрыты большими иконами, ниже - стихотворные посвятительные надписи Евмафия Филокала, также заштукатуренные. Судя по фрагментам, на южном столбе в среднем регистре было изображение человека в коричневой обуви (возможно, ктитора).

В центральной части парекклисиона, на юж. стене в нижнем регистре, помещалась сцена «Сошествие во ад». От нее сохранились фигуры стоящих слева пророков Соломона, Давида и Иоанна Предтечи, летящих над ними ангелов, а также фигура Спасителя (частично). В софите подпружной арки было 7 медальонов с погрудными изображениями святых на красном и зеленом фонах; из них хорошо сохранился один (мч. Викентий?).

На северной стене росписи располагались в 3 регистра. В люнете было «Предательство Иуды» (справа - хорошо сохранившаяся фигура неизвестного пророка), в среднем регистре, вероятно, «Суд Пилата» и «Несение креста», в нижнем регистре справа от двери, напротив «Сошествия во ад» на юж. стене,- огромное «Распятие» (сохр. фрагменты фигур скорбящих ангелов и ап. Иоанна Богослова с надписью). В софите арки - 7 медальонов с погрудными изображениями неизвестных святых. В софите арки над сев. дверью - медальоны с погрудными изображениями 3 отроков (хорошо сохр. изображение св. Мисаила).

Росписи зап. подкупольных столбов также располагаются в 3 регистра. В верхних регистрах - фигуры пророков со свитками, обращенные к востоку, в средних - фронтальные фигуры преподобных, в нижних - имитация мраморной облицовки. Особо следует отметить хорошо сохранившиеся изображения прор. Иезекииля с пророчеством о Воскресении (на вост. грани юго-зап. столба) и прор. Моисея с пророчеством о Распятии (на вост. грани сев.-зап. столба).

В зап. компартименте также сохранились фрагменты сцен и отдельные изображения святых. В своде - остатки 8 композиций. На юж. склоне в верхнем регистре было «Рождество Христово», в нижнем - «Рождество Богородицы» и «Введение». На северном склоне в верхнем регистре помещался «Вход Господень в Иерусалим», в нижнем - «Успение» (сохр. группа скорбящих апостолов у ног Пресв. Богородицы). Росписи зап. стены размещались в 3 регистра: одна композиция в люнете, 2 - в средней части и отдельно стоящие фигуры - по сторонам двери в нижней зоне. От них почти ничего не сохранилось.

Ниши на сев. и юж. стенах целиком заняты изображениями святых. В софитах арок - по 5 мучеников в медальонах (идентифицируются с юж. стороны великомученики Димитрий, Георгий, Прокопий и мч. Евсигний; с сев. стороны - вмч. Иаков Персянин, далее предположительно святые Феодор Тирон, Арсений или Никита, Феодор Стратилат), в люнетах ниш - погрудные изображения преподобных (с юж. стороны - преподобные Павел Препростый, Онуфрий, Феодосий из Скопела; с сев. стороны - преподобные Ксенофонт, Аркадий и Иоанн), под ними - фигуры преподобных в рост (с юж. стороны - преподобные Мелетий, Епифаний, Андроник, Лука Элладский (Стириот); с сев. стороны как преподобные изображены святители Григорий Акрагантский и Григорий Чудотворец; на откосах окна - свт. Григорий Омиритский и прп. Григорий Акритский). Изображения преподобных имеются также на откосах обеих арок. Незначительные фрагменты росписей обнаружены в нартексе.

При исследовании техники живописи помимо широко распространенных минеральных пигментов было выявлено использование дорогостоящих материалов: ультрамарина в фонах и одеждах, позолоты в нимбах и нек-рых деталях.

Росписи парекклисиона Св. Троицы принадлежат к числу лучших произведений раннекомниновской монументальной живописи. Работавшие здесь мастера, несомненно, ориентировались на столичные образцы. По стилю живописи к фрескам парекклисиона Св. Троицы наиболее близки мозаики киевского Златоверхого во имя арх. Михаила муж. мон-ря. В основу стиля обоих ансамблей положены обновленные классические принципы. Пропорции фигур слегка удлиняются, движения делаются неск. более порывистыми, в рисунке появляются напряженные, утрированные линии, в драпировках заметна стилизация, в ликах часто проявляется эмоциональность, иногда напряженность и острота. Все эти элементы получат дальнейшее развитие в искусстве XII в. В росписях парекклисиона эти черты особенно заметны в фигурах пророков Иезекииля и Моисея, а также в образах апостолов из «Успения».

Мастера, работавшие в И. З. м., принесли на Кипр новый стиль, упрощенные версии к-рого представлены в целом ряде росписей раннего XII в.: Асину Панагии церкви (1105/06), ц. Пресв. Богородицы в Трикомо, соборе Николая Чудотворца «тис Стегис» мон-ря, соборе Амасгу Богородицы жен. мон-ря, ц. праведных Иоакима и Анны в Калиане (Mouriki. 1980/1981. P. 98). Вероятно, в создании этих росписей принимали участие мастера из той же артели. Д. Уинфилд предположил, что ц. Асину и церковь в Трикомо расписал ученик мастеров из И. З. м. (и, следов., парекклисион Св. Троицы расписан ранее ц. Асину (1105/06), т. е. в 1-й период наместничества Евмафия Филокала). Фрески парекклисиона Св. Троицы по сравнению с остальными работами этой артели отличаются большей утонченностью и изяществом. К сожалению, ни одна из этих росписей не сохранилась как комплекс.

Парекклисионы Спасителя и Пресвятой Богородицы «Афендрики»

Ниже мон-ря, на кладбище, находятся 2 примыкающих друг к другу парекклисиона. Судя по свидетельству де Брёйна, уже в XVII в. они были в полуразрушенном состоянии. Сев. парекклисион Пресв. Богородицы «Афендрики» может быть идентифицирован с упомянутой в Типиконе И. З. м. часовней Пресв. Богородицы на кладбище. Он принадлежит к тому же архитектурному типу, что и парекклисион Св. Троицы. Внутреннее пространство с помощью лопаток и арочных ниш у боковых стен расчленено на 3 компартимента. Центральная часть, возможно, была увенчана куполом. Зап. фасад завершается щипцом, над порталом сделана плоская ниша с арочным завершением. Постройка возведена из грубо отесанного камня с применением кирпича. Имеются фрагменты росписей кон. XII - нач. XIII в. в очень плохом состоянии. В юго-зап. нише изображен вмч. Георгий на коне, в кольчуге и с копьем; за ним сидит юноша с кувшином, чашей и полотенцем, перекинутым через руку (об этом чуде см. в ст. Георгий, вмч., разд. «Чудеса», подразд. «Чудеса об избавлении отрока из плена»). Подобные изображения вмч. Георгия с юношей нередко встречаются в кипрских росписях в более позднее время. Судя по стрельчатым формам арок и по стилю фресок, парекклисион относится к кон. XII в.

Юж., меньший по размеру парекклисион посвящен Спасителю. Вероятно, его следует идентифицировать с упомянутой в Типиконе И. З. м. часовней прав. Лазаря. Парекклисион построен из необработанного местного известняка, песчаника и кирпича. Возведенный скорее всего одновременно с парекклисионом Св. Троицы, он аналогичен ему по структуре: однонефный, с арочными нишами у боковых стен; возможно, над центральной частью был купол. С зап. стороны пристроен небольшой нартекс. Сохранились фрагменты росписи, расположение и иконография к-рых соответствуют назначению храма как погребальной часовни. На северной стене находятся фрагменты композиций «Распятие», «Снятие с креста» и «Сошествие во ад», в арочной нише - полностью сохранившаяся композиция «Положение во гроб». По иконографии и эмоциональной выразительности она напоминает знаменитое «Оплакивание» из Нерези (1164). В виме - хорошо сохранившееся погрудное изображение прп. Симеона Столпника. Эти фрески по трактовке фигур и одеяний, типам лиц, технике письма, начертаниям букв в надписях аналогичны росписям парекклисиона Св. Троицы. Очевидно, парекклисион Спасителя был расписан той же артелью.

Помимо 2 кладбищенских парекклисионов недалеко от И. З. м. находятся часовня св. Иоанна Предтечи (возможно, здесь располагался упоминаемый в источниках маронитский мон-рь) и часовня вмч. Георгия, в к-рой сохранились изображения святых в медальонах, очевидно одновременные росписям парекклисиона Св. Троицы.

Лит.: Григорович-Барский В. Г. Странствия по св. местам Востока. СПб., 1886. Ч. 2. С. 245-247; Mango C., Hawkins E. J. W. Report on Field Work in Istanbul and Cyprus, 1962-1963 // DOP. 1964. Vol. 18. P. 319-340; Winfield D. C. Hagios Chrysostomos, Trikomo, Asinou: Byzantine Painters at Work // Πρακτικὰ τοῦ Πρώτου Διεθνοῦς Κυπριολογικοῦ Συνεδρίου. Λευκωσία, 1972. Τ. 2. Σ. 285-291; Mouriki D. Stylistic Trends in Monumental Paintings of Greece during 11th and 12th Centuries // DOP. 1980/1981. Vol. 34/35. P. 77-124; Παναγιωτίδη Μ. Τεχνοτροπικές σχέσεις τῆς ζωγραφικῆς τῆς Κύπρου κα τῆς Πελοποννήσου κατὰ τὸ 13o αἰῶνα // Πρακτικὰ τοῦ Δευτέρου Διεθνοῦς Κυπριολογικοῦ Συνεδρίου. Λευκωσία, 1986. Τ. 2. Σ. 561-566; Mango C., Hawkins E. J. W., Boyd S. The Monastery of St. Chrysostomos at Koutsovendis (Cyprus) and its Wall Paintings. Pt. 1: Description // Ibid. 1990. Vol. 44. P. 63-94; Stylianou A., Stylianou J. A. The Painted Churches of Cyprus: Treasures of Byzantine Art. L.; Nicosia, 19972. P. 456-467; Papacostas T. The History and Architecture of the Monastery of St. John Chrysostomos at Koutsovendis, Cyprus // DOP. 2007. Vol. 61. P. 25-156.
А. В. Захарова
Ключевые слова:
Монастыри Иерусалимской Православной Церкви Иоанна Златоуста монастырь близ Куцовендиса, находится на оккупированной Турцией территории Северного Кипра, принадлежит Святогробскому братству Иерусалимской Православной Церкви
См.также:
ИЛИИ ПРОРОКА МОНАСТЫРЬ [Дейр-Мар-Ильяс], муж., действующий, принадлежит Иерусалимской Православной Церкви
ИСКУШЕНИЯ МОНАСТЫРЬ действующий, принадлежит Иерусалимскому Патриархату, расположен на краю Иудейской пустыни и долины Иордана
КАТАМОН мон-рь во имя прав. Симеона Богоприимца, муж., действующий, принадлежит Иерусалимской Православной Церкви