Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАНН АКАТЗИЙ
Т. 23, С. 656 опубликовано: 26 апреля 2015г.


ИОАНН АКАТЗИЙ

[греч. ᾿Ιωάννης ὁ ᾿Ακάτζιος (᾿Ακάτζης); лат. Ioannes Acatius], прп. (пам. визант. 4 нояб.), к-польский отшельник. Память не зафиксирована ни в Синаксарях, ни в Минеях, она упоминается только в тексте Жития И. А. Годы жизни неизвестны (о предполагаемом времени жизни см.: Halkin. 1989. P. 249). О почитании И. А. также неизвестно.

Сохранились лишь Житие И. А. (BHG, N 829) и его сокращенная версия - синаксарная заметка (BHG, N 829e); оба текста на греч. языке известны по рукописи XV в. Vat. Barber. 583 (VI 22), ff. 263-280 и 280-282. Существует также краткая заметка на лат. языке франц. иезуита Жака Сирмона (1559-1651) (в кодексе Brux. 8932, f. 267-268v); несмотря на нек-рое сходство с греч. синаксарной заметкой, не исключено, что лат. текст написан на основе др. греч. оригинала, ныне утерянного.

В Житии, составленном из агиографических топосов, приводятся духовные наставления и описания чудес святого. Информации о времени жизни И. А. в Житии не содержится, упоминается только, что он подвизался в К-поле. Даже имена родителей И. А. (Феодор и Иерия) стали известны агиографу, по его словам, во сне. После смерти родителей святой раздал имущество нищим и начал подвижническую жизнь близ ц. мч. Акакия в к-польском квартале Эптаскала. Он жил без крова зимой и летом, носил власяницу и терпел издевательства и насмешки людей. Алтарники церкви испытывали к нему симпатию и соорудили маленькую келью, чтобы он укрывался от непогоды. И. А. стал затворником в этой келье. Одна благочестивая женщина приносила ему хлеб и воду. Постом и бдениями преподобный победил страсти и получил дары прозорливости и исцеления. Он имел обыкновение кадить по праздникам в алтаре. Однажды, не найдя кадила, И. А. положил уголь и кусочки ладана себе в ладонь и покадил весь храм, не получив ни малейших ожогов. В момент кончины И. А. явился Христос в славе, принял на руки душу преподобного и вознес ее на небо. И. А. был погребен в мон-ре Месополита (τοῦ Μεσοπολίτου; ныне неизв.), а спустя мн. годы его мощи были перенесены в др. город для освящения жен. монастыря Пресв. Богородицы.

Автор греч. Жития хорошо образован и начитан: он цитирует произведения Гомера, Платона, неоплатоника Порфирия, а также послание ап. Павла, Протоевангелие Иакова и мн. жития. Пишет он архаизированным лит. языком, местами довольно сложным и запутанным.

Именование преподобного Акатзием происходит, как объясняется в Житии, от чудесного дара держать не обжигаясь раскаленный уголь в руке и совершать каждение без помощи металлического сосуда (τὸ κατζίον - кадило). Впрочем, описание такого чуда нередко встречается в агиографических текстах (см., напр., в ст. Давид Солунский).

Ист.: ActaSS. Nov. T. 2. P. 216-217; Halkin F. Vie et «Synaxaire» de St. Jean Akatzios ou Akatzès // AnBoll. 1983. Vol. 101. P. 249-279 [исслед.: 249-250, 276-277].
Лит.: Janin R. Giovanni Akatzios // BiblSS. Vol. 6. Col. 593-594; Aubert R. Jean Akatzios // DHGE. T. 26. Col. 1205-1206; Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2004. Τ. 3: Νοέμβιος. Σ. 51-53.
Ключевые слова:
Преподобные Греческих Православных Церквей Святые Греческих Православных Церквей Отшельники Иоанн Акатзий, преподобный (пам. визант. 4 нояб.), константинопольский отшельник
См.также:
АКЕПСИМ (IV в.), прп. Антиохийский (пам. 3 нояб., греч. 13 февр., 29 янв.)
ИАКОВ (VI в.), прп. Кармильский (Палестинский), отшельник (пам. 4 марта; пам. греч. 28 янв.)
ИАКОВ ОТШЕЛЬНИК († 457), прп. Сирийский (пам. 26 нояб.; пам. греч. 21 февр., 26 нояб.)
АВКСИВИЙ прп. (пам. греч. 28 или 29 апр.)
АВРААМ (VI в.), еп. Эфесский, прп. (пам. греч. 28 окт.)
АВРААМ ЛАТРИЙСКИЙ прп. (пам. греч. 26 или 24 марта)
АГАПИЙ прп. Ватопедский (пам. греч. 1 или 15 марта)
АГАПИЙ прп. Вифарский (пам. греч. 19 или 20 мая)