Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАНН И ИОАНН-ГЕОРГИЙ
Т. 24, С. 262-264 опубликовано: 17 августа 2011г.


ИОАНН И ИОАНН-ГЕОРГИЙ

Прп. Иоанн (Майсурадзе). Икона. XX в. (частное собрание)
Прп. Иоанн (Майсурадзе). Икона. XX в. (частное собрание)

Прп. Иоанн (Майсурадзе). Икона. XX в. (частное собрание)
(Майсурадзе Василий) [груз. იოანე] (1882, дер. Эредви Горийского у. Тифлисской губ.- 1957, мон-рь Бетаниа) (Мхеидзе Георгий Мефодиевич) [груз. იოანე-გიორგი] (1887, дер. Земо-Крихи Рачинского у. Кутаисской губ.- 1962, монастырь Бетаниа), преподобные, исповедники (пам. 8 сент.), схиархимандриты, старцы мон-ря Бетаниа Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Сведения о них и др. насельниках Бетаниа собрал настоятель мон-ря (до 1997) архим. Лазарь (Абашидзе).

Василий Майсурадзе родился в крестьянской семье, с 12 лет подвизался в восстанавливающемся под рук. иером. Спиридона (Кетиладзе) монастыре Бетаниа. По словам архим. Лазаря, мальчик много трудился на строительных работах, «так, что кровь сочилась из пальцев». В 1903-1920 гг. подвизался в келлии ап. Иоанна Богослова груз. Иверского монастыря на Афоне, где принял постриг с именем Иоанн. Вместе с др. груз. монахами вернулся на родину, поселился в мон-ре Армази близ Мцхеты. С установлением в Грузии советской власти (25 февр. 1921) насельники покинули Армази, остался только И. вместе с еще одним монахом. Вскоре в мон-рь пришли чекисты и вывели монахов из обители под предлогом вызова в город. По пути они открыли по инокам огонь и, полагая, что те мертвы, сбросили их с дороги. Однако оба остались живы. И. был ранен в грудь, его вылечили монахини мцхетского мон-ря Самтавро. Он поселился в мон-ре Бетаниа, расположенном в труднодоступном месте, в горах близ Тифлиса. Иером. Спиридона на посту настоятеля сменил иером. Илия, через неск. лет - И.

Прп. Иоанн (Мхеидзе). Икона. XX в. (частное собрание)
Прп. Иоанн (Мхеидзе). Икона. XX в. (частное собрание)

Прп. Иоанн (Мхеидзе). Икона. XX в. (частное собрание)

Георгий Мхеидзе происходил из обедневшей дворянской семьи. Его отец, Мефодий Мхеидзе, состоял в народной полиции, участвовал в военных кампаниях Кавказской войны 1817-1864 гг. и был награжден Георгиевским крестом за пленение Шамиля; мать, Дафне Джапаридзе, занималась хозяйством. У И.-Г. было 7 братьев и 3 сестры. Мальчик учился в Челиагельском уч-ще при мон-ре Челиши, затем его воспитанием занимался дядя, Иване Мхеидзе, живший в Тифлисе и устроивший его секретарем к груз. писателю прав. Илии Чавчавадзе. Нек-рое время юноша учился в одном из военных уч-щ С.-Петербурга. Решающее влияние на судьбу Георгия оказала смерть принявшего постриг старшего брата Полиактра; в 1909 г. он вернулся на родину. Прочтя записи брата, Георгий узнал о его напряженной духовной жизни, о видениях святых и Пресв. Богородицы. Под впечатлением от прочитанного Георгий изменился. Родители, обеспокоенные его состоянием, писали в Тифлис старшим сыновьям: «Ваш брат сошел с ума, приезжайте скорее, поговорите с ним». Однако Георгий рассказал, что слышал глас Божий, указавший ему путь отшельника, и жертвует себя Господу. Юноша подвизался в близлежащих горах, жил в пещерах, носил мешковину. Спустя какое-то время он ушел в Мегрелию, где настоятель мон-ря Хирса (Хирсского) митр. Кутаисско-Гаенатский сщмч. Назарий (Лежава) постриг его в монахи. В 1924 г. мон-рь был закрыт, мон. Георгий переселился в Бетаниа. Его братья Петр и Иван, коммунисты (Петр занимал пост заместителя 1-го секретаря ЦК КП Грузинской ССР Л. П. Берии), были против выбора, к-рый сделал мон. Георгий, и всякий раз, когда он навещал родных, издевались над ним: один раз остригли ему полбороды, в другой - заперли в комнате с распутницей. Петр и его жена Нина были расстреляны (Петр - 10 авг. 1937, Нина - 14 февр. 1938 - АП РФ. Оп. 24. Д. 410. Л. 211; Д. 414. Л. 449); Иван, зная о предстоящем аресте, покончил с собой в 1938 г.

Преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн (Мхеидзе). Фотография. 40-е гг. XX в.
Преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн (Мхеидзе). Фотография. 40-е гг. XX в.

Преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн (Мхеидзе). Фотография. 40-е гг. XX в.

И. и иером. Георгий долгое время (2-я пол. 20-х - 1-я пол. 50-х гг. XX в.) оставались единственными насельниками Бетаниа. Они жили в сарае, затем выстроили небольшой 2-этажный дом с 4 комнатами. Нанимались в деревне на сезонные крестьянские работы, чтобы прокормиться. Впосл. посеяли зерновые, посадили огород, привели в порядок оставшийся после иером. Спиридона сад, завели коров, овец, устроили пасеку. Почти всю тяжелую работу выполнял И.: он пас скот, косил сено, работал на огороде, молол зерно. Иером. Георгий по состоянию здоровья выполнял более легкие работы: доил коров, делал сыр, ухаживал за ульями. В 1936 г. монахи запустили мельницу, И. выкопал канал для воды.

Официально монахи числились как сторожа памятника архитектуры, но фактически Бетаниа на протяжении неск. десятилетий оставалась единственной действующей обителью в Грузии. И. и иером. Георгий соблюдали монастырский устав, совершали богослужения и требы, монастырь посещали туристы и паломники. Во время Великой Отечественной войны, когда в городах был голод, монахи кормили и снабжали продуктами своего натурального хозяйства всех приходящих. Люди звали их ангелами.

Католикос-Патриарх Грузии Мелхиседек III (Пхаладзе; 1952-1960) возвел И. в сан архимандрита, иером. Георгия рукоположил во игумена. В сер. 50-х гг. в беседе с паломниками старец схиигум. прп. Кукша (Величко) назвал их светильниками. О духовной жизни И. и игум. Георгия известно немногое. Знавшие их отмечали, что между ними «была необычная… духовная любовь, они жили необыкновенно дружно, трогательно заботились друг о друге, что редко встречается и среди родных братьев». И. отличался добротой и мягкостью характера, приветливостью, глубокой духовной мудростью, был прост в общении. Мн. традиции, к-рые он установил в монастыре, были принесены им с Афона. Старец любил ухаживать за паломниками, выслушивал всех, угощал во время трапезы, раздавал носки, которые вязал из овечьей шерсти. Имел дар прозорливости. Игум. Георгий был строгим аскетом: спал на доске в неотапливаемой комнате, ночью совершал долгое молитвенное правило. Много читал, знал святоотеческую лит-ру, его усилиями в Бетаниа была собрана хорошая б-ка. Власти отмечали его образованность. Первый секретарь ЦК КП Грузинской ССР К. Н. Чарквиани по его просьбе выделил мон-рю сахар, чтобы спасти монастырскую пасеку в неурожайный год. Игум. Георгий был известен своей прозорливостью и даром исцеления; так же как и И., он принял подвиг старчества.

Церковь Рождества Пресв. Богородицы в Бетании. XII в.
Церковь Рождества Пресв. Богородицы в Бетании. XII в.

Церковь Рождества Пресв. Богородицы в Бетании. XII в.

Бетаниа и оба ее насельника неоднократно подвергались нападениям со стороны разбойников, считавших, что старцы прячут в мон-ре ценности и крупные суммы денег. У них несколько раз воровали коров, муку, различную утварь. Однажды разбойники отвели И. за храм и стреляли ему под ноги, требуя золото. В 1954 г. старцы приняли в мон-ре 31-летнего послушника Валентина Пирцхалаву, до этого подвизавшегося в монастыре Теклати. Они постригли его с именем Василий и рукоположили во иерея. Молодой монах вел строгую подвижническую жизнь, много читал, прекрасно проповедовал. Его появление обеспечило обители нек-рую защиту, насельники завели собаку и приобрели ружье. В 1957 г. от сердечного приступа скончался И. По благословению Католикоса-Патриарха Мелхиседека III иером. Василий в том же году постриг игум. Георгия в великую схиму. В память об И. он взял имя Иоанн. Считают, что великую схиму, согласно афонской традиции, принял и И.

Иером. Василий скончался в 1960 г., после того как его избили в лесу, когда он возвращался в обитель из Тбилиси. Два года И.-Г. жил в Бетании один, больной и беспомощный. Старец много молился и редко выходил из своей кельи. Его навещали знакомый иером. Гавриил и духовные чада, к-рые приносили ему пищу, стирали одежду, выполняли работы по мон-рю.

У И.-Г. в разную пору его жизни были духовные видения. Один раз, когда он страдал от боли, ему явилась Пресв. Богородица и исцелила его. Др. раз И.-Г. сидел возле храма и был погружен в молитву, когда увидел перед собой св. Феклу, протягивавшую ему гроздь винограда. В 1-ю после кончины И. Пасху И.-Г. на могиле старца приветствовал его пасхальным восклицанием: «Христос воскресе!» - и почивший старец ответил ему: «Воистину воскресе!» Когда И.-Г. некоторое время после операции жил у брата в Тбилиси, ему явился ангел и сказал, что его место в Бетании. Тогда И.-Г., невзирая на уговоры родственников и тяжелое состояние, ушел в монастырь. В эти же дни иером. Гавриил внезапно почувствовал, что ему необходимо быть в Бетаниа. Когда он вошел к И.-Г., старец сказал: «Слава Богу! Услышала меня Матерь Божия!» Он преподал иером. Гавриилу духовные наставления, дал различные указания относительно монастыря, что удивило иером. Гавриила, поскольку И.-Г. выглядел бодрым. И.-Г. попросил его отслужить литургию. Причастившись, старец скончался. Ему, так же как и И., было 75 лет. И. и И.-Г. похоронены рядом, у вост. стены кафоликона Бетаниа, ц. Рождества Пресв. Богородицы. Бетаниа стала первым в Грузии официально открывшимся в годы советской власти мон-рем (1978). 18 авг. 2003 г. на заседании Свящ. Синода ГПЦ И. и И.-Г. были причислены к лику святых. Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II (Гудушаури-Шиолашвили) сказал о них: «Это была одна душа в двух телах».

Лит.: Лазарь (Абашидзе), архим. Иверийская Бетания. Тбилиси, 1994 (на груз. яз.); он же. Бетания - дом бедности. М., 1998. Тбилиси, 2002 (на груз. яз.).
Н. Т.-М.
Ключевые слова:
Преподобные Грузинской Православной Церкви Святые Грузинской Православной Церкви Старчество Исповедники Грузинской Православной Церкви Иоанн (Майсурадзе Василий) (1882-1957) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе Георгий Мефодиевич) (1887-1962), преподобные, исповедники (пам. 8 сент.), схиархимандриты, старцы мон-ря Бетаниа Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)
См.также:
АМВРОСИЙ (Хелая Виссарион; 1861-1927), Католикос-Патриарх Грузии, исп. (пам. груз. 16 марта)
АНТОНИЙ МАРТКОПСКИЙ (сер. VI в), столпник, основатель Марткопского мон-ря (Грузия), прп. (пам. 19 янв., 7 мая)
АНТОНИЙ МЕСХ (2-я пол. XIII в.), просветитель лезгин, прп. Грузинской Правосл. Церкви (пам. 16 марта)
АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт
АРСЕНИЙ УЛУМБОЙСКИЙ (IX в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 3 мая)
ГАВРИИЛ ИВЕРСКИЙ (Святогорец) (ХI в.), прп. (пам. 13 мая, 12 июля и в Соборе Афонских святых; пам. груз. 12 июля)
ГЕОРГИЙ ЗАРЗМСКИЙ прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 5 окт.- в Соборе Тао-Кларджетских преподобных)
ГЕОРГИЙ ЗАТВОРНИК († 1068), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 3 июля)
ГЕОРГИЙ И САВВА ХАХУЛЕЛИ старцы мон-ря Хахули, преподобные Грузинской Православной Церкви (пам. 19 дек.)
ГЕОРГИЙ МАЦКВЕРЕЛИ еп. Ацкурский, церковный деятель и писатель, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 2 апр.)