Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАНН IV
Т. 23, С. 653-656 опубликовано: 25 апреля 2015г.


ИОАНН IV

(11.07.1837 (по др. данным, 1831 или 1833), сел. Май-Беха (Май-Боха) в земле Тэмбэн, обл. Тигре - 10.03.1889, близ Мэтэмы), имп. Эфиопии (с 21 янв. 1872), 2-й в череде правителей, восстановивших единство Эфиопии после феодальной раздробленности. Сохранилось 7 хроник царствования И., но пока не удалось установить, есть ли среди них официальная; три из них опубликованы (пространная на геэзе и 2 краткие - на геэзе и на амхарском).

Иоанн IV, имп. Эфиопии. Иллюстрация из кн.: Rohlfs G. L’Abissina. Ediz-ione italiana dedicata dall’illustre auctore S. M. Umberto I. 1885
Иоанн IV, имп. Эфиопии. Иллюстрация из кн.: Rohlfs G. L’Abissina. Ediz-ione italiana dedicata dall’illustre auctore S. M. Umberto I. 1885

Иоанн IV, имп. Эфиопии. Иллюстрация из кн.: Rohlfs G. L’Abissina. Ediz-ione italiana dedicata dall’illustre auctore S. M. Umberto I. 1885

И. происходил из семьи Мэрэчча (Мэрча), шума (местного правителя) земли Тэмбэн, и вейзаро (принцессы) Сэллас (полное имя - Амата Сэлласе). Эфиоп. хронисты ведут род И. от династии Соломонидов по жен. линии. Согласно их изысканиям, достоверность к-рых спорна, прабабка его отца Валатта Микаэль оказалась правнучкой эфиоп. царя Иоанна I (1667-1682), а прадед его матери Тасфайе, возводивший свой род к царю Амда Сиону (1314-1344), сочетался браком с ее прабабкой Валатта Сион, среди отдаленных предков которой числился царь Наод. При крещении буд. император был наречен Вальда Микаэль (эфиоп.    ), однако в семье его называли Каса ( ; от амхарского «возмещение»); согласно эфиоп. традиции, это прозвище давали младенцу, если погибал предыдущий ребенок. Его «лошадиное имя» (давалось представителю знати по его любимому скакуну) было Абба Базбэз (   ).

В 1864-1865 гг. Каса с 2 братьями находился при дворе эфиоп. имп. Феодора II, был удостоен титула «баламбараса» (9-го по значимости в военно-феодальной иерархии) и получил в управление ряд земель в обл. Тигре. 29 нояб. 1865 г., во время храмового праздника Аксумского собора Богоматери Сионской, он тяжело заболел и после выздоровления собирался уйти в мон-рь. Его с трудом отговорили, и тогда Каса принял обет не мстить врагам и отказаться от личного обогащения.

Обращение заключенного в темницу митр. Саламы IV, в к-ром обличались бесчинства императора, стало поводом для Касы и ряда др. могущественных эфиоп. феодалов выйти из повиновения Феодору II. К 1866 г. Касе удалось подчинить значительную часть обл. Тигре и заключить союз с прибывшим к нему правителем Ласты и Амхары уаг-шумом Гобэзе, к-рый женился на его сестре Динкинеш. Сразу после этого Каса принял титул «дедж-азмача» (2-й по значимости после раса). В 1866 и 1867 гг. Феодор II посылал в Тигре войска, но из-за эпидемий оба похода не имели успеха. После того как в авг. 1867 г. Каса занял Аксум и Адуа, которую сделал своей основной резиденцией, имп. войско вновь двинулось в наступление, но потерпело поражение, причем все, кто уцелели в битве, были помилованы и отпущены.

Оттиск печати эфиоп. имп. Иоанна IV из кн.: Rohlfs G. L’Abissina. Ediz-ione italiana dedicata dall’illustre auctore S. M. Umberto I. 1885
Оттиск печати эфиоп. имп. Иоанна IV из кн.: Rohlfs G. L’Abissina. Ediz-ione italiana dedicata dall’illustre auctore S. M. Umberto I. 1885

Оттиск печати эфиоп. имп. Иоанна IV из кн.: Rohlfs G. L’Abissina. Ediz-ione italiana dedicata dall’illustre auctore S. M. Umberto I. 1885

Каса, как и мн. эфиоп. феодалы, оказывал содействие карательной экспедиции брит. ген.-лейтенанта Р. Нейпира против имп. Феодора II и 25 мая 1868 г., после успешного завершения экспедиции, получил от британцев большое количество современного оружия (6 мортир, 6 гаубиц, 130 винтовок). В качестве инструктора при нем был оставлен сержант Дж. Кёркем.

После устранения Феодора II основными претендентами на имп. престол оказались Каса, Гобэзе и царь (негус) Шоа Менелик (буд. имп. Менелик II). В условиях соперничества Гобэзе поспешил короноваться в Гондаре в апр. 1868 г. под именем Такла Гийоргис II. После кончины Саламы IV престол митрополита оставался вакантным, и Гобэзе пришлось принять помазание от эччеге, из-за чего законность его восшествия на престол вызывала сомнения. Каса не признал его императором. 21 июня и 11 июля 1871 г. в сражениях при Май-Зулаву и Адуа войска Таклы Гийоргиса II были разбиты Касой, а он сам пленен и ослеплен.

В июле 1869 г. по настоянию Касы из Египта в Тигре прибыл новый митр. Афанасий, к-рый короновал его в Аксуме 21 янв. 1872 г. с именем Иоанн IV. Однако И. подчинились не все эфиоп. области. Широкую автономию сохранил Годжам, правитель к-рого рас Адаль принял царский титул и тронное имя Такла Хайманот, а также Шоа, царь к-рой Менелик признал И. императором только в 1878 г. Этот компромисс был скреплен в 1882 г. династическим браком между малолетней дочерью Менелика Заудиту и 12-летним сыном И. расом Аръая Сэлласе.

Наиболее серьезными внешнеполитическими вызовами, с которыми столкнулся И., стали война с Египтом, экспансия Италии на Африканский Рог и столкновение с махдистами. Еще в мае 1868 г. важнейший эфиоп. порт Массауа был передан Османской империей Египту. В 1874 г. швейцарец на егип. службе паша Вернер Мунцингер занял обл. Богос на границе с Суданом, а в 1875 г. егип. хедив Исмаил приступил к полномасштабной экспансии в Эфиопию, захватив порты Зейла и Бербера, а также Харэр. Однако 16 нояб. 1875 г. егип. войско под командованием дат. полковника С. Арендрапа было разбито И. на границе с Тигре. Исмаил послал против И. новую многочисленную армию. В ответ на это И. объявил крестовый поход против егип. захватчиков. 7-9 марта 1876 г. в битве при Гуре они потерпели поражение от более чем 70 тыс. эфиопов.

В 1875 г. под предлогом войны с Египтом И. издал указ о том, что все мусульмане в его владениях должны в течение 3 лет принять христианство или покинуть страну (язычникам для этого был установлен 5-летний срок). Значительная часть мусульман, особенно среди племен галла, чьи предки были исламизированы сравнительно недавно, выполнила это повеление, по крайней мере номинально; большинство мусульман Гондара предпочли эмигрировать. По оценке греч. консула Мицакиса, к 1880 г. в христианство обратились от 10 до 20 тыс. мусульман.

За время правления И. скрепил печатью 2 международных договора, заключенные с брит. адмиралом У. Хьюиттом при участии егип. представителя Мейсон-бея 3 июня 1884 г., вскоре после начала махдистского восстания в Судане. Один из этих договоров предусматривал свободный транзит через Эфиопию любых товаров, включая оружие и боеприпасы, под брит. покровительством. В обмен на помощь в борьбе с махдистами И. передавалась обл. Богос, а также все вооружение и боеприпасы егип. войск, к-рые должны были эвакуироваться оттуда. Однако уже 3 февр. 1885 г. итальянцы заняли порт Массауа с согласия Великобритании, к-рая стремилась т. о. помешать расширению франц. владений на Африканском Роге. В кон. 1885 г. в послании к кор. Виктории И. был вынужден констатировать, что «договор Хьюитта» фактически разорван, поскольку Италия приостановила импорт оружия в Эфиопию через занятый ею порт. В то же время итальянцы стали усиленно поставлять оружие самому серьезному сопернику императора - царю Шоа Менелику. Переговоры брит. дипломата Дж. Портала, к-рому было поручено добиться от И. согласия на оккупацию итальянцами прибрежных областей Эфиопии, закончились безрезультатно.

Второй договор с Великобританией касался работорговли. И. принял на себя обязательство запретить куплю-продажу рабов в своих владениях, а также импорт рабов. Этому решению способствовал тот факт, что работорговля в Эфиопии находилась почти исключительно в руках мусульман. Договор не привел к ликвидации работорговли, только на нек-рое время уменьшился ее объем. Декларация И. об освобождении всех рабов на территории Эфиопии на практике не исполнялась.

Чтобы отразить натиск итальянцев, И. перебросил войска с суданской границы. Этим воспользовались махдисты, занявшие г. Мэтэма. Под его стенами 9 марта 1889 г. 100-тысячная эфиоп. армия почти победила, но И. был тяжело ранен пулей снайпера, и это переломило ход сражения. На следующий день И. скончался, успев объявить о передаче трона своему сыну расу Мэнгэше. Тело И. махдисты захватили и обезглавили; его голову отправили в Омдурман, где ее привязали к горбу верблюда и возили в знак триумфа по всему Судану. Только голод в Махдистском гос-ве спас Эфиопию от мусульм. нашествия.

Надпись с упоминанием эфиоп. имп. Иоанна IV на языке геэз над входом в часовню на Via Dolorosa в Иерусалиме. Фотография. 1994 г.
Надпись с упоминанием эфиоп. имп. Иоанна IV на языке геэз над входом в часовню на Via Dolorosa в Иерусалиме. Фотография. 1994 г.

Надпись с упоминанием эфиоп. имп. Иоанна IV на языке геэз над входом в часовню на Via Dolorosa в Иерусалиме. Фотография. 1994 г.

При И. казна пополнялась значительно активнее, чем ранее. В 1868 г., будучи правителем Тигре, он собрал налогов на 20 тыс. талеров Марии Терезии (быров) из расчета 2 талера на каждого подданного, облагаемого налогом. Став императором, он увеличил доходы в неск. раз, в т. ч. за счет ежегодной дани с автономных провинций Годжам и Шоа, часть которой выплачивалась натурой. Только от торговли солью И. получал 40 тыс. быров чистой прибыли в год. Значительные суммы он выделял на церковные нужды, на ремонт старых и строительство новых храмов; существенно поддержал бедствовавшую эфиоп. общину в Иерусалиме. В 1869-1888 гг. в Иерусалим были отправлены 64,5 тыс. талеров и 4 ящика золота. На эти средства в 1876 г. был приобретен участок земли около 8-й стоянки Крестного пути (Via Dolorosa), где построили резиденцию эфиоп. архиепископа с часовней, б-кой и жилыми корпусами.

И. стремился контролировать внутрицерковные дела. На Соборе в Бору-Меда (29 мая 1878) император выступил арбитром в давнем богословском споре о соединении и помазании. При его поддержке господствовавшая в Тигре крайняя монофизитская партия «двух рождений» взяла верх над партией «трех рождений» из Шоа, самым ярым сторонникам к-рой по приказу И. отрезали языки. Тем самым господство обл. Тигре было закреплено и в религиозно-идеологической сфере.

Ключевое значение для дальнейшей судьбы Эфиопской Церкви имело принятое 8 июля 1881 г. по настоянию И. беспрецедентное решение Синода Коптской Церкви об отправке в Эфиопию взамен умершего в 1876 г. Афанасия 4 митрополитов, каждому из к-рых были выделены епархии: Петр, оставленный при имп. дворе, получил престол Тигре; Марк - Бегамедра (Бэгемдыра) и Самена (Сымена); Лука - Годжама; Матфей - Шоа. Тем самым был сделан важнейший шаг на пути к учреждению в Эфиопии Патриаршества.

Убежденный консерватор, И. выступал против деятельности иностранных миссионеров в своих владениях и против распространения печатных книг, составленных ими преимущественно на амхар. языке. В 1880 г. он поручил расу Алуле и расу Вальда Микаэлю сжечь все амхар. книги, к-рые они смогут найти, однако значительное их число владельцам удалось скрыть. Правда, уже в 1881 г. император пошел на уступки и предоставил миссионерам мулов для перевозки религ. лит-ры.

И. считал нужным поддерживать нек-рые средневек. традиции. Напр., он настаивал на том, что его подданные должны ходить босыми, и однажды прогнал 2 молодых эфиопов, вернувшихся из Европы после учебы у миссионеров и осмелившихся явиться к нему в обуви. В то же время он проявлял интерес к европ. медицине. В 1885-1886 гг. его придворным врачом был грек, доктор Парисис, к-рый способствовал распространению в стране вакцинации от оспы. Во время эпидемии оспы в 1886 г. впервые в истории Эфиопии прививки были сделаны значительному числу людей, начиная с императора и представителей высшей знати.

И. не имел постоянной резиденции, его ставка перемещалась вместе с войском. В 1871, 1874, 1875 и 1884 гг. он нек-рое время жил в Адуа и ее окрестностях; любил останавливаться также в сел. Мэкэле в Тигре, где итал. архит. Дж. Наретти построил ему дворец. Во время частых визитов в обл. Бегамедр И. неоднократно останавливался в поселении Дэбрэ-Табор. Там для него был возведен дворцовый комплекс, много раз перестраивавшийся за годы его правления при участии итал. архитекторов. Как выходец из Тигре И. испытывал личную неприязнь к Гондару, к-рый пришел в упадок после того, как И. обязал митрополита и эччеге оставить бывш. столицу и находиться при нем в ставке.

В историографии И. иногда ставится в вину сотрудничество с британцами. Однако он сознательно принял такое решение, желая преодолеть отсталость Эфиопии в военно-технической области, но не поступился интересами своей страны.

Ист.: Rohlfs G. L'Abissinia: Opera riccamente illustrata con carta geografica. Mil.; Napoli, [1885]; Chaine M. Histoire du règne de Iohannes IV, roi d'Éthiopie (1868-1889) // Revue sémitique. P., 1913. Vol. 21. P. 178-191; Ricci L. Una cronaca breve in amarico sul regno du Yohannes IV, re d'Etiopia // RStO. 1947. T. 22. P. 47-59; A Chronicle of Emperor Yohannes IV (1872-1889) / Ed. Bairu Tafla. Wiesbaden, 1977; Pankhurst, Rita. Observations on a Letter from Emperor Yohannes IV to the Protestant Missionary Martin Flad // Proc. of the XIth Intern. Conf. of Ethiopian Studies / Ed. Bahru Zewde, Richard Pankhurst, Taddese Beyene. Addis Ababa, 1994. Vol. 2. P. 233-242.
Лит.: Болотов В. В. Богословские споры в эфиопской церкви // ХЧ. 1888. № 7/8. С. 40; № 11/12. С. 814-822; Вобликов Д. Р. Эфиопия в борьбе за сохранение независимости: 1860-1960. М., 1961. С. 12-15; Pankhurst, Richard. Economic History of Ethiopia: 1800-1935. Addis Ababa, 1968. Passim; idem. History of Ethiopian Towns. Stuttg., 1985. Vol. 2: From the Mid-Nineteenth Century to 1935. Passim; Zewde Gabre-Sellassie. Yohannes IV of Ethiopia: A Political Biography. Oxf., 1975; Бартницкий А., Мантель-Нечко И. История Эфиопии / Пер. с польск.: К. В. Большакова, Н. М. Рукина, М. Н. Черных; предисл. и ред.: Ю. М. Кобищанов, М. В. Райт. М., 1976. С. 290-311; Цыпкин Г. В. Эфиопия: от раздробленности к политической централизации (2-я пол. XIX - нач. XX в.). М., 1980. С. 88-90, 98-132; он же. Эфиопия в антиколониальных войнах. М., 1988. С. 107, 123-151; Цыпкин Г. В., Ягья В. С. История Эфиопии в новое и новейшее время. М., 1989. С. 57-58, 64-85; Kasa and Kasa: Papers on the Lives, Times and Images of Téwodros II and Yohannes IV (1855-1889) / Ed. Taddese Beyene, Richard Pankhurst, Shiferaw Bekele. Addis Ababa, 1990. P. 247-347; Ficquet E. Boru Meda // EncAeth. Vol. 1. P. 609; Ofcansky Th. P. Gundät // Ibid. Vol. 2. P. 921-922; Smidt W., Nosnitsin D. Gura‘ // Ibid. P. 922-924; Smidt W. Mätämma // Ibid. Vol. 3. P. 862-863.
С. А. Французов
Ключевые слова:
Эфиопия. История Иоанн IV (1837 (по др. данным, 1831 или 1833) - 1889), император Эфиопии (с 1872), 2-й в череде правителей, восстановивших единство Эфиопии после феодальной раздробленности
См.также:
АКСУМ столица Аксумского царства
АТРОНСА МАРЬЯМ [престол Марии], собор (Эфиопия)
ГАБРА СЕЛЛАСЕ (1844-1912), эфиоп. историк, личный секретарь эфиоп. имп. Менелика II (1889-1913)
ГАЛАВДЕВОС (ок. 1521-1559), эфиоп. царь (1540-1559), св. (пам. эфиоп. 27 магабита/23 марта)