Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАНН
Т. 23, С. 405-406 опубликовано: 9 марта 2015г.


ИОАНН

[Иваннис; сир.   ] (Ɨ 860), митр. Дарский в юрисдикции Сирийской яковитской Церкви, западно-сир. богослов и литургист. Род. в Салахе (обл. Тур-Абдин), был иноком на горе Изла в мон-ре Дейр-эз-Зафаран (см. Анании святого монастырь). Имел дружественные отношения с Антиохийским яковитским патриархом Дионисием Телль-Махрским (818-845), к-рый в 825 г. поставил его в митрополиты г. Дара (Анастасиополь; см.: Rist J. Der Bau der ostsyrischen Stadt Dara (Anastasiupolis): Überlegungen zum Eigengut in der Kirchengeschichte des Ps. Zacharias Rhetor // Tamcke M., hrsg. Syriaca II. Münster, 2004. S. 243-266). Именно по просьбе И. патриарх Дионисий составил свою хронику. Др. сведения о жизни И. отсутствуют.

В рукописях сохранились трактаты И.: «О священстве» (долгое время ошибочно атрибутировался св. Иоанну Марону; под его именем изд. в араб. пер. в Бейруте в 1911), «О телесном воскресении», «О бесах», «О душе» (фрагменты изд.: Furlani. 1928; в его состав включен полный текст одноименного соч. Иоанна Атарбского, неизвестного по др. источникам); богословский свод «О рае, творении, Воскресении, Богоявлении, обретении Креста и деяниях Спасовых»; истолкование трактатов «О небесной иерархии» и «О церковной иерархии» из состава «Ареопагитик». Известно небольшое сочинение И. о церковной политике, написанное ок. 850 г. Дионисий бар Салиби (XII в.) упоминает не дошедшее до нас толкование И. на Четвероевангелие (возможно, на весь НЗ). И. также приписывается составление анафоры.

Трактат И. «О приношении» ( ) опубликован Ж. Садером по 5 рукописям с франц. переводом. Издатель указывает, что сохранившийся текст трактата не более чем конспект, сделанный в XIII в., а полный текст утрачен. Трактат посвящен порядку служения литургии и символическому истолкованию различных богослужебных действий. Вероятно, аудиторией И. были в основном священно- и церковнослужители. И. начинает с проскомидии и с общих вопросов о том, как должна быть расположена таблита-антиминс, как должны быть одеты диакон и пресвитер. Далее идет речь о нравственной и духовной высоте диакона и пресвитера. Представления И. о природе и значении иерархических служений в большой степени зависят от богословия «Ареопагитик». В следующих главах И. задает вопросы о назначении алтаря, солеи и иных частей храма и конспективно отвечает на них. Интересен экскурс о шелковичных червях во 2-й гл., где говорится о покровцах. Большое значение И. придает чину омовения ног и рук перед совершением службы. Истолкование И. западно-сир. литургии вполне традиционно. И. дает краткое пояснение членов Символа веры вместе с небольшой справкой об истории его возникновения. Текст Символа, приводимый И., соответствует греческому, принятому в правосл. Церкви. Последняя глава посвящена 3 анафоральным молитвам и заканчивается указанием на чтение молитвы Господней.

Изд. и пер.: Le «De oblatione» de Jean de Darа / Éd., trad. J. Sader. Louvain, 1970. 2 t. (CSCO; 308-309. Syr.; 132-133); Commentary on the Eucharist / Transl. B. Varghese. Kottayam, 1999.
Лит.: Assemani. BO. T. 2. P. 118-123; Zingerle P. Aus dem Handschriftlichen syrischen Werk des Johannes von Dara über das Priestertum // ThQ. 1867. Bd. 49. S. 183-205; 1868. Bd. 50. S. 267-285; Райт. Очерк. С. 144; Duval. Littératures. P. 315-316, 390; Baumstark. Geschichte. 1922. S. 277; idem. Iwannis von Dara über Bardaisan // Oriens Chr. 1933. Bd. 30. S. 62-71; Furlani G. La psicologia di Giovanni di Darа // RStO. 1928. T. 11. P. 254-279; Abramowski R. Dionysius von Tellmahre, jakobitischer Patriarch von 818-845: Zur Geschichte der Kirche unter dem Islam. Lpz., 1940; Sader J. Jean de Dara // DSAMDH. 1974. Vol. 8. P. 467-468; idem. Le lieu de culte et la messe syro-occidentale selon le «De oblatione» de Jean de Dara: Étude d'archéologie et de liturgie. R., 1983. (OCA; 223); Vööbus A. Important Manuscript Discoveries of Iwannis of Dara and his Literary Heritage // JAOS. 1976. Vol. 96. N 4. P. 576-578 (нем. версия: idem. Die Entdeckung von Überresten der altsyrischen Apostelgeschichte // Oriens Chr. 1980. Bd. 64. S. 32-35); Breydy M. La doctrine Syro-Antiochiene sur le sacerdoce dans sa version maronite. Jounieh, 1977; idem. Les compilations syriaques sur le sacerdoce au IXe siècle: Jean de Dara // Symposium Syriacum, 1976. R., 1978. P. 267-293. (OCA; 205); Ignatius Aphram I Barsoum, patr. The Scattered Pearls: A History of Syriac Literature and Sciences / Transl., ed. M. Moosa. Piscataway (N. J.), 20032. P. 390-392.
А. В. Муравьёв
Ключевые слова:
Богословы сирийские Митрополиты Сиро-Яковитской Церкви Иоанн [Иваннис] (Ɨ 860), митрополит Дарский в юрисдикции Сирийской яковитской Церкви, западно-сирийский богослов и литургист Литургисты сирийские
См.также:
ДИОНИСИЙ БАР САЛИБИ [Иаков бар Салиби] († 1171), сиро-яковитский митр., богослов и писатель, одна из центральных фигур т. н. Сирийского Возрождения (XII-XIII вв.)
КИР ЭДЕССКИЙ [Кийоре Эдесский], восточно-сир. богослов, писатель-литургист (VI в.)
АНТОНИЙ ИЗ ТАГРИТА мон. мон-ря на горе Тагрит, сир. поэт, писатель и богослов (IX в.)
АФРААТ (ок. 260 или 275 - после 345), восточнохрист. писатель
АФРЕМ НИСИБИНСКИЙ см. Ефрем Сирин
БАРДЕСАН (154–222), крупнейший деятель ранней сирийской культуры
ВАРДЕСАН - см. Бардесан
ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей))