Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАКИМ САЛАБАСИС
Т. 23, С. 188-189 опубликовано: 12 февраля 2015г.


ИОАКИМ САЛАБАСИС

[Алабасис, Родосский (Линдосский); греч. ᾿Ιωακεμ Ροδίτης (Λινδίος) ὁ Σαλαμπάσης (᾿Αλαμπάσης)] (сер. XVII в., близ Линдоса, о-в Родос - 15.08. 1720, Адрианополь (ныне Эдирне, Турция)?), митр. Визийский, греч. мелург. Сведений о жизни И. С. на Родосе почти не сохранилось. Как сообщает митр. Софроний (Евстратиадис), в немногочисленных источниках упоминается крестильное имя И. С.- Иоанн.

Вероятно, нек-рое время И. С. жил в К-поле, где обучался (кроме прочего) музыке, поскольку он назван учеником свящ. и номофилакса Баласиса в каталоге Никифора Кантуниариса Хиосского (Ath. Xeropot. 318. Fol. 140, нач. XIX в.). В К-поле И. С., вероятнее всего, принадлежал к патриаршему клиру (митр. Софроний (Евстратиадис) отмечает, что И. С. учился в Патриаршей академии), чем объясняется рост его церковной карьеры от иеромонаха (как он часто называется в более ранних источниках) до митрополита Визийского. В период жизни в К-поле И. С. поддерживал дружеские отношения с митр. Артским и Навпактским Неофитом (Мавраматисом) (происходившим с о-ва Парос), с к-рым он часто общался после своего избрания на митрополичью кафедру: сохранилась их переписка (9 писем; опубл. митр. Софронием (Евстратиадисом)), содержащая сведения о жизни, нраве и деятельности И. С. Так, из нее известно, что И. С. стал митрополитом, возможно, в кон. 1713 г., т. к. уже 20 янв. 1714 г. он пишет в Арту о себе как о занимающем Визийскую кафедру и передает приветствие митрополиту Адрианопольскому (очевидно, Афанасию). В письмах И. С. вспоминает о др. близких друзьях, с к-рыми, по словам митр. Софрония (Евстратиадиса), ранее этот «тонкий, одареннейший и превосходный музыкант счастливо проводил время в Константинополе», напр. о митр. Смирнском Парфении (1707-1717).

В последнем письме к митр. Неофиту (окт. 1717) И. С. просил писать ему в Адрианополь, что свидетельствует о начале устранения И. С. от дел собственной епархии и о последующем его смещении с кафедры (после 1718, поскольку в составленном И. С. 15 дек. 1717 письме Хрисанфу Нотаре, патриарху Иерусалимскому, и в др. документе, написанном в 1718, он подписался еще как митрополит Визийский). Спустя 2 года И. С. умер, скорее всего в Адрианополе, о чем свидетельствует запись в начале рукописи Kair. 59/154 (1674 г., писец иером. Климент Кузинский), сделанная, вероятно, ктитором рукописи Герасимом Леросским (впосл. Герасим III, патриарх Александрийский, 1783-1787/88). О смерти И. С. и последовавших за ней событиях говорится также в письме от 24 сент. 1720 г. великого архидиак. К-польской Патриархии Неофита митр. Артскому Неофиту (сохр. в архиве последнего; опубл. митр. Софронием (Евстратиадисом)).

Из муз. сочинений И. С. широкое распространение получили херувимские и причастны. Наиболее известен цикл из 6 херувимских на гласы 1-й, 4-й, 1-й плагальный (5-й), 2-й плагальный (6-й), βαρύς (7-й), 4-й плагальный (8-й; возможно, не является сочинением И. С.) (список рукописей см. в исслед.: Καραγκούνης. 2003). Об этих херувимских в рукописи Ath. Laur. Θ. 153 сказано, что они сочинены «по просьбе Афанасия Адрианопольского». По мнению митр. Софрония (Евстратиадиса), «это Адрианопольский ученейший Афанасий, который стал преемником своего Критского тезки», т. е. Афанасий Адрианополит (до 1710 - между 1718 и 1721). Но есть также вероятность (если предположить, что эти херувимские И. С. написал в период пребывания в К-поле), что речь идет о его предшественнике, известном мелурге, ученике свящ. Баласиса (и, следов., соученике И. С.) митр. Тырновском (1687 - ок. 1692), митр. Адрианопольском (1692-1709) и патриархе К-польском Афанасии V (Маргунии) (1709-1711).

Евлогитарии (тропари по непорочных) Иоакима Салабасиса, митр. Визийского. Фрагмент из Певческого сборника письма архим. Кирилла Пелагонийского. 1789 г. (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 810. Fol. 143)
Евлогитарии (тропари по непорочных) Иоакима Салабасиса, митр. Визийского. Фрагмент из Певческого сборника письма архим. Кирилла Пелагонийского. 1789 г. (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 810. Fol. 143)

Евлогитарии (тропари по непорочных) Иоакима Салабасиса, митр. Визийского. Фрагмент из Певческого сборника письма архим. Кирилла Пелагонийского. 1789 г. (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 810. Fol. 143)
Из причастнов, распетых И. С., в рукописях наиболее часто встречается воскресный стих «Хвалите имя Господне» на глас βαρύς (Ath. Pantel. 1016. Fol. 199, 1728 г.; Ath. Xeropot. 317. Fol. 226-227, нач. XVIII в.; Ath. Stauronik. 168. Fol. 187-188, нач. XVIII в.; Ydra. Iliou. 630. Fol. 192-192v, нач. XVIII в.; РНБ. Греч. № 130. Л. 387 об., нач. XVIII в.; Ath. Paul. 36. Fol. 416-466, 1-я пол. XVIII в.; Meteor. S. Stephani. 19. Fol. 372-372v, 1-я пол. XVIII в.; 279. Fol. 134-134v, 1-я пол. XVIII в.; Lesb. Leim. 253. Fol. 243-243v, 1-я пол. XVIII в.; Athen. O. et M. Merlier. 12. Fol. 267-267v, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Xeropot. 277. Fol. 73-73v, сер. XVIII в.; Ath. Doch. 407. Fol. 67-69v, сер. XVIII в.; Ath. Pantel. 969. Fol. 165-183, сер. XVIII в., 972. Fol. 302v - 307, сер. XVIII в., 984. Fol. 186-192, сер. XVIII в., 994. Fol. 256v - 257, сер. XVIII в., 1007. Fol. 345-369, сер. XVIII в.; Ath. Gregor. 35(38). Fol. 152-182, сер. XVIII в.; Ath. Cutl. 415. Fol. 231, сер. XVIII в.; Ath. Stauronik. 234. Fol. 296v, сер. XVIII в.; Ath. Ivir. 998. Fol. 135-135v, сер. XVIII в.; Ath. Stauronik. 164. Fol. 251v, 1749 г.; Ath. Cutl. 446. Fol. 256v, 1757 г., ркп. мон. Феоклита: «Иоакима, архиерея Визийского, Салабасиса, весьма упоительное (πολλὰ ἡδονικόν)»; Ath. Xeropot. 380. Fol. 434-434v, 1759 г., ркп. иером. Лаврентия; Ath. Doch. 332. Fol. 258v - 267v, 1760 г., ркп. иером. Паисия; Ath. Dionys. 575. Fol. 196-214, 1764 г., ркп. протопсалта Иоанна; Ath. Doch. 338. Fol. 269-272v, 1767 г., ркп. Димитрия Лота; Ath. Pantel. 958. P. 347 sq., 1767 г.; 1012. Fol. 187v - 198, 1768 г.; Sinait. 1307. Fol. 55v - 56, 1768 г., ркп. Михаила Драка; Meteor. Metamorph. 92. Fol. 124v, 1772 г., ркп. иеродиак. Гавриила; Ath. Paul. 132. P. 669-677, 1774 г., ркп. Димитрия Лота; Ath. Doch. 363. Fol. 404-405, 2-я пол. XVIII в.; 1767 г.; Ath. Gregor. 31. Fol. 194v - 238, 2-я пол. XVIII в.; Ath. Paul. 37. P. 409-447, 2-я пол. XVIII в.; Lesb. Leim. 248. P. 554-556, 2-я пол. XVIII в.; БАН. РАИК. № 43. Л. 135-135 об., 2-я пол. XVIII в.; Ath. Doch. 359. Fol. 200v - 221, кон. XVIII в.; Ath. Ivir. 997. Fol. 80v, кон. XVIII в.; РНБ. Греч. № 132. Л. 392 об. сл., кон. XVIII в.; Ath. Doch. 410. Fol. 146-146v, XVIII в.).

Причастен субботы «Блажени яже избрал» на 4-й плагальный (8-й) глас И. С. также весьма часто встречается в рукописях, напр.: РНБ. Греч. № 130. Л. 390 сл., нач. XVIII в.; Ydra. Iliou. 630. Fol. 192v - 193, нач. XVIII в.; Meteor. S. Stephani. 19. Fol. 391-391v, 1-я пол. XVIII в.; 127. Fol. 294-294v, 3-я четв. XVIII в.; Ath. Stauronik. 234. Fol. 300-312, сер. XVIII в.; Ath. Ivir. 998. Fol. 135v - 145, сер. XVIII в.; Ath. Pantel. 1012. Fol. 216-224v, 1768 г.: μαχούρι - название арабо-персидского макама (лада); Meteor. Metamorph. 92. Fol. 137-137v, 1772 г., ркп. иеродиак. Гавриила; БАН. РАИК. № 43. Л. 138 об.- 139 об., 2-я пол. XVIII в.; Andros. Agias. 33. Fol. 305 sq., 2-я пол. XVIII в., ркп. Фрадзиса Родосского; РНБ. Греч. № 132. Л. 413 сл., кон. XVIII в.

Известны также причастны И. С.- воскресный на 4-й глас (Ath. Doch. 363. Fol. 415v - 416v, 2-я пол. XVIII в.) и вторника «В память вечную» на глас βαρύς (7-й) (Ath. Doch. 374. Fol. 168-170, сер. XVIII в.).

Менее распространены следующие сочинения И. С.: краткие евлогитарии (тропари по непорочных «Благословен еси, Господи... Ангельский собор») на 1-й плагальный (5-й) глас (Ath. Gregor. 4. Fol. 116 sq., 1744 г., ркп. свящ. Михаила Хиосского; БАН. РАИК. № 42. Л. 105-106 об., сер. XVIII в.; Ath. Doch. 348. Fol. 97v sq., 2-я пол. XVIII в.; Thessal. Sourotis. Fol. 274v - 277v, 2-я пол. XVIII в., ркп. архим. Кирилла Пелагонийского; Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 810. Fol. 143-145v, 1789 г., ркп. архим. Кирилла Пелагонийского); пасапноарии («Всякое дыхание») на 4-й глас (Ath. Paul. 37. Fol. 193-197, 2-я пол. XVIII в.); изобразительные антифоны на 4-й плагальный глас (Ath. Xeropot. 325. Fol. 125v - 127v, сер. XVIII в.); воскресный входный стих «Приидите, поклонимся» на 2-й глас (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 810. Fol. 184v - 185); аллилуиарий на глас πρωτόβαρυς (Cypr. Machairas. 2. Fol. 317v sq., сер. XVIII в.; Andros. Agias. 34. Fol. 302v - 308v, 1756 г., ркп. иером. Нектария; Meteor. S. Stephani. 127. Fol. 188v - 189, 3-я четв. XVIII в.; РНБ. Греч. № 132. Л. 292 сл., кон. XVIII в.; см. также Andros. Agias. 33. Fol. 293v - 294, 2-я пол. XVIII в., ркп. Фрадзиса Родосского); прокимен Великого поста «Не отврати» и «Да исправится» на литургии Преждеосвященных Даров (Thessal. Sourotis. Fol. 530-531; Ath. Ivir. 997. Fol. 133v - 134, кон. XVIII в.).

И. С. занимался также преподаванием церковного пения. Свящ. Михаил Хиосский упоминает «учителя господина Иоакима, иеромонаха Линдосского» в колофоне рукописи Ath. Gregor. 4. Fol. 781 (ок. 1744; колофон тщательно переписан со Cтихираря 1655 г. Панайотиса Хрисафа Нового (Hieros. Bibl. Patr. Nova Coll. 4, автограф)). Данное свидетельство позволяет причислить И. С. к приверженцам широко распространившейся в ту эпоху практики украшения церковного мелоса (см. ст. Калофоническое пение), утвердившейся в XVII в. (при участии Георгия Редестского) благодаря Хрисафу Новому, а позднее продолженной Германом, митр. Нов. Патр, и свящ. Баласисом, учителем И. С. Этот стиль переняли ученики И. С., развивавшие его в XVIII в.

Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). Θρᾷκες μουσικοί // ΕΕΒΣ. 1936. Τ. 12. Σ. 66-67; idem. Μητροπολίται τῆς Θρᾴκης. Β´̇ ῾Ο Βιζύης ᾿Ιωακείμ // Θρακικά. 1937. Τ. 8. Σ. 33-46; Χατζηγιακουμής. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. Σ. 302; idem. Χειρόγραφα ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς (1453-1820): Συμβολὴ στὴν ἔρευνα τοῦ νέου λληνισμοῦ. ᾿Αθήνα, 1980. Σ. 41, 93. ῾Υποσημ. 193; idem. ῾Η ἐκκλησιαστικὴ μουσικὴ τοῦ λληνισμοῦ μετὰ τὴν ἅλωση (1453-1820): Σχεδίασμα ἱστορίας. ᾿Αθήνα, 1999. Σ. 64, 145-146. ῾Υποσημ. 193; Герцман Е. В. Греческие муз. рукописи Петербурга. СПб., 1996. Т. 1. С. 600; 1999. Т. 2. С. 463-464; Καραγκούνης Κ. Χ. ῾Η παράδοση κα ἐξήγηση τοῦ μέλους τῶν χερουβικῶν τῆς βυζαντινῆς κα μεταβυζαντινῆς μελοποιίας. ᾿Αθῆναι, 2003. Σ. 388-390.
А. Халдеакис
Ключевые слова:
Мелурги греческие Митрополиты Константинопольской Православной Церкви Иоаким Салабасис [Алабасис, Родосский] (сер. XVII в. - 1720), митрополит Визийский, греческий мелург
См.также:
ГЕРМАН (2-я пол. XVII в)., митр. Нов. Патр (совр. Ипати), греч. мелург
ДИОНИСИЙ митр. Ираклийский, греч. мелург (кон. XVI - нач. ХVII в.)
АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков
АВКСЕНТИЙ (1798–1865), митр. Велесский Константинопольского Патриархата
АВКСЕНТИЙ III митр. Герцеговинский - см. Авксентий, митр. Велесский
АГАЛЛИАН ФЕОДОР см. Феофан, митр. Мидийский