Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГЕРМАН
Т. 11, С. 241-245 опубликовано: 11 февраля 2011г.


ГЕРМАН

[греч. Γερμανός] (2-я пол. XVII в.), митр. Нов. Патр (совр. Ипати) (1681-1683), греч. мелург. В утраченной в 1944 г. рукописи архидиак. Анфима из мон-ря Св. Троицы в Эвритании, служившего в митрополии Нов. Патр при митр. Поликарпе (1792-1819), сообщалось, что Г., происходивший из Тирнавоса (Фессалия), был рукоположен во епископа после добровольной отставки его предшественника митр. Иосифа. Г. управлял епархией в течение полутора лет, после чего удалился в Валахию и оставался там до конца жизни. Анфим характеризует Г. как «выдающегося и предивного мелода, весьма знаменитого своим музыкальным искусством» и сообщает, что его учеником был музыкально одаренный свящ. и номофилакс Баласис. Г. назвал Баласиса своим учеником в автографе - Анфологии Ivir. 951 (ок. 1670-1680). В составленной им Анфологии (автограф: Pantel. 1008, посл. четв. XVII в.) Баласис поместил многолетие Πολυχρόνιον ποιήσαι на 4-й глас «святейшему престолу Новых Патр, в архиерейство нашего дидаскала господина Германа». Ученичество Баласиса по отношению к Г. указывается также в надписаниях нек-рых песнопений первого (напр., в Анфологии Doch. 353. Fol. 213, нач. XIX в.- ркп. иером. Анфима). Иером. Косма Македонец в Анастасиматарии-Анфологии Pantel. 919 (Fol. 96, 1687 г.) называет Баласиса своим соучеником у Г. Мелург Йоваск Влах (кон. XVII - нач. XVIII в.) также был учеником Г. (см.: Xeropot. 329, 1-я пол. XVIII в.; 313, 1794 г.). В списке мелургов в конце певч. сборника Xeropot. 318 (нач. XIX в.) Г. назван автором Стихираря и др. мн. матим, «учеником Святой Горы», к-рый, «хорошо владея теорией, освоил искусство константинопольцев» (εὐμεθόδως ὑποκλέψας τὴν τέχνην ἐκ τῶν Κωνσταντινουπολιτῶν).

Анфология письма Германа, митр. Нов. Патр. Ок. 1670–1680 гг. (Ivir. 951. Fol. 6)
Анфология письма Германа, митр. Нов. Патр. Ок. 1670–1680 гг. (Ivir. 951. Fol. 6)

Анфология письма Германа, митр. Нов. Патр. Ок. 1670–1680 гг. (Ivir. 951. Fol. 6)

Основная часть муз. наследия Г., в т. ч. его автографы (Стихирарь Patm. 930. Fol. 313-593v, 1665 г.; ркп. Ivir. 1051, 1673 г.; Ivir. 951), хранится в различных рукописных собраниях афонских обителей: Вел. Лавры, Иверской, Дохиар, Хиландара, св. Павла и др., а также мон-рей св. Иоанна Богослова на Патмосе, Прусу, св. Лаврентия (Пилиу). Г. является одним из самых плодовитых греч. мелургов поствизант. периода, и, судя по частоте копирования в рукописях кон. XVII-XIX в., его распевы пользовались большой популярностью (ниже перечислены наиболее часто встречающиеся песнопения Г.; в ссылках приводятся гл. обр. наиболее ранние рукописи (до сер. XVIII в.), а также рукописи, содержащие транскрипции песнопений Г. в нотации нового метода).

Г. составил собственную версию калофонического Стихираря, получившую широкое распространение в рукописной традиции. Этот сборник известен как в полном виде, содержащем стихиры минейного и триодного круга (напр.: Lesb. Leim. 236, нач. XVIII в.; Xeropot. 296, 300, 301; Pantel. 907; Lesb. Leim. 351; Lesb. Hypsel. 39; 43; Pantel. 932, все - 1-й пол. XVIII в.), так и в виде отдельных книг: Стихираря Минеи (Xeropot. 314, кон. XVII - нач. XVIII в., ркп. мон. Гавриила; 316, нач. XVIII в.; Doch. 330, 1700 г., ркп. иером. Даниила Ватопедского; Doch. 329; Konstamon. 84, 1748 г.; БАН. РАИК. № 50, 1749 г.) и Стихираря Триоди и Пентикостария (Xeropot. 315, кон. XVII - нач. XVIII в.; 331, нач. XVIII в.; 293, 1719 г.; Doch. 320, сер. XVIII в.; 347, 1-я пол. XVIII в.; Gregor. 33 [34], 1-я пол. XVIII в.). Сокращение Стихираря Г. могло быть сделано и по жанровому принципу: в виде Доксастария - отдельного сборника стихир на «Слава:» (Paul. 11, кон. XVII в.- 1712 г.; Pantel. 933, 905 - Доксастарий Хрисафа Нового и Г., 1-я пол. XVIII в.; Gregor. 29 [29], 2-я четв. XVIII в.; Doch. 325, сер. XVIII в.; БАН. РАИК. № 45, посл. треть XVIII в.), иногда вместе с подобнами (Xen. 113, сер. XVIII в.) или в виде Анфологий Стихираря, напр. содержащих стихиры одного вида: самогласны (Dionys. 574, кон. XVII - нач. XVIII в.; Doch. 318, нач. XVIII в.; Pantel. 1027, 2-я - 3-я четв. XIX в.; Gregor. 10, нач. XIX в.) или догматики (Xeropot. 360, 2-я пол. XVIII в.). Исходя из особенностей мелоса, в греч. рукописной традиции кон. XVII-XVIII в. следует отличать Стихирарь Г. и Хрисафа Нового (c их «украшением» - κατὰ καλλωπισμόν - Dionys. 574) от Стихираря Космы Македонца, составленного приблизительно в то же время или немного позднее (автограф: Doch. 373, 1683 г.). В XIX в. песнопения Стихираря (Доксастария) Г. были «переведены» в нотацию нового метода хартофилаксом Хурмузием, иеромонахами Иоасафом Дионисиатом, Николаем Дохиаритом и др. мелургами (Dionys. 651, 652, 1-я пол. XIX в.; 693, сер. XIX в.; Doch. 1245, ок. 1830 г.; 323, ок. 1835 г.- славники на стиховне; 355, ок. 1840 г.; Dionys. 720, 1833 г.; Xeropot. Typikariou. 17, ок. 1835 г.; Pantel. 1021, XIX в.- славники и подобны).

Мн. составленные Г. мелодические версии стихир встречаются в рукописях и отдельно - вне его Стихираря или Доксастария. Наиболее часто переписчиками копировались распевы Г. для следующих стихир: в Великую пятницу «Тебе одеющагося» на 1-й плагальный (5-й) глас (Doch. 354, нач. XIX в.; Pantel. 970, 977, ок. 1815-1820 гг.; 945, 1824 г.; Dionys. 693; 696, 1844 г.; 707, 1858 г.); в Великую субботу «Солнце скрывшееся» (Τὸν ἥλιον κρύψαντα) на 1-й плагальный глас, к-рое поется «на входе погребения вместо «Святый Боже»» (Doch. 411, ок. 1825 г.), творение «Малакса, мелос же кир Германа» (Doch. 338, 1767 г.; Lesb. Leim. 230, ок. 1700 г.; Athen. O. et. M. Merlier. 5, 1-я пол. XVIII в.; Xeropot. 278, 1-я пол. XVIII в.; 300; Doch. 329; 400, 1723 г.; 317, 1747 г.; БАН. РАИК. № 47, кон. XVIII - нач. XIX в.; № 64, сер. XIX в.; Pantel. 1019, ок. 1720-1740 гг.; 969, ок. 1730-1750 гг.; Gregor. 33 [34]); на Пасху «Воскресения день» на 1-й плагальный глас (Ivir. 951; РНБ. Греч. № 237, посл. четв. XVII в.- ркп. Афанасия Ивирита; Lesb. Leim. 459, ок. 1700 г.; 8, кон. XVIII в.; Doch. 339, 1768 г.); на освящение воды (может надписываться и как «славник святых бессребреников» - Paul. 37, 2-я пол. XVIII в.) «Источник исцелений» на 4-й глас (Pantel. 969; 994, сер. XVIII в.; Xeropot. 366, сер. XVIII в.; в нотации нового метода: Pantel. 1018, 1-я пол. XIX в.- ркп. Николая Дохиарита; Dionys. 693 - «экзегесис» Иоасафа Дионисиата), эта же стихира встречается в последовании на освящение воды вместе с богоявленским тропарем «Руку твою прикоснувшуюся» на 1-й плагальный глас и со стихирой «Призри на моления» на 4-й глас (Dionys. 693, 722, 767, сер. XIX в.- рукописи Иоасафа Дионисиата; Dionys. 710, 2-я пол. XIX в.); на память свт. Николая Мирликийского (6 дек.) «Вострубим трубою песней» на 1-й плагальный глас (Pantel. 1008; Lesb. Leim. 230; 459; 238, ок. 1700 г.; 231, ок. 1700 г.; БАН. РАИК. № 37, нач. XVIII в.); в предпразднство Рождества Христова «Исаия, ликуй» на 4-й глас и др. (Dionys. 693; 767 - «экзегесис» Иоасафа Дионисиата, автограф); на Рождество Христово «Небо и земля» на 1-й глас Κε и др. (Pantel. 935, 1-я пол. XIX в.- «экзегесис» Николая Дохиарита; Pantel. 1026, 1838 г.; Dionys. 694, 2-я четв. XIX в.; 693; 767 - рукописи Иоасафа Дионисиата); на Богоявление: «Одеваяйся светом - Тебе в дусе и огни - Приидите подражаим - Крещается Христос - Трепеташа рука» на 4-й глас («экзегесис» Иоасафа Дионисиата: Dionys. 694; 693), «Днесь тварь просвещается» на 4-й плагальный (8-й) глас (Xeropot. 310, 1841 г.; Doch. 307, ок. 1830 г.; Doch. Typikariou 123 и 124, ок. 1840 г.; «экзегесис» Никифора Дохиарита: Pantel. 1042, 1843 г.) и «Свет от света - Како Тя, Христе» на 1-й глас Κε (Pantel. 1022, XIX в.); на Благовещение Пресв. Богородицы «В шестый месяц - В месяц шестый - Послан бысть ангел» на 1-й глас Κε (Simon. Petr. 19, нач. XX в.; «экзегесис» Иоасафа Дионисиата: Dionys. 693; 828, 2-я пол. XIX в.) и «Днесь радость благовещения» на 4-й глас Δι (Ivir. 951; РНБ. Греч. № 237; Aegio. Taxiarch. 2, 1682 г.- ркп. иером. Анфима из Фессалии; Lesb. Leim. 230; 459; 238; БАН. РАИК. № 44, 1796 г.; Xeropot. 276, 1-я пол. XVIII в.; 380, 1759 г.; Konstamon. 95, сер. XVIII в.; «переводы» в нотацию нового метода, выполненные мон. Феофаном и иеросхимонахами Николаем Дохиаритом, Матфеем Ватопедским: Pantel. 1001, ок. 1810-1830 гг.; 1042; Doch. Typikariou 123; 124; Xeropot. 310; Gregor. 18, 1843 г.); на Рождество Иоанна Предтечи (24 июня) «Разрешает Захариино молчание» на 1-й глас, «Днесь глас слова» на 4-й глас Πα, «Искапайте, горы», «Богознаменитый глас» и «Проповедник был еси Агнца Божия» на 1-й глас ἐκ τοῦ Κε, «Исаии ныне пророка» на 4-й плагальный (8-й) глас («экзегесис» Иоасафа Дионисиата и Петра Агиотафита: Dionys. 694; 691; 767; 828; 709, 1880 г.?); вмч. Пантелеимону (27 июля) «Подвигом добрым подвизался еси» на 1-й глас, «Безмездно благодать - Отринул еси прелесть - Матере благочестивыя» на 2-й глас и «Всесветлая мученика память» на 1-й плагальный глас (Xeropot. 359, ок. 1842 г.; Pantel. 1313 (Typikariou B/II), 1852 г.; «экзегесис» Матфея Ватопедского: Pantel. 1318 (Typikariou Koim. Theotokou 28), 1-я пол. XIX в.; 1036, 1-я пол. XIX в.). Праздничные матимы (стихиры) Г. можно найти также в певч. сборниках Pantel. 925, кон. XVII - нач. XVIII в.; 969; 1005, нач. XVIII в.; Lesb. Leim. 230; 231; Xeropot. 317, нач. XVIII в.; 320, 1741 г.; 291, 1-я пол. XVIII в.; Doch. 334, 1726 г., и в др., более поздних списках.

Стихирарь (Доксастарий) Германа, митр. Нов. Патр. Список 1-й пол. XVIII в. (Pantel. 933. Fol. 1)
Стихирарь (Доксастарий) Германа, митр. Нов. Патр. Список 1-й пол. XVIII в. (Pantel. 933. Fol. 1)

Стихирарь (Доксастарий) Германа, митр. Нов. Патр. Список 1-й пол. XVIII в. (Pantel. 933. Fol. 1)

Как отдельный жанр в рукописях помещаются богородичны: 15-сложник «Юже древле предвозвестиша дивнии пророцы» (῞Ην πάλαι προκατάγγειλαν οἱ θαυμαστοὶ προφηταί) на 1-й плагальный глас (Ivir. 951; РНБ. Греч. № 237; Aegio. Taxiarch. 2; Athen. O. et M. Merlier. 12, 1730-1750 гг., и др.), «К кому иному прибегну, Чистая» (Πρὸς τινὰ καταφύγω ἄλλην ἁγνή) на 4-й плагальный глас (БАН. РАИК. № 44; Aegio. Taxiarch. 2; Lesb. Leim. 459; 238; Athen. O. et M. Merlier. 12), «Огнезрачная колесница Слова» (Πυρίμορφον ὄχημα τοῦ Λόγου) на 4-й глас (РНБ. Греч. № 237; Paul. 14; 16, нач. XVIII в.; БАН. РАИК. № 42, сер. XVIII в.), «Из корене Давидова прозябл еси» (῾Ρίζης ἐκ Δαυὶδ ἐβλάστησας) на 1-й глас (Ivir. 951; БАН. РАИК. № 42; Aegio. Taxiarch. 2; Lesb. Leim. 252, 1687 г.- ркп. иером. Серафима из мон-ря Лимонос), 15-сложник «Тя величаем, Сущую Богородицу... Дверь небесную» на 1-й глас τετράφωνος (Ivir. 951; РНБ. Греч. № 237; Aegio. Taxiarch. 2; Lesb. Leim. 459), «Радуйся обрадованная» на глас βαρύς в версии Георгия Редестского, «украшенной» Г. (Ivir. 951), «Златокованая башня» (Χρυσοπλοκώτατε πύργε) на 1-й плагальный глас (РНБ. Греч. № 237; Lesb. Leim. 459; 238; Athen. O. et M. Merlier. 12), а также на 2-й и 4-й гласы (Paul. 16), и др. богородичны в источниках того же периода и в более поздних (Xeropot. 323, 1708 г.; 329; 307, 1767 и 1770 гг.; Gregor. 14, 2-я четв. XVIII в.; 31 [31], 2-я пол. XVIII в.; Lesb. Leim. 8, кон. XVIII в.; Doch. 332, 1760 г.- ркп. Паисия, иером. из Хоры; 339; Pantel. 1016, 1728 г.; 927, 2-я пол. XVIII в.; Dionys. 571, 1807 г.- ркп. Дамаскина Аграфорендиниота).

Со Стихирарем (Доксастарием) Г. пересекаются по содержанию подборки его же песнопений из Триоди и Пентикостария (см., напр., Аколуфарион Триоди - Пентикостария с пападическим мелосом Г., Баласиса, Хрисафа и Петра Берекета - Doch. 347), куда кроме стихир входят следующие песнопения: «Покаяния - На спасения» на 4-й плагальный глас и «Множества» на 2-й плагальный (6-й) глас (Ivir. 951; Doch. 326, 1763 и 1765 гг.; 407, сер. XVIII в.; Pantel. 972, сер. XVIII в.; 974, XVIII в.; 994; 1005; 1007, сер.- 2-я пол. XVIII в.; 1012, 1768 г.), похвалы Великой субботы «Жизнь во гробе - Достойно есть - Роди вси» (Doch. 326), «Христос воскресе» - «Воскресения день» на 1-й и 1-й плагальный гласы (Xen. 108, 1-я пол. XVIII в.; 170, кон. XVIII - нач. XIX в.; Paul. 13, 1-я пол. XVIII в.), «Ангел вопияше» на 1-й глас (Doch. 376, XVIII в.; Xen. 153, кон. XVIII в.; Pantel. 969).

Сохранился список Ирмология 1-й пол. XVIII в. (Paul. 13), где распевы ирмосов и катавасий надписаны именем Г., а остальных песнопений - именем Баласиса. Достаточно часто встречаются списки катавасий различных праздников в версиях Г.: Воздвижения, Рождества Христова и Богоявления (διπλαῖ - двойные, т. е. ирмосы канонов и собственно катавасии), Сретения, Пасхи, Пятидесятницы и Успения (Xeropot. 294, сер. XVIII в.; 380; 325, сер. - 2-я пол. XVIII в.; Pantel. 969; Xen. 108; Lesb. Leim. 276, 1700-1730 гг.; 243, ок. 1787-1805 гг.), Крестопоклонной недели и Вознесения (Doch. 318; Xeropot. 329), Акафиста (Xeropot. 328, кон. XVII - нач. XVIII в.). По рукописи Doch. 407 известны составленные Г. распевы ирмосов канона Успения 1-го гласа, обоих рождественских канонов, обоих богоявленских канонов, полностью пасхального канона, ирмосов обоих канонов Пятидесятницы; возможно, Г. принадлежат и содержащиеся здесь ирмосы трипеснцев и канонов Недели ваий и Страстной седмицы.

Весьма популярными у переписчиков кон. XVII - XIX в. были калофонические ирмосы Г.: «Побеждаются естества уставы» 1-го гласа νάος (Ivir. 951; Aegio. Taxiarch. 2; БАН. РАИК. № 37; Lesb. Leim. 230; 459; Xeropot. 276; Doch. 363, 2-я пол. XVIII в.; Pantel. 1021 и др.), «Прославим Троицу» (Δοξάσωμεν τριάδα), «Камень, егоже небрегоша» и «Звезда ныне возсия» (῎Αστρον ἤδη ἀνατέταλκεν) 1-го гласа, «Руце распростер Даниил» 4-го гласа, «Ужасеся о сем» (᾿Εξέστη ἐπῖ τούτῳ), «Разжжите пещь», «Мусикийским органом» и «Чужде матерем» 4-го плагального гласа (Pantel. 993, ок. 1680 г.- ркп. Хрисафа Нового; Xeropot. 323; 303, 1812 г.- ркп. Дамаскина Аграфорендиниота; Gregor. 41 [48], нач. XVIII в.; Paul. 14; 16; 36, 1-я пол. XVIII в.), «Всецарице, всепетая» (Παντάνασσα, πανύμνητε) 4-го гласа (Xen. 156, кон. XVIII в.; Pantel. 1031, 1-я пол. XIX в.), «Видев мучитель» гласа βαρύς (7-го) (Doch. 400; 390, кон. XVIII - нач. XIX в.). Калофонические ирмосы Г. см. также в рукописях БАН. РАИК. № 49, 1686 г.(?); № 36, 2-я четв. XVIII в.; № 33, 1765 г.; № 35, ок. 1730 г.; Athen. O. et. M. Merlier. 3, ок. 1700 г.; Lesb. Leim. 230; 253; 279, 1725-1740 гг.; 246, 1779-1793 гг.; Xeropot. 279; 291; 292, нач. XVIII в.; 320; Doch. 1248, 1823 г.- «экзегесис» протопсалта Григория.

Известны также образцы мелоса Г. для неизменяемых песнопений вечерни и утрени: «Блажен муж» на 2-й глас Δι, «как поется на всенощных Святоименной Горы» (Pantel. 1007; Xen. 123, 2-я пол. XVIII в.; Xeropot. 305, кон. XVIII - нач. XIX в.; транскрипция Иоасафа Дионисиата в нотации нового метода: Pantel. 1035, 1865 г.), «Бог Господь» по гласам (Pantel. 1007), «украшенные» Г. версии пасапноариев Григория Савваита на 4-й глас и Георгия Редестского на 2-й плагальный и 4-й плагальный гласы (Ivir. 951; РНБ. Греч. № 237; Xeropot. 317; Athen. O. et M. Merlier. 12; Doch. 332); в ряде рукописей пасапноарии на 4-й глас и 2-й плагальный глас обозначены как распевы самого Г. (Lesb. Leim. 459; БАН. РАИК. № 42; Xeropot. 380; Pantel. 954, сер. XVIII в.; 972; Doch. 376).

Из созданных Г. распевов великого славословия самой распространенной в рукописной традиции является версия на 1-й плагальный глас (Xeropot. 266, кон. XVII - нач. XVIII в.; 320; 278; 391, 1-я пол. XVIII в.; Doch. 372, 1-я пол. XVIII в.; 400; Pantel. 969; 1047, нач. XVIII в.; Gregor. 14; Dionys. 579, 1742 г.; Paul. 36; БАН. РАИК. № 52, сер. XVIII в.; № 43, до 1772 г.), к-рая в рукописях может именоваться «приятной» (τερπνή - Xeropot. 307) или «всеприятной» (παντερπνός - Xeropot. 328); мелурги XIX в. «перевели» ее в нотацию нового метода (Dionys. 680; 681, 1-я пол. XIX в.- рукописи Иоасафа Дионисиата; Konstamon. 92, ок. 1840 г. - «экзегесис» Николая Дохиарита). В автографе Ivir. 951 помещены версии Г. на 2-й и 4-й гласы. Существуют также его распевы на гласы 1, 3, 4-й λέγετος и βαρύς (РНБ. Греч. № 237; Aegio. Taxiarch. 2; Aroania (Sopoto). Theodor. 16, 1710-1740 гг.; Lesb. Leim. 281, 1728 г.; 279; Athen. O. et M. Merlier. 12; Xeropot. 317; 329; Gregor. 25; Pantel. 967, нач. XVIII в.; 994).

Херувимская песнь была распета Г. на все гласы (Ivir. 951; Xeropot. 328; 307; Lesb. Leim. 230; 459; 238; 253, 1725-1740 гг.; Xeropot. 323; Pantel. 1005; РНБ. Греч. № 130, нач. XVIII в.; № 188, сер. XVIII в.; № 132, посл. треть XVIII в.; Athen. O. et M. Merlier. 12). На нек-рые гласы существует по неск. версий: напр., на 1-й и на 1-й τετράφωνος (Ivir. 951; РНБ. Греч. № 237; БАН. РАИК. № 35); на 1-й плагальный, 1-й плагальный τετράφωνος и 1-й плагальный συνοπτικόν (Ivir. 951; Pantel. 919; 994; РНБ. Греч. № 237; БАН. РАИК. № 42). Г. также «украшал» херувимские более ранних мелургов: Нектария на 2-й глас, иером. Климента Митилинского (Лесбосского) на глас βαρύς (Ivir. 951; Xeropot. 317; Doch. 332; 338). В свою очередь херувимские Г. подвергались обработке более поздних мелургов: напр., версии Г. на гласы 2-й, 1-й плагальный, βαρύς и 4-й плагальный, «сокращенные» мон. Феодулом Энитом (Агиоритом) (ἐσυντομήθη ὑπὸ κὺρ Θεοδούλου - Doch. 376).

Подобным же образом на все гласы с неск. вариантами для 1-го, 4-го, 1-го плагального и βαρύς Г. распел и воскресный причастен (Ivir. 951; CPolit. Patr. K. Ananiadou. 6, 1680 г.; Aegio. Taxiarch. 2; Doch. 324, 1686 г.; 400; 338; Pantel. 919; РНБ. Греч. № 237; Lesb. Leim. 230; 253; Xeropot. 328; 380; 307; БАН. РАИК. № 35; Athen. O. et M. Merlier. 12). Г. также «украсил» причастны Иоанна Клады и Досифея на 3-й глас, Георгия Редестского на 4-й глас, Герасима на 1-й плагальный глас, митр. Никейского Нафанаила на глас βαρύς (Ivir. 951; РНБ. Греч. № 237; Xeropot. 317; БАН. РАИК. № 35; № 42; Doch. 332; 338). Сохранились 2 воскресных причастна Г. на 4-й глас в обработке Баласиса (Xeropot. 323).

Из седмичных и праздничных причастнов Г. в рукописях содержатся: «Чашу спасения» на глас βαρύς - обработка версии Мануила Хрисафа (РНБ. Греч. № 237; Lesb. Leim. 459; БАН. РАИК. № 50; тот же причастен без указания на авторство Мануила Хрисафа: Aegio. Taxiarch. 2; Doch. 332), «В память вечную» на 1-й глас (Ivir. 951 - украшенная Г. версия Нафанаила Никейского; Xeropot. 380), «Тело Христово» на 4-й глас (Xeropot. 268, 1746 г.; 373, 2-я пол. XVIII в.; Pantel. 985, 2-я пол. XVIII в.), часто с названием ὀργανικόν (РНБ. Греч. № 237; БАН. РАИК. № 42; Aegio. Taxiarch. 2; Lesb. Leim. 459; Athen. O. et M. Merlier. 12), «Избавление посла» на 4-й глас (Xeropot. 373), «Явися благодать Божия» на глас 1-й τετράφωνος (Pantel. 1008; Lesb. Leim. 459; Doch. 363), сделанный Г. «экзегесис» того же причастна распева Иоанна Клады на глас πρωτόβαρυς и «украшение» Г. для версии Иоанна Клады на 1-й глас (Lesb. Leim. 459). Образцы мелоса Г. в подборках причастнов «всего года» см. также в рукописях: Doch. 332 - «украшенный» Г. мелос Нафанаила Никейского; Xeropot. 323; 317; Pantel. 1005; Dionys. 575, 1764 г.

Сохранился распев Г. гимна на литургии Преждеосвященных Даров «Ныне силы небесныя» на 4-й плагальный глас (Xen. 149, XIX в.), «украшенная» Г. версия того же песнопения Феофана Карика на 1-й глас (Xen. 158, нач. XVIII в.), а также распетый Г. причастен «Вкусите» на 1-й глас (Xeropot. 329).

Им был составлен мелос многолетия на 4-й глас (Pantel. 959, кон. XVII в.; Paul. 36; «на престол Угро-Влахии» - Xeropot. 313).

Как творения Г. известны мелизматические вставки - кратимы 1-го плагального (РНБ. Греч. № 237; Lesb. Leim. 459; 238; σύνθεμα ἐθνικόν - Pantel. 1008; Paul. 16) и 4-го плагального гласов (Ivir. 951; CPolit. Patr. K. Ananiadou. 6; Lesb. Leim. 8; 248, 1770-1790 гг.; Pantel. 927), а также ихима гласа βαρύς (БАН. РАИК. № 42), см. также: Xeropot. 317; 307; 313; Doch. 338; 310, 2-я пол. XVIII в.; Xen. 901, 1734 г.

Анастасиматарий (собрание воскресных песнопений), обычно атрибутируемый Хрисафу Новому, в нек-рых источниках приписывается Г., по-видимому, ошибочно (Xeropot. 380; Pantel. 980, 2-я пол. XVIII в.; Konstamon. 95; Doch. 353). Согласно наблюдениям Г. Статиса, в догматиках Анастасиматария Xeropot. 387 (сер.- 2-я пол. XVIII в.) чередуются мелосы «искусных тесисов» Г. и Хрисафа. В автографе Г. Ivir. 951 содержатся украшенные им версии 11 утренних стихир распева Иоанна Глики, отличающиеся от версий Хрисафа (см. также списки Xen. 160, нач. XVIII в.; 114, сер. XVIII в.; Gregor. 25, 1-я пол. XVIII в.; 33 [34]).

Из муз. произведений Г. нек-рые вошли в печатные издания: Ταμεῖον ᾿Ανθολογίας (К-поль, 18342, 18373), Γρηγορίου Πρωτοψάλτου Καλοφωνικὸν Εἱρμολόγιον (Там же. 1835), ᾿Ανθολογία (Там же. 1846) и др.

Лит.: Σάθας Κ. Ν. ᾿Ανέκδοτος κῶδιξ τῆς Μητροπόλεως Ν. Πατρῶν // ᾿Αττικόν ῾Ημερολόγιον (᾿Ασωπίου). ᾿Αθῆναι, 1868. Σ. 197-213; Λαϊνάς Θ. Α. ῾Η Μητρόπολις Νέων Πατρῶν ῾Υπάτης // Στερεοελλαδδικὴ ᾿Εστία. 1960. Τ. 1; idem. Γερμανὸς μητροπολίτης Νέων Πατρῶν - ῾Υπάτης, μελῳδὸς τῆς Θθίας // Στερεὰ ῾Ελλάς. 1973. T. 5. Τεῦχος 48. Σ. 40-42; Γερμανός, μητροπολίτης Νέων Πάτρων // ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 387; Χατζηγιακουμής. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. T. 1. Σ. 273-277; Stathis G. Th. An Analysis of the Sticheron Τὸν ἥλιον κρύψαντα by Germanos bishop of New Patras // Studies in Eastern Chant. Crestwood (N. Y.), 1979. Vol. 4; Στάθης. Χειρόγραφα. Τ. 1-3; idem. ᾿Αναγραμματισμοὶ καὶ μαθήματα. Σ. 42-43, 45-46 et passim; Герцман Е. В. В поисках песнопений Греч. Церкви. СПб., 1996. С. 120, 199-200; он же. Муз. рукописи Петербурга. 1996. Т. 1. С. 582-584; 1999. Т. 2. С. 443-445.
А. Ю. Никифорова, С. И. Никитин
Ключевые слова:
Мелурги греческие Калофоническое пение, греческий певческий стиль Митрополиты Константинопольской Православной Церкви Герман (2-я пол. XVII в)., митрополит Новых Патр (совр. Ипати), греческий мелург
См.также:
ДИОНИСИЙ митр. Ираклийский, греч. мелург (кон. XVI - нач. ХVII в.)
ИОАКИМ САЛАБАСИС [Алабасис, Родосский] (сер. XVII в. - 1720), митр. Визийский, греч. мелург
АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков
АВКСЕНТИЙ (1798–1865), митр. Велесский Константинопольского Патриархата
АВКСЕНТИЙ III митр. Герцеговинский - см. Авксентий, митр. Велесский
АГАЛЛИАН ФЕОДОР см. Феофан, митр. Мидийский
АГАПИЙ ПАЛИЕРМ († 1815), (Хиосский), греч. мелург
АКАКИЙ († ок. 1351), митр. Трапезундский (с 1339)