Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИННОКЕНТИЙ
Т. 23, С. 21-23 опубликовано: 9 января 2015г.


ИННОКЕНТИЙ

(Пустынский Александр Дмитриевич; 23.09.1869, дер. Пустынька Вологодского у. и губ.- 3.12.1937, Алма-Ата), архиеп. бывш. Туркестанский и Ташкентский, обновленческий «митрополит» Архангельский и Холмогорский, духовный писатель, историк Церкви. Из семьи пономаря. Рано лишился родителей, был пастухом, учился грамоте у местного священника. На собранные односельчанами деньги был отправлен в Вологодскую ДС. По окончании ДС поступил в КДА. В 1893 г. окончил академию кандидатом богословия и был определен псаломщиком кафедрального собора в Сан-Франциско (США). В мае-авг. 1894 г. сопровождал Алеутского и Аляскинского еп. Николая (Зиорова) в поездке по Аляске. 14 сент. 1894 г. пострижен в монашество с именем Иннокентий, 25 сент. рукоположен во иерея. Служил в городах Осеола-Милс и Аллегейни (шт. Пенсильвания). В 1895 г., по возвращении в Россию, назначен помощником инспектора Новгородской ДС. Перемещен на должность помощника инспектора МДА (1897), исполнял должность инспектора академии (1898), назначен членом С.-Петербургского духовного цензурного комитета, возведен в сан архимандрита (1899). В 1900 г. за соч. «Пастырское богословие в России за XIX в.» Совет КазДА удостоил степени магистра богословия. По отзыву ректора академии Уфимского еп. Антония (Храповицкого; впосл. митрополит), «в лице архимандрита Иннокентия пастырская наука нашла в России своего первого историка». В том же году назначен ректором Тверской ДС. В 1902 г. по болезни уволен с должности. В нач. 1903 г. назначен наместником московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря.

Иннокентий (Пустынский), архиеп. Туркестанский и Ташкентский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА)
Иннокентий (Пустынский), архиеп. Туркестанский и Ташкентский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА)

Иннокентий (Пустынский), архиеп. Туркестанский и Ташкентский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА)
3 дек. 1903 г. имп. указом было утверждено назначение И. епископом новообразованного Аляскинского викариатства Алеутской и Североамериканской епархии. Хиротонию И. 14 дек. в Казанском соборе С.-Петербурга возглавил Московский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский). Прибыл на Аляску в мае 1904 г. Проживал в г. Ситка (бывш. рус. Новоархангельск). Алеутский и Североамериканский еп. св. Тихон (Беллавин; впосл. Патриарх Московский и всея России) предоставил И. большую самостоятельность в устроении церковных дел. При И. в Ситке была открыта духовная семинария (1906), проведен ремонт Михаило-Архангельского собора; началось издание ж. «Православная Аляска», переводились на туземные языки Свящ. Писание, богослужебная и духовно-нравственная лит-ра, активно велась миссионерская работа. И. высказывался за переход церковного образования, проповеди, а в перспективе и богослужения на Аляске на англ. и туземные языки. Постоянно объезжал правосл. приходы и миссии, развивал приходскую жизнь путем создания церковных братств и об-в трезвости. В мае 1906 г. посетил Вашингтон, встречался с Президентом США Т. Рузвельтом. Перед амер. властями был поставлен вопрос о назначении в места проживания правосл. населения правосл. учителей в гос. школы. В 1906 г. к Аляскинскому вик-ству была присоединена Чукотская миссия. 1 мая 1909 г. назначен епископом Якутским и Вилюйским. Прибыл в Якутск в авг. того же года. Совершал объезды приходов, в т. ч. отдаленных на берегах р. Колымы. Реорганизовал епархиальный училищный совет. Образовал в Якутске отдел Палестинского об-ва; в школах епархии были проведены чтения о Св. земле. Участвовал в I миссионерском съезде в Иркутске (1910), руководил одной из секций. 3 окт. 1911 г. имел получасовую аудиенцию у имп. мч. Николая II. 23 февр. 1912 г. уволен от управления Якутской епархией.

25 июня того же года назначен епископом Туркестанским и Ташкентским с пребыванием в г. Верном (ныне Алма-Ата). В окт. 1916 г. из-за восстания казах. населения И., покинув паству, выехал в Петроград, где предложил изменить местопребывание епархиальной кафедры. Решением Синода от 16 дек. того же года епархиальная кафедра была перенесена в г. Ташкент. После подавления восстания И. вернулся в Верный, где в мае 1917 г. организовал собрание духовенства, которое обратилось к обер-прокурору Синода с просьбой об оставлении И. на Верненской кафедре. Однако в нач. июля епархиальный съезд в Верном принял постановление «не просить Преосвященного Иннокентия о перемещении с Ташкентской кафедры на викарную Верненскую». Вскоре И. переехал в Ташкент. Участвовал в 1-й сессии Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В апр. 1918 г. возведен в сан архиепископа. Используя предоставленные Патриархом Тихоном права самоуправления, учредил в епархии новые викарные кафедры в г. Аулие-Ата (ныне Тараз) и г. Асхабад (ныне Ашхабад). В февр. 1921 г. привлек к иерейскому служению В. Ф. Войно-Ясенецкого (впосл. архиеп. священноисп. Лука) и поручил ему произнесение проповеди в кафедральном соборе (сам проповедовал редко).

В 1922 г. И. первоначально выступил против обновленчества, призвав сохранять верность Патриарху Тихону. 3 окт. 1922 г. в связи с арестом Патриарха и захватом власти в Церкви обновленческим Высшим церковным управлением (ВЦУ) объявил о создании Туркестанской автокефалии. Против И. была организована кампания в местной печати. Опасаясь ареста, 29 янв. 1923 г. И. покинул паству и выехал в Москву, пытался получить разрешение на эмиграцию. Несмотря на коллективные обращения верующих с просьбой вернуться в Ташкент для управления епархией на канонических основаниях, остался в Москве. В марте 1924 г. уволен обновленческим ВЦУ на покой. В том же году назначен обновленческим синодом «архиепископом» Курским и Обоянским. Организовал в Курске обновленческое епархиальное управление, деятельность к-рого по «удушению Тихоновщины» была отмечена ОГПУ.

В нач. сент. 1924 г. как обновленческий «митрополит» Киевский и Галицкий устроил «набег» на Киево-Печерскую лавру, где отслужил в Великой ц. Член обновленческого Всеукраинского синода. На «Всеукраинском предсоборном совещании» (нояб. 1924) выступил с резкими нападками против иноков мон-рей Украины, сохранивших в большинстве верность Патриарху Тихону; предложил организовать обновленческое монашество. Стал организатором захвата обновленцами Киево-Печерской лавры. В апр. 1925 г. вел переговоры с управляющим правосл. Харьковской епархией Сумским еп. сщмч. Константином (Дьяковым; впосл. митрополит), но не сумел привлечь представителей правосл. Церкви к участию в укр. обновленческом соборе. В том же году И. на заседании обновленческого «Третьего Поместного Собора» предложил отменить решения предыдущего обновленческого собора 1923 г. о закрытии монастырей; стал членом президиума обновленческого «Священного Синода Российской Православной Церкви».

1 янв. 1926 г. выпустил послание к «членам Поместной Киевской Церкви», в к-ром говорилось об успехах обновленцев в организации на Украине церковной жизни и о планах по ее украинизации, «устранив тем самым препятствие к нашему общению с теми, кто желал церковной автокефалии». В 1926 г. вел переговоры о возможном объединении с неканонической «самосвятской» Украинской автокефальной православной Церковью (УАПЦ), руководимой В. Липковским, указывая на поддержку со стороны властей. Приглашал представителей УАПЦ на богослужения в лаврской церкви (из-за опасения нападения возмущенных прихожан И. служил там под охраной милиции). После отстранения Липковского от руководства УАПЦ и замены его Н. Борецким, более устраивавшим власти, процесс сближения обновленцев и автокефалистов на Украине активизировался. В февр. 1928 г. И. посетил главу УАПЦ в его резиденции при киевском Софийском соборе и официально предложил объединиться, но Борецкий назвал это предложение преждевременным.

И. объявил о создании вместо закрытой КДА Высшей украинской богословской школы (открыта в марте того же года в помещениях захваченной обновленцами Киево-Печерской лавры). Стал ее ректором и преподавал катехизис. В нояб. 1927 г. при И. был достроен и освящен Преображенский храм в Киеве (исключительное событие для обновленцев, у которых приходили в упадок даже имевшиеся церкви).

В 1929 г. назначен на обновленческую Архангельскую и Холмогорскую кафедру, стал главой Северного митрополитанского округа. В 1932 г. порвал с обновленчеством, оставил кафедру и вернулся на родину. 14 марта 1933 г. арестован в дер. Пустынька по обвинению в «несогласии с политикой советской власти по отношению к Церкви». На допросах подтвердил, что осуждает действия советских властей против верующих, дал уничижительные характеристики членам обновленческого синода. Приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. Проживал в г. Алма-Ата, состоял в правосл. общине Введенского храма, был звонарем. Осенью 1937 г. арестован, казнен по приговору Особой тройки УНКВД по Алма-Атинской обл.

Соч.: Два пути: Слово в день Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня // БВ. 1897. Т. 4. № 10. С. 1-9; Дары земные небесному жителю: Слово в день памяти прп. Сергия Радонежского чудотворца // Там же. № 11. С. 169-176; «Многое» и «Единое» (Лк 10. 41-42): Слово в день Покрова Пресв. Богородицы // Там же. 1898. Т. 4. № 10. С. 8-17; Пастырское богословие в России за XIX в. Серг. П., 1899; Пастырское богословие: Мысли по поводу изданной мною книги «Пастырское богословие в России за XIX в.» // ПС. 1900. Ч. 1. С. 208-220; Три искушения. Тверь, 1901; Аляскинское викариатство // Амер. Правосл. Вестн. 1906. № 14. С. 274-278; № 15. С. 295-298; № 16. С. 314-318.
Лит.: ПБЭ. Т. 5. Стб. 973-974; Попов С. Л., прот. Преосвящ. Иннокентий (Пустынский): Его служение на Якутской кафедре, 1909-1911 гг. СПб., 1913; Состав Св. Правосл. Всерос. Синода и Рос. церк. иерархии на 1917 г. СПб., 1917. С. 212-213; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 255; Grigorij (Afonsky). A History of the Orthodox Church in Alaska (1794-1917). Kodiak, 1977. Р. 88; Цыпин. История РЦ. С. 115, 131; Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 368; Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. «Я полюбил страдание...»: Автобиография. М., 1999. С. 29-31, 33, 34; Ходаковская О. И. Сщмч. Пимен (Белоликов), еп. Семиреченский и Верненский. Серг. П., 2000. С. 214, 215, 222, 234, 411-412; Хайретдинова А. В жерновах русской смуты // Вера-Эском: Газ. СПб., 2000. Дек. Вып. 2 (№ 376); Лисичкин В. А. Крестный путь свт. Луки. М., 2001. С. 26-31, 36-37; «Обновленческий» раскол. С. 104, 304, 309, 353, 421, 439, 440, 486-488, 496-498, 501, 764-766, 1010; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческое движение в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 293, 296-299, 303, 318, 319; Климент (Капалин), митр. РПЦ на Аляске до 1917. М., 2009. С. 234, 237, 302, 303, 339-353, 364, 365, 372-379, 398, 433, 439, 444, 461, 466, 470, 478, 488, 489.
Д. Н. Никитин
Ключевые слова:
Духовные писатели русские Обновленческое движение и другие расколы Обновленцы Историки Русской Православной Церкви Иннокентий (Пустынский Александр Дмитриевич; 1869 - 1937), архиепископ бывш. Туркестанский и Ташкентский, обновленческий «митрополит» Архангельский и Холмогорский, духовный писатель, историк Церкви
См.также:
АЛЕКСИЙ (Баженов Дмитрий Владимирович; 1872-?), бывш. еп. Тираспольский, с 1922 г. в обновленческом расколе
АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий "митр. Костромской"
АНТОНИН (Грановский; 1865-1927), бывш. еп. Владикавказский и Моздокский, деятель обновленческого раскола
БЕЛКОВ Евгений Христофорович (1882-1930), свящ., деятель обновленчества
БЛИНОВ Петр Федорович (1893-1938), один из лидеров обновленчества, организатор «Сибирской Живой церкви» и «Сибирского церковного управления»
БОГОЛЮБСКИЙ Николай Иванович (1856–1926), богослов, проповедник, один из руководителей обновленчества
БОРИС (Лентовский Владимир Иванович, 1857 - 1923), еп. Пензенский и Саранский
БОРИС (Рукин Борис Андреевич; 1879 - 1931), один из инициаторов григорианского раскола в РПЦ
БОЯРСКИЙ Александр Иванович (1885-1937), один из организаторов и идеологов обновленчества
БУЕВЦЫ последователи еп. Алексия (Буя) - наиболее радикально настроенные иосифляне