Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИННОКЕНТИЙ
Т. 23, С. 9-10 опубликовано: 5 января 2015г.


ИННОКЕНТИЙ

(Монастырский; † 17.01.1697, Киев), игум. киевского Кирилловского мон-ря. И. род. в Перемышльском крае, происходил из евр. семьи, к-рая купила шляхетство у рода Монастырских (герб Сас). Сведения об И. до кон. 70-х гг. XVII в. скудны. Нек-рое время он преподавал философию во Львове и в Люблине. После принятия Православия был пострижен в монашество, стал игуменом Преображенского мон-ря в Люблине (после 1650, когда из мон-ря были изгнаны униаты), имел титул «деражицкий архимандрит» (вероятно, возглавлял архимандритию с центром в мест. Дережичи близ Дрогобыча, где до 1531 был основан правосл. мон-рь; см.: Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 524).

В период игуменства в Люблине И., видимо, имел тесные контакты с Киевским митр. Антонием (Винницким), жившим тогда в Перемышле, и с Луцким еп. Гедеоном (Святополк-Четвертинским). 10 дек. 1678 г. И. привез киевскому воеводе кн. М. А. Голицыну письма от этих иерархов к царю Феодору Алексеевичу и к левобережному гетману И. Самойловичу с просьбой противодействовать распространению унии (см. Брестская уния 1596 г.) в Речи Посполитой. В Киеве И. получил рекомендательные письма кн. Голицына и гетмана Самойловича и с ними направился к царю. В кон. дек. 1678 г. И. прибыл в Москву, объявил в Посольском приказе о цели приезда и вскоре был принят царем. Во время встречи передал государю письма и рассказал о притеснениях, чинимых православным в Речи Посполитой. И. привез в Москву ряд документов, в частности, правосл. исповедание веры Гедеона (Святополк-Четвертинского) перед архиерейской хиротонией и письмо ему униат. Киевского митр. Киприана Жоховского от 22 авг. 1678 г. с предложением о переходе в унию. Щедро одарив И., царь 18 янв. 1679 г. послал с ним печатную Минею «в добром переплете безденежно» для еп. Гедеона и сопроводительную грамоту. И. было поручено сообщить о желании России защищать права правосл. населения Речи Посполитой.

Игум. Иннокентий (Монастырский). Роспись юж. нефа Кирилловской ц. в Киеве. XVII в.
Игум. Иннокентий (Монастырский). Роспись юж. нефа Кирилловской ц. в Киеве. XVII в.

Игум. Иннокентий (Монастырский). Роспись юж. нефа Кирилловской ц. в Киеве. XVII в.
В янв. 1680 г. И. присутствовал на Соборе в Люблине, созванном по решению польск. сената для переговоров между православными и униатами, где выступил с критикой унии. В том же году возглавил Овручскую архимандритию, но польск. кор. Ян III Собеский, ранее обещавший передать ее перешедшему в унию архим. Сильвестру Творовскому, начал преследовать И. В кон. 1680 г. И. был вынужден бежать в Киев, он забрал с собой документы и часть имущества обители, перед отъездом распорядившись продать монастырский мед и скот. Король писал киево-печерскому архим. Иннокентию (Гизелю), требуя возвратить вывезенное И. в Киев имущество и серебро, отправленное туда предшественником И. архим. Феофаном (Креховецким). Видимо, овручские архимандриты т. о. пытались не допустить захвата имущества архимандритии униатами. 9 сент. 1682 г. Ян Собеский направил универсал правосл. шляхте Киевского, Брацлавского и Черниговского воеводств с предписанием не вступать в дело об Овручской архимандритии и не поддерживать И., угрожая штрафом в 50 тыс. золотых.

В марте 1681 г. И. был избран игуменом киевского Кирилловского мон-ря. Осенью 1685 г. с 5 сопровождающими он ездил в составе делегации Киевского митр. Гедеона (Святополк-Четвертинского) в Москву на переговоры о переходе Киевской митрополии в подчинение Московскому патриарху. 21 мая 1687 г. Киевский митр. Гедеон дал И. грамоту о переходе имений разоренного ржищевского в честь Преображения Господня монастыря к Кирилловскому мон-рю (АЗР. Т. 5. № 171). В следующем году митрополит просил содействия И. в переговорах с Черниговским архиеп. Лазарем (Барановичем), к-рый 7 марта 1688 г. обратился в Москву с просьбой подчинить Черниговскую кафедру Московскому патриарху. Митр. Гедеон поручил И. списаться по этому вопросу с помощником архиеп. Лазаря архим. Феодосием (Углицким). И. дважды писал черниговскому архимандриту и получил ответ об отправке в Киев уполномоченного от архиеп. Лазаря. Вскоре выяснилось, что Черниговский иерарх тянул время, договорившись о переходе епархии в юрисдикцию Московского патриарха. В 1688-1690 гг. И. отстаивал права Кирилловского мон-ря в ряде судебных разбирательств с Киевским магистратом: в связи с жалобами горожан на установление мон-рем мостового сбора, в связи с попыткой главы магистрата И. Быковского захватить часть имений обители. И. отправил жалобу на магистрат в Москву. По указу царей-соправителей и регентши Софии Алексеевны от 12 окт. 1689 г. было проведено размежевание имений мон-ря и магистрата.

В 1688-1689 гг. в связи с шедшими в Москве с кон. 60-х гг. XVII в. спорами о времени преложения Св. Даров (см. в ст. Евхаристия) патриарх Иоаким послал грамоты Киевскому митр. Гедеону (Святополк-Четвертинскому), Черниговскому архиеп. Лазарю (Барановичу) и киево-печерскому архим. Варлааму (Ясинскому) с предписанием изложить свою позицию по этому вопросу. В 1688 г. царевна София Алексеевна отправила гетману Мазепе посвященную данной теме «Книгу о манне Хлеба животного» Сильвестра (Медведева). Вместе с сочинением Сильвестра на Украину была послан содержавший иную т. зр. труд греков Лихудов «Акос, или Врачевание, противополагаемое ядовитым угрызением змиевым». В письме Мазепе от дек. 1688 г. И. высоко оценил «Книгу о манне...»: «Пречестнаго монаха Медведева веру, труды, разум хвалю и почитаю» (цит. по: Шляпкин. 1891. С. 178). Труд Сильвестра, с к-рым И. состоял в переписке, давал ответ на вопрос о времени преложения Св. Даров в духе католич. богословия. Эту т. зр. разделяло большинство малороссийского духовенства. В нач. 1689 г. И. включился в дискуссию о времени пресуществления Св. Даров, видимо по благословению Киевского митрополита написав «Книгу о пресуществлении, словесы Христовыми с действием Святаго Духа совершающомся». Главными оппонентами И. и Сильвестра (Медведева) в Москве выступили братья Лихуды. Для решения спора в авг. 1689 г. в Москву была направлена делегация Киевской митрополии, в состав которой входил И. Во время дискуссий взгляды И. были признаны «латинницкими», и его выслали из Москвы. На Московском Соборе 1690 г. книга И. попала в число сочинений, на распространение к-рых налагался запрет. «Книга о пресуществлении...» сохранилась в неск. списках, обнаруженных И. А. Шляпкиным (см.: Там же. 1891. С. 195. Примеч. 1).

И. принимал деятельное участие в церковных, общественных и политических событиях в Киеве и Юго-Зап. Руси в кон. XVII в. В мае-июне 1690 г., во время выборов Киевского митрополита, И. являлся маршалком Собора. 25 июля 1687 г. И. присутствовал на избрании И. С. Мазепы гетманом, подписал избирательный акт. Вскоре Мазепа пожертвовал крупные средства на ремонт монастырской Кирилловской ц. 29 апр. 1692 г. Киевский митр. Варлаам (Ясинский) поручил И. провести с Мазепой переговоры об учреждении в Батурине архимандритии во главе со св. Димитрием (Савичем (Туптало)). Об ответе Мазепы, занятого в 1691-1692 гг. борьбой с восстанием под рук. Петрика, неизвестно. 26 июля 1692 г. Мазепа издал универсал о передаче Кирилловскому мон-рю озер, ранее принадлежавших Ржищевской обители, «иж просил нас превелебный господин отец Инокентий (Монастырский), игумен свято-кирилский киевский, з братиею» (Там же. № 239).

Осенью 1695 г. И. поставил подпись под грамотой укр. духовенства и гетмана Мазепы патриарху Московскому и всея Руси Адриану, содержавшей просьбу о епископской хиротонии Дионисия (Жабокрицкого), для к-рой имелись канонические препятствия. В следующем году И. обвинили в переписке с тайно перешедшим в унию в 1677 г. Львовским еп. Иосифом (Шумлянским). Обвинения против И. не были рассмотрены из-за его кончины. Отпевание И. совершил его близкий друг св. Димитрий (Савич (Туптало)). Место захоронения И. неизвестно, возможно, он был погребен в Кирилловской ц. возле столпа с его портретным изображением.

Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. К., 1825. С. 83, 123; Антонович В. Б. Очерк состояния Правосл. Церкви в Юго-Зап. России по актам (1650-1798). К., 1871; Шляпкин И. А. К истории полемики между московскими и малороссийскими учеными в кон. XVII в. // ЖМНП. 1885. Т. 241. С. 210-252; он же. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709). СПб., 1891 (по указ.); Титов Ф. И., прот. Рус. Правосл. Церковь в Польск.-Литов. гос-ве в XVII-XVIII вв. К., 1905. Т. 2. С. 241-247; Марголiна I. Є. Iгумен Iнокентiй (Монастирський) та його внесок в укрiплення украïнського православ'я // Украïнська культурна спадщина. К., 1993. С. 10-11; она же. Загадковий старець // Людина i свiт. 1995. № 7. С. 38-40; Оглоблiн О. Два портрети дiячiв мазепинськоï доби // Он же. Студiï з iсторiï Украïни: Статтi i джерельнi матерiали. Нью-Йорк; Киïв; Торонто, 1995. С. 162-167; Марголiна I. Є., Ульяновський В. Киïвська обитель св. Кирила. К., 2005. С. 173-179.
Н. А. Синкевич
Ключевые слова:
Игумены Русской Православной Церкви Настоятели монастырей Русской Православной Церкви Иннокентий (Монастырский; † 1697, Киев), игумен киевского Кирилловского монастыря
См.также:
АВКСЕНТИЙ († 1857), игум., настоятель Глинской Рождество-Богородицкой пустыни
ИАКОВ Соловецкий, Костромской († после 1607), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе мон-рь)
ИРОДИОН (Кочнев; † после 1545), игум. Александрова Свирского в честь Св. Троицы монастыря, агиограф
ИСАИЯ II (Путилов Иона Иванович; 1786-1858), игум., настоятель Саровской пуст.
КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
КАССИАН († ок. 1534), игум. Корнилиева Комельского мон-ря, прп. (пам. 16 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)