Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИАКОВ
Т. 20, С. 471-474 опубликовано: 19 марта 2014г.


ИАКОВ

(† после 1607, Соловецкий мон-рь), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий, Костромской. Важнейшим источником сведений о жизни и деятельности И. служит Соловецкий летописец кон. XVI в. По мнению исследователей (Дмитриева Р. П. О раннем периоде истории Соловецкого мон-ря в Житиях Зосимы и Савватия и в списках Соловецкого летописца // ТОДРЛ. 1996. Т. 49. С. 92; Солодкин Я. Г. История позднего рус. летописания. М., 1997. С. 31), этот памятник, общерус. по своему содержанию и одновременно включающий ценные сведения о Соловецком в честь Преображения Господня монастыре, был составлен в Соловецкой обители в период игуменства И. (текст пополнялся и перерабатывался до XVIII в.). Кроме того, важная информация о трудах И. на посту настоятеля Соловецкого мон-ря содержится в «Сказании о Филиппове строении, иже в Соловецком монастыре» (составлено не ранее нач. XVII в.), в «Сказании вкратце» об игуменах Соловецкого мон-ря (сер. XVII в.), в ряде документов, связанных с Соловецким мон-рем.

Прп. Иаков Соловецкий. Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». 2005 г. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове, Москва)
Прп. Иаков Соловецкий. Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». 2005 г. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове, Москва)

Прп. Иаков Соловецкий. Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». 2005 г. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове, Москва)

И. был учеником свт. Филиппа (Колычева), митр. Московского и всея Руси, в период настоятельства последнего в Соловецком мон-ре (не позже 1547-1566). Согласно Соловецкому летописцу, в 1563/64 (7072) г. «Ияков, приехав на Соловки при Филиппе игумене Колычеве, постригся» (Корецкий. 1981. С. 236; Новикова. 2001. С. 247). В 1572/73 (7081) г. И. был назначен игуменом Корнилиева Палеостровского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря. В 1573/74 (7082) и 1576/77 (7085) гг. он сопровождал соловецкого игум. Паисия, затем соловецкого старца Геронтия в их поездках в Новгород, где был принят Новгородскими архиепископами Леонидом и Александром. В 1578/79 (7087) г. «игумен Ияков отказал игуменство в Пальеострове да приехал на Соловки» (Корецкий. 1981. С. 239; Новикова. 2001. С. 251-252).

После того как весной 1581 г. Варлаам оставил настоятельство в Соловецком мон-ре, «братья послали бити челом ко государю, а просити игумена Иякова в Соловки на игуменство, и государь игумена Иякова на Соловки дал». И. был поставлен игуменом в Москве митр. Дионисием (занимал кафедру с февр. 1581), вернулся на Соловки в 1581/82 (7090) г. (Корецкий. 1981. С. 240; Новикова. 2001. С. 252-253). Согласно «Сказанию вкратце», «в лето 7079-го (1570/71) били челом соловьяне государю о игумене в Соловецкой монастырь. И государь указал игумена выбрать из братии, и выбрали бывшаго Палеостровскаго игумена Иакова, ученика Филиппова» (Лобакова. 2004. С. 173). Эта дата неверна, т. к. о времени фактического вступления И. в должность настоятеля свидетельствует отводная книга передачи имущества от Варлаама к И., датированная 5 мая 1582 г. (СПбИИ РАН. Колл. 2. Оп. 1. № 124).

Начало игуменства И. пришлось на последние годы Ливонской войны, период активного натиска шведов на севернорус. земли. Как говорится в Соловецком летописце кон. XVI в., сразу после приезда И. «от государя с Москвы» на Соловках «начят делати... город каменой, а в Сумъской волости поставили острог» (Корецкий. 1981. С. 240; Новикова. 2001. С. 253). Масштабные строительные работы продолжались до 1594 г. Взамен деревянного острога, окружавшего мон-рь с 1578/79 г., были возведены мощные каменные стены и башни. В 1590 г. в крепости впервые был размещен постоянный гарнизон во главе с присланным из Москвы воеводой И. М. Яхонтовым - «100 человек московских стрельцов» и «500 человек каргопольских ратных людей», к-рые поздней осенью с Соловков отправились в Шую (Корецкий. 1981. С. 242; Новикова. 2001. С. 254). В том же году на Соловки были присланы из Москвы неск. пленных поляков или литовцев («пан Савастьян Кобельской, а с ним 5 человек литвы» - Там же). После того как Сумской острог успешно выдержал в 1592 г. осаду шведов, правительство выделило средства на возведение острога в Кеми.

И. обращался к царям Иоанну IV Васильевичу и Феодору Иоанновичу с просьбами о предоставлении монастырю льгот и средств на содержание острогов и гарнизона. Царь Иоанн IV грамотой от 17 дек. 1583 г. освободил керетских, умбских, порьегубских и кандалакшских крестьян Соловецкого мон-ря от поставки людей к острожному делу и в стрельцы. Царь Феодор Иоаннович подтвердил жалованные грамоты своего отца мон-рю и выдал новые грамоты на Сумскую, Кемскую, Пудожемскую волости, Пебозеро и Маслозеро с землями, соляными варницами, угодьями и правом таможенных и десятинных сборов (РНБ. Солов. № 20/1479; ГММК. ОПГМ. Ф. Соловецкого мон-ря. № 16, 17, 25, 35, 44, 45), освободил монастырские волости от ямских сборов (11 авг. 1584), даровал мон-рю право беспошлинной покупки хлеба и др. запасов на монастырский обиход в Вел. Устюге и в Вологде и уезде (1 и 8 авг. 1589), право беспошлинного провоза 73 тыс. пудов соли (2 июня 1590), право беспошлинных покупки в Нов. Холмогорском городе (совр. Архангельск) и провоза по Двине соловецкими старцами меди, олова и др. товаров (30 авг. 1594) и др. (Перечень актов, в т. ч. указных грамот, касающихся Соловецкого мон-ря времени настоятельства И., см.: Крушельницкая Е. В. Филиграни на бумаге документов и рукописных книг, созданных в Соловецком мон-ре в XVI в. // КЦДР: Книжники и рукописи Соловецкого мон-ря. СПб., 2004. С. 148-150; перечень хозяйственных документов, относящихся к периоду игуменства И., см.: Крушельницкая Е. В., Тутова Т. А. Старцы Соловецкого монастыря XVI в. по упоминаниям в грамотах ризничной коллекции и др. док-там: Указ. имен // КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 52-68.) 24 сент. 1594 г., после переписи Сумской вол., И. дал уставную грамоту об управлении монастырскими крестьянами и землями (ГММК. ОПГМ. Ф. Соловецкого монастыря. Д. 1212; Иванов В. И. Монастыри и монастырские крестьяне Поморья в XVI-XVII вв. СПб., 2007. С. 230).

Прямые контакты И. с Москвой не прерывались. Уже на следующий год после поставления, в 1582/83 г., он «ездил к Москве с образы к государю и з святою водою» (Корецкий. 1981. С. 240; Новикова. 2001. С. 253). В июле 1584 г. И. присутствовал на Соборе в Москве, подтвердившем соборный приговор от 15 янв. 1580 г. о запрещении завещать, закладывать и продавать вотчины мон-рям, а также отменившем тарханные (льготные) грамоты (Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в.: Тексты. Л., 1986. № 43. С. 61; в Соловецком летописце кон. XVI в. говорится, что в 7092 (1583/84) г. «игумен Ияков ездил к Москве ко государю» (Корецкий. 1981. С. 240; Новикова. 2001. С. 253)). Примерно с 1584 по 1588 г. «под началом» на Соловках содержался бывш. Ростовский архиеп. Давид, лишенный в 1583 г. сана, вероятно, за сочувствие идее унии (Корецкий В. И. История рус. летописания 2-й пол. XVI - нач. XVII в. М., 1986. С. 119). В «Сказании о Филиппове строении...» сообщается, что И. в мон-ре «поставил храм каменной у переходов Николы Чюдотворца» (Буров, Охотина-Линд. 2004. С. 154). Однако в Соловецком летописце указано, что Никольская ц. была заложена до игуменства И., в 1576/77 г. (Новикова. 2001. С. 251); возможно, при нем было завершено строительство, начатое предшественниками. По «Сказанию вкратце», И. освятил Никольскую ц. 11 сент. 1583 г. (Лобакова. 2004. С. 173).

В 1591 г. И. обратился к царю Феодору Иоанновичу с просьбой о перенесении мощей свт. Филиппа из тверского Отроча в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря в Соловецкую обитель. По указу царя Тверской еп. Захария благословил обретение мощей свт. Филиппа, к-рые затем были доставлены И. в Соловецкий мон-рь. 8 авг. 1591 г. мощи были положены под папертью Преображенского собора, где свт. Филипп при жизни указал место своего погребения. По мнению А. Е. Смирновой, И. является автором службы на преставление свт. Филиппа, помещаемой в рукописных Минеях под 9 янв. (Смирнова А. Е. Первоначальная редакция Службы митр. Филиппу: Докл. // Книжное наследие Соловецкого монастыря XV-XVII вв.: Конф. Соловки, 2005). В игуменство И. на Соловках началась работа по сбору материалов для Жития митр. Филиппа. Роль И. в переносе мощей святителя из Твери в Соловецкий мон-рь отмечена почти во всех редакциях Жития (кроме Хронографической, где не сообщается о переносе мощей), но наиболее ярко и развернуто - в Тулуповской редакции, где в уста И. вложена торжественная речь. Не исключено, что к И. восходит традиция осуждения ученика свт. Филиппа и его преемника по управлению Соловецким мон-рем игум. Паисия. В Житии свт. Филиппа, начиная с Краткой редакции, сообщается, что Паисий, польстившись на обещание епископского сана, оговорил своего наставника в ходе суда над святителем, состоявшегося в нач. нояб. 1568 г. в Москве. Однако за свое предательство Паисий не получил желаемого и вскоре после суда был сослан вместе с неск. соловецкими старцами. В. А. Колобков, исследовавший этот сюжет, пришел к выводу о противоречивости и недостоверности обвинения против Паисия (см.: Колобков. 2004. С. 90-100). В момент отправки с Соловков в Москву Паисия и др. старцев И., вероятно, находился в мон-ре, на суде над свт. Филиппом не был и мог опираться лишь на слухи. Паисия, являвшегося учеником свт. Филиппа, власти могли покарать как человека, близкого к митрополиту.

За годы игуменства И. соловецкая монастырская б-ка пополнилась 94 книгами, написанными в обители, пожалованными царем Феодором Иоанновичем, подаренными богомольцами и приобретенными игуменом. На нек-рых кодексах есть записи о том, что они изготовлены «по повелению игумена Иакова». И. составил келейное собрание книг. 27 рукописей XV-XVI вв., принадлежавших И., поступили в монастырскую б-ку, многие из них имеют экслибрис И.- один из первых русских книжных знаков (вложенные И. 27 книг перечислены отдельной статьей в описи Соловецкого мон-ря 1597 г.- см.: Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 164, 237-240). В частности, соловецкий игумен был владельцем древнейшего списка Холмогорской летописи (ГИМ. Собр. Чертковых. № 173, кон. XVI в.), по-видимому переписанной по его заказу. Летопись содержит ряд уникальных сообщений за кон. XV - сер. XVI в., указанный список имеет экслибрис И.

Весной 1597 г. И. был переведен в костромской Ипатиевский во имя Святой Троицы монастырь, став 1-м в истории этой обители настоятелем в сане архимандрита (отводная книга передачи имущества Соловецкого мон-ря от И. к игум. Исидору датирована маем 1597 - СПбИИ РАН. Колл. 2. Оп. 1. № 127). Назначение состоялось по благословению патриарха св. Иова и при содействии фактического правителя страны Бориса Феодоровича Годунова. При И. Ипатиевский монастырь получал от Годуновых дары, в т. ч. богато украшенные храмовые врата (Антыпко М. И. Врата с золотой наводкой из Троицкого собора Ипатьева мон-ря и древнерус. традиция оформления храмовых врат // Иконографические новации и традиция в рус. иск-ве XVI в. М., 2008. С. 251-266). В издании соборного определения 1598 г. об избрании на царство Бориса Годунова архимандрит Ипатиевского мон-ря не назван в числе участников собора, а в списке подписавшихся фигурирует ипатиевский игум. Иоаким (ААЭ. Т. 2. № 6. С. 41-42, 46). Р. Г. Скрынников выявил 2 списка избранной грамоты и соборного определения 1598 г.: РНБ. О.IV.17. Л. 87-210 (1-я четв. XVII в.) и РНБ. Солов. № 852/962. Л. 128-227 (рубеж XVI и XVII вв.) (Скрынников Р. Г. Россия накануне «Смутного времени». М., 1980. С. 122). Их сопоставление позволяет установить, что подписался под документом именно И., а «Иоаким» появился в историографической традиции в XIX в. по ошибке. За время настоятельства И. в Ипатиевском мон-ре были проведены значительные строительные работы: укреплена и обновлена крепостная стена, начатая при предшественнике И., возведена колокольня и проч. (см.: Рогов И. В., Уткин С. А. Ипатьевский мон-рь: Ист. очерк. М., 2003).

После восшествия 1 июня 1606 г. на престол царя Василия Иоанновича Шуйского И., очевидно, попал в немилость из-за близости к Годуновым. Имя И. как настоятеля Ипатиевского мон-ря в последний раз встречается в монастырских документах под 20 июня 1606 г., 26 авг. того же года грамота мон-рю была выдана уже на имя «Ипатцкого монастыря келаря старца Селиверста з братьею, или кто по нем в том монастыре иный архимарит будет» (Антонов. 2001. С. 104, 107, 153). В 1607 г. по указу Василия Шуйского И. был отправлен «на покой» на свое «обещание», т. е. в Соловецкий мон-рь (грамота 1607 г. Новгородского митр. Исидора в Соловецкий мон-рь о принятии на покой «ипатского» настоятеля, соловецкого постриженика И.- РНБ. Солов. № 20/1479. С. 76).

Согласно «Сказанию вкратце», на Соловках «по совершении города Иаков игумен с миром скончася и погребен бысть под чудотворною папертию в подножии учителя своего святителя Филиппа. И по сем бысть игуменом честный и духовный муж Исидор» (Лобакова. 2004. С. 173). Постройка Соловецкой крепости была завершена в 1594 г.; составитель «Сказания вкратце», живший в сер. XVII в., из смены игуменов сделал вывод о кончине И., по-видимому не зная о его настоятельстве в Ипатиевском мон-ре. На надгробной плите И. (погребен под папертью Преображенского собора, «в подножии» могилы свт. Филиппа), изготовленной, вероятно, в XIX в., указана неправильная дата смерти - 1597 г., т. е. время перехода И. в Кострому. В лит-ре встречается др. год кончины И.- 1614-й (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 560), но источник этой информации неизвестен.

К нач. XIX в. в Соловецком мон-ре существовало почитание И. Он назван преподобным в «Верном и кратком исчислении преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших», входящем в рукопись Соловецкого патерика нач. XIX в. РНБ. Солов. № 1195/1366. «Верное и краткое исчисление...» было использовано сщмч. Никодимом (Кононовым) при подготовке к изданию Соловецкого патерика (Никодим (Кононов). 1900). Тот же автор включил имя И. в опубликованный в следующем году Архангельский патерик (Никодим (Кононов). 1901). Канонизацией И. можно считать включение его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было восстановлено в 1981 г. (Собор известен с 1831), и в Собор Соловецких святых, учрежденный в 1993 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Ист.: Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в б-ке КазДА. Каз., 1881. Ч. 1. С. 73, 253, 330, 358; 1885. Ч. 2. С. 67; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких: Агиологические очерки. СПб., 1900. С. 17, 66, 102; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 24-32, 170-171; Корецкий В. И. Соловецкий летописец кон. XVI в. // Летописи и хроники, 1980 г. М., 1981. С. 236, 239-240; Антонов А. В. Костромские мон-ри в док-тах XVI - нач. XVII в. // РД. 2001. Вып. 7. С. 52-218; Новикова О. Л. О 2-й редакции т. н. Соловецкого летописца // КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 251-253; Сапожникова О. С. Слово на перенесение мощей митр. Филиппа (Колычева) // Там же. С. 422-426; Описи Соловецкого монастыря XVI в. / Сост.: З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, М. И. Мильчик. СПб., 2003. С. 86-169; Буров В. А., Охотина-Линд Н. А. Три произведения кон. XVI - нач. XVII в. о Соловецком мон-ре // КЦДР: Книжники и рукописи Соловецкого мон-ря. СПб., 2004. С. 154-170; Лобакова И. А. «Сказание вкратце» о соловецких игуменах // КЦДР: Книжники и рукописи Соловецкого мон-ря. СПб., 2004. С. 170-175; она же. Житие митр. Филиппа: Исслед. и тексты. СПб., 2006. С. 162-163, 199-201, 224-225, 237-239, 273, 280.
Лит.: ИРИ. Ч. 2. С. 632-658; Ч. 5. С. 450-454; Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 1836. Ч. 2. С. 84-95; Ч. 3. С. 36-64, 194-198, 212-213; Островский П. Ф., прот. Ист.-стат. описание Костромского 1-кл. кафедрального Ипатьевского мон-ря. Кострома, 1870. С. 111; Зверинский. Т. 2. № 834. С. 148-150; № 1035. С. 259-260; Иоанникий (Юсов), архим. История 1-кл. ставропигиального Соловецкого мон-ря. СПб., 1899. С. 56-62; Розов Н. Н. Когда появился в России книжный знак? // АЕ за 1962 г. М., 1963. С. 88-91; он же. Соловецкая б-ка // Архитектурно-худож. памятники Соловецких о-вов. Л., 1980. С. 318; Латышева Г. Г. Публицистический источник по истории опричнины: К вопр. о датировании // Вопросы историографии и источниковедения отеч. истории: Сб. тр. М., 1974. С. 38-41; Щапов Я. Н. К истории рус. книжного знака кон. XV-XVII вв. // Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 86-87; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Рус. Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л., 1977. С. 79, 86-87; Лаврентьев А. В. Ранний список Холмогорской летописи из собр. А. И. Мусина-Пушкина // ТОДРЛ. 1985. Т. 39. С. 323-334; Дмитриева Р. П. Иаков // СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 368-369 [Библиогр.]; она же. Летописец Соловецкий // Там же. С. 23-26 [Библиогр.]; Шульман Ю. М. История посада Нёноксы. М., 1997. С. 49-55; Крушельницкая Е. В. Описи строений и имущества Соловецкого мон-ря XVI в.: Кодикол. и текстол. особенности, датировка, структура текста // КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 266, 276, 279; Куколевская О. С., Трехсвятская Т. П., Чугунов Е. А. Ипатьевский мон-рь. М., 2003. С. 11; Колобков В. А. Митр. Филипп и становление моск. самодержавия. СПб., 2004. С. 16, 35, 60, 90-100, 498; Морозов Б. Н. Соловецкий след в рукописях Ионы Соловецкого // КЦДР: Книжники и рукописи Соловецкого мон-ря. СПб., 2004. С. 178-179; Панченко О. В. Книгохранитель и уставщик черный дьякон Иеремия: Из истории соловецкой книжности XVII в. // Там же. С. 341, 358-359.
О. В. Чумичева
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Собор Соловецких святых (9 августа) Собор Новгородских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) Монашество Русской Православной Церкви (муж.) Игумены Русской Православной Церкви Настоятели монастырей Русской Православной Церкви Монашество Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря Иаков Соловецкий, Костромской († после 1607), преподобный (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
См.также:
АНТОНИЙ игумен Соловецкого мон-ря, прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и в Соборе Соловецких святых)
ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), инок, прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый
ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий
КИРИК (Кириак) (1-я пол. XVII в.), прп., Соловецкий (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), инок Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря
АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых)
АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых)
АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
ЕЛИСЕЙ († после 1478), прп., Сумский, Соловецкий (пам. 14 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
ЕФРЕМ, НИКИФОР († 1617), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА († 1636), НЕСТОР (XVII в.), Соловецкие, пустынники, преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
ЗОСИМА И САВВАТИЙ Соловецкие († 17.04.1478) и († 27.09.1434 или 1435), преподобные (пам. 17 апр. (З.), 27 сент. (С.), 8 авг.- 1-е и 2-е перенесения мощей, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)