Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИННИТЦЕР
Т. 22, С. 680-681 опубликовано: 11 декабря 2014г.


ИННИТЦЕР

И́ннитцер [нем. Innitzer] Теодор (25.12.1875, Вайперт (ныне Вейпрти), Чехия - 9.10.1955, Вена), кард., архиеп. Венский, австр. политический деятель. Род. в бедной рабочей семье. В детстве был отдан учеником на текстильную фабрику; в 1890 г. принят в местную коммунальную гимназию, с 1892 г. учился в гос. гимназиях в Кадене (ныне Кадань, Чехия) и в Эрлау (ныне Эгер, Венгрия). В 1898 г. поступил на теологический фак-т Венского ун-та, по окончании которого 25 июля 1902 г. рукоположен во пресвитера. С авг. 1902 г. служил викарием прихода в Пресбауме (близ Вены). В 1903 г. назначен классным надзирателем Венской высшей католич. ДС, где 19 июня 1906 г. был удостоен степени д-ра богословия за диссертацию, посвященную сравнительному анализу Посланий ап. Павла к Ефесянам и к Колоссянам. С 1906 г. служил в венской ц. Святейшего Сердца Иисуса. В 1908 г. опубликовал труд «Johannes der Täufer: Nach der Heiligen Schrift und der Tradition dargestellt» (Св. Иоанн Креститель в Свящ. Писании и в Предании), за к-рый ему была присвоена должность приват-доцента кафедры экзегетики НЗ Венского ун-та. В 1911-1932 гг. являлся профессором, а с 1913 г. возглавил кафедру экзегетики НЗ. В 1918-1919, 1923-1924 и 1931-1932 гг. избирался деканом теологического фак-та, в 1928-1929 гг.- ректором Венского ун-та.

Стараниями И. было подготовлено научное переиздание работы его учителя проф. Ф. К. Пёльцля «Kurzgefasster Kommentar zur Leidens- und Verklärungsgeschichte Jesu Christi» (Краткий комментарий на Страсти и Преображение Иисуса Христа). В трудах по экзегетике И. совмещал традиц. католич. методы трактовки Свящ. Писания с историко-критической методологией и филологическим анализом, одним из первых использовал экспертные заключения специалистов-медиков при комментировании Страстей Христовых. Занимаясь экзегетикой НЗ, И. совершал многочисленные поездки в Палестину и Эфес, а также руководил Австрийским странноприимным домом в Иерусалиме. В 1923 г. он основал миссионерское об-во «Societas Regina Apostolorum» (Царица Апостолов) в г. Бенарес (Индия). С 1913 по 1932 г. занимал пост генерального секретаря действовавшего в 1892-1938 гг. в Вене «Общества Льва XIII» (Leo-Gesellschaft), которое объединяло австр. католич. интеллигенцию. Ведя научную и пастырскую деятельность, И. являлся также редактором изданий «Der Seelsorger» (Пастырь), «Christlich-padagogischen Blatter» (Христианские педагогические тетради) и «Theologischen Studien der Leo-Gesellschaft» (Богословские исследования «Общества Льва XIII»). 11 июня 1921 г. папой Римским Бенедиктом XV удостоен титула папского камергера.

В 1929-1930 гг. по приглашению вице-канцлера Австрии И. Шобера И. занимал пост федерального министра по социальным делам и добился внесения изменений в пенсионное законодательство страны, к-рые были направлены на смягчение последствий инфляции и экономического кризиса. 17 янв. 1931 г. папой Римским Пием XI возведен в достоинство прелата папского двора.

19 сент. 1932 г. назначен архиепископом Венским. Епископское рукоположение И., состоявшееся 16 окт. того же года в венском кафедральном соборе св. Стефана, возглавил нунций в Австрии титулярный Сидский архиеп. Энрике Сибилиа. 27 окт. вступил в управление архиеп-ством, торжественная интронизация И. состоялась 30 окт. в соборе св. Стефана. С 1932 по 1949 г. также являлся апостольским администратором австр. федеральной земли Бургенланд. 13 марта 1933 г. возведен в достоинство кардинала, 16 марта получил титул кардинала-пресвитера рим. ц. св. Хрисогона и назначен членом Конгрегаций по делам Вост. Церкви, пропаганды веры и церемониала. 17 марта кардинал получил от папы паллий. 18 окт. того же года назначен кардиналом-протектором Тевтонского ордена.

И. поддерживал политику диктатуры, проводившуюся правительствами Э. Дольфуса (1932-1934) и К. Шушнига (1934-1938), однако в условиях сложной социально-политической ситуации в стране призывал клириков воздерживаться от к.-л. политических выступлений, в т. ч. от критики герм. национал-социализма. Тем не менее И. открыто приветствовал аншлюс Австрии Третьим рейхом (12 марта 1938) и 15 марта был принят в Вене А. Гитлером. 18 марта И. и др. австр. епископы подписали составленную буд. гауляйтером Вены Й. Бюркелем «Торжественную декларацию» (Feierliche Erklarung), одобрявшую нацистскую политику Германии и заявлявшую о поддержке австр. епископатом аншлюса. В декларации содержались призывы голосовать на плебисците за присоединение страны к Третьему рейху (10 апр. 1938). И. добавил к своей подписи фразу: «Хайль Гитлер!», а затем отдал распоряжение вывесить 20 апр. 1938 г. по случаю дня рождения Гитлера на католич. храмах флаги Третьего рейха со свастикой и совершить торжественные богослужения. Декларация австр. епископов стала широко использоваться властями на территории всего рейха для противопоставления энциклике папы Пия XI «Mit brennender Sorge», содержавшей резкую критику нацизма. Декларация вызвала негативную реакцию Папского престола; 6 апр. И. прибыл для объяснений в Рим, где по требованию папы и гос. секретаря Ватикана кард. Эудженио Пачелли (буд. папа Пий XII) составил заявление, в к-ром указал, что декларация не является для католиков обязательной «по совести» и не оправдывает к.-л. нарушений «Божественного закона, свободы и прав Церкви». Газ. «Osservatore Romano», опубликовавшая заявление И., также подчеркнула, что «Торжественная декларация» была подписана без одобрения Папского престола.

Вскоре после аншлюса И. выступил против принятых нацистскими властями законодательных изменений, допускавших гражданский брак и развод, а также ущемлявших деятельность католич. школ. 7 окт. 1938 г. в соборе св. Стефана И. обратился с проповедью к католической молодежи, где подчеркнул, что для католиков есть только один истинный «фюрер» - Иисус Христос. На следующий день ок. 100 членов гитлерюгенда разгромили дворец архиепископа, во время нападения нацистов И. и несколько сотрудников курии архиеп-ства были ранены. Протесты кардинала и венские события ускорили аннулирование нацистскими властями конкордата, после к-рого последовали постепенное закрытие католич. учреждений, ликвидация католич. прессы и массовые преследования духовенства.

Отойдя от участия в политической жизни, кардинал сосредоточился на сплочении католич. Церкви в Австрии и на оказании помощи пострадавшим от нацистского режима. Благодаря созданной И. в 1940 г. «службе архиепископства по работе с католиками неарийского происхождения» были спасены мн. австр. евреи и цыгане, к-рым оказывалось содействие в эмиграции в США и Бразилию. Также в этот период И. поддерживал различные преобразования в приходской жизни, в т. ч. развитие литургического движения и распространение предложенной пресв. П. Паршем формы мессы, допускавшей более активное участие прихожан в богослужении (т. н. Betsingmesse), исполнение общиной отдельных песнопений на нем. языке.

По окончании второй мировой войны кардинал сосредоточился на вопросах восстановления и нормализации жизни католич. Церкви в Австрии. Стараниями И. к 1952 г. был восстановлен пострадавший от бомбардировок и пожара венский кафедральный собор св. Стефана. 8 окт. 1945 г. по инициативе И. для развития диалога между научными и церковными кругами была открыта Венская католич. академия. С 1950 г. Венским архиеп-ством фактически управлял коадъютор титулярный Маронийский архиеп. Франц Яхим, что было связано с преклонным возрастом И. и его сложным положением в австр. обществе, где мн. католики критически отзывались о его поддержке правительств Дольфуса и Шушнига и о приветствии аншлюса Австрии.

Погребен в кафедральном соборе св. Стефана в Вене.

Соч.: Johannes der Täufer: Nach der Hl. Schrift und der Tradition. W., 1908; Die Parabeln der Evangelien. W.; P., 1909; Was ist uns die Bibel? W., 1919; Die Religion der Erde in Einzeldarstellungen. Lpz.; W., 1929 (совм. с: F. Wilke); Er ist auferstanden!: Bilder. W., 1949 (совм. с: J. von Fuhrich); Was tun wir selbst? W., 1951 (совм. с: F. Jachym).
Лит.: Ruegenau A. H. Theodor Innitzer - Wiens neuer Kardinal-Erzbischof. W., 1933; Kardinal Innitzer: 1875-1945. W., 1945; Mühldorf K. Unser Kardinal-Erzbishof Dr. Theodor Innitzer: Ein Erinnerungsbuch. W., 1956; Kosnetter J. Theodor Kardinal Innitzer zum Gedächtnis. W., 1957; Krexner M. Theodor Kardinal Innitzer (1875-1955): Vorläufige Biographie in Daten. W., 1978; Liebmann M. Kardinal Innitzer u. der Anschluss: Kirche und Nationalsozialismus in Österreich 1938. Graz, 1982; idem. Theodor Innitzer u. der Anschluss: Österreichs Kirche 1938. Graz, 1988; Loidl F. Geschichte des Erzbistums Wien. W., 1983; Reimann V. Innitzer: Kardinal zwischen Hitler u. Rom. W., 1988; Butterweck H. Österreichs Kardinäle: Von Anton Gruscha bis Christoph Schönborn. W., 2000.
А. Г. Крысов
Ключевые слова:
Кардиналы Римско-католической Церкви Архиепископы Римско-католической Церкви Политические деятели Иннитцер Теодор (1875 - 1955), кардинал, архиепископ Венский, австр. политический деятель
См.также:
АЛЬБЕРТ (1490-1545), курфюрст Бранденбургский, архиеп. Майнцский и Магдебургский, кард., церк. деятель эпохи Реформации
БАКОЦ Фома (Тамаш) (ок. 1442 - 1521), кардинал, архиеп. Грана (Эстергом), примас Венгрии
БЕРАН Йозеф (1888-1969), кардинал, катол. архиеп. Праги
ВИЛЛЕБРАНДС (1909-2006), кард., архиеп.
ВЛК Мирослав (род. 1932), кард. (с 1994), архиеп. Пражский, примас Чехии (с 1991)
ВОГАН Герберт Алфред (1832 - 1903), кард., архиеп. Вестминстерский
ВЫШИНЬСКИЙ Стефан (1901- 1981), кард., архиеп. Гнезненский и Варшавский, примас Польши (1948-1981)
ГАСПАРРИ Пьетро (1852 - 1934), кард.-камерленго Римско-католической Церкви (1916-1934), титулярный архиеп. Кесарии Палестинской, гос. секретарь (1914-1930), один из создателей Кодекса канонического права (Codex iuris canonici)