Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИЛАРИОН
Т. 22, С. 176-178 опубликовано: 23 октября 2014г.


Содержание

ИЛАРИОН

(Кириллов Иван Андреевич; 13.11.1776, Воезерский погост Каргопольского у. Олонецкой губ.- 21.03.1851, г. Тихвин Новгородской губ.), архим., настоятель Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы и тихвинского Большего в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей, духовный писатель. Происходил из бедной священнической семьи, родоначальником к-рой был иконописец Ошевенской слободы Сампсон. Старший брат И., свящ. Петр, служил с 1795 г., после кончины отца, в Воезерском приходе, затем его сменил младший брат свящ. Димитрий. Церковь, находившаяся в совр. дер. Остров-Кононовская на территории Няндомского р-на Архангельской обл., не сохранилась.

Архим. Иларион (Кириллов). Портрет. 1825 г. (ЦАК МДА)
Архим. Иларион (Кириллов). Портрет. 1825 г. (ЦАК МДА)

Архим. Иларион (Кириллов). Портрет. 1825 г. (ЦАК МДА)

И. род. в день памяти свт. Иоанна Златоуста, получил домашнее образование. 14 янв. 1789 г. еп. Архангельским и Олонецким Вениамином (Краснопевковым) посвящен в стихарь и определен дьячком на Шежемский приход, но остался жить в родительском доме. 30 апр. 1793 г. отправился на богомолье в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь. 3 июня 1793 г. по благословению Архангельского еп. Вениамина поступил в число братии Каргопольского Преображенского монастыря, к-рый возглавлял иером. Варлаам (Плешаков), оказавший влияние на молодого послушника. И. изучал Свящ. Писание, «Добротолюбие», творения св. отцов: преподобных Ефрема Сирина, аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, свт. Тихона Задонского, а также историю и с 1794 г. иконописание. Написал икону Сретения Господня для иконостаса теплой монастырской церкви. В 1797 г. ездил лечиться в С.-Петербург. В нач. 1799 г. посетил Новгород, 24 февр.- тихвинский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. По благословению Старорусского еп. Арсения (Москвина) поступил в Варлаамиев Хутынский мон-рь, вскоре посетил Валаамский мон-рь (общался с опытным духовником иером. Дамаскином (Васильевым)), о-в Коневец, С.-Петербург, где в то время пребывал с чудотворной Коневской иконой Божией Матери строитель иером. Варфоломей. В столице Кириллов лично подал прошение Новгородскому и С.-Петербургскому митр. Гавриилу (Петрову) о переводе его в Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь, куда и был определен 19 сент. 1799 г. Здесь 20 мая 1800 г. Кириллов был облечен в рясофор, 9 сент. 1801 г. новым коневским строителем иером. Дамаскином (Васильевым) пострижен в монашество, 5 окт. 1801 г. в Благовещенской ц. Александро-Невской лавры рукоположен во диакона, 7 окт. в Крестовой ц. еп. Старорусским Антонием (Знаменским) - во иерея. Приняв 30 янв. 1802 г. на хранение монастырские книги, исполнял должность письмоводителя, с 16 июня 1803 г. был казначеем, с 6 нояб.- также ризничим. Проявил себя рачительным хозяйственником. 26 марта 1807 г. И. был определен строителем Коневской обители, в казне к-рой оставалось всего 70 р. Его сравнивали с игум. Валаамским прп. Назарием (Кондратьевым) и называли «вторым основателем» мон-ря. «Не имея верных доходов», когда «не только строиться, но и кормиться трудно, ибо землепашества очень мало, сенокосы самые худые, сбор благотворительного подаяния есть единственная подпора» (Пимен (Гаврилов). 1899. С. 57-58), И. сумел собрать средства и возвести каменные здания. Обновил верхнюю церковь собора (1808-1809), возвел больничную и кладбищенскую ц. свт. Николая Чудотворца (1813-1815), 2 часовни, 3-ярусную колокольню со св. вратами (1808-1810), построил 2-этажную трапезную с кельями настоятеля и казначея и службами, больницу, библиотечную башню, келейные корпуса (1812-1817), др. здания, в т. ч. в Казанском скиту.

По указу от 29 мая 1809 г. награжден набедренником. Во время Отечественной войны 1812 г. передал на нужды ополчения 300 р. серебром и серебряный лом на 300 р. В 1816 и в февр. 1817 г. по должности благочинного посещал Валаам, последняя поездка состоялась по благословению С.-Петербургского митр. Амвросия (Подобедова). И. должен был прояснить суть нестроений, связанных с жалобой игум. Иннокентия (Моруева) на старцев прп. Феодора (Ползикова) и иером. прп. Леонида (Льва) (Наголкина). Разбирательство с помощью опросов старцев и братии привело И. к убеждению в глубине веры подвижников и их непричастности к к.-л. ересям, что он и изложил в донесении. Возможно, с этого времени началось более тесное общение И. с обер-прокурором Синода, и. о. министра народного просвещения кн. А. Н. Голицыным, к-рый по тому же делу прислал на Валаам своего доверенного А. Н. Никольского. Др. высокопоставленный чиновник, обер-прокурор кн. П. С. Мещерский, в 1818 и 1821 гг. посещал Коневской монастырь и причащался на 1-й неделе Великого поста. С 26 по 29 июля 1819 г. И. принимал в монастыре митр. Новгородского и С.-Петербургского Михаила (Десницкого).

Трудами И. в 1821 г. была сооружена часовня на С.-Петербургском подворье мон-ря. Участок на Загородном проспекте 28 февр. 1820 г. пожертвовали с.-петербургские купцы в память о чудесах, происшедших от Коневской иконы в С.-Петербурге. Перед открытием часовни 17 авг. 1821 г. в Зимнем дворце И. беседовал с имп. Александром I, который поблагодарил его «за устроение монастыря и введенный порядок».

При И. увеличилась братия монастыря (почти до 80 чел.). По его ходатайству еще 25 окт. 1816 г. имп. Александр I утвердил определение Синода о прибавке 6 монашествующих к монастырскому штату. По образцу Валаамского мон-ря сложились 3 формы монашеской жизни: общежительная, скитская и пустынножительство. И. составил правила иноческой жизни и «Устав общежительного мон-ря, уставоположение для скита Коневского и устав Коневским уединенным пустынникам», к-рый стал образцовым и был принят Синодом для общежительных мон-рей. «Строить каменные стены, питать и одевать братию, хотя занимательно и беспокойно, но не столько трудно, как, показывая собою пример всякой добродетели, созидать братские души»,- писал И. (Краткие записки для себя… Л. 16 об.). С 1817 г. И. ходатайствовал о возведении Коневского мон-ря в 3-й класс с игуменским управлением, однако соответствующее решение было принято только в 1825 г.

В период настоятельства на Коневце И. завершил начатое иером. Мисаилом (Орловым) краткое описание мон-ря. В 1815 г. Синодальная типография напечатала «славянским наречием» составленные И. «Службу Божией Матери Коневской и сказание о чудотворной ее иконе», «Службу, житие и слово похвальное преподобному Арсению Коневскому, чудотворцу». Особо почитая прп. Арсения, в 1816 г. И. устроил над его мощами раку из красного дерева с серебряными чеканными изображениями. 8 окт. 1819 г. по прошению И. Синод определил внести в месяцесловы день памяти прп. Арсения (12 июня) и Коневской иконы Божией Матери (10 июля). В 1817 г. была издана составленная И. «Служба преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам, и слово на память сих преподобных». Рукопись И. «Взаимные должности общего монашеского жития» (1816) получила высокую оценку митр. Амвросия (Подобедова). Посетив С.-Петербург И. передал рукопись митрополиту, который распорядился отпечатать книгу в Синодальной типографии «церковными литерами» и разослать по всем мон-рям. Беседы в форме диалога «Душевное врачевство» (1817) посвящены борьбе со «злыми страстями», в частности с самолюбием, чревоугодием, блудодеянием, сребролюбием, гневом, унынием, тщеславием, гордостью. В «Рассуждении о видениях» (1823) И. различает истинные видения от Бога и происходящие от «мечтательного ума» и непосредственно от сатаны. «Мысленному самоискушению подвержен бывает тот, кто не имеет руководителя, духовного наставника» или не следует «спасительным отеческим советам», «руководствуясь одним слабым светом ума своего, тщетно стремится к созерцаниям духовным», отличается тщеславием и гордостью. Предрасполагает к этому и холерический темперамент. Следствиями являются «энтузиазм, фанатизм, лжепророчества», нарушение душевного мира, высокоумие и последующее отчаяние и, наконец, отступление от Бога. Божиим попущением могут искушаться и истинные подвижники, которым лукавый производит «утешительные сладости в сердце», иной раз являясь в виде Спасителя или святых. Откровение же от Бога есть «правило веры и добрых дел». Нек-рые сочинения И. (напр., «Корнилий, столетний старец Коневский († 12 окт. 1809 г.). С присовокуплением кратких нравоучительных стихотворений») остались неопубликованными. И. написал также эпитафии старцу Корнилию, а впосл. в тихвинском мон-ре - архим. Самуилу († 1828), погребенному в соборном притворе (могила уничтожена).

14 сент. 1823 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры еп. Ревельским Григорием (Постниковым) И. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем 2-классного тихвинского Успенского мон-ря. 23 сент. сдал дела на Коневце. 29 сент. указом Новгородской духовной консистории был определен также благочинным тихвинских монастырей и членом Тихвинского духовного правления. 14 окт. прибыл в Тихвин. 24 февр. 1824 г. назначен также благочинным по Александрову Свирскому монастырю. По распоряжению Новгородской консистории, получив в дек. 1827 г. соответствующие материалы, к нояб. 1828 г. составил службу прп. Александру Ошевенскому, его Житие, написал слово на его память. Указом консистории от 23 марта 1829 г. предполагалось перевести И. настоятелем 1-классного Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ря, но вслед. прошения и по слабости здоровья указом Синода от 29 мая И. был оставлен в Тихвине. При И., начиная с 1831 г., были выполнены драгоценные оклады на иконы теплой церкви, включая храмовую Рождества Пресв. Богородицы. На пожертвование гр. А. А. Аракчеева вызолочена риза на местном образе Успения Пресв. Богородицы в соборе. Были написаны новый храмовый образ (1831) для Иоанно-Богословского придела, др. иконы. По инициативе настоятеля чудотворная Тихвинская икона была украшена золотой ризой (весом 21 фунт 38 золотников) с драгоценными камнями (1835-1836), изготовлен напрестольный серебряный золоченый ковчег (1849). Гр. Д. Н. Шереметев подарил к чудотворной иконе серебряный подсвечник (1843). При И. регулярно ремонтировали собор, теплую церковь, келейные корпуса и др. здания; были построены новые кельи (1831); были разбиты огород (1830) и фруктовый настоятельский сад (1839); пополнилась ризница. Мон-рь посещали вел. князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич (1850).

По делам обители И. посещал Новгород, в частности в 1843 г. побывал в Хутынском и Юрьевом монастырях, встречался с архиереем и А. А. Орловой-Чесменской, к-рая помогала Тихвинскому мон-рю.

И. состоял в длительной переписке со свт. Игнатием (Брянчаниновым) (в 1843 подарил ему написанную на кипарисовой доске икону в благодарность за присланную из с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст. форму отчета о состоянии монастырей для духовной консистории), с кн. А. Н. Голицыным, гр. А. А. Аракчеевым, неоднократно останавливался в его имении Грузино (не сохр.; ныне Чудовский р-н Новгородской обл.). Дружил с общественным деятелем А. П. Римским-Корсаковым (отцом композитора) и Я. И. Бередниковым. С последним И. объединял интерес к изучению тихвинских древностей и, по словам архимандрита, «желание, чтобы исторические тихвинские происшествия заняли несколько страниц в нашей полной Отечественной истории». И. оказал значительную поддержку Археографической экспедиции в деле изучения архива Тихвинского мон-ря.

И. награжден крестами (наперсным и в память Отечественной войны 1812 г.), орденом св. Анны 2-й степени (22 авг. 1826, 29 апр. 1839 с императорской короной). Проявил себя как терпеливый и трезвенный настоятель, строгий к окружающим, но прежде всего к себе. В преклонные годы И. преимущественно проводил время в молитвах, меньше занимался хозяйством мон-ря и по-прежнему пользовался любовью братии. Похоронен в Ильинском приделе Успенского собора Тихвинского мон-ря, захоронение уничтожено.

Соч.: Взаимные должности общего монашеского жития. СПб., 1816. К., 1823, 1853; Ист. изображение о начале Коневской обители, о запустении, возобновлении и о настоящем оной положении / [Соч. начато иером. Мисаилом (Орловым)]. СПб., 1817, 1822; Душевное врачевство от Божественного Писания и от Святых отец душею страждущим… в 11 беседах. СПб., 1817, 1822; Полезные напоминания иноку в начале его подвигов. СПб., 1822. К., 1823; Рассуждение о видениях // ХЧ. 1823. Ч. 10. Кн. 10. С. 100-126 (то же // Очерк жизни... архим. о. Илариона. 1861. С. 22-35); Устав общежительного мон-ря, писанный для Коневской пуст. СПб., 1824; Краткие записки для себя (1776-1839) // РНБ ОР. Ф. 1000. Собр. отд. поступлений. Оп. 2. № 541. 1839; Служба и акафист преподобным и богоносным отцам Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам. СПб., 1914.
Арх.: РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 5129; Ф. 815. Оп. 16. Д. 8084; Ф. 834. Оп. 4. Д. 804; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 9. Д. 239; Оп. 10. Д. 694; Оп. 11. Д. 222; 602; Оп. 15. Д. 181; РНБ ОР. Ф. 29. Аракчеев А. А. № 34. Л. 4-20 об. (1831 г.); Ф. 203. Голицын А. Н. № 21 (1823 г.); Ф. 608. Помяловский И. В. № 203 (1819-1824 гг.).
Ист.: Письма к Я. И. Бередникову // Очерк жизни бывш. Коневского строителя и Тихвинского архим. о. Илариона. СПб., 1861. С. 15-22; Письма к Я. И. Бередникову // Мордвинов И. П. Тихвинская старина: Сб. мат-лов к истории г. Тихвина и Нагорного Обонежья. Новгород, 1911. С. 8-9; Бердниковский архив: Письма А. П. Римского-Корсакова к Я. И. Бердникову, 1827-1853 // РА. 1916. Кн. 2. № 5/6. С. 26-27; Письма к Я. И. Бередникову // ПФА РАН. Ф. 345. Оп. 3. Д. 294; Игнатий (Брянчанинов), свт. Полн. собр. творений: В 8 т. М., 2007. Т. 7. С. 213-214.
Лит.: Бередников Я. И. Ист.-стат. описание 1-кл. Тихвинского Богородицкого Большого муж. мон-ря. СПб., 1859. С. 55-56, 63, 80, 124; Очерк жизни бывш. Коневского строителя и Тихвинского архим. о. Илариона. СПб., 1861; Ист.-стат. описание Рождественского Коневского мон-ря. СПб., 1869. С. 30-34, 38, 49-50, 60-63, 65, 75-77; Строев. Списки иерархов. Стб. 22, 64, 286, 995; Барсуков Н. П. Жизнь и труды П. М. Строева. СПб., 1878. С. 517; Пимен (Гаврилов), архим. Богородице-Рождественский Коневский мон-рь. СПб., 18992. С. 56-62; Иларион (И. А. Кириллов), архим. // РБС. 1914. Т.: Ибак - Ключарев. С. 82; Берташ А. В., Арсений (Хейкинен), иером. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского мон-ря. СПб., 1993. С. 18-20; Житие оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва). Козельск, 1994. С. 22-23; Мордвинов И. П. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. СПб., 1999. С. 41, 43; Колесникова Л. А. Я. И. Бередников и его труд об истории Тихвинских мон-рей // Ист.-стат. описание Тихвинского Богородицкого мон-ря. СПб., 2004p. Прил. С. 7; История Тихвина в лицах: Библиогр. указ. / Сост.: А. А. Титова. Тихвин, 2004. Вып. 1. С. 76; Онуфрий (Маханов), иеродиак. Причал молитв уединенных. СПб., 2005. С. 125-126; Настоятели Тихвинского Богородичного Успенского муж. мон-ря / Сост.: Г. П. Райков. Тихвин, 2006. С. 20-21.
Свящ. Александр Берташ

Иконография

Сохранился живописный портрет И., выполненный 19 нояб. 1825 г. (ЦАК МДА, см.: Духовные светочи России. С. 215-216. Кат. 197). «Бывший Коневский строитель и Тихвинский архимандрит» (согласно надписи) представлен вполоборота вправо, за столом с книгами, бумагой и чернильным прибором, в рясе и клобуке, с крестами наперсным и наградным в память войны 1812 г., на левой руке четки, правая на раскрытой книге с пространным текстом из его сочинений («W дh# нiе твое чемu теб# вразu мл# етъ; w но требu етъ жизни сообразнои w бразu …»). У И. широкое лицо, длинные вьющиеся пряди волос по плечам и русая борода средней величины. С портрета была выполнена литография для издания жизнеописания И. (Очерк жизни бывш. Коневского строителя и Тихвинского архим. о. Илариона. СПб., 1861).

Э. П. И.
Ключевые слова:
Архимандриты Русской Православной Церкви Настоятели монастырей Русской Православной Церкви Духовные писатели русские Иконография (портретные изображения и фотографии) монашествующих Русской Православной Церкви Иларион (Кириллов Иван Андреевич; 1776 - 1851), архимандрит, настоятель Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы и Тихвинского Большего в честь Успения Пресв. Богородицы монастырей, духовный писатель
См.также:
АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии
АВРААМИЙ АЛАТЫРСКИЙ († 1837), настоятель алатырского в честь Святой Троицы мужского монастыря
АГАФАНГЕЛ ОЛОНЕЦКИЙ (Амосов Алексей Иванович; 1841-1909), архим.
АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник
АНАТОЛИЙ (Ключарёв Андрей; 1827-1886), архим., церковный историк, краевед
АРЕФА ВЕРХОТУРСКИЙ (1865-1903), прп. (пам. 15 мая, в Соборе Сибирских святых, в Соборе Валаамских святых)
ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ГАВРИИЛ (Домецкий; † после 1708), архим., духовный писатель
ГЕОРГИЙ (Тертышников Николай Иванович; 1941–1998), архим., доцент МДА, духовный писатель, богослов
ГЕРМАН (нач. 40-х гг. XVII в.? - 1682), архим., настоятель Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря