Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИЛАРИОН
Т. 22, С. 128-133 опубликовано: 24 сентября 2014г.


ИЛАРИОН

(Иван Ананьевич; 13.11.1631, Н. Новгород - 14.12.1708, Суздаль), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), митр. Суздальский и Юрьевский.

Житие И.

Основным источником сведений об И. является его Житие, известное в неск. редакциях. По всей видимости, 1-я, краткая, редакция была создана во Флорищевой в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни (ныне в пос. Фролищи Володарского р-на Нижегородской обл.) между 1686 и 1690 гг. диак. Григорием, писавшим «по просьбе монаха Даниила Евреянина» (время ее написания определяется на основании того, что в ней упоминается обновление суздальского собора и постройка архиерейского дома в 1684-1690, но ничего не говорится о возведении более поздних церквей). Как следует из Жития, оно было дополнено келейником И. иером. Мефодием, который «повеле в оных на краех истинная извещения написати, да не будет впредь чтущим и послушающим Жития его раздор и несогласие» (цит. по: Морозова. Житие. 2004. С. 385). Сочинение диак. Григория, исправленное иером. Мефодием, читалось в рукописи из великоустюжского Успенского собора, открытой И. А. Шляпкиным в 1899 г. (местонахождение ркп. неизв.). Житие было опубликовано В. Т. Георгиевским. По меньшей мере в 18 списках XVIII-XIX вв. известна пространная редакция Жития - «Повесть о блаженной жизни преосвященнаго Илариона, митрополита Суздальскаго, бывшаго перваго строителя Флорищевой обители, и о построении той обители», составленная между 1749 и 1756 гг. (издана КазДА). Датировка данной редакции основана на том, что в конце текста описан ряд чудес у гроба святителя. Рассказ перед завершающей припиской относится к 1749 г., но ниже помещено сообщение о чуде, происшедшем в 1756 г. «Повесть о блаженной жизни преосвященнаго Илариона...» значительно пространнее 1-й редакции Жития и содержит отсутствующие в краткой редакции сведения, в частности, об отце И. свящ. Анании, о мн. деятелях XVII в., в т. ч. об иконописце Симоне Ушакове, с к-рым И. состоял в родстве. «Повесть о блаженной жизни преосвященнаго Илариона...» была составлена на основе более ранних произведений. Так, автор ссылается на «Пространную повесть о святителе Иларионе и о начале Флорищевой пустыни» и на «Книгу иеромонаха Мефодия». При описании рукописного собрания Флорищевой пустыни в 1893-1896 гг. эти сочинения обнаружены не были.

Биография

И. был младшим сыном свящ. Анании и его супруги Мелании, в крещении получил имя в честь свт. Иоанна Златоуста. Его отец служил при нижегородском Зачатьевском жен. мон-ре. По-видимому, в Н. Новгород семья переехала из с. Лыскова (ныне город в Нижегородской обл., расположен на берегу Волги напротив Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря), где свящ. Анания сблизился с буд. членами ревнителей благочестия кружка. В «Повести о блаженной жизни преосвященнаго Илариона...» сообщается, что в Лысково к «учительному» свящ. Анании в 1-й пол. 20-х гг. XVII в. приходил для духовных бесед Никита Минин (впосл. патриарх Никон), живший тогда послушником в возобновленном в 1620 г. Желтоводском мон-ре. По мнению Н. Ф. Каптерева, благодаря свящ. Анании Никон завязал знакомство с И. Нероновым, Аввакумом Петровым и Коломенским еп. Павлом (Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Серг. П., 19132.. С. 119). Из Жития Неронова известно, что он нек-рое время жил в Лыскове у свящ. Анании; по мнению Н. В. Понырко, это могло быть в 1-й пол. 20-х гг. XVII в. (Понырко Н. В. Обновление Макариева Желтоводского монастыря и новые люди XVII в.- ревнители благочестия // ТОДРЛ. 1990. Т. 43. С. 65-66. Примеч. 40). Вероятно, свящ. Анания перебрался из Лыскова в Н. Новгород вслед за Нероновым, уехавшим туда во 2-й пол. 20-х гг.

Свт. Иларион, митр. Суздальский. Портрет. 2-я пол. XVIII в. (ГВСМЗ)
Свт. Иларион, митр. Суздальский. Портрет. 2-я пол. XVIII в. (ГВСМЗ)

Свт. Иларион, митр. Суздальский. Портрет. 2-я пол. XVIII в. (ГВСМЗ)
Из Н. Новгорода отец И. вскоре после рождения младшего сына переехал с семьей в с. Кириково (ныне поселок в Лысковском р-не Нижегородской обл.), расположенное также неподалеку от Макариева Желтоводского мон-ря. Когда Ивану было 4 года, его мать умерла. Спустя некоторое время свящ. Анания вместе с Иваном поселился в Преображенской пуст. на р. М. Юнге (с 1620 приписана к Макариеву Унженскому во имя Святой Троицы монастырю) и вскоре принял там постриг с именем Антоний. По свидетельству Жития И., отец и сын посещали окрестные обители ради встреч с ревностными иноками, у к-рых они научались подвижнической жизни. В «Повести о блаженной жизни преосвященнаго Илариона...» сообщается, что после кончины 15 апр. 1652 г. патриарха Московского и всея Руси Иосифа иером. Антоний был одним из кандидатов на Патриарший престол, но по смирению отказался от этой чести, уступив место Никону. Из Москвы иером. Антоний отправился в свой монастырь, но, остановившись в Кирикове у родных, умер. К нач. XX в. в ограде Успенской ц. в Кирикове, построенной на средства И. в 1692 г., стояла часовня над могилой иером. Антония.

Иван, живший в Кирикове, по-видимому, в кон. 40-х гг. по настоянию родственников женился на Ксении, дочери священника из Лыскова, сестре Коломенского еп. Павла. По взаимному согласию супруги жили воздерживаясь от плотских отношений. Через 1,5 года Ксения умерла, и Иван переехал в Москву к старшему брату свящ. Петру, к-рый незадолго до того был переведен в Казанский собор на Красной пл. (возможно, переход Петра был связан с тем, что знакомый ему по Лыскову Неронов в 1645 был назначен протопопом Казанского собора). Родственники настойчиво уговаривали Ивана вновь жениться, что противоречило его склонности к молитве и аскетическим подвигам. Иван находился в нерешительности относительно своей судьбы, когда у него началась болезнь глаз. Юноша понял, что это было наказание за отступление от обещанного им Богу подвига девства. Вместе с попутчиком Иван добрался до Троице-Сергиева мон-ря, где перед ракой прп. Сергия молился о возвращении ему зрения, о возможности принять иноческий постриг и поселиться во Флорищевой пуст., где ему доводилось бывать прежде. Чудесным образом юноша исцелился и был удостоен видения прп. Сергия, обещавшего ему помощь в иноческих трудах во Флорищевой пуст.

Из Москвы Иван переехал в Коломну, где еп. Павел 11 дек. 1652 г. постриг его в монашество с именем Иларион. 12 марта следующего года епископ рукоположил И. во диакона и назначил ризничим архиерейского дома. В сент. 1653 г., получив благословение еп. Павла, И. переселился в расположенную в глухих лесах, вдалеке от селений Флорищеву пуст. Там жили основавший ее мон. Мефодий и 4 инока. Слава об их подвижнической жизни дошла до Москвы, одним из вкладчиков пустыни был духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев. Усилиями Мефодия в пустыни в 1651 г. была построена деревянная Успенская ц. с приделом во имя прп. Ефрема Сирина. Заботу об украшении храма Мефодий поручил И. Благочестие новоприбывшего инока и его усердие о храме радовали насельников пустыни, решивших просить патриарха Никона о рукоположении И. во иерея (среди насельников пустыни не было священника). 22 мая 1654 г. в Москве патриарх совершил иерейскую хиротонию И. В том же году эпидемия чумы унесла жизни почти всех насельников Флорищевой пуст., включая Мефодия (к 1654 в обители жили 12 пустынников). И. и 3 инока остались в живых, благодаря тому что они переселились в келью у с. Афанасьева, в 15 верстах от мон-ря.

Вернувшись на следующий год во Флорищеву пуст., И. занялся ее восстановлением. Насельники собирались в обители, привлекаемые святостью жизни И., ставшего строителем мон-ря. Святой ввел в пустыни строгое общежительство. Однажды он сжег обнаруженное у неск. монахов тайно хранимое личное имущество. Один из насельников, уличенный И. в присвоении братских денег, пытался зарубить святого топором, но при ударе задел дверной косяк, что спасло И. жизнь. И. составил для мон-ря устав (не сохр., известен по пересказу в «Повести о блаженной жизни преосвященнаго Илариона...»), в к-ром определил порядок совершения молитвенного правила и послушаний, запретил приобретение для мон-ря сел, поскольку иноки должны кормиться своими трудами («возделовая землю и различная устрояя монашескому житию приличная художества»), запретил в монастыре «пьянственное питие», заповедал снабжать едой и одеждой странников и бездомных. Несмотря на скудость жизни в пустыни, И. радушно принимал странников, во время неурожаев кормил окрестных жителей. В тяжелые дни Бог посылал помощь терпевшим нужду инокам. И. был образцом для братии в молитве и аскетических подвигах. Святой стремился ежедневно служить литургию, его молитвенное правило (которого он придерживался на протяжении всей жизни после пострига) включало 1 тыс. Иисусовых молитв с земными поклонами. Через день или через два, а иногда и всю седмицу И. пребывал без пищи. Подавая пример смирения, настоятель трудился на самых тяжелых монастырских послушаниях («воду нося, и дрова секий, и на рамо свое возлагая в поварню и в пекарню ношаше»). Для облегчения богомольцам доступа в пустынь И. вместе с братией прочищал через лес дороги к селению, на реках и в топких местах делал мосты. За смирение и твердое противостояние нападениям бесов святой сподобился дара побеждать нечистых духов молитвой и дара слез.

И. считал важным наставление монахов: он учил их избегать празднословия не только в храме, но и в кельях, налагал епитимии на нарушителей благочиния. После того как И. оставил пустынь, братия начала пренебрегать его заветами, у насельников появилось личное имущество, распространилось пьянство. И. пришлось направить во Флорищеву пуст. наказную грамоту, в которой он повторил запрет держать в монастыре спиртное и не разрешил посылать на службы вне монастыря монахов, склонных к пьянству. Кроме того, братии было указано завести приходные и расходные книги (при И. в обители таких книг не было из-за незначительности доходов, впосл. существенно увеличившихся благодаря пожертвованиям царя Феодора Алексеевича и др. благотворителей). Эта грамота является единственным точно атрибутированным сочинением И.

При И. Флорищева пуст. была обнесена деревянной оградой с ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких на св. вратах. В 1660 г. в мон-ре построили новую, более просторную деревянную ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, И. наряду с др. насельниками пустыни принимал участие в ее сооружении. Прежняя Успенская ц. была перенесена на др. место и переосвящена во имя Св. Троицы (в 1663 сгорела и вскоре была возобновлена). В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVII в. Флорищева пуст. дважды сильно пострадала от пожаров, И. руководил восстановительными работами.

И. способствовал прославлению местночтимой Флорищевской Владимирской иконы Божией Матери. Святой отобрал этот образ в Лыскове у мошенников, выдававших себя за сборщиков подаяния на Флорищеву пуст. Пресв. Богородица по молитвам И. неоднократно защищала обитель при нападениях разбойников в 60-70-х гг. XVII в. (Братия, часто прятавшаяся от грабителей в лесу, была беззащитна перед ними; нападавшие пытали иноков, требуя денег.) По заказу И. его двоюродный брат иконописец Симон Ушаков, на чьем дворе И. и др. насельники пустыни останавливались, бывая в Москве, написал для мон-ря 2 иконы Божией Матери: Владимирскую с избранными святыми (это наиболее ранний вклад Ушакова во Флорищеву пуст., сделанный в 1660) и Успения (вклад сделан Ушаковым и его учениками в 1662-1663). Икона Успения Пресв. Богородицы находилась в алтаре Успенской ц. и позднее вошла в иконостас каменной Успенской ц. (построена в 1681). Впосл. каждый год Владимирскую икону вместе с образом Успения носили крестным ходом по Гороховецкому и Вязниковскому уездам.

Свт. Иларион, митр. Суздальский. Гравюра Н. Ермолова. 1894 г.
Свт. Иларион, митр. Суздальский. Гравюра Н. Ермолова. 1894 г.

Свт. Иларион, митр. Суздальский. Гравюра Н. Ермолова. 1894 г.
При И., по свидетельству Жития занимавшемся перепиской книг, во Флорищевой пуст. собралась обширная б-ка, обитель стала одним из крупных культурных центров России (впосл. б-ку пополнил принявший во Флорищевой пуст. монашеский постриг сподвижник Петра I Алексеевича кн. Б. А. Голицын). По-видимому, в начале настоятельства во Флорищевой пуст. И. использовал богослужебные книги, не подвергшиеся книжной справе никоновской. Об этом донесли патриарху Никону, к-рый вызвал И. в Москву и заставил 40 дней служить в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужском монастыре по новоисправленным книгам. В «Повести о блаженной жизни преосвященнаго Илариона...» подробно рассказывается о колебаниях И. в отношении осуществлявшейся в сер. XVII в. богослужебной реформы. Поначалу отвергнув ее, святой позднее через особое откровение удостоверился в одинаковой спасительности старых и новых обрядов. Леса вокруг Флорищевой пуст. были местом прибежища старообрядцев, к-рым И. приходилось противостоять (в 1672 И. доносил в приказ Тайных дел о живших вокруг Флорищевой пуст. последователях старых обрядов), однако в этой борьбе он не был сторонником крайних мер.

Значительную роль в судьбе святого сыграло знакомство с окольничим (позднее боярином) И. М. Языковым, приближенным царевича Феодора Алексеевича. Возможно, И. сблизился с Языковым, когда тот в 1668-1669 гг. занимал должность воеводы в Вязниках. Вскоре после восшествия на престол Феодора Алексеевича (30 янв. 1676) Языков привел находившегося в Москве И. в покои тяжело болевшего государя, на которого благочестивый инок произвел сильное впечатление. 18 янв. 1677 г. царь дал пожалование Флорищевой пуст. и в дальнейшем неоднократно делал вклады в обитель: в 1677-1680 гг. мон-рь получил 3 починка, землю и лес вокруг мон-ря, покосы, рыбные ловли, мельницу, соляные варницы и дворовое место в Москве для подворья, а также ежегодную ругу воском, ладаном, медом и церковным вином.

Летом 1677 г. царь собирался посетить обитель, но из-за тяжелого положения рус. армии, участвовавшей в отражении нашествия тур. войск на Украину, богомольный поход был перенесен на осень, когда военные действия традиционно прекращались. 22 нояб. царь вместе с царевнами выехал из Москвы. Посетив Флорищеву пуст., государь повелел начать в ней каменное строительство. 27 авг. 1678 г. Феодор Алексеевич отправил в монастырь богомольную грамоту, призывая его насельников молиться об избавлении от нашествия турок и татар (ААЭ. Т. 4. № 227. Стб. 313-314). Государь выбрал И. крестным отцом для своего сына Ильи. Крещение состоялось 17 июля 1681 г., однако новорожденный и его мать вскоре скончались. Считается, что по совету И. царь выбрал себе новую супругу - М. М. Апраксину. В нач. осени 1681 г. царь совершил 2-е паломничество во Флорищеву пуст. В этой поездке его сопровождал Смоленский и Дорогобужский митр. Симеон (Милюков), к-рый 30 сент. 1681 г. освятил в мон-ре построенную на средства казны каменную Успенскую ц. Вкладом царя в храм стал иконостас, написанный в мастерских Оружейной палаты Московского Кремля. Уезжая из мон-ря, царь повелел И. в скором времени прибыть в Москву. И. исполнил повеление, и 11 дек. 1681 г. в столице он был хиротонисан во архиепископа Суздальского и Юрьевского. 16 апр. 1682 г. архиерею вручили ставленую патриаршую грамоту о возведении в сан митрополита, датированную 25 марта. Известно, что поначалу патриарх Иоаким резко протестовал против намерения Феодора Алексеевича даровать И. титул митрополита (причины недовольства патриарха неизв.), но, убежденный царем, согласился (Седов. 2006. С. 446-447). Перед отъездом из Флорищевой пуст. И. поставил во главе братии своего ученика Иринарха и завещал, чтобы настоятели пустыни всегда избирались из монахов, принявших в пустыни пострижение и неисходно здесь жительствующих.

После смерти царя Феодора Алексеевича (27 апр. 1682) царская семья продолжала почитать И. К нему в Суздаль приезжала царица Прасковья Феодоровна с дочерьми Анной Иоанновной (впосл. императрица), Екатериной и Прасковьей. По преданию, сохраненному монахинями суздальского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря, И. предрек Прасковье Феодоровне, что ее дочь Анна станет правительницей (Суздальский Св.-Покровский жен. мон-рь. М., 2002. С. 33). По сообщению «Повести о блаженной жизни преосвященнаго Илариона...», И. получал пожертвования от царей Петра I и Иоанна V Алексеевичей, цариц Наталии Кирилловны, Марфы Матвеевны, царевен. Суздальский митрополит присутствовал на Земском соборе 12 янв. 1682 г. по отмене местничества. Во время стрелецкого восстания 1682 г. архиерей находился в Москве. 25 сент. патриарх Иоаким, выступивший посредником между стрельцами и правительством, отправил И. в Троице-Сергиев мон-рь, где в то время находилась царская семья, с ходатайством о стрельцах. Посредничество Суздальского митрополита предотвратило кровопролитие.

И. участвовал в хиротониях иерархов Русской Церкви: Воронежского еп. св. Митрофана (2 апр. 1682), Киевских митрополитов Гедеона (Святополка-Четвертинского) (8 нояб. 1685) и Варлаама (Ясинского) (31 авг. 1690). И. был одним из советников патриарха Адриана в решении вопроса о епископской хиротонии Дионисия (Жабокрицкого), для к-рой имелись канонические препятствия. Несмотря на просьбы митр. Варлаама (Ясинского) и гетмана И. С. Мазепы, 6 нояб. 1695 г. патриарх Адриан хиротонию не благословил. 24 июля 1691 г. патриарх Адриан вместе с И. освятил Троицкий собор в Троице-Сергиевом мон-ре.

Как епархиальный архиерей И. много внимания уделял церковному благочинию и поддержанию должного нравственного уровня духовенства. За богослужениями в кафедральном Рождественском соборе архиерей всегда проповедовал («изо уст толковаше Священное Писание»). И. повелел переписать всех нуждающихся в Суздале и определил им милостыню из своих доходов, трапезу со святителем всегда делили «неколико нищих и убогих». Будучи архиереем, И. сохранил молитвенное правило Флорищевой пуст. Свободное от молитвы и дел управления время он посвящал чтению Свящ. Писания и душеполезных книг; если святитель был утомлен и не мог читать сам, ему читали вслух.

Саккос свт. Илариона, митр. Суздальского. Кон. XVII в. (ГВСМЗ)
Саккос свт. Илариона, митр. Суздальского. Кон. XVII в. (ГВСМЗ)

Саккос свт. Илариона, митр. Суздальского. Кон. XVII в. (ГВСМЗ)
Особое внимание И. уделял строительству и украшению храмов. В 1684-1690 гг. подвергся перестройке древний собор Рождества Пресв. Богородицы в Суздале: были разобраны хоры и растесаны окна, надгробия (собор служил усыпальницей князей Шуйских, Бельских и Скопиных) переместили к стенам и в углы. Архиерей украсил собор «святыми чудесными иконами, и новоисправными книгами, и освященными сосуды, и ризами драгоценными, и иконостасом позлащенным, яко прекрасную невесту» (Федоров. Ист. собрание. 1855. С. 176). Известно о богато украшенном Евангелии, вложенном И. в собор, и о неск. вкладах церковной утварью (Тихомиров К. Н. Археологические заметки о городах Суздале и Шуе // ЗОРСА. 1851. Т. 1. С. 81-106). Одновременно был перестроен Суздальский архиерейский дом, в помещениях которого на стенах помимо икон и парсун висели ландкарты. В Рождественском соборе и в соборе Покровского монастыря были установлены иконостасы, выполненные местными мастерами с привлечением в первом случае художника Оружейной палаты Ивана Рефусицкого, а во втором - ученика Симона Ушакова Г. Зиновьева. По всей видимости, по заказу И. мастера Оружейной палаты создали местный ряд иконостаса в Спасском соборе Спасо-Евфимиева мон-ря (Комашко Н. И. Иконостас собора Спасо-Евфимиева монастыря в контексте художественной жизни Москвы в 3-й четв. XVII в. // Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в истории и культуре России: К 650-летию основания мон-ря: Мат-лы науч.-практ. конф. Владимир, 2003. С. 81). При И. в Суздальской епархии было сооружено ок. 70 церквей. Любимым его детищем оставалась Флорищева пуст., к-рую святитель неоднократно посещал. При его поддержке в пустыни были построены каменные храмы: во имя Св. Троицы с келарской и трапезной (1684), апостолов Петра и Павла на св. вратах (1692), преподобных Зосимы и Савватия с приделом прп. Ефрема Сирина (1703), каменная хлебопекарня. На средства архиерея в Нижегородской епархии была сооружена Успенская ц. в Кирикове (1692), возобновлены храмы или мон-ри в Лыскове (к кон. XVII в. в Лыскове действовали 5 приходских церквей и 2 мон-ря).

И. способствовал почитанию Суздальских святых. В 1683-1684 гг. архиерей возглавил переложение мощей прп. Евфимия Суздальского в новую раку в посвященном святому приделе Преображенского собора в Евфимиевом суздальском в честь Преображения Господня монастыре. 9 июня 1697 г. патриарх Адриан благословил И. переложить мощи блгв. кн. Александра Ярославича Невского, находившиеся в Боголюбском в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Пресвятой Богородицы) монастыре, в новую раку. Церемония, описанная в «Слове на переложение мощей Александра Невского в новую раку», состоялась 1 июля 1697 г. (Сиренов А. В. Слово на переложение мощей Александра Невского в новую раку // СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 640-642). В ней помимо И. участвовал живший в то время в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре еп. Леонтий, отрешенный от управления Тамбовской епархией в 1684 г. и направленный в 1690 г. под начало к И. 18 сент. 1698 г. в Евфросиниевом суздальском в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне женском монастыре И. по благословению патриарха Адриана обрел мощи прп. Евфросинии Суздальской. В том же году И. принял под свое покровительство царицу Евдокию Феодоровну, сосланную Петром I в суздальский Покровский мон-рь.

Надгробие свт. Илариона, митр. Суздальского. Фотография. 2007 г.
Надгробие свт. Илариона, митр. Суздальского. Фотография. 2007 г.

Надгробие свт. Илариона, митр. Суздальского. Фотография. 2007 г.
В последние годы жизни И. потерял зрение. По сообщению Жития, болезнь не мешала святителю управлять епархией, несмотря на происки бывш. Тамбовского еп. Леонтия, пытавшегося сместить И. на том основании, что из-за слепоты тот не может занимать архиерейский престол. Собор, созванный в Москве по повелению царя в связи с доносами Леонтия, постановил сохранить за И. кафедру. По-видимому, неверным является приведенное П. М. Строевым сообщение об увольнении И. на покой 28 февр. 1705 г. (Строев. Списки иерархов. Стб. 657), поскольку следующий после И. Суздальский архиерей митр. Ефрем (Янкович) был назначен администратором кафедры ок. сент. 1708 г., вероятно в связи с болезнью И. Отпевание И. состоялось 30 дек., более чем через 2 недели после кончины; останки святителя, все это время не подверженные тлению, были погребены в сев.-зап. части суздальского Рождественского собора.

Почитание

Вскоре после кончины И. у его гробницы стали совершаться исцеления, ок. 20 случаев было известно уже к сер. XVIII в. (описаны в «Повести о блаженной жизни преосвященнаго Илариона...»). И. особо почитался в Суздале. В Рождественском соборе существовала традиция служения панихид у гробниц свт. Арсения Элассонского и И. в пятницу перед Пятидесятницей (Дмитриевский А. А. Архиеп. Елассонский Арсений // ТКДА. 1898. Т. 1. № 1. С. 73). Память И. чтили 12 нояб. совершением крестного хода. В 1893 г. на средства московской благотворительницы А. А. Шишкиной над захоронением И. было устроено новое надгробие, огражденное позолоченной решеткой (Николай Михайлович, вел. кн. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 337). Канонизация И. совершилась внесением его имени в Собор Владимирских святых, празднование которому было установлено в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского архиеп. Серапиона (Фадеева).

В ознаменование 300-летней годовщины преставления И. в Суздале 25 дек. 2007 г. прошла церковно-научная конференция и был совершен крестный ход к месту погребения святителя в Рождественском соборе с участием Владимирского и Суздальского архиеп. Евлогия (Смирнова). В Крестовой палате Суздальского кремля экспонировалась однодневная выставка, на к-рой были представлены редкий портрет святителя, саккос, подаренный И. царем Феодором Алексеевичем, рукописные Жития И., книги с его вкладными записями и др. предметы из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Соч.: ААЭ. Т. 4. № 311. Стб. 460-463; Свирелин А. И., прот. Ист. заметки о Флорищевой пуст. // Владимирские ГВ. 1860. № 49. Ч. неофиц. С. 273-276; Георгиевский В. Т. Флорищева пуст.: Ист.-археол. описание с рисунками. Вязники, 1896. Прил. № 22. С. 345-349; Древнерус. иноческие уставы / Сост.: Т. В. Суздальцева. М., 2001. С. 252-259.
Ист.: ААЭ. Т. 4. № 260. Стб. 371; Федоров А. Ист. собрание о богоспасаемом граде Суждале // ВОИДР. 1855. Кн. 22. С. 36, 163-178; Житие Преосв. Илариона, митр. Суздальского, бывш. Флорищевой пуст. первого строителя: Памятник нач. XVIII в. Каз., 1868; Георгиевский В. Т. Житие и подвиги Илариона, митр. Суздальского, и краткие сведения об основании им Флорищевой пуст. Вязники, 1894; Житие Преосв. Илариона, митр. Суздальского, по рукописи, хранящейся в б-ке Великоустюжского собора Вологодской губ. // Тр. Владимирской УАК. Владимир, 1908. Кн. 10. Отд. паг. С. I-XVI, 1-57.
Лит.: Я. П. Краткие сведения о жизни Илариона, митр. Суздальского и Юрьевского, бывш. первым строителем Флорищевой пуст. // Владимирские ГВ. 1841. Приб. № 32. С. 135-137; № 33. С. 139-142; № 34. С. 143-146; Пискарев П. Иларион, митр. Суздальский и Юрьевский // Нижегородские ГВ. 1847. Ч. неофиц. № 65. С. 258-260; № 66. С. 262-264; № 67. С. 265-267; Иероним, иером. Жизнь Илариона, митр. Суздальского и основателя Флорищевой пуст. М., 1859; Толстой М. В. Иларион, митр. Суздальский // ДЧ. 1867. Ч. 1. № 4. С. 263-288; Замысловский Е. Е. Царствование Феодора Алексеевича. СПб., 1871. Ч. 1. С. 146-158; Любимов И., свящ. Житие свт. Илариона, митр. Суздальского, основателя и строителя Флорищевой пуст. Владимир, 1880; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 218-219; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 117-120; Георгиевский В. Т. Флорищева пустынь. Вязники, 1896; он же. Житие и подвиги свт. Илариона, митр. Суздальского. Пг., 1914; Голубинский. Канонизация святых. С. 356, 580; История рус. искусства. М., 1959. Т. 4. С. 187; Гладкая М. С. Содержание иконостасов, созданных в кон. XVII в. по заказу Суздальского митр. Илариона // Макарьевские чт.: Вехи рус. истории в памятниках культуры. М.; Можайск, 1998. Вып. 5. С. 391-399; Орлов С. А. Флорищева пустынь. Н. Новг., 2002; Суздаль. Владимир, 2003. С. 11-15; Фадеев А. Свт. Иларион, митр. Суздальский, основатель Флорищевой пуст. // Нижегородская старина. Н. Новг., 2004. С. 46-48; Буланин Д. М. Иларион (в миру Иоанн) // СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 425-429; Морозова Е. Л. Житие Илариона Суздальского // Там же. С. 385-388; Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор кон. XVII в. СПб., 2006 (по указ.); Кочетков. Словарь иконописцев. 2009 2. С. 688, 702.
С. М. Шамин

Иконография

Свт. Иларион, митр. Суздальский. Портрет. Сер. - 2-я пол. XIX в. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 112. Ед. 9)
Свт. Иларион, митр. Суздальский. Портрет. Сер. - 2-я пол. XIX в. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 112. Ед. 9)

Свт. Иларион, митр. Суздальский. Портрет. Сер. - 2-я пол. XIX в. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 112. Ед. 9)
Сохранился уникальный парадный живописный портрет И. большого размера, датируемый 2-й пол. XVIII в. (170´ 100; ГВСМЗ), к-рый находился над гробницей святителя в соборе Рождества Богородицы в Суздале. И. представлен с низкой т. зр., стоящим на орлеце вполоборота влево на фоне арочного проема, в полном архиерейском облачении (расшитом орнаментами саккосе, омофоре и митре, с панагией и крестом на груди, с палицей, на к-рой изображено «Восстание Иисуса Христа из гроба»), в руках - трикирий и дикирий. У И. седые волосы до плеч и небольшая борода, широкие скулы, впалые щеки, нос с горбинкой. Портрет упоминается в рассказах о чудесной помощи святого (Житие. 2001. С. 132).

Др. иконографический извод представлен живописным портретом И. кон. XVIII - нач. XIX в. (см.: Свято-Успенская Флорищева пуст. 2008. С. 6). Это поясное изображение святителя, облаченного в архиерейскую мантию и белый клобук, правой рукой он благословляет, в левой - жезл без сулока, на груди панагия с образом Спасителя. Существовали и др. живописные портреты этого типа (см.: Георгиевский В. Т. Житие и подвиги свт. Илариона, митр. Суздальского. Пг., 1914. С. 3), а также гравюры и литографии, к-рые иллюстрировали жизнеописания И., напр. гравюра 1894 г. Н. Ермолова. В наст. время комплекс рукописных Житий И. недостаточно изучен. Сохранился один из ранних портретов И. указанного типа (1-я пол. XVIII в.?), предваряющий его Житие. Изображение передает характерное строение лица (скул) святителя (см.: Свято-Успенская Флорищева пуст. 2008. С. 10).

О почитании И. за пределами Суздаля свидетельствует, в частности, наличие его портрета сер.- 2-й пол. XIX в. в собрании Оптиной пуст. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 112. Ед. 9) - поясное изображение в архиерейской мантии, омофоре и митре, с 2 панагиями, в правой руке высокий архиерейский жезл без сулока. Черты лица и рисунок митры аналогичны написанным на большом полотне из ГВСМЗ.

Совр. иконография И. невелика; известны поясные образы в богослужебном облачении и в митре (частное собрание). Образ И. включен в композиции «Собор Владимирских святых» (кон. 50-х гг. XX в., вклад свт. Афанасия (Сахарова) в Успенский собор во Владимире), «Собор Нижегородских святых» (2008, собор св. Александра Невского, Н. Новгород), «Суздальские чудотворцы» (иконы нач. XXI в., Суздальский Покровский мон-рь). На этих иконах И. изображен, как правило, в рост, в молении, в фелони, омофоре и белом клобуке, длинная борода с проседью сужается книзу.

Лит.: Житие свт. Илариона, митр. Суздальского. [Серг. П.,] 2001. С. 2, 132-133. Обл.; Свято-Успенская Флорищева пуст. Н. Новг.; 2008.
А. Н. Рябов, Э. П. И.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор Владимирских святых (23 июня) Святители Русской Православной Церкви Митрополиты Русской Православной Церкви Иларион (Иван Ананьевич; 1631 - 1708), митрополит Суздальский и Юрьевский, святитель (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) Суздальская и Юрьевская епархия
См.также:
АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)
АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня)
АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
АФФОНИЙ († 1652), митр. Новгородский и Великолуцкий, свт. (пам. 10 февр., 6 апр.в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
ДИОНИСИЙ († 15.10.1385, Киев), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.)
ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых)
ИОАНН († после 1214), еп. Ростовский, Суздальский и Владимирский, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня, 23 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых)