Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АНТОНИЙ
Т. 2, С. 601-602 опубликовано: 18 февраля 2009г.


АНТОНИЙ

Свт. Антоний (Стаховский), митр. Тобольский
Свт. Антоний (Стаховский), митр. Тобольский

Свт. Антоний (Стаховский), митр. Тобольский
(Стаховский Андрей Георгиевич; 60-е гг. XVII в., с. Репки близ Городни, территория Черниговского полка (мест. Олишевка близ Козельца?) - 27.03.1740, Тобольск), свт. (пам. 27 марта, 10 июня - в Соборе Сибирских святых), митр. Тобольский и всея Сибири. Род. в семье священника из шляхетского рода. В течение 11 лет учился в КДА, по окончании к-рой принял монашеский постриг. В 1699 г. служил казначеем Черниговской епархии, в 1700 г. назначен наместником черниговского Борисоглебского мон-ря, префектом Черниговской ДС, в 1701 г.- проповедником Черниговской епархии. Преподавал в Черниговском коллегиуме пиитику и риторику, исполнял должности секретаря, эконома, инспектора и ректора. Во многом благодаря стараниям А., энергичного помощника свт. Иоанна (Максимовича), Черниговская коллегия заслужила наименование «Афин», «Олимпа» и «Академии». В 1705 г. А. издал «Зерцало от Божественного писания» - сборник, состоящий из 5 Слов свт. Иоанна Златоуста (в переводе А.) и 3 проповедей свт. Иоанна (Максимовича), снабженный стихотворным предисловием А. Предисловие посвящено прославлению гетмана И. Мазепы и представляет собой, по выражению С. А.Венгерова, «характерный образчик той риторической напыщенности, вычурности и льстивости, которая господствовала в сложившейся под польским влиянием малорусской образованности конца XVII - начала XVIII в.». В том же году А. выпустил «Сказание о Священном Писании». В 1709 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем новгород-северского в честь Преображения Господня мон-ря.

В марте 1712 г. «чрез элекцию духовенства по обычаю» А. был назначен архиепископом Черниговским и Новоград-Северским. Хиротония по именному указу Петра I состоялась 20 сент. 1713 г. в Успенском соборе Московского Кремля. Продолжал заботиться о делах Черниговского коллегиума и в сане архиерея. По распоряжению А. учителями Черниговского коллегиума была переведена с лат. языка «История Тита Ливия» (1716). Возможно, А. перевел соч. Фомы Кемпийского «О подражании Христу» (в кон. XIX в. рукопись-автограф, содержащая этот перевод, хранилась в б-ке тобольского кафедрального собора).

В авг. 1720 г. А. был вызван в С.-Петербург по делу о видении некоего иером. Порфирия, к-рого А. отказался лишить сана, невзирая на требование А. Д. Меншикова. Указом Петра I от 1 марта 1721 г. А. был определен на Тобольскую и Сибирскую кафедру с возведением в сан митрополита. Прибыв в Тобольск, А. столкнулся со скудостью материальных средств, находившихся в распоряжении архиерейского дома, с нехваткой священно- и церковнослужителей, с их низким образовательным уровнем, наконец, с сильнейшими злоупотреблениями как со стороны представителей местной администрации, так и со стороны духовенства. Согласно «Реестру», присланному А. в Синод в 1723 г., в Тобольской епархии в 1718-1723 гг. число неисповедовавшихся выросло с 4909 до 7900 чел.

В 1722-1724 гг. в неск. уездах Сибирской губ. под влиянием проповеди старообрядцев (см. Старообрядчество) состоялись массовые самосожжения, в к-рых погибло неск. сот человек. Для увещевания старообрядцев, ссылавшихся на Кириллову книгу, А. в 1726 г. перевел с лат. языка Катехизис свт. Кирилла Иерусалимского. Перевод предваряется предисловием, к-рое А. обращает «к непокоривым расколником, придержащимся книги, на Москве печатной и неправонареченной книгою Кирилла святого, Иерусалимского» (рукопись в Тюменском областном краеведческом музее. № 3388). В борьбе с расколом А. был вынужден прибегать и к содействию местной администрации, а также широко использовать солдат и офицеров сибир. гарнизонов. В 1730 г. он требовал высылки из Сибири старообрядцев, живших при екатеринбургских и невьянских заводах. Активные мероприятия по искоренению раскола проводились в Сибирской епархии в кон. 30-х гг. XVIII в.

Во исполнение указа Петра I об обязательной грамотности детей священнослужителей (19 нояб. 1721) А. собрал при своем доме до 90 учеников, но жаловался на крайнюю скудость средств кафедры: «А в доме архиерейском и пропитание их скудно, и служители не все, за недородом хлеба, достойную свою часть восприемлют; церковных вотчин нет, а вблизи Тобольска монастырей, хлебом обильных, не обретается, едва на братию достает». Вскоре бо́льшую часть учащихся, видимо из-за нехватки средств, пришлось распустить; в 1721-1727 гг. школу окончили всего 33 ученика. В 1730-1738 гг. в школе учились 122 ученика. В 1738 г. по указу Синода (с выговором А. за промедление) школа при архиерейском доме была преобразована в семинарию. А. успел открыть только низший - латинский - класс, к-рый закрылся после его смерти. Семинария вновь была открыта в 1744 г. Для помощи в организации школ и управлении епархией А. вызвал из Чернигова нек-рых своих прежних сотрудников, среди к-рых находился и буд. митр. сщмч. Арсений (Мацеевич), 3 года исполнявший должность проповедника в Тобольске и бывший также казначеем и духовником при архиерейском доме.

Миссионерская деятельность в Тобольской епархии при А. продолжалась. Одним из его помощников был его предшественник по кафедре свт. Филофей (Лещинский), испросивший в 1721 г. освобождение от управления Тобольской епархией ради миссионерского служения. А. добился расширения льгот для новокрещеных остяков и получил на предназначавшиеся им подарки от Синода 1 тыс. р. В 1724 г. по настоянию А. были приняты меры по защите новокрещеных иноверцев от противозаконных решений Тобольского надворного суда, причем указ Синода «О свободном и неопасном приходе инородцев к принятию святого Крещения» был объявлен в Тобольске с барабанным боем. Вынужденный оправдываться перед Синодом в 1731 г. по делу о жалобе верхотурских татар на миссию архим. Сильвестра, А. защищал последнего и заявил себя принципиальным противником насильственных мер крещения иноверцев. Желая улучшить управление обширной епархией, 4 дек. 1727 г. А. просил Синод передать в ведение Иркутского архиерея свт. Иннокентия (Кульчинского) 43 церкви. В том же году А. добился от Синода разрешения постригать в монашество лиц, негодных к светской службе, по согласию с губернатором. Стараниями А. в Тобольской епархии было построено множество храмов, в т. ч. каменных.

В 1730 г. А. подал в Синод доношение, в к-ром обвинял главу Пекинской духовной миссии архим. Антония (Платковского) в различных злоупотреблениях, ранее А. было поручено расследование по делу о нарушении архим. Антонием таможенных правил. В 1830 г. А. также сообщал в Синод о разоблачении появившегося в Тобольске Михаила Косого, члена еретического кружка Д. Е. Тверитинова. После отказа Косого покаяться в своих еретических заблуждениях он по определению Синода был посажен в заключение. В 1723 г. капрал лейб-гвардии Семеновского полка Федор Максимович подал челобитную, где обвинял А. в том, что тот присвоил имущество умершего в ссылке полковника Дмитрия Зеленского. Расследование дела тянулось до 1729 г., хотя еще в 1727 г. А. представил доказательства своей невиновности и показал, что имущество Зеленского взял его племянник.

В 1731 г. кандидатура А. рассматривалась в Синоде для замещения Киевской или Ростовской митрополичьих кафедр, но утверждения не получила. Определением Синода от 9 апр. 1736 г. ему совместно с сибир. губернатором было поручено следствие по делу Иркутского свт. Иннокентия (Кульчинского) и служителя иркутского архиерейского дома Герасима Лебратовского. В 1739 г. А. вошел в переписку с Синодом по делу о сосланных по указу императрицы березовского свящ. Тимофея Васильева со товарищи, чем навлек на себя недовольство кабинет-министра А. И. Остермана и начальника Канцелярии тайных розыскных дел А. И. Ушакова.

Б-ка А. в XVIII в. считалась одним из значительных книжных собраний России. К 1740 г. она насчитывала 382 книги, причем польск. и лат. книги составляли почти половину собрания (176 единиц). Согласно завещанию А., часть б-ки осталась в тобольском архиерейском доме, др. часть была распределена по храмам и духовенству Черниговской и Сибирской епархий. Позднее митр. Антонием (Нарожницким) часть книг была выкуплена у наследников для пополнения б-ки Тобольской ДС.

В 1989 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена состоялось прославление А. в Соборе Сибирских святых; тогда же была написана икона Собора с изображением А.

Арх.: РГИА. Ф. 796. (Канцелярия Синода). См.: ОДДС. Т. 2. 2-я ч. СПб., 1878, № 807, 916-920, 1070; Т. 3. СПб., 1878, № 43, 441, 580; Т. 4. СПб., 1880, № 17, 103, 188, 253, 422, 448; Т. 5. СПб., 1897, № 2, 322, 284, 382; Т. 6. СПб., 1883, № 40, 41, 92, 75, 263, 286, 327, 330; Т. 7. СПб., 1885, № 80, 98, 278, 279, 282, 292, 349, 350, 361, 375; Т. 8. СПб., 1891, № 97, 324, 612; Т. 9. СПб., 1913, № 494; Т. 10. СПб., 1901, № 23, 33-35, 39, 81, 102, 137, 138, 147, 428, 480, 504; Т. 11. СПб., 1903, № 6, 56, 88, 258, 336; Т. 12. СПб., 1902, № 2, 283, 307, 327; Т. 14. СПб., 1910, № 9, 28, 168, 180, 295, 458; Т. 15. СПб., 1907, № 102, 242, 278, 292, 395; Т. 16. СПб., 1906, № 21, 271, 272. Прил. XIX; Т. 18. Пг., 1915, № 323, 333; Т. 19. СПб., 1913, № 127, 132, 453, 518, Особое приложение. Стб. 671-672; Здравомыслов. Словарь иерархов; Тобольский филиал ГА Тюменской обл. Ф. 57 [Канцелярия еп. Сибирского и Тобольского]; Тобольский филиал ГА Тюменской обл. Ф. 156 [Тобольская духовная консистория].
Лит.: Филарет [Гумилевский], архиеп. Описание Черниговской епархии и кафедрального Черниговского монастыря. Чернигов, 1861; он же. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. С. 70-75; Абрамов Н. Антоний Стаховский. Чернигов, 1862; он же. Антоний Стаховский, митр. Сибирский и Тобольский, 1721-1740 // Странник. 1863. № 1. С. 5-19; Недосеков А. Антоний I Стаховский, митр. Тобольский и Сибирский // Тобольские ЕВ. 1891. № 17-18. С. 367-377; Пекарский П. Наука и литература при Петре I. Т. 2. С. 115-118; Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 644-645; РБС. Т. 2. С. 226-227; Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Каз., 1914. Т. 1. С. 518 и др.; Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосиб., 1974; Мангилев П. И. Библиотека Сибирского митр. Антония Стаховского (по описи 1740 г.) // Книга в культуре Урала XVI-XIX вв. Екатеринбург, 1991. С. 52-60; От Вятки до Тобольска: Церк.-монастырские б-ки российской провинции XVI-XVIII вв. Екатеринбург, 1994.
А. И. Алексеев
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор всех святых в земле Российской просиявших (2-я Неделя по Пятидесятнице) Святители Русской Православной Церкви Собор Сибирских святых (10 июня) Митрополиты Русской Православной Церкви Тобольская и Сибирская епархия Русской Православной Церкви (5 октября 1768 - 1937) (см. также Тобольская и Тюменская епархия Русской Православной Церкви Антоний (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митрополит Тобольский и всея Сибири, святитель (пам. 27 марта, 10 июня)
См.также:
ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых)
ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня, 23 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых)
АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)
АФФОНИЙ († 1652), митр. Новгородский и Великолуцкий, свт. (пам. 10 февр., 6 апр.в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых)
ГЕРАСИМ (Добросердов Егор [Георгий] Иванович; 1809-1880), еп. Астраханский и Енотаевский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
ДИОНИСИЙ ГРЕК († 1425), еп. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)
ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.)
ИЛАРИОН (Иван Ананьевич; 1631 - 1708), митр. Суздальский и Юрьевский, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
ИННОКЕНТИЙ (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682 - 1731), еп. Иркутский, свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых)