Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИКОНОПИСНЫЙ ПОДЛИННИК
22, С. 58-60 опубликовано: 5 сентября 2014г.


ИКОНОПИСНЫЙ ПОДЛИННИК

в древнерус. художественной культуре руководство для художников, содержащее все необходимые сведения для написания икон и стенописи. Слово «подлинник» в древнерус. письменности известно только в значении подлинного (истинного) текста, в т. ч. точного описания объекта, служащего руководством при его воспроизведении. В «Пискарёвском летописце» под 1598 г. подлинник как самостоятельный источник фигурирует одновременно с визуальным образцом (в данном случае архитектурным): «…образец был древяной, сделан по подлиннику, как составляется святая святых» (Словарь рус. языка XI-XVII вв. М., 1989. Вып. 15. С. 278).

Основные статьи И. п.- описание иконографии святых и праздников, к-рые в большинстве руководств расположены согласно церковному календарю. Дополнительные статьи содержат описания праздников переходящих дат, обликов Спасителя, Богоматери и святых, композиции «Страшный Суд», икон святых с «деяниями», изображений пророков и праотцев по их составу в иконостасах с приведением текстов на их свитках, Св. Софии Премудрости Божией, сивилл и древних философов, аллегорий месяцев, а также в И. п. входят статьи богословского, астрономического и художественного характера, технические наставления. В разных списках И. п. состав и число добавочных статей неодинаковы, иконографии святых, как и иконографии праздников, варьируются, большинство святых описано по подобию, в сравнении с широко распространенными образами почитаемых святых. Описания весьма краткие, особое внимание уделено типу бороды и прически, цвету одеяний.

По составу святых и праздников, а также по характеру их описания И. п. разделяются на неск. типов. И. п. краткой редакции, возникновение к-рой связывают с Новгородом (Григоров. 1887. С. 46-50), отличаются описанием одного святого на один календарный день и краткостью текста. Наиболее древние памятники этого типа: 2-й пол. XVI в. (?) из собрания М. П. Погодина (РНБ. Погод. № 1929); кон. XVI - нач. XVII в. из собрания М. П. Овчинникова (РНБ. Ф. 209. № 409); 2-й четв. XVII в. старца Кириллова Белозерского монастыря Матвея Никифорова (РНБ. Соф. Д. 1523; публ.: Иконописный подлинник новгородской редакции. М., 1873). В сер. XVII в. в Москве был создан И. п. более пространной редакции (напр., РНБ. Погод. № 1928), в к-рый входит большее число святых, в т. ч. московских, а также особо отмечаемые в Москве церковные праздники; описания святых здесь более подробные (Григоров. 1887. С. 50-60). В И. п., составленном ок. 1658 г., описания иконографии расположены по алфавиту. Характеристики святых отличаются физиогномической точностью, в описания праздников входят отдельные элементы, связанные с западноевроп. искусством, т. о. заметна забота составителей о художественной стороне описаний. Этот подлинник, созданный в окружении Симона Ушакова, содержит некоторые характеристики, совпадающие с теоретическими высказываниями иконописца Иосифа Владимирова (Там же. С. 62-66). Ф. И. Буслаев (Буслаев. 1990. С. 411-413) приводит выдержки из рукописи И. п. 2-й пол. XVII в. (ГИМ. Увар. № 496). Известно много И. п. смешанного типа, самый пространный - 2-й Сийский, составленный в посл. четв. XVII в. чернецом Никодимом (впосл. наместник Антониева Сийского монастыря) и дополненный графическими образцами (БАН. Собр. Архангельской семинарии. № 205; см.: Покровский. 1884. С. 412). Как правило, И. п.- это небольшие кодексы, в 8- и 12-градусную доли листа, т. е. они были предназначены для личного пользования. Нек-рые из них, в 4-градусную долю листа, использовались, возможно, в работе мастерской.

Лист из Строгановского иконописного лицевого подлиника. 1-я четв. XVII в. (БАН. Строг. № 66)
Лист из Строгановского иконописного лицевого подлиника. 1-я четв. XVII в. (БАН. Строг. № 66)

Лист из Строгановского иконописного лицевого подлиника. 1-я четв. XVII в. (БАН. Строг. № 66)

По мнению Буслаева и Д. А. Григорова, И. п. возникли на Руси во 2-й пол. XVI в. как результат регламентации искусства после Московского Стоглавого Собора 1551 г. В состав всех И. п. входят святые Русской Церкви, канонизированные на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. И. п. сформировались, по мнению исследователей, из надписей «лицевых подлинников» (Буслаев. 1990. С. 391, 404; Григоров. 1887). Составители И. п. видели в них описания иконных минологиев, о чем свидетельствует текст 1658 г.: «...есть и до днесь в святой горе Афона и во иных святых местах писаны чудные иконы святые месячные… с тех же месячных икон и сий подлинник живописцы списали словесно на хартиях…» (Сахаров. 1849. Т. 2. Прил. С. 4). Вероятно, одновременно возникли и образования смешанного типа, где текстовой («толковый») подлинник дополнял свод образцов. Самый ранний сохранившийся комплекс такого рода - И. п. 1-й четв. XVII в. из собрания С. Г. Строганова (Строгановский иконописный лицевой подлинник. 1869). Это по сути лицевой календарь, состоящий из графических изображений святых и праздников на каждый день года, над изображениями помещены их краткие описания. Ученые XIX в. лицевыми подлинниками называли также и своды образцов иконописцев XVII-XIX вв. Однако в письменных источниках нет такого понятия, они названы здесь «образци с ыконны» (Опись Соловецкого мон-ря 1514 г. // Описи Соловецкого мон-ря XVI в. / Сост.: З. В. Дмитриева и др. М., 2003. С. 35). (О сводах образцов XVII-XIX вв. см. в ст. Образцы церковные.)

Составители рус. И. п. стремились передать особенности иконографии словесно, т. о. они продолжали традицию, заложенную в греч. и южнослав. ерминиях, известных со 2-й пол. ХVI в. Обнаруживается общность рус. И. п. с памятниками визант. письменности, к-рые можно интерпретировать как специальные руководства для художников. По мнению А. П. Голубцова и Ф. Винкельмана, подобным наставлением являлся в средневизант. период греч. текст, названный «Отрывок из церковноживописных древностей Елпия Ромея о внешнем виде святых мужей и жен», к-рый известен по 2 рукописям: XII в. (Paris. Coislin. 296) и XIII в. (ГИМ. Синод. № 108) (см.: Голубцов А. П. О греч. иконописном подлиннике // ПрТСО. 1888. Ч. 42. С. 131-151; Winkelman F. Über die körperlichen Merkmale der gottbeseelten Väter // Fest und Alltag in Byzanz / Hrsg. G. Painzing, D. Simon. Münch., 1990. S. 107-129). В московской рукописи текст датирован 993 г. и содержит описания внешности 11 отцов Церкви. Парижская рукопись включает статьи с описанием внешности Адама, пророков, Иисуса Христа, Богоматери, апостолов Петра и Павла, а также неск. чудотворных икон. Подробное описание, по мнению Ж. Дагрона, восходит к портретным характеристикам, т. н. εκονισμος, употребляемым в нек-рых офиц. документах античного мира; эти характеристики святых являлись частью различных по жанру произведений церковной лит-ры V-VI вв., которые во 2-й пол. X в. вошли в К-польский синаксарь (Дагрон Ж. Свящ. образы и проблема портретного сходства // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси / Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 19-43) и благодаря сделанному еп. Порфирием (Успенским) переводу текстов Елпия Ромея и синаксаря были затем использованы в качестве специальных руководств для иконописцев (Cб. рукописей, содерж. наставления в живописном искусстве... // ТКДА. 1867. № 2. C. 264-268). По мнению Э. Китцингера (Kitzinger Е. The Role of Miniature Painting in Mural Decoration // The Place of the Book Illumination in Byzantine Art. Princeton, 1975. P. 135), для визант. художников эти тексты были подсобным материалом и не заменяли в полной мере ту информацию, к-рую несли изобразительные модели. Видимо, такова была и роль «толковых» подлинников в древнерус. искусстве.

Рукописи XVII-XIХ вв. с текстами И. п. присутствуют в большом количестве в разных хранилищах страны, однако изданы полностью или частично лишь отдельные из них. Иначе обстоит дело с публикациями входящих в подлинники наставлений технико-технологического свойства, содержащих указания используемых художниками материалов и способов их приготовления. Они привлекли особое внимание ученых с сер. XIX в. Эти статьи публиковались в виде ряда примеров (Ровинский. 1856; Агеев. 1887) или целыми сводами (Симони. 1906) и были систематизированы В. А. Щавинским (Щавинский. 1935). Наиболее полно технические статьи из И. п. представлены Ю. И. Гренбергом (Свод письменных источников по технике древнерус. живописи, книжного дела и худож. ремесла в списках XV-XIX вв. СПб., 1995, 1998. 2 т.). Рецепты приготовления красок, указанные в этих наставлениях (а также в древнерус. сборниках медицинского и хозяйственного содержания), в наст. время уточняются экспериментально и посредством анализа красочного слоя древних икон, миниатюр и стенописей (Писарева С. А. Медные пигменты древнерус. живописи XI-XVII вв. М., 1998; Наумова М. М. Техника средневек. живописи: Совр. представление по результатам исследования. М., 1999).

Лит.: Сахаров И. П. Исслед. о рус. иконописании. СПб., 1849. Т. 2; Ровинский Д. А. История рус. школ иконописания до кон. XVII в. // ЗРАО. 1856. Т. 8. С. 1-126; Буслаев Ф. И. Ист. очерки рус. народной словесности. М., 1861. 2 т.; он же. Общие понятия о рус. иконописи // Он же. О лит-ре: Исслед., статьи. М., 1990. С. 388-414; Строгановский иконописный лицевой подлинник (кон. XVI - нач. XVII столетий). М., 1869; Иконописный подлинник новгородской ред. по Софийскому списку кон. XVI в. с вариантами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873; Сводный иконописный подлинник XVIII в. / По списку Г. Филимонова. М., 1874; Покровский Н. В. Лекции по церк. археологии, читанные студентам СПбДА в 1884/85 г. СПб., 1884. С. 412; Агеев П. Я. Старинные рук-ва по технике живописи // Вестн. изящных искусств. М., 1887. Т. 5. С. 509-526, 540-573; Григоров Д. А. Рус. иконописный подлинник // ЗРАО. Н. с. 1887. Т. 3. Вып. 1. С. 21-167 (отд. отт.: СПб., 1887); он же. Техника фресковой живописи по рус. иконописному подлиннику // Там же. 1888. Т. 3. Вып. 3/4. С. 414-423; Подлинник иконописный / Изд. С. Т. Большакова под ред. А. И. Успенского. М., 1903, 1998р; Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до кон. XVII в. М., 1903; Симони П. К. К истории обихода книгописца, переплетчика и иконного писца при книжном и иконном строении: Мат-лы для истории книжного дела и иконописи, извлеч. из рус. и серб. рукописей и др. источников ХV-XVIII ст. СПб., 1906. Вып. 1. (ПДПИ; 161); Щавинский В. А. Очерки по истории техники живописи и технологии красок в Др. Руси. М.; Л., 1935; Виннер А. В. Мат-лы и техника монументально-декоративной живописи. М., 1953; Изопольская Н. В., Киселев Н. А. Рус. иконописный подлинник // Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация. 1985. Вып. 10(40). С. 185-193; Гренберг Ю. И. Свод письменных источников по технике живописи, книжного дела и худож. ремесла в списках XV-XIX вв. СПб., 1995. Т. 1. Кн. 1, 2; 1998. Т. 2.
Л. М. Евсеева
Рубрики:
Иконопись
Ключевые слова:
Иконописный подлинник, в древнерус. художественной культуре руководство для художников, содержащее все необходимые сведения для написания икон и стенописи Иконопись [иконопись], вид живописи, задачей которого является создание священных образов - икон
См.также:
БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ глав. резиденция визант. императоров
ИКОНА православный литургический образ
«ИКОНА» об-во, создано в 1927 г. в Париже по инициативе В. П. Рябушинского
ИКОНОПИСЬ вид живописи, задачей к-рого является создание священных образов - икон