Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

САХДОНА
61, С. 740-742 опубликовано: 3 сентября 2025г. 


САХДОНА

[сир.  ] (не ранее 590, дер. Халмон, пров. Бет-Нухадра, ныне Сев. Ирак - ок. 650, окрестности Эдессы (ныне Шанлыурфа, Турция)), епископ Церкви Востока (ЦВ), восточносир. аскетический писатель. Носил 2 имени: сир. Сахда (  - свидетель, мученик) и синонимичное ему греч. Мартирий ( ); Сахдона - уменьшительно-пренебрежительная форма 1-го имени, к-рая чаще всего встречается в источниках. С. получил образование в академии Нисибина, возможно, когда ее возглавлял Хнана (Хенана) Адиабенский († ок. 610), во многом не соглашавшийся с традиц. учением ЦВ (см. в ст. Богословские школы древней Церкви). Впрочем, С. мог и не иметь с ним непосредственного контакта, поскольку в т. н. Хронике Сеерта он упомянут в числе тех, к-рые «были совращены» учениками Хнаны. С. поступил в мон-рь Бет-Аве при его основателе Иакове и впосл. присоединился к мон. Камишо из этой обители, который по благословению игум. Иакова основал мон-рь на горе Хефтун (недалеко от совр. Эрбиля (Ирак)). Между 635 и 640 гг. С. был поставлен в епископа г. Махозе-д-Ареван в пров. Бет-Гармай, после чего стал вопреки позиции ЦВ учить об одной Ипостаси во Христе. Впосл. он перешел в визант. Церковь, в которой в то время активно насаждалось учение монофелитства. За догматические воззрения С. был соборно лишен сана и предан анафеме (предположительно между 643 и 647). По свидетельству католикоса Ишоява III, С. 8 раз отрекался от своих убеждений и опять возвращался к ним. Последний период жизни он провел отшельником в пещере близ Эдессы. По словам Ишоднаха, еп. Басрского, в конце жизни С. раскаялся в разрыве с ЦВ и вновь принял ее учение, чему способствовало посещение его игум. Гавриилом из Бет-Аве.

Сохранилось неск. сочинений С. на сир. языке, а также в переводах на арабский и грузинский языки. В аскетическом трактате «Книга совершенства» (утрачено неск. начальных глав) содержатся наставления о монашеской жизни в общежитии, в отшельничестве и в неполном уединении, а также учение о добродетелях. В 5 письмах к монахам С. рассуждает о бесполезности менять место подвига и о необходимости твердо хранить монашеские обеты, затрагивает темы молитвы, созерцания и богопознания. Этим вопросам гл. обр. посвящены его «Изречения мудрости», сохранившиеся частично.

По данным последних исследований (см.: Максим (Судаков). 2019), христологию С. определили его взгляды на аскетическую практику. Он стал учить о единстве Ипостаси Христа по той причине, что, по его мнению, иначе не было бы возможным т. н. взаимообщение свойств (communicatio idiomatum) и, как следствие, обожение человека, в котором, как он считал, и состоит спасение. Однако безусловно принять правосл. христологию ему было сложно: как представитель ЦВ, он был последователем крайнего дифизитства, основанного на учении еп. Феодора Мопсуестийского (см. в ст. Несторианство). С. формально признал истинность нек-рых выражений из вероопределения Халкидонского Собора (см. Вселенский IV Собор), в частности «одно Лицо и Ипостась и две природы во Христе», но не отказался и от таких суждений, как возможность исповедания во Христе «человека с его природой» и обозначения в Нем Божества и человечества такими двусмысленными языковыми средствами, как «воспринявший и воспринятый», «каждый из них» и др., к-рые лишь отчасти можно оправдать особенностями сир. языка. О влиянии К-польского архиеп. Нестория на С. свидетельствуют элементы учения о природных лицах во Христе, о влиянии еп. Феодора Мопсуестийского - признание поста необходимым для Христа аскетическим средством.

Об отношении к С. в разных христ. конфессиях дает представление история рукописей его сочинений. Наиболее полная сир. рукопись, впосл. разделенная на 3 части (Argentor. 4116; Ambros. A 296 inf.; РНБ. Сир. н. с. 13), и ее частичная копия (Vat. syr. 623) хранились в правосл. мон-ре св. Моисея (Мар-Моше) на Синае, причем в 1-й из них автор называется «святым» и «другом Божиим» (Œuvres spirituelles. 1965. Vol. 4: Textus. P. 87, 92). Не позднее 925 г. был выполнен перевод на грузинский язык большого фрагмента «Книги совершенства». Араб. перевод выборочных фрагментов имеется в антологии на каршуни (Paris. syr. 239), принадлежавшей семье яковитских священнослужителей и содержащей тексты несториан, монофизитов и авторов, почитаемых всеми 3 конфессиями. Цитата из утраченного полемического труда С. против Нестория приведена в сочинении, приписываемом Иоанну Марону (Breydy. 1988/1989). С. цитирует и несторианский автор XV в. Исаак Шебаднайя (Cantabr. Add. 1998; Mingana. syr. 57).

Соч.: Œuvres spirituelles / Éd., trad. A. de Halleux. Louvain, 1960-1965. 4 vol. in 8. (CSCO; 200-201, 214-215, 252-255. Syr.; 86-87, 90-91, 110-113); Halleux A., de, Garitte G. Le sermon géorgien du moine Martyrius et son modèle syriaque // Le Muséon. Louvain, 1956. Vol. 69. P. 243-312; Brock S. P. A Further Fragment of the Sinai Sahdona Manuscript // Ibid. 1968. Vol. 81. P. 139-154; Halleux A., de. Un chapitre retrouvé du Livre de la perfection de Martyrius // Ibid. 1975. Vol. 88. P. 253-296; Breydy M. Une attestation exclusive de Sahdona de l'Exposé de la foi de Jean Maron // PdO. 1988/1989. T. 15. P. 261-268; Géhin P. Un feuillet oublié de Martyrius/Sahdona à Milan (Ambr. A 296 inf., f. 87 = Chabot 51) // Sur les pas des Araméens chrétiens: Mélanges offerts à A. Desreumaux / Éd. F. Briquel-Chatonnet, M. Debié. P., 2010. P. 195-205; О девстве и святости / Пер. с сир., предисл., примеч.: мон. Максим (Судаков) // Метафраст. СПб., 2019. № 2(2). С. 118-134; О богослужении, молитве, бдении и чтении / Пер. с сир., предисл., примеч.: иеродиак. Максим (Судаков) // Христианство на Ближ. Востоке. М., 2020. № 2. С. 181-213; Об истинной вере и твердом исповедании православия / Пер. с сир., предисл., примеч.: иеродиак. Максим (Судаков) // Вопросы богословия. М., 2020. № 2(4). С. 73-105.
Лит.: Пигулевская Н. В. Жизнь Сахдоны: Из истории несторианства VII в. // Зап. Коллегии востоковедов / Азиатский музей АН СССР. Л., 1928. Т. 3. С. 91-108; Halleux A., de. Martyrios-Sahdona: Théologie et spiritualité d'un «hérétique» dans l'Église perse au VIIe siècle: Diss. Louvain, 1956; Leloir L. Martyrius (Sahdona) // DSAMDH. Vol. 10. Col. 737-742; Максим (Судаков), мон. Мартирий-Сахдона: Жизнь и труды // БВ. 2018. T. 30. Вып. 3. С. 132-163; он же. Мартирий-Сахдона: Обзор источников и исслед. // Метафраст. 2019. № 2(2). С. 159-179; он же, иеродиак. Христология Мартирия-Сахдоны: Между несторианством и халкидонизмом // Христианство на Ближ. Востоке. 2020. № 4. С. 99-110.
Иеродиак. Максим (Судаков)
Ключевые слова:
Епископы Ассирийской Церкви Востока Церковные писатели сирийские Сахдона (не ранее 590 - ок. 650), епископ Церкви Востока (ЦВ), восточносирийский аскетический писатель
См.также:
АВДИШО (IV в.), распространитель христианства в Северо-Восточной Аравии
АЛОБЭНЬ (VII в.), несторианский епископ, миссионер в Китае
БАР-ХАДБШАББА ХАЛВАНСКИЙ (VI-VII вв.), восточносир. церковный писатель
ГЕОРГИЙ (ок. 640–724), епископ арабов, сир. монофизитский церковный деятель и писатель
ЕВСЕВИЙ († до 359), еп. г. Эмеса (ныне Хомс, Сирия), церковный писатель, арианин
ИАКОВ ЭДЕССКИЙ (ок. 633-708), еп. г. Эдессы, яковитский церковный писатель