Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СВЯТОГОРСКИЙ ЗИМНЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
62, С. 135-141 опубликовано: 20 октября 2025г. 


СВЯТОГОРСКИЙ ЗИМНЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Вид на Святогорский Зимненский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь. Фотография. 2018 г. Фото: диак. Гавриил Загородний
Вид на Святогорский Зимненский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь. Фотография. 2018 г. Фото: диак. Гавриил Загородний

Вид на Святогорский Зимненский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь. Фотография. 2018 г. Фото: диак. Гавриил Загородний
(Владимиро-Волынской епархии УПЦ), расположен на крутом берегу р. Луги в с. Зимнем Владимир-Волынского р-на Волынской обл., Украина. По решению Свящ. Синода УПЦ от 3 мая 1996 г. получил статус ставропигиального, с непосредственным подчинением предстоятелю УПЦ. Большинство церковных историков отождествляют С. У. м. со Святогорским мон-рем близ г. Владимира (Волынского), к-рый, согласно преданию, был основан как княжеский кн. равноап. Владимиром (Василием) Святославичем в 1001 г. в его зимнем тереме, давшем местности название Зимнее (укр. Зимно) (Петров. 1867. С. 52; Теодорович. 1893. С. 170). В обители находятся пещеры и подземный храм, где были найдены древние надписи и захоронения (см. подробнее: Крощенко. 2001). По преданию, в деревянную Богородичную (Успенскую) церковь обители ок. 1005 г. кн. Владимир отдал семейную реликвию - икону Божией Матери, полученную от К-польского патриарха Николая II Хрисоверга принцессой Анной Византийской в благословение на брак с правителем Киевской Руси.

Первое письменное упоминание о С. У. м. содержится в Киево-Печерском патерике, в повествовании о паломничестве 1-го игумена Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра) прп. Варлаама, к-рый на обратном пути из К-поля в Киев тяжело заболел «и въпаде в недуг лютъ, таже яко доиде града Вълодимера и вниде в монастырь ту сущий близъ града, иж наричють его Святая Гора, и ту успе с миром о Господе» (Абрамович. 1930. С. 44). Описанное событие произошло между 1067 и 1074 гг. Существует мнение, что в 30-х гг. XII в. С. У. м. возглавлял свт. Нифонт (впосл. епископ Новгородский), остановившийся в обители на обратном пути из К-поля в Киев и избранный братией игуменом. Он продолжил летопись прп. Нестора после еп. свт. Сильвестра Переяславского, описывая преимущественно волынские события (Хойнацкий. 1888. С. 56-57).

Об исключительном значении С. У. м. в домонгольский период свидетельствует тот факт, что из числа его насельников в ХII-XIII вв. избирались епископы на Волынскую кафедру, напр., в 1137 г. во епископа Владимирского был хиротонисан иером. Феодор (900-летие Православия. 1892. С. 26). Под 1223 г. Ипатьевская летопись сообщает, что при князьях Данииле и Васильке Романовичах «были Владимирские епископы… Иоасаф, блаженный и преподобный святитель Святой горы, а потом был Василий из Святой горы» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 739-740). Со времени нашествия хана Батыя (1237-1240) до сер. XV в. не сохранилось письменных свидетельств об обители.

После вхождения Волыни в состав Литовского великого княжества на С. У. м. распространилось право патроната. В сер. XV в. вел. кн. Свидригайло Ольгердович отдал с. Зимнее и др. имения луцкому наместнику, правосл. боярину Немире Рязановичу герба Корчак (в 1452 подтверждено польск. кор. Казимиром IV - АрхЮЗР. Ч. 8. Т. 4. С. 27). В 70-х гг. XV в. как приданное дочери Немири Рязановича Марии Немировны, супруги кн. Михаила Васильевича Чарторыйского, С. У. м. вошел под покровительство этого рода. В кон. XV в. обитель значится среди владений луцкого старосты кн. Федора Михайловича Чарторыйского († 1542), к-рый был усердным благотворителем обители. Благодаря его трудам предположительно ок. 1495 г. сооружены каменный храм Успения Пресв. Богородицы, крепостные стены с башнями, а также значительно улучшилось материальное обеспечение обители. В 1547 г. С. У. м. унаследовали братья Иоанн и Александр Федоровичи Чарторыйские, их потомки совместно владели обителью. После смерти брата А. Ф. Чарторыйский, не признавая прав его наследников на половину имущества, в 1564 г. подверг обитель имущественным притеснениям, но в конце жизни примирился с наследниками брата и иноками, в 1566 г. отлил колокол, который сохранился до наст. времени (Теодорович. 1893. С. 172). С. У. м. стал усыпальницей князей Чарторыйских, в нем были похоронены кн. А. Ф. Чарторыйский († 1569), его супруга Магдалена Мария Йовановна († 1571), члены семейств Козек, Четвертинских и др. княжеских и дворянских родов. Представители обеих ветвей Чарторыйских использовали обитель как укрепление и княжескую резиденцию, она часто именовалась «Зимненским замком».

В XV-XVI вв. упоминаются игумены обители Варсонофий, Иоанн, Панкратий; известно, что в XVI в. ее настоятелей возводили в сан архимандрита. В документах 1560-1580 гг. неоднократно фигурирует архим. Порфирий, после 1591 г.- архим. Емилиан (Троицкий) (Горiн. 2010. С. 25). О значимости обители в этот период свидетельствуют пожертвования от волынских княжеских и дворянских семейств. В рукописном помяннике обители XVI в. среди жертвователей значатся князья Сангушко, Загоровские, Збаражские, Корецкие, Козеки, Курцевичи, Вишневецкие, дворяне Выговские, Кульчицкие, Белостоцкие, Горностаи и др. Во 2-й пол. XVI в. С. У. м. владел селами Зимнее, Горичев, Крапивщина, Тышкевичи, Менчинцы, Марков Став (Маркостав), Грибовица, Бортничи Владимирского у. и др. С. У. м. принадлежали неск. мельниц, прудов и участков леса.

В 1604 г. единоличным владельцем С. У. м. становится кн. Юрий (Ежи) Иванович Чарторыйский († 1626) (Он же. 2007. С. 149). В 1598 г. он принял униатство, но до конца жизни оставался покровителем правосл. братств и не притеснял насельников обители. Его бывш. супруга Александра (Изабелла) Андреевна (урожд. кнж. Вишневецкая) после развода в 1605 г. проживала в С. У. м. После ее смерти в 1613 г. в жизни обители начинаются разногласия, связанные с судебными процессами между кн. Николаем (Миколаем Ежи) и Андреем Юрьевичами Чарторыйскими и заставными владельцами кн. Адамом Александром Сангушко и Яном Лагодовским - 2-м мужем А. А. Вишневецкой, к-рый в 1616 г. отстоял в суде право владения С. У. м. С того времени имения обители сдавались арендаторам, многие из которых были инославными и не только не радели о ее благосостоянии, но и разоряли ее. С 1596 г. претензии на С. У. м. начали предъявлять Владимирские униат. епископы, в 1604 г. его хотел захватить униат. митр. Киевский Ипатий Потей (ЦГИАК. Ф. 28. Оп. 1. Д. 36. С. 670).

Свидетельствами бедственного состояния обители являются судебные разбирательства между Владимирским униат. еп. Иоакимом Мороховским и правосл. дворянином Г. Иваницким, к-рый в 1623 г., став арендатором зимненского имения, не нашел в обители ни одного монаха; оказалось, что игум. Мину выгнал из обители предыдущий арендатор Лагодовский. В 1624 г. Иваницкий отказался отдавать С. У. м. униатам и 12 февр. 1624 г. упросил бывшего насельника и уроженца с. Зимнего правосл. игум. Геннадия поселиться в обители с несколькими братьями (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 6. С. 540). В 1631 и 1636 гг. как игумен С. У. м. упоминается Паисий (Мостицкий), затем перешедший в луцкий Братский в честь Воздвижения Креста Господня мужской монастырь (Горiн. 2010. С. 23). В 1636-1652 гг. С. У. м. управлял игум. Иоаким (Малковский), который после судебного конфликта с арендатором Г. Лисовичем, разграбившим обитель в 1650 г., должен был переехать в Низкиничский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, под покровительство его православного основателя - киевского воеводы А. Г. Киселя. Следующий игумен С. У. м. Вассиан (Падакович), из шляхты, упоминался в 1654 г. Обитель поддерживали правосл. волынские дворяне, к-рые оставляли пожертвования по духовным завещаниям, в т. ч. Петр Калусовский († 1637) и Филон Еловицкий (Яловицкий; † 1651). В 1633 г. помещица Анна Христофоровна Гулевич (урожд. кнж. Козека) завещала похоронить себя в С. У. м. и пожертвовала ему значительные денежные средства (ЦГИАК. Ф. 28. Оп. 1. Д. 67. С. 542).

Ок. 1698 г. униат. Киевский митр. Лев Заленский насильственно перевел С. У. м. в унию при помощи польск. отрядов, к-рые захватили также и Низкиничский Успенский мон-рь. Часть насельников этих обителей была убита, оставшихся в живых принудили принять унию и «обрили по-римски» (Бантыш-Каменский Н. Н. Ист. известие о возникшей в Польше унии. М., 1805. С. 147). Согласно народному преданию, отвергнувших унию насельников С. У. м. утопили в р. Луге. Часть братии с архивом обители накануне захвата тайно удалилась в Киево-Печерскую лавру. Об этом факте с прискорбием упоминал униатский зимненский игум. Симеон Огурцевич, сетуя, что в 1704 г. С. У. м. получил отказ в претензии на имения, к-рые были окончательно переданы Чарторыйским. Кн. Казимир Чарторыйский записал в фундуш мон-ря лишь небольшое с. Крапивщина (Петров. 1867. С. 57). В 1724 г. с. Зимнее перешло к Михаилу Иерониму Чацкому, фанатичному католику, к-рый приказал перестроить пятикупольный Успенский храм в костел с 2 куполами, забрал из храма все ценности, а затем посмеялся над древней чудотворной Святогорской иконой Божией Матери, за что мгновенно был наказан слепотой, от к-рой исцелился только после усердных молитв перед иконой. Утрата имений и фундушей привела к упадку обители. В 1745 г., во время реорганизации ордена василиан, С. У. м., в к-ром не проживали требуемые 8 насельников, был присоединен к самостоятельному Низкиничскому монастырю (Lorens B. Bazylianie prowincji koronnej w latach 1743-1780. Rzeszów, 2014. S. 42). К кон. XVIII в. долги С. У. м. были настолько велики, что др. униат. мон-ри поддерживали его пожертвованиями (Петров. 1867. С. 57). В 1759-1760 гг. обитель возглавлял игум. Порфирий Баранкевич, в 1761-1764 гг.- игум. Иероним Шостаковский, в 1768-1772 гг.- игум. Василий Роговский, в 1780-1781 гг.- игум. Модест Трусевич.

Святогорский Зимненский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь. Фотография. 2018 г. Фото: диак. Гавриил Загород-ний
Святогорский Зимненский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь. Фотография. 2018 г. Фото: диак. Гавриил Загород-ний

Святогорский Зимненский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь. Фотография. 2018 г. Фото: диак. Гавриил Загород-ний
После 3-го раздела Речи Посполитой (1795) и вхождения Волыни в состав Российской империи Успенский храм был отдан православным и стал приходским, в униатском С. У. м. проживали 2 насельника. После обращения 13 апр. 1800 г. Киевского и Подольского военного генерал-губ. И. В. Гудовича к униат. еп. Луцкому Стефану Левинскому, в к-ром подчеркивалось плачевное состояние мон-ря, в 1802 г. обнищавшие Зимненская и Низкиничская обители были приписаны к Владимир-Волынскому униат. мон-рю; туда же для устройства уездного городского уч-ща был переведен фундуш С. У. м. В 1812 г. протоконсультор Русской базилианской провинции иером. Адриан Ставинский указывал на то, что Зимненский мон-рь подчинялся Владимир-Волынскому супериору (ГА Волынской обл. Ф. 382. Оп. 2. Д. 115. Л. 45). Последним администратором С. У. м., постоянно проживающим во Владимире-Волынском, значился архим. Иоанникий Козачевский. После воссоединения униат. Церкви с Православной в 1839 г. С. У. м. формально прекратил существование, его храмы были переведены в статус приходских.

Святогорский Зимненский Успенский монастырь. Литография. Ок. 1888 г. Из кн.: Батюшков П. М. Волынь: Исторические судьбы Юго-Западного Края. СПб., 1888. С. 44
Святогорский Зимненский Успенский монастырь. Литография. Ок. 1888 г. Из кн.: Батюшков П. М. Волынь: Исторические судьбы Юго-Западного Края. СПб., 1888. С. 44

Святогорский Зимненский Успенский монастырь. Литография. Ок. 1888 г. Из кн.: Батюшков П. М. Волынь: Исторические судьбы Юго-Западного Края. СПб., 1888. С. 44
После ходатайства архиеп. Волынского и Житомирского Модеста (Стрельбицкого) и товарища обер-прокурора В. К. Саблера указом Святейшего Синода № 1156 от 15 марта 1893 г. обитель была восстановлена как правосл. Святогорский Успенский Зимненский жен. мон-рь (Копия указа… Свят. Правит. Синода преосв. Модесту, архиеп. Волынскому и Житомирскому // Волынские ЕВ. 1893. № 10/11. Ч. офиц. С. 231-233). Вскоре из корецкого во имя Святой Троицы женского монастыря в Зимнее прибыла игум. Феофания и 10 насельниц. 10 июля 1894 г., в день памяти прп. Антония Киево-Печерского, архиеп. Модест в сослужении викарного еп. Владимиро-Волынского Паисия (Виноградова) при огромном стечении духовенства и паломников освятил обновленный мон-рь. Торжества посетили волынский губ. С. П. Суходольский и Саблер (Кваснецкий Ф., свящ. Церк. торжество в Зимном Владимир-Волынского у. // Волынские ЕВ. 1894. № 22. Ч. неофиц. С. 615-623). 23 нояб. 1896 г. Синод предоставил С. У. м. статус второклассного, также обители было выделено 544 дес. пахотной земли. Сестры работали в подсобном хозяйстве, в мастерских изготавливали облачения для духовенства Волынской епархии. Духовное руководство обители осуществляли викарные епископы Владимиро-Волынские.

12 июля 1897 г., после смерти 1-й настоятельницы, была назначена игум. Афанасия, бывш. казначея Городищенского Богородице-Рождественского мон-ря, с 4 мая 1899 г. С. У. м. управляла игум. Сергия, прибывшая из Леушинского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря Новгородской епархии. В 1906 г. в обитель из г. Владимира-Волынского торжественным крестным ходом была принесена икона вмч. Пантелеимона, подаренная афонским мон. Афанасием. В 1914 г. в Зимненском мон-ре проживали 16 монахинь и 103 послушницы, причт состоял из 2 священников и псаломщика. Существовали двухлетняя школа и приют для девочек-сирот, а также жен. церковно-учительская семинария. В двухлетней школе в нач. 10-х гг. XX в. преподавала Вера Васильевна Трукс, впосл. келейница архиеп. сщмч. Фаддея (Успенского; в 2000 прославлена как мученица Архиерейским Собором РПЦ).

После начала первой мировой войны С. У. м. оказался в зоне боевых действий. В 1915 г. 40 сестер с игум. Марией были эвакуированы на монастырское подворье в Житомире. Остальные насельницы пожелали остаться в обители, которую вскоре оккупировали австро-венг. войска. Чудотворную Святогорскую Зимненскую икону Божией Матери увезли в Житомир. Здания обители сильно пострадали во время артиллерийских обстрелов, в стенах Успенского храма до сих пор находятся 3 неразорвавшихся снаряда. Мн. постройки С. У. м. серьезно повреждены, т. к. на протяжении первой мировой войны их постоянно занимали войска или беженцы.

Трапезная ц. во имя прп. Иулиании Ольшанской. Перестроена в 1991 г. Фотография. 2012 г. Фото: Смирукс / Wikimedia.com
Трапезная ц. во имя прп. Иулиании Ольшанской. Перестроена в 1991 г. Фотография. 2012 г. Фото: Смирукс / Wikimedia.com

Трапезная ц. во имя прп. Иулиании Ольшанской. Перестроена в 1991 г. Фотография. 2012 г. Фото: Смирукс / Wikimedia.com
После того как зап. часть бывш. Волынской губ. оказалась в составе Польши, в сент. 1921 г. съезд духовенства Волыни обратился к церковным властям с просьбой ходатайствовать о возвращении насельниц С. У. м., оказавшихся на советской территории. Благодаря усилиям митр. Варшавского и всея Польши Георгия (Ярошевского), получившего разрешение польск. властей, монахини вернулись 16 июня 1922 г. (Warszawa. Archiwum Akt Nowych. Ministerstwo Wyzneń Religijnych i Oświacenia Publicznego. Syg. 1229. K. 46). Обитель утратила значительное количество земельных наделов и часть зданий, за к-рые велась борьба вплоть до 1939 г. Показательной является переписка митр. Варшавского Дионисия (Валединского) с представителями Польского гос-ва, намеревавшимися разместить в здании бывш. учительской семинарии на территории С. У. м. психиатрическую больницу или благотворительное учреждение для мужчин. 20 февр. 1932 г. С. У. м. выиграл во Владимир-Волынском уездном суде дело о запрете строительства общественных канализационных сооружений поблизости от монастырских пещер без предварительного исследования и консервации исторических памятников (Ibid. K. 372-374).

Невзирая на материальные трудности, число насельниц в С. У. м. увеличивалось: в 1926 г. в нем подвизались 9 монахинь и 25 послушниц, в 1936 г.- 12 монахинь и 40 послушниц (ГА Тернопольской обл. Ф. 258. Оп. 3. Д. 420. С. 84-93), в 1938 г. в монастыре было 70 насельниц (Pawluczuk. 2001. S. 247). С 12 дек. 1931 по 1939 г. обителью управляла игум. Евгения (Баташёва; в схиме Елена), сестра вильнюсской игум. Нины (Баташёвой). Монахини обрабатывали 66 га земли. Главными источниками доходов обители были пожертвования верующих, продажа сельскохозяйственной продукции и церковных облачений из золотошвейной мастерской. Большую материальную помощь С. У. м. оказывала Почаевская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская лавра, ее духовный собор разрешил постоянный сбор пожертвований в пользу С. У. м. (Warszawa. Prawosławne Archiwum Metropolitalne. Syg. 1932. K. 1-10). Знаменательным событием в жизни обители стало празднование 950-летия Крещения Руси, которое проходило с 12 по 14 июля 1938 г.: в Зимнее с крестными ходами прибыло неск. десятков тысяч паломников (Pawluczuk. 2012. S. 222).

В нояб. 1939 г., после включения Зап. Украины в состав СССР, С. У. м. был закрыт, насельниц распустили, некоторые из них были репрессированы. В 1940 г. в зданиях обители располагалась воинская часть. С началом Великой Отечественной войны и нем. оккупации в 1941 г. 45 насельниц вернулись в обитель. В 1941-1946 гг. настоятельницей монастыря была игум. Лидия (Давыдович), принявшая постриг в С. У. м. до 1917 г. В военные годы мон-рь владел 7 га земли.

В 1949 г. обитель закрыли, монахинь перевели в Святой Троицы женский монастырь в селе Дермань, а после его закрытия - в корецкий Свято-Троицкий монастырь. В зданиях С. У. м. располагалась колхозная тракторная бригада, Успенский храм был переделан в амбар и к нач. 60-х гг. XX в. находился в руинированном состоянии. Свято-Троицкий храм вне стен обители оставался приходским.

В 1990 г. здания С. У. м. были возвращены Церкви. Еп. Луцкий и Волынский Варфоломей (Ващук) пригласил насельниц Корецкого мон-ря приехать в обитель для возобновления монашеской жизни, и в июне 1991 г. прибыли мон. Стефана (Бандура) и инокиня Галина (Тищук). В 1992 г. в обители подвизались 2 монахини, 6 инокинь и 7 послушниц, богослужения совершали 2 иеромонаха. 14 марта 1992 г. мон. Стефана была возведена в сан игумении. Трудами сестер при участии меценатов началось возрождение архитектурного ансамбля, продолжавшееся более 10 лет.

14 июня 1993 г. из скита Почаевской лавры в обитель был передан ковчег с частицами мощей архидиак. первомч. Стефана и прп. Арсения Трудолюбивого Киево-Печерского. 24 сент. 1995 г. из Корецкого монастыря торжественно возвращена чудотворная Святогорская Зимненская икона Божией Матери, находившаяся там с 1966 г. В этот день в обители прошли торжества, связанные с 500-летием сооружения Успенского собора, которые возглавил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) в сослужении многочисленного духовенства.

3 авг. 2009 г. в рамках визита на Украину С. У. м. посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев), к-рого встречали митр. Владимир (Сабодан), церковные иерархи и представители местной власти. Патриарху был поднесен список чудотворной Святогорской Зимненской иконы Божией Матери.

В 2020 г. в С. У. м. жили свыше 50 насельниц. Благодаря хорошо развитому хозяйству (золототканая мастерская, пекарня, скотный двор, большой фруктовый сад) С. У. м. активно помогает нуждающимся: при обители воспитывают детей из неблагополучных семей, c 1999 г. действует лагерь для сирот и детей с территорий, зараженных радиацией, в 1999 г. открылся офтальмологический кабинет. При С. У. м. действует филиал Владимиро-Волынского епархиального регентского ДУ.

Диак. Владимир Свистун

Архитектурный комплекс

План и структура монастырского ансамбля типичны для сооружений XV-XVI вв.: учтен рельеф местности, соблюдены принципы фортификации того времени. Территорию монастыря ныне составляют 2 двора: древний, с 4 башнями, и с 5 арочными въездными воротами (разобрана башня при строительстве школы, не сохр. Никольская и Пафнутиевская церкви).

Территорию мон-ря 2 ветвями с севера на юг пересекают подземные ходы, выкопанные на небольшой глубине. Ветвь в юж. направлении заканчивалась пещерной часовней (перестроена в ц. во имя прп. Варлаама Печерского), в северном - шла до источника воды у р. Луги. Пещеры при необходимости обеспечивали тайные выходы за пределы мон-ря, т. е. имели оборонительное значение. В 1866 г. своды пещер стали обваливаться, что повлияло на кладку Успенского собора; для их починки был приглашен инженер-техник О. Ветринский. Согласно плану мон-ря, составленному им в 1867 г., подземные ходы продолжались за пределы стен на внешнее приречное плато, к подпорной стене, и под фундаментами Успенского собора пересекали древний двор обители. В кон. XIX в. отдельные участки пещерных коридоров были расширены и обложены изнутри кирпичом, другие были засыпаны или обвалились. К 1000-летию обители был расчищен ход с зап. стороны. Исследования пещер в будущем могут дополнить историю мон-ря раннего периода.

На территории мон-ря находятся ныне действующие: Успенский собор, Свято-Троицкая ц., пещерная ц. во имя прп. Варлаама Печерского и трапезная ц. во имя прп. Иулиании Ольшанской (освящена 6 сент. 1991 г.; прежде - т. н. терем кн. Владимира с домовой церковью).

Успенский собор. Заложен в 1495 г. Фотография. 2008 г. Фото: Д. Витченко / Wikimedia.com
Успенский собор. Заложен в 1495 г. Фотография. 2008 г. Фото: Д. Витченко / Wikimedia.com

Успенский собор. Заложен в 1495 г. Фотография. 2008 г. Фото: Д. Витченко / Wikimedia.com
Центральное сооружение обители - Успенский собор, построенный вместо 1-го деревянного храма обители с тем же посвящением. Облик первоначального каменного храма неизвестен. Сохранившееся здание было заложено в 1495 г. в сев. части двора. Основной объем квадратный в плане, 4-столпный, перекрытый коробовыми сводами, апсида с востока по древней традиции имеет общую высоту и единый карниз с наосом. На зап. фасаде некогда были надстроены 4-угольные 2-ярусные башни. В сев.-зап. углу храма в стене устроена внутренняя винтовая лестница, ведущая на своды. Древние главы не сохранились. Для реконструкции облика церкви, ее плана и конструктивных особенностей важнейшее значение имели архитектурно-археологические исследования 70-х гг. XX в. Было установлено, что плинфяная кладка на юж. стене, контрфорсах, апсиде на высоту 2 м имеет швы с подрезанным раствором, выше - швы затертые. Заложенные в стене апсиды шурфы подтвердили мнение Н. Валицкого и И. Рачинского, авторов предполагаемого плана первоначальной церкви (1929; см.: Крощенко. 2001. С. 500. Рис. 5), что несохранившаяся сев.-вост. башня церкви была сооружена из разрушившейся стены апсиды, ее 1-й ярус был соединен проходом с алтарной зоной, 2-й - с наосом через внутристенную лестницу. Возможно, эти разрушения и перестройки были связаны с войнами или землетрясениями XVI в. Остатки сев.-вост. башни перекрывали древний плиточный пол, выложенный керамидами темного и светло-зеленого цветов. Возможно, в то же время появились и 2-ступенчатые контрфорсы, усиливавшие прочность стен; 4 внутренних столба, оси к-рых не совпадали с контрфорсами; внутреннее пространство стало 3-нефным. Над основным объемом был устроен оборонный проход в виде аттика с бойницами, 4 круглые башни по углам основного объема довершали образ монастыря-крепости (позднее 2 башни с вост. стороны были демонтированы). Из внешнего древнего декора сохранились 3 прясла на южном фасаде, между центральным и юго-восточным контрфорсами, и одно над входом на сев. фасаде. Вероятно, вид многобашенного сооружения церковь приобрела к сер. XVII в., перестройки и перекладки помимо фортификационного значения должны были придать ей сходство с католич. храмом. Исследования Г. Н. Логвина показали, что башен было 4, а присутствующую на нек-рых поздних визуальных источниках центральную башню Л. М. Крощенко предлагает считать деревянной.

Согласно данным архивных материалов, письменных источников и архитектурной истории, Успенский собор был перестроен и укреплен братьями князьями Чарторыйскими ок. сер. XVI в. В соборе были погребены первые ктиторы мон-ря - кн. Александр Чарторыйский и его супруга, согласно их завещаниям 1569 и 1571 гг. (Там же. С. 498). Из того же некрополя происходила мраморная надгробная плита со вписанным в картуш гербом и датой 1583 г., которую А. В. Прахов вывез на выставку, приуроченную к VIII Археологическому съезду в Москве, в наст. время местонахождение неизвестно (Там же).

Троицкая ц. Ок. сер. XVI в. Фотография. 2009 г. Фото: А. В. Слезкин
Троицкая ц. Ок. сер. XVI в. Фотография. 2009 г. Фото: А. В. Слезкин

Троицкая ц. Ок. сер. XVI в. Фотография. 2009 г. Фото: А. В. Слезкин
К северу от Успенского собора в толще опорной стены был сделан вход в пещерную, вытесанную в скальной породе на месте бывш. часовни ц. прп. Варлаама Печерского. Ее строительство велось по проекту архит. Н. П. Козлова (освящена в 1902). Это квадратное в плане пространство под сомкнутым сводом, с вентиляционными отверстиями на вост. и зап. сторонах. Алтарная преграда с проемами для царских и диаконских дверей вытесана из белого камня.

В сев. части, за монастырской стеной, перед спуском в пещеры устроена небольшая Троицкая ц. (ок. сер. XVI в.). Основной объем квадратный в плане, перекрыт баней-главой на световом барабане; с востока - вытянутая алтарная часть с полукруглой апсидой.

Южные ворота с надвратной башней-колокольней. До 1801 г., перестройка 2-й пол. XIX в. Фотография. 2018 г. Фото: диак. Гавриил Загородний
Южные ворота с надвратной башней-колокольней. До 1801 г., перестройка 2-й пол. XIX в. Фотография. 2018 г. Фото: диак. Гавриил Загородний

Южные ворота с надвратной башней-колокольней. До 1801 г., перестройка 2-й пол. XIX в. Фотография. 2018 г. Фото: диак. Гавриил Загородний
Южные ворота долгое время были единственным въездом в мон-рь. Над ними была возведена башня-колокольня, о к-рой впервые упоминается в описи мон-ря 1804 г. (РГИА. Ф. 823. Оп. 3. Д. 1282. Л. 249 об.; Крощенко. 2001. С. 497), но древнейшие колокола были даны в обитель ее патронами, князьями Чарторыйскими, еще во 2-й пол. ХVI в. (колокол 1566 г. весом 750 кг хранится в Ровенском краеведческом музее). Для подобных звонов могла служить постройка, квадратное основание которой обнаружено в центре монастырского двора. Перестройка в неорус. стиле 2-й пол. XIX в. коснулась башни-колокольни: 2-ярусный четверик был декорирован кокошниками со щипцами на колонках, по верху - профилированным карнизом на кронштейнах, выше устроены восьмерик с арками за ажурной решеткой и высокий граненый шатер.

Оборонительные стены образуют четырехугольник с 6 квадратными и круглыми в плане башнями, с боевым бруствером и бойницами на верхнем ярусе (сохр. 4 башни). Очевидно, они были возведены после перестройки и укрепления Успенского собора (сер.- 2-я пол. ХVI в.). Позднее широкие въездные арки были сделаны во всех стенах. Благодаря археологическим работам посл. четв. XX в. были выявлены остатки различных несохранившихся деталей стен и башен.

Святогорская Зимненская икона Божией Матери

Чудотворная Святогорская Зимненская икона Божией Матери
Чудотворная Святогорская Зимненская икона Божией Матери

Чудотворная Святогорская Зимненская икона Божией Матери
- главная святыня обители. Согласно преданию, икона была семейной реликвией равноап. кн. Владимира, которой К-польский патриарх Николай II Хрисоверг благословил на брак с ним царевну Анну, дочь визант. имп. Романа II.

По инициативе игумении корецкого Свято-Троицкого мон-ря Наталии (Ильчук) перед возвращением древнего чудотворного образа в С. У. м. специалистами Ровненской областной экспертной комиссии была проведена его экспертиза (Луць. 1997). Образ написан на небольшой доске (36,5×29,9×2,5 см) с наклонной лузгой средней глубины, характерной в т. ч. для икон визант. происхождения, имеет значительные утраты левкаса, гвоздевые отверстия, поновления (сохранившийся слой живописи был датирован 2-й пол. XVI в. (Там же); реставрация иконы производилась в 90-х гг. XX в.). Изображение относится к иконографическому типу «Одигитрия», где Богомладенец сидит на левой руке Божией Матери. Богоматерь представлена по пояс, Ее голова слегка склонена к Сыну, правая рука в молении на уровне груди, кистью левой руки Богоматерь придерживает Сына за левую ногу. Младенец Христос сидит в легком повороте к Матери, правой вытянутой ручкой Он двуперстно благословляет, в левой держит поставленный чуть наискось свиток, упирая его в ногу. Стопы скрытых гиматием ног Младенца расположены одна чуть выше другой - левая над правой. Иконография близка к Иверской иконе Божией Матери, в т. ч. в типе одежд и во многом в их цветовом решении (на Богоматери - мафорий насыщенного темно-вишневого цвета с орнаментальной полосой по краю, чепец и платье сине-зеленого цвета, на Младенце - рубашка розоватого цвета, с клавом и разделанный ассистом охристый хитон).

Краткое описание иконы, сделанное Н. И. Теодоровичем, дает представление о ее драгоценном уборе по состоянию на 90-е гг. XIX в.: «Образ писан на кипарисной доске 8 вершк. высоты и 61/2 верш. ширины. Изображение Богоматери и Спасителя покрыто в 1757 году серебряною вызолоченною ризою, до того же времени, судя по описанию 1695 г., не имело ризы. Остальная часть образа - поле и рама - покрыты доскою из чистого золота, которая прибита к дереву золотыми гвоздями. Рама состоит из полосы в 11/2 вершка ширины древней чеканной работы» (Теодорович. 1893. С. 169). О почитании чудотворного образа свидетельствуют многочисленные привесы, указанные в описи 1695 г.: он был украшен «алмазами и другими дорогими камнями и жемчугом, которого в описи показано 19 ниток, кроме того в описи числилось около 120 разных привесок. Из всех этих украшений на образе в настоящее время сохранилось только несколько кусков сердолика, горного хрусталя и кораллов, отделанных в золото» (Там же). Сведения Теодоровича дополняет экспертиза 90-х гг. XX в. Так, на серебряной позолоченной ризе сохранилась вычеканенная надпись с именем «O. AMBROZY» «и датой «1755»». Элементы убранства на поле иконы и фигуры 2 ангелов, держащих корону над головой Божией Матери, изготовлены позднее. Икона вставлена в металлическую раму, к которой прикреплена эмалевая пластина с надписью: «Образъ Пресвятыя Богородицы Святогорской Зимненской обители» (Луць. 1997).

В наст. время чудотворный образ пребывает в Успенском соборе С. У. м. в отдельно стоящем киоте у юго-вост. столба. Еженедельно в ночь с воскресенья на понедельник перед иконой читается Акафист, к-рый был создан в нач. 90-х гг. XX в. прот. Виктором Мельником, составлена Служба иконе. Празднование древнему образу совершается 24 сент. н. с. Накануне икону износят в кафедральный Успенский собор Владимира-Волынского и оттуда торжественным крестным ходом шествуют с ней к вечернему богослужению в обитель, а в сам день праздника служится литургия.

Э. П. И.
Лит.: Петров Н. Краткие сведения о мон-рях Волынской епархии, в наст. время не существующих // Волынские ЕВ. 1867. Часть неофиц. № 3. С. 49-58; Хойнацкий А. Ф., прот. Православие на западе России в своих ближайших представителях, или Патерик Волыно-Почаевский. М., 1888; 900-летие Православия на Волыни: 992-1892. Житомир, 1892. Ч. 1. С. 50-51; Теодорович Н. И. Город Владимир Волынской губ. в связи с историей Волынской иерархии: Ист. очерк в память 900-летнего юбилея Волынской епархии, 992-1892. Почаев, 1893; Абрамович Д. И. Києво-Печерський патерик. К., 1930; Аулiх В. В. Зимнiвське городище - слов'янська пам'ятка VI-VII н. е. в Захiднiй Волинi. К., 1972; Луць В. Iкона Богородицi з Зимненського мон-ря // Волинська iкона: питання iсторiï вивчення, дослiдження та реставрациiï: Доповiдi та мат-ли IV наук. конф., Луцьк, 17-18 грудня 1997 р. Луцьк, 1997. С. 49; Крощенко Л. М. Iст.-архiвнi дослiдження Зимненського мон-ря на Волинi: Реконструкцiя пiдвалин // ЗНТШ. 2001. Т. 241. С. 495-510; Pawluczuk U. A. Monastery wołyńskie w okresie międzywojennym // Życie monastyczne w Rzeczypospolitej / Red. А. Mironowicz et al. Białystok, 2001. S. 234-250; eadem. Ostoja duchowości w Zimnem na Wołyniu w okresie międzywojennym // Białostockie Teki Historyczne. 2012. T. 10. S. 211-224; Горiн С. Мон-рi Захiдноï Волинi (2-а пол. XV - 1-а пол. XVII ст.). Львiв, 2007; он же. Мобiльнiсть ченцiв волинських мон-рiв у 1-й пол. XVII ст. // Соцiум: Альм. соц. iсторiï. К., 2010. Вип. 9. С. 20-36; Офиц. сайт: www.zymne.org [Электр. ресурс].
Ключевые слова:
Монастыри Украинской Православной Церкви (жен.) Святогорский Зимненский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь (Владимиро-Волынской епархии УПЦ)
См.также:
АННЫ СВЯТОЙ ПРАВЕДНОЙ НА АННИНОЙ ГОРЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Черновицкой и Буковинской епархии), действующий, осн. в 1993 г.
БОРИСОГЛЕБСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Харьковской и Богодуховской епархии
БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви)
БОЯНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Черновицкой и Буковинской епархии