(Нежинской епархии УПЦ) находится в с. Рыхлы Коропского р-на Черниговской обл. на Украине. Основан как мужской, точная дата основания неизвестна. Самое раннее упоминание об участке, на к-ром позже была построена обитель, относится к 1589 г. Сведения об этом содержатся в письме переводчика Малороссийского приказа Г. Солчицкого к игумену Р. Н. м. Луке Григоровичу. 27 янв. 1589 г. эта земля стала предметом спора между боярином Алексеем Яковлевичем Волженским (Оболенским) и свящ. Захарией Васильевым сыном, к-рый нашел «в поместном приказе в писоцких книгах» акт, подтверждавший, что спорный участок был подарен приходскому храму свт. Николая одним из «древних царей» (История Рыхловской пуст. 2009. С. 3-4). По преданию, Р. Н. м. основан на месте явления в 1620 г. чудотворной иконы свт. Николая Мирликийского, ее обрел пчеловод из с. Оболонье. Местные жители поставили здесь часовню, затем деревянный храм, в к-ром 2 раза в год, 6 дек. и 9 мая (ст. ст.) служили литургию. Однажды свящ. Василий, живший в том же селе, поленился ехать в храм накануне майской службы, и ночью ему явился свт. Николай, к-рый попенял ему на нерадение. Священник проснулся расслабленным и попросил родных «рыхло» (польск. rychlo - быстро) отвезти его в храм. У иконы свт. Николая он почувствовал себя лучше, но литургию в тот день служил свящ. Феодор из г. Новгорода-Северского, которого привез некий прекрасный юноша, преодолевший за час расстояние ок. 50 верст. Прихожане, удивившиеся такому быстрому прибытию, также восклицали: «Рыхло, рыхло!», и в память об этом чуде икона свт. Николая, а затем и мон-рь стали называться Рыхловскими.
Р. Н. м. упоминается в описании городов Украины за 1654 г., в к-ром указано, что в обители подвизались иером. Евстафий и старец мон. Прохор; предание в числе первых насельников называет также послушников Илию и Елисея. Почетным ктитором обители был гетман Б. М. Хмельницкий. 13 янв. 1669 г. гетман Левобережной Украины Д. И. Многогрешный передал Р. Н. м. земли около мест. Понорница Кролевецкого у. (ныне поселок Коропского р-на); стараниями гетмана и его брата В. И. Многогрешного по благословению еп. Черниговского Лазаря (Барановича) в 1666 г. были построены первые деревянные строения обители (использовались до 1743). Также братья Многогрешные передали обители поля, озера, 5 мельниц, Савинский сенокос, перевоз через Десну, с. Будище. На средства гетмана И. С. Самойловича в кон. XVII в. в Р. Н. м. была возведена надвратная ц. во имя прор. Иоанна Предтечи со звонницей. Гетман И. И. Скоропадский, исцелившийся от тяжелой болезни у чудотворного Рыхловского образа, в 10-20-х гг. XVIII в. поставил новый деревянный храм на месте прежней Никольской ц., в к-рый была помещена икона; гетман Д. П. Апостол заказал для образа свт. Николая дорогую ризу.
В 1742 г. ктитором Р. Н. м. стал Ф. И. Качановский, придворный певчий. С 1743 г. попечением Качановского и П. Л. Чижевского началась замена ветхих монастырских построек новыми каменными, на нужды мон-ря смогли собрать значительные средства. В 1745 г. в Р. Н. м. произошел сильный пожар (Мат-лы для географии. 1865. С. 682), во время к-рого сгорели все храмы и строения, кроме ц. прор. Иоанна Предтечи, куда перенесли чудотворный образ свт. Николая. К этому же времени относится чудесное явление свт. Николая: в 1-й раз он велел купцу, к-рый вез в Киев на барке по р. Десне железо с заводов А. Демидова для ц. ап. Андрея, доставить этот груз в Р. Н. м. (указ имп. Елизаветы Петровны от 30 июня 1745, подтверждавший это событие, хранился в обители). Во 2-й раз, 5 сент. 1747 г., свт. Николай попросил казначея Троице-Сергиевой лавры иером. Мисаила подарить Евангелие не приходскому храму родного села казначея, а Р. Н. м. Наличие Евангелия среди особо почитаемых святынь мон-ря отметил в 1865 г. М. А. Домонтович.
Указом имп. Елизаветы Петровны от 9 июня 1748 г. к Р. Н. м. была приписана Рувимо-Сосницкая пуст. со всеми угодьями, указом от 12 февр. 1749 г. предписывалось ежегодно выделять на устройство мон-ря и содержание его церквей по 500 р. «из Малороссийских доходов» (Филарет (Гумилевский). 1891. С. 13-14). 22 марта 1749 г. императрица дала жалованную грамоту настоятелю Иосифу и братии Р. Н. м., в тексте к-рой упоминались многие предшествующие дарственные грамоты обители царей Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича (с 1721 император) и гетмана Скоропадского. Согласно этой грамоте, все ранее переданные участки и угодья сохранялись в собственности обители. Р. Н. м. и Сосницкая пуст. освобождались от финансового подчинения Черниговской епархии, оставаясь в ее подчинении «токмо в том, что подлежит до духовного исправления» (Там же. С. 14). Р. Н. м. должен был управлять настоятель в духовном сане не выше игумена, к-рого следовало выбирать только из числа братии, а не переводить из др. мон-рей. Этот запрет касался и остальных насельников, все они должны были быть пострижениками Рыхловской обители. В Сосницкой пуст. братии повелевалось выбирать наместника также из числа насельников Р. Н. м. с согласия рыхловского игумена. 1 мая 1749 г. имп. Елизавета подарила обители серебряное паникадило, к-рое было передано в заложенный в том же году новый соборный 5-главый каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца с 2 приделами: во имя праведных Захарии и Елисаветы и во имя вмц. Варвары (Мат-лы для географии. 1865. С. 682; Филарет (Гумилевский). 1891. С. 10); освящен в 1760 г. еп. Черниговским и Новгород-Северским Ираклием (Комаровским). Впоследствии в этот же храм императрица пожертвовала сребропозолоченные св. врата.
Также в 1749 г. было закончено возведение теплой каменной однопрестольной ц. во имя вмч. Феодора Стратилата, в к-рой впосл. был погребен ктитор Качановский († 9 февр. 1754). Четвертый храм обители, деревянная малая ц. во имя свт. Николая, возведенная на средства гетмана Скоропадского, в к-рой изначально хранился чудотворный образ, была перестроена в камне и освящена 6 мая 1757 г. (Мон-ри Украины. 2013. С. 518). В 1756 г. в Р. Н. м. числилось не менее 46 чел., в т. ч. игумен, наместник, казначей, 9 иеромонахов, 8 иеродиаконов, 26 монахов и послушников (История Рыхловской пуст. 2009. С. 17).
В 1786 г. в ходе секуляризационной реформы имп. Екатерины II, проводившейся в Киевском, Новгород-Северском и Черниговском наместничествах, Р. Н. м. был причислен к обителям, подлежавшим упразднению. О сохранении мон-ря 6 июня 1786 г. ходатайствовал лично гр. П. А. Румянцев-Задунайский, владения к-рого располагались поблизости от Р. Н. м. 13 июля в ответном письме Екатерина II согласилась исполнить его просьбу: обители оставили прежние владения, но она была отнесена к заштатным и в ней должно было проживать не более 15 насельников, включая настоятеля.
В 10-х гг. XIX в. в Р. Н. м. подвизался иером. Василий (Кишкин; впосл. иеросхимонах, прп.).
В 1817 г., при архим. Мелхиседеке (Сокольникове), ц. вмч. Феодора Стратилата из-за ветхости и небольшой вместительности была перестроена как 3-престольная, добавлены приделы в честь Рождества Христова (главный) и в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (Филарет (Гумилевский). 1891. С. 21). В 1820 г. архим. Мелхиседек ввел новый устав, возродив в Р. Н. м. правила строгой монашеской жизни. Ему же принадлежит 1-е описание обители, опубликованное в 1844 г. В 1826-1829 и 1831-1840 гг. насельником Рыхловской обители был иером. Иоанникий (Голованицкий; с 1835 г. игумен; впосл. схиархим. прп. Илиодор), сначала в должности казначея, затем в должности настоятеля. При нем были построены 2-этажный каменный корпус трапезной, кухни и пекарни, заново перекрыта железом ц. во имя Иоанна Предтечи и братские корпуса, перестроены настоятельские покои, а также отремонтирована каменная ограда Р. Н. м. (История Рыхловской пуст. 2009. С. 20).
В 1848 г. во время холеры Рыхловский чудотворный образ свт. Николая по просьбе жителей г. Коропа (ныне поселок) принесли в Михайловский храм, а на следующий день обнесли его с крестным ходом вокруг города. После этого эпидемия остановилась, заболевшие стали поправляться. В память об этом событии в Р. Н. м. была написана и освящена копия чудотворной иконы, к-рую поместили в Михайловский храм.
В 1854 г. по ходатайству архим. Палладия штат Р. Н. м. был увеличен до 25 насельников из-за того, что к чудотворному образу постоянно обращались жители окрестных городов и селений (История Рыхловской пуст. 2009. С. 22). Рыхловской обители нередко поступали и земельные пожертвования. Напр., 15 марта 1869 г. имп. Александр II утвердил передачу Р. Н. м. усадебной земли с постройками в г. Кролевце, пожертвованной мещанкой Касиловой (Черниговские епарх. изв. 1869. Ч. офиц. № 17. С. 511-512).
В 1876 г. в числе братии Рыхловской обители были 6 иеромонахов, иеросхимонах, 6 монахов, 4 иеродиакона и 12 послушников.
В 1887 г. Р. Н. м. посетил Афанасий (Пархомович), еп. Новгород-Северский, вик. Черниговской епархии, к-рый отметил пение хора, организованного в обители, а также упомянул главную церковь, «величественную, благолепную и содержащуюся в должной чистоте», но при этом указал, что в теплой Рождественской ц. необходимо заменить пол (Там же. 1887. № 14. С. 501).
18 марта 1888 г. в должности настоятеля Р. Н. м. был утвержден избранный братией эконом Черниговского архиерейского дома иером. Иоасаф, руководивший обителью ок. 10 лет. При нем в 90-х гг. XIX в. в Р. Н. м. поступил Лука Проскура (буд. прп. Лаврентий Черниговский), который был назначен регентом братского хора. Когда через несколько лет еп. Черниговский и Нежинский Антоний (Соколов) повелел перевести его в свою резиденцию, Лука очень неохотно покинул полюбившуюся ему Рыхловскую обитель.
10 мая 1897 г. имп. Николай II утвердил передачу в дар Р. Н. м. от свящ. Платона Базилевича участка пахотной земли площадью 4 дес. 1650 кв. саж. в мест. Понорница с хуторами Вербовым, Сухим и Кабанячим Кролевецкого у. (Там же. 1897. № 14. С. 466-467). 5 февр. 1910 г. за Р. Н. м. был утвержден участок земли 45 дес. 1388 саж. с домом, постройками и мельницей, согласно завещанию дворянки Наталии Аквиловой (Там же. 1910. № 10. С. 222).
Почитание Рыхловского чудотворного образа свт. Николая продолжалось и в нач. XX в. 20 окт. 1901 г. определением Святейшего Синода по ходатайству еп. Антония, согласно желанию жителей г. Кролевца, было разрешено ежегодно приносить чудотворный образ свт. Николая ко 2 окт. на 20 дней из Р. Н. м. в Кролевец для служения молебнов и чтения акафистов (Там же. 1901. № 22. С. 685). В нач. XX в. в Р. Н. м. было ок. 200 насельников.
Из настоятелей Р. Н. м. XVII - нач. XX в. известны: Серапион Павлович (1669-1678), Лука (Григорович; 1679-1696, 1698-1699), Дионисий (Добромельский; упом. в 1697, 1699-1720, 1722), Варфоломей (Дубницкий; 20-е гг. XVIII в.), Сильвестр, Елисей, Игнатий, Ипполит (упом. в 1731), Мемнон (Борозда; упом. в 1740), Иосиф (упом. в 1749), Серапион, Герман (Мировицкий; 1765-1768), Клеопа (Шишкевич; 1768-1769), Иоиль (Писаревич; 1769-1780), Герман (Пеньковский), Амвросий (Самборский; 1807-1810), архим. Мелхиседек (Сокольников; 1816-1821), игум. Анастасий, игум. Иоанникий (Голованицкий; 1832-1840), игум. Феофил (Допчевский; 1841-1847), архим. Палладий (1848-1869), иером. Анастасий (1870-1872), иером. Мефодий (1872-1873), иером. Димитрий (1873-1876), архим. Георгий (1876-1888), игум. Иоасаф (1888-1898), архим. Евгений (Матвеев) (1898-1922).
В 1917 г., накануне Октябрьской революции, в Р. Н. м. насчитывалось 5 каменных храмов (соборная ц. во имя свт. Николая, Рождественская ц., надвратная Предтеченская ц., малая ц. во имя свт. Николая и ц. во имя арх. Михаила). В монастырском дворе располагались также кельи, трапезная и покои настоятеля, территория обители была обнесена каменной оградой. К северу от основного монастырского корпуса, на возвышенности, находился гостиный двор с корпусами для паломников. В Р. Н. м. были богатая б-ка и ризница, а также школа для мальчиков с общежитием и полным обеспечением проживания. Среди наиболее почитаемых святынь особо отмечался сребропозолоченный ковчег с частицами мощей 30 святых с изображением Воскресения Христова заграничной работы, редкий для России, пожертвованный Качановским в 1749 г. (описание этой святыни оставил Ф. Чижов в 1842 г.; см.: Мелхиседек (Сокольников). 1844. С. 28-32). К местным достопримечательностям относились пещеры вблизи обители, выкопанные, по преданию, старцами Илией, Евстафием и Даниилом и служившие изначальным пристанищем для местных насельников.
В кон. апр. 1921 г. в Р. Н. м. для дознания прибыл уполномоченный политбюро А. Масик. Он произвел обыск и обнаружил на чердаке Рождественской ц. спрятанное монастырское имущество. Во время допроса казначей мон-ря иером. Серафим (Ермак) рассказал, что вещи были спрятаны в 1918 или 1919 г. от бандитов, к-рые часто грабили обитель. После конфискации имущества иером. Серафим отправил заявление на имя председателя ГубЧК, в к-ром перечислил все изъятое и упомянул, что на тот момент в Р. Н. м. находилось 127 чел., 17 из к-рых работали в Рыхловском совхозе (История Рыхловской пуст. 2009. С. 26). 12 мая 1921 г. уполномоченный Кролевецкого политбюро Черниговской ГубЧК Лабзов арестовал иеромонахов Серафима (Ермака), Афиногена (Штабу) и мон. Епифания (Сытого), по проведенному следствию признал их виновными в контрреволюционной агитации. 24 мая был арестован и архим. Евгений (Матвеев). Суд вынес оправдательный приговор, признав право обители прятать свое имущество в связи с неспокойным временем, но конфискованное не вернули (Там же. С. 27-28).
Примерно через год, 21 апр. 1922 г., в Р. Н. м. прибыл райинформатор 4-го района Кролевецкого отдела ГПУ Сергиенко и вместе с уполномоченным уездного парткома Сорокалетом приступил к описи и изъятию монастырского имущества. 26 апр. все золотые и серебряные изделия были конфискованы, в т. ч. сребропозолоченный ковчег, церковная утварь и царские врата с серебяным паникадилом, подаренные имп. Елизаветой. Когда имущество вывозили, то среди собравшихся жителей началось возмущение, и сопровождавшим груз милиционерам пришлось стрелять в воздух. Было заведено уголовное дело по факту попытки укрытия монастырских ценностей и организации восстания населения с целью не допустить изъятия ценностей в пользу голодающих. 1 мая были арестованы архим. Евгений и казначей, игум. Серафим, 26 мая - благочинный обители иером. Митрофан (Радченко), монахи Пантелеимон (Игнатенко), Афиноген (Штаба), Иона, Климент (Наконечный), Тимон, Мисаил (Комач), Моисей (Галушко), Варсонофий, Сисой, Рафаил, Арсений (Швед), Феофан (Гончаров) и послушник Иван Бровко, 30 мая - иеродиак. Иоасаф. Жители окрестных сел Иванькова, Вербы, Оболонья собирали подписи в защиту арестованных монахов, к-рые заверял председатель сельсовета. 2 и 11 июня часть арестованных были отпущены. 12 авг. состоялось публичное судебное заседание; согласно приговору, архим. Евгений и иером. Митрофан подлежали расстрелу, игум. Серафим, монахи Мисаил, Арсений и Феофан - заключению на 5 лет, монахи Пантелеимон и Афиноген - на 4 года, монахи Моисей и Климент - на 3 года, послушник Иван - на 1 год. Также по решению суда договор между Рыхловской правосл. общиной и местной властью на право пользования монастырскими строениями и инвентарем и предметами религиозного обихода аннулировался, община распускалась без права возобновления. Верховный трибунал при Всеукраинском ЦИК не утвердил смертный приговор и существенно уменьшил сроки заключения (Там же. С. 28-30).
16 дек. 1922 г. Р. Н. м. был закрыт, монахов полураздетыми выгнали из келий и, по воспоминаниям прп. Феофана (Медведева) Рыхловского, бывшего в числе насельников обители, затем доставили в г. Кролевец, чтобы назначить на приходы. На территории Р. Н. м. устроили детский дом, к-рый действовал с кон. 1921 г. К кон. 1922 г. в нем было ок. 250 детей в возрасте от 8 до 16 лет. Лес обители активно вырубали в 30-х гг. XX в., храмы разрушили, строения разобрали на кирпичи и использовали в дальнейшем при строительстве. Возрождение Рыхловской общины началось с 3 мая 2004 г. по благословению еп. Черниговского и Нежинского Амвросия (Поликопы). Настоятелем восстанавливаемого мон-ря был избран иером. Серафим (Варванин). 20 мая под открытым небом служили 1-ю литургию. 13 июля 2006 г. решением Свящ. Синода УПЦ обитель была возобновлена как Свято-Николаевский Пустынно-Рыхловский муж. мон-рь, настоятелем утвержден иером. Серафим (впосл. игумен). 22 нояб. 2008 г. его сменил архим. Гурий (Фиров), бывш. настоятель нежинского Благовещенского мон-ря. Он возглавлял Р. Н. м. до 27 окт. 2015 г., затем наместником был назначен архим. Елисей (Ткаченко), к-рый управлял обителью до ее преобразования.
В наст. время Р. Н. м. располагается на бывш. гостином дворе прежней обители, в сев.-зап. части двора находится временный домовый храм свт. Николая Чудотворца, устроенный в 2004 г. В центре двора с 2007 г. строится кирпичный храм во имя свт. Николая. Обители также передано одноэтажное кирпичное здание бывш. школы, расположенное неподалеку от гостиного двора, которое было построено на рубеже XX и XXI вв. Во дворе старой Рыхловской обители установлены деревянные кресты на местах Предтеченской, Никольских и Рождественской церквей. С 2000-х гг. на месте малой Никольской ц. строится новый кирпичный храм. Главной святыней обители является старинный список чудотворного образа свт. Николая Чудотворца, местонахождение самого образа после закрытия обители в 1922 г. неизвестно.
28 июля 2019 г. постановлением Свящ. Синода УПЦ и по благословению митр. Киевского и всея Украины Онуфрия (Березовского) Р. Н. м. был преобразован в женский. Настоятельницей обители назначена игум. Олимпиада (Михайлович).