Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПЕРСТЕНЬ
55, С. 491-493 опубликовано: 29 февраля 2024г. 


ПЕРСТЕНЬ

[Лат. anellus или an(n)ulus], одна из инсигний епископа в Римско-католической Церкви.

Происхождение

В Римской империи ношение П. (кольца) было широко распространено среди представителей разных слоев общества. Значением наделялся не только сам факт ношения П., но и металл, из к-рого он был изготовлен, наличие или отсутствие на нем дополнительных украшений в виде камня и проч., ношение на левой или правой руке, на том или ином пальце, количество П. и т. д. (см., напр.: Plin. Sen. Natur. hist. XXXIII 1. 4). П. мог служить знаком личной доблести, статуса, знатности, богатства, свободного рождения и т. п. (Herodian. Hist. III 8. 5; Tertull. De resurr. 57; Novell. Just. 78 (539 г.); Isid. Hisp. Etymol. XIX 32. 3; известны примеры использования П. в магических целях - Ios. Flav. Antiq. VIII 2. 5). П. было принято дарить в день бракосочетания (Isid. Hisp. De eccl. offic. II 20. 8; см. в ст. Брак). Использовались также П.-печати (anulus signatorius).

Климент Александрийский призывал христиан отказаться от ношения П. как украшения, оставив только его функцию печати; при этом языческую символику, по его мнению, следовало заменять христианской, используя образы рыбы, голубя, корабля, якоря и т. п. (Clem. Alex. Paed. III 11. 57-59; см.: Finney. 1987).

Первые свидетельства об использовании П. епископами относятся к IV в. Свт. Оптат Милевитский, перечисляя отличительные черты кафолической Церкви, упоминает после ключей ап. Петра некий П., которого нет у еретиков и к-рый связан с образом запечатанного источника из Песн 4. 12 (Optat. Contr. Parmen. I 10. 3). Однако до VII в. епископский П. выполнял только функцию печати (см., напр.: Aug. Ep. 217. 59; Avit. Ep. 78 // PL. 59. Col. 280 = Idem. Ep. 87 // MGH. SS. AA. Bd. 6/2. S. 97; при этом известно, что сам блж. Августин не носил П.-печать, доверяя заботу о церковном имуществе своим клирикам - Possid. Vita Augustini. 24).

Епископский П.

В качестве епископской инсигнии (anulus episcopalis/pastoralis/pontificalis) П. наряду со стóлой (orarium) и посохом впервые упоминается в 28-м каноне IV Толедского Собора 633 г. (Concilios visigóticos e hispano-romanos / Ed. J. Vives e. a. Madrid, 1963. P. 203). Об этом же говорит и председательствовавший на том Соборе св. Исидор, еп. Гиспальский, к-рый называет П. знаком епископского достоинства (signum pontificalis honoris) и печатью таинств (signaculum secretorum) (Isid. Hisp. De eccl. offic. II 5. 12; в 819 г. это определение воспроизвел Рабан Мавр - Raban. Maur. De inst. cleric. 1. 4).

В IX в. обязательное вручение П. наряду с посохом при епископской ординации считалось галликанским обычаем (об этом говорится в послании 845 г. имп. Карла Лысого к папе Римскому Николаю I в связи с делом Эбона, архиеп. Реймсского, которое сохранилось в составе актов Собора 867 г. в Труа (MGH. Leg. Conc. Bd. 4. S. 242); судя по сохранившейся грамоте, П. и посох в 866 г. также были даны Электранну при избрании его епископом Рена (Le Moyen Âge. Ser. 2. Brux., 1904. T. 8. P. 110)).

Чин епископской ординации с использованием П. подробно описан в послании 875 г. Гинкмара, архиеп. Реймсского, к Адвентию, еп. Меца: П. надевается на безымянный палец правой руки как знак веры (signum fidei), тем самым епископ получает власть допускать или не допускать к божественным таинствам (аллюзия на Мф 18. 18) (изд.: Hincmar. Ep. 29 // PL. 126. Col. 188; см. также: Andrieu. 1953). Краткие молитвенные формулы, к-рые сопровождали этот обряд, впервые фиксируются в литургических рукописях 2-й пол. IX - 1-й пол. X в.: Понтификале из Санса (РНБ. Q.I.35+37+43), Понтификале из Каора (Кагора) (Paris. Lat. 1217; изд.: Martène E. De antiquis Ecclesiae ritibus. Antuerpiae, 17362. T. 2. Col. 130), Понтификале из Орийака (Albi. 20; изд.: Rasmussen N. K. Les pontificaux du haut moyen âge. Leuven, 1998. P. 49) и др. Характерно, что подобные формулы на вручение П. (наряду с мечом и жезлом) встречаются в IX-X вв. и в некоторых чинах коронации светских правителей.

Во 2-й пол. X в. появляются более развернутые молитвы на освящение, вручение и надевание П. (Pontif. Rom.-Germ. 38-39, 44-45; OR. 35B. 33-35 // Andrieu. Ordines. Vol. 4. P. 108; The Sacramentary of Ratoldus / Ed. N. Orchard. L., 2005. P. 40 (при облачении для совершения мессы П. надевался поверх перчаток - Ibid. P. 238); The Benedictional of Archbishop Robert / Ed. H. A. Wilson. L., 1903. P. 129, 165; The Leofric Missal / Ed. F. E. Warren. Oxf., 1883. P. 215-216; в т. н. Понтификале архиеп. Эгберта (посл. треть X в.) по-прежнему используется краткая формула при вручении П. (Banting H., ed. Two Anglo-Saxon Pontificals. L., 1989. P. 11), однако на вставном листе почерком, принадлежащем писцу XI-XII вв., выписана иная, более развернутая молитва, в к-рой говорится об обязанности епископа хранить чистоту веры Церкви как Невесты Христовой (sponsa Christi) (Ibid. P. 127)).

В XI-XII вв. вопрос о вручении П. и посоха оказался в центре спора об инвеституре. Возможно, по этой причине (чтобы понизить значение обряда) в Риме стали использовать только краткую формулу при надевании П. (Pontif. Rom. (XII c.). X 28; Pontif. Rom. (XIII c.). XI 29), к-рая впосл. вытеснила иные варианты из общецерковного обихода (Durand. Pontif. I 14. 42). В нек-рых литургических толкованиях вручение П. считали мистическим обручением епископа с Церковью (Honor. August. Gemma anim. I 216; при этом прообраз обряда видели в притче о блудном сыне (Лк 15. 22)). Папа Иннокентий III на основании Лк 11. 20 называл П. знаком дара Св. Духа (Innocent. III, papa. De sacr. altar. myst. I 46) и отождествлял епископов со стражами, обходящими город (Песн 5. 7), к-рые должны охранять обрученную Христу Церковь (Innocent. III, papa. De sacr. altar. myst. I 61).

С XII в. П. в качестве особой привилегии стал вручаться аббатам бенедиктинских мон-рей (с XV в.- только папой Римским). П. (золотое кольцо) служило также одним из символов посвящения в чин дев (см. в статьях Velatio, Картузианцы).

Епископские П. чаще всего изготовлялись из золота, хотя в средние века - также из серебра и бронзы. Чаще всего они были украшены драгоценными камнями (аметистом, топазом или рубином, вокруг них могли быть добавлены бриллианты). С XII в. появился особый кардинальский П., в отличие от тех, что были у епископов, он украшался сапфиром. На П. часто делались надписи (имя владельца, благословение и т. п.), помещались образы евангелистов, Девы Марии, ап. Петра, геральдические элементы. В позднее средневековье, судя по сохранившимся изображениям, надписям на епископских надгробиях и описям церковного имущества, епископы могли носить неск. П. одновременно, причем П., полученный при ординации, иногда надевали не на безымянный, а на указательный палец (вероятно, считая его 4-м по счету (что соответствовало указаниям в нек-рых чинах ординации)).

Тридентский чин епископской ординации включал молитву на освящение П. (Creator et Conservator humani generis), окропление его св. водой и надевание на безымянный палец правой руки с формулой «Accipe annulum» (в ней П. называется печатью веры/верности (signaculum fidei), с ее помощью ставленник должен хранить неповрежденной веру Церкви как Невесты Божией). П. следовало носить как в повседневной жизни, так и во время богослужения. Согласно указаниям католич. св. К. Борромео, П. должен быть только из золота и не иметь иных украшений, кроме одного драгоценного камня (Caroli Borromaei Instructionum fabricae et supellectilis ecclesiasticae libri duo (1577) / Ed. E. van Dreval. P.; Arras, 1855. P. 271). После смерти епископа его П. было принято класть вместе с ним в могилу или уничтожать.

В Новое время П. с драгоценным камнем стали также носить клирики, получившие докторскую степень, что было позже закреплено в Кодексе канонического права 1917 г. (CIC (1917). 1378). Согласно motu proprio папы Пия X (Inter multiplices curas, 21 февр. 1905), право ношения П. получили апостольские протонотарии (общие правила, касающиеся получения и ношения П., см.: CIC (1917). 136. 2; 811. 2).

После реформ II Ватиканского Собора текст формулы при надевании П., к-рый произносили во время епископской ординации, был неск. изменен. В соответствии с общей тенденцией к упрощению облачений П. в наст. время может изготовляться из серебра. Однако его обязательное ношение епископами сохраняется (в знак верности и единства с Церковью, своей Невестой). 6 дек. 1965 г., перед завершением II Ватиканского Собора, папа Павел VI распорядился вручить всем католич. епископам П. особой формы (в виде митры, без драгоценного камня, но с изображением на нем креста и фигур Христа и апостолов Петра и Павла), к-рый мн. епископы (в т. ч. сам папа, а также его преемник Иоанн Павел I) стали носить вместо П., полученного при ординации.

В совр. литургических книгах предусматривается также получение П. (кольца) аббатом (аббатиссой), а также при принятии вечных обетов в институтах посвященной жизни.

«Перстень рыбака»

Перстень рыбака папы Римского Бенедикта XVI. 2005 г. (Исторический музей, Ватикан)
Перстень рыбака папы Римского Бенедикта XVI. 2005 г. (Исторический музей, Ватикан)

Перстень рыбака папы Римского Бенедикта XVI. 2005 г. (Исторический музей, Ватикан)
Особый П., относящийся к числу регалий, начиная с XIII в. носят Римские папы. Из-за изображения на нем ап. Петра, забрасывающего сеть, его принято называть «перстнем (кольцом) рыбака» (anulus piscatorius). П. символизирует исполнение папой слов Христа о «ловцах человеков» (Мф 4. 19; Мк 1. 17; Лк 5. 10). Впервые он упоминается в послании 1265 г. папы Климента IV к своему племяннику Пьеру Ле Гро де Сен-Жиль, в котором папа сообщает, что свои тайные письма (in suis secretis) он запечатывает не буллой, а особой «печатью рыбака» (sub piscatoris sigillo) (Potthast. RPR. Bd. 2. S. 1544. N 19051). С кон. XIV в. и до 1842 г. этим П. запечатывались не только тайные, но и все личные письма папы и бреве (такая печать называлась sub annulo fluctuantis naviculae или sub anulo piscatoris). Самый ранний отпечаток такого П. сохранился на реликварии из рим. капеллы Санкта-Санкторум при Латеранском дворце и принадлежит папе Римскому Николаю III (1277-1280) (на нем изображен юноша-рыбак, стоящий с удочкой, на конце лески пойманная рыба; имеется подпись - «Secretum Nicolai PP. III»). Описание П. присутствует в инвентарях папского имущества в Авиньоне 1365 и 1369 гг. (Hoberg H. Die Inventare des päpstlichen Schatzes in Avignon. R., 1944. S. 394, 404. (ST; 111)). Изображение ап. Петра, закидывающего сеть с лодки, стало общепринятым только со времени правления папы Римского Николая V (1447-1455), прежде же на папском П. могли изображать тиару и ключи ап. Петра или головы апостолов Петра и Павла.

Церемониал А. Патрици Пикколомини предписывал вручение папского П. в конце чина избрания, при провозглашении имени нового папы (Dykmans M. L'oeuvre de Patrizi Piccolomini ou le Cérémonial papal de la première Renaissance. Vat., 1980. T. 1. P. 49). Изначально после смерти папы П. (с заменой на нем имени) передавался его преемнику (Dijk S. J. P., van. The Ordinal of the Papal Court. Fribourg, 1975. P. 536; Dykmans M. Le cérémonial papal de la fin du Moyen-Âge à la Renaissance. Brux.; R., 1977. T. 1. P. 159; 1981. T. 2. P. 267), но с 1521 г. его обязательно уничтожают сразу после констатации смерти папы (папа Иоанн XXIII в окт. 1962, незадолго до открытия II Ватиканского Собора, подарил свой П. санктуарию св. Иосифа Обручника в польск. г. Калиш как символ того, что св. Иосиф станет покровителем буд. Собора; в наст. время местонахождение этого П. неизвестно; после отречения папы Бенедикта XVI его П. не уничтожили, но лишь перечеркнули на нем печать знаком креста). Вручение П. и его уничтожение прежде входило в круг обязанностей камерленго. В наст. время эти функции выполняет декан коллегии кардиналов.

Лит.: Deloche M. Étude historique et archéologique sur les anneaux sigillaires et autres des premiers siècles du moyen âge. P., 1900; DACL. Т. 1. Col. 2174-2223; Andrieu M. Le sacre épiscopal d'après Hincmar de Reims // RHE. 1953. T. 48. P. 22-73; Labhart V. Zur Rechtssymbolik des Bischofsrings. Köln, 1963; Fourlas A. A. Der Ring in der Antike und im Christentum: Der Ring als Herrschaftssymbol und Wurdezeichen. Münster, 1971; Finney P. C. Images on Finger Rings and Early Christian Art // DOP. 1987. Vol. 41. P. 181-186.
А. А. Ткаченко
Ключевые слова:
Римско-католическая Церковь. Основные понятия Инсигнии, визуальные признаки власти, статуса, должности, официального правления, юрисдикции или принадлежности к организации, существующие в виде особых эмблем или предметов Перстень, одна из инсигний епископа в Римско-католической Церкви
См.также:
АННАТЫ сборы в пользу Римской курии
АННИВЕРСАРИЙ в практике католич. Церкви термин, обознач. ежегодное празднование или поминовение
БУЛЛА в узком значении - свинцовая печать на грамоте духовного или светского владыки; также сам документ, к к-рому привешивалась такая печать
GAUDIUM ET SPES [лат.- Радость и надежда], пастырская конституция о католич. Церкви в совр. мире, принятая Ватиканским II Собором
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ НАСТОЯТЕЛЬ обобщающее название для глав нек-рых монашеских орденов, конгрегаций, институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни в Римско-католической Церкви
ДВУХ МЕЧЕЙ ТЕОРИЯ средневек. политико-теологическая доктрина католич. Церкви для обоснования тезиса о верховенстве власти папы Римского над светскими государями, о недопустимости вмешательства светских правителей в церковные дела, а также о наличии у папства наряду с духовной и светской власти