Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БУЛЛА
Т. 6, С. 363-365 опубликовано: 1 ноября 2009г.


БУЛЛА

Бýлла [лат. bulla - пузырь, шарик, печать], в узком значении - свинцовая печать на грамоте духовного или светского владыки; также сам документ, к к-рому привешивалась такая печать. В первую очередь, Б. называется открытое торжественное папское послание (littera solemnis), скрепленное свинцовой печатью и посвященное особо важным вопросам, затрагивающим всю католич. Церковь, монашеский орден, определенное гос-во или епархию.

Печать

Папские буллы Стефана II, Льва Х и Пия XI
Папские буллы Стефана II, Льва Х и Пия XI

Папские буллы Стефана II, Льва Х и Пия XI
В ср. века свинец был обычным материалом для печатей духовных и светских владык. Свинцовой печатью (bulla plumbea) скреплялись различные типы папских посланий на папирусе, а затем на пергаменте, самые ранние из к-рых относятся к VI в. Из др. металлов для печатей в папской канцелярии применялось золото (очень редко), в позднее средневековье наряду с Б. получили распространение восковые печати с т. н. кольцом рыбака.

Папская Б.- круглая по форме, диаметром ок. 4 см, толщиной ок. 0,5 см. Она крепилась на документе на конопляной или шелковой нити. Оттиски папской печати ставятся на обе стороны Б. На ранних печатях на одной стороне стояло имя, на др.- титул папы в родительном падеже (напр., Hadriani / Papae). Приблизительно с XII в. на одной стороне появилось изображение голов апостолов Петра и Павла с надписью S. РА S. РЕ (Sanctus Paulus, Sanctus Petrus), т. н. печать апостолов. На др. стороне помещалась именная печать, имя папы, разделенное на 2 или 3 строчки (напр., Pius / Papa / II). После смерти папы именная печать уничтожалась, а апостольская переходила его преемнику. До своей коронации новый папа издавал послания лишь с односторонней Б., т. н. неполной Б. (bulla dimidia), на к-рую ставился лишь оттиск апостольской печати, в тексте делалось соответствующее упоминание об этом. Свои собственные Б. ввели Констанцский и Базельский Соборы, претендовавшие на место, равное папскому в делах католич. Церкви. Их именной печатью была надпись «Sacrosancta Synodus Constanciensis» (Священный Констанцский Собор) или «Sacrosancta Synodus Basiliensis» (Священный Базельский Собор), для оборотной стороны Констанцский Собор использовал папскую апостольскую печать, Базельский - печать с изображением сошествия Св. Духа на участников Собора.

Свинцовые печати были широко распространены в Зап. Европе. Сначала это было вызвано подражанием визант. императорам, затем влиянием папской и имперской канцелярий. Древнейшие непапские Б. относятся к VII в. В крупных городах Сев. Италии свинцовые Б. использовали не только архиепископы, епископы и аббаты, но и простые клирики, патриции и нотарии. Известны свинцовые Б. коммун Пизы, Флоренции, Лукки, Генуи, дожей Венеции, королей на Сицилии, в Испании, Португалии, светских и духовных сеньоров Юж. Франции. В имперской канцелярии свинцовые Б. вошли в обиход при франк. имп. Карле Великом и употреблялись до кон. XI в. Потом металлические печати стали делать из золота.

Папские грамоты

В раннее средневековье свинцовыми Б. скреплялись различные виды папских документов: конституции, энциклики, декреты, рескрипты, декреталии. Папские послания до VI в. сохранились в основном в копиях или отрывках. Их формуляр был неустоявшимся, регулярной регистрации не велось. Первые упоминания об архиве папской курии относятся к понтификатам пап Дамаса I (366-384) и Геласия I (492-496). При папе Григории I Великом (590-604) была создана первая книга формул Римской курии - «Liber Diurnus» (Ежедневная книга), к папскому титулу в Б. была добавлена формула «Servus servorum Dei» (Раб рабов Божиих).

В каролингскую эпоху с созданием Патримония св. Петра последовала реорганизация работы канцелярии. Для торжественных папских документов было введено т. н. двойное датирование в конце текста Б. (применялось до 20-х гг. XII в.). Первая дата начиналась со слова «Scriptum» (написано), содержала месяц и индикт, имя служащего курии, составлявшего черновик Б. или набело переписывавшего ее. Вторая дата могла отделяться от первой неск. днями. Она вводилась словом «Data», позднее «Datum» (дано) и указывала год и день, имя кардинала, под чьим руководством выдавалось это послание.

С XI в. папирус перестал употребляться в папской канцелярии и Б. стали издаваться только на пергаменте. В сер. XI в. папа Лев IX провел реформу папской канцелярии, что повлекло за собой упорядочение формуляра Б. и правил их использования. В XI-XIII вв. сформировался тип больших и малых Б. (также «привилегии» и «послания»), отличавшихся степенью торжественности. Все Б. начинались с имени папы, написанного готическим майюскулом. В больших Б. после слов «episcopus, servus servorum Dei» шла клаузула, формула, оговаривавшая неограниченный срок действия документа,- «in perpetuam memoriam» или «ad perpetuam rei memoriam» (сокращенно IN PP. M); в малых Б. вместо нее стояло «salutem et apostolicam benedictionem» (приветствие и апостольское благословение). Адресат в тексте не указывался. Со 2-й четв. XII в. большие Б. подписывались папой и кардиналами-епископами (в центре под именем папы), кардиналами-пресвитерами (слева) и кардиналами-диаконами (справа). Внизу документа, слева от подписи папы, ставилась т. н. рота, состоявшая из 2 концентрических кругов, в пространство между к-рыми был вписан папский девиз (signum), краткое изречение из Свящ. Писания, выбранное понтификом при восшествии на престол. Девизом Льва IX, напр., было изречение «Misericordia Domini plena est terra» (Милосердием Божиим полна земля), а папы Адриана IV - «Oculi mei semper ad Dominum» (Очи мои всегда ко Господу). В центре роты располагались имена апостолов Петра и Павла, над и под ними - имя папы. Справа от папской подписи и напротив роты стояла монограмма, заменившая древнюю формулу благословения «Веnе valete» (Будьте здоровы). Начиная с понтификата Льва IX эти слова писались не полностью, а в виде монограммы. В малых Б. рота, монограмма «Bene valete», подписи папы и кардиналов отсутствовали, их подписывал только кардинал-канцлер. В отличие от малых Б. текст больших Б. всегда заканчивался угрожающими или запретительными клаузулами «Decernimus ergo ...» (Постановляем поэтому ...), «Si quis igitur ...» (Если же кто ...). В XI в. последнюю строку текста заполняли многократным повторением слова «Amen». В «Datum» указывались имя должностного лица, выдавшего Б., день месяца, индикт, год от Воплощения Господа, год понтификата. Напр., «Дано в Латеране рукой Роланда, святой Римской Церкви кардинала-пресвитера и канцлера, в 12-й день до июньских календ, 5-го индикта, в год от воплощения Господня 1157, понтификата же господина папы Адриана четвертого год третий» (Datum Laterani per manum Rolandi sanctae Romanae ecclesiae presbyteri cardinalis et cancellarii, XII Kl. Junii, indic [tione] Vo, anno dominicae incar. MCLVIIo pontificatus vero domini Adriani papae quarti anno tertio [21 мая 1157]). Вплоть до понтификата папы Льва XIII (1878-1903) Б. писались особым шрифтом с разнообразными сокращениями и отсутствием пунктуации. Поскольку текст был довольно труден для чтения, вместе с Б., как правило, посылалась копия (transsumpta, transsumptio), написанная более простым шрифтом.

Большие Б. обычно касались предоставления привилегий, закрепления владельческих прав мон-рей и религ. конгрегаций. Малые Б. получили гораздо более широкое распространение в XI-XIII вв., они издавались по насущным вопросам церковной жизни и подразделялись на неск. типов. По способу внесения в папские регесты они делятся на общие (litterae communes) и куриальные (litterae curiales). Первые копировались в общий свод регест, вторые в специальный том.

Малые Б. по содержанию и форме разделялись на титулы (tituli) и поручения (mandamenta). Первые содержали различные пожалования, дарения, привилегии, подтверждение владельческих прав. Хотя в них отсутствовали подписи кардиналов, рота, монограмма «Веnе valete», они все же имели достаточно торжественный характер. В их текст включались запретительные клаузулы, папское имя вначале писалось большими буквами и украшалось инициалом, свинцовая печать привешивалась на красных и золотых шелковых нитях. Вторые содержали папские повеления, инструкции и носили скорее деловой характер. В них отсутствовали запретительные клаузулы, папское имя писалось обычными заглавными буквами, печать крепилась на конопляной нити.

Значительные изменения в работе папской канцелярии произошли при папе Римском Иннокентии III (1198-1216). Составление и выдача просителям документов были распределены между 4 службами папской канцелярии: аббревиаторы (abbreviatores) составляли черновик (littera notata) буд. папского послания. После того как этот черновик визировался папским нотарием или вицеканцлером, он попадал к переписчикам (grossatores, scriptores), к-рые делали беловой вариант (in grossam litteram). Далее с документа снималась копия в папские регесты (начиная с понтификата Иннокентия III папские регесты сохр. практически полностью). В конце буллаторы (bullatores, bullarii) привешивали к документу печать. С XIII в. для папских посланий с такой свинцовой печатью начинает употребляться и сам термин «Б.», а за свинцовой печатью закрепляется обозначение «plumbum». Одним из основных способов проверки подлинности Б. в ср. века было просчитывание точек в круге, окаймляющем свинцовую печать, или точек в фигурке ап. Петра.

В кон. XIII - нач. XIV в. большие Б. практически вышли из употребления или же писались только для очень торжественных случаев. Т. н. титулы и поручения стали все больше отличаться друг от друга, и последние получили широкое распространение. Для них наряду со свинцовыми печатями использовалась т. н. печать рыбака. В сер. XIV в. появились новые виды папских документов: консисторские Б. и бреве. Консисторские Б. издавались в особо важных случаях: напр., при созыве Соборов, предоставлении привилегий монархам. Для придания торжественности в них использовались элементы уже вышедших к XV в. из употребления привилегий - рота и собственноручные подписи папы и кардиналов. Форма «mandamenta» сохранилась лишь для случаев канонизации, назначения епископов, пожалования крупными бенефициями, брачных диспенсаций.

Папа Лев XIII своим motu proprio от 29 дек. 1878 г. установил новый порядок оформления Б.: применялся тот же шрифт, что и для написания бреве, свинец использовался только в очень торжественных случаях, печать чаще всего ставилась красными чернилами.

Лит.: Pflugk-Harttung J. Die Bullen der Päpste bis zum Ende des 12. Jhs. Gotha, 1901. Hildesheim, 1976r; Serafini C. Le monete e le bolle plumbee pontificie del medagliere vaticano. Mil., 1910-1928. 4 vol.; Eitel A. Über Blei- und Goldbullen im Mittelalter: Ihre Herleitung u. ihre erste Verbreitung. Freiburg i. Br., 1912; Schmitz-Kallenberg L. Die Lehre von den Papsturkunden // Meister A. Grundriss der Geschichtswissenschaft. B., 1913. Bd. 1. T. 2. S. 56-116; Hove A., van. Commentarium Lovaniense in Codicem Juris canonici. Mechliniae, 1928. Vol. 1. P. 70-71; Sella P. Le bolle d'oro dell'Archivio Vaticano. Vat., 1934; Bresslau H. Handbuch der Urkundenlehre für Deutschland und Italien. B., 19583. Bd. 1. S. 82-84; Bd. 2. S. 562-611; Herde P. Beiträge zum päpstlichen Kanzlei- und Urkundenwesen im 13 Jh. Kallmünz, 19672; Frenz Th. Papsturkunden des Mittelalters und der Neuzeit. Stuttg., 1986. S. 42-44; Papsturkunde und europäisches Urkundenwesen: Stud. zu ihrer formalen und rechtlichen Kohärenz vom 11. bis 15. Jh. / Hrsg. v. P. Herde, H. Jakobs. Köln, 1999.
Е. В. Казбекова
Ключевые слова:
Булла, в узком значении - свинцовая печать на грамоте духовного или светского владыки; также сам документ, к которому привешивалась такая печать Римско-католическая Церковь. Основные понятия Сфрагистика
См.также:
АННАТЫ сборы в пользу Римской курии
АННИВЕРСАРИЙ в практике католич. Церкви термин, обознач. ежегодное празднование или поминовение
GAUDIUM ET SPES [лат.- Радость и надежда], пастырская конституция о католич. Церкви в совр. мире, принятая Ватиканским II Собором
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ НАСТОЯТЕЛЬ обобщающее название для глав нек-рых монашеских орденов, конгрегаций, институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни в Римско-католической Церкви
ДВУХ МЕЧЕЙ ТЕОРИЯ средневек. политико-теологическая доктрина католич. Церкви для обоснования тезиса о верховенстве власти папы Римского над светскими государями, о недопустимости вмешательства светских правителей в церковные дела, а также о наличии у папства наряду с духовной и светской власти
DEI FILIUS lогматическая конституция о католич. вере