Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОНИСИФОР
52, С. 728-730 опубликовано: 16 июня 2023г.


Содержание

ОНИСИФОР

(2-я пол. XI в.- 1-я пол. XII в.), прп. (пам. 9 нояб., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, иером., исповедник. В посвященном О. Слове Киево-Печерского патерика, составленном в 1222-1226 гг. еп. Владимиро-Суздальским свт. Симоном, говорится, что священник («презвитер») О. удостоился от Бога дара прозорливости, с чем был связан ряд чудесных событий. Об одном из них, происшедшем в игуменство Пимена (1-я пол. XII в.), святитель повествует, ссылаясь на «блаженых тех старец», к-рые в свою очередь, по их словам, узнали о чуде от его свидетелей.

Прп. Онисифор Исповедник. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». 1766 г. (собрание С. Н. Ратникова)
Прп. Онисифор Исповедник. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». 1766 г. (собрание С. Н. Ратникова)

Прп. Онисифор Исповедник. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». 1766 г. (собрание С. Н. Ратникова)

Друг О., монах и его духовный сын, внешне подражал жизни преподобного, притворялся постником и целомудренным человеком, но втайне нарушал посты, пьянствовал и распутничал. Ему удавалось скрывать свой образ жизни от О. и от всей братии мон-ря. Когда этот монах неожиданно, будучи в полном здравии, умер, от его тела начал исходить такой смрад, что никто из монахов не мог к нему приблизиться и совершить отпевание. После того как тело все же внесли в пещеру, ее стали обходить даже бессловесные твари; из пещеры слышался вопль, как будто покойного кто-то мучил.

О. удостоился видения одного из основателей Киево-Печерского монастыря (см. Киево-Печерская лавра), прп. Антония Печерского, к-рый в гневе обратился к нему, запретив хоронить в пещере столь грешного и недостойного инока. Затем О. явился ангел, к-рый объяснил О., что его неведение об истинной жизни покойного инока было назиданием от Бога, чтобы покаялись те, кто согрешают, но не каются. Обо всем этом О. сообщил игум. Пимену. Прп. Антоний вновь явился О. ночью и повелел бросить тело человека, недостойного быть погребенным в пещере, на съедение псам. О. стал усердно молиться и тогда услышал глас свыше: «Аще хощеши, помози ему». После совета с игуменом было решено принудить кого-нибудь выкинуть тело в воду (очевидно, в Днепр). Тогда в 3-й раз явившийся О. прп. Антоний сказал, что он смилостивился над душой покойного, поскольку не может нарушить обет, данный инокам обители, что каждый, кто будет погребен в пещере, удостоится спасения. О. рассказал об этом игумену и братии. Игум. Пимен много молился о душе покойного духовного брата и услышал глас, возвещающий, что Господь помиловал грешника. После этого смрад, исходивший от его тела, сменился благоуханием, свидетелем к-рого стала вся братия, призванная игуменом в пещеру (Абрамович. 1931. С. 104-106; Древнерус. патерики. 1999. С. 22-23).

В «Слове о затворнике Никите» (см. Никита, свт., еп. Новгородский) 13 монахов, в т. ч. О., называемый прозорливцем, явились к молодому мон. Никите, ушедшему в затвор и увлекшемуся там изучением ВЗ, к-рому начал отдавать предпочтение перед НЗ, и отогнали от него беса (Абрамович. 1931. С. 126; Древнерус. патерики. 1999. С. 38). Данное событие относится к периоду настоятельства в обители прп. Никона Великого, т. е. к 1078-1088 гг. Очевидно, что и сам О. уже тогда пользовался авторитетом в Печерском мон-ре.

Встречающаяся в лит-ре дата преставления О.- 1148 г. (см., напр.: Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 625; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Нояб. С. 48) недостаточно обоснованна. Мощи О. почивают открыто в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Биохимические и медико-антропологические исследования мощей показали, что они относятся к XII-XIII вв., человеку на момент кончины было 45-50 лет (Дива. 1997. С. 91, 93).

О. упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Ближних пещерах; рядом с его мощами указаны мощи прп. Спиридона (см.: [Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 289). О. назван блаженным, «предвидевый вся и предъвещая ясне», вместе с Киево-Печерскими преподобными Иеремией и Матфеем прозорливыми во 2-м тропаре 3-й песни составленного по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. Канона преподобным отцам Печерским, автором которого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг (Дива. 1997. С. 146).

В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору. С 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент. Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. О.) в общецерковные месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти О. был установлен не позднее 1836 г.

Ист.: Патерик Киево-Печерского мон-ря / Подгот. к изд.: Д. И. Абрамович. СПб., 1911. С. 179-180 [Арсениевская ред. патерика]; Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1931, 1991р. С. 104-106, 126; Древнерус. патерики / Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999 (по указ.).
Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 217; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 414; Описание о российских святых. С. 20; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 18-19; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сент. С. 161; Нояб. С. 48-49; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 294, 349; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 31-32, 41, 48, 60, 71, 131; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 624-625; Карпов А. Ю. Онуфрий // Он же. Рус. Церковь X-XIII вв.: Биогр. словарь. М., 2016. С. 345.
М. В. П.

Иконография

Имя О. приведено среди имен 130 Киево-Печерских преподобных (все без указания дней памяти) в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в. со следующим описанием: «Надсед, брада и власы Сергиевы (прп. Сергия Радонежского.- Авт.), риза преподобническая дичь, испод голубец, на плечах клобук черн, руки у сердца, персты вверх, левою ногою стоит впрям» (БАН. Строг. № 66. Л. 315 об.; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. № 4765, кон. XVIII в.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. № 381. С. 188). В подлиннике 20-х гг. XIX в., включающем «особый перечень русских святых с описанием «подобий»» (Там же. С. 261), подчеркнута возрастная характеристика О. как молодого человека; облачение монашеское, на голове - клобук (РНБ. Погод. № 1931. Л. 213). В Строгановском подлиннике в фиксации местоположения святых (О.- «левыя страны», 13-й) находит отражение вариант «соборной» иконографии Киево-Печерских чудотворцев, сложение к-рой происходит в 80-х гг. XVII в. на фоне установления в это время почитания Собора всех Киево-Печерских преподобных отцов. Наиболее ранние примеры композиции «Собор Киево-Печерских святых» Д. А. Ровинский отмечает на гравюрах кон. XVII в. (грубой работы, на нижнем поле следы счищенных надписей) и 1-й пол. XVIII в. (без монограммы гравера) (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. № 1506, 1507). Полуфигура О., обращенная в 3/4-ном повороте вправо, к центру, находится в левой группе святых, почивающих в Ближних пещерах, к-рую возглавляет прп. Антоний Печерский, замыкая «пятерицу» преподобных в 3-м снизу ряду; в «пятерицу» помимо О. входят (справа налево): Евстратий, Иоанн Многострадальный, Моисей Угрин и Лука, эконом Печерский. В отличие от приведенной в иконописных подлинниках характеристики образа на сохранившихся иконах и эстампах с изображением Собора Киево-Печерских святых О. представлен с непокрытой головой, средовеком, с проседью в волосах, иногда с большой, доходящей до темени залысиной и вьющимися волосами (как на иконе 1-й трети XIX в., КБМЗ), с округлой или сужающейся книзу, также с проседью, недлинной бородой; в нимбе при имени надпись: «Исповедник». К этому традиц. варианту иконографии относятся гравюры (напр., 1756 г. Василия Белецкого (РГБ); почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Ровинский. Народные картинки. С. 621. № 1505); сер. XVIII в. Мартина Нехорошевского (Там же. № 1509); 1771/74 г. Иоанна Кончаковского (Там же. № 1510); 1821 г. Герасима Проценко (Там же. С. 623. № 1511) и мн. др. (Там же. № 1512-1518; Кн. 4. С. 761. № 1505 а; С. 761-763)), а также иконы (напр., из Киево-Печерской лавры, 2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ (Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); посл. треть XVIII в. (1771 г.?), ИОХМ (Иркутские иконы: Кат. / ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28); из мастерской Киево-Печерской лавры, сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове; иконописца из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.), 2-я пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова, и мн. др.) и литографии (напр., 1893 г., ГЛМ; хромолитография кон. XIX - нач. XX в., Почаевская Успенская лавра), и мн. др.).

Над ракой со св. мощами О. в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры находится единоличный образ святого, написанный в лаврской иконописной мастерской под рук. иером. Иринарха в 40-х гг. XIX в. О. представлен в 3/4-ном повороте влево, погруженным в чтение: сидит за столом, раскрытая книга лежит на небольшой подставке-пюпитре; волосы светло-русые; у него большая проплешина, пышная окладистая борода чуть ниже средней длины; облачен в рясу, мантию, куколь лежит на плечах. Икона с ростовым изображением О. (правая рука в молении, в опущенной левой - закрытый свиток, голова непокрыта) работы М. И. Дикарёва вошла в комплект годовой Минеи (366 образов), созданный для домовой ц. Введения во храм Пресв. Богородицы великокняжеского Мраморного дворца в С.-Петербурге (1900, ГМИР).

Рисунок с изображением О. включен в лицевые святцы рус. святых (1959-1962, частное собрание), созданные мон. Иулианией (Соколовой) по благословению свт. Афанасия (Сахарова). В основе образа - описание О. в Строгановском иконописном подлиннике: он в куколе, со сложенными крестообразно на груди руками, голова чуть склонена, взор направлен вниз, борода средней длины, окладистая, слегка заостренная книзу. Изображение О. помещено и в масштабной соборной композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) в 30-50-х гг. XX в. (иконы из ТСЛ, СДМ; в т. ч. на восходящих к этой композиции иконах др. иконописцев кон. XX - нач. XXI в.),- в группе чудотворцев Ближних пещер (Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239).

Э. В. Шевченко
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Исповедники Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских Собор Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих (28 сентября) Онисифор (2-я пол. XI в.- 1-я пол. XII в.), Киево-Печерский, иеромонах, исповедник, преподобный (пам. 9 нояб., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)
См.также:
АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Cобор всех святых, в Малой России просиявших)
АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)
АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
ЕЛЛАДИЙ (XII-XIII вв.?), прп. (пам. 4 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)
ЕРАЗМ (кон. XI-XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 24 февр.; 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)
ИОАНН Многострадальный, пещерник (XII в.), прп. (пам. 18 июля, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских прп. отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских прп. отцов, в Ближних пещерах почивающих)
ИОАНН (XIII в.?), постник, прп., Киево-Печерский (пам. 7 дек., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских прп. отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских отцов, в Ближних пещерах почивающих)
ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
ЛУКА (XII-XIII вв.?), эконом, прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 6 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
МАТФЕЙ († не ранее 1077/78, после 1088 (?)), прп. Киево-Печерский, Прозорливый (пам. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших)
НЕКТАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. , Киево-Печерский, Послушливый (пам. 29 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
НЕСТОР († 1-я четв. XII в. (?), Киево-Печерский мон-рь), древнерус. агиограф, летописец, прп., Киево-Печерский (пам. 27 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)