Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АНТОНИЙ
Т. 2, С. 602-606 опубликовано: 18 февраля 2009г.


АНТОНИЙ

(† 1073), прп. (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), основатель Киево-Печерского мон-ря, один из основоположников рус. монашества. Сохранившиеся сведения об А. довольно противоречивы. В Повести временных лет (10-е гг. XII в.) в составе «Сказания, чего ради прозвася Печерский монастырь» (под 1051), а также в Киево-Печерском патерике (30-е гг. XIII в.) сохранились существенные следы жития А. (Патерик содержит прямые ссылки на житие) или, вернее, повести о начале Печерской обители и о ее первых подвижниках, созданной в посл. четв. XI в., но впосл. (между сер. XIII и сер. XVI в.) утраченной (названное житие не следует смешивать с житием А., к-рое вошло в печатный Печерский патерик и представляет собой компиляцию XVII в.). По предположению А. А. Шахматова, следы жития А. содержались в Начальном своде, созданном в Печерском мон-ре в 90-х гг. XI в., откуда и были заимствованы в ПВЛ. Эта «антониевская» традиция в ряде случаев (в частности, в отношении хронологии) заметно отличается от др. печерской традиции - «феодосиевской», т. е. данных жития прп. Феодосия Печерского и нек-рых свидетельств летописного Сказания об основании Печерского мон-ря, что затрудняет восстановление основных хронологических вех деятельности А.

Игумен Св. горы Афон постригает прп. Антония и благословляет возвратиться на Русь. Миниатюра Радзивиловской летописи. Кон. XV в. Л. 90 об. (БАН. 34.5.30)
Игумен Св. горы Афон постригает прп. Антония и благословляет возвратиться на Русь. Миниатюра Радзивиловской летописи. Кон. XV в. Л. 90 об. (БАН. 34.5.30)

Игумен Св. горы Афон постригает прп. Антония и благословляет возвратиться на Русь. Миниатюра Радзивиловской летописи. Кон. XV в. Л. 90 об. (БАН. 34.5.30)

А. был родом из Любеча; его мирское имя Антипа сообщается только в одном списке ПВЛ - в составе «Летописца Переяславля Суздальского»; редакция сер.- 2-й пол. XV в. (ПСРЛ. Т. 41. С. 56). А. принял монашеский постриг в одном из афонских мон-рей (что это был рус. мон-рь Ксилургу - распространенная, но ни на чем не основанная догадка) и через нек-рое время вернулся на Русь. Сведения о 2 путешествиях А. на Афон (2-е было предпринято якобы вследствие междоусобия после смерти св. равноап. кн. Владимира в 1015) появляются только во 2-й Кассиановской редакции Патерика (1462) и являются следствием стремления редактора преодолеть хронологические противоречия своих источников. Еще более позднего происхождения (XVIII-XIX вв.) местные афонские предания о пострижении А. в Великой лавре св. Афанасия или мон-ре Эсфигмену. Согласно упомянутому реконструируемому древнему житию А., преподобный вернулся на Русь и поселился в Варяжской пещере на берегу Днепра не позднее нач. 30-х гг. XI в., когда к нему пришли прп. Моисей Угрин, а затем Иларион, буд. свт., митр. Киевский. В житии А. представлен в сане иеромонаха, к-рый сам постригает в монашество и рукополагает во священники; после поставления игуменом Варлаама он удаляетсяв затвор, где и пребывает 40 лет до самого преставления.

Прп. Антоний Печерский. Покров. Нач. XVI в. Москва. (ГРМ)
Прп. Антоний Печерский. Покров. Нач. XVI в. Москва. (ГРМ)

Прп. Антоний Печерский. Покров. Нач. XVI в. Москва. (ГРМ)

В «феодосиевской» традиции наблюдается совсем иная, хронологически более достоверная картина. Вернувшись на Русь, А. не ранее 1051 г. поселился близ Берестова под Киевом в пещере, оставленной ушедшим на митрополию свт. Иларионом. Вскоре иноческий подвиг А. получил известность, и уже после смерти киевского кн. Ярослава Мудрого (1054) вокруг А. начала складываться община монашествующих, среди к-рых были постриженики из ближайшего окружения киевского кн. Изяслава Ярославича - Варлаам и Ефрем, буд. свт., митр. Переяславский, что вызвало конфликт с князем. А. сам не постригал в монахи, а благословлял делать это прп. Никона, т. к. тот имел сан священника («прозвутеру тому сущу и черноризцу искусну»). Видя умножение братии и стремясь к монашескому уединению, А. поставил Варлаама игуменом образовавшегося мон-ря, сам же удалился в пещеру по соседству. Формально не являясь настоятелем, А. тем не менее продолжал оставаться непререкаемым авторитетом для братии, поскольку именно он принес на киевские горы благословение и аскетический опыт Св. горы. По благословению А. была построена Успенская ц. над большой пещерой, затем - кельи и ограда, по совету и благословению А. в 1062 г. или чуть ранее игуменом был избран прп. Феодосий. События 1068 г. (поражение рус. князей половцами, восстание в Киеве, бегство Изяслава из столицы и вокняжение в ней полоцкого кн. Всеслава Брячиславича) привели к новому столкновению между А. и вернувшимся в мае 1069 г. Изяславом, причины к-рого не вполне ясны (Изяслав гневался на А. «за Всеслава»). Во всяком случае идущее от М. Д. Присёлкова представление о наличии в Печерском мон-ре своеобразных противоборствовавших «политических партий» («антониевской» - против Изяслава Ярославича и «феодосиевской» - против его брата черниговского, а затем киевского кн. Святослава) надо признать упрощением. Так или иначе в 1069 г. А. был вынужден укрыться в Чернигове у Святослава Ярославича, где стал основателем Болдинского пещерного мон-ря, в Киев вернулся, очевидно, только после марта 1073 г. с вокняжением там Святослава. Здесь он вскоре скончался, успев, кажется, принять участие в 1073 г. в закладке каменного Успенского собора мон-ря, место для к-рого было чудесным образом указано по молитвам святого. А. был погребен в своей пещере.

В отличие от прп. Феодосия Печерского в отношении А. определенных сведений о времени его канонизации нет, письменная традиция не сохранила даже даты преставления А. Однако о почитании А. в Печерском мон-ре уже в посл. четв. XI в. можно судить по тому, что в это время здесь было составлено его житие. Иконы А. и прп. Феодосия упоминаются в Патерике (слово 4), кроме того, на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери (ок. 1288?) изображены предстоящие А. и прп. Феодосий. Первое твердое свидетельство церковного почитания А. вне Киево-Печерского мон-ря - посвящение А. и Феодосию Печерским в 1394 г. церкви в тверском Жёлтикове Успенском мон-ре Тверским еп. Арсением, составителем Арсениевской редакции Печерского патерика (ПСРЛ. Т. 11. С. 156). С рубежа XIV-XV вв. в списках Пролога 2-й редакции, происходящих из Сев.-Вост. Руси, таких, как Спасо-Прилуцкий (Абрамович Д. И. О Спасо-Прилуцком прологе СПбДА // Новый сб. статей по славяноведению, сост. и изд. учениками В. И. Ламанского. СПб., 1905. С. 286) и Успенский Прологи (ГИМ. Усп. 3-перг.) 1410-1425 гг., под 7 (реже под 3) мая помещается переделка «Сказания, чего ради прозвася Печерский монастырь», именуемая «Слово об Антонии» или «Успение Антония» (нач.: «Князю Ярославу, сыну Володимерю, княжащю в Киеве»). Однако дата этих списков не определяет времени создания памятника, т. к. более ранние списки Пролога, созданные во Владимиро-Суздальской Руси, не сохранились, при том что данная разновидность отличается большой архаичностью состава, указывающей на формирование сборника скорее в домонг. время. В сер.- 3-й четв. XV в., возможно одновременно с написанием службы А., создается и новая версия Слова о преподобном, именуемая в заголовке житием (нач.: «Великому князю Володимеру Святославичу царствующу в Киеве, при сем бысть блаженый Антоние от града Любеча»), также на основе Сказания о Печерском мон-ре. Текст помещается под 10 июля и снабжен стихом: «Антоние, возлюбив пещеру темную, доброты земныя оплевав, светло просия. Иже к Антонию притечет, грехом прощение приемлет. Антоние от земных к Богу преидет»; памятник встречается в украинско-белорус. списках XV-XVI вв. Стишного Пролога особой редакции (старший список - Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. № 100, 1496 г. Л. 363-364), к созданию к-рой, возможно, имел отношение Пахомий Логофет (Турилов. Южнославянские памятники). Даты памяти А. 7 (изредка 3) мая и 10 июля существовали в традиции XV-XVII вв. параллельно: майская - по преимуществу в Прологе (хотя иногда к ней бывают приурочены и песнопения, напр. тропарь и кондак в сборнике 2-й пол. XV в. книгописца Евфросина - РНБ. Кирилло-Белозер. № 6/1083. Л. 247 об.- 248), в XVII в. она попадает и в печатные издания этого сборника (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 349); июльская же - в богослужебных книгах. Окончательно июльская память стала главенствующей не ранее 2-й пол. XVII в. При архим. Варлааме (Ясинском; 1684-1690; впосл. митр. Киевский) установлено празднование Собору преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в 1843 г.- празднование общей памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских.

Прп. Антоний Печерский. Гравюра. Анфологион. К., 1619
Прп. Антоний Печерский. Гравюра. Анфологион. К., 1619

Прп. Антоний Печерский. Гравюра. Анфологион. К., 1619

В Успенском соборе Киево-Печерского мон-ря А. был посвящен один из 4 престолов, устроенных на хорах церкви. С XVII в. имеются упоминания о ц. во имя Антония в Ближних пещерах. Между 1473 и 1510 гг. в Псково-Печерском мон-ре была построена деревянная ц. во имя Антония и Феодосия Печерских. Ок. 1522-1523 гг. вместо нее при расширении пещерной соборной Успенской ц. был устроен одноименный придел. Придел во имя Антония и Феодосия Печерских существует в усыпальнице под Успенским собором (1648) нижегородского Печерского в честь Вознесения мон-ря . В московском во имя Страстной иконы Божией Матери жен. мон-ре при трапезной находилась ц. во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских (освящена в 1899).

Мощи А. почивают под спудом в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, место погребения по лаврской традиции отмечено иконой святого, рядом расположена пещерная ц. во имя А. и его келья, описанные в «Тератургиме» Афанасия (Кальнофойского) 1638 г., где упоминается, что «Москва» пыталась захватить мощи А.

А. В. Назаренко, А. А. Турилов

Гимнография

В 1459-1461 гг. по благословению свт. Ионы в Новгороде Пахомий Логофет составил службу А. (самый ранний список: РНБ. Сол. № 518/537, кон. XV в.). Служба бденная, содержит 2 канона святому, в 7-9-й песнях канонов помещен словесно-буквенный акростих: «Повелением святейшего архиепископа Великого Новогограда влыдыки Ионы благодарное сие пение принесеся великому Антонию Печерскому моею рукою Пахомиа иже от Святые горы» (Спасский. С. 115). В службе подробно излагается житие святого. В первопечатном рус. Типиконе 1610 г. (так же как и в др. печатных Уставах XVII в.) под 7 мая выписано бдение А. с указанием о переносе пения последования, если память А. совпадает с к.-л. праздником Цветной Триоди. В 1643 г. в Киеве был составлен канон преподобным отцам Печерским, автором к-рого считается Мелетий Сириг. В 1-й песне канона прославляются основатели Печерского мон-ря - А. и прп. Феодосий (Акафисты и каноны. К., 1686. Л. 364 об.). Вероятно, в нач. XVIII в. была составлена еще одна служба - полиелейная, общая А. и Феодосию Печерским, в Минее (МП) она помещена под 2 сент., к ней добавлены 2-й тропарь, 2-й кондак, икос, 2-й канон, составленные свт. Ростовским Димитрием (Туптало). В XIX в. составлены акафисты - общий А. и прп. Феодосию (К., 1865) и А. (К., 1888; автор - А. Ф. Ковалевский).

Припевы А. и Феодосию Печерским встречаются в великорус. нотных (крюковых) рукописях XVII - нач. XX в. В украинско-белорус. нотолинейных Ирмологионах XVII-XVIII вв. помещаются ирмосы и стихиры А. (Ясиновский Ю. Украiнськi та бiлоруськi нотолiнiйнi iрмолоi 16-18 стт.: Каталог i кодикологiчно-палеографiчне дослiдження. Львiв, 1996. № 108, 333, 335) и подобны А. и Феодосию Печерским (Там же. № 101).

Ист.: Акафисты и каноны. К., 1686; Патерик Киевского Печерского монастыря / [Изд. Д. И. Абрамович]. СПб., 1911 (по указ.); ПСРЛ. Т. 1. Л., 1926-19282 (по указ.); Т. 2. СПб., 19082. Стб. 144-148, 184-187; Минея (МП). Июль. С. 521; Сент. С. 58; Редкие акафисты Киево-Печерской лавры. К., 1996. С. 132, 152.
Лит.: Описание Киево-Печерской лавры. С. 290; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 48; Шахматов А. А. Киево-печерский патерик и Печерская летопись // ИОРЯС. 1897. Вып. 2/3. С. 795-844; он же. Житие Антония Печерского и Киевская летопись // ЖМНП. 1898. Март. С. 105-149; он же. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 257-289; Голубинский. История канонизации. С. 59-60; Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х-ХII вв. СПб., 1913. С. 167-178; Розанов С. П. К вопросу о Житии прп. Антония Печерского // ИОРЯС. 1914. Вып. 19/1. С. 34-46; Пархоменко В. А. В какой мере было тенденциозно не сохранившееся древнейшее «Житие Антония Печерского»? // Там же. С. 237-242; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. П., 1951. С. 114-116; Heppell M. The «Vita Antonii», a Lost Source of the «Paterikon» of the Monastery of Caves // Bsl. 1952/1953. T. 13/1. P. 46-58; Bosley R. D. A History of the Veneration of SS. Theodosij and Antonij of the Kievan Caves Monastery from the 11th to the 15th Century: Diss. / Yale Univ. New Haven, 1980; idem. A. A. Šachmatovs These einer verschollenen Vita des hl. Antonij // Sprache und Literatur Altrusslands. Münster, 1987. S. 1-5. (Studia slavica et baltica; T. 8); Thomson F. J. Saint Anthony of Kiev - the Facts and the Fiction: The Legend of the Blessing of Athos upon Early Russian Monasticism // СТЕФАНОС: Studia byzantina ac slavica Vladimiro Vavřínek ad annum sexagesimum quintum dedicata. Praha, 1995. P. 637-668 (Bsl. T. 56/1-3) [Библиогр.]; Артамонов Ю. А. К истории Жития Антония Печерского // Средневековая Русь. М., 2001. Вып. 3; Турилов А. А. Южнославянские памятники в литературе и книжности Литовской и Московской Руси XV - 1-й пол. XVI в.: Парадоксы истории и географии культурных связей // Славянский альманах 2000. М., 2001. С. 255-258, 273-274.
Э. П. Р.

Иконография

Известно неск. типов изображения А.: единоличные, вместе с прп. Феодосием (как устроителей Киево-Печерской обители), в ряду избранных святых, на иконах Собора Киево-Печерских святых. Из Киево-Печерского патерика известно, что уже в XII в. существовали иконы А. и прп. Феодосия Киево-Печерских, к-рые игумен мон-ря прп. Никон показывал приходившим. Древнейшее изображение А., предстоящего Богоматери, сохранилось на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери, ок. 1288 г.? (ГТГ): святой представлен справа, в монашеской мантии с золотыми застежками, поручах, аналаве, островерхом схимническом куколе с крестами, левая рука в молении, в правой - развернутый свиток с текстом: «Молю вы оу Бога держимъся [...] въздержанье и не лѣнмься и[...]а бо о сѣм Г[...]д помощьника», слева - прп. Феодосий. Эта иконография получила распространение с XVI в. (напр., икона XVI в. (ГММК); икона сер. XVII в. северных писем (ГТГ); средник пророческого ряда иконостаса Успенского собора г. Тулы, XVIII в.; икона XVIII в. (ЦМиАР)). Отдельный извод этой иконографии представляет икона сер. XIX в. (ЦМиАР), на к-рой руки Богородицы возложены на плечи А. и Феодосия. Последний восходит скорее всего к укр. гравюре XVII в. Старейший известный образец - в киевском издании «Акафистов» (1693). Известны образцы усложненной композиции с фронтальными фигурами митрополитов Петра (слева от А.) и Алексия (справа от прп. Феодосия), напр. в рукописных нотных Ирмологиях 1651 г. (НЦ(Л) Q. 339. Л. 173 об.; мастер Иоанн Стефанович) и 1691 г. (БАН. Собр. Э. Калужняцкого 15. Л. 212 об.; мастер Константин Белинский).

Прп. Антоний Печерский. Гравюра. Киево-Печерский патерик. К., 1661
Прп. Антоний Печерский. Гравюра. Киево-Печерский патерик. К., 1661

Прп. Антоний Печерский. Гравюра. Киево-Печерский патерик. К., 1661

При восстановлении Успенского собора в 1470 г. вел. киевским кн. Симеоном Олельковичем храм был украшен снаружи шиферным резным триптихом с ростовыми изображениями А. и прп. Феодосия по сторонам Богородицы (в типе «Нерушимая Стена»); позднее триптих был вставлен в стену лаврской колокольни. По описанию 1655 г. архидиак. Павла Алеппского, в местном ряду иконостаса ц. Успения Богородицы находилась икона преподобных А. и Феодосия (известна по воспроизведению в меднолитом макете иконостаса, изготовленном по изволению Никона, Патриарха Московского и всея Руси, для устройства иконостаса в Новоиерусалимском мон-ре (Петров. Вып. 3. С. 32)). Вероятно, ее копией является икона преподобных А. и Феодосия Киево-Печерских (XVI в.? под записью) киевских писем (Петров. Вып. 2. С. 20), где преподобные изображены в рост, фронтально, в схимнических облачениях, куколях, А. двуперстно благословляет, в левой руке свиток. А. вместе с прп. Феодосием включены в состав ростового преподобнического Деисуса, написанного в сер.- 3-й четв. XVI в. (в игуменство прп. Корнилия) на алтарной преграде придела во имя Антония и Феодосия Печерских пещерного храма Успения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря (фрески раскрыты в 1970). По описи 1585-1587 гг., Псково-Печерский мон-рь был исключительно богат иконами с изображением А.; в местном ряду Успенского собора имелись отдельные иконы А. и прп. Феодосия, вложенные в 1583-1584 гг. в числе др. псковской помещицей Пелагеей Пушкиной, и общая икона этих святых «на золоте»; в ц. 40 мучеников Севастийских их изображения входили в состав 13-фигурного Деисуса, а также помещались на общей местной иконе.

На колоколах Киево-Печерской лавры, 1719-1720 гг., на укр. иконе нач. XIX в. (НКПикз), на ростовских эмалевых иконах сер. XIX в. и 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР) преподобные представлены в молении перед Богородицей с Младенцем, внизу, в центре, изображен Успенский собор. Преподобные также изображаются предстоящими чтимым иконам Божией Матери: Успения Богородицы - на иконе кон. XVIII в. (Петров. Вып. 3. С. 46. Рис. 24), на деревянных паломнических резных иконках XIX в. (ЦМиАР); Ченстоховской - на иконе нач. XVIII в. (ЦМиАР); Одигитрии - на литом складне (выговское литье) кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦМиАР).

Изображение А. в ряду избранных святых помещено в клеймах на полях шитых пелен 2-й пол. XV в.: с образом Божией Матери «Неопалимая Купина» из Кириллова Белозерского мон-ря (ГРМ); «Успение Богородицы» из владимирского Княгинина мон-ря (ГТГ); «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому» московской работы (ГММК) - везде по пояс, с непокрытой головой, со свитком в руке; на обороте двусторонней шитой пелены «София Премудрость Божия - свт. Николай Чудотворец, вмч. Никита, преподобные Антоний и Феодосий Печерские», 2-я пол. XVI в., происходящей из ц. вмч. Никиты в Новгороде, где был придел во имя А. (ГРМ),- фронтально, в рост, в куколе. Так же А. представлен на обороте новгородской таблетки «Распятие Христово - сщмч. Антипа, еп. Пергамский, преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские», 2-я пол. XV в. (ГТГ); на псковском походном иконостасе, 3-я четв. XVI в. (ТКГ),- в нижнем ряду, в числе преподобных; на укр. иконе «Ангел-хранитель с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими», 1-я пол. XIX в. (НКПикз); в клейме на офорте «Вид Эсфигменской обители на Афоне», 1847 г. (Гос. лит. музей. Москва) и др.

К единоличным изображениям А. относится шитый покров нач. XVI в. (ГРМ), изготовленный для Киево-Печерского мон-ря и вложенный в 1586 г. в Кириллов Белозерский мон-рь московским приказным дьяком Львом Вокшариным: куколь выполнен светлым шелком, преподобный благословляет двуперстно и держит в левой руке развернутый свиток с текстом, аналогичным надписи на Печерской иконе. Образ преподобного имеется на иконе 1-й пол. XVI в. (ГТГ) - по пояс; на иконе нач. XX в. (ГЭ), выполненной М. И. Дикарёвым,- на фоне пейзажа с Успенским собором и колокольней, в рост, с развернутым свитком в руке; помещен в минейных циклах на май, напр., на вологодской иконе кон. XVI в. (ВГИАХМЗ) из ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого, на ростовской эмалевой иконе кон. XVIII в. (ГМИР).

В композиции «Древо Киево-Печерских святых»: на иконе 60-х гг. XVII в. (УИХМ); на створке панагии архим. Иосифа (Тризны) 1655 г. работы киевского серебряника и гравера Феодора (ГРМ); на окладе Евангелия 1701 г. (НКПикз) - А. и прп. Феодосий представлены насаждающими древо.

В изображении Собора Киево-Печерских святых (известно в гравюре с 1-й пол. XVIII в.) А. представлен, как правило, в центре, перед группой святых, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах: икона 1-й пол. XIX в. из мастерской Киево-Печерской лавры? (ЦМиАР) - с развернутым свитком в правой руке и четками в левой; раскрашенная литография 1883 г. из мастерской А. Абрамова (ГРМ).

Софийский иконописный подлинник 2-й четв. XVII в. предписывает изображать А. «в схиме, около главы кудерци малы, сед, брада Иоанна Богослова, ряска санкир з белилы» (РНБ. Соф. № 1523. Л. 151, 7 мая); в более позднем подлиннике, 30-х гг. XIX в., упомянуто его преставление: «Погребают его священницы, и диякони, и князи, и народи, стары и русы, всяким подобием» (ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 183 об., 10 июля), указаны варианты надписей на свитках: «Се удалихся бегая и водворихся в пустыню. Господи, утверди мя на месте сем, да будет на нем благословение Святые горы и моего игумена, иже мя постриг во иноческий чин» (Л. 155 об., 6 мая), «Любяй Бога ангельское житие поживет, бдя, постяся, поя и моляся присно, по всяком человеце добрая помышляя» (Л. 233 об.).

В Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30, кон. XV в.) под 1051 г. помещена «Повесть об основании Печерского монастыря», где на 5 миниатюрах изображен А. в монашеском одеянии, с непокрытой головой, в сюжетах: пострижение святого на Афоне и его возвращение в Киев (Л. 90 об.); устройство А. кельи на берегу Днепра в пещере, где подвизался свт. Иларион, митр. Киевский, и труды преподобного (Л. 91 - вверху); вел. кн. киевский Изяслав Ярославич испрашивает у преподобного благословение и молитв (Л. 91 - внизу); А. поставляет прп. Варлаама во игумены Печерской обители и уходит в пещеру (91 об.); прп. Варлаам, игум. киево-печерский, и братия испрашивают у А. благословение на расширение мон-ря, и один из монахов приходит к вел. кн. Изяславу Ярославичу за подтверждением права на новые земли (Л. 92). Нек-рые из сюжетов воспроизведены в изданиях Киево-Печерского патерика, напр., 1661 г. (с гравюрами мастера Илии), 1702 г. (гравер Л. Тарасевич), где имеются изображения принесения Симоном варягом пояса и венца к преподобным А. и Феодосию, успения А., а также сюжетов из «Повествования о создании Великой Печерской церкви»: явление Богородицы, А. и прп. Феодосия «мулярам» во Влахернах, приход зодчих с иконой Успения Богородицы к А. и прп. Феодосию в Киев, чудо указания места основания церкви огненным столпом, выпадением росы, явлением Господа А.

В изданиях Киево-Печерской типографии (с 1616), по мнению А. А. Гусевой, образы А. и Феодосия Печерских являлись своеобразной «издательской маркой» (Гусева. С. 426), их изображения обладают большой вариативностью и входят в состав сложных богословских и аллегорических композиций. Преподобные А. и Феодосий изображены по сторонам Успенской ц., рядом со входами в Ближние и Дальние пещеры (Агапит, диак. Главизны. К., 1628). А. представлен в композиции «Древо Киево-Печерских святых» на фронтисписах работы гравера Илии к Киево-Печерскому патерику (К., 1661) и «Акафистам» (К., 1663), где изображены А. и прп. Феодосий, «насаждающие древо»,- Успенский собор. В ряде гравюр преподобные представлены по сторонам Богоматери или Ее икон: «Печерская (Свенская) икона Божией Матери с 2 ангелами за престолом» (Акафисты. К., 1636); заставка «Икона Божией Матери «Знамение», с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием» (Триодь цветная. Львов, 1642) - А. без куколя; «Преподобные Антоний и Феодосий в молении перед иконой Божией Матери Одигитрия», гравюра Дионисия Сенкевича (Октоих. Чернигов, 1682); «Икона Успения Богородицы с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием и парящими ангелами» (Беседы на 14 посланий ап. Павла свт. Иоанна Златоуста. К., 1623); заставка «Богоматерь с Младенцем, с поясными изображениями по сторонам преподобных Антония и Феодосия» работы мастера Илии (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661). Имеются также единоличные изображения святого: в Минее праздничной (К., 1619) - в рост, с развернутым свитком в обеих руках; в «Трубах словес проповедных» Лазаря (Барановича), архиеп. Черниговского (К., 1674); в Акафистах (К., 1693) - с избранными преподобными на полях. Образ А. с клеймами жития работы мастера Илии имеется в изд. Киево-Печерского патерика 1661 г. Успение преподобного помещено на заставке «Минеи общей с праздничной» (К., 1680).

Известны аллегорические композиции с образом А.: гравюра из книги Иннокентия (Гизеля) «Мир с Богом человеку» (К., 1669), посвященная царю Алексею Михайловичу,- А. и прп. Феодосий в виде шестикрылых серафимов; гравюра из «Минеи общей с праздничной» (К., 1680), посвященная царю Феодору Алексеевичу,- А. с крестом в правой и венцом в левой руке; гравюра на взятие Азова (см. Азовская икона Божией Матери) работы Л. Тарасевича (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702) - в рост, с непокрытой головой; гравюра «Венец Пресвятой Богородице» мастера Илии (Патерик, или Отечник, Печерский, 1661) - А. представлен по пояс, «яко солнце сияяй», прп. Феодосий «яко луна», преподобные иноки Киево-Печерские в виде звезд вокруг Богородицы с Младенцем.

Лит.: Ровинский. народные картинки. Т. 3-5; Петров Н. И. Альбом достопримечательностей церковно-археологического музея при КДА. К., 1913. Вып. 2. С. 20, № 4465. С. 29-33; Вып. 3. С. 46. Рис. 24; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 143-144. № 92; Т. 2. С. 35-36, 65, 492. № 380, 416, 1028; Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. С. 13-15; Украинские книги кирилловской печати XVI-XVIII вв.: Каталог изданий, хранящихся в ОР ГБЛ. М., 1976-1990. Вып. 1-2; Гусева А. А. Старопечатная книга // 1000-летие русской художественной культуры: Каталог. М., 1988. С. 426; Малков Ю. Г. Художественные памятники Псково-Печерского монастыря // Древний Псков: История, искусство, археология. М., 1988. С. 200-203, 211; Сорок сороков. Т. 1. С. 212; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 55-56; Каталог ГТГ. Т. 1. С. 70-71. Кат. 16; Русские монастыри: Искусство и традиции / ГРМ. Б. м., 1997. С. 110.
И. Б. Черномаз
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Собор Афонских преподобных (2-я Неделя по Пятидесятнице) Основатели монастырей Русской Православной Церкви Гимнография преподобных Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов (2-я Неделя Великого поста) Собор Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих (28 сентября) Монашество Киево-Печерской лавры Собор всех святых, в Малой России просиявших (2-я Неделя Великого поста) Русская Православная Церковь. История Антоний († 1073), преподобный Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского монастыря, один из основоположников русского монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) Собор Киевских святых (28 июля)
См.также:
АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Cобор всех святых, в Малой России просиявших)
ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
ВАСИЛИЙ († ок. 1098), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 11 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
ИОАНН Многострадальный, пещерник (XII в.), прп. (пам. 18 июля, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских прп. отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских прп. отцов, в Ближних пещерах почивающих)
ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря
АЛЕКСИЙ ЗАТВОРНИК Киево-Печерский, прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 апр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, в неделю 2-ю Великого поста – в Соборе святых, в Малой России просиявших)
АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 3 июля, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (кон. XIII - XV в.), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
ЕЛЛАДИЙ (XII-XIII вв.?), прп. (пам. 4 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)
ЕРАЗМ (кон. XI-XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 24 февр.; 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)
ИГНАТИЙ († ранее 1434), Киево-Печерский, архим., прп. (пам. 20 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)
ИОАНН (XIII в.?), постник, прп., Киево-Печерский (пам. 7 дек., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских прп. отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских отцов, в Ближних пещерах почивающих)
ИСААКИЙ (Чернь; † после 1088) пещерник, прп., Киево-Печерский (пам. 14 февр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и святых, в Малой России просиявших)
АВРААМИЙ ИГУМЕН († между 1377 и 1399, возможно, 1392) прп. Киево-Печерский (пам. 29 окт. в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский
АНАСТАСИЙ (кон. XII-нач.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVв. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в субботу между 31 окт. и 6 нояб. - в Соборе Карельских святых и в Соборе Петербургских святых)
АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)