Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ
52, С. 352-353 опубликовано: 19 мая 2023г.


ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ

[Ованнес (Ован) Кахик; арм. (?)ռվ(?)աճճես ((?)ռվ(?)աճ) Որռտճեցի] (1315, сел. Вагатин (Вагадни), пров. Воротн, Сюникское княжество - 6.01.1387 (?), обл. Ернджак, там же (ныне Нахичеванская Автономная Республика)), святой Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель. Сын кн. Сюника Иване Орбеляна. Образование получил в Гладзорском ун-те у вардапетов Есаи Ничеци и Тиратура. По окончании ун-та на нек-рое время остался там работать. После смерти учителей и упадка Гладзорского ун-та О. В. в 40-х гг. XIV в. переехал с учениками сначала в монастырь Ермон (обл. Вайоц-Дзор), а затем в Воротнаванк (отсюда его когномен Воротнеци). Активную научно-педагогическую деятельность О. В. также вел в пров. Даранах. В 1369 г. в сюникской пров. Ернджак в мон-ре св. Геворга при содействии своего ученика вардапета Магакии Кримеци (Крымского; Ɨ 1384) основал монастырскую высшую школу Апракунис, а в 1373 г. (по др. данным, в 1345) - Татевский ун-т, ставший крупнейшим научным, образовательным и культурным центром Армении того периода. Среди др. учеников О. В. известны ученые-вардапеты Григор Татеваци († 1409), Вардан Огоцеци († 1406), Геворг Ерзнкаци († 1416). Как и большинство средневековых вардапетов, О. В. совершил паломничество в Иерусалим (1373; вместе с Григором Татеваци) и много путешествовал с проповедями; участвовал в догматических спорах в Тпхисе (ныне Тбилиси) и Трапезунде (ныне Трабзон). О. В. ратовал за сохранение самостоятельности ААЦ, боролся с деятельностью католич. миссионеров и арм. униатов (т. н. униторов). Их возраставшая активность вызвала к жизни антиуниат. движение с центрами в школах Гладзора и Татева. Эта борьба нашла отражение в творчестве О. В. Очевидно, вовлеченностью в антиуниат. движение объясняется и знание им, как и мн. арм. авторами этого периода, латыни (помимо греч. языка), что не было характерно для писателей предыдущих эпох. О. В. был похоронен в часовне мон-ря св. Геворга в обл. Ернджак. Католикос Симеон Ереванци (1763-1780) включил его память в календарь святых ААЦ.

Ованнес Воротнеци и Григор Татеваци. Миниатюра из Сборника. 1721 г. Адрианополь (Матен. № 8224. Fol. 15v)
Ованнес Воротнеци и Григор Татеваци. Миниатюра из Сборника. 1721 г. Адрианополь (Матен. № 8224. Fol. 15v)

Ованнес Воротнеци и Григор Татеваци. Миниатюра из Сборника. 1721 г. Адрианополь (Матен. № 8224. Fol. 15v)

Творчество О. В. изучено мало, особенно его богословские произведения; мн. труды не опубликованы. Догматические сочинения О. В. включают: «Вопросы дифизитов и ответы на них», «Послание к католикосу Константину V», «Слово благословения новопостроенного собора апостола Стахия», «Девять блаженств Христа», а также не менее 9 проповедей. Экзегетические труды представляют собой толкования на Евангелия от Матфея и Иоанна, на 14 канонических посланий ап. Павла и на 3-е (апокрифическое) Послание к Коринфянам (см. Павла деяния), на Книгу Иова и Книгу прор. Исаии (под ред. Григора Татеваци). К ним в жанровом отношении примыкают комментарии к философским и патристическим сочинениям: к «Категориям» и «Об истолковании» Аристотеля, к «Определениям философии» Давида Анахта, «Краткий анализ «Введения» Порфирия», «Краткое объяснение многотрудных вопросов Порфирия», «Об элементах, или Высказывания мудрецов», а также комментарии к соч. «О провидении» Филона Александрийского, к «Книге занятий» (Գիրղ պարապմաճց; известный только в арм. традиции сборник 44 речей) свт. Кирилла Александрийского (под ред. Григора Татеваци) и к сб. «К тем...» (включает 15 произведений, начинающихся со слов «Πρὸς τοὺς...» - «Ա(?) ռրս...») свт. Григория Богослова (под ред. Геворга Ерзнкаци). Сохранились также материалы лекций О. В.

Соч.: Vetter P. Der apokryphe dritte Korintherbrief. W., 1894. S. 80-97; Анализ «Категорий» Аристотеля / Предисл., примеч.: В. Чалоян; пер.: А. Адамян, В. Чалоян; ред.: С. Аревшатян. Ер., 1956 (арм. текст и рус. пер.); Об элементах: Сочинение, составленное из высказываний философов / Крит. текст, предисл.: С. Аревшатян, С. Лалафарян; пер.: С. Аревшатян // Вестн. Матенадарана. Ер., 1956. № 3. С. 343-386 (на арм. яз.); Багдасарян Э. Догматическое послание Ованнеса Воротнеци к Константину V - католикосу Сиса // Эчмиадзин. 1973. Т. 30. № 2. С. 19-28 (на арм. яз.); Вардазарян О. Комментарий на «Откровение», суть «О провидении» Филона Мудрого // Вестн. Матенадарана. 2006. № 17. С. 213-259 (на арм. яз.); Краткий анализ труда «Пери армениас» («Об истолковании») / Крит. текст, предисл., коммент.: А. Минасян. Ер., 2014 (на арм. яз.).
Лит.: Ахавнуни М., архим. Ованнес Воротнеци и Григор Татеваци - вардапеты-паломники в Иерусалим (1312-1385, 1346-1410) // Сион. Иерус., 1938. № 12. С. 342-345 (на арм. яз.); Чалоян В. К. Основные черты философии Иоанна Воротнеци // ВФ. 1956. № 5. С. 142-147; Аревшатян С. Татевская философская школа и мировоззрение Григора Татеваци // Вестн. Матенадарана. 1958. № 4. С. 121-137 (на арм. яз.); История арм. философской мысли. Ер., 1958. Т. 2 (на арм. яз.); Погарян Н., еп. Арм. авторы. Иерус., 1971. С. 391-395 (на арм. яз.); Durand G., de. Un traité de Jean d'Orotn sur l'âme // REArm. 1977. Vol. 12. P. 101-122; Григорян Г. Философское учение Ована Воротнеци. Ер., 1980 (на арм. яз.); Минасян А. Жизнь и деятельность Иоанна Воротнеци // Вестн. Ереванского ун-та: Арменоведение. 2015. № 2(17). С. 3-19 (на арм. яз.).
М. Э. С. Ширинян
Ключевые слова:
Педагоги Философы армянские Богословы армянские Святые Армянской Апостольской Церкви Деятели Армянской Апостольской Церкви Экзегеты армянские Ованнес Воротнеци [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель
См.также:
ГРИГОР ТАТЕВАЦИ (1346 - 1409), арм. философ, богослов, педагог, церковный деятель; св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу перед 4-м воскресеньем Великого поста)
ВАРДАН ВЕЛИКИЙ (ок. 1198 - 1271), арм. историк, богослов, педагог, церковный и общественный деятель
ДАВИД КОБАЙРЕЦИ (1150? - 1220?), арм. вардапет, богослов, философ, педагог, толкователь
КИРАКОС ЕРЗНКАЦИ (70-е гг. XIII в. - 1356), арм. вардапет, богослов, философ, экзегет, поэт, педагог (рабунапет)
ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ)] (ок.650 - 729), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед
ОВАННЕС ИМАСТАСЕР [Ованнес Саркаваг] (ок. 1045 - 1129), архим., арм. философ, богослов, педагог, космограф, поэт, гимнограф
АНАНИЯ НАРЕКАЦИ († ок. 978), арм. писатель, философ, богослов
ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель
ВАХРАМ РАБУН (ок. 1215 - ок. 1290, Киликия), вардапет, арм. ученый, богослов, философ, политический деятель
ВРТАНЕС КЕРТОГ (кон. VI - нач. VII в.), арм. летописец, богослов, полемист, видный деятель Армянской Церкви
ГЕВОРГ ЕРЗНКАЦИ (1350? - 1416), армянский богослов
ГЕВОРГ КАХ (XII в.), армянский книжник, экзегет
ДАВИД АНАХТ (Непобедимый) [Давид Нергинаци] (70-е гг. V - 1-я пол. VI в.), св. Армянской Церкви, философ, основоположник светского направления древнеарм. философии
ЕЗНИК КОЛБАЦИ [Кохбаци] (ок. 380 - 450), арм. богослов и философ