Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛАТЕРАНСКИЙ КОМПЛЕКС
40, С. 116-121 опубликовано: 8 апреля 2020г.


ЛАТЕРАНСКИЙ КОМПЛЕКС

Ансамбль церковных построек в Риме, принадлежит Ватикану и пользуется правом экстерриториальности в соответствии с Латеранскими соглашениями 1929 г. Состоит из базилики Сан-Джованни-ин-Латерано (итал. San Giovanni in Laterano), баптистерия Сан-Джованни-ин-Фонте (Латеранский баптистерий, San Giovanni in Fonte), Латеранского дворца и здания, возведенного для размещения Свящ. лестницы и капеллы Санкта-Санкторум. Базилика Л. к.- одна из 4 папских базилик Рима, древнейшая христианская церковь на территории Зап. Европы. В позднеантичных источниках упоминается под названиями Латеранская базилика (basilica Lateranensis), Константинова базилика (basilica Constantiniana), базилика Спасителя (basilica Salvatoris). Первое название отражает местоположение здания в районе Латерана, второе указывает на основателя - имп. Константина, последнее - на первоначальное посвящение базилики Иисусу Христу. Совр. посвящение св. Иоанну Предтече возникло не ранее X в. По-видимому, базилика была основана имп. Константином как дар (ex voto) Христу за победу над Максенцием в битве у Мульвийского моста в 312 г. Наиболее вероятное время сооружения - между 312 и 324 гг. Возможно, освящение произошло 9 нояб. 318 г. Сведения о том, что базилика Л. к. была построена в понтификат еп. Сильвестра (314-335), впервые встречаются в Liber Pontificalis в VI в., сведения об освящении в нояб.- в описании Латеранской базилики 1153-1154 гг.

Фасад базилика Сан-Джованни-ин-Латерано
Фасад базилика Сан-Джованни-ин-Латерано

Фасад базилика Сан-Джованни-ин-Латерано
Здание нач. IV в. представляло собой колоссальную 5-нефную базилику (длина 100 м, ширина 55 м). Центральный неф (высота 27 м) от боковых отделял ряд красных гранитных колонн, по 19 с каждой стороны. В верхних частях стен (в клеристории) были устроены большие окна с арочными завершениями. Боковые нефы (высота внутренних нефов 15 м, внешних 9 м) между собой были разделены колоннами зеленого фессалийского мрамора (по 21 с каждой стороны, частично сохр. при перестройке базилики в XVII в., оформляют ниши центрального нефа со скульптурами апостолов). Все опоры центрального и боковых нефов взяты из античных построек (сполии), в то время как базы и капители для колонн боковых нефов выполнены заново. Центральный неф был значительно выше и шире боковых, имел деревянное стропильное перекрытие. С западной стороны (базилика была ориентирована по оси «восток-запад», традиционно для раннехристианских церквей) он оканчивался полукруглой апсидой; внешние нефы на западе имели небольшие помещения (боковые капеллы типа пастофориев, их первоначальное назначение неизвестно). Стены были облицованы разноцветным камнем, пол выложен большими полированными пластинами желтого нумидийского мрамора. Со стороны главного, восточного фасада базилики, вероятно, находился открытый двор (atrium), с фонтаном и устроенными по 4 странам света портиками (quadriporticus). Благодаря атриуму базилика была соединена с окружающим пейзажем и городской застройкой, он также служил оформлением улицы, ведущей к Порта-Азинария (совр. Порта-Сан-Джованни). По мнению историков, возведение базилики заняло не больше 4-6 лет, поскольку она была меньше базилики ап. Петра в Ватикане.

Вид на центральную апсиду базилики Сан-Джованни-ин-Латерано
Вид на центральную апсиду базилики Сан-Джованни-ин-Латерано

Вид на центральную апсиду базилики Сан-Джованни-ин-Латерано

Верхние части стен базилики, возможно, уже в V в. украшали мозаики со сценами из ВЗ и НЗ. В главной апсиде также находилась мозаика, видимо изначально нефигуративная: растительный орнамент на золотом фоне. В 428-430 гг., при папе Целестине I, вместо орнамента появилось сюжетное изображение. Его описания не сохранились; предполагают, что это мог быть один из вариантов Теофании, характерной для декорации ранних церквей. В центре могли быть помещены большой, инкрустированный драгоценными камнями крест, образ Христа в медальоне и фигуры апостолов или образ Христа в рост с предстоящими апостолами Петром и Павлом. Весь мозаичный декор V в. был утрачен в кон. XIII в., во время предпринятой по инициативе папы Николая IV (1288-1292) реконструкции зоны пресбитерия, когда древняя апсида была полностью перестроена и появился поперечный трансепт. Единственный фрагмент мозаики V в. из апсиды базилики (медальон с оплечным образом Христа Пантократора) был включен художниками Я. Торрити и Я. да Камерино в мозаику 1291 г. (в XIX в. древний фрагмент утрачен). Эта композиция представляла собой крест в центре, над ним - образ Христа, по сторонам - Деисус (справа предстоят: Богоматерь, папа Николай IV, св. Франциск Ассизский, апостолы Петр и Павел, слева - св. Иоанн Предтеча, св. Антоний Падуанский, ап. Иоанн Богослов и ап. Андрей). На кресте в месте пересечения ветвей был представлен медальон со сценой «Крещение». Основание креста покоилось на холме, из-под к-рого вытекали 4 райские реки. К их водам припадали олени и агнцы. Совр. мозаика в апсиде выполнена в 1883-1886 гг. по заказу папы Льва XIII.

Согласно сведениям из Liber Pontificalis, имп. Константин I сделал в Л. к. много драгоценных вкладов. В частности, 7 серебряных престолов (где они размещались, не указано) с 3 подсвечниками на каждом из них, а также 169 серебряных подсвечников для освещения разных помещений базилики. Кроме того, им был заказан т. н. fastigium - специальная конструкция, поставленная на границе центрального пространства базилики и ее алтаря. Она представляла собой подобие триумфальной арки. На постаменте были установлены 4 яшмовые колонны, на которых лежал треугольный фронтон. На стороне фронтона, обращенной в центральный неф, были помещены 13 фигур в натуральную величину: Иисус Христос и предстоящие Ему апостолы с коронами в руках. С внутренней стороны, направленной к алтарю,- Христос и 4 поклоняющихся ему ангела с копьями. Вся конструкция была сделана из серебра, фигуры на фронтоне покрыты позолотой. Предположительно (гипотеза высказана Б. Бренком), изображение Христа с 12 апостолами на фастигиуме повлияло на популярность этого сюжета в раннехрист. искусстве (IV - 1-я пол. V в.), где сцена «Христос с апостолами» была широко распространена в живописи, скульптуре и мелкой пластике. Фастигиум имп. Константина был утрачен в 410 г., во время разграбления Рима вестготами, в 432-440 гг. имп. Валентиниан III пожертвовал базилике новый (LP. Vol. 1. P. 233).

Центральный неф базилики Сан-Джованни-ин-Латерано
Центральный неф базилики Сан-Джованни-ин-Латерано

Центральный неф базилики Сан-Джованни-ин-Латерано
В 896 г. храм был сильно поврежден при землетрясении, восстановлен в 904-911 гг., при папе Сергии III. Выход в глубине левого нефа базилики ведет в ее внутренний двор (клуатр) - самый обширный в Риме (36´ 36 м), окруженный мраморными сдвоенными колоннами различной формы. Сооружен в 1222-1232 гг. мастерами рим. семьи каменщиков Вассаллетто. Авторы не использовали элементы античных зданий, а создали убранство (колонны, капители, карнизы, интарсии) по собственному проекту, вдохновляясь античными образцами, трансформированными во вкусе готики (напр., капители с изображениями фантастических зверей). Во дворе находятся скульптурные, мозаичные и архитектурные фрагменты старой базилики, археологические материалы, надгробные плиты и мемориальные надписи (в т. ч. статуя имп. Константина IV в.). От скульптурного убранства 2-й пол. XIII в. в базилике и ее внутреннем дворе сохранились надгробия кардиналов и папского нотариуса Р. Аннибальди (ум. в 1289), к-рое приписывается скульптору Арнольфо ди Камбио. Оно состоит из 2 частей (статуи усопшего и фриза с изображением кортежа) и послужило прототипом мн. рим. надгробий периода готики.

На ближайшей от входа в базилику правой пилястре размещен фрагмент фрески «Бонифаций VIII объявляет Юбилейный год» (ок. 1297), приписываемой Джотто. Первоначально роспись располагалась в Лоджии Благословения и при ее перестройке в XV в. была перенесена каноником базилики Ф. Орсини во внутренний двор, в 1786 г.- в интерьер базилики.

Клуатр базилики Сан-Джованни-ин-Латерано
Клуатр базилики Сан-Джованни-ин-Латерано

Клуатр базилики Сан-Джованни-ин-Латерано

Несколько стихийных бедствий (пожары 1308, 1361), постигших храм в XIV в., совпали с «Авиньонским пленением пап», во время которого убранству базилики уделялось мало внимания. После пожара 1361 г. папа Урбан V (1362-1370) поручил восстановление храма сиенскому архит. Дж. ди Стефано, от работы которого сохранился монументальный киворий над главным алтарем (1367-1370). Многочисленные ремонты и переделки XV-XVI вв. включали создание в 1421-1425 гг. мастерами семьи Космати мраморного пола и незавершенной росписи правого нефа Дж. да Фабриано и Пизанелло (ок. 1421), которая известна по рисунку Ф. Борромини. В 1586 г. по проекту Д. Фонтаны был сооружен новый фасад сев. трансепта с просторным портиком и Лоджией Благословения. О внешнем облике базилики Л. к. XIV-XVI вв. и деталях ее архитектуры можно судить по воспроизведениям в памятниках монументальной живописи, по рисункам, планам и картам.

В XVII в. базилику дважды основательно перестраивали: при папе Клименте VIII (1592-1605) по проекту архит. Дж. делла Порта и при Иннокентии X (1644-1655) по проекту архит. Борромини. В результате этих перестроек базилика обрела совр. вид. Интерьер до его реконструкции, предпринятой Борромини в 1646-1650 гг., запечатлен на фреске худож. Ф. Гальярди (ок. 1640-1650) в рим. ц. Сан-Мартино-аи-Монти, а также на рисунках самого архитектора (хранятся в музее Альбертина, Вена). Борромини оставил прежний план 5-нефной базилики, внешние и внутренние стены ее центрального и боковых нефов, но изменил форму устоев и их декор. 12 столбов, по 6 на каждой стороне, несут стены центрального нефа базилики, каждый столб фланкируют 2 коринфские пилястры колоссального размера, поднимающиеся до потолка через ярус окон (клеристорий). Арки между столбами соответствуют ярусу эмпоров (арок) на столбах, к-рые украшены рельефной скульптурой, так же как промежутки между окнами. Новые арочные проемы между нефами усиливали впечатление единства внутреннего пространства, а колоссальная высота пилястр - величие его размеров. В нижнем ярусе каждого столба установлены статуи апостолов. Цветовое решение центрального нефа строится на сочетании каменных элементов белого, серого и черного цветов, гармонирует с золочеными архитектурными деталями и зелеными колоннами; такие же колонны (по 21) отделяли сев. и юж. внутренние нефы. По соотношению и градации пространства, ритма, артикуляции цвета, света и тени в центральном и боковых нефах архитектура Борромини в базилике Л. к. является одним из высочайших достижений рим. барокко (Corpus basilicarum Christianarum Romae. 1977. P. 18). В 30-х гг. XVIII в. архит. А. Галилеи перестроил зап. фасад базилики, конструкция и декор к-рого уже не включали ничего из построек IV и XIII вв.

В XVIII-XIX вв. продолжались перестройка нек-рых частей базилики и активное украшение ее интерьера. Были устроены новые капеллы: в 1732-1735 гг. по проекту Галилеи сооружена капелла Сант-Андреа-Корсини, в 1830-1850 гг. по проекту К. Раймонди - капелла Торлония в стиле позднего неоклассицизма. В 1876-1886 гг. была разобрана старая апсида и возведены совр. алтарь и апсида по проекту архитекторов Ф. и В. Веспиньяни.

Баптистерий Сан-Джованни-ин-Фонте в РимеЛатеранский баптистерий
Баптистерий Сан-Джованни-ин-Фонте в РимеЛатеранский баптистерий

Баптистерий Сан-Джованни-ин-Фонте в РимеЛатеранский баптистерий
Баптистерий Л. к. (Сан-Джованни-ин-Фонте) - самая ранняя из сохранившихся самостоятельная постройка, предназначенная для совершения таинства Крещения (в наст. время соединена с базиликой переходом),- основан имп. Константином I в непосредственной близости (50 м к северо-западу) от базилики. Точная дата строительства неизвестна. Он упоминается в Liber Pontificalis среди построек, возведенных в период епископата Сильвестра I, предположительно представлял собой центрическое сооружение и имел круглый план. Фундамент ротондального здания (диаметр 19,20 м, толщина стен 1,7 м) обнаружен во время археологических раскопок 20-60-х гг. XX в. Для украшения крещальни из егип. каменоломен были доставлены порфировые колонны (ныне служат опорами кивория), изготовлены неск. золотых и серебряных статуй. Скульптурные изображения Агнца Божия, Иисуса Христа и св. Иоанна Крестителя в человеческий рост, а также 7 оленей, служивших водометами, располагались по краю крещального бассейна (купели). Октагональный план существующего здания, вероятно, относится ко времени перестройки баптистерия при папе Римском Сиксте III (432-440).

Мозаика в конхе Латеранского баптисте-рия. 432–440 гг.
Мозаика в конхе Латеранского баптисте-рия. 432–440 гг.

Мозаика в конхе Латеранского баптисте-рия. 432–440 гг.
С юго-вост. стороны баптистерию предшествует прямоугольный нартекс (притвор) с 2 полуциркульными нишами с вост. и зап. сторон, также времени Сикста III. Их конхи украшали мозаики V в. Декор восточной сохранился, а западной утрачен в 1757 г., но поддается реконструкции по описаниям (Онофрио Панвинио, ок. 1560; Ланфери, 1540) и графическим зарисовкам (А. Джаконио, кон. XVI в.). Темно-синий фон мозаик в вост. конхе покрыт растительным орнаментальным декором в виде спиралей аканфа (распространенный в раннюю эпоху мотив). В верхней ее части помещена раскрытая раковина. Ее внешний край ограничен декоративной лентой; на внутреннем крае находятся изображения Агнца Божия и 4 голубей по сторонам от Него; к ее внешней стороне подвешены 6 золотых инкрустированных камнями крестов. Девять золотых крестов изображены на синем фоне в нижней части конхи. В зап. нише были изображения стоявших и опиравшихся на посохи юных пастырей, рядом с ними - тельцов, овец, возможно, птиц. Очевидно, в верхней зоне был представлен такой же, как в вост. нише, декоративный мотив раковины. Стены нартекса и крещальни покрывали мраморные инкрустации в технике opus sectile (фрагменты сохр. в вост. части нартекса).

В период епископата Илария (461-468) к Латеранскому баптистерию были пристроены 3 боковые капеллы (оратории): Св. Креста (не сохр., разрушена в 1588), св. Иоанна Крестителя, ап. Иоанна Богослова.

Капелла Св. Креста примыкала к баптистерию Л. к. с сев. стороны, она представляла собой небольшое крестообразное в плане сооружение с 4 угловыми многогранными компартиментами. План капеллы связан с ее назначением: со времени папы Илария она служила местом хранения Креста Господня - реликвии, до этого находившейся в базилике Санта-Кроче-ин-Джерузалемме. На основании рисунков худож. Дж. да Сангалло (нач. XVI в.) и гравюр худож. А. Лафрери (1568) можно составить представление о первоначальном убранстве капеллы Св. Креста. Ее купол и люнеты стен украшали фигуративные мозаики, стены были облицованы мрамором в технике opus sectile, а цилиндрические своды рукавов креста покрыты орнаментальным стукковым декором. На ребрах свода находились фигуры 4 ангелов, к-рые несли на поднятых руках медальон, возможно с изображением креста. Мраморный декор стен был разделен на 3 регистра, на верхних панелях были выложены орнаменты с мотивом креста.

Мученики Анастасий, Астерий, Телий и Павлиниан. Мозаика в капелле Сан-Венанцио. 642-649 гг.
Мученики Анастасий, Астерий, Телий и Павлиниан. Мозаика в капелле Сан-Венанцио. 642-649 гг.

Мученики Анастасий, Астерий, Телий и Павлиниан. Мозаика в капелле Сан-Венанцио. 642-649 гг.
Капелла Сан-Джованни-Баттиста (San Giovanni Battista), посвященная св. Иоанну Предтече, расположена с зап. стороны от баптистерия Л. к. Так же как капелла Св. Креста, в плане она представляет равноконечный крест. Ее первоначальный декор полностью утрачен в 1727 г., во время реконструкции, проведенной по заказу монсеньора Микеланджело Маттеи. Мозаики свода известны по описаниям Панвинио 1570 г. и гравюрам, выполненным Дж. Чампини в кон. XVII в. В центре свода, в венце, сплетенном из растений, находился образ Агнца Божия, по ребрам свода тянулись декоративные ленты, внутри к-рых были представлены павлины с раскрытыми хвостами, стоящие на сферах, установленных в свою очередь на возвышениях. Орнаментальные полосы делили поверхность свода на сегменты разной формы, в них находились изображения растений и птиц. В люнетах на стенах, по сторонам окон, были изображены евангелисты в рост, надписи с их именами, крылатые апокалиптические персонажи (лев, телец, орел, человек). Это первый известный в истории христ. искусства пример совмещения изображений евангелистов с их именами и символами.

Прямоугольная в плане капелла Сан-Джованни-Эванджелиста (San Giovanni Evangelista), посвященная ап. Иоанну Богослову, единственная сохранила первоначальную мозаичную декорацию свода V в. На золотом фоне в центре помещен образ апокалиптического Агнца. Он заключен в раму-венок, сплетенный из растений и плодов, символизирующих 4 времени года. Вертикальные и диагональные полосы орнамента делят свод на 8 сегментов; визуально они служат опорами для центрального медальона. В каждом сегменте свода помещено изображение пары птиц (утки, попугаи, голуби, куропатки) по сторонам наполненных фруктами высоких ваз. В люнете сев.-вост. стены, по сторонам окон, на золотом фоне представлены изящные витые канделябры. Все элементы мозаичного декора капеллы (медальон с символическим образом Христа, ленты с растительным орнаментом, изображения фруктов, птиц) имели широкое распространение в позднеантичном и раннехрист. искусстве; они находят параллели в произведениях монументальной живописи (росписи катакомб, мозаики) и пластики IV-V вв.

Латеранский дворец и Лоджия Благословений
Латеранский дворец и Лоджия Благословений

Латеранский дворец и Лоджия Благословений
Капелла Сан-Венанцио (San Venanzio), посвященная сщмч. Венанцию, была возведена в понтификат Иоанна IV (640-642), закончена и украшена при папе Феодоре (642-649). Посвящение капеллы епископу Далмации связано с происхождением Иоанна из этого региона и перенесением им реликвий 2 святых, сщмч. Венанция Далматинского и сщмч. Домния, еп. Салоны, в Рим. Мозаики VII в. (частично отреставрированы) находятся на предалтарной арке и в апсиде. Иконографическая тема декорации восходит к теофаническим видениям и сцене «Вознесение». В конхе в окружении цветных облаков на золотом фоне - образы благословляющего Христа Пантократора и 2 архангелов (все представлены погрудно), ниже - ростовые фигуры Божией Матери (в центре, в позе Оранты), апостолов Петра и Павла, св. Иоанна Крестителя и ап. Иоанна Богослова, епископов Венанция и Домния, донаторов папы Иоанна IV (справа, с Евангелием в покровенных руках) и папы Феодора (слева, с моделью храма в руках). На триумфальной арке фронтально в рост изображены святые, особо чтимые в Далмации и Истрии: справа - еп. Мавр, диак. Септимий, мученики Антиохиан и Гаиан, слева - мученики Анастасий, Астерий, Телий и Павлиниан. Сверху над ними - 2 священных града - Иерусалим и Вифлеем, символы евангелистов в виде крылатых существ. Эти иконографические темы традиционно встречаются в рим. мозаиках начиная с V в. (базилики Санта-Пуденциана, 402-417, и Санта-Мария-Маджоре, 432-440).

Латеранский папский дворец (патриархат), с IV до нач. XIV в. служивший резиденцией Римских пап и являвшийся местом проведения Латеранских Соборов, был разобран в 1585 г. Вместо него в 1589 г. архит. Фонтана построил дворец по образцу рим. Палаццо-Фарнезе (ныне в нем расположен филиал Исторического музея Ватикана). Нек-рые части старого дворца были включены в отдельно стоящее здание, возведенное по заказу папы Сикста V, объединившее Священную лестницу и капеллу римских епископов Санкта-Санкторум (Sancta Sanctorum - Святая святых); также в нем расположены ораторий св. Сильвестра (San Silvestro in Palatio), ораторий Сантиссимо-Сакраменто-аль-Латерано (Santissimo Sacramento al Laterano) и фрагмент триклиния папы Льва III (Triclinium Leoninum).

Священная лестница
Священная лестница

Священная лестница
Ведущую в капеллу Санкта-Санкторум парадную лестницу старого дворца из 28 мраморных ступеней в позднее средневековье легенда отождествила с привезенной в Рим ок. 326 г. равноап. Еленой лестницей из дворца Понтия Пилата, по к-рой, согласно преданию, Спаситель поднимался на суд прокуратора в Страстную пятницу. Она получила название Священная лестница (Scala Santa или Scalae Pilati). Вплоть до времени пребывания на престоле папы Сикста V лестница и капелла Санкта-Санкторум были расположены недалеко друг от друга, но существовали как самостоятельные сооружения. Значительность реликвии исключала возможность ее разбора при перестройке здания. В 1586 г. было принято решение сместить ее, приблизив к капелле, для чего архит. Фонтана разработал проект 2-этажного здания с лоджией на 1-м этаже. Архитектура здания перекликается с обликом Лоджии Благословений Латеранской базилики, построенной тем же зодчим. К Священной лестнице были добавлены 4 боковые (по 2 с каждой стороны), поднявшись по к-рым, можно было попасть в коридор, соединяющий все 5 подъемов, куда выходили и окна капеллы Санкта-Санкторум. На стенах и сводах над 5 лестницами коллектив художников под рук. Ч. Неббиа и Дж. Гуерры в 1588 г. изобразил сцены ВЗ и НЗ, отобранные, согласно указаниям Тридентского Собора, по принципу «библии для народа».

Алтарь капеллы Санкта-Санкторум
Алтарь капеллы Санкта-Санкторум

Алтарь капеллы Санкта-Санкторум
Капелла Санкта-Санкторум в средние века была частной папской молельней, в эпоху Возрождения эта роль перешла к Сикстинской капелле в Ватикане. Изначально капелла была посвящена св. Лаврентию (San Lorenzo in Palatio) и лишь в IX в. получила совр. название. Первоначально она находилась на верхнем этаже папского дворца. Первые упоминания капеллы как хранилища реликвий относятся ко времени понтификата Пелагия II (579-590). Известно, что папа Лев III (795-810) возвел здесь кипарисовый алтарь (находится под совр. алтарем), замененный при Николае III (1277-1280), освятившем обновленную капеллу 4 июня 1278 или 1279 г. Квадратное в плане помещение капеллы перекрыто крестовым сводом, опирающимся на 4 угловые колонны с композитными капителями. Стены на высоту 4 м облицованы полихромным камнем, наборный каменный пол выполнен в мастерской Космати (1278). Алтарная часть, перекрытая полуциркульным сводом, отделена от основного помещения колоннами. Алтарь, окруженный массивной решеткой и пилястрами, происходящими из античных сооружений, содержит христ. реликвии, многие из к-рых относятся к периоду до разделения Западной и Восточной Церквей. Во время реконструкции 1905 г. хранившиеся в капелле реликварии, раки, покровы и т. п., среди к-рых выделяется золотой крест со сценами жизни Спасителя (27´ 18 см), выполненными из смальты, времен Пасхалия I (817-824), были перемещены в музеи Ватикана, а святыни, переложенные в новые реликварии из золоченого серебра, были возвращены на место 13 сент. 1907 г.

Икона Спасителя (Нерукотворный образ) в капелле Санкта-Санкторум
Икона Спасителя (Нерукотворный образ) в капелле Санкта-Санкторум

Икона Спасителя (Нерукотворный образ) в капелле Санкта-Санкторум

Над алтарем капеллы находится икона Спасителя на престоле (также известна как Нерукотворный образ Спасителя), выполненная темперой на тканевой основе, наклеенной на ореховую доску (142´ 70 см), ныне - под многослойной записью. Согласно преданиям, образ может происходить из Иерусалима (написан ап. Лукой и завершен ангелом) или из К-поля времени Льва Исавра (VIII в.). В действительности он создан в Риме при папе Иларии и впервые упоминается в Liber Pontificalis в жизнеописании папы Стефана II (752-757), в 752 г. несшего образ на плечах, когда процессия двигалась к базилике Санта-Мария-Маджоре с молитвой об избавлении Рима от вторжения лангобардов. В том же источнике, в жизнеописании папы Льва IV (847-855), образ назван просто sancta icona. Первое обновление иконы было проведено при Иоанне Х (914-928) - на ее обороте был написан крест. Вероятно, уже при Иннокентии III первоначальное изображение стало нечитаемым, образ был полностью закрыт серебряным окладом, поверх лика размещена шелковая пелена с фронтальным изображением лика Спасителя, сохранившаяся до настоящего времени. Почитание образа привело к появлению многочисленных реплик.

На своде алтарной части капеллы расположена мозаика кон. XIII в. с изображением Христа Пантократора в медальоне на золотом фоне, окруженного 4 ангелами, в люнетах - мозаичные изображения святых Николая, Лаврентия, Стефана, Агнии, Петра, Павла. Недавние реставрация и расчистка мозаик позволили оценить их стиль, отражающий классицизирующую тенденцию римской изобразительной традиции при Николае III Орсини. Последние реставрации открыли цикл фресок XIII в., украшающих верх капеллы, создание к-рых ошибочно приписывалось Чимабуэ.

Апсида триклиния папы Льва III - единственная сохранившаяся часть старого папского дворца. Ее украшает мозаика, созданная, вероятно, в 798 г. (или до апр. 799). Апсида была отреставрирована в 1625 г., а в 1743 г. мозаика была перенесена в специально устроенную нишу. В ее конхе - композиция «Иисус Христос отсылает апостолов на проповедь». На арке по сторонам представлены 2 группы: справа - сидящий на троне ап. Петр, протягивающий архиепископскую мантию (паллий) папе Льву и стяг (лабарум) Карлу Великому (в тот момент еще королю, а не императору); слева - Иисус Христос, дарующий лабарум имп. Константину и мантию ап. Петру, фигура к-рого, по предположению Р. Краутхаймера (Krautheimer. 1980), появилась во время реставрации 1625 г. вместо существовавшего ранее на этом месте образа папы Сильвестра. Изображение имп. Константина на этой мозаике должно было напомнить Карлу Великому о роли императора как защитника и покровителя Церкви.

Новый этап в изучении истории Л. к. составили активные археологические работы 1934-1938 гг. Археолог Э. Йози проводил раскопки главного нефа базилики, не затрагивая остатки прежних построек на этом месте (Castra Equitum Singularium), тогда же была обнаружена древнейшая солея базилики. Следующие раскопки проходили под рук. Краутхаймера и С. Корбетта в 1957-1958 гг.

Лит.: Айналов Д. В. Мозаики IV и V вв.: Исслед. в области иконографии и стиля древнехрист. искусства. СПб., 1895; Wilpert. Mosaiken. Bd. 1, 4; Corpus basilicarum Christianarum Romae / Ed. R. Krautheimer e. a. Vat.; N. Y., 1977. Vol. 5. Р. 1-92; Oakeshott W. Mozaici Rima: Od III do IV veka. Beograd, 1977. S. 66-67, 139-142; Krautheimer R. Rome: Profile of a City. Princeton, 1980. P. 115-116; Matthiae G. Pittura romana del Medioevo. R., 19872. Vol. 1: Sec. IV-X; 19882. Vol. 2; Roca De Amicis A. L'opera di Borromini in S. Giovanni in Laterano: Gli anni della fabbrica (1646-1659). R., 1995; Donadono L. La Scala Santa a S. Giovanni in Laterano. R., 2000; Negro A. La decorazione clementina di S. Giovanni in Laterano // Papa Albani e le arti a Urbino e a Roma, 1700-1721 / A cura di G. Cucco. Venezia, 2001. P. 99-109; Luciani R. San Giovanni in Laterano. R., 2004; Brandenburg H. Ancient Churches of Rome from the 4th to the 7th Cent.: The Dawn of Christian Architecture in the West. Turnhout, 2005; Brandt O. The Lateran Baptistery and the Diffusion of Octagonal Baptisteries from Rome to Constantinople // Frühes Christentum zwischen Rom und Konstantinopel: Acta Congressus Intern. XIV Archaeologiae Christianae / Ed. R. Harreither. W.; Vat., 2006. P. 221-227; La Pittura Medievale a Roma, 312-1431. Mil.; Atlante, 2006. Vol. 1: Suburbio, Vaticano, Rione Monti / A cura di M. Andaloro; Hegener N. Baptisterium der Lateransbasilika (S. Giovanni in Fonte) // Rom: Meisterwerke der Baukunst von der Antike bis heute: FS f. E. Kieven / Hrsg. Ch. Strunck. Petersberg, 2007. S. 117-122; Brenk B. The Apse, the Image, and the Icon: An Historical Perspective of the Apse as a Space for Images. Weisbaden, 2010. P. 21, 550-552.
С. П. Заиграйкина, Ю. В. Иванова
Ключевые слова:
Ватикан [Государство-Город Ватикан], государство в пределах Рима, административный центр Римско-католической Церкви, резиденция папы Римского и местоположение органов церковного управления (Римской курии) Латеранский комплекс, ансамбль церковных построек в Риме, принадлежит Ватикану и пользуется правом экстерриториальности в соответствии с Латеранскими соглашениями
См.также:
ВАТИКАН [Государство-Город Ватикан], гос-во в пределах Рима, адм. центр католич. Церкви, резиденция папы Римского и местоположение органов церковного управления (Римской курии)
ВАТИКАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА гос. б-ка Ватикана, одна из древнейших и богатейших научных б-к мира
ВАТИКАНСКИЙ СЕКРЕТНЫЙ АРХИВ гос. архив Ватикана, крупнейшее собрание офиц. документов Римских пап и учреждений Римско-католической Церкви