Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИСИДОР
Т. 27, С. 182-185 опубликовано: 1 июня 2016г.


ИСИДОР

(† 10.04.1619, Москва), митр. Новгородский и Великолуцкий. Наиболее ранние сведения об И. относятся ко времени его пребывания в Соловецком в честь Преображения Господня мон-ре, где буд. иерарх, по всей видимости, принял постриг. В 1578/79 г. И. впервые упоминается как клирошанин, «послушаник» старца Исаака клирошанина (Исаак и И. были отправлены в вол. Вирму в помощь детям боярским, по-видимому, для набора стрельцов из местных крестьян). В 1579-1582 гг. монастырские власти неоднократно посылали старца И. в Новгород «за монастырскими делы». В 1582 г. он впервые назван соборным старцем, участвовал в описи имущества Соловецкого монастыря при вступлении в должность нового игумена - св. Иакова; известна заверительная подпись И. 1582 г. (СПбИИ РАН. Колл. 2. № 124. Л. 21, 22, 23, 24). В 1584-1585 гг. И. вместе с 2 иноками оказался на московском подворье Соловецкого мон-ря, в 1585 г. служил в приказе в Умбе, в 1586 г. снова был на «новгородской службе», в 1587 г. отправился на московское подворье. В 1590/91 г. И. был послан в Холмогоры, где, видимо, возглавил холмогорскую службу: в его обязанности входили раздача денег по промыслам, закупка ржи, наем судов. В последний раз в соловецкой учетной документации соборный старец И. фигурирует 18 янв. 1591 г.: в записи о «счете» возглавлявшего вологодскую службу старца Кириака И. назван на 4-м месте, вслед за игуменом, келарем и казначеем. По предположению Е. Б. Французовой, в 1591-1592 гг. И. непродолжительное время был игуменом Александрова Свирского в честь Св. Троицы мон-ря (Французова. 2010. С. 260-261).

В 1593 г. в числе 10 соловецких монахов И. был переведен в Троице-Сергиев мон-рь и назначен келарем. По гипотезе О. В. Панченко, перемещение соловчан было связано с валовой переписью троицких вотчин и проверкой владельческих прав, предпринятой боярином Борисом Феодоровичем Годуновым (впосл. царь) в 1592-1594 гг.; целью перевода было усиление контроля над вотчинами крупнейшего землевладельца страны при помощи управленцев, не связанных с Троицкой обителью. Соловецкие монахи были выбраны неслучайно. Во время русско-швед. войны в 1590-1593 гг. Соловецкому мон-рю - важнейшему форпосту на северо-западе страны - отводилась первостепенная роль на беломорском театре военных действий, правительство и воеводы постоянно находились в контакте с соловецкими властями. Возможно, тогда И. познакомился с Годуновым и по распоряжению боярина стал келарем Троице-Сергиева монастыря. По сообщению Авраамия (Палицына), И. первым из соловецких монахов был назначен на должность келаря в Троице-Сергиевом монастыре. И. занимал эту должность в 1593-1596 гг. В качестве келаря И. назван, в частности, в документах о вкладе А. П. Крёкшиным имения в Троице-Сергиев монастырь (РГБ. Ф. 303. № 539. Л. 77; Шумаков С. А. Тверские акты. Тверь, 1896. Вып. 1. С. 111).

В мае 1597 г. И. вернулся в Соловецкий мон-рь и был избран настоятелем. Возможно, в помощь ему из Свияжска на Соловки прислали Авраамия (Палицына), назначенного келарем. В этот период И., по всей видимости, совершал частые поездки в Новгород и в Москву и не мог в полном объеме исполнять обязанности игумена. И. поставил подпись на утвержденной грамоте Земского собора 1598 г. об избрании на царство Бориса Годунова (ААЭ. Т. 2. С. 42, № 7); в б-ке И. имелся список чина венчания на царство Бориса Годунова (РНБ. Солов. № 1184/1294).

После кончины Новгородского митр. Варлаама († 15 апр. 1601) Новгородская кафедра не замещалась до 1603 г. Современники писали об инициативе царя Бориса Феодоровича в поставлении И. Новгородским митрополитом (НовгорЛет. С. 150). 6 февр. 1603 г. Московский патриарх св. Иов с Собором епископов в Успенском соборе Московского Кремля совершил архиерейскую хиротонию И. 24 марта И. прибыл в Новгород и вскоре был вовлечен в события Смутного времени. В 1604 г. И., как и др. иерархи, рассылал в мон-ри епархии грамоты с разоблачением Лжедмитрия I и с призывом молиться о победе царя Бориса Феодоровича над самозванцем; сохранилась грамота митрополита в Соловецкий монастырь (ААЭ. Т. 2. С. 81-84, № 29). После смерти Бориса Годунова († 13 апр. 1605) И. стремился обеспечить передачу власти юному Феодору Борисовичу. По благословению патриарха Иова в апр. 1605 г. И. направился под Кромы к войску, сражавшемуся против Лжедмитрия I, для принятия совместно с П. Ф. Басмановым присяги Феодору Борисовичу.

Духовенство и бояре. Фрагмент картины «Прием польских послов Лжедмитрием I 13 мая 1606 г. в Грановитой палате Московского Кремля» (Венгерский национальный музей исторической живописи. Будапешт)
Духовенство и бояре. Фрагмент картины «Прием польских послов Лжедмитрием I 13 мая 1606 г. в Грановитой палате Московского Кремля» (Венгерский национальный музей исторической живописи. Будапешт)

Духовенство и бояре. Фрагмент картины «Прием польских послов Лжедмитрием I 13 мая 1606 г. в Грановитой палате Московского Кремля» (Венгерский национальный музей исторической живописи. Будапешт)
После занятия Лжедмитрием I Москвы И. подчинился новому правителю. В отсутствие изгнанного с кафедры патриарха И. участвовал в венчании самозванца на царство. Из новгородского Софийского собора И. изъял Служебник с поминанием рода Годуновых и поминал «царя Димитрия» и его мать Марию. Вероятно, И. участвовал в поставлении на Патриарший престол избранного Лжедмитрием I нового предстоятеля Русской Церкви - бывш. Рязанского архиеп. грека Игнатия, входил в действовавший при нем Освященный собор. Во время споров 1606 г. о бракосочетании Лжедмитрия I и Марины Мнишек И. поддержал Игнатия, считавшего, что католичка Марина присоединилась к правосл. Церкви после совершения над ней во время коронования таинства Миропомазания (Казанский митр. сщмч. Ермоген; впосл. патриарх Московский и всея Руси, настаивал на повторном крещении Марины как на условии ее брака с Лжедмитрием). Новгородский митрополит участвовал в венчании Лжедмитрия и Марины.

После убийства Лжедмитрия I и удаления Игнатия (май 1606) И. 1 июня 1606 г. возглавил венчание на царство Василия Иоанновича Шуйского. Во время церемонии И. обратился к царю с речью, возможно им написанной (ААЭ. Т. 2. С. 104-105, № 47). И. участвовал в поставлении на Патриарший престол избранного по воле царя сщмч. Ермогена. По благословению патриарха Новгородский митрополит в 1606 г. рассылал грамоты с повелением молиться о победе правительственных войск над повстанцами под рук. И. Болотникова. От патриарха, сторонника перекрещивания католиков и протестантов при присоединении их к правосл. Церкви, И. мог получить список Сводной редакции чиноприемов, содержащей, в частности, требование присоединения неправосл. христиан к Православию через крещение. Известен Требник из келейной библиотеки И. с его владельческой записью (РНБ. Соф. № 1071), включающий Сводную редакцию. Какое-то время И. мог следовать этим нормам.

И. поддержал переговоры новгородского воеводы кн. М. В. Скопина-Шуйского со швед. полковником Я. Делагарди в 1608 г. о приглашении наемников для борьбы с Лжедмитрием II. В ходе повстанческого движения, охватившего Новгородскую и Псковскую земли, митрополит приложил значительные усилия для удержания населения Новгорода под властью царя Василия Шуйского. В критический момент отъезда из Новгорода кн. Скопина-Шуйского И. способствовал прекращению мятежа и сумел убедить горожан не присягать Лжедмитрию II. Правительство Василия Шуйского подписало в февр. 1609 г. в Выборге договор о союзе со Швецией, по к-рому в обмен на военную помощь Россия уступила Швеции г. Корела (ныне Приозёрск). Население Корелы отказалось признать швед. власть и присягнуло Лжедмитрию II. Оборону города от швед. войск возглавил Корельский еп. Сильвестр. Рус. правительство настаивало на передаче Корелы Делагарди и организовало перенесение из города и окрестностей святынь и вывод мон-рей. В 1-й пол. мая 1610 г. в Новгород к воеводе И. Н. Одоевскому Большому и И. были направлены царские грамоты о переводе Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря в новгородский Деревяницкий в честь Воскресения Христова мон-рь, что и было исполнено.

Принятое боярским правительством 17 авг. 1610 г., после низложения в июле Василия Шуйского, решение о призвании на рус. трон польск. королевича Владислава было расценено в Швеции, находившейся в состоянии войны с Речью Посполитой, как нарушение русско-швед. договора, и Делагарди в соответствии с инструкциями швед. короля напал на Новгород. Во время штурма города 16 июля 1611 г. И. совершил крестный ход, служил молебен на стене Новгородского кремля. По сообщению «Нового летописца», И. благословил со стен крепости протопопа Софийского собора Амоса (ранее бывшего под запрещением), у дома которого шло жестокое сражение со шведами; не сумев захватить дом, нападавшие сожгли его вместе с защитниками. После того как швед. отряды ворвались в город, И. и кн. Одоевский Большой сдали кремль Делагарди. 25 июля 1611 г. митрополит и воевода подписали с Делагарди договор о приглашении «на Новгородское государство, также, буде похотят, на Владимирское и на Московское государство» одного из сыновей швед. кор. Карла IX; новгородцам по договору гарантировалась неприкосновенность веры и прав.

И. стал одной из ключевых фигур в новгородском правительстве периода швед. оккупации (1611-1617). И. и кн. Одоевский Большой стояли во главе правительственного совета, помогали Делагарди в управлении Новгородом, стремясь сохранить мир в городе, предотвратить антишвед. выступления и избежать репрессий со стороны швед. гарнизона. На митрополичьем дворе жили швед. солдаты, митрополит собирал налоги с правосл. церквей и мон-рей в пользу швед. администрации. И. был вынужден терпеть как разграбление правосл. святынь швед. солдатами, так и личные оскорбления. После того как в 1613/14 г. стоявшие в Юрьевом новгородском мон-ре наемники вскрыли гробницу св. кн. Феодора Ярославича, И. организовал торжественное перенесение св. мощей. Митрополит подвергся аресту на владычном дворе, за освобождение Делагарди назначил плату в 6 тыс. р. И. подписался под челобитной к швед. королю с обвинениями Делагарди в злоупотреблениях. После обнаружения документа в ходе проведенного Делагарди следствия И. отказался от своей подписи. В следующей челобитной - к Э. Горну, зимой 1614/15 г. возглавлявшему швед. администрацию в Новгороде, резкие обвинения и угрозы неповиновения швед. властям отсутствовали. Тем не менее в тексте остались жалобы на притеснения: И. указывал, что правосл. церкви разграблены, святые иконы «опоруганы» и сожжены, мощи «повыметаны» из гробов, колокола увезены в Швецию, на Софийской стороне Новгорода деревянные церкви разобраны на дрова (ДАИ. Т. 2. № 32. С. 56-63).

Желая избежать прямого правления Делагарди и стремясь не допустить присяги жителей Новгорода швед. королю (что включило бы «Новгородское государство» в состав Швеции), кн. Одоевский Большой и И. с первых дней оккупации активно продвигали идею об избрании представителя швед. династии Ваза на московский стол. В ходе переговоров обсуждалась кандидатура Густава Адольфа, затем Карла Филиппа. Одновременно новгородские власти установили связи с руководителями 1-го (кн. Ф. Т. Чёрный-Оболенский, С. Е. Отрепьев) и 2-го (кн. Д. М. Пожарский и др.) ополчений, поддержавшими идею приглашения Карла Филиппа. Сохранилась грамота И. в Ярославль, призывающая власти 2-го ополчения избрать на рус. престол швед. королевича (РНБ. Q.IV.17. Л. 487 об.- 492). Кн. Чёрный-Оболенский, настаивая на переходе принца в Православие через перекрещивание, говорил о данном Карлом IX обещании крестить Карла Филиппа в случае утверждения его на троне в Москве. Однако тема повторного крещения принца почти не представлена в документах. Как показала Е. И. Кобзарева, этот вопрос не затрагивался в текстах, исходивших от новгородской стороны, в т. ч. от И. У Делагарди появились основания информировать швед. короля о готовности новгородцев избрать Карла Филиппа без изменения вероисповедания (Кобзарева. 2008).

15 нояб. 1612 г. руководители 2-го ополчения известили И. об освобождении Москвы и о созыве Земского собора для избрания царя. В 1613 г. царем был избран Михаил Феодорович. Новый правитель первоначально не пользовался популярностью в Новгороде, его считали ставленником казацких мятежников, к-рых опасались. Летом 1613 г. Делагарди добился приезда Карла Филиппа в Выборг, рассчитывая на прибытие туда новгородских властей. Однако И. и кн. Одоевский Большой в Выборг не поехали, поскольку не стремились к отделению «Новгородского государства» от Москвы. Переговоры окончательно зашли в тупик после отказа Карла Филиппа занять рус. трон. Делагарди выдвинул кандидатуру его брата Густава II Адольфа, ставшего к тому времени швед. королем. Несмотря на давление Делагарди, позднее Горна, И. и кн. Одоевский Большой никогда не присягали швед. правителям.

Для освобождения Пскова от шведов в марте 1613 г. из Ярославля были направлены войска С. В. Прозоровского и Л. А. Вельяминова, к-рым не удалось пробиться к городу, но их присутствие спровоцировало массовый переход новгородских и белозерских служилых людей на сторону правительства Михаила Феодоровича. В Тихвине горожане частично уничтожили шведский гарнизон и вынудили его бежать. И. осудил выступление жителей Тихвина, посчитав его изменой Новгороду и нарушением договора 1611 г. Митрополит так охарактеризовал участников «тихвинского сидения»: «Богоотступники... которые в Обонежской пятине монастырь Пречистые Богородицы Тихвинские и иные монастыри выграбили, и у чюдотворного образа Пречистые Богородицы и у иных многих образов оклады обобрали, и монастыри разорили, и посад тихвинскои выжгли, и тихвинского игумена Иосифа, и старцов, и слуг, и иных многих людей неповинных с монастырей предали» (цит. по: Селин. 2008. С. 396).

Осенью 1613 г. для освобождения Новгорода из Москвы направилась армия под командованием кн. Д. Т. Трубецкого. Потерпев поражение под Бронницами, войско остановилось и воевода вступил в переговоры с новгородскими властями. В 1614 г. шел обмен посольствами между И. и кн. Одоевским Большим с одной стороны и кн. Д. Т. Трубецким, к-рый призывал новгородское правительство принести присягу Михаилу Феодоровичу, с другой. В кон. 1614 - нач. 1615 г. И. вступил в опасные для него переговоры с рус. правительством. Митрополит и воевода получили неск. царских грамот (РГАДА. Ф. 96. 1614. № 1. Л. 32, 46-48; Ф. 96. 1615. № 2. Л. 58-83). Царь Михаил Феодорович упрекал И. за двойственную позицию и непостоянство, но обещал простить все «вины». Переписка завершилась тайным посольством 1615 г. из Новгорода в Москву, в которое входили архим. Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня муж. мон-ря Киприан, Я. М. Боборыкин, М. Муравьёв. По мнению В. Г. Вовиной, в 1615 г. отношение правительства царя Михаила Феодоровича к И. было жестким (Правящая элита Рус. гос-ва, IX - нач. XVIII в.: Очерки истории. СПб., 2006. С. 384-385). Тем не менее в рус. дипломатической переписке И. был представлен как мученик. В грамоте 1615 г. Михаила Феодоровича к франц. королю говорилось о разорении Новгородской митрополии шведами и об удержании И. в неволе.

Согласно Столбовскому мирному договору со Швецией от 27 февр. 1617 г., Швеция признала русским монархом Михаила Феодоровича и вернула России Новгород. При освобождении Новгорода И. совершил крестный ход, молебном встретил прибывших из Столбова русских послов. Царь отправил в Новгород грамоту, в которой благодарил новгородцев за верность, хвалил за стойкость в период «немецкого плена», прощал временное отступничество. В грамоте давалась высокая оценка архипастырской деятельности И., его ожидали в Москве. В марте 1617 г. в Новгород приехал назначенный из Москвы воевода кн. И. А. Хованский, к-рого И. встретил с почестями. Составленная после освобождения Новгорода опись показывает грандиозные масштабы разграбления города и опустошения святынь. После освобождения Новгорода оставшиеся в городе швед. пленники сохранили вероисповедание и не подвергались перекрещиванию (в отличие от пленников в Пскове).

По-видимому, И. просил Михаила Феодоровича отпустить его на покой в Соловецкий мон-рь. В 1619 г. митрополит был вызван в Москву, возможно, в связи с приездом в Россию Иерусалимского патриарха Феофана IV; И. получил подарки от матери царя инокини Марфы (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Кн. 202. 1616. Л. 125 об.). Вскоре И. скончался на подворье Соловецкого мон-ря в Москве, похоронен в соответствии с его волей в новгородском Софийском соборе, в Корсунском притворе.

И. был одним из наиболее начитанных людей своего времени, имел обширную б-ку, многие книги которой сохранились (см.: Кукушкина. 1972; Крушельницкая. 2006). В составе Соловецкого собрания (РНБ) известны рукописи с владельческими записями И., созданные, очевидно, по его заказу: Лествица прп. Иоанна Синайского, толковая (№ 282/302); Устав прп. Иосифа Волоцкого с прибавлениями (№ 330/350); Круг миротворный с прибавлениями (№ 479/498); Житие свт. Иоанна Златоуста с прибавлениями (№ 715/823); Жития святителей Иоанна, Евфимия и Ионы Новгородских (№ 991/1100); чин венчания на царство Бориса Годунова (№ 1184/1294); сборник патристический (№ 668/726); сборник энциклопедического содержания с наставлениями монашествующим и с повествованием о мон-рях Сев.-Зап. Руси (№ 860/970); 2 Требника (РНБ. Солов. № 1089/1198 и Соф. № 1071); 2 Евангелия; 3 Триоди; Стихирарь, а также печатные книги, в частности первопечатный Апостол (Немировский Е. Л. Возникновение книгопечатания в Москве: Иван Федоров. М., 1964. С. 271, 276).

Перу И. принадлежит соч. «Новопоставленному иерею на поучение себе и своим детем духовным» (РГБ. Больш. № 318. Л. 273-280). Оно является переработкой известного с XIII в. в рус. рукописях святительского поучения новопоставленному иерею, в к-рое внесено имя митрополита. Помимо грамот и посланий И., связанных с событиями Смутного времени (по большей части подписанных им совместно с кн. Оболенским Большим), известны грамоты митрополита о наделении землей слуг Новгородского архиерейского дома (поместные грамоты), о сборе налогов. В письмах И. упоминаются его многочисленные вклады в монастыри, прежде всего в Соловецкий.

По признанию дьяка И. Тимофеева, его «Временник» был написан по повелению И. (Временник Ивана Тимофеева. М.; Л., 1951. С. 149-150, 326-327). Вероятно, митрополит знал о лит. занятиях дьяка, перенесшего вместе с ним трудности швед. оккупации, и предложил объединить разрозненные заметки, уделив особое внимание судьбе Новгорода в Смутное время. Во «Временнике» содержится резкое осуждение лютеранства, называемого «еллинской верой».

Арх.: ОР Б-ки Саратовского гос. ун-та. № 186. Л. 225-227 об. [грамота И. Псковскому архиеп. Иоакиму о поставлении на Вологодскую кафедру новгородского Тихвинского монастыря игумена Макария]; ГАРФ. КМФ-9. Швеция 3А - 55. № 349 [наказная память И. и кн. И. Н. Одоевского Н. Милюкову, Ф. Бестужеву, подьячему Е. Елизарову, 19 мая 1612]; РГАДА. Ф. 96. 1614. № 1. Л. 4-7 [грамота И., кн. И. Н. Одоевского, земских чинов к кн. Д. Т. Трубецкому, Д. И. Мезецкому, 25 марта 1614].
Соч.: СГГД. Ч. 2. С. 588-591, № 278, 279 [грамоты И. и кн. И. Н. Одоевского кн. Д. М. Пожарскому, 19 мая 1612]; С. 601-603, № 284 [отрывок наказа И. и кн. И. Н. Одоевского новгородским послам, отправленным к воеводам 2-го ополчения, 6 авг. 1612]; ААЭ. Т. 2. С. 81-84, № 29 [грамота И. в Соловецкий мон-рь, разоблачающая Г. Отрепьева, янв. 1605]; АИ. Т. 2. С. 112-113, № 83; С. 221-222, № 191; С. 340-341, № 281; С. 372-373, № 315; С. 397-398, № 330 [поместные грамоты И.]; ДАИ. Т. 1. С. 283-285, № 162 [приговор И. и кн. И. Н. Одоевского об отправке послов в Стокгольм, 25 дек. 1611]; Т. 2. C. 5-8, № 4 [приговор И., кн. И. Н. Одоевского, земских чинов о посылке в Выборг уполномоченных для переговоров со шведами, 27 июля 1613]; С. 43-47, № 21 [челобитная И., кн. И. Н. Одоевского, земских чинов швед. кор. Густаву II Адольфу о непринуждении их к вторичному крестоцелованию, 1614 г., после августа]; С. 56-63, № 32 [ответ И. и кн. И. Н. Одоевского, земских чинов Э. Горну на его требование принести присягу Густаву II Адольфу, 1614].
Ист.: СГГД. Т. 3. С. 149-154, № 34; АИ. Т. 2. С. 180-191, № 158-160; Т. 3. С. 453-455, № 284; ДАИ. Т. 1. С. 286-294, № 164, 166; Т. 2. С. 4-5, № 3; С. 8-10, № 5; С. 24-34, № 11-14; С. 48-49, № 24; С. 75, № 43; ААЭ. Т. 2. С. 104-106, № 47; С. 317-318, № 187; С. 366-370, № 210; НовгорЛет. С. 150, 351, 353, 445-446; РИБ. Т. 13. Стб. 40, 134; ПСРЛ. Т. 14. С. 64, 114.
Лит.: Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального первокл. Соловецкого мон-ря. М., 1836. Ч. 1. С. 93-94; Ч. 3. С. 198-214; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до наст. времени. Новгород, 1897. С. 37-38; Фигаровский В. А. О грамоте новгородского правительства в Москву в 1615 г. // НИС. 1937. Вып. 2. С. 53-82; он же. Отпор шведским интервентам в Новгороде // Там же. 1938. Вып. 3/4. С. 58-85; Кукушкина М. В. Б-ка Соловецкого мон-ря в XVI в. // АЕ за 1971 г. М., 1972. С. 341-356; Коваленко Г. М. Договор между Новгородом и Швецией 1611 г. // ВИ. 1988. № 11. С. 134; Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 102, 103, 107-108, 113, 143, 144, 180, 181, 193, 210, 211, 218-219, 222, 223; Седов П. В. Захват Новгорода шведами в 1611 г. // НИС. 1993. Вып. 4(14). С. 116-127; Солодкин Я. Г. Исидор // СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 119-122; Селин А. А. Церковное строительство в Новгородской земле в годы шведского присутствия // 13-я конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка скандинавских стран и Финляндии. Петрозаводск, 10-14 сент. 1997 г.: Тез. докл. Петрозаводск, 1997. С. 125-127; он же. К происхождению приказной бюрократии Великого Новгорода XVI-XVII вв. // Государственная власть и местное самоуправление в России: Сев.-Зап. регион: Мат-лы науч.-практ. семинара, 25-27 марта 2004 г. Новгород, 2006. С. 41-65; он же. Новгородское общество в эпоху Смуты. СПб., 2008. С. 395-398, 403; Тюменцев И. О. Смута в России в нач. XVII ст.: Движение Лжедмитрия II. Волгоград, 1999. С. 270-272; Крушельницкая Е. В., Тутова Т. А. Старцы Соловецкого мон-ря XVI в. по упоминаниям в грамотах ризничной коллекции и др. док-там: Указ. имен // КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 83-88; Лобакова И. А. «Сказание вкратце» о соловецких игуменах // Там же: Книжники и рукописи Соловецкого мон-ря. 2004. С. 173; Панченко О. В. Из истории культурных связей Соловецкого и Троице-Сергиева мон-рей в 1-й пол. XVII в.: Троицкий келарь Александр (Булатников) // ТОДРЛ. 2004. Т. 55. С. 488-489; Кобзарева Е. И. Шведская оккупация Новгорода в период Смуты XVII в. М., 2005. С. 152, 351, 354; она же. К вопросу об избрании шведского королевича на рус. престол и пребывание шведов в Новгороде: Конфессиональный аспект проблемы // НИС. 2008. Вып. 11(21). С. 166-184; Кириченко Л. А. Актовый материал Троице-Сергиева мон-ря 1584-1641 гг. как источник по истории землевладения и хозяйства. М., 2006. Прил. 3. № 23; Крушельницкая Е. В. Келейный сб. Новгородского митр. Исидора Соловецкой б-ки № 860/970: Опыт изучения одной энцикл. компиляции кон. XVI в. // История в рукописях и рукописи в истории: Сб. науч. тр. к 200-летию ОР РНБ. СПб., 2006. С. 379-398; Курбатов О. А. Тихвинское осадное сидение 1613 г. М., 2006. С. 31; Ульяновский В. И. Смутное время. М., 2006. С. 217-219; Замятин Г. А. Россия и Швеция в нач. XVII в.: Очерки полит. и военной истории. СПб., 20082. С. 445, 450; Опарина Т. А. Выбор чина приема в православие западных христиан в период междупатриаршества (1612-1619) // Рос. история. 2010. № 5. С. 119-137; Французова Е. Б. Соловецкие иноки в Троице-Сергиевом мон-ре в кон. XVI - нач. XVII в. // ВЦИ. 2010. № 3/4(19/20). С. 255-270.
Т. А. Опарина
Ключевые слова:
Митрополиты Русской Православной Церкви Исидор († 1619), митрополит Новгородский и Великолуцкий
См.также:
АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, сщмч. (пам. 3 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых эстонской земли)
АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский
АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский