Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕМИЛИАН
Т. 18, С. 444-445 опубликовано: 31 июля 2009г.


ЕМИЛИАН

[греч. Αἰμιλιανός; лат. Aemilianus], сщмч. (пам. 18 авг.), еп. Требийский. Пострадал в г. Требия (ныне Треви, Италия) в 302 г. вместе с пресв. сщмч. Иларионом и мучениками Дионисием и Севастианом (Ермиппом). Согласно позднему лат. Житию XII - нач. XIII в. (к-рое пересказывается в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского), Е. был родом из Армении и происходил из знатной христ. семьи. В юные годы был отдан родителями в обучение некоему пресв. Илариону, к-рый воспитал юношу в благочестии. В правление имп. Диоклетиана (284-305) Е., желая пострадать за Христа, отправился в Италию, убедив последовать за собой пресв. Илариона и 2 братьев - Дионисия и Севастиана (именуемого также Ермиппом; свт. Димитрий Ростовский оставил только это имя). Достигнув Италии, они сначала поселились в г. Сполетии (ныне Сполето) в Умбрии. Нек-рое время спустя в соседнем г. Требия умер епископ, и местные христиане избрали на его место Е. Тот отправился в Рим и был рукоположен еп. (папой) Маркеллом I (свт. Димитрий Ростовский заменил его имя именем его предшественника Маркеллина (296-304)). Тем временем в Требию прибыл наместник провинций Тусция (Этрурия) и Умбрия Максимиан с приказом от имп. Диоклетиана склонять христиан к отречению от веры или казнить. Е. был схвачен первым. Он отказался отречься от Христа, и правитель приказал его пытать. Тогда Е. предложил Максимиану устроить испытание для проверки, чей Бог сильнее: смогут ли языческие жрецы своими молитвами исцелить больного? Последним не удалось поставить на ноги парализованного человека, а Е. исцелил его. Приписав происшедшее колдовству, Максимиан вновь стал истязать Е. различными способами (погружали в котел с расплавленным оловом, бросали в р. Клитумн (ныне Клитунно) с камнем на шее, отдавали на съедение диким зверям), но тот оставался невредимым. Многие зрители, видевшие такое чудо, обратились ко Христу, и Максимиан приказал убивать таковых на месте (погибло ок. 1 тыс. чел.). Затем Е. привязали к колесу с шипами и пустили с горы. Но веревки развязались, Е. не пострадал, а колесо ранило мн. находившихся внизу язычников. Тогда мученика вновь отправили в темницу. Скрывавшиеся братья Е. и пресв. Иларион были найдены, арестованы и брошены в ту же камеру. Ночью Илариону было видение, что все они вскоре примут мученическую кончину. На следующий день все они, кроме Е., были вызваны на допрос к Максимиану. Тот приписал случившееся в городе землетрясение, сокрушившее мн. идолов, колдовству мучеников и обезглавил их. Затем к такой же казни был приговорен и Е. Однако меч палача изогнулся, не причинив Е. вреда. Но он, желая принять мученическую смерть, обратился с молитвой к Богу, чтобы Тот позволил ему умереть. На смену уверовавшему во Христа палачу пришел другой и отсек Е. голову; при этом из раны потекло молоко. Это чудо повлекло новые массовые обращения в христианство. Согласно тексту Мученичества, Е. был казнен 28 янв. 302 г.

Это Мученичество представляет собой позднюю агиографическую компиляцию сюжетов различных Мученичеств и Свящ. Писания (сцена состязания с языческими жрецами). Свидетельств почитания Е. в Требии ранее XIII в. не зафиксировано. Под 8 февр. Мартиролог блж. Иеронима помещает память арм. мучеников Емилиана, Дионисия и Севастиана. Эта заметка без изменений перешла в Мартиролог Флора Лионского, а оттуда ее заимствовал кард. Цезарь Бароний для Римского Мартиролога, не отождествив ее с рассказом о Требийских мучениках. Тем не менее, как справедливо полагали еще Г. Хеншен и Ж. де Болланд (ActaSS. Febr. T. 2. P. 158-160), а в Новое время И. Делеэ (MartRom. Comment. P. 53), именно эта заметка в Иеронимовом и каролингских Мартирологах стала поводом для создания требийской легенды о Е., происходившем из Армении. Делеэ предложил конъектуру заметки для Римского Мартиролога, заменив личные имена географическими названиями: вместо Emiliani (Miliani) читать Mediolani ([из] Медиолана (ныне Милан)), а вместо Sebastiani - Sebastiae ([в] Севастии). В таком случае следует читать «Sebastiae in Armenia minore Dionysii episcopi Mediolanensis» (в Севастии в М. Армении Дионисий, еп. Медиоланский). Т. о., данная заметка относится к святителю Дионисию, борцу с арианской ересью, скончавшемуся в ссылке в Севастии Армянской (ныне Сивас, Турция) после 355 г. (MartHieron. Comment. P. 81).

Ист.: BHL, N 107.
Лит.: Lanzoni F. Le diocesi d'Italia: Dalle origini al principio del sec. VII (AN. 604). Faenza, 19272. P. 435-436; Amore A. Dionigi, Emiliano e Sebastiano // BiblSS. Vol. 4. Col. 646.
Д. В. Зайцев
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Священномученики Русской Православной Церкви Святые неразделенной Церкви Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Емилиан, епископ Требийский, священномученик (пам. 18 авг.)
См.также:
АВТОНОМ († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.)
АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)
АНТИПА (I в.), еп. Пергамский, сщмч. (пам.11 апр.)
АПОЛЛИНАРИЙ († 75), еп. Равенны, сщмч. (пам. 23 июля)
АРИСТИОН еп. Александрийский, сщмч. (пам. 3 сент.)
АСТИЙ (нач. II в.), еп. г. Диррахий (Иллирик), сщмч. (пам. 4 июня; греч. 5, 6 июля)
ВАЛЕНТИН († ок. 273), еп. Интерамнский, сщмч. (пам. 30 июля, пам. зап. 14 февр.)
ВЛАСИЙ († ок. 316), еп. Севастийский, сщмч. (пам. 11 февр., пам. зап. 3 февр.)
ЕВСЕВИЙ († 379 или 380), еп. Самосаты, сщмч. (пам. 22 июня)
ЕВТИХИЙ († I в.), еп. Мелитинский, сщмч. (пам. 28 мая)