Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕЛИЦЫ ВО ХРИСТА КРЕСТИСТЕСЯ
Т. 18, С. 415-416 опубликовано: 29 марта 2010г.


ЕЛИЦЫ ВО ХРИСТА КРЕСТИСТЕСЯ

[греч. ῞Οσοι εἰς Χριστὸν ἐβαπτίσθητε̇], стих из Галатам послания ап. Павла (Гал 3. 27: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» -         ), используемый в правосл. богослужении. «Е. во Х. к.» входит в состав визант. чина таинства Крещения и в совр. практике поется во время обхождения священником и новокрещеным со свечой в руках купели после завершения священнодействий Крещения и Миропомазания и перед чтением крещальных Апостола и Евангелия. Стих «Е. во Х. к.» - это одно из немногих прямых указаний ап. Павла на само священнодействие, а не только на богословское содержание таинства Крещения. Совр. толкователи полагают, что этот стих и соседние (26 и 28), возможно, заимствованы из Предания, из уже сложившейся практики Крещения (Betz H. D. Galatians. Phil., 1979. P. 186). Выражение «во Христа» является синонимом формулы «во имя Христа» и означает, вероятно, «по заповеди Христа» (подробнее см.: Пономарев А. В. Крещальные формулы «во имя» в НЗ: Oбзор истории исслед. // Вестн. ПСТГУ. Сер. 1: Богословие, философия. 2005. Вып. 14. C. 88-99), а «во Христа облеклись» можно понимать как «уподобились Христу» (ср.: 1 Кор 12. 13; Кол 3. 10).

В древности шествие новокрещеных во время чина Крещения представляло собой не обход купели, а процессию новокрещеных из баптистерия в основной храм для участия в Божественной литургии. Согласно к-польскому Типикону Великой ц. IX-XI вв., пение «Е. во Х. к.» открывает литургию Великой субботы, главного крещального дня в древнем К-поле, совершаемую непосредственно после вечерни этого дня (таинство Крещения происходило в баптистерии во время чтения в храме паремий этой вечерни); под пение «Е. во Х. к.» со стихами Пс 31 (вероятно, наличие «Аллилуия» в составе «Е. во Х. к.» обусловлено именно тем, что некогда «Е. во Х. к.» было припевом к псалму) новокрещеные входили в храм Св. Софии и патриарх совершал над ними Миропомазание (Mateos. Typicon. T. 2. P. 88), после чего входил в алтарь (Ibid. P. 88-90). Типикон Великой ц. предписывает петь «Е. во Х. к.» вместо литургийного Трисвятого также и в Лазареву субботу, поскольку и в этот день, как и в Великую субботу, в К-поле совершалось таинство Крещения (Ibid. P. 64), и в дни Светлой седмицы (Ibid. P. 94, 98; в древности в эти дни новокрещеные должны были ежедневно присутствовать в церкви, чтобы приобщаться Св. Таин и слушать тайноводственные поучения). Вне Страстной и Светлой седмиц Типикон Великой ц. заменяет литургийное Трисвятое стихом «Е. во Х. к.» трижды в году: на Пятидесятницу (Ibid. P. 138), на Рождество Христово (Ibid. T. 1. P. 155) и на Богоявление (Ibid. P. 186). Неизвестно, связано ли пение «Е. во Х. к.» на литургии этих дней непосредственно с таинством Крещения - в Типиконе Великой ц. эти дни не являются крещальными. Возможно, пение «Е. во Х. к.» в день Богоявления (а также Рождества Христова, поскольку в вост. традиции эти праздники тесно связаны) объясняется не тем, что в этот день крестили оглашаемых, а тем, что праздник Богоявления посвящен событию Крещения Спасителя; пение «Е. во Х. к.» в день Пятидесятницы, вероятно, объясняется тем, что это песнопение, звучавшее на Пасху, Рождество и Богоявление, воспринималось как высокоторжественное (существует также иное объяснение - в этот день крестили тех из оглашаемых, кто не смогли принять Крещение в Великую субботу,- но оно не имеет подтверждения в источниках).

В правосл. традиции последующих веков практика пения «Е. во Х. к.», описанная в Типиконе Великой ц., осталась неизменной и сохраняется до наст. времени. Но из-за того что Лазарева и Великая субботы перестали быть днями массового совершения таинства Крещения, пение «Е. во Х. к.» в эти дни может осмысляться как напоминание верным о данных ими некогда крещальных обетах (Никольский. Устав. Т. 2. С. 372).

В певческой практике

В древнерус. певч. рукописях, вероятнее всего с нач. XVII в., распространяется знаменный распев «Е. во Х. к.» (РГБ. Ф. 304. № 428. Л. 343-343 об., кон. XVI - нач. XVII в.), к-рый положен в основу более пространного путевого (РНБ. Солов. № 644/618. Л. 2, кон. XVII в.). Обычно в рукописях фиксируются оба распева, при этом 2-й с указанием «ино», «путь», «болшая» и др. (см.: РГБ. Ф. 304. № 429. Л. 161 об.- 162, нач. XVII в.; Б-ка МДА. № П-213 С-23. Инв. № 231869. Л. 401, 40-60-е гг. XVII в.; П И-82. Инв. № 117621. Л. 301 об.- 302, сер. XVII в.).

В старообрядческой практике сохранилось 2 распева: в Обеднице поповского согласия представлен знаменный распев «Е. во Х. к.» (К., 1909. Л. 21), в беспоповском Обиходе - путевой с ремаркой «болшим роспевом», с нетипичным мелодическим окончанием (М., 1911. Л. 449; сопровождается указанием «прокимен»).

Вариант «Е. во Х. к.» раннего путевого многоголосия можно обнаружить в рукописях с кон. XVI в.; в основе партии «пути» лежит знаменный распев (ГИМ. Син. певч. № 220. Л. 94; см. расшифровку: Пожидаева. 2007. С. 670-671).

В изданиях синодального Обихода помещен знаменный распев «Е. во Х. к.» (М., 1772. Л. 106; М., 1833. Л. 73-73 об.; М., 1860. Л. 93 об.; М., 1902. Л. 9 об.).

Вероятно, с XVIII в. в певч. практике распространяется сокращенный вариант знаменного распева ([Соловецкий] Обиход. СПб., 1912. Л. 89; «Спутник псаломщика». СПб., 19142. С. 146. М., 19994. С. 149), к-рый впосл. был положен в основу многоголосного, т. н. обычного, распева (Обиход церк. пения / Сост.: Г. Н. Дубинкин. М., 1997. С. 195).

В греч. традиции обычно поется «Е. во Х. к.» 1-го гласа Петра Пелопоннесского (см.: Ταμεῖον ᾿Ανθολογίας. Κωνσταντινούπολις, 1869. Τ. 1. Σ. 19-20). В сборнике мон. Нектария этот вариант назван кратким напевом Петра 1-го плагального гласа. Здесь также помещены песнопения «Е. во Х. к.» Георгия Редестского 1-го плагального гласа (δύναμις для этого распева тем не менее обозначен как «древнее» 1-го гласа), Георгия Сарандоекклесиота 1-го гласа и 2 напева для δύναμις: Петра Эфесского на Владычные праздники (1-го гласа) и протопсалта Николая Смирнского 1-го гласа (Μουσικὸς θησαυρòς τῆς λειτουργίας. ῞Αγιον ῎Ορος, 1931. Τ. 1. Σ. 68-81). В др. сборниках, как правило, фиксируется этот же ряд напевов.

В киевской традиции, вероятнее всего, был распространен знаменный распев «Е. во Х. к.»; кроме того, указания на это песнопение зафиксированы в певч. рукописях Манявского скита, в греч. осмогласнике мон-ря Драгомирна (возможно, записан мелос в греч. стиле) (ЦГББ. № 10846. Л. 132 об.- 133, 1684 г.; НБУВ ИР. № 40 П. Л. 5-65, 1769 г.; см.: Ясиновський. 1996. С. 239, 252, 720, 951).

В болгарской певческой практике использовался мелодический вариант, близкий к греческому 1-го гласа (Динев П. Църковно-певчески сборник. София, 2000. С. 135-137).

Авторские гармонизации «Е. во Х. к.» принадлежат А. А. Архангельскому, М. С. Березовскому, П. Г. Чеснокову и др. (см.: Свод напевов. С. 168-169).

Лит.: Ясиновський Ю. П. Украïнськi та бiлоруськi нотолiнiйнi Iрмолоï XVI-XVIII ст.: Кат. Львiв, 1996; Пожидаева Г. А. Певческие традиции Др. Руси. М., 2007.
И. В. С., Э. П. Л.
Ключевые слова:
Церковное пение Литургика. Основные понятия Музыка. Теория. Византийская и поствизантийская традиция Литургика историческая. История формирования чинопоследований и служб Таинство Крещения «Елицы во Христа крестистеся», стих из Галатам послания апостола Павла (Гал 3. 27: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»), используемый в православном богослужении. «Елицы во Христа крестистеся» входит в состав византийского чина таинства Крещения
См.также:
АНТИФОН богослужебн. песнопения
АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице
ВОДООСВЯЩЕНИЕ церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение
АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
АКСИОС часть чинопоследований диаконской, пресвитерской, епископской хиротонии
АЛЛИЛУИАРИЙ изменяемая часть Божественной литургии, песнопение, предваряющее чтение Евангелия
АНАМНЕСИС литургич. термин, обозначающий одну из частей анафоры
АНАФОРА центральная, евхаристическая молитва Божественной литургии, богослужебный термин
АНИКСАНДАРИИ в визант. церк. пении назв. распев. части предначинательн. псалма на вечерне
АНТИДОР в визант. обряде части агничной просфоры, оставшиеся после изъятия из нее св. Агнца
АНТИМИНС "вместо престола" (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия
АРТОС в визант. обряде особый хлеб, используемый за богослужениями Светлой седмицы