Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АНИКСАНДАРИИ
Т. 2, С. 439 опубликовано: 3 марта 2009г.


АНИКСАНДАРИИ

Аниксандарии в Анфологии (Ath. Doch. gr. 332. Fol.18v-19, 60-е гг. XVIII в.)
Аниксандарии в Анфологии (Ath. Doch. gr. 332. Fol.18v-19, 60-е гг. XVIII в.)

Аниксандарии в Анфологии (Ath. Doch. gr. 332. Fol.18v-19, 60-е гг. XVIII в.)

[греч. ̓Ανοιξαντάρια], в визант. и поствизант. церковном пении название распеваемой части предначинательного псалма на вечерне (Пс 103. 28-35) с заключительным малым славословием «Слава: И ныне». Термин произошел от 1-го слова 2-й пол. 28-го стиха указанного псалма: «̓Ανοίξαντός σου τὴν χεῖρα τὰ σύμπαντα πλησθήσονται χρηστότητος» (      ). Различаются древние, т. е. визант., А. XIV-XV вв., именуемые большими или великими (μεγάλα ἢ μέγιστα), и более краткие, принадлежащие мелургам XIX в. Древние А. представляют собой распетые полустишия (24 колена) и поются 2 хорами попеременно. После псалмового стиха исполняются троичные стихи (τριαδικοὶ στίχοι): «Слава Тебе, Отец, слава Тебе, Сын, слава Тебе, Дух Святой», «Слава Тебе, Царь Небесный; слава Тебе, Вседержитель, с Сыном и Духом» и др.; в поздних рукописях преобладает краткий вариант «   » (Ath. Doch. 332. Fol. 19, 60-е гг. XVIII в.). По аналогии с названием припевов А. целиком в рукописях часто именуются «Троичны» (Τριαδικά). Мелодические обработки хотя бы 1 из стихов А. имеются у всех выдающихся визант. мелургов. В XIX в. появились обработки почти всех стихов. Наиболее известны А. Феодора Папапарасху Фокейского (исполнению к-рых отдается предпочтение), протопсалта Георгия Редестинского и святогорца Космы Дохиарита. Обычно А. поются на величественный 4-й плагальный, т. е. 8-й, глас. На особое возглашение стиха «   » указывают древнегруз. и древнерус. Типиконы, отражающие богослужебную практику лавры св. Саввы Освященного (рукопись сер. XIII в. из мон-ря Шиомгвиме, а также списки XIV в.- ГИМ. Син. Вл. № 328, 329, 332).

Лит.: Ταμεῖον ̓Ανθολογίας τοῦ Χουρμουξίου Χαρτοφύλακος. Τ. 1. Κωνσταντινούπολις, 1824. Σ. 1-36; Στάθης. ̓Αναγραμματισμοὶ καὶ μαθήματα. Σ. 39-40, 46, 145-146.
Г. Статис
Ключевые слова:
Церковное пение Музыка. Теория. Византийская и поствизантийская традиция Аниксандарии, в византийском церковном пении название распеваемой части предначинательного псалма на вечерне
См.также:
АНТИФОН богослужебн. песнопения
ЕЛИЦЫ ВО ХРИСТА КРЕСТИСТЕСЯ стих из Галатам послания ап. Павла (Гал 3. 27: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»), используемый в правосл. богослужении. «Е. во Х. к.» входит в состав визант. чина таинства Крещения
АГАПИЙ ПАЛИЕРМ († 1815), (Хиосский), греч. мелург
АГАФОКЛИС Панайотис (XIX в.), греч. муз. теоретик и преподаватель
АГИОПОЛИТ древнейший из сохранивш. визант. музыкально-теоретических трактатов
АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств