Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕЛИСЕЙ
Т. 18, С. 412-413 опубликовано: 17 июля 2013г.


ЕЛИСЕЙ

Архим. Елисей (Плетенецкий). Копия портрета XVIII в.
Архим. Елисей (Плетенецкий). Копия портрета XVIII в.

Архим. Елисей (Плетенецкий). Копия портрета XVIII в.
(Плетенецкий Александр Фомич, в схиме Евфимий; ок. 1554-29.10.1624, Киев), архим. Киево-Печерского мон-ря. Родители Е. жили во Львове, отец был дьяком. Предки Е. служили кн. Константину Константиновичу Острожскому, при поддержке к-рого Плетенецкие получили шляхетство. Родовое прозвище происходит от с. Плетеничи Русского воеводства (ныне Львовская обл.). Александр учился, вероятно, в школах при Львовском Успенском братстве и в Остроге, участвовал в братском движении (см. Братства). В 1594 г. А. Ф. Плетенецкий принял постриг с именем Елисей, в следующем году при содействии кн. Константина Острожского получил в управление Лещинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь близ Пинска. За участие в правосл. Брестском Соборе 1596 г. (см. Брестская уния) король приказал Е. передать управление Лещинским мон-рем униат. Холмскому еп. Дионисию (Збируйскому) (АЗР. Т. 4. № 112). Мон-рь Е. не отдал и позднее препятствовал попыткам униатов им овладеть.

В 1599 г. Е. был избран архимандритом Киево-Печерского мон-ря. В ЦГИАК Украины хранятся материалы 1600-1613 гг., свидетельствующие о борьбе Е. против передачи мон-ря и его владений Киевскому униат. митр. Ипатию Потею. При возведении Потея в 1600 г. на митрополичью кафедру король отдал ему Печерский мон-рь вместе с имениями, в 1603 г. подчинение обители униат. митрополитам было утверждено папским бреве. Поскольку эти решения нарушали предоставленное в 1522 г. шляхте Киевской земли право избирать вместе с братией печерского архимандрита, в 1603 г. король был вынужден подтвердить это право и в 1605 г. выдал Е. соответствующий привилей (часто в лит-ре этот год считается временем утверждения Е. в сане настоятеля Киево-Печерского мон-ря), но в том же 1605 г. король отдал Потею имения Печерского мон-ря в Литовском великом княжестве. После смерти Потея в 1613 г. Е. силой (при помощи казаков) вернул земли мон-рю и униат. митр. Иосиф Вельямин Рутский вынужден был от них отказаться. Е. добился для Печерского монастыря ставропигии - независимости от Киевской кафедры и подчинения К-польскому патриарху.

Главные усилия Е. как настоятеля Киево-Печерской обители были направлены на восстановление внутренней монастырской жизни на основе скитского устава. Ок. 1615-1616 гг. в мон-ре, несмотря на сопротивление части братии, при участии Иова (Княгиницкого) было восстановлено общежитие. В записках свт. Петра (Могилы; в 1626-1632 являлся архимандритом Киево-Печерского мон-ря), посвященных доказательству святости Киево-Печерского мон-ря и особого Божия покровительства обители, содержатся сведения о случаях наказания монахов, отступавших от строгих правил иноческой жизни, к-рые имели место при Е. Некий печерский монах, побежденный грехом корыстолюбия, в предсмертной исповеди скрыл от духовника, что копил деньги. По решению Е. найденные после кончины инока монеты были положены с ним в гроб и тело похоронили без отпевания. Печерский подвижник Феодосий-«москвитин», искушаемый бесом, решил съесть мясной пищи, но Бог вразумил его тем, что приготовленная еда смердела и кишела червями. Феодосий покаялся перед братией и впредь вел строгую жизнь.

В 1615-1616 гг. в лавре был учрежден просветительный кружок, целью к-рого было духовное и культурное обновление обители. Е. купил оборудование типографии Балабанов в Стрятине, в Радомысле, имении монастыря, было устроено бумажное производство («паперня»). Для лит., проповеднической и издательской деятельности Е. пригласил книжников и типографов из Львова и Вильно, составивших т. н. печерский кружок. Среди них были известный филологическими трудами Памво (Берында) и его брат Стефан, переводчик с греч. и лат. языков, проповедник, типограф Тарасий (Земка), знаток греч. языка, проповедник прот. Лаврентий Зизаний (см. Зизании Лаврентий и Стефан), полемист и проповедник Захария (Копыстенский), поэт А. Митура, переводчик с греческого мон. Иосиф (Кириллович) и др.

Усилиями членов печерского кружка в 1616-1624 гг. были подготовлены и напечатаны в лаврской типографии следующие издания: богослужебные книги, в к-рых испытывала большую потребность Западнорусская митрополия (Часослов. К., [не ранее 20 дек. 1616]; Анфологион. К., 1619; Литургиарион [Служебник]. К., 1620; Номоканон («Зинарь», «Зонара»). К., 1620, 1624), Псалтирь (К., 1624), труды свт. Иоанна Златоуста (Беседы на 14 посланий св. ап. Павла. К., 1623; Беседы на Деяния св. апостолов. К., 1624); полемические сочинения: направленная против католиков и антитринитариев «Книга о вере» (К., 1619, 2-е, расширенное издание по сравнению с изданием в Вильно ок. 1602), «Слова на латинов» прп. Максима Грека (К., [ок. 1620]). Была подготовлена антиуниат. «Палинодия» Захарии (Копыстенского). В лаврской типографии при Е. были напечатаны составленный Митурой панегирик Е. «Везерунк цнот превелебного в Боге... отца Елисея Плетенецкого» (К., 1618), «Верше на жалосный погреб Петра Конашевича Сагайдачного» Кассиана Саковича (К., 1622). Издания тщательно готовились, богослужебные книги сверялись с греч. текстами и подвергались исправлению. В печерском кружке было впервые переведено на церковнослав. язык неск. сочинений свт. Иоанна Златоуста: над переводом «Бесед на 14 посланий св. ап. Павла» трудился Лаврентий Зизаний, «Беседы на Деяния св. апостолов» были переведены «клириком церкви лвовскиа, дидаскалом в еллиногреческом языце» Гавриилом Дорофеевичем и иером. Иосифом Святогорцем, «проповедником и протосингелом патриарха Александрийскаго» (см.: Голубев. 1883. С. 396). Впервые в типографии Киево-Печерского монастыря на церковнослав. языке был напечатан Анфологион. В искусно оформленных изданиях Киево-Печерского мон-ря помещались гербы меценатов и посвященные им стихи, предисловия и послесловия с описанием подготовительных работ и указанием трудившихся над книгой переводчиков, редакторов, типографов.

Е. ввел регулярное произнесение проповедей в мон-ре. Среди киево-печерских проповедников в 1-й четв. XVII в. значатся Захария (Копыстенский), Тарасий (Земка), прот. Лаврентий Зизаний, Памво (Берында). Немаловажной заслугой Е. было учреждение в Киево-Печерском мон-ре школы - предшественницы Киево-Могилянской коллегии. Возможно, начальные уч-ща создавались и в некоторых монастырских имениях. Обучение в них, вероятно, велось в соответствии с программами братских уч-щ рубежа XVI и XVII вв.: преподавались Свящ. Писание, церковнослав., греч. и лат. языки. Как считают исследователи, Е. был инициатором создания в Киеве в нач. XVII в. церковного братства и школы при нем. Ректором братской школы в 1615-1618 гг. являлся И. Борецкий, в 1619 г. принявший постриг с именем Иов (впосл. митрополит Киевский). Иов (Борецкий) принимал участие в деятельности просветительного печерского кружка, готовил к изданию Анфологион (сверял текст с греч. источником и переводил недостающие фрагменты).

Усилиями Е. был отремонтирован Успенский собор Киево-Печерского мон-ря, строились храмы в монастырских имениях. Ранее 1618 г. печерский архимандрит основал жен. мон-рь близ Киево-Печерской обители, устроил монашескую жизнь в учрежденном в 1622 г. К. Далматом общежительном Дятловицком Спасо-Преображенском муж. мон-ре, куда переселилась часть печерских насельников. Е. распространил влияние Киево-Печерской обители на др. киевские мон-ри, в частности на Пустынно-Николаевский. Благодаря содействию Е. Исаия (Копинский), буд. митрополит Киевский, стал настоятелем Межигорского в честь Преображения Господня монастыря под Вышгородом. В панегирике «Везерунк цнот...» Митура воспевал Е. как защитника Православия, создателя монастырей, церквей, школ, госпиталей и типографии.

Е. был похоронен в Успенском соборе Киево-Печерского мон-ря. Его ближайший сподвижник и преемник архим. Захария (Копыстенский) в надгробной речи назвал себя «сыном духовным» Е. и, подчеркивая значение деятельности своего предшественника, отметил, что «кто бы после него ни трудился с Божиею помощиею в монастыре Пречистой Богородицы, тот будет все начинать, строить и кончать на его основе, на его фундаменте, на его создании» (см.: Там же. С. 282). К годовщине смерти Е. архим. Захария издал в печерской типографии «Омилию, албо Казанье, на роковую память... Елиссеа... Плетенецкого» (К., 1625). Захария прославлял Е. за то, что тот «в тие лютие времена» сберег Православие и сохранил верность К-польскому патриарху, был образцом для монахов, зерцалом благочестия, утешением для обездоленных, защитником убогих, сирот и вдов.

Соч.: Часослов. К., 1616 [предисл.]; Анфологион. К., 1619 [предисл.]; Литургиарион. К., 1620 [предисл.]; Беседы свт. Иоанна Златоустого на 14 посланий св. апостола Павла. К., 1623 [предисл.]; Беседы свт. Иоанна Златоустого на Деяния святых апостолов. К., 1624 [предисл.].
Арх.: ЦГИАК Украины. Ф. 128. Оп. 1 грам. Д. 1 а. Л. 1-10.
Ист.: АЮЗР. 1865. Т. 2: 1569-1637. С. 31-32, 63-64, 200-203; 1863. Т. 4: 1657-1659. С. 411-413, 444-445, 459-465, 545-546; Эпитафии фундаторам Киево-Печерския лавры из Тератургимы Афанасия Кальнофойского // Киевские ЕВ. 1874. № 14. С. 398-403; № 19. С. 532-536; № 20. С. 566-569; № 22. С. 608-613; № 24. С. 677-679; АрхЮЗР. 1914. Ч. 1. Т. 8. С. 345-385.
Лит.: Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его училищем Академиею. К., 1856. Ч. 1. С. 65-66; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники: Опыт ист. исслед. К., 1883. Т. 1. С. 214-216, 265-282, 386-398; он же. Панегирик киево-печерскому архим. Елисею (Плетенецкому) 1618 г. // ТКДА. 1910. № 6. С. 296-350; Строев. Словарь. С. 104; Тiтов Ф. Матерiали до iсторiï книжноï справи на Украïнi в ХVI-ХVIII вв.: Всезбiрка передмов до укр. стародрукiв. К., 1924. № 1, 3, 4; он же. Императорская Киевская духовная академия в ее трехвековой жизни и деятельности, 1615-1915. К., 20032. С. 39, 42; Украïнськi письменники: Бiо-бiблiогр. словник. К., 1960. Т. 1 / Уклав Л. Є. Махновець. С. 444-446; Огiєнко I. I. Iсторiя украïнського друкарства. К., 1994. С. 257-263, 279; Макарий. История РЦ. Кн. 6 (по указ.); Дзюба О. Єлисей Плетенецький // Iсторiя Украïни в особах: Литовсько-польська доба. К., 1997. С. 144-145; Хижняк З. I. Плетенецький Олександр Хомович, чернече iм'я Єлисей, iєромонаше Євфимiй // Києво-Могилянська академiя в iменах. К., 2001. С. 428; Степовик Д. В. Iсторiя Києво-Печерськоï лаври. К., 2001. С. 157-162; Кагамлик С. Р. Засновник Печерського культурно-освiтнього гуртка: До 380-рiччя вiд часу смертi Єлисея Плетенецького // Календар-щорiчник «Украïнознавство-2004». К., 2004. С. 168-171; она же. Киево-Печерська лавра: Свiт православноï духовностi i культури (XVII-XVIII ст.). К., 2005 (по указ.).
С. Р. Кагамлык
Ключевые слова:
Архимандриты Русской Православной Церкви Настоятели монастырей Русской Православной Церкви Западно-русская митрополия (1451 - 1685) Брестская уния, решения Собора епископов Западнорусской митрополии (1596 г.) о соединении с католической Церковью - подчинении власти Римского папы и принятии католического вероучения Брестские Соборы духовенства Западнорусской митрополии, созывавшиеся в Бресте в 1590-1594 гг. Монашество Киево-Печерской лавры Русская Православная Церковь. История Елисей (Плетенецкий Александр Фомич, в схиме Евфимий; ок. 1554 - 1624, Киев), архимандрит Киево-Печерского монастыря
См.также:
ЗАХАРИЯ (Копыстенский; не позже 1585 - 1627), архим. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, правосл. полемист, издатель
АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии
АВРААМИЙ АЛАТЫРСКИЙ († 1837), настоятель алатырского в честь Святой Троицы мужского монастыря
АГАФАНГЕЛ ОЛОНЕЦКИЙ (Амосов Алексей Иванович; 1841-1909), архим.
АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов)
АМВРОСИЙ (Булгаков Алексей; 1-я пол. XIX - 1918), архим., наместник Киево-Печерской лавры
АНАТОЛИЙ (Ключарёв Андрей; 1827-1886), архим., церковный историк, краевед
АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)
АРЕФА ВЕРХОТУРСКИЙ (1865-1903), прп. (пам. 15 мая, в Соборе Сибирских святых, в Соборе Валаамских святых)
БРЕСТСКАЯ УНИЯ решения Собора епископов Западнорусской митрополии (1596 г.) о соединении с католич. Церковью - подчинении власти Римского папы и принятии католич. вероучения
БРЕСТСКИЕ СОБОРЫ Соборы духовенства Западнорусской митрополии, созывавшиеся в Бресте в 1590-1594 гг.
ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ВАРЛААМ (Ясинский; 1627 - 1707), митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России
ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ православная епархия, существовавшая с сер. XII до нач. XV в. на галицко-волынских землях
ГЕРМАН (нач. 40-х гг. XVII в.? - 1682), архим., настоятель Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря
ГЕРМАН (Клица Григорий Иванович; 1816 - 1890), архим., настоятель Святогорской Успенской пуст.