Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕЛЕНА
Т. 18, С. 293-297 опубликовано: 25 мая 2009г.


Содержание

ЕЛЕНА

[Флавия Юлия Елена Августа; лат. Flavia Iulia Helena Augusta; греч. ῾Ελένη] (между 248 и 257 - после 327/8, ранее 337), равноап. (пам. 21 мая, пам. зап. 18 авг.), мать имп. равноап. Константина I Великого. Биографические данные крайне скудны. Основными источниками сведений о Е. являются «Жизнь блаженного василевса Константина» Евсевия Кесарийского и данные эпиграфики.

По всей видимости, Е. происходила из г. Дрепан в Вифинии, переименованного впосл. в Еленополь (Euseb. Vita Const. IV 61). Она была незнатного происхождения (Eutrop. Breviar. X 2. 1). Свт. Амвросий Медиоланский называет Е. stabularia, т. е. хозяйкой постоялого двора (Ambros. Mediol. De obitu Theodos. 42). Ок. 270 г. Е. становится супругой (конкубиной) буд. имп. Констанция I Хлора. Относительно даты рождения ее единственного сына Константина существуют значительные расхождения: между 270 и 275 гг. В 289 или в 292 г. Констанций женился на Феодоре, падчерице Максимиана Геркулия, и в 293 г. получил титул цезаря, став одним из тетрархов. В 306 г., после смерти отца, Константин, провозглашенный императором, приблизил Е. ко двору. В 324 (или ок. 325) г. она получила титул августы, «Константин дал ей право употреблять по собственному желанию царскую казну и распоряжаться всем, как она захочет и как покажется ей наилучшим» (Euseb. Vita Const. III 47). Монеты с ее изображением чеканились до весны 329 г.

Время крещения Е. неизвестно. По утверждению Евсевия, она была обращена к истинной вере сыном (Ibidem).

8 рим. надписей (CIL. Т. 6. N 1134, 1136; Т. 8. N 1633; Т. 9. N 2446; Т. 10. N 517, 678, 1483, 1484), а также Liber Pontificalis свидетельствуют о значительных владениях Е. в Риме (Лаврентское поместье), о ее постройках на Лабиканской дороге, где с ее именем связано сооружение базилики святых Маркеллина и Петра у Двух лавров, базилики Св. Креста (где была помещена частица Креста Господня), Сессорианского дворца, включавшего амфитеатр, цирк и термы. Около базилики Маркеллина и Петра был сооружен и мавзолей Е.

В 326 г., по словам историка Секста Аврелия Виктора, «Константин... приказал,- как полагают,- по настоянию жены своей, Фаусты, убить сына своего, Криспа. А затем, когда мать его, Елена, сильно тоскуя по внуку, стала его жестоко упрекать, он убил и жену свою, Фаусту, столкнув ее в горячую воду в бане» (Секст Аврелий Виктор. Извлечения о жизни и нравах рим. императоров // Рим. историки IV в. М., 1997. С. 153).

Равноапостольные Константин и Елен6а. Стеатитовая икона. XII в. (Полоцкая художественная галерея)
Равноапостольные Константин и Елен6а. Стеатитовая икона. XII в. (Полоцкая художественная галерея)

Равноапостольные Константин и Елен6а. Стеатитовая икона. XII в. (Полоцкая художественная галерея)

В конце жизни, наиболее вероятно в 327-328 гг. (традиц. дата 326 менее вероятна, т. к. в момент убийства Фаусты (326) Е. находилась в Риме), она совершила путешествие в Палестину, посетив места земной жизни Спасителя и предприняв разыскания Его священных реликвий; с этой паломнической поездки начинается новый период в истории Св. земли. С именем Е. связано сооружение еще 3 базилик: в Вифлееме, на Елеоне и на месте обретения Креста Господня (храм Гроба Господня). О паломничестве Е. сообщают Евсевий (Euseb. Vita Const. III 41-43) и последующие церковные историки (Руфин, Сократ, Созомен, Феодорит). Первые упоминания об обретении Креста Господня содержатся в «Слове на смерть имп. Феодосия Великого» свт. Амвросия Медиоланского (Ambros. Mediol. De obitu Theodos. 41-48) и в «Церковной истории» Руфина Аквилейского (Rufin. Hist. eccl. X 7-8). Сказание об обретении Честного Креста Господня в 3 основных версиях (при участии Bерусалимского еп. Макария († 333), при помощи Иуды-Кириака и Протоникой, женой имп. Клавдия I) известно в греч., сир., копт., груз., лат. традициях (см. подробнее в ст. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня). Начиная с англ. историка Э. Гиббона (1737-1794), ученые высказывают сомнения в реальности этого события из-за отсутствия упоминания об обретении Честного Креста у Евсевия Кесарийского.

Поздние источники приписывают Е. сооружение большого числа церквей, в т. ч. не только в Палестине (напр., на Синае). Так, в Житии Константина и Е. (Vat. gr. 974, XI в.) говорится о 28 храмах, построенных Е. на Св. земле, в т. ч. на Сионе, в Гефсимании, на Фаворе, в Поле Пастушков (ныне Бейт-Сахур), в Назарете (Из неизданного Жития Константина и Елены список церквей, построение которых приписывается Елене / Изд., пер.: В. Г. Васильевский // ППС. 1886. Т. 4. Вып. 2(11). С. 253-262).

Е. было предпринято строительство не только храмов, но и больниц. Она раздавала милостыню бедным, освобождала заключенных и выкупала должников (Euseb. Vita Const. III 44). «Она была до того набожна, что и молилась, стоя в ряду жен и дев, вписанных в канон церквей, приглашала их к своему столу и, служа им сама, приносила на стол яства. Много также делала она подарков церквам и бедным людям» (Socr. Schol. Hist. eccl. I 17).

По кипрскому преданию, на обратном пути из Иерусалима Е. остановилась на Кипре, где в основанном ею монастыре Ставровуни оставила Крест благоразумного разбойника, частицу Честного Креста и гвоздь из него. Ей же приписывается построение храмов в селениях Пано-Лефкара и Тохни, среди реликвий к-рых также были частицы Честного Креста. Считается, что по ее приказу на Кипр были привезены из Александрии кошки, избавившие остров от змей. На п-ове Акротири был основан мон-рь св. Николая Кошачьего (τῶν γατῶν), насельники которого в память об этом событии содержали значительное количество кошек. Пребывавший с 80-х гг. XVI в. в запустении мон-рь возрожден в 1983 г. как женский, и в нем возобновлена древняя традиция содержания и кормления кошек.

Реликварий с честной главой равноап. Елены в крипте кафедрального собора св. Петра в Трире
Реликварий с честной главой равноап. Елены в крипте кафедрального собора св. Петра в Трире

Реликварий с честной главой равноап. Елены в крипте кафедрального собора св. Петра в Трире

Из «Церковной истории» Филосторгия известно об особом почитании Е. мч. Лукиана Антиохийского (Philost. Hist. eccl. II 12-13). На основании того, что мч. Лукиан был учителем Евсевия, еп. Никомидийского, нек-рые ученые (Г. Чедвик, Ж. Бидез) предполагают, что Е. сочувствовала арианам.

Е. скончалась в Никомидии в возрасте 80 лет. Точное время ее смерти неизвестно: традиционно указывается 327 или 328 г. В наст. время историки отдают предпочтение дате ок. 330 г. Ее тело было перенесено имп. Константином в «царственный город» (Euseb. Vita Const. III 47), под к-рым одни исследователи понимают Рим, а др.- К-поль. По свидетельству Никифора Каллиста Ксанфопула, тело Е. из Палестины было перенесено сначала в Рим, а потом, через 2 года, в К-поль (Niceph. Callist. Hist. eccl. VIII 31 // PG. 146. Col. 117-120). В К-поле существовало предание о захоронении Е. вместе с имп. Константином в храме св. Апостолов. Однако наиболее достоверно, что Е. была погребена имп. Константином в Риме, в мавзолее на Лабиканской дороге, построенном в 20-х гг. IV в. при базилике святых Маркеллина и Петра. Ее останки покоились в порфировом саркофаге, возможно первоначально предназначенном для Константина. Папа Иннокентий II (1130-1143) велел перенести мощи Е. из мавзолея в ц. Санта-Мария ин Арачели. Анастасий IV (1153-1154) доставил в Латеранскую базилику порфировый саркофаг Е., в к-ром впосл. сам был погребен (в наст. время саркофаг находится в музее Пио-Клементино, Ватикан), и мощи Е. хранятся в порфировой гробнице под сенью-ротондой слева от главного алтаря ц. Санта-Мария ин Арачели.

В IX в. франк. мон. Теотгиз вскрыл саркофаг Е. и увез ее мощи (по всей видимости, их часть) в королевство франков. По повелению Реймсского архиеп. Гинкмара мощи Е. после проверки их подлинности были помещены в аббатстве св. Петра в Овиллере близ Реймса (ныне деп. Марна, Франция). В хронике Сигиберта из Жамблу (XII в.) это событие отмечено под 849 г. (Sigebertus Gemblacensis. Chronica // MGH. SS. T. 6. P. 339). От мощей происходили многочисленные чудеса. Мон. Альтман из Овиллера составил Житие Е. (ActaSS. Aug. T. 3. P. 580-599) и Сказание о перенесении ее мощей. В Риме подлинность мощей, хранившихся в Овиллере, не была признана.

Равноапостольные Константин и Елена. Роспись ц. Спаса Преображения на Ковалёве в Вел. Новгороде. 1380 г.
Равноапостольные Константин и Елена. Роспись ц. Спаса Преображения на Ковалёве в Вел. Новгороде. 1380 г.

Равноапостольные Константин и Елена. Роспись ц. Спаса Преображения на Ковалёве в Вел. Новгороде. 1380 г.
Аббатство Овиллер во время Французской революции (1789-1799) было закрыто, но мощи Е. удалось спасти. В 1819 г. они перешли во владение ордена Св. Гроба Иерусалимского и затем были переданы парижской ц. святых Лупа и Эгидия (Сен-Лё-Сен-Жиль), где находятся в наст. время. На стенах церкви висят благодарственные таблички с именами получивших исцеления от мощей Е.

Честная глава Е. хранится в Трире в крипте кафедрального собора св. Петра. Она была подарена собору и горожанам в 1356 г. Карлом IV, имп. Свящ. Римской империи и кор. Чехии.

Кроме того, в наст. время частицы мощей Е. находятся в Киккском мон-ре (Кипр), в афонских мон-рях Ксенофонт и вмч. Пантелеимона, в мон-рях Агия-Лавра (близ Калавриты), ап. Иоанна Богослова Ипсилу (о-в Лесбос), Пресв. Богородицы Турлиани (о-в Миконос), в церквах Константина и Е. в Айос-Констандиносе (ном Фтиотида) и св. Лазаря (Кофинас, о-в Хиос) и др. (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 190).

Все Жития, посвященные равноапостольным Константину и Е. (BHG, N 361x-369k; BHL, N 3772-3790), являются вторичными по отношению к сообщениям церковных историков и отделены от них значительным промежутком времени. Мн. сведения носят легендарный характер. Напр., жители г. Треверы (ныне Трир), где некоторое время проживала Е., считали ее уроженкой этого города. Согласно «Деяниям треверов» XII в. (Gesta Treverorum. 18-19 // MGH. SS. T. 8. P. 151-153), Е. послала в Треверы проповедника христ. веры - Антиохийского еп. Агриция, жившего в 1-й пол. IV в. (принимал участие в Арелатском Соборе, 314). В «Деяниях треверов» приведена подложная Привилегия св. Сильвестра, папы Римского, в к-рой Треверы именовались главным городом Галлии и Германии. Свт. Сильвестр якобы послал горожанам важные святыни: мощи ап. Матфея, ризу (тунику) Христа и гвоздь из Честного Креста Господня, зуб ап. Петра, сандалии ап. Андрея, главу сщмч. Корнилия, папы Римского, и др. Далее в «Деяниях…» указано, что Агриций стал епископом г. Треверы (с ошибочной датой 368 вместо 330) и вскоре обратил дворец (domus) Е. в кафедральный собор св. Петра. По приказу Е. была сооружена также крестообразная ц. Св. Креста, а ее племянница Матильда построила мон-рь св. Флорина. Раскопки подтвердили, что собор св. Петра был воздвигнут свт. Агрицием на месте рим. дворцового комплекса, к-рый археологи связывают с Криспом, сыном имп. Константина. Почитание «иерусалимских» реликвий в Трире впервые зафиксировано в Житии свт. Агриция (XI в.- Ex vita S. Agritii // Ibid. P. 211-212). Наиболее известной из этих святынь была риза Христова, к-рая считалась главной святыней Трира.

Согласно Acta Sylvestri (по всей видимости, сочинение 2-й пол. V в., сохранившееся в сир. пер. VI в.), Е. была иудейкой. Эту т. зр. разделяет Й. Фогт (Vogt. 1977. P. 148).

Равноапостольные Константин и Елена. Роспись Мартириевой паперти собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Кон. XI — нач. XII в.
Равноапостольные Константин и Елена. Роспись Мартириевой паперти собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Кон. XI — нач. XII в.

Равноапостольные Константин и Елена. Роспись Мартириевой паперти собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Кон. XI — нач. XII в.

В VIII-IX вв. англосакс. поэт Киневульф сочинил поэму «Елена», в к-рой на основании Жития Иуды (Кириака) описал обретение Честного Креста Господня. Е. представлена как могущественная царица, воплощающая торжество христианства (Cynewulf. Elene / Ed. P. O. E. Gradon. L., 1958). В средневек. валлийской традиции существовало предание о Елене, супруге узурпатора Магна Максима (383-388), к-рое отражено в мабиноги «Сон Максена Вледига» (средневалл. Breuddwyd Macsen Wledig, XI-XIII вв.). Согласно мабиноги, Елена была дочерью бриттского правителя из Сегонтия (близ совр. Карнарвона, Уэльс). Вероятно, произошло смешение преданий о Еленах. Об этом косвенно свидетельствует «История королей Британии» Гальфрида Монмутского (составлена в 30-х гг. XII в.), в к-рой рассказывается о Е., дочери Коэла, бриттского правителя Кайрколуна (Колчестера), ставшей супругой «сенатора» Констанция Хлора, резиденция которого находилась в Эбораке (ныне Йорк). Согласно Гальфриду, 3 дяди Е. сопровождали Константина во время похода против Максенция и были возведены им в сенаторское достоинство (Гальфрид Монмутский. История бриттов; Жизнь Мерлина / Изд. подгот.: А. С. Бобович, А. Д. Михайлов, С. А. Ошеров. М., 1984. С. 52-53). Ряд церквей в Уэльсе и Корнуолле был посвящен св. Елене, однако неясно, какой именно - Е. или легендарной супруге Магна Максима. В ранних англ. церковных календарях до XV в. имя Е. отсутствует, рассказ о ней включен в «Новую легенду Англии» Дж. Капгрейва (1450) и в бретонский Дольский календарь (XV в.). В Англии Е. посвящено 135 церквей (Farmer D. H. The Oxford Dictionary of Saints. Oxf.; N. Y., 19872. P. 202). Святая упоминается под 18 авг. в ирл. Мартирологе Гормана XII в. (Félire Húi Gormáin: Martyrology of Gorman / Ed. W. Stokes. L., 1895. P. 158-159).

В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) под 3 мая указано обретение Е. Креста Господня. В ряде рукописей Мартиролога под 18 авг. отмечена память «в Риме, на Виа Лавикана, св. Елены, матери Константина» (MartHieron. Comment. P. 227, 448-450). После перенесения мощей в Овиллер почитание Е. распространилось на франк. землях. В Мартирологе Узуарда память Е. указана под тем же числом и в аналогичной формулировке, что и в Мартирологе блж. Иеронима (MartUsuard // PL. 124. Col. 373). В добавлениях к Мартирологу Адона Вьеннского память Е. отмечена под 18 авг., под 8 февр. указано «погребение св. царицы Елены» (Appendix ad S. Adonis Martyrologium // PL. 123. Col. 421, 429). В XVI в. память святой была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 345-346).

В Византии почитание Е. получило значительное распространение в правление имп. Константина VI и имп. Ирины (780-797). В отличие от Запада в Византии, на Руси и у юж. славян культ Е. был неразрывно связан с почитанием равноап. Константина. Древнерус. книжники проводили параллели между Е. и кнг. равноап. Ольгой, получившей в крещении имя этой святой.

Разд. «Гимнография» см. в ст. равноап. Константин I Великий.

Лит.: ActaSS. Aug. T. 3. P. 548-654; Holthausen F. Zur Quelle von Cynewulfs Elene // Zschr. f. deutsche Philologie. Halle, 1905. Bd. 37. S. 1-19; Baring-Gould S., Fisher J. The Lives of the British Saints. L., 1911. T. 3. P. 255-260; Couzard R. Sainte Hélène d'après l'histoire et la tradition. P., 1911; Maurice J. Sainte Hélène. P., 1930; Deichmann F. W., Tschira A. Das Mausoleum der Kaiserin Helena und die Basilika der Hl. Marcellinus und Petrus an der Via Labicana // Jb. d. Deutschen Archäol. Inst. B., 1957. Bd. 72. S. 44-110; Lauer H. H. Kaiserin Helena: Leben und Legenden. Münch., 1967. S. 38-44; Vogt J. Helena Augusta, the Cross and the Jews: Some Enquiries about the Mother of Constantine the Great // Classical Folia. Worcester (Mass.), 1977. T. 31. P. 135-151; Bosch P., van den. S. Helena, nobilissima femina // Clairlieu. 1980. Vol. 38. P. 71-88; Sigal P. Les miracles de Ste. Hélène à l'abbaye d'Hautvillers au Moyen Age et à l'époque moderne // Assistance et assistés jusqu'à 1610: Actes du 97e Congr. nat. des sociétés savantes. P., 1979. P. 499-513; Wankenne A. Constantin et Hélène à Trèves // Les Études classiques. Namur, 1984. T. 52. N 4. P. 313-316; Drijvers J. W. Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of her Finding of the True Cross. Leiden; N. Y., 1992; Pohlsander H. A. Helena: Empress and Saint. Chicago, 1995.
Е. В. Белякова, А. А. Королёв, Э. П. А.

Иконография

Самые ранние изображения Е. датируются 1-й четв. IV в. Со времени провозглашения августой ее изображения стали чеканиться на монетах и медалях. Сохранилось неск. медных монет (фоллисов) с оплечным изображением Е. в профиль и с легендой: FL HELENA AVGVSTA (Флавия Елена Августа). Во дворце в Трире найдены изображения Е. с нимбом, трактуемым как знак царственности (Alföldi. 1959/60. S. 84-89). Нек-рые исследователи считают портретом Е. мраморную статую, также датируемую IV в. (Капитолийские музеи, Рим): царица представлена молодой женщиной, в рост, сидящей на стуле в свободной позе, слегка откинувшись, кистью левой руки она опирается о спинку стула, правая рука - на колене. Спадающие мелкие складки платья, оставляющего открытой шею, подчеркивают формы тела. Волосы лежат небольшими волнами надо лбом, в волосах - царская диадема. Этот идеализированный облик Е. (в период появления первых портретов ей было более 70 лет), повторяясь на монетах, сохраняет вместе с тем индивидуальность: подчеркнуто крупный нос с горбинкой и большие глаза. На монетах она изображена в серьгах и в ожерелье.

Равноапостольные Константин и Елена. Роспись ц. св. Бессребреников в Кастории, Греция. Кон. XII в.
Равноапостольные Константин и Елена. Роспись ц. св. Бессребреников в Кастории, Греция. Кон. XII в.

Равноапостольные Константин и Елена. Роспись ц. св. Бессребреников в Кастории, Греция. Кон. XII в.

Образ Е. как христ. святой известен в визант. искусстве с кон. IX в. Она, как правило, изображается в более или менее точно переданном торжественном имп. одеянии - орнате: в платье (столе) с широким драгоценным оплечьем, с украшенными поручами, с расшитой камнями и жемчугом каймой по подолу, с лором и торакием, на голове корона-стемма. На миниатюрах из Слов Григория Назианзина (Paris. gr. 510, 880-886 гг.) Е., юная и прекрасная, представлена неск. раз: в имп. одеянии с широким лором и с горой в руке (Fol. 285), сидящей на троне, в свободном античном платье-хламиде, с короной поверх чепца (Fol. 440r).

Единоличные образы Е. в визант. искусстве редки. Обычно она изображается вместе со св. Константином Великим по сторонам большого креста (см. также разд. «Иконография» ст. Константин I Великий). Формирование этой иконографии может быть связано с историей обретения Животворящего Креста Господня царицей Е. в Иерусалиме и с установлением празднования Воздвижения Креста Господня. Тесная связь почитания Е. и Животворящего Креста Господня восходит к преданию о привозе ею частей Креста в Рим, где в Сессорианском дворце она создала часовню для святынь - Креста и земли с Голгофы. Однако в отличие от визант. парного изображения Константина и Е. в западноевроп. искусстве утвердился иной тип - единоличный образ Е., держащей большой крест (фреска ц. Сан-Лоренцо Маджоре в Милане; скульптура Андреа Больджи в ц. св. Петра в Риме, 1639). Наиболее часто воспроизводилось парное изображение Константина и Е., где святые держат древко креста. По мнению А. Фролова (Frolow A. Les reliquaires de la Vraie Croix. P., 1965), источником такой иконографии могло послужить распространенное на монетах в ранневизант. период парное изображение императоров, держащих крест, напр. имп. Ираклия с братом Тиверием на солиде Константа II (641-668), имп. Юстиниана II с сыном Тиверием на солиде Юстиниана II (685-695, 705-711). Изображения Константина и Е. встречаются на резных пластинах слоновой кости, украшающих ставротеки (т. н. Хахульский триптих, X в., ГМИГ; триптих X в., Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж; триптих X в., Гос. музеи Берлина), а также на миниатюрах из рукописей (напр., Рождество Христово, Константин и Е.- Евангелие, Б-ка Палатина, Парма. № 5. Fol. 12, XI в.; сир. Евангелие, ркп. Сирийской правосл. епископии - Midyat. 1226. Fol. 302r, см. в кн.: Leroy J. Les manuscrits syriaques à peintures conservés dans les bibliothèques d'Europe et d'Orient. P., 1964. Vol. 2. Tab. 104/2).

В средневизант. период образы св. Константина и Е. встречаются в росписи как устойчивый элемент храмовой декорации: на столпах и стенах (в ц. св. Стефана, X в., в ц. св. Бессребреников, кон. XII в.,- обе в Кастории, Греция); вблизи алтаря (в ряде каппадокийских храмов, напр. в Нов. Токалы-килисе, кон. X в., в Каранлык-килисе, XI в., в капеллах 21 и 28, 2-я пол. XI в.,- все в Гёреме; в ц. св. Варвары в Соганлы, XI в.); на стенах нартекса (в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас, 30-е гг. XI в.); в зап. частях наоса (в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр, 1105/06; в нефе «Енклистры» мон-ря прп. Неофита в Пафосе, Кипр, 1183; в Боянской ц., Болгария, 1259; в ц. Вознесения в Милешеве, Сербия, до 1228; в ц. прп. Ахиллия, еп. Лариссы, в Арилье, Сербия, 1296; в ц. св. Никиты в Чучере, Македония, до 1316; в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева) в мон-ре Студеница, Сербия, 1314; в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, 1317-1318; в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия, ок. 1320; в ц. арх. Михаила мон-ря в Леснове, Македония, 1347-1348; в ц. св. Николая в Псаче, Македония, ок. 1365-1371). Этот тип изображения встречается также на иконах, напр. на иконе в мон-ре вмц. Екатерины на Синае, XV в.

Вариант этой иконографии - св. Константин и Е. в молении Кресту. Такой тип изображения встречается на ставротеках, где фигуры св. Константина и Е. расположены по сторонам вложенной в ставротеку частицы древа Креста Господня (напр., ставротека, XII в., сокровищница собора в Эстергоме, Венгрия; ставротека, XIII в., Архангельский обл. краеведческий музей; триптих со ставротекой и сценами обретения Животворящего Креста Господня, XII в., б-ка Пирпонта Моргана, Нью-Йорк).

Изображение Е. включается в состав довольно редко встречающегося житийного цикла св. Константина. Уникален по составу сюжетов цикл, представленный в росписи ц. св. Константина в Пиргос-Монофациу на о-ве Крит, 1314-1315 гг.: среди сцен в юж. нефе - конные изображения Е. и Констанция I Хлора, позади к-рого сидит отрок Константин. Фрагментарно сохранился фресковый цикл в ц. святых Константина и Е. в Охриде, Македония, XV в. (Subotić G. Sveti Konstantin i Jelena u Ohridu. Beograd, 1971). Один из самых подробных циклов представлен в росписи церкви мон-ря Св. Креста (Ставрос ту Агиасмати) близ Платанистасы, Кипр, 1494 г. Миниатюрные композиции расположены в сев. нише, всю поверхность к-рой занимает изображение большого деревянного 4-конечного креста, в 3 регистрах, разделенных полосами красных разгранок, представлено 10 сцен, посвященных обретению Животворящего Креста Господня Е.: Е. в Иерусалиме беседует с жителями, разыскивая место Распятия; К Е. приводят некоего Иуду, знающего это место; Иуда спускается в пещеру; Моление Иуды на месте Распятия; Раскопки на горе; Обретение 3 крестов; Принесение крестов Е.; Воскрешение девицы Животворящим Крестом Господним; Моление патриарха и обретение гвоздей; Благословение патриархом Е.

Равноапостольные Константин, Елена и мц. Агафия Палермская. Икона. 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)
Равноапостольные Константин, Елена и мц. Агафия Палермская. Икона. 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

Равноапостольные Константин, Елена и мц. Агафия Палермская. Икона. 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

На Руси почитание Е. утвердилось вместе с христианством - во имя святой была крещена вел. кнг. равноап. Ольга. Древнейшие изображения сохранились в киевском Софийском соборе (40-е гг. XI в.) и в Мартириевской паперти Софийского собора в Вел. Новгороде (кон. XI - нач. XII в.), где в соответствии с визант. традицией они изображены в царских одеяниях, в коронах-стеммах, держащими большой крест, полуобернувшись к Кресту.

На новгородской иконе с избранными святыми (прп. Антонием, св. Константином и Е. с Богоматерью «Знамение», вмц. Параскевой Пятницей и неизвестной мученицей (XV в., ГРМ)) св. Константин - в короне-камилавке, Е.- в городчатом венце поверх плата стоят в 3/4-ном повороте к Кресту, молитвенно вытянув руки (возможно, первоначальный жест был иным). Крест и внутренние контуры фигур написаны на вставке. На иконе-таблетке из Софийского собора в Вел. Новгороде (сер. XVI в., НГОМЗ) святые Константин и Е. изображены в городчатых коронах, в плащах поверх расшитых платьев, с лорами, на св. Константине золотые, а на Е. красные сапожки. Они молитвенно обращены к сравнительно небольшому кресту, к-рый держат поднятым на весу. Надписи: «Ц[а]рь Константинъ» «Ц[а]рица Елена». Иконография образов Константина и Е. (сер. XVI в., частное собрание), отличаясь в деталях (цвет одежд, большие размеры креста), следует типу, представленному на новгородской таблетке. Основание креста утверждено на горке с лещадками (Голгофа), изображенной на поземе между фигурами.

В искусстве 2-й пол. XVI в. образы св. Константина и Е. приобретают большое значение в связи с венчанием на царство рус. самодержцев. В Благовещенском соборе Московского Кремля (после 1547) изображение первых христ. царей помещено на столпе над моленным местом Иоанна Грозного, наглядно свидетельствуя о том, что рус. царь продолжает дело визант. императоров. В росписи годуновского храма Св. Троицы в Вязёмах (ок. 1600) образы равноапостольных Константина и Е. на столпах соотнесены с изображениями святых кн. Владимира и кнг. Ольги. Многочисленные изображения святых Константина и Е. украшают их пространное Житие в Лицевом летописном своде. Почитание святых Константина и Е. приобретает еще больший размах в XVII в., при царе Алексее Михайловиче, к-рого в офиц. документах именуют «вторым Константином».

Кийский крест - крест-реликварий, созданный «в меру» Креста Христова по заказу патриарха Никона для Крестного мон-ря на Кий-острове, стал источником новой рус. иконографии «Поклонение кресту» с изображением святых Константина и Е., а также царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и патриарха Никона, известной по памятникам кон. XVII-XIX в.

В рус. иконописи житийные циклы встречаются редко. Так, на иконе «Воздвижение Креста со сценами обретения Креста» (кон. XVII - нач. XVIII в., Ярославль, собрание М. Е. Елизаветина) цикл представлен следующими клеймами: Сон св. Константина и видение креста из звезд; Победа над Максенцием; Св. Троица Новозаветная; Поход против скифов на Дунай; Победа над скифами; Возвращение в Рим и встреча с царицей Е.; Болезнь св. Константина; Явление св. Константину апостолов Петра и Павла; Крещение св. Константина и Е. папой Сильвестром; Крещение народа; Е. отправляется на Св. землю; Обретение места Распятия; Обретение 3 крестов и воскрешение умершей девицы Животворящим Крестом Господним; Крещение Иуды-Кириака; Поставление Кириака в епископы; Обретение гвоздей и дощечки с надписью; Перенесение честных древ Креста Господня в К-поль.

Лит.: RBK. Bd. 2. S. 1084-1087; Alföldi M. R. Helena nobilissima femina: Zur Deutung der Trierer Deckengemälde // Jb. f. Numismatik u. Geldgeschichte. Münch., 1959/1960. Bd. 10. S. 79-90; Lauer H.-H. Kaiserin Helena: Leben und Legenden. Münch., 1967; Никитенко Н. Н. Программа однофигурных фресок Софийского собора в Киеве и ее идейные истоки // ВВ. 1988. Вып. 49. С. 173-180; Stylianou A., Stylianou J. The Рainted Churches of Cyprus. Nicosia, 19972. P. 198, 200; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода: кон. XI - 1-я четв. XII в. СПб., 2004. С. 254; Lavin I. An Ancient Statue of the Empress Helen Re-identified // Art Bull. N. Y., 1967. Vol. 49. N 1. P. 58. Fig. 1; Konstantin der Grosse: Ausstellungskatalog / Hrsg. A. Demandt, I. Engemann. Trier, 2007. Il. 16.
Н. В. Квливидзе
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Святые Римско-католической Церкви Византийская Империя. История Святые неразделенной Церкви Равноапостольные Русской Православной Церкви Иконография равноапостольных Гимнография равноапостольных Династии византийские Елена (между 248 и 257 - после 327/8, ранее 337), равноапостольная (пам. 21 мая, пам. зап. 18 авг.)
См.также:
АВЕРКИЙ († ок. 167, или 190, или 195), еп. г. Иераполь, равноап. (пам. 22 окт.)
ГОРАЗД († после 886), равноап., исп. (пам. 27 июля)
АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 295 - 373), еп. Александрийский (с 328 г.), свт. ( пам. 18 янв., 2 мая)
ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых)
КИРИЛЛ [Константин Философ] (827 - 869), равноап. (пам. 14 февр., 11 мая), создатель славянского алфавита и славянской письменности в широком смысле слова, брат архиеп. равноап. Мефодия
ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)
АВГУСТИН Аврелий (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)
АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
АВТОНОМ († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.)
АВУДИМ († ок. 299), мч. Тенедосский (пам. 15 или 16 июля)
АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
АГРИППИНА († 257 или 262), мц. Римская (пам. 23 июня)
АКИЛИНА И КАЛЛИНИКА († ок. 250), мученицы (пам. 9 мая; зап. 24 июля)
АЛЕКСАНДР I (Александрион I Римский; † 115 или 118), еп. Рима (105 или 108 – 115 или 118), сщмч. (пам. 16 марта, зап. 3 мая)