Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕВФИМИЙ САЙФИ
Т. 17, С. 455-457 опубликовано: 19 апреля 2013г.


ЕВФИМИЙ САЙФИ

Евфимий Са́йфи [ас-Сайфи] (1643, Дамаск - 27.11.1723, там же), митр. Тиро-Сидонский, лидер движения за унию с Римом в Антиохийской Православной Церкви. Род. в зажиточной христ. семье; мирское имя - Михаил. В юности был близок к Антиохийскому патриарху Макарию III аз-Заиму и его внуку (сыну архидиак. Павла Алеппского) Константину (впосл. патриарх Кирилл V). Обучался в патриаршей школе, а также у лат. миссионеров, что повлияло на формирование его прокатолич. взглядов. Богословское образование завершил под рук. Неофита Хиосского, митр. Хамы (впосл. патриарх Антиохийский), который в 1666 г. рукоположил его во диакона. Священнический сан принял от патриарха Макария III, поручившего ему также преподавание в своей школе. В 1682 г. возведен патриархом Кириллом V на Тиро-Сидонскую кафедру.

Архиерейское служение Е. С. в кон. XVII в. совпало со временем заметного укрепления католич. влияния на христ. Востоке. Сир. мелькитское (правосл.) купечество было заинтересовано в поддержке европ. консулов, дававших защиту от произвола османских властей и нападений мальтийских пиратов. За это покровительство надо было платить переходом в унию. Тогда же католич. миссионеры открыли в городах Сирии множество школ. Часть восточнохрист. духовенства охотно шла на сотрудничество с католиками, надеясь при их помощи поднять уровень образования и культуры своей паствы. После ряда поражений турок от европ. армий в кон. XVII в. престиж католич. держав на Ближ. Востоке резко вырос; одновременно ослабел контроль Стамбула над араб. провинциями.

20 дек. 1683 г. Е. С. официально принял католичество, о чем уведомил Рим через капуцинского миссионера. На почве совместных коммерческих интересов Е. С. сумел установить дружественные отношения с друзскими эмирами Юж. Ливана и османскими властями Сайды. Это обеспечило ему независимость от Антиохийского патриарха. Е. С. получал регулярные субсидии из Рима и вел активную миссионерскую деятельность, пропагандируя католичество среди паломников, проезжавших через Сайду, христиан Горного Ливана, Хаурана и Палестины. С этой целью он учредил в 1684 г. араб. монашескую конгрегацию аль-Мухаллисия (василианский орден мелькитов Св. Спасителя - Ordo Basilianus Sanctissimi Salvatoris Melkitarum; см. в ст. Василиане). В 1711 г. в горах недалеко от Сайды Е. С. основал мон-рь Дайр-эль-Мухаллис (мон-рь Спасителя), ставший одним из центров униат. монашеского движения. На рубеже XVII и XVIII вв. симпатии к католичеству проявляли епископы Бейрута, Баальбека, Триполи, Сайднаи. Они сгруппировались вокруг Е. С., к-рый в дек. 1701 г. был назначен Конгрегацией пропаганды веры администратором всех мелькитов-католиков Антиохийского Патриархата.

Патриарх Кирилл V долгое время не мог препятствовать деятельности Е. С. В 1685/86 г. в Антиохийской Церкви начался раскол между Кириллом и Афанасием III Даббасом, претендовавшим на Патриаршество. Хотя последний был известен как филокатолик, Е. С., возможно, уже тогда считал его опасным конкурентом и придерживался в этом конфликте нейтралитета. В окт. 1694 г. иерархи примирились: Афанасий отказался от Патриаршества в обмен на Халебскую кафедру и право наследования Патриаршего престола после Кирилла. По нек-рым данным, примирение могло произойти под давлением прокатолически настроенных епископов, угрожавших низложить обоих соперников и избрать патриархом Е. С.

Одним из важнейших направлений своей деятельности Е. С. считал реформирование литургической и церковно-дисциплинарной практики, что вызвало активное неприятие как среди православных, так и среди католиков. Характерны резкие высказывания о Е. С. рус. паломника старообрядца свящ. Иоанна Лукьянова, встречавшегося с ним в 1701 г. Не позднее 1719 г. Афанасий Даббас поручил своему секретарю диак. Абдаллаху Захиру составить ряд трактатов в обличение обрядовых новшеств Е. С.; патриарх Кирилл также отзывался о них негативно. В 10-х гг. XVIII в. митрополит отстаивал свои взгляды в переписке с Римом; Ватикан реагировал на эту полемику уклончиво, а после смерти Е. С. все его литургические нововведения были осуждены.

Е. С. славился в арабо-христ. кругах ученостью; современники называли его «сосуд знания» (араб.    ). Однако в совр. науке встречаются критические отзывы о его уровне владения лит. араб. языком и о стандартах «учености» в мелькитской среде соответственно (Haddad R. Syrian Christians in Muslim Society: an Interpretation. Princeton, 1970. P. 17). Главное лит. сочинение Е. С.- полемический трактат «Блестящее доказательство» (  ), написанный в ответ на появление в 1704 г. араб. перевода «Катехизиса» греч. автора Захарии Герганоса. В своей работе Е. С. доказывал базовое сходство католич. и правосл. вероучений, обосновывал примат ап. Петра и обличал представления православных об учениях о Filioque, о чистилище и о блаженстве святых до Страшного Суда. Книга была издана в Риме в 1710 г. (2-е изд. в Иерусалиме в 1863). В 1711 г. в Италии И. С. Ассемани перевел это сочинение на лат. язык; Е. С. настаивал также на греч. переводе.

Деятельность Е. С. вызывала растущее раздражение в правосл. кругах, особенно греческих. Есть упоминания о том, что уже в нач. XVIII в. Антиохийский патриарх отлучил Е. С. от Церкви. В кон. 1714 г. Иерусалимский патриарх Хрисанф Нотара обнародовал окружное послание с осуждением трактата Е. С. К-польский патриарх Иеремия III в окт. 1718 г. предал Е. С. анафеме и присудил его к ссылке. Патриаршая грамота, подписанная также Хрисанфом Иерусалимским, была отправлена Кириллу Антиохийскому, к-рый, однако, не принял в отношении Е. С. серьезных мер.

Одним из объектов борьбы между Е. С. и Иерусалимским патриархом Хрисанфом был быстро растущий г. Акка (Акко), ставший в XVIII в. крупнейшим портом Вост. Средиземноморья. В нач. 10-х гг. того же века Е. С. направил туда для проповеди католичества своего племянника и ближайшего сподвижника Серафима Таноса (впосл. униат. патриарх Кирилл VI). В 1721/22 г. Е. С. удалось при хорошо оплаченном содействии сайдского паши Османа Абу Таука присоединить Акку к своему диоцезу. Однако вскоре патриарх Хрисанф добился возвращения города в юрисдикцию Иерусалимской Церкви, а местная католич. община подверглась преследованиям.

Е. С. рассчитывал унаследовать Патриарший престол после Кирилла V и вступил в соперничество с Афанасием Даббасом, к-рого в Риме продолжали считать законным Антиохийским патриархом. В письмах в Конгрегацию пропаганды веры Е. С. обвинял Афанасия в лицемерии. В условиях растущего влияния католич. держав на Ближ. Востоке патриарх Кирилл в 1716 г. предпринял попытку примириться с Римом. Через посредство Е. С. и Серафима Таноса он направил в Ватикан ряд посланий, в к-рых соглашался на признание главенства папы и католич. догматов. Однако сближение патриарха с Римом было продиктовано чисто политическими причинами; не получив от Ватикана ожидаемой поддержки, Кирилл охладел и к унии и к Е. С.

В янв. 1720 г. Кирилл V умер. Притязания Е. С. на Патриаршество не получили абсолютной поддержки в католич. мире: он мог опереться на иезуитов и франц. дипломатов, в то время как за Афанасием Даббасом стояли влиятельные на Ближ. Востоке монахи-францисканцы, гл. обр. испан. и итал. происхождения. Кроме того, Афанасий имел широкие связи в правосл. кругах Балкан и определенную поддержку К-польского Патриархата. Т. о., Афанасий стал новым патриархом, а его отношения с Е. С. были окончательно испорчены.

В 1722 г. Афанасий был вызван в Стамбул, где в присутствии К-польского и Иерусалимского патриархов подтвердил свое правосл. исповедание. 3 патриарха издали новое постановление об отлучении и о низложении Е. С. и обратились к османскому правительству с просьбой о ссылке митрополита в Адану.

После перевода его покровителя Осман-паши из Сайды в Дамаск Е. С. был арестован и 3 месяца провел в заключении в цитадели Сайды. После освобождения Е. С. перебрался под защиту Осман-паши в Дамаск, где вскоре скончался. Через неск. месяцев умер патриарх Афанасий, и Антиохийская Церковь окончательно раскололась на правосл. и униат. общины (см. ст. Мелькитская католическая Церковь).

Е. С. оставил ряд поэтических сочинений и обширное эпистолярное наследие: переписку с Римскими папами, Конгрегацией пропаганды веры и франц. консулами в Леванте. Значительное число его писем за 1701-1723 гг. опубликовано.

Ист.: Путешествие в Святую землю свящ. Лукьянова // РА. 1863. Вып. 3. Стб. 239; Rabbath A. Documents inédits pour servir à l'histoire du Christianisme en Orient. P. etc., 1905. T. 1-2.
Лит.: Соколов И. И. Церковные события в Сирии в кон. XVII и в нач. XVIII вв. // СИППО. 1912. Т. 23. С. 312-346; Graf. Geschichte. Bd. 3. S. 179-184; Nasrallah J. Euthyme Saifi // DHGE. T. 16. Col. 64-74 [Библиогр.]; idem. Histoire. Vol. 4. T. 1. P. 185-192; Haddad R. On Melkite Passage to the Unia: the Case of Patriarch Cyril al-Za'im (1672-1720) // Christians and Jews in the Ottoman Empire. N. Y.; L., 1982. T. 2. P. 67-90.
К. А. Панченко
Ключевые слова:
Митрополиты Антиохийской Православной Церкви Антиохийская Православная Церковь. История Евфимий Сайфи [ас-Сайфи] (1643 - 1723), митрополит Тиро-Сидонский, лидер движения за унию с Римом в Антиохийской Православной Церкви
См.также:
АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (Антиохийский Патриархат)
АНТИОХИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД) (обряд), древнее богослужение Антиох. Правосл. Церкви
АНТИОХИЯ (совр. Антакья, Турция), город на р. Оронт, истор. центр Антиох. Правосл. Церкви
БОЭМУНД ТАРЕНТСКИЙ норманнский гр. Тарента (совр. Таранто) в Юж. Италии, кн. Антиохии (с 1098), один из предводителей 1-го крестового похода
ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ
ГЕОРГИЙ (Ходр) (род. 1923), митр. Библосский, Ботрисский и Гор Ливанских (Антиохийский Патриархат)