Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АНТИОХИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД)
Т. 2, С. 534-535 опубликовано: 23 февраля 2009г.


АНТИОХИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД)

древнее богослужение Антиохийской Православной Церкви. Исторических сведений о нем сохранилось крайне мало (Τρεμπέλας. Σ. 101), а сохранившиеся тексты не всегда можно однозначно интерпретировать как «антиохийские».

В лит-ре прошлого было принято называть «антиохийским» или «зап.-сир.», один из основных типов анафор, но корректнее называть этот тип анатолийским (Π. Τρεμπέλας) по имени рим. диоцеза Востока (греч. ̓Ανατολή) с политическим (но необязательно церковно-литургическим) центром в Антиохии, в к-рый входили М. Азия, Сирия, Палестина. Древнейшими анафорами Антиохии являются: 1) анафора «[12-ти] апостолов» (см. Литургия 12 апостолов) анатолийского типа, греч. оригинал к-рой утрачен и сохранился лишь сир. перевод; она послужила основой для анафоры, созданной свт. Иоанном Златоустом (R. Taft), ставшей в свою очередь одной из основных анафор визант. обряда (см. Литургия свт. Иоанна Златоуста); 2) вероятно, анафора «ап. Петра» (ее не следует смешивать с визант. вариантом рим. мессы - см. Литургия ап. Петра) вост.-сир. типа (см. Вост.-сир. обряд), сохранившаяся в маронитской (см. Маронитская Церковь) и груз. (см. Грузинская Православная Церковь) версиях и близкая к анафоре литургии апостолов Аддая и Мари. Т. о., можно утверждать, что древняя богослужебная традиция Антиохии явилась одним из источников для формирования как вост.-сир. обряда (через посредство Эдессы), так и обрядов анатолийской группы (визант., зап.-сир.).

Чаша из клада в Бет Мизоне (Сирия). VI–VII в. (Музей искусств. Кливленд)
Чаша из клада в Бет Мизоне (Сирия). VI–VII в. (Музей искусств. Кливленд)

Чаша из клада в Бет Мизоне (Сирия). VI–VII в. (Музей искусств. Кливленд)

Порядок литургии и таинств в Антиохии в IV-V вв. можно реконструировать по данным литургико-канонических памятников антиохийского происхождения: «Дидаскалии апостолов» (1-я пол. IV в.), 8-й кн. «Апостольских постановлений» (ок. 380), «Завещания Господа нашего Иисуса Христа» (2-я пол. V в.). Важными источниками по истории А. б. кон. IV - нач. V в. являются проповеди свт. Иоанна Златоуста, произнесенные им до 397 г., в период его пресвитерства в Антиохии (F. van de Paverd), и Феодора Мопсуестийского († 428) (H. Lietzmann). С Сирией и Антиохией связано возникновение традиции исторического символизма в толковании литургии (см. Символизм литургический).

Церковные разделения V-VII вв. и араб. завоевание привели к ослаблению самостоятельной литургической традиции Антиохийской Церкви, к-рая подверглась сильному влиянию иерусалимского богослужения; в это время основной литургией Антиохии, по всей видимости, становится иерусалимская литургия ап. Иакова. Важнейшими источниками по истории А. б. этого периода являются соч. Псевдо-Дионисия Ареопагита (кон. V в.) «О церковной иерархии» (см. Ареопагитики), литургические комментарии Нарсаи († 502) и Севира Антиохийского († 538), чьи гимны послужили основой для возникновения Октоиха, а также груз. переводы греч. богослужебных рукописей антиохийского и иерусалимского происхождения (К. Кекелидзе, M. Tarchnišvili).

В X-XIII вв. Антиохийская Православная Церковь, как и остальные Поместные Церкви, переходит на к-польский визант. обряд. Основным богослужебным языком становится араб.

Древние традиции Антиохии сохраняются в богослужении Яковитской Церкви (см. также Зап.-сир. обряд), Маронитской Церкви, вступившей в унию с Римом, из-за чего ее литургическая традиция подверглась сильному влиянию рим. обряда, и, вероятно, в богослужении Церкви Востока.

Ист.: Hänggi, Pahl. Prex Eucharistica [Библиогр.]; Raes A. et al. Anaphorae syriacae: Quotquot in codicibus adhuc repertae sunt. Vol. 1. R., 1939; Vol. 2. 1973. Vol. 3. 1981; Funk F. X. Didascalia et Constitutiones Apostolorum. Paderborn, 1905. Vol. 1-2; Dydascalia Apostolorum: The Syriac Version Transl. and Accompanied by the Verona Latin Fragments / Intr., transl. and notes by R. H. Connolly. Oxf., 1929; Rahmani I. E. (ed.) Testamentum Domini nostri Jesu Christi. Mainz, 1899; Кекелидзе К., свящ. Грузинские литургические памятники. Тбилиси, 1908; Tarchnišvili M. Liturgiae ibericae antiquiores. Louvain, 1950. (CSCO. Iber. 9-10, 13-14); Tonneau R., Devresse R. (ed.) Les homélies catéchétiques de Théodore de Mopsueste. Vat., 1949. (Studi e Testi; 145); Brooks E. W. The Hymns of Severus and Others in the Syriac Version of Paul of Edessa as Revised by James of Edessa // PO. 1911. Vol. 6. Fasc. 1. P. 1-179, Vol. 7. Fasc. 5. P. 593-802; idem. A Collection of Letters of Severus of Antioch, from Numerous Syriac Manuscripts // PO. 1920. Vol. 14. Fasc. 1; The Liturgical Homilies of Narsai / Transl. and intr. by R. H. Connolly, with an appendix by E. Bishop. Camb., 1909. (Texts and Studies; Vol. 8); Two Commentaries on the Jacobite Liturgy by George, Bishop of the Arab Tribes and Moses Bar Kepha, together with the Syriac Anaphora of St. James and a Document Entitled The Book of Life / Text and English Transl. by R. H. Connolly and W. H. Codrington. L., 1913; Labourt H. Dionysii bar Salibi Expositio Liturgiae. Louvain, 1903. (CSCO. Syr.; Vol. 13-14).
Лит.: Χρυσοστομικά: Studi e ricerche intorno a S. Giovanni Chrysostomo a cura del comitato per il XVo Centenario della sua morte. R., 1908; Hanssens I. M. Institutiones liturgicae de ritibus orientalibus. R., 1930-1932. T. 2, 3; Lietzmann H. Die Liturgie des Theodore von Mopsuestia? B., 1933. Ibid. // Kleine Schriften. B., 1962. Bd. 3. P. 71-97. (Texte und Untersuchungen; 74); Raes. Introductio; Schneider A. M. Liturgie und Kirchenbau in Syrien. Gött., 1949. S. 1-68 (Nachrichten d. Akad. d. Wiss. in Göttingen: Philol.-Hist. Kl.; Jan. 3.); Τρεμπέλας Π. Λειτουργικοὶ τύποι Αἰγύπτου καὶ ̓Ανατολῆς. ̓Αθῆναι, 1961, 19932. (Συμβολαὶ εἰς τὴν ἱστορίαν τῆς χριστιανικῆς λατρείας; Τ. 2); Paverd F. van de. Zur Geschichte der Messliturgie in Antiocheia und Konstantinopel gegen Ende des vierten Jahrhunderts: Analyse der Quellen bei Johannes Chrysostomos. R., 1970. (OCA; 187); Taft R. The Authenticity of the Chrysostom Anaphora Revisitede: Determining the Authotship of Liturgical Texts by Computer // OCP. 1990. Vol. 56. P. 5-51; idem. Reconstituting the Oblation of the Chrysostom Anaphora: An Excercise in Comparative Liturgy // Ibid. 1993. Vol. 59. P. 387-402.
Ключевые слова:
Литургика историческая. История формирования чинопоследований и служб Антиохийское богослужение (обряд), древнее богослужение Антиохийской Православной Церкви Антиохийская Православная Церковь. История
См.также:
АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)
AVE MARIA самая распространенная богородичная молитва Западной Церкви
АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
АДВЕНТ в западном богослужении период, предшествующий празднику Рождества Христова
АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице
АКВИЛЕЙСКИЙ ОБРЯД древняя богослужебная практика Аквилеи и некоторых близлежащих городов