Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕВФИМИЙ
17, С. 419-420 опубликовано: 15 апреля 2013г.


ЕВФИМИЙ

(Рылков; † 6.12.1696, Вел. Новгород), митр. Новгородский и Великолукский. Постриженик Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., с 5 сент. 1674 г. настоятель селижаровского во имя Св. Троицы мон-ря, в 1681-1686 гг. архимандрит Макариева калязинского во имя Св. Троицы мон-ря, с 28 марта 1686 по 11 авг. 1688 г. архимандрит Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря. 18 дек. 1685 г. Е. добился подтверждения грамоты царя Алексея Михайловича (1652) о праве Макариева калязинского монастыря на сбор таможенных пошлин на торжке в с. Семендяеве Калязинского у. (ААЭ. Т. 4. № 55. С. 74).

12 авг. 1688 г. Е. был хиротонисан во митрополита Сарского и Подонского, хиротонию возглавил патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савёлов). В янв. 1690 г. Е. участвовал в Соборе, на к-ром было зачитано покаянное исповедание Сильвестра (Медведева), 5 окт. 1689 г. отлученного от Церкви за католич. т. зр. в отношении времени пресуществления Св. Даров (см. в ст. Евхаристия) и с авг. того же года находившегося под арестом в Троице-Сергиевом монастыре. Собор постановил воссоединить Сильвестра с правосл. Церковью как мирянина и наложить на него епитимию (АИ. Т. 5. № 194. Стб. 337-342). Впрочем, в работах некоторых исследователей высказывалось сомнение в факте проведения Собора (см.: Прозоровский А. И. Сильвестр (Медведев): Его жизнь и деятельность // ЧОИДР. 1896. Кн. 3. Отд. 4. С. 353-370; Богданов А. П. Моск. публицистика посл. четв. XVII в. М., 2001. С. 400-409). 15 марта 1690 г. Е. участвовал в совершении таинства Елеосвящения над умирающим патриархом Иоакимом, присутствовал при погребении первосвятителя. Е. участвовал в интронизации патриарха Адриана (24 авг. 1690), в совершенных в Москве хиротониях укр. архиереев: Варлаама (Ясинского) во митрополита Киевского (31 авг. 1690), св. Феодосия (Углицкого) во архиепископа Черниговского (11 сент. 1692). 24 июля 1692 г. вместе с патриархом Адрианом Е. освящал новую трапезную ц. во имя прп. Сергия в Троице-Сергиевом монастыре, при освящении присутствовали цари Иоанн и Петр Алексеевичи.

Опубликован значительный по объему комплекс документов, позволяющих охарактеризовать деятельность Е. как митрополита Сарского и Подонского. Он благословлял строительство и восстановление храмов (на запустевших местах, на кладбищах, вместо сгоревших или обветшавших храмов) в Воротынском, Вяземском, Козельском, Ливенском, Мещовском, Перемышльском, Новосильском, Черниговском и Чернском уездах. По решению Е. от 22 дек. 1694 г. из Мценска был перенесен и вновь построен на левом берегу р. Зуши Петропавловский мон-рь. Е. следил за соблюдением церковной дисциплины, добивался неукоснительного исполнения правила о неслужении вдовых попов и исправного совершения в храмах богослужения (11 июля 1690 архиерей по челобитью протопопа Успенской ц. г. Перемышля Иоанна указал посадить на цепь свящ. Симеона и диак. Иова за то, что они отказывались служить; см.: Соловьёв. 1909. Кн. 1. С. 64, 65). Архиерею приходилось защищать церковных людей от притеснений со стороны представителей светской власти. Когда серпейский воевода завел дело о взятии в холопство священника Ильинской ц. в с. Даниловичи Серпейского у. Илии Федосеева, Е. потребовал от воеводы не вмешиваться в суд над церковными людьми, а в случае неповиновения грозил ему отлучением от Церкви (см.: Стефанович. 2002. С. 59, 200).

14 апр. 1695 г. Е. был переведен на Новгородскую кафедру. В авг. того же года он отправил протопопу Воскресенского собора в Вел. Луках Иоанну Афанасьеву грамоту о недозволении женщинам входить в кельи монашествующих и о запрещении мужчинам находиться в жен. обителях. Списки этой грамоты было указано разослать в мон-ри (ААЭ. Т. 4. № 312. С. 463-464). Е. погребен в Мартириевской паперти новгородского Софийского собора.

Ист.: Соловьёв Н. А., прот. Сарайская и Крутицкая епархии // ЧОИДР. 1894. Кн. 3. С. 1-226; 1896. Кн. 3. С. 1-235; 1902. Кн. 4. С. 1-373; 1909. Кн. 1. С. 1-294.
Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 37, 164, 449, 462, 1036; Леонид (Кавелин), архим. Церк.-ист. исслед. о древней области Вятичей, входившей с нач. XV и до кон. XVIII ст. в состав Крутицкой и частию Суздальской епархии // ЧОИДР. 1862. Кн. 2. Отд. 1. С. 109; Денисов. С. 831, 835; Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 14-16, 20, 78-80, 193, 195, 409; Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII вв. М., 2002. С. 137, 255, 266.
С. М. Шамин
Ключевые слова:
Митрополиты Русской Православной Церкви Евфимий (Рылков; † 1696), митрополит Новгородский и Великолукский
См.также:
АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский
АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский