Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕВСТАФИЙ МЦХЕТСКИЙ
Т. 17, С. 312-313 опубликовано: 28 июля 2009г.


ЕВСТАФИЙ МЦХЕТСКИЙ

[груз. ევსთატი მცხეთელი], мч. (пам. 29 июля) († 589). «Мученичество и страстотерпничество святого Евстате Мцхетели» - 2-е после «Мученичества святой Шушаник» Иакова Цуртавели груз. агиографическое произведение, сохранившееся до наст. времени. Написано во 2-й пол. VI в. анонимным современником Е. М., возможно очевидцем событий. Г. В. Цулая полагает, что текст создан в одном из внутренних мон-рей Грузии. Самая ранняя рукопись датируется XI в. (НЦРГ. Н 341), остальные 8 относятся к XVIII в. Во 2-й пол. XVIII в. груз. агиограф, католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони), создал метафрастическую редакцию Мученичества Е. М. (НЦРГ. S 1272, 1768-1769 гг.; Q 78, 1769 г.). Существует пересказ на рус. язык М.-Г. Сабинина, а также переводы на нем. (А. фон Гарнак) и рус. (Г. В. Цулая) языки.

Мученичество Е. М. считается одним из наиболее ярких примеров груз. оригинальной агиографии, отличительной чертой к-рой является тема противостояния грузин-христиан экспансии маздеизмского сасанидского Ирана. Лит. уровень текста и содержание предсмертной речи Е. М. (апология христианства) позволяют судить о хорошем знании автором канонической и богословской лит-ры своего времени, а также мировоззрения и быта соседнего с грузинами нехрист. населения. Агиограф мог опираться на «Апологию» св. Аристида (II в.), на Диатессарон раннехрист. апологета Татиана (II в.), на «Дидахе». Язык текста Мученичества Е. М. архаичен, но несложен, возможно текст предназначался для чтения в храме.

Мученичество Е. М. является ценным источником по истории раннесредневек. Грузии, т. к. оно дает представление об этнокультурной ситуации, возникшей в ранний период распространения христианства на границе Вост. Закавказья и Передней Азии. Образ Е. М. не выходит за рамки агиографического клише, но автор точно воспроизводит бытовые детали и этнические противоречия, существовавшие на этой территории.

Мч. Евстафий Мцхетский. Литография (М. - Г. Сабинин. Рай Грузии. Тифлис, 1882)
Мч. Евстафий Мцхетский. Литография (М. - Г. Сабинин. Рай Грузии. Тифлис, 1882)

Мч. Евстафий Мцхетский. Литография (М. - Г. Сабинин. Рай Грузии. Тифлис, 1882)

До крещения Е. М., перс по происхождению, сын маздеизмского «жреца-мага» из г. Гандзак (Гянджа), носил имя Гвиробандак (Бгробандав, от персид.- раб, принадлежащий гуру). В 10-й год правления в Персии Хосрова Ануширвана (531-579) Е. М. в возрасте 30 лет переехал в столицу подвластной Сасанидам Картли (Вост. Грузия) - Мцхету и занимался там сапожным ремеслом. Еще на родине заинтересовавшись христ. верой, он стал тайно посещать церковь в Мцхете, о чем агиографу поведал диак. Самуил. Е. М. крестился у католикоса Картли Самуила IV (582-591) и женился на христианке. По сведениям арм. историка Себеоса (VII в.), магам, относившимся к низшей сословной иерархии в отличие от состоятельных слоев персид. населения запрещалось переходить в др. веру. Е. М. подвергся гонениям со стороны соплеменников (Себеос. 1979. С. 66, 124). Однажды он отказался участвовать в одном из праздников, который отмечали жившие в Мцхете персы, и «башмачники и чувячники» донесли на него Устаму, начальнику мцхетской крепости. Узнав, что Е. М. и 7 др. персов открыто исповедуют Христа, Устам отправил их в Тбилиси на суд марзпана, наместника персид. шаха в Грузии. 6 чел., сопровождавших Е. М., носили иран. имена: Гушнак, Бахдиад, Борзо, Панагушнасп, Перозак, Зармил,- по одной версии, в тот период на Востоке смена языческого имени при крещении не была строго обязательной, др. версия объясняла этот факт тем, что в Вост. Закавказье проживали некрещеные приверженцы христианства. Эта т. зр. представляется более убедительной, поскольку марзпан отпустил этих людей, сопровождавших Е. М. (4 из них отреклись от Христа). Помилован был и 7-й, Стефан, к-рый, видимо, был христианином во 2-м или 3-м поколении и за к-рого ходатайствовали зороастрийцы. Е. М. был брошен в темницу и приговорен к смертной казни. Однако вскоре марзпан был вынужден уехать в Иран, и спустя 6 месяцев по ходатайству католикоса Самуила IV и картлийских вельмож перед марзпаном Арвандом Гушнаспом Е. М. был освобожден. Мученичество Е. М. приводит сведения о судьбе тех, кто первыми отреклись от Христа: Бахдиад стал бесноватым и умер в муках, Панагушнасп «закончил жизнь свою в убожестве, не имея хлеба на пропитание и не зная, чем бы прикрыть плоть свою».

Через 3 года в Тбилиси прибыл новый марзпан Вежан Бузмир и приказал привести Е. М. и Стефана; за последнего вновь заступились «главари-сирийцы», а Е. М. предстал перед судом и исповедал Христа. Ночью его обезглавили, тело вынесли за пределы города. Христиане под рук. Стефана тайком похоронили мощи под престолом патриаршего кафедрального собора Светицховели.

Ист.: Мученичество и страстотерпничество св. Евстате Мцхетели [кименная ред.] // Сабинин. Жития. 1872. Т. 2. С. 79-91 (пер. на рус. яз.); то же // Он же. Рай. С. 313-322 (на груз. яз.); idem // Dzhavakhischvili I., Harnak A. Das Martyrium des hl. Eustatius von Mzcheta // SPAW. 1901. Bd. 38. S. 875-912; То же // ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 30-45; То же // Челидзе Е. Церковная древнегруз. лит-ра. Тбилиси, 2005. С. 310-344 (на груз. яз.); Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мученичество Евстате Мцхетели [метафрастич. ред.] // ПДГАЛ. 1980. Т. 6. С. 208-228; Страдание св. мч. Евстафия Мцхетского // Сабинин М.-Г. Иверский патерик. М., 2004. С. 344-360.
Лит.: Исторический сб. / Сост.: С. Какабадзе. Тифлис, 1928. Т. 3. С. 76-94; Джавахишвили И. А. Древнегруз. историческая лит-ра (V-XVIII вв.). Тифлис, 1945. С. 429; Кекелидзе. Этюды. 1961. Т. 7. С. 266-267; он же. Др.-груз. лит. 1980. С. 508-515; Себеос, еп. История / Крит. текст, предисл., коммент. Г. В. Абгаряна. Ереван, 1979. С. 66, 124 (на арм. яз.); Киланава Б. И. «Мученичество Евстафия Мцхетского» и раннехрист. лит-ра // Тр. ТГУ. Сер.: Литературоведение. 1983. С. 97-102 (на груз. яз.); Цулая Г. В. Страсти св. Евстафия Мцхетского // Он же. Святые и мученики в истории Грузии: Крит. анализ, пер. на рус. яз. М., 2006. С. 28-64 (на рус. яз.); Чхартишвили М. Мученичество и страдания Евстафия Мцхетского. Тбилиси, 1994. С. 28-42 (на груз. яз.); Челидзе Е. Церковная древнегруз. лит-ра. Тбилиси, 2005. С. 346-462 (на груз. яз.); Башелеишвили Л. О. Персы в «Мученичестве Евстафия Мцхетели» // Вестн. ПСТГУ. Сер. 3: Филология. М., 2007. Вып. 1(7). С. 26-32.
Э. Габидзашвили, Н. Т.-М.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Святые Грузинской Православной Церкви Мученики Грузинской Православной Церкви Евстафий Мцхетский († 589), мученик (пам. 29 июля)
См.также:
ДАВИД И ТИРИЧАН († 693), отроки-мученики (пам. 18 мая)
АБО ТБИЛИССКИЙ (757-758 - 786), мч. (пам. 8 янв.), почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси
АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)
АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АВКТ, ТАВРИОН И ФЕССАЛОНИКИЯ мученики Амфипольские (пам. 7 нояб.)
АВРААМИЙ [АВРАМИЙ] БОЛГАРСКИЙ († 1229), мч. (пам. 1 апр., 9 марта, 4 нед. по Пасхе и в Соборе Владимирских святых)
АВУДИМ († ок. 299), мч. Тенедосский (пам. 15 или 16 июля)
АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АГАФИЯ († 1918), мц. (пам. 29 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)