Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕВСЕВИЙ
Т. 17, С. 271-273 опубликовано: 20 марта 2013г.


Содержание

ЕВСЕВИЙ

(Орлинский Евфимий Поликарпович; 21.12.1806, с. Чёрный Верх Белёвского у. Тульской губ.- 21.02.1883, Могилёв), архиеп. Могилёвский и Мстиславский. Род. в семье дьячка. Обучался в Белёвском ДУ, Тульской ДС, где с 9 сент. 1826 г. исполнял обязанности «лектора» по среднегреч. языку. Ревизовавший семинарию в 1828 г. проф. МДА прот. Феодор Голубинский избрал Орлинского для отправки на обучение в МДА. В академии его другом стал А. В. Горский. Окончил МДА в 1832 г., 29 мая того же года возведен в степень магистра «священных и обыкновенных человеческих наук» и пострижен в монашество с именем Евсевий, 1 июля рукоположен во диакона, 3 июля - во иерея. 29 авг. 1832 г. удостоен степени магистра богословия и назначен инспектором и профессором церковной истории и греч. языка Вифанской ДС, с 20 нояб. того же года преподавал древнеевр. язык, с кон. 1834 г.- пастырское богословие. 15 сент. 1833 г. удостоен звания соборного иеромонаха при Донской иконы Божией Матери московском монастыре. 25 нояб. 1834 г. стал инспектором и профессором по классу философии в МДС. В авг. 1838 г. назначен инспектором и бакалавром богословских наук в МДА, 15 окт. того же года возведен в сан архимандрита, 28 окт. стал членом академической конференции. 30 мая 1840 г. назначен экстраординарным профессором, читал лекции по новому предмету - церковному законоведению. С 14 сент. 1841 г. ректор МДА, в нояб. утвержден в должности. Поддерживал в академии строгий порядок. Ревизовал Нижегородскую (1840), Саратовскую (1840), Тульскую (1843), Рязанскую (1843), Калужскую (1843), Костромскую (1845), Вологодскую (1845), Вифанскую (1846) семинарии. С 9 апр. 1842 г. был настоятелем московского в честь Богоявления монастыря, с 31 авг. 1845 г.- Высокопетровского во имя свтятителя Петра, митрополита Московского, монастыря.

Евсевий (Орлинский), еп. Могилевский. Тоновая литография А. Т. Скино. Мастерская К. Эргота. Нач. 60-х гг. XIX в. (ГИМ)
Евсевий (Орлинский), еп. Могилевский. Тоновая литография А. Т. Скино. Мастерская К. Эргота. Нач. 60-х гг. XIX в. (ГИМ)

Евсевий (Орлинский), еп. Могилевский. Тоновая литография А. Т. Скино. Мастерская К. Эргота. Нач. 60-х гг. XIX в. (ГИМ)
В янв. 1847 г. Е. был назначен ректором СПбДА. 4 марта того же года наречен епископом Винницким, викарием Подольской епархии, и одновременно назначен настоятелем шаргородского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря. 9 марта в Казанском соборе С.-Петербурга состоялась архиерейская хиротония, к-рую возглавил Новгородский и С.-Петербургский митр. Антоний (Рафальский). В СПбДА Е. читал лекции по евангельской истории и о евангелистах. 15 марта 1847 г. на него была возложена обязанность наблюдения за преподаванием Закона Божия в учебных и воспитательных заведениях всех ведомств в С.-Петербурге и его окрестностях. 7 апр. того же года назначен председателем Комитета для рассмотрения конспектов преподавания учебных предметов в духовных семинариях. В 1849 г. ревизовал Псковскую, Могилёвскую, Смоленскую и Тульскую семинарии. Е. преобразовал ж. «Христианское чтение» по образцу ж. «Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе», организовав более системный (в полном виде, а не в отрывках) перевод творений свт. Иоанна Златоуста и церковных историков (Евсевия Кесарийского, Сократа Схоластика, блж. Феодорита Кирского, Евагрия Схоластика и др.), благодаря чему продажа журнала стала приносить доход.

10 дек. 1850 г. Е. был перемещен в Самару (вскоре после учреждения Самарской губ.), куда прибыл 28 марта 1851 г. 30 марта учредил епархиальное управление, 31 марта открыл и возглавил Самарскую и Ставропольскую епархию, 1 апр. совершил 1-ю литургию в Вознесенском соборе Самары, ставшем кафедральным. Особую заботу проявил о ДУ, переведенном из Ставрополя в Самару, пожертвовал для его б-ки 300 наименований книг (700 томов), впосл. присылал автографы своих проповедей. Предложил преобразовать ДУ в ДС (семинария открылась после его отъезда, в 1858). При нем в 1853 г. был основан бузулукский в честь Преображения Господня монастырь. Е. принял участие в становлении самарской в честь Иверской иконы Божией Матери жен. общины (с 1860 мон-рь), в 1855 г. освятил в ней Иверскую ц. Немало внимания уделял миссионерской деятельности среди молокан. Ежегодно по неск. раз объезжал епархию, прекрасно знал статистику губернии.

3 нояб. 1856 г. Е. был переведен на Иркутскую и Нерчинскую кафедру, 31 марта 1858 г. возведен в сан архиепископа. Ввел в Иркутской ДС преподавание монг. языка, составил брошюру «Наставления священникам, служащим между язычниками и новообращенными к православной вере» (СПб., 1860). 25 мая 1857 г. совершил таинство Крещения над главным тайшой тунгусских бурят З. Хамаковым, в сент. того же года крестил еще 720 чел. Много путешествовал по епархии, проезжая в день до 100 верст, зимой спускался в низовья р. Ангары, от устья Илима до Илимска (где нельзя было проехать летом), посещал Кяхту, оставил дневниковые записи о путешествиях. Участвовал в отправке в Китай в 1857/58 г. 14-й Пекинской духовной миссии. В 1858 г. обновил раку для мощей Иркутского еп. св. Иннокентия (Кульчицкого). Вместе с Камчатским архиеп. св. Иннокентием (Вениаминовым) в 1859 г. участвовал в хиротонии Петра (Екатериновского) во епископа Новоархангельского, в 1860 г.- Павла (Попова) во епископа Якутского.

29 авг. 1860 г. переведен на Могилёвскую кафедру. Выехав из Иркутска 24 нояб. 1860 г., прибыл в Могилёв 29 янв. 1861 г. Заботился о постройке, об обновлении, об украшении десятков церквей в Могилёве и в провинции, собирая для этого средства по всей России и за границей, ходатайствуя перед Святейшим Синодом о выделении субсидий. При нем был отреставрирован Иосифовский кафедральный собор в Могилёве, заложены и освящены церкви во имя арх. Михаила в Климовичах, Крестовоздвиженская в Могилёве, Александро-Невская в Рогачёве, Александро-Невская в Мстиславле и др. Здание Могилёвской ДС было капитально отремонтировано и расширено, Гомельское ДУ было переведено в др. здание, в Мстиславском ДУ открыта аптека. Е. заботился об улучшении миссионерской деятельности среди старообрядцев, штундистов, униатов, с 1866 г. начал создавать противораскольнический отдел при Могилёвском правосл. братстве. С 1861 по 1878 г. произнес в епархии более тысячи поучений, проповедей. Многократно проводил беседы с прихожанами.

С 8 мая 1862 по 21 июля 1864 г. был присутствующим в Синоде, участвовал в открытии 17 янв. 1863 г. при Синоде Присутствия по улучшению быта правосл. белого духовенства. Составил «Беседы о христианской свободе к получившим свободу от крепостной зависимости» (М., 1862. СПб., 18642). Узнав о начале Польского восстания 1863-1864 гг., исходатайствовал отпуск в епархию, куда прибыл 9 мая 1863 г. и 19 июня предпринял поездку по епархии. Руководивший подавлением восстания ген.-губернатор Северо-Западного края М. Н. Муравьёв просил о продлении его отпуска до 1 нояб. того же года. 16 апр. 1878 г. Е. стал членом Синода. 2-3 июля 1882 г. в Могилёве торжественно отпраздновал 50-летие служения в священном сане. Из-за ухудшения его здоровья с июля того же года епархией временно управлял Муромский еп., вик. Владимирской епархии, Иаков (Кротков). 6 окт. 1882 г. Е. по своему прошению был уволен на покой в могилёвский Братский в честь Богоявления мон-рь с оставлением в звании члена Синода и пенсией в 2 тыс. р.

Многочисленные беседы, поучения, проповеди Е. печатались в «Прибавлениях к Творениям святых отцов в русском переводе», «Душеполезном чтении», «Христианском чтении» и др. Собрание проповедей Е. выдержало неск. изданий, нек-рые из них были помещены в качестве образцов в сб. «Избранные поучения двенадцати архипастырей Русской Церкви, с их портретами» (М., 1861. С. 396-444). Большую часть бесед посвятил нравственным вопросам, в т. ч. проблеме христ. воспитания детей. Занимался исправлением службы равноапостольным Кириллу и Мефодию. Собрал большую б-ку, к-рую завещал Могилёвским ДС и ДУ (1,48 тыс. наименований), Могилёвскому муж. и Буйничскому жен. уч-щам, Могилёвскому архиерейскому дому и церкви с. Чёрный Верх. Е. был почетным членом конференций СПбДА (1859) и МДА (1871). Награжден орденами св. Анны 1-й степени (1849), св. Владимира 2-й (1856) и 1-й (1882) степени, св. Александра Невского (1863), алмазными знаками того же ордена (1868).

Погребен 24 февр. 1883 г. в Спасской ц. Могилёвского архиерейского дома близ иконостаса на южной стороне. Отпевание совершал Могилёвский еп. Виталий (Гречулевич) (см. Слово, сказанное им при отпевании: Могилёвские ЕВ. 1883. № 17. С. 355-358).

Соч.: О семейных обязанностях. М., 1844; О воспитании детей в духе христ. благочестия. М., 1844. СПб., 18774; О божественности христ. религии. М., 1845;
Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов: Пер. с греч. М., 1846; Размышления на молитву Господню. М., 1847, 18514; Размышления о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., 1848. М., 18594; Беседы о седьми спасительных таинствах правосл. и католич. Церкви. СПб., 1849, 18725; Утешение в скорби и болезни. CПб., 1849. М., 1996; Беседы на воскресные и праздничные Евангелия. М., 1855, 18763. 2 ч.; О христ. надежде и любви: Поучения. М., 1858; Беседы к своей душе. М., 18592; Беседы о пьянстве. М., 1862; О правосл. вере: Поучения, предложенные по порядку пространного катехизиса правосл. Церкви. СПб., 1863. 3 кн., 18773. 2 кн.; Беседы на 1-е соборное послание св. ап. Иоанна Богослова. СПб., 1864, 18802; Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола. М., 1867. 2 ч.; Беседы о евангельских блаженствах. СПб., 1867; Беседы о спасении рода человеческого чрез единородного Сына Божия. СПб., 1867; Проповеди. СПб., 1870. 2 т.; Размышления на Символ веры. СПб., 1871; Беседы на св. Евангелие от воскресения Лазаря до сошествия Св. Духа. СПб., 1875, 18802. 2 ч.; Выгоды ближайшей зависимости народных уч-щ от церквей // Могилёвские ЕВ. 1883. № 1. С. 17-19; Переписка с прот. А. В. Горским // ЧОЛДП. 1884. Ч. 3. С. 1-29; Письма к А. В. Горскому (1847-1850) // ПрТСО. 1886. Ч. 37. С. 699-855; Письма к А. В. Горскому // БВ. 1914. № 10/11. С. 534-610; О таинствах. М., 1903; Энциклопедия воспитания маленького христианина. М., 2003, 2007.
Лит.: Чистович И. А. История СПбДА. СПб., 1857. С. 314, 335, 338, 405; он же. СПбДА за последние 30 лет: (1858-1888 гг.). СПб., 1889. С. 68-69; Смирнов С. К. История МДА до ее преобразования. М., 1879; Скворцов А. Погребение высокопреосв. Евсевия, бывш. архиеп. Могилёвского и Мстиславского // Могилёвские ЕВ. 1883. № 15. С. 299-306; № 16. С. 327-335; Сергий, иером. Неск. слов о высокопреосв. архиеп. Могилёвском Евсевии, по поводу ст. «Московских ведомостей», под заглавием «Миссионер по призванию» // Там же. № 17. С. 358-360; Бекаревич С., свящ. Из восп. о высокопреосв. архиеп. Евсевии // Там же. 1884. № 1. С. 5-10; Каргопольцов И. Н. Высокопреосв. Евсевий, бывш. архиеп. Могилёвский и член Свят. Синода: (1861-1882 гг.) // ТКДА. 1886. № 4. С. 539-566; Кратиров П. Ф. Архиеп. Могилёвский Евсевий, в бытность его на Иркутской кафедре: (По данным, заключающимся в дневнике святителя) // Тульские ЕВ. 1902. № 16. С. 468-476; № 18. С. 547-550; № 19. С. 579-583; Иващенко Н. М. К биогр. Могилёвского архиеп. Евсевия (Орлинского) // Могилёвские ЕВ. 1908. № 12. С. 451-457; № 18. С. 674-680; № 19. С. 735-739; Глубоковский Н. Н. Преосв. Евсевий (Орлинский), архиеп. Могилёвский, бывш. ректор (1847-1850) СПбДА // ХЧ. 1909. № 10. С. 1332-1351; № 11. С. 1459-1482; Могилёвская епархия: Ист.-стат. описание. Могилёв, 1910. Вып. 2. Ч. 2. С. 216-246; У Троицы в Академии: 1814-1914 гг.: Юбил. сб. ист. мат-лов. М., 1914.
Т. А. Богданова

Иконография

Существует предположительный живописный портрет Е. Погрудное изображение в овале, созданное акад. Л. С. Игоревым (ЦАК МДА; надпись на подрамнике: «Писалъ художникъ Левъ Игоревъ. Март. 1858 года»), представляет архиерея вполоборота вправо, в рясе и клобуке, с благословляющей десницей, на груди панагия с образом «Несение Креста», орденские знаки св. Владимира 2-й степени и св. Анны 1-й степени со звездами; у него длинные светлые пряди волос и небольшая редкая борода. Поскольку в 1857-1864 гг. Игорев находился в 14-й Пекинской духовной миссии (см., напр.: Воспоминания акад. АХ Л. С. Игорева // Саратовский край: Ист. очерки, восп., мат-лы. Саратов, 1893. Вып. 1. С. 363-372), наиболее вероятно, что он выполнил портрет Иркутского архипастыря, который оказывал миссии содействие. Внешний облик иерарха соответствует изображениям Е. в печатной графике. Портрет написан накануне возведения Е. в сан архиепископа.

Известно неск. поясных портретов Е. в технике литографии, созданных в годы его пребывания на Могилёвской кафедре. На эстампе А. Т. Скино, напечатанном в мастерской К. Эргота в нач. 60-х гг. XIX в. (варианты в ГИМ, ЦАК МДА), он запечатлен сравнительно молодым, вполоборота влево, в рясе и клобуке, с орденами св. Анны 1-й степени и св. Владимира 2-й степени, на панагии образ Благовещения Богородицы. По-видимому, рисунок восходит к раннему живописному образцу с «зеркальным» поворотом фигуры. Лист был помещен в изд.: Избранные поучения 12 архипастырей Русской Церкви, с их портретами. М., 1861. Др. эстамп Эргота (ЦАК МДА), судя по возрасту изображенного, исполнен немного позднее; иерарх показан возле стола, в рясе и клобуке, с панагией и 2 звездами, волосы и борода с проседью, лоб нахмурен, взгляд устремлен вдаль, на правой руке четки, левая лежит на столе. Вариант этой иконографии с левым поворотом фигуры (правая рука на столе, четок нет, на лице легкая улыбка) имеется на литографии Шемиота (ЦАК МДА), приложенной к изданию писем Е. к монашествующим.

Я. Э. Зеленина
Ключевые слова:
Архиепископы Русской Православной Церкви Миссионеры Русской Православной Церкви Могилевская и Мстиславская епархия Русской Православной Церкви Ректоры Московской Духовной Академии Русская Православная Церковь. Духовное просвещение Иконография (иконы, портретные изображения и фотографии) епископата Русской Православной Церкви Ректоры Санкт-Петербургской Духовной Академии Евсевий (Орлинский Евфимий Поликарпович; 1806 - 1883), архиепископ Могилёвский и Мстиславский
См.также:
ВЛАДИМИР (Синьковский [Сеньковский] Филарет Алексеевич; 1845 - 1917), архиеп. Донской и Новочеркасский
ВЛАДИМИР (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852 - 1931), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский
ЕВГЕНИЙ (Решетников Валерий Германович; род. 1957), архиеп. Верейский, вик. Московской епархии, ректор МДАиС, председатель Учебного комитета при Свящ. Синоде
ЕВСЕВИЙ (Ильинский Алексей Алексеевич, 1809 или 1810 - 1879), архиеп. Тверской и Кашинский
АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор "Китайского благовестника"
АГАФАНГЕЛ (Соловьёв Алексей Федорович; 1812-1876), архиеп. Волынский и Житомирский
АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский
АДАМ (Филипповский-Филипенко Адам Аполлинариевич; 1881 - 1956), архиеп. Филадельфийский и Карпаторосский
АЛЕКСАНДР (Тимофеев Николай Анатольевич; 1941–2003), архиеп. Саратовский и Вольский
АЛЕКСИЙ (Ржаницын Руфин Иванович; 1812–1877), архиеп. Тверской и Кашинский
АНАТОЛИЙ (Мартыновский Августин Васильевич; 1793-1872), архиеп. Могилевский и Мстиславский
АНДРЕЙ (Ухтомский Александр Алексеевич, кн.; 1872-1937), архиеп. Уфимский и Мензелинский, миссионер, один из основ. Катакомбного движения ИПХ
АНТОНИЙ (Амфитеатров; 1815-1879), архиеп. Казанский и Свияжский
АНТОНИЙ (Вадковский; 1846-1912), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский
АНТОНИЙ (Герасимов-Зыбелин; 1730-1797), архиеп. Казанский и Симбирский