Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕВПРАКСИЯ
Т. 17, С. 190-193 опубликовано: 7 марта 2013г.


ЕВПРАКСИЯ

Прмц. Евпраксия Псковская. Хромолитография. Мастерская А. Ильина. 1873 г.
Прмц. Евпраксия Псковская. Хромолитография. Мастерская А. Ильина. 1873 г.

Прмц. Евпраксия Псковская. Хромолитография. Мастерская А. Ильина. 1873 г.
Евпра́ксия (в миру Евфросиния (?); † ранее 18.05.1243, Медвежья Голова (Оденпе, ныне Отепя, Эстония)), прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича. Наиболее раннее сообщение о супруге кн. Ярослава Владимировича содержится в НПЛ старшего и младшего изводов в статье, посвященной мартовскому 6751 (1243) г.: 18 мая «явися знаменье в Пльскове у святого Иоана в манастыри от иконы святого Спаса над гробомь княгыниномь Ярославлее Володимирича, юже уби свои пасынок в Медвежи Голове: иде мюро от иконы по 12 днии, наиде 4 вощаници яко в стькляницю; и привезоша в Новъгород две на благословение, а в Пльскове оставиша две собе» (НПЛ. С. 79, 297). В летописном сообщении супруга кн. Ярослава не названа по имени, не говорится, что она была инокиней. Между тем Е. впосл. почиталась как основательница и настоятельница мон-ря в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в Завеличье, где произошло чудо мироточения от иконы над ее гробницей. Однако, как показало исследование сохранившегося монастырского собора, он был построен в нач. 40-х гг. XII в. (см.: Комеч А. И. Каменная летопись Пскова XII - нач. XVI в. М., 1993. С. 56-64).

В агиографической лит-ре XIX - нач. XX в. Е. называли теткой блгв. кн. Довмонта (Тимофея) и дочерью полоцкого кн. Рогволода Борисовича, что неверно. В «Повести о Довмонте» рассказывается, что псковский князь «отечьство свое повоева, и княгиню Ерденевую полони, тетку свою Евпраксию, и дети ея» (Псковские летописи. 1955. Вып. 2. С. 16; Охотникова В. Л. Псковская агиография XIV-XVII вв.: Исслед. и тексты. СПб., 2007. С. 421). Однако вокняжение Довмонта в Пскове имело место в 1266 г., гораздо позже кончины Е. Вероятно, местному преданию, связывавшему Е. родственными узами с кн. Довмонтом, святая обязана своим «именем» - Евпраксия, к-рое встречается с XVII в., но древнерус. источникам неизвестно. Мнение о полоцком княжеском происхождении «инокини Евпраксии» восходит, по-видимому, к «Хронике» М. Стрыйковского, генеалогические изыскания к-рого оспорил Н. М. Карамзин (см.: Карамзин. ИГР. Т. 4. С. 213. Примеч. 103). Оно является также неверным, поскольку последнее сообщение о кн. Рогволоде Борисовиче относится к 1171 г., и даже если Е. родилась неск. позже этой даты, вряд ли она могла стать женой кн. Ярослава, родившегося в нач. XIII в.

Прмц. Евпраксия Псковская и прп. Евфросиния Полоцкая. Фрагмент иконы «Все святые Российские великие князья, княгини и княжны рода царского». 60-е гг. XIX в. (собор равноап. вел. кн. Владимира, С.-Петерьург)
Прмц. Евпраксия Псковская и прп. Евфросиния Полоцкая. Фрагмент иконы «Все святые Российские великие князья, княгини и княжны рода царского». 60-е гг. XIX в. (собор равноап. вел. кн. Владимира, С.-Петерьург)

Прмц. Евпраксия Псковская и прп. Евфросиния Полоцкая. Фрагмент иконы «Все святые Российские великие князья, княгини и княжны рода царского». 60-е гг. XIX в. (собор равноап. вел. кн. Владимира, С.-Петерьург)

В псковских синодиках содержится поминание «великой княгини Ефросинии иноки» (Помянник великих князей, княгинь, митрополитов и архиепископов новгородских (Стефановский синодик) / Публ.: Л. В. Столярова // Восточная Европа в древности и средневековье. М., 2001. С. 212), но в ней следует видеть жену владимирского и новгородского кн. Ярослава Всеволодовича, к-рая в 1244 г. приняла монашеский постриг с именем Евфросиния и вскоре скончалась в новгородском Юрьевом мон-ре (НПЛ. С. 79; в Степенной книге жена Ярослава Всеволодовича кнг. Феодосия, в иночестве Евфросиния, названа святой (ПСРЛ. Т. 21. С. 279; ср. С. 287)). По-видимому, в Пскове 2 княгини были отождествлены. Этим может объясняться появление 2-го имени у Е., также неизвестного древнерус. источникам,- Евфросиния, впосл. оно стало считаться ее мирским именем.

Летопись сообщает о том, что супруга кн. Ярослава Владимировича была убита пасынком в Медвежьей Голове. В агиографической лит-ре о Е. писали как о пострадавшей от «немецкого папизма», мстившего за неудачи в Сев.-Зап. Руси в 1240-1242 гг. (архиеп. Филарет (Гумилевский), архиеп. Димитрий (Самбикин)). Вероятно, к митр. Евгению (Болховитинову) восходит произвольно реконструированная картина событий, приведших к гибели княгини: Е., будучи схимонахиней, была приглашена Ярославом в Оденпе и там умерщвлена его сыном от жены-немки (Евгений (Болховитинов). История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 75; см. также: Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861. С. 70-71 и др.).

Прмц. Евпраксия Псковская. Хоругвь. Мастерская свящ. Андрея Давыдова. 90-е гг. XX в. (ц. св. Иоанна Предтечи, Псков)
Прмц. Евпраксия Псковская. Хоругвь. Мастерская свящ. Андрея Давыдова. 90-е гг. XX в. (ц. св. Иоанна Предтечи, Псков)

Прмц. Евпраксия Псковская. Хоругвь. Мастерская свящ. Андрея Давыдова. 90-е гг. XX в. (ц. св. Иоанна Предтечи, Псков)

По предположению В. И. Матузовой и Е. Л. Назаровой, упомянутая в летописи гробница, у к-рой совершилось истечение св. мира, принадлежала 2-й жене Ярослава Владимировича, происходившей «скорее всего, из знатного боярского рода», а 1-й женой князя «была немка из Ливонии». Ярослав Владимирович с кон. 20-х гг. XIII в. пытался, опираясь на враждебную Новгороду партию псковских бояр и военную помощь ливонских рыцарей, утвердиться в Пскове, где прежде княжил его отец Владимир Мстиславич, умерший в 1227 г. В 1233 г. кн. Ярослав вместе с «немци» напал на Изборск. Вероятно, где-то ранее этой даты был заключен 1-й брак, сын от к-рого жил в Ливонии. Во время нападения князь попал в плен и оказался в тюрьме в Переяславле. Возможно, его освобождение из плена было связано с заключением 2-го брака. Сын Ярослава от 1-го брака (вероятно, известный по ливонской «Рифмованной хронике» Герпольт-Ярополк) мог убить свою мачеху потому, что она ожидала ребенка, и «княжич (не без влияния ливонских родственников) решил таким образом избавиться от возможного наследника на псковский стол». Убийство скорее всего произошло во время осады Пскова в 1240 г., когда «обретение Ярославом Владимировичем псковского княжения (а, следовательно, и передача его по наследству) казалось делом решенным». В походе с кн. Ярославом участвовали «медвежане», так что княгиня вполне могла находиться в Медвежьей Голове, а ее останки могли быть перенесены в мон-рь во время, когда «немцы» владели Псковом. Известие об убийстве жены «могло явиться столь сильным потрясением для князя Ярослава Владимировича, что повлияло на его намерение княжить в Пскове, опираясь на союз с Ливонией» (Матузова, Назарова. С. 321),- в 1245 г. кн. Ярослав Владимирович стал уже соратником новгородского кн. св. Александра Ярославича Невского в борьбе с Литовским великим княжеством (по всей видимости, был служилым князем, получившим Торжок).

Почитание

Прмц. Евпраксия Псковская. Икона. Мастерская свящ. Андрея Давыдова. 90-е гг. XX в. (ц. св. Иоанна Предтечи, Псков)
Прмц. Евпраксия Псковская. Икона. Мастерская свящ. Андрея Давыдова. 90-е гг. XX в. (ц. св. Иоанна Предтечи, Псков)

Прмц. Евпраксия Псковская. Икона. Мастерская свящ. Андрея Давыдова. 90-е гг. XX в. (ц. св. Иоанна Предтечи, Псков)
Летописная запись о чуде у гробницы Е. позволяет гипотетически отнести начало почитания св. княгини в Новгородской епархии к 1243 г. (характерно, что о чуде сообщают не псковские, а новгородские летописи, в XIII в. составлявшиеся при архиепископской кафедре; показательно также, что чудо приурочено летописью к дню памяти св. мч. Александра Воина, небесного покровителя кн. Александра Невского). «Святая и благоверная княгиня Евпраксия Псковская» названа в «Описании о российских святых» в списке 1734 г. (С. 264-265), в более ранних списках ее имени нет.

Мощи Е. почивали в монастырском соборе в честь Рождества св. Иоанна Предтечи под спудом (как и останки др. псковских княгинь). В XIX в. при гробнице Е. хранился настоятельский посох из черного дерева, по преданию принадлежавший святой. В соборе находилась и икона Спасителя, мироточившая в 1243 г., на приделанных к ней досках были изображены предстоящие Христу Е. и блгв. кнг. Мария Димитриевна († 1316/17), супруга св. кн. Довмонта. На др. иконе, также находившейся в соборе, Е. была изображена предстоящей св. Иоанну Предтече и ап. Андрею Первозванному. Пересказ летописного сообщения о мироточении имелся на медном подсвечнике и на камне, вделанном в стену придела (снесен при реставрации собора). В XIX в. после молебна и панихиды Е. исцелился крестьянин пригородной дер. Шабаны. Память святой местно чтилась 16 окт. Имп. Мария Александровна в 1859 г. пожертвовала к гробнице Е. ковер.

Иоанновский мон-рь был закрыт в 20-х гг. XХ в., храм возобновлен в 1993 г. как приходский. Гробницы в советские годы были уничтожены, погребения разграблены. Ныне на восстановленной гробнице Е. находится парчовая вышитая икона совр. работы с изображением святой и вышитым текстом тропаря, кондака и молитвы. Канонизация Е. подтверждена включением ее имени в Собор Псковских святых, празднование которому установлено в 1987 г. по инициативе Псковского и Порховского митр. Иоанна (Разумова), и Собор Белорусских святых, установленный в 1984 г. по инициативе митр. Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева).

Ист.: НПЛ. С. 79, 297, 451; ПСРЛ. Т. 15. Стб. 384-385; Т. 21. Ч. 1. С. 277.
Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 311; Евгений (Болховитинов), митр. Описание Иоанно-Предтеченского мон-ря. Дерпт, 1821. С. 4; СИСПРЦ. С. 87-88; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 175; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 64-65; Зверинский. Т. 2. № 841. С. 152-153; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 100-101; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 11, 219-221; Православные рус. обители. СПб., 1910. С. 178; Карамзин. ИГР. 1991. Т. 2/3. С. 500, 629. Примеч. 341; Макарий. История РЦ. Кн. 3. Отд. 1. С. 128-129; Флоря Б. Н. Историческая традиция об общественном строе средневекового Полоцка // ОИ. 1995. № 5. С. 110-116; Назарова Е. Л. Князь Ярослав Владимирович и его роль в Ливонской политике Новгорода // Археология и история Пскова и Псковской земли. Псков, 2000. С. 44; Матузова В. И., Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь, кон. XII в.- 1270 г.: Тексты, пер., коммент. М., 2002. С. 238, 321.
М. В. Печников

Иконография

Св. Иоанн Предтеча, ап. Андрей Первозванный и прмц. Евпраксия Псковская. Фрагмент иконы. Нач. XVIII в. (ПИАМ)
Св. Иоанн Предтеча, ап. Андрей Первозванный и прмц. Евпраксия Псковская. Фрагмент иконы. Нач. XVIII в. (ПИАМ)

Св. Иоанн Предтеча, ап. Андрей Первозванный и прмц. Евпраксия Псковская. Фрагмент иконы. Нач. XVIII в. (ПИАМ)
Несмотря на существование данных о почитании Е. в Пскове сразу после ее кончины в 1243 г., изображения княгини-инокини и даже упоминания о них отсутствуют до XVIII в. Иконописные подлинники, древние и новые, о ней умалчивают. В наст. время все сведения об образах Е. связаны в основном с местом ее иноческого подвига и погребения - собором Рождества св. Иоанна Предтечи в Пскове, что нашло отражение в опубликованных описаниях Иоанновского мон-ря кон. XIX - нач. XX в., к-рые носят поверхностный характер и не дают представления об облике святой.

К этому времени в соборе над гробницей Е. еще находилась древняя чудотворная святыня мон-ря - образ Иисуса Христа на престоле в окружении святых (вариант «Седмицы»), прославленный мироточением. На 2 приделанных к иконе Спасителя досках были представлены Е. и блгв. кнг. Мария, супруга блгв. кн. Довмонта Псковского, в молении в рост, а в нижнем регистре - св. Нифонт, мученицы Анисия и Иулиания (Там же. С. 24; Дмитриев. 1913. С. 28, 40 (фотография)). Под иконой была надпись о «починке» образа в 1723 г. Тогда же по указу вдовствующей царицы Прасковьи Феодоровны и по благословению архиеп. Псковского Феофана (Прокоповича) был устроен новый иконостас. Когда точно были приписаны к чудотворному образу Спасителя избранные святые, неизвестно, возможно в период работ над убранством храма в 1723 г. М. В. Толстой заметил, что «молящиеся княгини изображены также древним письмом», но на «двух приделанных досках» (Толстой. 1861. С. 71).

На сев. стене храма в 1874 г. находилась небольшая икона (81/2×63/4 вершков) - «пядница» с изображением Е. в молении между св. Иоанном Предтечей и ап. Андреем Первозванным (Панов. 1874. С. 21). Необычная иконография иконы - над Е. «отроча Иисус на дискосе, а выше - Господь Саваоф и Св. Дух» - не нашла подтверждения у др. авторов. В 1913 г. образ указан «на гробнице преподобной» и без к.-л. подробностей в описании (Дмитриев. 1913. С. 28); дважды кратко упомянута икона у Толстого (Толстой. 1861. С. 71; 1887. С. 265).

Прмц. Евпраксия Псковская, подносящая храм Иисусу Христу. Фреска ц. св. Иоанна Предтечи в Пскове. Мастерская свящ. Андрея Давыдова. 90-е гг. XX в.
Прмц. Евпраксия Псковская, подносящая храм Иисусу Христу. Фреска ц. св. Иоанна Предтечи в Пскове. Мастерская свящ. Андрея Давыдова. 90-е гг. XX в.

Прмц. Евпраксия Псковская, подносящая храм Иисусу Христу. Фреска ц. св. Иоанна Предтечи в Пскове. Мастерская свящ. Андрея Давыдова. 90-е гг. XX в.

В наст. время эта икона находится в собрании ПИАМ (инв. № 1724, размер 37×30 см; изображение скрыто под записью); в музейных документах образ датируется XVII в. Е. показана вполоборота вправо, коленопреклоненной, смотрящей вверх, между св. Иоанном Предтечей и ап. Андреем Первозванным, держащими над нею дискос с Младенцем Христом и свиток, вверху в облаках Господь Саваоф и Св. Дух в виде голубя. Е. облачена в монашеское одеяние (розовая ряса, коричневая мантия, синий параман), на голове куколь, руки раскрыты ладонями перед грудью, в левой - светлые четки. Икона могла быть написана не ранее XVIII в., когда в соборе был устроен придел ап. Андрея Первозванного и его образ начал вводиться в иконографические программы.

Изображение Е. встречается в сер. XIX в. в стенописи масляными красками над монастырскими св. воротами в составе святых (ап. Андрея, евангелиста Матфея и прп. Марфы), предстоящих композиции Рождества св. Иоанна Предтечи (Панов. 1874. С. 6); в нач. XX в. в ряду святых на изображении (не уточняется - иконописном или стенном) под Смоленской иконой Божией Матери «по левую сторону царских врат» (наряду с блгв. князьями Довмонтом и Всеволодом, Александром Невским, прп. Параскевой, блгв. кнг. Марией и равноап. кнг. Ольгой) (Дмитриев. 1913. С. 24). Образ Е. вводился в сюжеты с изображением рус. блгв. князей, напр., на иконе «Все святые Российские великие князья, княгини и княжны рода царского» 60-х гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) - под 4 мая, в княжеском одеянии, вместе с прп. Евфросинией Полоцкой.

В составе Соборов русских святых образ Е. в княжеских одеждах включен в группу подвижников XIII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), а также в аналогичную по составу стенопись «Шествие Русских святых к небесам» 1898 г. работы П. Тергина на лестнице Преображенского собора Валаамского мон-ря. В академической монументальной живописи образ Е. присутствовал среди новгородских и псковских блгв. князей и княгинь в росписи 70-х гг. XIX в. худож. Л. П. Пигулевского на зап. стене в приделе блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 80).

На тонолитографии 1873 г., выполненной в мастерской А. Ильина (Панов. 1874. Вкл.), Е. представлена в рост, в куколе и схиме с крупными Голгофскими крестами, со сложенными в молении перед грудью руками, держащими 4-конечный крест; изображение заключено в орнаментальную рамку. Предположительно иллюстрация восходит к рисунку 1863 г. псковского иконописца И. Д. Новикова. По свидетельству А. Панова (Там же. С. 31-32. Примеч.), художнику приснилось, что он находится в соборе и к нему из алтаря через юж. и сев. врата вышли 2 схимонахини в мантиях и крещатых епитрахилях. На следующий день он «нарисовал несколько экземпляров явившихся ему благоверных княгинь» и один из рисунков подарил автору книги. Согласно преданию, известному среди сестер обители, святая в подобном образе - «как схимница, в священнической епитрахили» - являлась неоднократно монастырскому служителю Алексею Васильеву в 1838-1863 гг. (Панов. С. 32-33. Примеч.). Вероятно, эти предания нашли отражение в сложении определенного иконографического извода в кон. XIX в.

В совр. церковном искусстве разработаны новые варианты иконографии Е.- в произведениях иконописи и стенописи псковского собора в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, выполненных в 1993-2001 гг. иконописцами мастерской под рук. бывш. настоятеля собора свящ. Андрея Давыдова. Прямоличная ростовая икона Е. находится слева от царских врат храма, святая представлена в монашеских одеждах - темно-вишневой мантии, светлой рясе и синем куколе и парамане, в поднятой деснице - 8-конечный крест, в покровенной киноварным платом левой руке - Иоанно-Предтеченский собор. Над гробницей Е. написана фреска с изображением святой в княжеских одеждах, подносящей храм восседающему на престоле Иисусу Христу. В храме имеется хоругвь с иконописным образом Е. в круге - фронтальное поясное изображение в монашеских одеждах, с крестом в правой руке и храмом в левой. На совр. иконе «Собор Псковских святых», напр., в кафедральном Троицком соборе Пскова фигура Е. помещена в левой части композиции, с четками или с крестом и макетом собора в руках.

Лит.: Толстой М. В. Рус. святыни и древности. М., 1861. Ч. 2: Псков; Панов А. Описание псковского Иоанно-Предтеченского жен. мон-ря. СПб., 18742; Дмитриев И. Д. Псковский Иоанно-Предтеченский жен. мон-рь: (Ист.-археол. очерк). Псков, 1913.
И. С. Родникова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Почитание православных святых Древняя Русь (Древнерусское государство), древнейшее государство восточных славян Монашество Русской Православной Церкви (жен.) Собор Белорусских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) Собор Псковских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) Преподобномученицы Русской Православной Церкви Иконография преподобномучеников и преподобномучениц Князья псковские Евпраксия (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская княгиня, супруга (вероятно, 2-я) псковского князя Ярослава Владимировича, преподобномученица (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых)
См.также:
ЕВГЕНИЯ († ок. III в.), прмц. Римская (пам. 24 дек.)
ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА вел. кнг., прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе Костромских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)
АНАСТАСИЙ ПЕРСИЯНИН († 628), прмч. (пам. 22 и 24 янв.)
АНАСТАСИЯ (Камаева Анастасия Леонтьевна; 1879-1937), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АНАСТАСИЯ РИМЛЯНЫНЯ († ок. 250 или 256), прмц. (пам. 29 или 30 окт., пам. греч. 12 окт.)
АННА (Благовещенская Мария Алексеевна; 1898-1937), прмц. Ярославская (пам. 26 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АННА (Ежова Анна Ивановна; 1885-1937), прмц. (пам. 16 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АРСЕНИЯ (Добронравова Анна Гавриловна, в схиме Фома; 1879-1939), игум., прмц. (пам. 10 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых)
АФАНАСИЯ (Александра Васильевна Лепёшкина; 1885 - 1931), прмц., игум. Зосимовой пуст. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля)
ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ Храбрый (Донской) (1353 - 1410), кн. боровско-серпуховской
ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых)
ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (Гавриил) Мстиславич (ок. 1095/1100-10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр. и в Соборе Псковских святых)
ВСЕВОЛОД (ДИМИТРИЙ) ГЕОРГИЕВИЧ (1212 - 1238), кн. мч. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых)
ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)