Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВЛАДИМИР И АГРИППИНА
Т. 8, С. 722-724 опубликовано: 29 апреля 2010г.


ВЛАДИМИР И АГРИППИНА

(до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых). Идентификация В. и А. с известными историческими лицами возможна лишь предположительно; достоверно известно, что в XVII - 1-й пол. XVIII в. они местно почитались в Ржеве.

Святые кн. Владимир и кнг. Агриппина ржевские. Прорись с иконы XVII в. (ГРМ, ПМ-4209)
Святые кн. Владимир и кнг. Агриппина ржевские. Прорись с иконы XVII в. (ГРМ, ПМ-4209)

Святые кн. Владимир и кнг. Агриппина ржевские. Прорись с иконы XVII в. (ГРМ, ПМ-4209)
Начиная по крайней мере с 30-х гг. XIV в., возможно и несколько ранее, Ржева находилась под властью Литовского великого княжества; о сидевших здесь в это время князьях имеются отрывочные сведения, и Владимиры среди них неизвестны. С 80-х гг. XIV в. область принадлежала Московскому княжеству, в 1389 г. на короткое время она вошла в удел боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго († 1410), однако к моменту своей кончины он Ржевой уже не владел.

Среди ржевских князей долитов. периода, происходивших из смоленской ветви древнерус. княжеского семейства (потомков блгв. кн. Ростислава (Михаила) Мстиславича), действительно находим одного Владимира, к-рый был, судя по всему, 1-м ржевским князем, родоначальником ржевской линии смоленских князей. Это Владимир Мстиславич, 2-й сын торопецкого блгв. кн. Мстислава (Георгия) Ростиславича Храброго (1178-1180), умершего на новгородском столе. Св. кн. Владимира Ржевского с кн. Владимиром Мстиславичем отождествляли Е. Е. Голубинский и архиеп. Димитрий (Самбикин).

В летописях Владимир Мстиславич впервые упоминается в 1180 г., когда умирающий отец поручил его братьям Рюрику и Давыду Ростиславичам (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 609). В Крещении князь, возможно, имел имя Флор или Лавр (если верна предположительная атрибуция В. Л. Яниным буллы с изображением св. Феодора на одной стороне и святых Флора и Лавра на другой как печати Владимира Мстиславича). В 1208 г., будучи князем псковским, Владимир Мстиславич участвовал в отражении литов. набега на Новгород. В 1209 г. был посажен своим старшим братом - новгородским кн. Мстиславом (Феодором) Мстиславичем Удатным в Вел. Луках, сохранив за собой Псков.

Попытка наладить мирные отношения с Ливонским орденом путем брака дочери с Дитрихом Буксгевденом, братом католич. Рижского еп. Альберта I, стоила Владимиру псковского стола - в 1211 г. он был изгнан псковичами и до 1215 г. (с коротким перерывом) был в качестве вассала Альберта «судьей Идумеи» - области к северо-востоку от Риги. Вернувшись в 1215 г. в Псков, он участвовал в 1216 г. на стороне брата Мстислава и ростовского кн. св. Константина Всеволодовича в ряде сражений (в частности, ходил походом к Ржеве, разорил В. Поволжье), а также в битве на Липице против младших братьев кн. Константина Всеволодовича - блгв. вел. кн. владимирского Георгия (Юрия) и блгв. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовичей. В 1217 г., после ухода Мстислава Мстиславича из Новгорода на юг, в Галич, произошел, видимо, раздел Торопецкой вотчины Мстиславичей, в ходе к-рого Владимир получил ее вост. часть с Ржевой, а его брат Давыд - западную с центром в Торопце. Кроме Ржевской вотчины Владимир Мстиславич держал еще в Новгородской земле Нов. Торг, судя по тому, что зимой 1225/26 г. он отражал набег литовцев на торопецкие земли во главе отряда новоторжцев. На этом летописные известия о Владимире Мстиславиче прекращаются, вероятно, вскоре он умер.

Из этих данных трудно получить четкое представление о его политике. Складывается, однако, впечатление, что Владимир Мстиславич был сторонником ограничения влияния владимиро-суздальских князей на северо-западе Руси, проводя в качестве псковского князя линию на самостоятельность от Новгорода путем союза с Ригой, к-рая позже привела к тому, что Ярослав, сын Владимира Мстиславича, после смерти отца принимал активное участие в захвате ливонцами Пскова (1240), к-рый он рассматривал как свою отчину.

Со 2-й пол. XVI в. Ржева (Ржев) начинает именоваться Ржевой Володимеровой в отличие от расположенной северо-западнее Ржевы Пустой (напр., в Бельском летописце - памятнике 30-х гг. XVII в. западнорус. происхождения). Возможно, к этому времени относится начало местного почитания В. и А.

А. В. Назаренко

Почитание

Мощи В. и А. в XVII - 1-й пол. XVIII в. почивали под спудом в Успенском соборе в Ржеве, над ними была устроена деревянная резная позолоченная гробница и сень с иконостасом, возведенная в 1716 г. на средства Л. И. Челищева. На гробнице находилась икона с изображением В. и А.- вклад ржевского воеводы стольника С. Ф. Обернибесова.

В связи с розыском о церковных нестроениях в Ржеве (входившей в сер. XVIII в. в Тверскую епархию), к-рый был предпринят по указу имп. Анны Иоанновны, Тверской и Кашинский архиеп. Митрофан (Слотвинский) в 1745 г. провел расследование о праздновании памяти В. и А. О результатах расследования архиерей писал: «А с которого году, и с чего, и кем то воспоминание и празнество начато, и под тою ли гробницею оный князь и княгиня погребены, и чудеса и исцеления от них кому какие были ль, о том при следствии онаго собора протопоп и протчия священнослужители показали, что не знают, и никакой летописи и записок не явилось». При вскрытии гробницы В. и А. на глубине ок. 4, 5 м обнаружился покрытый каменной и дубовой досками сруб, в к-ром находились 2 дубовых гроба. Однако, как сказано в материалах следствия, «никаких мощей не сыскано», а только «кости гнилые... истленные». Архиерей запретил церковное празднование В. и А., гробницу разобрали.

По-видимому, почитание В. и А. сохранялось в Ржеве, несмотря на деканонизацию. Известен список службы В. и А. 50-60-х гг. XIX в. (ГИМ. Барс. № 1269, написан на бумаге 70-х гг. XVIII в.), текст копирует службу благоверным кн. Петру и кнг. Февронии Муромским (имена изменены). В. и А. почитались также в старообрядческой среде. В нач. XX в. по В. и А. в Ржеве еще служились панихиды, однако архиеп. Димитрий (Самбикин) включил их имена в «Алфавитный указатель местночтимых святых Тверского края». Церковное празднование В. и А. возобновлено после включения их в Собор Тверских святых, празднование к-рому было установлено в 1979 г. по инициативе Калининского и Кашинского архиеп. Алексия (Коноплёва).

Ист.: НПЛ (по указат.); ПСРЛ. Т. 1-2, 4. Вып. 1 (по указат.). Т. 25. С. 11-112; Heinrichs Livländische Chronik / Hrsg. L Arbusow, A. Bauer. Hannover, 1955. Cap. XVI, 2; XVII 4, 6; XX 3, 7-8; XXI 2; XXII 4; Матузова В. К., Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь (кон. XII в.- 1270 г.): Тексты, пер., коммент. М., 2002 (по указ.); Голубинский. Канонизация святых. С. 454-459.
Лит.: Квашнин-Самарин Н. Исследование об истории княжеств Ржевского и Фоминского. Тверь, 1887; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 107-108; Тюменев И. Верховья Волги // ИВ. 1894. Июнь. С. 705; Жизневский А. К. Описание Тверского музея. М., 1888; Голубинский. Канонизация святых. С. 140, 198-199; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. Тверь, 1991р. С. 30-32; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 554; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 269; Назарова Е. Л. Место Ливонии в отношениях между Новгородом и Псковом (1-я четв. XIII в.) // Историческая археология: К 80-летию Д. А. Авдусина. М., 1998. 352-359; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси: X-XV вв. М., 1970. С. 121, № 243; он же. Новгород и Литва: Пограничные ситуации XIII-XV вв. М., 1998. С. 48-60; Кузьмин А. В. Торопецкая знать в XIII в. // RM. Vol. 10. S. 67-68; Валеров А. В. Новгород и Псков: Очерки полит. истории Сев.-Зап. Руси XI-XIV вв. СПб., 2004. С. 136-144.
А. В. Назаренко, Е. В. Романенко

Иконография

Описание облика святых в иконописных подлинниках не представлено. Однако прориси и сведения о несохранившихся иконах, немногочисленные сохранившиеся образы дают представление о сложившейся в XVII в. иконографии В. и А. Как правило, их изображали вместе, предстоящими в молении Спасителю (в облаках). Фигуры показаны в 3/4 развороте, обе руки сложены в молитвенном жесте (напр., на прориси с иконы XVII в., ГРМ. ПМ-4209) или со свитком в одной руке (напр., на прориси с иконы XVII в., ГРМ. ПМ-2423). У князя поверх нижнего платья ферязь, подбитая мехом, он простоволос, вьющиеся волосы спускаются на плечи, борода недлинная. Одежды А. традиционны для изображений св. жен: голова покрыта платом, поверх платья плащ. Этой иконографии соответствует икона из собрания Тверского музея (не сохр.), известная по описанию и прориси, со следующей характеристикой головного убора А.: «Голова покрыта белым платком, обернутым вокруг шеи» (Жизневский. С. 67. Кат. 86. Рис. 3 - прорись с иконы). О распространенности данного извода свидетельствуют известия об иконах в ржевских часовнях: при храме в честь Рождества Христова (Опись Ржевской градской приходской Христорождественской ц., 1849 г.- ГА Тверской обл. Ф. 160. Оп. 1. Т. 64. Д. 19011. Л. 41) и при единоверческом кладбище (Жизневский. Табл. IV), в Твери на соборной колокольне и в ц. во имя Двенадцати апостолов (позднее хранилась в Тверском музее, утрачена в числе др. икон в период оккупации нем.-фашистскими войсками в 1941-1943) и др.

В Ржевском уездном казначействе находилась икона Спасителя XVI в., к-рая, согласно преданию, «до нашествия Литвы была надвратною иконою при Спасо-Преображенской церкви; оттуда была взята в воеводскую канцелярию, а после упразднения оной поступила в казначейство». На ней В. и. А. изображены припадающими к стопам Спасителя в числе др. святых (Там же. С. 67. Прилож.: рис. с иконы).

Парным (на одной доске) было и изображение на надгробном образе святых (известно по описанию и прориси - Там же. С. 64-67. Табл. II): В. и А. представлены в рост прямолично со сложенными на груди руками, глаза закрыты, в длинных княжеских одеяниях, украшенных узором, драгоценными камнями и жемчугом. На голове св. Агриппины белый узорчатый плат, концы к-рого спускаются на плечи. Голова св. Владимира непокрыта, у него небольшая борода, волосы распущены по плечам. После 1745 г. надгробную икону из Успенского собора в Ржеве архим. Жёлтикова мон-ря Варлаам перевез в Тверь, где она находилась в кладовой под колокольней Спасо-Преображенского собора. Оттуда с разрешения архиеп. Тверского и Кашинского Филофея (Успенского) (1857-1876) ее перенесли на хранение в Тверской музей (в наст. время местонахождение неизвестно).

Единоличное изображение князя находилось в деревянной часовне Преображенской ц. г. Ржева (Опись Ржевской градской приходской Христорождественской ц., 1849 г.- ГА Тверской обл. Ф. 160. Оп. 1. Т. 64. Д. 19009. Л. 41).

Как небесные покровители заказчиков (?) образы В. и А. могли быть представлены на иконах в числе др. святых, напр. на иконе «Не рыдай Мене, Мати (со святыми на полях)» из с. Змеёва Лихославльского р-на Тверской обл. (1-я пол. XIX в., ТОКГ), на иконе в окладе «Святые блгв. кн. Михаил и свт. Арсений Тверские, блгв. кн. Владимир и кнг. Агриппина Ржевские» (XIX в., ТГОМ; оклад в ТОКГ).

Лит.: Жизневский А. К. Описание Тверского музея: Археол. отдел. М., 1888. № 85-86; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 194-195, № 81, 82.
Н. А. Майорова, Э. П. И.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Почитание православных святых Собор Тверских святых (воскресенье после 29 июня) Древняя Русь (Древнерусское государство), древнейшее государство восточных славян Благоверные князья и княгини Русской Православной Церкви Иконография святых благоверных князей и княгинь Владимир и Агриппина (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные князь и княгиня ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
См.также:
АННА КАШИНСКАЯ (ок. 1280-1368), св. блгв. кнг. (пам. 12 июня, 2 окт.)
БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля)
ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ Храбрый (Донской) (1353 - 1410), кн. боровско-серпуховской
ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)
ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших)
АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской)
АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых)
АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых)
ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)
ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (Гавриил) Мстиславич (ок. 1095/1100-10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр. и в Соборе Псковских святых)