Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОНК
36, С. 630-637 опубликовано: 17 июля 2019г.


КОНК

[лат. Concas, Conchas; франц. Conques], католич. бенедиктинский, впосл. премонстрантский мон-рь Спасителя и св. Веры (деп. Аверон, Франция).

История

Мон-рь Спасителя и св. Веры
Мон-рь Спасителя и св. Веры

Мон-рь Спасителя и св. Веры
Аббатство было основано в горном ущелье у слияния рек Дурду и Уш, на территории графства Руэрг (в 37 км к северу от г. Родез). Происхождение названия (от лат. concha - раковина) обычно связывают с формой ущелья и неровной поверхностью горных склонов. Точных сведений о времени и об обстоятельствах основания мон-ря нет. В источниках (часть из них была фальсифицирована в XI в.) содержатся противоречивые данные. В картулярии аббатства, составленном на рубеже XI и XII вв., при аббате Бегоне III (1087-1107), сохранилось только 7 грамот, датируемых ранее 900 г. Самая ранняя грамота, к-рая признаётся подлинной,- дарственная местного сеньора Леутада (801) аббату Мадральду (Медральду) и насельникам мон-ря Пресв. Девы Марии, расположенного в местности Конкас (Concas). В грамоте сообщается, что монахи соблюдали Устав св. Бенедикта (см. ст. Венедикт Нурсийский). В завещании Дадилы, аристократа из Септимании (813), упоминается о мон-ре К. (Conchis), посвященном Спасителю. В договоре мены (concambiaria) между К. и монастырем Пресв. Девы Марии в Лане, заключенном в сент. 823 г. при участии Клермонского еп. Стабилиса по поручению имп. Людовика Благочестивого (814-840), аббатом К. назван Анастасий.

Ранее основными источниками сведений по ранней истории мон-ря считались грамоты имп. Людовика Благочестивого и короля Аквитании Пипина II (838-864) (эти грамоты не были включены в картулярий). В имп. грамоте, датированной 8 апр. 819 г. (изд.: Cartulaire. 1879. P. 409-411; Oudart. 1997), сообщается, что некогда в место под названием Конк пришел подвижник Дадон, чтобы вести там уединенную жизнь. В ущелье скрывались от сарацин неск. христиан, к-рые решили построить ораторий; Дадон принял участие в сооружении часовни. Позднее к Дадону присоединился подвижник Медральд. Молва об их подвигах распространилась по округе, и в К. собралась община монахов, построивших ц. Спасителя. Дадон, желая остаться отшельником, передал руководство общиной Медральду и удалился в уединенное место под названием Гран-Вабр. Сведения о монастыре дошли до Людовика Благочестивого, который взял монахов под свою защиту и велел им принять Устав св. Бенедикта. В грамоте кор. Аквитании Пипина II, датированной 23 авг. 838 г., об этих событиях говорится иначе: «достопочтенный муж» Дадон пришел в разоренную сарацинами местность Конк и получил от гр. Гвиберта участок из земель королевского фиска, где построил монастырь; там собралось множество монахов. К 838 г. во главе общины стоял аббат Илия. Кор. Пипин II наделил аббатство земельными владениями и принял под свою защиту, чтобы местные сеньоры не покушались на монастырскую собственность. Также король передал монахам К. соседний монастырь Йонант с владениями. В местности Фижак был основан мон-рь «Новый Конк», подчиненный К., туда перешли монахи из Йонанта. Насельники Фижака должны были молиться о здравии короля, королевы и о благополучии королевства; после смерти аббата Илии и его преемника они могли самостоятельно избрать аббата в соответствии с бенедиктинским уставом. Подлинность этих грамот была поставлена под сомнение (Bodarwé, Rother. 2011): скорее всего их изготовили в К. при аббате Бегоне I (между 869 и 873/4) на основе несохранившихся подлинных документов. Их копии могли входить в состав досье, подготовленного монахами К. к Нимскому Собору (1096), на котором папа Римский Урбан II (1088-1099) должен был вынести решение в споре монастырей К. и Фижак. Доказывая древность своего аббатства, монахи Фижака тоже изготовили грамоту, выданную якобы кор. Пипином Коротким (датирована 755). Кроме того, в обоих аббатствах были созданы предания о происхождении обителей. В Хронике аббатства Фижак (кон. XI - нач. XII в.) говорится, что монастырь был основан Пипином Коротким и получил дарения и привилегии от имп. Карла Великого, но потом пришел в упадок и был восстановлен аббатом Айгмаром. Аббат подарил Фижаку большое Распятие, а К.- маленькое, чтобы показать, что К. должен подчиняться Фижаку. К. описан как поселение «отшельников», не имевших даже канонически избранного аббата (Historia monasterii Figiacensis // Stephani Baluzii Miscellanea / Ed. J. D. Mansi. Lucae, 1764. Vol. 4. P. 1-2). Монахи К. в свою очередь решили, по-видимому, еще больше «состарить» историю своего мон-ря. В прологе к монастырской хронике, составленном на рубеже XII и XIII вв., утверждалось, что К. был основан в 371 г. монахами по примеру егип. пустынников, но все они были убиты язычниками. Франк. кор. Хлодвиг восстановил и щедро одарил мон-рь, насельники к-рого уже тогда якобы соблюдали бенедиктинский устав. В 730 г. обитель была разорена сарацинами, но вскоре восстановлена кор. Пипином Коротким по просьбе св. Дадона. Имп. Карл Великий даровал мон-рю привилегии и реликвии, в т. ч. крайнюю плоть Спасителя и литеру «альфа» из золота и серебра; К. вошел в число имперских монастырей. Др. привилегии К. получил от Людовика Благочестивого и его сына Пипина I Аквитанского, который основал монастырь Фижак («Новый Конк») и подчинил его К. Впосл. зависимость Фижака от К. подтвердил папа Римский Григорий VII, несмотря на притязания насельников мон-ря, стремившихся к самостоятельности. При короле зап. франков Карле Лысом в К. были перенесены мощи св. Веры (Gaujal M.-A.-F., de. Études historiques sur le Rouergue. P., 1859. T. 4. P. 391-394). В сказании о перенесении мощей св. Веры (ActaSS. Oct. T. 6. P. 294-299), сохранившемся в рукописях XI-XII вв., говорится об основании Фижака кор. Пипином (каким именно, не уточняется), при этом Фижак назван владением К. Основная часть монастырской хроники К. представляет собой перечень аббатов (составлена между 1087 и 1096; изд.: Martène E., Durand U. Thesaurus novus anecdotorum. P., 1717. T. 3. Col. 1387-1390), но достоверность приведенных сведений ставится исследователями под сомнение.

К. (monasterium Conquas) упоминается в «Записке о служениях монастырей» (Notitia de servitio monasteriorum, 819) среди обителей Аквитании, от к-рых император требовал только молитв о здравии его самого и его детей и о благополучии державы (haec sunt quae nec dona, nec militiam dare debent, sed solas orationes pro salute imperatoris vel filiorum ejus et stabilitate imperii - Lesne É. Les ordonnances monastiques de Louis le Pieux et la «Notitia de servitio monasteriorum» // RHEF. 1920. T. 6. N 33. P. 489-493). Сходный перечень мон-рей включен в состав анонимной «Жизни императора Людовика» (40-е гг. IX в.; изд.: Astronomus. Vita Hludowici imperatoris. 19 // MGH. Script. Rer. Germ. 1995. T. 64. P. 336-339). Здесь сообщается, что Людовик Благочестивый, будучи еще королем Аквитании (781-814), основал или восстановил множество мон-рей, в т. ч. К. Эрмольд Нигелл в поэме, посвященной Людовику Благочестивому (20-е гг. IX в.), упоминает К. среди обителей, облагодетельствованных императором. Некий Дат, лишившись матери во время набега арабов (вероятно, в 793), решил стать отшельником и поселился в дикой местности. Кор. Людовик, узнав о славе подвижника, построил там мон-рь К. (Ermoldi Nigellis In honorem Hludowici carmen. I 189-266 // Ermold le Noir. Poème sur Louis le Pieux et Epîtres au roi Pépin / Éd. E. Faral. P., 19642).

На основании всего комплекса источников, как подлинных, так и фальсифицированных, можно сделать вывод, что К. возник в кон. VIII в. как община отшельников (еремитов). В нач. IX в. в соответствии с церковной политикой правителей из династии Каролингов король Аквитании Людовик Благочестивый преобразовал общину в мон-рь, живший по бенедиктинскому уставу.

В 60-х гг. IX г., при аббате Бегоне I, в К. были доставлены мощи святых Винцентия и Веры, хранившиеся в Ажане и похищенные монахами. Согласно сказанию о перенесении мощей, составленному в XI в. (известно в стихотворной и прозаической версиях), насельники К. услышали о св. Вере, по преданию, пострадавшей в нач. IV в. Мон. Арионизд, представившийся секулярным клириком, был принят канониками, к-рые служили при ц. св. Веры, и за неск. лет добился их доверия. Когда Арионизду было поручено оберегать церковные ценности, он ночью вскрыл гробницу святой, забрал ее мощи и бежал из города; 14 янв. 866 г. святыню торжественно встретили в К. Достоверность сведений, изложенных в сказании, не доказана, но о том, что в К. хранились мощи святых Веры и Винцентия, упоминается в документе 883 г. Т. о., святыня была похищена до этого времени (Geary. 1978. P. 70-76, 169-174). Почитание св. Веры привело к увеличению числа насельников монастыря и укреплению благосостояния обители, которую стали часто посещать паломники. В X в. К. стал одним из важных пунктов на паломническом пути в Сантьяго-де-Компостела. О почитании св. Веры сообщается в «Книге о чудесах св. Веры» (BHL, N 2942) Бернарда, ученика Фульберта Шартрского; впосл. Бернард стал деканом соборного капитула в Анже. Услышав о чудесах св. Веры и о почитавшейся в К. статуе мученицы, которая напомнила ему о языческих идолах, в 1013 г. Бернард посетил К., чтобы удостовериться в правдивости сведений о святой. Он приезжал в мон-рь еще 2 раза и на основе собранной там информации написал сказание о чудесах св. Веры в 3 книгах. Во 2-й пол. XI в. сочинение Бернарда было переработано монахом К., к-рый добавил еще 2 книги (BHL, N 2943).

В кон. IX в. монахи К. поддерживали правителей Аквитании и франк. королей в борьбе с норманнами, позднее приняли участие в Реконкисте (в 1083 мон. Петр из Родеза стал епископом Памплоны в Наварре, в 1100 мон. Понтий занял епископскую кафедру Барбастро, впосл. он основал в Арагоне монастырь св. Веры). Согласно «Книге о чудесах св. Веры» Бернарда, в К. находилось укрепление (castrum) и монастырский бург (Liber miraculorum sancte Fidis. III 4). При аббате Одольрике II (1030-1065) благосостояние обители существенно возросло.

В XI в. обострилось соперничество К. с мон-рем Фижак, к-рый также находился на паломническом пути и был центром почитания св. еп. Бибиана (Вивиана), чьи мощи были похищены из г. Сент и перенесены в Фижак (сказание о перенесении мощей - BHL, N 1327). Монахи К. претендовали на власть над Фижаком. Бегон, сеньор Кальмона, покровительствовавший К., силой заставил монахов Фижака подчиниться. Однако в 1074 г. по просьбе отца, ставшего монахом в мон-ре Клюни, Бегон уступил владельческие права на Фижак клюнийскому аббату Гуго I Великому. Отказавшись признать переход Фижака под власть Клюни, аббат К. Стефан II заявил о правах на мон-рь на Соборе епископов в Риме в 1076 г. (Стефан II был среди посредников на переговорах между папой Григорием VII и имп. Генрихом IV). Епископы согласились удовлетворить его требования (Cartulaire. 1879. P. 53-54). Спор между К. и Фижаком рассматривался на Клермонском Соборе (1095). Монахи К. представили участникам Собора буллу папы Григория VII, датированную 1084 г. (Jaffé. RPR. N 5267), согласно к-рой оба монастыря (К. и Фижак) после кончины одного из аббатов переходили под начало оставшегося аббата. Т. о., Фижак не мог быть включен в Клюнийскую конгрегацию. После смерти аббата Стефана II (1087) монахи К. должны были признать власть Айральда, аббата Фижака, но они отказались подчиняться противнику и избрали настоятелем Бегона III. Оба претендента явились на Клермонский Собор, участники которого низложили Бегона III, т. к. аббат Клюни Гуго I Великий доказал подложность буллы папы Григория VII. Монахи К. не смирились с этим решением. На Нимском Соборе (1096) был достигнут компромисс: Бегон III был признан аббатом К., а Фижак вошел в Клюнийскую конгрегацию.

С правлением аббата Бегона III связывают расцвет К.: мон-рь активно строился, создавались реликварии, иллюминированные рукописи; было основано неск. дочерних обителей, почитание св. Веры получило широкое распространение. В нач. XII в. папа Пасхалий II разрешил монахам добавлять имя св. Веры к именам святых дев и мучениц, поминаемых в каноне мессы (PL. 163. Col. 363-364). В XII-XIII вв. процветал монастырский бург. В 1288-1289 гг., согласно грамоте аббата Раймона Дюфура, жители бурга были освобождены от ряда налогов и от телесных наказаний за провинности. Однако развитие альтернативных паломнических маршрутов постепенно вело к упадку аббатства. Конец паломничеству в К. положили эпидемия чумы 1348 г. и Столетняя война. В 1366 г. монастырь пострадал от сильного пожара. В 1424 г. франц. кор. Карл VII существенно ограничил права аббатства в отношении бурга, учредив ежегодную ярмарку и разрешив свободное строительство в городе. К этому времени в аббатстве К. было всего 29 монахов.

В 1537 г. по просьбе кор. Франциска I папа Римский Павел III преобразовал бенедиктинское аббатство в общину регулярных каноников, настоятель к-рой сохранил титул аббата и сеньориальные права. В 1568 г. аббатство К. было разграблено гугенотами; пожар сильно повредил церковь, особенно пострадало внутреннее убранство. Во время чумы 1628 г. жители покинули город и искали убежище в горах. Неурожай 1693-1694 гг. привел к голоду в регионе и упадку бывш. монастырского бурга. К сер. XVIII в. общая численность населения города составляла менее 1 тыс., а к началу Французской революции - всего 630 чел.

Мон-рь, упраздненный в соответствии с декретами об отмене монашеских обетов и о роспуске религ. общин (13-19 февр. 1790), был ликвидирован 25 февр. 1792 г. Последний аббат Франсуа Рене д'Адемар де Пана († 1797) жил в Родезе; др. каноникам также пришлось покинуть К. Из-за закрытия госпиталя, действовавшего в мон-ре, мн. жители города остались без работы. Город превратился в скромную деревню, здания мон-ря пришли в запустение. Тем не менее важнейшие святыни и мн. сокровища были спасены местными жителями. На художественную ценность монастырской церкви обратил внимание П. Мериме, посетивший К. в 1837 г. В 1873 г. еп. Родеза Эрнест Бурре (с 1893 кардинал) обратился к реставратору пресв. Э. Бульбону, ученику Э. Виолле-ле-Дюка, с предложением восстановить церковь. По инициативе епископа, стремившегося возродить почитание св. Веры, 21 июня 1873 г. в К. был основан приорат регулярных каноников-премонстрантов; с 1875 г. здесь хранились спасенные монастырские реликвии. С 2007 г. мон-рь возглавляет приор Сириль Деверр.

А. А. Ткаченко, О. В. Чумичева

Архитектура

О зданиях IX-X вв. в К. почти нет сведений. При аббате Стефане I (в 942/3 - 982/4 Клермонский еп. Стефан II) в связи с увеличением числа паломников к мощам св. Веры в аббатстве была построена новая церковь с алтарями во имя Спасителя, Пресв. Девы Марии и ап. Петра. Эта церковь, описанная Бернардом в «Книге о чудесах св. Веры», представляла собой 3-нефную 3-апсидную базилику с деревянным перекрытием; с зап. стороны находился портик, вероятно, с капеллой св. Михаила в верхнем ярусе. Когда К. стал центром паломничества, что способствовало росту монастырского благосостояния, аббат Одольрик II (1030-1065) приступил к строительству церкви в романском стиле. На основании буллы папы Римского Александра II начало строительных работ относят ко времени между 1042 и 1051 гг. (Aubert. 1954. P. 10-11). Возведение храма продолжалось при аббатах Стефане II (1065-1087) и Бегоне III (1087-1107); к нач. XII в. здание в целом было окончено, возведены своды и деамбулаторий с 5 радиальными капеллами. Однако при аббате Бонифации (1107-1125) в проект храма были внесены серьезные изменения по образцу т. н. паломнических церквей: за счет продления рукавов трансепта церковь в К. стала крестообразной в плане, были сооружены галереи над боковыми нефами и существенно повышена алтарная часть, пристроен нартекс с башнями, создан скульптурный декор. В сер. XV в., при аббате Этьене III Бартоне, заново возвели башню над средокрестьем, в юж. рукаве трансепта устроили ризницу. Храм был поврежден гугенотами (1568), после этого были восстановлены перекрытие нефа и частично башни над средокрестьем и зап. фасадом. Из-за ухудшения материальных условий мон-ря и обособленного местоположения романская церковь почти не перестраивалась. Храм в К. считается образцом паломнической церкви (в число 5 «великих» паломнических церквей входили также базилика Сен-Мартен в Туре (освящена в 1014 или 1015, впосл. перестраивалась) и монастырская ц. Сен-Марсьяль в Лиможе (освящена в 1095; обе не сохр.), базилика Сен-Сернен в Тулузе (хор и трансепт освящены в 1096) и собор в Сантьяго-де-Компостела (1075-1128; строительные работы полностью завершены к 1211)).

План ц. Спасителя и св. Веры
План ц. Спасителя и св. Веры

План ц. Спасителя и св. Веры
По-видимому, старейшей частью храма является хор, окруженный 2-ярусным деамбулаторием (верхний ярус - обходная галерея без окон), перекрытым крестовыми сводами, с 3 радиальными апсидальными капеллами. С боковых сторон хор имеет клеристорий, к-рый снаружи оформлен слепой аркадой на 3/4-ных колоннах. План алтарной части дает основания предполагать, что первоначально намечалось создание венца из 7 капелл, сплошной чередой обрамляющих апсиду (такое решение алтарной части использовано в церкви клюнийского приората в Ла-Шарите-сюр-Луар (XI-XII вв.)). Однако паломническая церковь нуждалась в широком обходе-деамбулатории, рассчитанном на большое число мирян, поэтому в первоначальный проект были внесены изменения.

Интерьер ц. Спасителя и св. Веры
Интерьер ц. Спасителя и св. Веры

Интерьер ц. Спасителя и св. Веры
В интерьере трансепт выглядит как 3-нефная базилика и повторяет формы трансепта базилики Сен-Мартен в Туре, известного по сохранившимся фрагментам, а также по рисункам и чертежам XVIII в. Однако в храме К. в отличие от др. паломнических церквей было всего 3 нефа (вместо 5), поэтому ширина основной части храма оказалась равной ширине трансепта (длина трансепта также примерно равняется длине нефа). Капеллы трансепта вплотную примыкают к хору, поэтому верхушка «креста» в плане не выражена. Из-за короткого нефа план храма приближен к равноконечному греч. кресту, что нетипично для франц. романики. Др. особенность церкви в К.- барабан купола, переходящий непосредственно в полусферу апсиды. Как и в др. «великих» церквах, в трансепте расположены 4 капеллы; более удаленные от алтарной части капеллы имеют меньшие размеры и прямоугольные снаружи очертания. В нижнем ярусе нефы разделены высокой аркадой, декорированной лишь плоскими рельефными валиками и разделяющими их прямоугольными в сечении пилястрами, в ярусе клеристория переходящими в полукруглые полуколонки с капителями. Широкая галерея 2-го яруса, перекрытая цилиндрическим сводом, соединяется с галереей над деамбулаторием. Каждая из ее арок разделена на 2 части сдвоенными колоннами (одна колонна обращена к центральному нефу или к трансепту, 2-я - к пространству галереи), изнутри галереи по сторонам каждой арки помещены полуколонны той же формы (такое же оформление галереи характерно для базилики Сен-Сернен в Тулузе; др. «великие» церкви были перестроены). Обширное пространство храма (длина церкви 59 м, высота центрального нефа 22 м) освещено окнами в стенах боковых нефов, в клеристории и в алтарной части. К юж. рукаву трансепта примыкает округлая лестничная башня, по к-рой можно подняться на клеристорий. Боковые нефы основной части храма и трансепта немного понижены относительно центральной части. Здание перекрыто 2-скатной кровлей и дополнительными наклонными крышами над боковыми нефами. Центральный неф трансепта также немного выступает вперед относительно боковых на торцах. Башня над средокрестьем - октагон, стены к-рого прорезаны 2 ярусами окон; снаружи она увенчана пирамидальным завершением сложного профиля, внутри перекрыта 8-дольным сводом. Под хором расположена обширная крипта, в к-рой хранились реликвии и сокровища аббатства. Зап. фасад церкви увенчан фронтоном и фланкирован квадратными в плане башнями с простыми пирамидальными завершениями. Боковые грани башен подчеркнуты мощными пилястрами; аналогичные пилястры есть вдоль стен здания в интервалах между окнами.

Скульптурный декор церкви включает орнаментированные и фигуративные капители колонн галерей (в интерьере сохр. более 250 резных капителей), надгробие аббата Бегона III, фигуры архангелов в тромпах под куполом, сцену «Благовещение», фланкированную фигурами прор. Исаии и Иоанна Крестителя в сев. рукаве трансепта и сцену «Страшный Суд» в тимпане зап. портала. Эти композиции принадлежат одному скульптору. Тимпан зап. портала (между 1107 и 1125) наряду с «эсхатологическими» тимпанами монастырских церквей в Муасаке и Больё (Больё-сюр-Дордонь) и кафедрального собора в Отёне (все - 1-я пол. XII в.) считается важнейшим памятником романской скульптуры. В полукруглом поле (ширина 6,73 м, высота 3,63 м), составленном из неск. блоков желтоватого песчаника, в 3 ярусах размещены 124 фигуры. В верхнем регистре изображен монументальный крест и ангелы с символами Страстей Христовых - гвоздем и наконечником копья; надпись на перекладине креста гласит: «Сей знак креста будет в небе, когда [Господь придет судить]», над ней помещены полуфигуры, которые символизируют солнце и луну. По бокам композиции - фигуры ангелов с трубами, возвещающих наступление Страшного Суда (на одежде одного из ангелов помещена куфическая араб. надпись). В центре среднего яруса находится фигура Христа во славе, восседающего на престоле; Его десница поднята, левая рука с раскрытой ладонью опущена; на правом боку видна рана. У подножия трона - ангелы с подсвечниками. Справа от Христа - сонм праведников во главе с Девой Марией и св. Петром (в облачении епископа, с посохом и ключами); среди них - паломник с посохом и аббат в парадной одежде (возможно, Бегон III), держащий за руку короля. Над праведниками - полуфигуры ангелов с развернутыми свитками, на к-рых указаны важнейшие христ. добродетели (любовь, умеренность, смирение и др.). На фризе над композицией помещена надпись: «Радостный сонм святых предстоит Христу Судии»; внизу - «Вот, что будет дано избранным, ведомым к небесной радости: слава, мир, покой и вечный день». Слева от Христа изображены 4 ангела, из к-рых двое (с «книгой жизни» и кадилом) обращены к Судии, другие (с мечом и щитом (на щите надпись: «Выйдут ангелы и отделят [злых из среды праведных]») и со знаменем) - в противоположную сторону, к осужденным грешникам, ввергаемым в преисподнюю. Композицию сопровождают надписи: «Вот как все испорченные люди будут ввергнуты в Тартар» (сверху) и «Неправедные, сгорающие в огне, испытывают муки, они трепещут перед демонами и вечно стенают» (снизу). Нижний регистр разделен на 2 половины под треугольными фронтонами. Слева - Небесный Иерусалим, в котором восседают Авраам, святые и праведники; у врат ангел приветствует избранных (надпись: «Целомудренные, миротворцы, кроткие, друзья благочестия пребывают здесь в радости, спокойствии, ни о чем не тревожась»). Справа - преисподняя, в к-рой демоны, окружающие сатану, терзают виновных в смертных грехах (среди них - воин, падающий с коня; висельник с кошелем на шее; человек, у которого демон вырывает язык; женщина с обнаженной грудью, связанная за шею с мужчиной, и др.; эти изображения интерпретируются по-разному) (надпись: «Все воры, лжецы, обманщики и алчные грабители осуждены, запятнанные преступлениями»). В центре представлена сцена взвешивания душ, которые затем устремляются в Царство Небесное или передаются демонам, бросающим их в пасть чудовища, которое символизирует преисподнюю. На нижнем крае тимпана - стихотворная надпись: «О грешники, если вы не измените свои нравы, знайте, что вас ожидает суровый суд». На архивольте - резная лента с лицами т. н. любопытных ангелов (1 Петр 1. 12); скорее всего это ангелы, сворачивающие небо, как свиток, в Судный день, или фантастические персонажи.

Фигура архангела в тромпе ц. Спасителя и св. Веры. Кон. XI — нач. XII в.
Фигура архангела в тромпе ц. Спасителя и св. Веры. Кон. XI — нач. XII в.

Фигура архангела в тромпе ц. Спасителя и св. Веры. Кон. XI — нач. XII в.
Проблема аутентичности скульптуры тимпана и возможных переделок и дополнений неоднократно поднималась исследователями. В 1881 г. тимпан был демонтирован, чтобы устранить трещину, грозившую разрушением композиции. Блоки тимпана были заново установлены лишь в 1884 г.; сведений о реставрации рельефов нет. Сколы и утраты в надписях подтверждают, что тимпан не подвергался переделкам. После реставрации, проведенной П. Дешаном, выяснилось, что тимпан был раскрашен в желтый, красный и голубой цвета; фон был красным, одежды Христа - синими, нек-рые детали выделены золотом. В XV в. цветовая композиция была изменена: добавлены фиолетовая и зеленая краски, цвет «бордо», волосы и бороды окрашены в черный цвет, тела демонов - в ярко-красный. Тимпан сопоставляют с работами испанских мастеров, в первую очередь с порталом в Сантьяго-де-Компостела (этим можно объяснить наличие куфической надписи), а также с памятниками Оверни и юга Франции.

«Страшный Суд». Тимпан зап. портала ц. Спасителя и св. Веры. 1107–1125 гг.
«Страшный Суд». Тимпан зап. портала ц. Спасителя и св. Веры. 1107–1125 гг.

«Страшный Суд». Тимпан зап. портала ц. Спасителя и св. Веры. 1107–1125 гг.
Среди изображений на капителях старейшим считается образ св. Петра, распятого головой вниз. Многочисленные образы воинов, пеших и конных, трактуются как отражение темы крестовых походов и священной войны против «неверных». Капители разнообразны по сюжетам и типам: есть простые геометрические формы, как бы необработанные, есть растительные, но большинство представляют собой сложные скульптурные композиции на евангельские темы; также изображены корабли, фантастические существа, звери и люди с крупными, детально проработанными головами.

Средневек. витражи храма не сохранились; совр. витражи выполнены в 1987-1994 гг. худож. П. Сулажем и стеклодувом Ж. Д. Флёри. Это пластины матового стекла молочного цвета с тонкими параллельными полосами свинцовых креплений, расположенные в окнах под разными углами для создания свободного геометрического ритма. Более 90 окон, оформленных в абстрактном стиле, удачно подчеркивают форму округлых проемов и дают идеальный рассеянный свет. Авторы витражей стремились не имитировать средневек. стиль, а обеспечить равномерное мягкое освещение церкви, позволяющее создать спокойную атмосферу и выделить скульптурные и архитектурные детали интерьера.

Скульптурное изображение воинов на капители ц. Спасителя и св. Веры. XI–XII вв.
Скульптурное изображение воинов на капители ц. Спасителя и св. Веры. XI–XII вв.

Скульптурное изображение воинов на капители ц. Спасителя и св. Веры. XI–XII вв.
Ансамбль монастыря расположен на естественной платформе горного склона из гранита и сланца. Впосл. пространство было расширено благодаря созданию сложной системы террас и насыпей. Строители романской церкви столкнулись с нехваткой места, поэтому значительная часть храма находится на искусственной насыпи высотой от 5 до 12 м. Терраса была укреплена валами и внешней стеной; сразу за ней начинался крутой спуск к р. Уш. К югу от церкви частично сохранился клуатр, построенный на рубеже XI и XII вв., при аббате Бегоне III, и реконструированный в XVI в. (для его возведения также была сооружена искусственная терраса). Сохранилось 19 капителей с растительными мотивами колонн зап. галереи, примыкавшей к трапезной. В центре клуатра находится водоем, отделанный зеленым серпентином; по его краям были установлены колонны с растительным орнаментом и с декором в виде реальных и фантастических животных, а также фигур атлантов. В 30-х гг. XIX в. значительная часть скульптурного убранства клуатра еще сохранялась. Монастырские здания, окружавшие клуатр с 3 сторон, после закрытия аббатства служили источником строительных материалов. Трапезная и зал капитула (перестроены в XVI в.) приобрели совр. вид после реконструкции в XIX в. Выше по склону горы находились дома монастырского бурга, окруженные крепостной стеной с башнями и валом; ниже мон-ря селились портные и сапожники, еще ниже располагались кожевни и мельницы.
Галерея клуатра аббатства Конк. Кон. XI — нач. XII в.
Галерея клуатра аббатства Конк. Кон. XI — нач. XII в.

Галерея клуатра аббатства Конк. Кон. XI — нач. XII в.

Ризница

Среди сокровищ аббатства К. выделяются неск. шедевров ювелирного и декоративно-прикладного искусства IX-XVI вв. (экспонируются в здании бывш. трапезной). Самый известный памятник - реликварий с мощами (черепом) св. Веры в виде восседающей на троне фигуры святой (высота 85 см). Статуя состоит из разновременных частей. Бюст, возможно, является фрагментом позднерим. статуи, скорее всего римского императора (IV в.?). В посл. четв. IX в. была добавлена фигура на троне. Бюст закреплен изнутри на цилиндре; голова и корпус статуи не соответствуют друг другу по пропорциям. Полый остов скульптуры выполнен из тиса и покрыт пластинами из позолоченного серебра с многочисленными украшениями, в т. ч. кабошонами (аметисты, изумруды, опалы, агаты, сапфиры, сердолики, гранаты), 33 камеями и 31 инталией античной работы, с фрагментами эмали и мрамора; волосы выполнены чеканкой, одеяния покрыты многочисленными инкрустациями и филигранью. Реликварий не раз переделывался: отделка на шее, верхняя часть рукавов и одежда статуи, массивные серьги, а также корона с элементами клуазонне на золоте датируются Х в. Трон представляет собой железный кованый каркас из вертикальных и горизонтальных элементов, соединенных креплениями в форме «ласточкин хвост», с отделкой из позолоченного серебра с филигранью и кабошонами; 4 хрустальных шара на поручнях трона и часть готического декора датируются XIV в. По свидетельству Бернарда из Анже, в XI в. верхняя часть трона была украшена парными золотыми фигурами голубей (возможно, к XIV в. относится только декор трона, его конструкция более ранняя). Жесткие по форме, торчащие вперед руки не соотносятся с первоначальным замыслом (добавлены в XVI в.); золотые футляры в руках предназначены для роз, приносимых святой в праздничные дни. Реставрация статуи была проведена в 1954-1955 гг. под рук. Ж. Таралона.

«Альфа» Карла Великого была обнаружена в 1837 г. Мериме; ее предназначение остается предметом споров. «Альфа» представляет собой треугольник (42×40 см) из полосок дерева, покрытых позолоченным серебром; в верхней точке спереди находится округлое декоративное завершение с крупным кабошоном; горизонтальная перекладина буквы А утрачена. В основании помещены дощечки, имеющие полукруглое завершение, с 2 рельефными фигурами ангелов с кадилами, один из ангелов также с чашей или лампой. Верхняя часть и основа сделаны скорее всего в XI в., с большим мастерством, использованы техника филиграни и вставки драгоценных камней; стиль работы мастера соответствует эпохе Каролингов. Оформление более поздних панелей с ангелами и задней части треугольника заметно грубее, проще и экспрессивнее по стилю. Памятник может являться частью монументального креста; в таком случае «альфе» должна была соответствовать утраченная ныне «омега».

Статуя-реликварий св. Веры. IX–XVI вв. (ризница мон-ря Спасителя и св. Веры)
Статуя-реликварий св. Веры. IX–XVI вв. (ризница мон-ря Спасителя и св. Веры)

Статуя-реликварий св. Веры. IX–XVI вв. (ризница мон-ря Спасителя и св. Веры)
«Светильник Бегона» - самый ранний сохранившийся европ. реликварий, предназначенный для открытой демонстрации мощей (черепа святого); выполнен по заказу аббата Бегона III и, очевидно, переделан в XII в. Он декорирован медальонами с подписными сценами («Победа Христа над злом и смертью», «Самсон, побеждающий льва») и полуфигурами святых. Во время реставрации в 1954 г. под верхним слоем были обнаружены 2 медальона более раннего реликвария Пипина.

Шестиугольный реликварий - ассамбляж из разнородных частей VII-XII вв., в т. ч. квадратных ювелирных деталей эпохи Меровингов с эмалью клуазонне; в центре передней панели выделяется большой круг в той же технике. Вокруг центра закреплены серебряные пластины с чернением рубежа VIII и IX вв.; крупные кабошоны по нижнему бордюру датируются кон. IX в.

Пятиугольный реликварий - ассамбляж XVI в. из фрагментов VII-XII вв.; самые древние элементы - пластины с эмалью клуазонне VII в. и детали из позолоченного серебра с растительным орнаментом, выполненным в технике чеканки.

Реликварий Пипина - небольшой деревянный ларец, покрытый пластинами позолоченного серебра с элементами IX-XI вв. и включениями XII, XIII и XV вв. Среди наиболее ценных деталей - прозрачная эмаль красного и зеленого цветов по золоту (плакетки с лицевой и обратной сторон ларца, относящиеся к эпохе Каролингов); на обратной стороне - детали с белой, синей и красной непрозрачной эмалью клуазонне на крыльях птиц, а также античная инталия из сердолика с образом Аполлона. При реставрации 1954 г. в реликварии Пипина была обнаружена пластина с Распятием (VIII в.).

Переносной алтарь Бегона - порфировая плитка в ковчеге, покрытом серебряными пластинами с гравированной надписью и чернением; согласно надписи, 26 июня 1100 г. алтарь был подарен Понтием, еп. Барбастро, аббату Бегону III. Внутри были помещены частицы Св. Креста и Гроба Господня. На боковых стенках - гравированные бюсты Христа, Богоматери, св. Веры и 19 др. святых, в т. ч. апостолов, евангелистов и мучеников.

Реликварий папы Пасхалия изготовлен в 1100 г. по указанию папы Римского Пасхалия II и подарен К. аббатом Бегоном III. Декор включает элементы разных эпох, наиболее интересна сцена «Распятие» на лицевой стороне - вероятно, произведение мастерской К.

Переносной алтарь св. Веры был изготовлен ок. 1100 г. в мастерской аббата Бегона; по-видимому, служил подставкой под Евангелие, впосл. использовался как портативный алтарь (в XIV в. добавлены алебастровая плитка и ювелирная лента). Предмет декорирован 10 фигурами в медальонах, исполненных эмалью клуазонне с необычным наложением пластин одна на другую.

Реликварий аббата Бонифация, в к-ром скорее всего находятся мощи св. Веры, был обнаружен в 1875 г. при разборке стены кон. XVI в. в алтарной части церкви. Предмет был отреставрирован в 1878 г., утраченные медальоны заменены новыми, изготовленными по образцу сохранившихся. Деревянный ларец обтянут кожей, закрепленной серебряными гвоздями, и декорирован 31 эмалевым медальоном в технике клуазонне. Согласно надписи, изготовлен при аббате Бонифации (1107-1125). Примечателен орнамент в виде грифонов и птиц в технике выемчатой эмали по золоченой коже. Реликварий считается одним из выдающихся образцов средневек. эмальерного искусства.

Плоский реликварий-триптих (2-я пол. XIII в.) имеет форму короны-трилистника; декорирован множеством ячеек для хранения реликвий святых.

Богоматерь с Младенцем на престоле - статуэтка кон. XIII в.; эмалевые фрагменты с гербами на плечах Богоматери трудно датировать.

Рука св. Георгия - антропоморфный реликварий (часть рукава с кистью, пальцы к-рой в двуперстном сложении) скорее всего изготовленный на рубеже XIII и XIV вв. в Византии; готическое изображение Распятия более позднее. В реликварии хранится десница св. Георгия, монаха К., ставшего епископом Лодева (IX в.; пам. 9 нояб.).

Серебряная статуэтка св. Веры, частично позолоченная, изготовлена в 90-х гг. XV в. ювелиром Пьером Фрешрьё из графства Руэрг. Юная святая, у к-рой длинные распущенные волосы, в короне представлена в полный рост; правой рукой она опирается на жаровню и держит меч (атрибуты мученичества), в левой у нее пальмовая ветвь. По стилю статуэтка является образцом поздней готики графств Руэрг и Альби (ср. композицию «Благовещение» из Иньера (деп. Аверон)).

Процессионный крест был создан Фрешрьё между 1493 и 1512 гг. На лицевой стороне - Распятие, на обратной - вместо обычного в таких случаях образа Девы Марии - изображение св. Веры, юной девушки с распущенными кудрявыми волосами. В основании креста, где хранится частица Св. Креста, помещены фигурки 8 апостолов между архитектурными элементами в готическом стиле.

«Пояс св. Веры» из красного шелка с золотым шитьем и отделкой в виде декоративных рельефных элементов из позолоченного серебра относится к позднему средневековью или даже к XVI в.; вероятно, представляет собой подношение святой в благодарность за материнство (к св. Вере нередко обращались с молитвами о чадородии).

Среди экспонатов музея-сокровищницы в К.- бюсты-реликварии, кресты, кадильницы, ларцы для Св. Даров, кувшинчики для св. воды, пластины с чеканными изображениями, печати, рукописи, в т. ч. «Книга о чудесах св. Веры» (XI в.).

Лит.: Cartulaire de l'abbaye de Conques en Rouergue / Éd. G. Desjardins. P., 1879; Liber miraculorum sancte Fidis / Éd. A. Bouillet. P., 1897; Bouillet A., Servières L. Sainte Foy, vièrge et martyre. Rodez, 1900; Saltet L. Le diplôme d'indulgences pour la construction de l'église de Conques // BLE. Ser. 3. 1902. T. 4. P. 120-126; Gauléjac B., de. Notes sur l'histoire de Conques pendant les guerres de Religion // Mémoires de la Société des lettres, sciences et arts de l'Aveyron. Rodez, 1935. T. 23. P. 473-486; Bousquet L. Le Jugement Dernier au Tympan de l'église Sainte-Foy de Conques. Rodez, 1948; idem. Conques // DHGE. T. 13. Col. 472-478; Aubert M. L'Église de Conques. P., 19542; Bernoulli C. Die Skulpturen der Abtei Conques-en-Rouergue. Basel, 1956; Fau J.-C. Les Chapiteaux de Conques. Toulouse, 1956; idem. Le bassin roman de serpentine du cloître de Conques // Études sur le Rouergue. Rodez, 1974. P. 319-332; idem. Les tables d'autel romanes de Sainte-Foy à Conques // Bull. monumental. P., 1976. T. 134. N 1. P. 49-52; idem. Le cloître roman de Conques // Archéologia. P., 1978. N 116. P. 36-47; Bousquet J. Quatre études pour l'histoire de l'abbaye de Conques (XIIe-XVIIIe siècles) // Mémoires de la Société des lettres, sciences et arts de l'Aveyron. 1964. T. 28. P. 389-460; idem. La sculpture à Conques aux XIe et XIIe siècles: Essai du chronologie comparée. Lille, 1973. 3 vol.; idem. Le Rouergue au premier Moyen Âge (vers 800 - vers 1250): Les pouvoirs, leurs rapports et leurs domains. Rodez, 1992-1994. 2 vol.; Deyres M. La construction de l'abbatiale Sainte-Foy de Conques // Bull. monumental. 1965. T. 123. P. 7-23; idem. Le portail occidental de Sainte-Foy de Conques // Bull. de la Société nationale des antiquaires de France. P., 1969. P. 194-202; Gaillard G. Une abbaye de pèlerinage: Sainte-Foy de Conques et ses rapports avec Saint-Jacques // Compostellanum. 1965. Vol. 10. P. 335-347; Naumann W. Der Innenraum der Kirche Sainte-Foy in Conques-en-Rouergue // Jb. der Technischen Hochschule Darmstadt. 1969. S. 69-92; Geary P. Furta Sacra: Thefts of Relics in the Central Middle Ages. Princeton, 1978; Devilliers N. Sainte-Foy de Conques: Sa triomphale histoire. Aurillac, 1983; Denny D. The Date of the Conques Last Judgment and Its Compositional Analogues // The Art Bull. N. Y., 1984. Vol. 66. P. 7-14; Bonne J.-C. L'art roman de face et de profile: Le tympan de Conques. P., 1985; Lemaitre J.-L. Note sur les manuscrits conservés de l'abbaye de Conques // Scriptorium. Brux., 1987. T. 41. N 2. P. 264-271; Delmas C., Fau J.-C. Conques. Millau, 1989; Kendall C. B. The Voice in the Stone: The Verse Inscriptions of St.-Foy of Conques and the Date of the Tympanum // Hermeneutics and Medieval Culture / Ed. P. J. Gallacher, H. Damico. Albany, 1989. P. 163-182; Remensnyder A. G. Un problème de cultures ou de culture?: La statue-reliquaire et les joca de S. Foy de Conques dans le «Liber miraculorum» de Bernard d'Angers // Cah. Civ. Med. 1990. T. 33. N 132. P. 351-379; Bolufer E. Sainte Foy de Conques. Conques, 1991; Oudart H. L'ermite et le prince, les débuts de la vie monastique à Conques (fin VIIIe - début IXe siècle) // RH. 1997. T. 297. N 1. P. 3-39; Séguret P. Conques: L'art, l'histoire, le sacré. Gen., 1997; Taralon J., Taralon-Carlini D. La Majesté d'or de S. Foy de Conques // Bull. monumental. 1997. T. 155. P. 11-73; Harmel J.-R. Le tympan de Conques en détail. [S. l.], 1998; Scheingorn P., Ashley K. Writing Faith: Text, Sign and History in the Miracles of S. Foy. Chicago, 1999; Le trésor de Conques: Exposition du 2 nov. 2001 au 11 mars 2002 / Éd. D. Gaborit-Chopin et É. Taburet-Delahaye. P., 2001; Strecke R. Romanische Kunst und epische Lebensform: Das Weltgericht von Sainte-Foy in Conques. B., 2002; Gournay F., de. Le Rouergue au tournant de l'An Mil: De l'ordre carolingien à l'ordre féodal (IXe-XIIe siècle). Toulouse, 2004; Jeannin E. Conques. Moisenay, 2004; Piccat M. Santa Fe de Conques y la tradición épica // Visitandum est: Santos y Cultos en el Codex Calixtinus. Santiago, 2005. P. 213-234; Vergnolle E. L'art roman en France. [P.], 2005; Cahn W. Observations on the A of Charlemagne in the Treasure of the Abbey of Conques // Gesta. 2006. Vol. 45. N 2. P. 95-107; Cazes Q. L'abbatiale de Conques: Genèse d'un modèle architectural roman // Les Cahiers de Saint-Michel de Cuxa. 2006. T. 37. P. 103-116; Fau J.-C. Conques. Bordeaux, 2006; Taussat R. Chapiteaux, Sainte-Foy de Conques. Rodez, 2006; Fricke B. «Ecce Fides»: Die Statue von Conques, Götzendienst und Bildkultur im Westen. Münch., 2007; Ciezar L., Gilabert R. Abbaye Sainte-Foy de Conques: Splendeur romane. Albi, 2009; De Coster F. Pour une relecture des inscriptions du tympan de l'abbatiale de Conques // Études aveyronnaises. Rodez, 2010. P. 295-327; Hahn C. Relics and Reliquaries: The Construction of Imperial Memory and Meaning, with Particular Attention to Treasuries at Conques, Aachen and Quedlinburg // Representing History, 900-1300: Art, Music, History / Ed. R. A. Maxwell. Univ. Park (Pa.), 2010. P. 133-148; Bodarwé K., Rother M. Die Gründung(en) des Klosters Conques: Die Urkunden Ludwigs des Frommen (BM² 688) und Pippins I. von Aquitanien (D 32) // Archiv f. Diplomatik. 2011. Bd. 57. S. 1-48; Vergnolle É., Pradalier H., Pousthomis-Dalle N. Conques, Sainte-Foy: L'abbatiale romane // Congrès archéologique de France, 167e session, 2009: Monuments de l'Aveyron. P., 2011. P. 71-160; Le chantier de Sainte-Foy de Conques: Elements de réflexion // Les cahiers de Saint Michel de Cuxa. 2014. T. 45. P. 93-104; Pastoureau M. Tympans et portails romans. P., 2014.
О. В. Чумичева
Ключевые слова:
Монастыри Римско-католической Церкви Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Франция) Конк, католический бенедиктинский, впоследствии премонстрантский монастырь Спасителя и святой Веры (деп. Аверон, Франция)
См.также:
КЛЮНИ католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв.
ЛЕРЕН [Лерин (Леринский монастырь)], католич. мон-рь Пресв. Девы Марии на о-ве Сент-Онора в архипелаге Лерен близ г. Канны (деп. Приморские Альпы, Франция)
БАНГОР ирландский мон-рь VI в.
БАТАЛЬЯ город и мон-рь в Португалии, усыпальница королей Авишской династии
БЕРИ-СЕНТ-ЭДМУНДС город и бенедиктинское аббатство в Вост. Англии
БРАТЬЯ ОБЩЕЙ ЖИЗНИ полумонашеские общины, объединявшиеся для ведения совместной благочестивой жизни