Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЛЮНИ
36, С. 26-31 опубликовано: 29 июня 2019г.


КЛЮНИ

Аббатство Клюни. Фотография. Нач. XXI в.
Аббатство Клюни. Фотография. Нач. XXI в.

Аббатство Клюни. Фотография. Нач. XXI в.
[лат. Cluniacum; франц. Cluny], католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв. (см. Клюнийская реформа). Основан в 909 или 910 г. на земле, принадлежавшей Гийому (Вильгельму) I Благочестивому (ок. 875-918), гр. Буржа, Оверни, Лиможа, Лиона, Макона и герц. Аквитании. В 825 г. Маконский еп. Хильдебальд передал усадьбу (villa) К. гр. Варину и его супруге в обмен на др. земельные владения. Впосл. усадьба и др. земли в графстве Макон перешли в распоряжение Бернарда († 886), гр. Оверни и Тулузы. В 893 г. дочь Бернарда Ава завещала эту усадьбу и земли своему брату Гийому Благочестивому. Дата основания мон-ря остается дискуссионной. Грамота об учреждении аббатства, составленная диак. Одоном в Бурже в присутствии Гийома Благочестивого, его жены Ингельберги и 41 свидетеля, датирована 11 сент. 11-го года правления кор. Карла, 13-го индикта. Индикт указывает на 910 г.; 11-м годом правления Карла III Простоватого был 908-й (при отсчете от года, в который он стал единоличным правителем зап. франков (898)), но в грамотах Карла Простоватого годы его правления определялись по-разному, в т. ч. от даты коронации (28 янв. 893). Высказывалось мнение, что основание К. следует датировать по индикту (Bruel A. Études sur la chronologie des rois de France et de Bourgogne d'après les diplômes et les chartes de l'abbaye de Cluny aux IXe et Xe siècles. P., 1880. P. 13-19); эта датировка подтверждается «Хронологией клюнийских аббатов» (кон. XI в.- Paris. Nouv. acq. lat. 1497. Fol. 2v). Согласно Г. де Валу, датировка 910 г. основана на неверном подсчете индикта; правильная дата - 909 г. (DHGE. T. 13. Col. 40). Мн. совр. исследователи датируют основание К. 909-910 гг. (напр.: Wollasch J. Cluny - «Licht der Welt»: Aufstieg und Niedergang der klösterlichen Gemeinschaft. Zürich etc., 1996. S. 19).

В грамоте, составленной от имени герц. Гийома и Ингельберги, говорится о дарении апостолам Петру и Павлу виллы К. с постройками, домениальными землями и капеллой Девы Марии и св. Петра, которой принадлежали другие капеллы и угодья и у к-рой имелись зависимые крестьяне (сервы), гл. обр. в Маконском графстве. В К. следовало основать мон-рь святых Петра и Павла; насельники мон-ря под рук. аббата Бернона († 927) должны были соблюдать устав прп. Венедикта Нурсийского (бенедиктинский устав), молиться за упокой души перечисленных в грамоте людей (кор. Одона (888-898), родителей и всех родственников дарителей, их вассалов) и за укрепление католической веры, заботиться о бедных, больных и странниках. Никто из светских и церковных сеньоров под страхом гнева апостолов и отлучения от Церкви не имел права вмешиваться в управление мон-рем и посягать на подаренное обители имущество. В знак того, что мон-рь находился под защитой (tuitio) апостолов и папы Римского, каждые 5 лет монахи должны были посылать в Рим, «к апостольскому порогу», 10 солидов (Les plus anciens documents originaux de l'abbaye de Cluny / Éd. H. Atsma, J. Vezin. Turnhout, 1997. T. 1. P. 34-35).

При аббате Берноне К. оказывали покровительство вассалы Гийома Благочестивого. Так, Аймард, предок династии Бурбонов, подарил аббатству виллу Сувиньи, где был основан мон-рь св. Петра. Преемник Бернона св. Одон (926/7-942) установил тесные отношения с Римскими папами и герм. императорами. Папские привилегии и щедрые пожертвования знати способствовали стремительному росту благосостояния К.: ко времени настоятельства св. Одона относится 188 документов о дарении собственности, ко времени аббата Аймарда (942-954) - 278. По преданию, первоначально в К. было всего 12 монахов (Rodulf. Glab. Hist. III 5. 18), к сер. X в. число насельников увеличилось до 134. Аббат Одон и его преемники, святые Майоль (954-994), Одилон (994-1049) и Гуго (Гуго I; 1049-1109), активно занимались церковной и политической деятельностью, пользовались покровительством как Папского престола, так и императоров Свящ. Римской империи. Под их руководством аббатство прославилось как образцовый бенедиктинский мон-рь; литургическая традиция и дисциплинарные обычаи, соблюдавшиеся в К., получили широкое распространение и оказали влияние на европ. монашество. Часть мон-рей, реформированных аббатами К., вошла в состав Клюнийской конгрегации.

В эпоху расцвета (XI-XII вв.) аббаты К. контролировали более 200 мон-рей на территории совр. Франции, Англии, Шотландии, Италии, Испании и Португалии. К. стал одним из крупнейших европ. мон-рей: при аббате Петре Достопочтенном (1122-1156) здесь было от 300 до 400 монахов, не считая конверсов. К. неоднократно посещали Римские папы, напр., папа Урбан II незадолго до Клермонского Собора (1095). В мон-ре скончался и был похоронен папа Геласий II (1118-1119), здесь был избран на Папский престол Ги Бургундский, архиеп. Вьенны, принявший имя Каллист II (1119-1124). В 1245-1246 гг. в К. проходили переговоры папы Иннокентия IV и франц. кор. Людовика IX Святого, от которого папа добивался помощи в борьбе с имп. Фридрихом II.

Церковь Клюни III. Литография Э. Саго (из кн.: Lorain P. Essai historique sur l`abbaye de Cluny. Dijon, 1839)
Церковь Клюни III. Литография Э. Саго (из кн.: Lorain P. Essai historique sur l`abbaye de Cluny. Dijon, 1839)

Церковь Клюни III. Литография Э. Саго (из кн.: Lorain P. Essai historique sur l`abbaye de Cluny. Dijon, 1839)
При Одилоне и Гуго I в основном оформился архитектурный ансамбль аббатства; в его состав входила главная монастырская церковь (т. н. Клюни III), к-рая до XVI в. была известна как крупнейший храм Европы. Покровителями К. считались апостолы Петр и Павел: в алтаре старой монастырской церкви, освященной в 981 г., хранились реликвии апостолов, подаренные монахами рим. мон-ря св. Павла (Сан-Паоло-фуори-ле-Мура). В «Liber Tramitis», описании монастырских обычаев (consuetudines) (2-я четв. XI в.), упоминается о мн. реликвиях, почитавшихся в К.,- о частицах Св. Креста и облачения Девы Марии, о мощах мучеников и др. При аббате Понтии (1109-1122) в К. из Иерусалима были доставлены еще одна частица Св. Креста и палец св. Стефана; при аббате Гуго V Анжуйском (1199-1207) монастырю была подарена часть мощей (глава) сщмч. Климента, еп. (папы) Римского. Среди важнейших святынь К. была рака с мощами св. Гуго I, находившаяся за главным алтарем монастырской церкви. Храмы К. славились пышным убранством. Так, по указанию аббата Пьера II де Шатлю (1322-1344) на главном алтаре Клюни III были установлены золотая статуя Девы Марии и серебряные изображения 8 святых, в т. ч. аббатов К.

В XI в. вокруг мон-ря сложилось поселение (бург), обнесенное укреплениями. Участники Собора, созванного в Шалоне папским легатом Петром Дамиани (1063), подтвердили, что владения К. находились в полной юрисдикции аббата и не подчинялись др. церковным и светским сеньорам. Причиной созыва Собора были попытки Дрогона, еп. Макона, установить контроль над принадлежавшими К. землями; епископ столкнулся с сопротивлением жителей бурга, а участники Собора отлучили его от Церкви. Юрисдикция аббата К. была подтверждена Римскими папами Григорием VII (в 1075) и Луцием II (в 1144). В 1095 г. папа Урбан II подтвердил, что монастырский бург находится под покровительством Папского престола, как и священная территория в окрестностях К. (limites sacri banni - PL. 151. Col. 561-564). На собрании епископов Лионской пров. и сеньоров Бургундии в Маконе (1153) было принято решение защищать собственность и зависимых людей К. на землях между реками Соной, Луарой и Роной; жители бурга обязывались оказывать вооруженное сопротивление захватчикам. Тем не менее в 1161 г. воины Гийома II, гр. Шалона, напали на бург и убили почти 500 жителей, пытавшихся остановить их. Лурдонский договор, заключенный аббатом К. и графом Шалона (1180), был утвержден франц. кор. Филиппом II Августом, к-рый обязался защищать мон-ри К., Паре-ле-Моньяль и Марсиньи. Однако угроза монастырским владениям со стороны местных сеньоров не исчезла, поэтому аббат Тибо I из Вермандуа (1179-1183) велел окружить монастырь и бург крепостными стенами (длина 1,33 км), заменившими укрепления аббата Гуго I. Жители бурга, перестав повиноваться аббату Гуго V Анжуйскому из-за повышения податей, основали коммуну, но в 1206 г. заключили договор с аббатом и отказались от борьбы за городские свободы; впосл. сеньориальные права аббата не оспаривались горожанами. В 1304 г. юрисдикция аббата над бургом К. была подтверждена франц. кор. Филиппом IV Красивым.

Несмотря на снижение авторитета К. в XIII-XIV вв., мон-рь оставался одним из крупнейших во Франции (в 40-х гг. XIV в. здесь подвизалось 260 монахов, но число насельников постоянно уменьшалось). Упадок монашеской жизни в К., как и во мн. др. мон-рях Франции, связывают с введением режима комменды по условиям Болонского конкордата (1516). На должность аббата назначались лица, не заинтересованные в соблюдении устава и порядка монастырской жизни, не часто посещавшие порученный им мон-рь. Согласно акту, составленному в связи с назначением аббата Эймара Гуффье де Буази (1518-1528), к моменту введения комменды в К. было 140 монахов, к-рые строго придерживались бенедиктинского устава и следили за порядком богослужений; доход аббата оценивался в 10 тыс. дукатов. Передача должности аббата членам семейства Гизов (с 1528) негативно сказалась на положении К. во время религиозных войн во Франции, т. к. Гизы считались главными противниками гугенотов. В 1562 г. гугеноты захватили К., разграбили монастырское имущество и уничтожили мн. рукописи; монахи укрылись в клюнийском приорате Паре-ле-Моньяль и в замке Лурдон. В 1574 г. гугенотам удалось захватить замок Лурдон, в котором находились сокровища и святыни аббатства. Была утрачена бóльшая часть ценностей, хранившихся в К. Позднее аббат Клод де Гиз (1575-1612) выкупил у протестантов документы монастырского архива. В 90-х гг. XVI в. монахи и горожане К. были вовлечены в противостояние Гизов и кор. Генриха IV. Королевское войско осаждало Лурдон, а в 1595 г. разграбило окрестности К. (горожане заплатили выкуп).

В XVII в. попытки возродить монашескую жизнь в К. с помощью введения «строгой обсервации» (неукоснительного соблюдения устава) и адм. преобразований привели к нестроениям в аббатстве и в конечном счете потерпели неудачу. Как и мн. др. бенедиктинские мон-ри во Франции, аббатство К. перестало оказывать духовное и культурное влияние на общество. В связи с распространением идей Просвещения возникло представление о том, что богатства мон-рей не соответствовали пользе, к-рую они приносили обществу и гос-ву. По этой причине закрытие К. в годы Французской революции (1789-1799) не вызвало сопротивления даже среди насельников аббатства. После принятия Конституционным собранием декрета об отмене монашеских обетов и о роспуске религ. общин (13-19 февр. 1790) горожане ходатайствовали о сохранении монастырской церкви, однако муниципалитет г. Макон постановил закрыть храм. Согласно акту о передаче монастырского имущества (31 янв. 1791), подписанному прокуратором аббатства Пьером Тальмёфом, в К. был 41 монах, доходы мон-ря составляли почти 100 тыс. ливров, доходы аббата - 200 тыс. После установления диктатуры якобинцев аббат Доминик де Ларошфуко (1757-1790) бежал в Германию († 25 сент. 1800 в Мюнстере). Последняя месса была совершена в К. 25 окт. 1793 г. 28-29 нояб. монастырская церковь и приходские храмы К. были разорены солдатами революционной армии. В 1795 г. в приходских церквах возобновились богослужения, однако монастырский храм был признан ветхим и не подлежащим восстановлению. В апр. 1798 г. здание церкви было продано с торгов за 2 млн франков; разрушение храма продолжалось до 1824 г. (тогда же была уничтожена основная приходская ц. Сен-Майёль).

(Библиографию по истории К. см. в ст. Клюнийская конгрегация.)

А. А. Ткаченко, А. А. Королёв

Архитектура Клюни

Здания аббатства неоднократно подвергались перестройкам, поэтому важнейшими источниками сведений о монастырском ансамбле являются клюнийские «consuetudines», средневек. лит. произведения, графические изображения и планы XVII-XVIII вв., а также данные археологических раскопок. Сложившиеся в исследовательской лит-ре представления о развитии ансамбля К. во многом основаны на выводах К. Дж. Конанта, к-рый между 1928 и 1950 гг. руководил раскопками на территории мон-ря. Археологические исследования, возобновленные в 2006 г., позволили исправить и дополнить мн. предположения Конанта.

К моменту основания монастыря в К. существовала усадебная капелла Девы Марии и св. Петра (Конант назвал ее Клюни А). По мнению Конанта, вскоре рядом с капеллой была возведена 1-я монастырская церковь (Клюни I), имевшая сходство с церковью клюнийского приората Пайерн (Швейцария) и с ц. Сен-Лоран в Тюрню (обе - Х в.): это однонефные сооружения с нишами в вост. (алтарной) стене и невысокой башней над предалтарным пространством. Однако данные, полученные во время раскопок 2013-2014 гг., позволяют считать, что до сер. X в. в мон-ре не велись крупные строительные работы. Под монастырские нужды были использованы здания подаренной монахам каролингской виллы (обнаружены остатки построек VIII-IX вв.), в т. ч. усадебная капелла.

Не ранее 948 г. на месте виллы началось строительство монастырской ц. св. апостолов Петра и Павла (Клюни II). Постройка была окончена только при аббате Майоле (храм освящен в 981). Конант считал, что столь длительный срок возведения храма объясняется инженерными трудностями, но, по данным раскопок нач. XXI в., храм неоднократно перестраивался (возможно, изменения в проект здания вносились в ходе работ). Клюни II - 3-нефный храм (длина 47,6 м) с выступающим трансептом и 3-апсидной алтарной частью; под центральной апсидой была устроена 3-апсидная крипта, своды к-рой опирались на 2 столба. По сторонам алтарной части храма находились помещения, вероятно предназначенные для погребения, а на краях рукавов трансепта - еще 2 небольшие апсиды. Формы 3-нефного хора со сводчатым перекрытием имеют аналоги в памятниках кон. X - нач. XI в. (монастырские церкви в Деоле, Верне, Перреси-ле-Форж). По мнению Конанта, план алтарной части Клюни II был задуман и реализован при аббате Майоле, однако храм мог перестраиваться при его преемнике Одилоне. Центральный неф Клюни II был существенно выше боковых и скорее всего имел цилиндрический свод с небольшими окнами у основания (самый ранний пример сводчатой церкви с верхним освещением). Над средокрестием возвышалась прямоугольная в плане башня, похожая на башню (высота 35 м) ц. Сен-Мартен в Шапезе близ К. (1-я пол. XI в.). К зап. части храма примыкал просторный, вероятно, 2-этажный нартекс («Галилея»), предположительно фланкированный 2 башнями (в наст. время считается, что нартекс был возведен при аббате Одилоне). Архитектура Клюни II, продемонстрировавшая новые конструктивные решения, оказала существенное влияние на зодчество монастырских и коллегиальных церквей в Европе (церкви св. Бенигна (Сен-Бенинь) в Дижоне, Сен-Ворль в Шатийон-сюр-Сен, св. Гертруды в Нивеле, св. Ремигия (Сен-Реми) в Реймсе, Сен-Мартен-дю-Канигу). К монастырской церкви примыкал клуатр, вокруг которого располагались зал капитула, рефекторий (трапезная), больница и др. здания; в описаниях К. упоминаются также купальня, дом новициев, мастерские, гостиницы. Сооружение большинства этих зданий приписывается аббату Одилону: согласно Житию Одилона, составленному мон. Йотсальдом (BHL, N 6281), по указанию аббата из Прованса были доставлены рим. колонны. Вероятно, к этому времени относится нижний ярус т. н. Сырной башни, позднее включенной в систему монастырских укреплений. Зал капитула был соединен переходом с 1-нефной ц. Девы Марии, построенной на месте более ранней капеллы и освященной скорее всего в 1085 г. По данным раскопок, церковь имела 3-апсидный хор и башню над предалтарным пространством (аналог - церковь клюнийского приората Сент-Ипполит-де-Бонне). На монастырском кладбище к востоку от главного храма (Клюни II) находилась центрическая капелла-триконх (в «Consuetudines» мон. Бернарда (2-я пол. XI в.) она именуется «ecclesia de Sancto Sepulchro», впосл. Нотр-Дам-дю-Симетьер); кладбищенские капеллы Девы Марии, связанные переходами с больницей и залом капитула, существовали также в клюнийских мон-рях Ла-Шарите-сюр-Луар, Сувиньи, Шарльё и др.

В связи с увеличением числа насельников и ростом благосостояния К. аббат Гуго I приступил к реализации самого грандиозного строительного проекта в истории аббатства - возведению новой монастырской ц. апостолов Петра и Павла (Клюни III); ц. Клюни II была в основном разобрана, алтарная часть превращена в капеллу Сен-Пьер-ле-Вьё. Клюни III была ярким образцом романской архитектуры. Ее сооружение стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям европ. монархов (в частности, Альфонсо VI, кор. Кастилии и Леона) и крупных сеньоров (в т. ч. герц. Аквитании Гийома VIII). По преданию, строительство храма началось по указанию ап. Петра, к-рый явился парализованному мон. Гунзону и описал устройство церкви; Гунзон рассказал о видении аббату Гуго I. Иллюстрация к этой легенде представлена в рукописи нач. XIII в. из клюнийского приората Сен-Мартен-де-Шан (Paris. lat. 17716. Fol. 43r): на миниатюре изображены апостолы Петр и Павел и св. Стефан, объясняющие больному монаху планировку здания с помощью веревок.

Большой юж. трансепт ц. Клюни III. 1-я четв. XIII в. (совр. вид)
Большой юж. трансепт ц. Клюни III. 1-я четв. XIII в. (совр. вид)

Большой юж. трансепт ц. Клюни III. 1-я четв. XIII в. (совр. вид)

Ц. Клюни III была заложена в 1088 г., к 1095 г. удалось возвести алтарную часть (апсиду с широким деамбулаторием и капеллами), которая была освящена папой Урбаном II. Малый (алтарный) трансепт, укрепленный контрфорсами, и основная часть хора были завершены к осени 1115 г. (к этому времени длина здания достигла 52,5 м). В то же время велись работы по возведению большого трансепта, равного по ширине центральному нефу, затем - 5 нефов храма, распор наружных стен которого передавался на контрфорсы через примыкавшие под углом арки (впосл. использованная в Клюни III система контрфорсов и аркбутанов получила широкое применение в готической архитектуре). Общая длина здания составляла 150 м (после пристройки нартекса - 187,31 м), высота - 38,5 м; свод центрального нефа поднимался до 29,5 м при ширине нефа в 11 м и высоте аркады в 10,85 м; толщина внешних стен достигала 1,93 м. Богато декорированный портал возвышался на 18,5 м. Торжественное освящение храма 25 окт. 1130 г. возглавил папа Римский Иннокентий II. Церковь достраивалась и в дальнейшем: был возведен обширный 2-этажный нартекс (завершен при аббате Ролане де Эно (1220-1228)), во 2-й пол. XIII в. получивший новый фасад с окном-розой и порталом, в XIV-XV вв.- башни нартекса (они уравновесили развитую вост. часть храма, увенчанную башнями), тогда же были пристроены новые и реконструированы старые капеллы.

Архитекторы Клюни III ориентировались на церкви XI в. клюнийских мон-рей в Пайерне и в Ла-Шарите-сюр-Луар (впосл. перестраивалась), храмы аббатств Флёри (Сен-Бенуа-сюр-Луар) и Сент-Этьен в Невере, а также ц. Сен-Филибер в Турню и ц. Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране (на 2 последние - с т. зр. опыта возведения цилиндрического свода). Центральный неф Клюни III был значительно шире, чем в более ранних храмах. Облегчение верхнего яруса стен за счет оконных проемов не только позволило улучшить освещение интерьера, но и дало возможность перенести нагрузку на нижнюю часть стен, укрепленную контрфорсами и аркбутанами. В отличие от герм. архитектуры (собор в Шпайере, 1030-1061) акцент был сделан не на простоте плана, а на развитии конструкции и вверх и вширь. Сравнительно простое решение зап. и центральной частей Клюни III контрастировало со сложной организацией вост. части (хора), предназначенной гл. обр. для монахов. Деамбулаторий с венцом капелл (5 капелл по периметру центральной апсиды, по 3 в рукавах малого трансепта и по 2 в рукавах большого), позволявший участвовать в богослужениях и процессиях многочисленным паломникам, находит соответствия в храмах, возведенных на т. н. паломнических путях в Сантьяго-де-Компостела. Согласно Конанту, отклонение от точных пропорций не превышало 10 см как в плане, так и по параметрам постройки (судя по сохр. части). Хор и неф церкви расходились под небольшим углом (неизвестно, было ли это результатом ошибки, изменений в плане или сознательным замыслом), поэтому сев. и юж. стены отличались по длине. Отклонение от точных размеров сохранившихся стен по вертикали также не превышает 10 см (вероятно, допустимая погрешность кладки). Стены выложены из камня и отделаны плинфой; в интерьере нефа нижний ярус стен был прорезан узкими и высокими, слегка заостренными арками, разделенными столбами сложного профиля. Над слепым трифорием (3 полукруглые арки на 1 пролет нижнего яруса) располагался аналогичным образом структурированный клеристорий с окнами; свод поддерживался подпружными арками прямоугольного профиля, перекинутыми между полуколоннами верхнего яруса. Характерной чертой было применение в декоре архитектурного ордера (это свидетельствует о понимании античного наследия и желании воспринять аккумулированные в нем знания и идеи; в 1-й пол. XII в. эта тенденция получила яркое воплощение в соборе Сен-Лазар в Отёне). Так, вост. часть была украшена колоннами со скульптурными капителями, выше находился слепой пояс с полуколоннами, над ним - пояс окон, разделенных небольшими полуколонками. Квадратное основание главной башни над средокрестием венчалось слепой галереей и островерхим куполом. Аналогичным образом были решены башни нартекса; башни над рукавами большого трансепта и над хором имели 8-гранную форму.

Фрагмент капители деамбулатория ц. Клюни III. 1-я четв. XII в. (музейное собрание в здании хранилища для зерна в Клюни)
Фрагмент капители деамбулатория ц. Клюни III. 1-я четв. XII в. (музейное собрание в здании хранилища для зерна в Клюни)

Фрагмент капители деамбулатория ц. Клюни III. 1-я четв. XII в. (музейное собрание в здании хранилища для зерна в Клюни)

Архитектура Клюни III стала образцом для романского зодчества и оказала влияние на формирование стиля и принципов строительства в эпоху готики. Под прямым влиянием Клюни III были возведены несколько романских церквей, среди которых выделялся кафедральный собор в Кентербери, где алтарная часть, перестроенная между 1096 и 1126 гг., получила особый трансепт и деамбулаторий с капеллами. В 90-х гг. XI в. радиальные капеллы были пристроены к церкви клюнийского приората в Льюисе; более скромными образцами влияния Клюни III в Англии являются храмы клюнийских приоратов Лентон и Бермондси. В Бургундии были возведены клюнийские церкви в Ла-Шарите-сюр-Луар, Сувиньи и Паре-ле-Моньяль (уменьшенная копия Клюни III, но с 1 трансептом и без нартекса).

Монументальный перспективный портал Клюни III (1106-1120), известный по зарисовкам XVIII в. и фрагментам, относится к ранним порталам со скульптурным тимпаном. Вероятно, одним из его образцов был более скромный по замыслу и исполнению портал ц. св. Фортуната в клюнийском мон-ре Шарльё (ок. 1100; сохр.). В полуциркульном тимпане портала - «небесных врат», отделяющих сакральное пространство от внешнего мира,- находились рельефные изображения Христа во славе, 2 стоящих на облаках ангелов, 2 парящих серафимов и тетраморфа. Тимпан был выполнен из цельного каменного блока (5,6 м в основании, высота 3,25 м), покоился на монолитном резном архитраве с изображениями атлантов; его обрамляли неск. перспективно нарастающих архивольтов с изображениями ангелов, растительными мотивами и небольшими фигурками (возможно, старцы Апокалипсиса). Над полукружием тимпана, по сторонам портала, располагались 4 фигуры апостолов, выше был размещен аркатурный пояс с 23 фигурами святых в нишах. Скульптурный декор имел раскраску, схожую с насыщенными и яркими орнаментальными деталями капеллы небольшого приората Берзе-ла-Виль близ К. Фон тимпана был кобальтово-синим, гиматий Спасителя - красным, золотое сияние мандорлы было передано близким к оранжевому охристым цветом, др. образы выделены алым, охрой и зеленым, с желтовато-охристыми и синими деталями.

Считается, что роспись капеллы в Берзе-ла-Виль (XII в.) дает представление об утраченном живописном убранстве Клюни III. В апсиде капеллы находится фресковое изображение восседающего на престоле Христа во славе (правой рукой он благословляет, в левой - развернутый свиток), фланкированного фигурами 12 апостолов (в рост) и святых. Утонченный стиль росписей Берзе-ла-Виль имеет параллели в миниатюрах клюнийских рукописей XII в. Клюнийские мастера скорее всего ориентировались на византинирующий стиль Центр. Италии (напр., росписи церквей Рима и аббатства Монте-Кассино).

Иисус Христос во славе. Роспись капеллы приората Берзе-ла-Виль. 1-я четв. XII в.
Иисус Христос во славе. Роспись капеллы приората Берзе-ла-Виль. 1-я четв. XII в.

Иисус Христос во славе. Роспись капеллы приората Берзе-ла-Виль. 1-я четв. XII в.

Католич. св. Бернард Клервоский критиковал богатый скульптурный декор зданий К., т. к., по его мнению, необычные изображения («красота поразительных чудовищ или чудовища поразительной красоты», «непристойные обезьяны», «свирепые львы», кентавры - «наполовину человеческие существа», «пятнистые тигры», сражающиеся воины, охотники, которые дуют в рога, «единая голова со множеством туловищ или единое туловище со многими головами») отвлекали от размышлений о Боге. Среди сохранившихся элементов скульптурного убранства выделяются известняковые фигуративные капители (кон. XI в.), вероятно находившиеся на колоннах хора и восточной части деамбулатория: 8 аллегорических изображений музыкантов и григорианских невм, а также капители с символикой 4 райских рек и образами 4 ветров. Благодаря включению растительных элементов сложной структуры они сохраняют сходство с коринфскими капителями. На «григорианских» капителях представлены фигуры музыкантов (жонглеров) с инструментами в руках, обрамленные рамкой-мандорлой с текстом по периметру. Их причудливые позы, условность жестов составляют стилистическую особенность романской скульптуры, далекой от букв. восприятия образов. На другой капители представлены аллегорические изображения 7 «свободных искусств» (Риторика, Грамматика, Диалектика, Астрономия, Геометрия, Арифметика, Музыка; 8-я фигура - скорее всего Премудрость, или Философия).

Хранилище для зерна и мельничная башня в аббатстве Клюни. 2-я пол. XIII в.
Хранилище для зерна и мельничная башня в аббатстве Клюни. 2-я пол. XIII в.

Хранилище для зерна и мельничная башня в аббатстве Клюни. 2-я пол. XIII в.
Одновременно с возведением Клюни III в монастыре велись работы по строительству рефектория, дормитория (келейного корпуса), больницы, богадельни и др., был сооружен новый клуатр. В перестроенном виде сохранилось здание гостиницы - т. н. конюшни св. Гуго (кон. XI - нач. XII в.). Строительные работы продолжались при аббате Петре Достопочтенном (зал капитула и др.). Ко 2-й пол. XIII в. относятся мельничная башня и 2-этажное хранилище для зерна; на рубеже XIII и XIV вв. был возведен т. н. дворец папы Геласия (искажен неоготической реконструкцией XIX в.). Во 2-й пол. XV в. по указанию аббата Жака II д'Амбуаза (1481-1510) построена небольшая резиденция настоятеля (в наст. время мэрия). Значительная часть средневек. зданий была утрачена в результате реконструкции монастырского ансамбля, предпринятой по указанию аббата Фредерика Жерома де Ларошфуко (1747-1757). В новые корпуса были включены дворец папы Геласия и фрагменты зала капитула. После закрытия К. (1790) главная монастырская церковь Клюни III перестала использоваться по назначению и была продана на слом. От нее сохранилась часть юж. рукава большого трансепта с башней и небольшой башенкой-пристройкой (ок. 8% здания). Возрождение интереса к монастырским зданиям было связано с празднованием 1000-летия К. (сент. 1910); церковные торжества, на к-рых присутствовали франц. епископы-бенедиктинцы и настоятели крупнейших бенедиктинских мон-рей, были совмещены с научным конгрессом, посвященным истории и культурному наследию К. После этого были приняты меры для сохранения монастырского ансамбля; по инициативе Американской средневековой академии (Medieval Academy of America) были проведены археологические изыскания, позволившие восстановить архитектурную историю К.

На территории монастырского бурга сохранились приходские церкви Нотр-Дам (XII-XIV вв.) и Сен-Марсель (XII-XIII вв.), остатки зданий приората св. Майоля (XV в.) и капеллы св. Одилона (XI в.), а также укрепления и элементы городской застройки (с XII в.). К последнему столетию существования монастыря относятся здания обители реколлектов (XVII в.; в наст. время конгрегация Клюнийских сестер св. Иосифа) и госпиталя (Отель-Дьё), возведенного по указанию кард. Э. Т. де ла Тура д'Овернь, аббата К.

Лит.: Oursel Ch. L'art de Bourgogne: Études d'histoire et d'archéologie. Dijon, 1928; Conant K. J. Mediaeval Academy Excavations at Cluny // Speculum. Camb. (Mass.), 1929. Vol. 4. N 1. P. 3-26; N 2. P. 168-176; N 3. P. 291-302; idem. The Iconography and the Sequence of the Ambulatory Capitals of Cluny // Ibid. 1930. Vol. 5. N 3. P. 278-287; idem. The Apse at Cluny // Ibid. 1932. Vol. 7. N 1. P. 23-35; idem. The Third Church of Cluny // Medieval Studies in Memory of A. K. Porter. Camb., 1939. Vol. 2. P. 327-357; idem. Cluny: Les églises et la maison du chef d'ordre. Camb. (Mass.); Mâcon, 1968; Deschamps P. L'âge des chapiteaux du chœur de Cluny // Rev. de l'art ancienne et moderne. P., 1930. T. 58. P. 157-176, 205-218; Mercier F. Les Primitifs français: La peinture clunisienne de Bourgogne à l'époque romane, son histoire et sa technique. [P., 1931]; Virey J. Les églises romanes de l'ancien diocèse de Mâcon: Cluny et sa région. Mâcon, 1934; Weisbach W. Religiöse Reform und mittelalterliche Kunst. Zürich, 1945; Evans J. Cluniac Art of the Romanesque Period. Camb., 1950; eadem. Monastic Life at Cluny, 910-1157. Oxf., 1968r; Aubert M., Gantner J., Pobé M. L'art monumental roman en France. P., [1955]; L'art roman en France / Éd. M. Aubert. P., 1961; Нессельштраус Ц. Г. Искусство Зап. Европы в ср. века. Л.; М., 1964. С. 103-113, 144-147; Kerber B. Burgund und die Entwicklung der französischen Kathedralskulptur im 12. Jh. Recklinghausen, 1966; Erlande-Brandenburg A. Iconographie de Cluny III // Bull. monumental. P., 1968. Vol. 126. N 3. P. 293-322; Salet F. Cluny III // Ibid. P. 235-292; Heitz C. Reflexions sur l'architecture clunisiennr // Rev. de l'art. P., 1972. Vol. 15. P. 89-94; Jacoby Z. La sculpture à Cluny, Vézelay et Anzy-le-Duc: Un aspect de l'évolution stylistique en Bourgogne // Storia dell'arte. R., 1978. Vol. 34. P. 197-208; Armi C. E., Smith E. B. The Choir Screen of Cluny III // The Art Bull. N. Y., 1984. Vol. 66. N 4. P. 556-573; Paul J. L'Église et la culture en Occident: IXe-XIIe siècles. P., 1986. Vol. 2; Carty C. M. The Role of Gunzo's Dream in the Building of Cluny III // Gesta. N. Y., 1988. Vol. 27. P. 113-124; Cluny III - la maior ecclesia: Cat. de l'exposition. Cluny, 1988; Diemer P. What Does Prudentia Advise?: On the Subject of the Cluny Choir Capitals // Gesta. 1988. Vol. 27. P. 149-173; idem. Femmes savantes dans le chœur des moines: Le programme sculptural du déambulatoire de Cluny // Le gouvernement d'Hugues de Semur à Cluny: Actes du colloque scientifique intern. Cluny, 1990. P. 385-403; Praché A. L'art roman en France. P., 1989; Stratford N. Les bâtiments de l'abbaye de Cluny à l'époque médiévale: État des questions // Bull. monumental. 1992. Vol. 150. N 4. P. 383-411; Garrigou-Grandchamp P. Les claires-voies des maisons romanes de Cluny: Formes et significations // Monuments et mémoires. P., 1993. T. 73. P. 53-100; Beckwith J. Early Medieval Art: Carolingian - Ottonian - Romanesque. L., 1994r; Vergnolle É. L'art roman en France: Architecture, sculpture, peinture. P., 1994, 2009; Laule B., Laule U. Romanesque architecture in France // Romanesque: Architecture - Sculpture - Painting / Ed. R. Toman. Konigswinter, 2007. P. 120-177; Geese U. Romanesque Sculpture // Ibid. P. 272-277; Marquardt J. T. From Martyr to Monument: The Abbey of Cluny as Cultural Patrimony. Newcastle, 2007; Castieau Th. L'art roman. P., 2013.
О. В. Чумичева
Ключевые слова:
Монастыри Римско-католической Церкви Клюни, католический бенедиктинский монастырь святых апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Западной Европе в X-XII вв. Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Франция)
См.также:
КОНК Конк, католич. бенедиктинский, впосл. премонстрантский мон-рь Спасителя и св. Веры (деп. Аверон, Франция)
ЛЕРЕН [Лерин (Леринский монастырь)], католич. мон-рь Пресв. Девы Марии на о-ве Сент-Онора в архипелаге Лерен близ г. Канны (деп. Приморские Альпы, Франция)
БАНГОР ирландский мон-рь VI в.
БАТАЛЬЯ город и мон-рь в Португалии, усыпальница королей Авишской династии
БЕРИ-СЕНТ-ЭДМУНДС город и бенедиктинское аббатство в Вост. Англии
БРАТЬЯ ОБЩЕЙ ЖИЗНИ полумонашеские общины, объединявшиеся для ведения совместной благочестивой жизни